Воспитание уважительного отношения к старшим у дошкольников: Воспитание уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье

Воспитание уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье

Аннотация
В статье рассматривается проблема уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье. Анализируются результаты экспериментального исследования сформированности любви и уважения старших дошкольников к родителям.

Abstract
In the article the problem of respect of children of the advanced preschool age for a family is considered. Results of a pilot study of formation of love and respect of the senior preschool children for parents are analyzed.

Библиографическая ссылка на статью:
Есипова Л.Ю. Воспитание уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4204 (дата обращения: 05.12.2022).

Современное общество испытывает дефицит межличностных отношений в наше, непростое, осложненное постоянными стрессовыми ситуациями время.

Проблемой воспитания любви и уважительного отношения детей к родителям занимались Ш.А. Амоношвили, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Сухомлинский, И.В. Сушкова,  А.С. Спиваковская, Н.Е. Щуркова и др.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивен  для формирования межличностных отношений [1].

Экспериментальное исследование предполагало выявление сформированности  любви и уважения старших дошкольников к родителям. В эксперименте участвовало 16 детей старшего дошкольного возраста.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что на протяжении первых двух месяцев календарного года воспитанию у детей любви и уважения к родителям детей должного внимания не уделялось.

Как известно, большое влияние на  чувства детей оказывает игра, которая представляет интерес для детей тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.  Однако, воспитатели недостаточно используют театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, чтение художественной литературы, самостоятельную деятельность с целью развития нравственной  сферы дошкольников.

В календарном плане не ставилась задача – сформировать представление об отношении детей к родителям, регулирующих поступки, действия, взаимоотношения детей. Именно эти знания способствуют возникновению высших эмоциональных проявлений – любви  и уважения к родителям, а ведь положение ребёнка в семье, характер его взаимоотношений с родителями существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта [2].

В разделе «Работа с родителями» не прослеживалась системная, целенаправленная работа по развитию  нравственной сферы  детей старшего дошкольного возраста.

Анализ обследования семей по социальному статусу показал, что 54% семей – полные и 46% семей – неполные. Мы считаем, что состав семьи влияет на нравственное развитие ребенка.

Анализ педагогических условий показал, что нравственному воспитанию детей старшей группы уделяется очень мало внимания:

— не ведётся планомерная, систематическая работа с родителями;

— отсутствие целенаправленной работы по воспитанию нравственной сферы ребёнка-дошкольника;

— отмечается недостаточная выраженность норм и правил, регулирующих поступки, действия, взаимоотношения детей.

Все вышеперечисленные недостатки свидетельствуют о том, что данной проблеме не уделяется достаточного внимания.

Для определения умения детей выражать  любовь и уважение ребенка к родителям с помощью интонации была  проведена  методика Г.А. Павловой «Поздоровайся с мамой или папой».

С целью выявления особенностей эмоционального благополучия ребёнка в семье, определения характера внутрисемейных отношений нами было  проведёно  интервью.

Анализ интервью показал, что половина (50%)  детей рассказали полностью о семье, примерно треть детей (31%) больше любят бабушку и дедушку, либо одного из них. 19% дошкольников ничего не сказали, 13%  – о маме, 6% – о старшем брате, 13% – о папе.

Таким образом,  во всех интервью детей присутствует любовь к родителям, также отмечается неоднородность семей, присутствие в них как благополучных, так и неблагополучных.

Анализ результатов исследования показал, что у 6% старших дошкольников отмечается высокий уровень сформированности любви и уважения детей  к родителям, 69% детей имеют средний уровень и 25% детей – низкий уровень.

Следовательно, результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по нравственному воспитанию дошкольников.

Библиографический список

  1. Лопатухина Т.А., Осипова, А.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся как одна из составляющих современной педагогики // Язык, наука и техника в современном межкультурном пространстве. Материалы III международной научно-практической конференции. – Ростов н/Д, 2013. – С. 57-70.
  2. Подольская, О.А., Абрамов Н.Н. Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста // электронный научный журнал  «APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки». – 2014.- №3. – С. 25.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «lesik»

Воспитание уважительного отношения к старшим.Традиции казачества. | Консультация (старшая группа) на тему:

Отношение к старшим

          Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются  на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Это связано с тем, что семья формирует у ребенка первоначальный социальный опыт, знакомит с многообразием ролевого поведения, способствует развитию привычек, нравственных черт и психических свойств. Семья одна из первых исторических форм социальной общности людей, имеет определенную форму отношений между супругами, между родителями и детьми, между ними и другими родственниками.  Многие исследователи считают, что семья, в которой есть представители трех поколений, является наилучшей и наиболее ценной воспитательной средой благодаря её социально- психологической  дифференциации.

         Основой нравственного воспитания, его первой и важной ступенью является формирование у ребенка такого понятия, как  «уважение к старшим». Мы должны научить его понимать и поддерживать такие нравственные устои  как любовь, взаимопомощь, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, терпимость и бесконечное уважение к пожилому человеку.  

