Возрастные особенности детей 6-7 лет — развитие старших дошкольников
На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников.
Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе.
Развитие личности старшего дошкольника
До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.
Ребёнок этого возраста умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары дней до нескольких недель. Малыш этими занятиями не только заполняет свободное время, но и получает первые трудовые навыки, развивает воображение и мышление.
Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть.
У ребёнка активно формируется концепция самосознания, развивается гендерная идентичность, он учится понимать, к какому полу относится. У девочек формируется мягкий уступчивый стиль поведения, у мальчиков, наоборот, активный, что даёт им возможность познавать внешний мир. Игра у детей в этом возрасте подчиняется гендерному принципу. Девочки выбирают «дочки-матери», «школу», «магазин», мальчики вместо кукол берут машинки, солдатиков.
Развитие эмоциональной и волевой среды
В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории.
Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо.В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.
Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей.
Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не чувствует себя защищённым и реагирует на нарушение негативно. И что важно, в 6–7 лет в эмоциональной сфере происходит утрата непосредственности и наивности в поведении. Поведение ребёнка начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует возрастным изменениям организма.
В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап – «я это делаю».
Развитие психических процессов
У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона.
У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
Логическое мышление
Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности.
Речевое и социальное развитие
Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.
К первому классу дошкольник в норме должен знать своё окружение, близких друзей и родственников, понимать, кем они ему доводятся, знать имена, запоминать истории, связанные с ними. Взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня.
Физиологическое развитие
Для детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и излишняя обидчивость.
Развиваются дыхательная и сердечная системы. В этом возрасте для гармоничного развития ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры. Заметили, что малыш замкнут, отказывается от общения с друзьями, жалуется на плохой сон и аппетит? Не оставляйте это без внимания. Конечно, эти симптомы не всегда является показателем заболевания, однако профилактический визит к врачу, психологу, логопеду поможет не упустить серьёзных проблем со здоровьем.
Навыки обихода
Шести-семилетние дети уже способны самостоятельно одеться, обуться, умеют застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Старшие дошкольники соблюдают ежедневные ритуалы, например последовательность действий во время сборов в детский сад, на прогулку, подготовки ко сну. Будущему первокласснику уже можно доверить простую работу по дому: полить цветы, убрать на письменном столе, собрать игрушки.
Поскольку малыш в это время активно растёт, необходимо обратить внимание на его режим дня, питание и сон.
Советы родителям:
- Составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время. Так у вас будет время заранее к нему привыкнуть.
- Определите психологическую готовность ребёнка к обучению.
- Подберите школу для будущего первоклассника. При выборе школы обязательно уточните, по какой учебной программе предстоит обучение в начальной школе. Выберите программу, которая учитывает индивидуальность каждого ученика. Сегодня родители, которые бережно относятся к своим детям, выбирают «Начальную школу ХХI века». В методике системы предусмотрен более продолжительный адаптационный период в 1 классе, что помогает ребёнку постепенно привыкнуть к обучению и избежать стресса и детям, и родителям. Первоклассник получает необходимые знания в комфортном ему темпе, все задания подробно разъясняются, поэтому у школьника не возникнет проблем с их выполнением.
- Научитесь разговаривать с ребёнком на равных. Если ему становится грустно или страшно, поддержите его.
- Больше хвалите и меньше критикуйте. Учитесь объяснять и договариваться с дошкольником, не повышая голоса. Это поможет сформировать правильную самооценку, которая очень способствует хорошей обучаемости и успеху в жизни в целом.
Ольга Фатеева
Психологические особенности развития детей 6-7 лет. | Статья (подготовительная группа):
Психологические особенности развития детей
6 – 7 лет.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).
Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.
Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.
У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не- ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость.
Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников.
Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно — личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего собственного внутреннего мира.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной.
В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти.
Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контролируется воспитателем.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентации, укрепления здоровья будущих школьников.
7 -летние вехи развития детей
, написанные участниками редакции WebMD
в этой статье
- Язык и образование
- Разработка
- Социальные, эмоциональные
- Подробнее родители могут помочь
Многие родители не могут помогать, но, но не могут помочь. интересно, растут ли и развиваются ли их дети в правильном темпе. Иногда общие вехи могут быть полезным инструментом.
Но помните, что все дети разные и особенные. Вехи должны быть рекомендациями, а не строгими правилами.
Если у вас есть конкретные вопросы о том, как ваш ребенок достигает определенного рубежа, связанного с 7-летним возрастом, вам следует проконсультироваться со своим семейным врачом или педиатром вашего ребенка.
Следите за такими вехами:
- Языковое и академическое развитие
- Социальное и эмоциональное развитие
Язык и образование
7-летний ребенок, обычно во втором классе, обычно развивается более сложные предложения по мере их роста.
- Они научатся говорить лучше и смогут выполнять более длинные серии команд, чем в возрасте 6 лет.
- Они начали понимать, что некоторые слова имеют более одного значения. Это помогает им понимать шутки и каламбуры и начать словесно выражать чувство юмора.
- У детей младшего школьного возраста может наблюдаться быстрый рост умственных способностей.
К настоящему моменту дети:
- Понимают концепцию чисел
- Отличают день от ночи и лево от права
- Может определить время
- Может повторить три цифры в обратном порядке
Познакомьтесь с администраторами школы и учителями вашего ребенка. Участвуйте в выполнении домашних заданий. Если вы считаете, что ваш 7-летний ребенок отстает, сохраняйте спокойствие, но обращайте внимание на:
- Проблемы с чтением или другие возможные признаки инвалидности
- Что-то, что беспокоит вашего ребенка, например, издевательства
- Проблемы с психическим здоровьем или стресс
Развитие
- Молочные зубы будут выпадать, чтобы освободить место для постоянных зубов.
- Дети этой возрастной группы обычно вырастают примерно на 2,5 дюйма в год и весят от 4 до 7 фунтов в год.
- Возникло ощущение образа тела.
- Дети младшего школьного возраста также чаще жалуются на боли в животе, в ногах и тому подобное. Возможно, это связано с тем, что они стали лучше осознавать свое тело. Тем не менее, родители должны проверить эти жалобы, чтобы убедиться, что нет травм или болезней.
Не поддавайтесь желанию сравнить вашего ребенка с другими или с каким-то «стандартом», о котором вы слышали.
Ваш врач должен иметь карту роста для каждого ребенка. Они будут использовать это, чтобы решить, может ли быть проблема роста, а не общие рекомендации.
Не заставляйте ребенка есть больше, чтобы достичь некоего «стандартного» значения веса.
Помните, что каждый человек уникален.
Социальный, эмоциональный
- В возрасте от 6 до 8 лет дети становятся все более и более независимыми от своих родителей. Они будут пытаться показать, насколько они велики, и делать вещи, которые могут быть опасными.
- Принятие сверстников становится более важным, чем раньше, в первые школьные годы. Они учатся сотрудничать и делиться.
- Мальчики обычно играют с мальчиками, а девочки с девочками.
- Родители должны позволить детям самим выбирать спорт и игрушки — что «для мальчиков» или «для девочек» и тому подобное. И держите под рукой ряд разнообразных, нестереотипных примеров.
- Примерно сейчас дети начинают развивать навыки и концентрацию внимания, а также понимать работу в команде, чтобы начать заниматься организованными видами спорта.
- По мере развития языковых навыков дети все лучше описывают то, что произошло, что они чувствуют и что думают.
- Ложь, жульничество и воровство можно ожидать в раннем школьном возрасте. Дети выясняют, где они подходят, разницу между правильным и неправильным и что приемлемо.
Дополнительные способы помощи родителям
- Используйте фиксированные ограничения по времени для видеоигр, использования компьютера и телевидения. Убедитесь, что время, проводимое за экраном, не мешает физическим играм, достаточному сну и общению с семьей.
- Помогите им наладить порядок и распорядок дня с домашними делами и школьными обязанностями.
- Продолжайте читать своему 7-летнему ребенку, и пусть он читает вам.
- Обратите внимание на родительский контроль на компьютерах и телевизорах.
- Не бойтесь говорить со своими детьми на такие острые темы, как давление сверстников, насилие, употребление наркотиков и сексуальность. Найдите подходящие для вашего возраста способы отвечать на вопросы, не вызывая замешательства или страха.
- Поддерживайте самооценку вашего ребенка и поощряйте его веселиться и выражать себя.
- Рассмотрите возможность уроков плавания и пожарной безопасности для вашего ребенка.
Руководство по охране здоровья и воспитания
- Matdler Milestones
- Develop Development
- Поведение и дисциплина
- БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТИ
- Здоровые привычки
- Все направляющие темы
. Olds)
Вехи развития для первого класса (6- и 7-летние) | ПонятноПерейти к содержимомуЭта страница на английском языке
Потому что наша самая большая сила в различиях
ПожертвоватьОткрывается в новом окнеЗачем поддерживать Понятно?
ByAmanda Morin
Чему вы научитесь
- Физические вехи
- Когнитивные вехи
- Языковые вехи
- Социальные и эмоциональные вехи
- большие перемены из детского сада 9000. Не столько в физических навыках, сколько в том, как дети начинают думать и взаимодействовать с миром. В первом классе наблюдается значительный рост социальных и мыслительных навыков.
Ознакомьтесь с этими вехами развития, чтобы понять, какие навыки типичны для первоклассников.
Изучите темы, выбранные нашими экспертами
Признаки и симптомы
Физические вехи
Большинство детей приобретают выносливость и координацию в первом классе. Они могут начать год немного нескоординированно, потому что большие мышцы рук и ног у них развиты лучше, чем маленькие мышцы, которые они используют для мелких движений. То, что дети могут делать физически в этом году, не изменится так сильно, как в 9 лет.0175 насколько хорошо они умеют это делать.
К концу первого класса большинство детей:
- Улучшат зрительно-моторную координацию, например, при завязывании шнурков двигаться с места
- Почерк становится более аккуратным и легко читаемым
- Бегать, прыгать, прыгать и прыгать
- Бросать и пинать мяч и ловить его обеими руками
- Копировать фигуры и буквы
- Уметь правильно пользоваться посудой (даже если они не всегда это делают!)
- Может начать играть на музыкальном инструменте
- Ездить на велосипеде без тренировочных колес
- Уметь выполнять работу по дому например, подметать или застилать постель
- Самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнию
Вехи познания
Мыслительные способности детей в этом году позволяют им начать исследовать мир, чтобы найти ответы на свои вопросы. В первом классе большинство детей:
- Начните развивать навыки рассуждать и мыслить логически
- Старайтесь думать о вещах, прежде чем принимать решения
- Учитесь на том, что они слышат и читают, а не только на том, что они видят и делают
- Им трудно сделать выбор, потому что они хотят делать все сразу
- Могут читать несколько слов с листа (слова, которые они видят часто и могут читать без произнесения вслух) и произносить другие слова
- Начинают лучше чувствовать время, понимая промежутки времени, дни, недели, месяцы, и сезоны
- Предсказывать, что будет дальше в образце, распознавать и создавать собственные узоры
- Считать до 100 единицами, двойками, пятерками и десятками двадцать
- Базовое сложение и вычитание до 20
Языковые вехи
К началу первого класса дети могут использовать язык в длинных и сложных предложениях, чтобы говорить о прошлом, настоящем и будущем. Но в этом году они могут начать совмещать разговорную речь с чтением и письмом. Первоклассников обычно:
- Начать произносить слова
- Понимать отношения между буквами и звуками
- Знать, использовать и понимать тысячи слов
- Прекратить переворачивать буквы (к концу первого класса)
- Пытаться выражать чувства словами, но может прибегать к агрессии, когда расстроен
- Использовать слова, чтобы убеждать людей в своей точке зрения и рассказывать истории
- Рассказывать анекдоты и загадки, может понимать простые каламбуры
- Небольшую ложь о повседневных вещах
Первоклассные социально-эмоциональные навыки представляют собой интересное сочетание независимости и повышенной потребности в вашем внимании и одобрении. К 7 годам дети обычно начинают понимать, что дружба — это не то, что они могут контролировать сами. Это может вызвать у них некоторое беспокойство. Многие дети также:
- Более независимы, но менее уверены в себе (они могут нуждаться в большом внимании и одобрении со стороны взрослых)
- Легко заводят и разрывают дружеские отношения и могут критиковать других детей
- Легче обижаться и лучше понимать чувства других людей
- Стремятся угодить и хотят «быть первыми» и побеждать хочу
- Лучше понимают, как их видят другие
- Начинают понимать, что значит чувствовать себя смущенным
Существует много различий в том, как быстро дети развивают навыки в первом классе. Но если ребенок не делает большую часть этих вещей к концу первого класса, родители и учителя должны поговорить о том, что они видят, и о том, что может помочь.
Родители и опекуны также должны поделиться своими опасениями с лечащим врачом своего ребенка. Если ребенку нужна поддержка в некоторых областях навыков, сейчас самое время начать.
Взгляните на вехи развития для второ- и третьеклассников.
Основные выводы
Первоклассники часто начинают использовать язык для новых вещей, например, рассказывая анекдоты или убеждая других в своей точке зрения.
Первоклассник может казаться более самостоятельным, но все же нуждается в эмоциональной поддержке и одобрении.
Если ребенок не достигает большинства этапов, родители и опекуны должны поговорить с учителем ребенка и поставщиком медицинских услуг.
Исследуйте соответствующие темы
Знаки и симптомы
Расскажите нам, что вам интересует
Об авторе
об авторе
Amanda Morin.