          Мы с вами живем в Ростове-на-Дону, который является экономической столицей  казачьего края. Всем известно, что колыбелью казачества издавна считается Старочеркасск – издавна в донском регионе живут казаки, защищают эту землю, растят на ней своих детей.  Отношение к своим родителям у казаков было по настоящему непререкаемым. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам.

       Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением.

       Обращение к родителям предусматривало только «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим. Кроме самого обращения, к старшим по возрасту соблюдался определенный этикет. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться.

       При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.
        При проведении совместных мероприятий со старшими, мнение старшего являлось решающим. В случае возникновения конфликта или драки, спора или раздоров, слово старшего, также, являлось решающим и подлежало немедленному исполнению.

         Уважаемые родители! Давайте помнить традиции наших предков! Давайте воспитывать в наших детях с младых ногтей почитание к старшим!  Ведь это и есть основа основ нравственного воспитания Вашего ребенка.

Обучение детей уважению в классе

Все мы знаем, каково это, когда тебя уважают (или не уважают). Но что на самом деле означает слово уважение? Чтобы научить уважению в классе, мы должны уметь дать ему определение.

Мы не будем утомлять вас словарными определениями — в любом случае они не особенно полезны при работе с детьми.

Уважение можно описать следующим образом: речь идет об отношении к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.


Как это на самом деле выглядит в классе? Дети, которые проявляют уважение и проявляют уважение: 

  • Чувствовать себя в безопасности рядом со сверстниками и учителем
  • Не кричи и не болтай над другими
  • Слушайте других, даже если они не согласны
  • Не пытайтесь контролировать других
  • Открыто говорить о своих потребностях и желаниях
  • Признать ошибку
  • Свободно выражайте себя и позволяйте другим делать то же самое.

Вот некоторые рекомендации, идеи для уроков и упражнения, которые вы можете использовать для воспитания и поощрения уважения в классе:

Модель респект.

Дети обращаются к взрослым за подсказками о поведенческих ожиданиях. Если они видят, что их воспитатели и учителя относятся к другим с уважением и состраданием, они, скорее всего, сделают то же самое.

Дети — мастера подражания. Если мы ожидаем, что они всегда будут говорить «пожалуйста» и «спасибо», мы должны действовать как образцы для подражания и делать то же самое.

Начни с себя.

Слишком часто взрослые совершают ошибку, требуя уважения от детей, но обращаясь с ними неуважительно, например, пристыжая, поучая или критикуя. Это может произойти, когда наши «кнопки нажимаются», когда мы устали или расстроены.

Учителя и воспитатели должны отказаться от неэффективных или вредных способов реагирования на детей и демонстрировать уважительное поведение, которого они ожидают от детей. Мы можем приучить себя думать, прежде чем говорить, и тщательно подбирать слова, зная, что дети имитируют то, что видят и слышат.

Обсудите уважение со студентами.


Используйте язык, соответствующий возрасту, чтобы учащиеся знали, как они должны относиться к другим. Научите своих детей использовать уважительные слова и фразы, например: «Да, мисс/миссис. Смит», и сказать «пожалуйста» и «спасибо».

Объясните, что уважение проявляется не только в их поведении, но и в их отношении к другим. Убедитесь, что дети знают, что никому, включая взрослых, нельзя вести себя неуважительно.

Похвалите за уважительное поведение.

Признавайте учащихся, когда они демонстрируют доброту, хорошие манеры, сочувствие и уважение к другим. Это намеренное признание приводит к положительным результатам.

Представьте себе, что происходит, когда школьный персонал ищет такое поведение, публично хвалит учащихся, а затем записывает положительное поведение в таблицу. Учащиеся с большей вероятностью будут повторять поведение, что приведет к более благоприятной обстановке в классе и изменению школьной культуры.

Один из лучших способов для учителей переключить свое внимание на позитивное отношение и действия учащихся — это простые инструменты и обучение, которые быстро добавляют структуру для руководства учителями. Наши школьные пакеты делают именно это. Посмотреть в действии:  

Ваш браузер не поддерживает наше видео.

Включение социально-эмоционального обучения.

Сосредоточение внимания только на негативном поведении может заставить учащихся почувствовать себя «плохими» или «проблемными детьми». Социально-эмоциональное обучение (SEL) представляет собой другой подход: оно использует позитивную дисциплину и намеренно делает акцент на признании учащихся за их положительные качества характера.

SEL предоставляет детям инструменты, необходимые им для управления своими эмоциями. А когда дети могут контролировать свои эмоции, они лучше контролируют свое поведение и налаживают межличностные отношения.

Создайте визуальную якорную диаграмму.

Наглядные диаграммы — отличный способ общения с детьми. Создайте якорную таблицу, в которой перечислены способы, которыми дети могут демонстрировать уважение в различных условиях — дома, в школе и в обществе. Включите привлекающие внимание изображения, чтобы сделать его более визуально привлекательным.

Якорная диаграмма — отличный способ начать более тонкие разговоры о том, как определенное поведение может считаться уважительным в одних ситуациях и неуважительным в других.

Играйте в игры, поощряющие по очереди.


Очередь является частью повседневной жизни, будь то стояние в очереди, обмен ресурсами или слушание кого-либо, не перебивая. Изучение этого важного социального навыка помогает детям проявлять терпение и проявлять уважение к другим. Это жизненно важная часть социального развития и общения.

Попробуйте включить игры на уважение для учащихся с четкими правилами смены в классе. Также поощряйте детей участвовать в уважительных мероприятиях, которые включают в себя очередность во время перемены и в свободное время.

Научите важности самоанализа.

Существуют культурные и индивидуальные различия в том, кто, по нашему мнению, заслуживает нашего уважения и как мы это демонстрируем. Например, в некоторых культурах считается неуважением не снимать обувь перед тем, как войти в чей-то дом. В других вполне допустимо не снимать обувь.

Предложите учащимся подумать о том, кто, по их мнению, заслуживает уважения и при каких обстоятельствах. Вот упражнение, которое стоит попробовать: 

.

Начните с определения уважения и того, как оно выглядит и звучит, чтобы у ваших учеников было базовое понимание. Затем создайте несколько сценариев для рассмотрения учащимися. Попросите их решить, должны ли они проявлять уважение к кому-либо в каждом из сценариев (попросите их использовать сигнал, например, большой палец вверх).

Например, спросите учащихся: 

  • Вы уважаете кого-то, потому что он умный? Потому что они талантливы? Почему?
  • Кому-то нужно заслужить ваше уважение, или вы даете его автоматически? Спросите их, как человек заработает это.
  • Заслуживают ли пожилые люди большего уважения, чем молодые, просто из-за своего возраста? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Вы можете быть удивлены тем, насколько разные ответы у студентов. Это упражнение — хороший способ для детей поразмышлять над своими представлениями об уважении. Это также помогает учителям понять, откуда берутся ученики, как в личном, так и в культурном плане.

Уважение начинается в классе

Уважение начинается дома и в классе. Она закладывает основу для позитивных взаимодействий и отношений на протяжении всей жизни человека. Уважение является одним из основных принципов системы управления классом HONORABLE CHARACTER™. Давайте сделаем легким , безболезненным и простым , чтобы вы добились уважения в классе.

Хотите узнать больше о…

Узнайте больше об этом высокоэффективном готовом инструменте для поощрения просоциального поведения учащихся.

Боковая панель

Преимущества уважения к старшим

В современном мире уважение к старшим является важным жизненным навыком, который, кажется, отходит на второй план. Мы видим это в том, как дети разговаривают со своими родителями и в том, как они взаимодействуют со своими учителями. К сожалению, возникает несколько негативных проблем, когда границы поколений между ребенком и старшим отсутствуют из-за отсутствия уважения. Споры, неповиновение и семейный хаос становятся постоянными гостями в жизни ребенка.

Зачем учить уважению?

Хотя уважение является одним из «жизненных навыков», которым должен овладеть ребенок, оно не является «инстинктивным», говорит Энн Крамер, лицензированный консультант по вопросам психического здоровья и автор книги Life Puzzle for Teens . Учась уважению, дети переходят от позиции «Я — центр мира» к позиции «Я — один из многих». Когда дети переходят от этого отношения «только я», они учатся уважать права и ценности других. «В конечном итоге мы создаем мир здоровых детей, которые могут стать взрослыми, которые ценят других на этой планете, — создавая сообщество людей, которые уважают других», — заявляет Крамер.

Уважение способствует личностному росту

 Мишель Данн, психоаналитик и обозреватель Tweentalk в New York Daily News считает, что молодые люди, которые учатся уважению к старшим, получают много преимуществ. Уважение к старшим требует работы и практики. Уважение к другим требует самоконтроля. Самоконтроль взращивает личные инструменты мастерства. Эти инструменты мастерства могут быть перенесены на более сложные задачи, требующие самоконтроля и откладывания собственных планов. Каждый этап в процессе уважения к старшим — это достижение.

 «Помните, когда ребенок проявляет уважение, он создает самоуважение и вызывает уважение к себе», — говорит Данн. «Молодежь, которая учится уважать старших, достигает самоуважения, следовательно, укрепляет уверенность в себе и самоуважение».

Дополнительные льготы

 Кроме того, директор школы Тим О’Брайен заявляет, что родители получают выгоду, потому что у них будут уравновешенные дети, менее эгоистичные, требовательные и грубые (обычные черты современных детей).

Уравновешенных детей легче воспитывать, и они менее склонны нарушать семейную динамику, обеспечивая более счастливую семейную жизнь.

 «Я брал интервью у людей в возрасте от двадцати до двадцати лет, которые ничего не смыслили в этикете, и это мешало им в карьере, — говорит О’Брайен. «Все начинается с обучения уважению».

Обучение уважению

Уважению к старшим прививают через повседневный опыт, например, заставляя ребенка извиняться, если он оскорбляет или кричит на старшего, и поощряя уединение детей и пожилых людей, советует Энн Крамер. Таким образом, ребенок видит старшего как человека, который имеет ценность и на которого нужно обращать внимание, а не принимать как должное.

Последнее слово

Обучение уважению начинается дома . По мнению Данн, манеры и уважение — это заменители самых глубоких ценностей нашего общества.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети относились к вам с уважением, постоянно уважительно относитесь к другим», — говорит детский психолог доктор Николь Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *