Психология адаптация: Психологическая адаптация как междисциплинарный предмет исследования

Адаптация на новом месте: пережить и не сбежать

Хорошая новость: у вас уже накоплен опыт адаптации. Вам приходилось проживать этот период не один раз в жизни. Детсад, школа, вуз — вы узнавали правила, чего хотят от вас другие и как вы можете успешно взаимодействовать.

Другая хорошая новость: адаптационный стресс небесконечен. Острая фаза пройдёт через месяц-два. За это время вы успеете узнать, как всё устроено внутри вашей новой компании, её гласные и негласные правила, что за люди ваши коллеги. Сможете оценить, как вы справляетесь с производственными задачами, насколько для вас интересна эта работа и комфортна обстановка. И на основе новых знаний выработаете линию своего поведения.

Эмоциональное напряжение и когнитивная нагрузка значительно уменьшатся через пару месяцев. Дальше вы будете тестировать выработанную вами поведенческую модель и совершенствовать её. На это как раз уйдёт третий месяц адаптационного периода.

Условно можно всю картину стресса адаптации поделить на две части: функционал и психология.

К функционалу относятся должностные обязанности, условия труда и интенсивность нагрузки. Эта часть измерима и очевидна как для самого нового сотрудника, так и для компании. Довольно быстро станет ясно, хватает ли у специалиста знаний, умений и навыков, чтобы справляться с рабочими задачами в заданном компанией ритме и условиях и считать предложенный размер оплаты труда достаточным для этого объёма работ.

Вторая, психологическая часть процесса адаптации менее измерима и отчасти протекает скрытно. К ней относятся индивидуальные психологические особенности личности нового сотрудника, отношение к нему коллег, обстановка в коллективе. Чтобы быть принятым в коллектив и самому понять, кто здесь какой, к кому можно обратиться за советом и поддержкой, а к кому не стоит, лучше с самого начала работы выбрать для себя доброжелательную и нейтральную позицию. Быть готовым рассказать коллегам общую информацию о себе, предложить посильную помощь в небольших задачах, спрашивать, что и как принято в этой организации.

Главное — наблюдать самому. Вы сориентируетесь, как здесь относятся к переработкам, принято ли вместе обедать, проводить время вне работы в общих активностях. Какой стиль общения среди коллег. И не стоит рассказывать о себе много личной информации, постоянно просить заботы, принимать участие в критике кого-либо из коллег, вслух сравнивать достоинства вашей прошлой работы и недостатки новой. Вы приходите в сложившийся коллектив и адаптируетесь в нём, не наоборот.

Если что-то идёт не так в установлении отношений с коллективом, подумайте над своей тактикой поведения, а руководителю можно задать вопрос: какой линии поведения он бы посоветовал придерживаться в коллективе, чтобы успешно войти в него.

В современных крупных компаниях HR-департаменты помогают персоналу в адаптации. Здесь знают, как поддержать новичка, дать понимание, что он не останется один со всеми вопросами, которые у него возникнут.

Но вы можете столкнуться с другим подходом: «ты работай — мы будем на тебя смотреть; сейчас мы тебя максимально загрузим, если выплывешь — значит, выжил». В этом случае вам придётся стать заботливым эйчаром для самого себя.

  • Создавайте для себя памятку, записывайте новую информацию: по организации рабочих процессов, внутренним нормам и правилам компании, вашим обязанностям и дедлайнам, обязанностям и зонам ответственности коллег.
  • Пишите для себя ежедневные отчёты о проделанной работе. Если их не требует руководство, они полезны вам, так как помогут справиться с негативными мыслями, что у вас ничего не получается, организовать день и почувствовать себя увереннее.
Я знаю пример, когда одно такое написанное новичком руководство для самого себя в итоге стало внутренним рабочим документом в редакции крупного новостного портала, и человека благодарили многие пришедшие на работу позже него.
  • Не бойтесь ошибаться и просить помощи. Нормально для новичка — делать ошибки: у вас ещё не хватает знаний о работе именно этой компании. Обсуждайте с руководителем и коллегами возникающие трудности — так вы быстрее вольётесь в коллектив и освоите новые функции.
Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru

Ещё о саморазвитии и самопомощи

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям

4 стадии адаптации к новой стране: что ждет психику во время релокации

Переезжая в другую страну, можно вытащить счастливый билет в новую жизнь, а можно погрузиться в стресс, выбраться из которого будет непросто. К чему стоит подготовиться, а какие «подводные камни» психика обойдет сама?

Преграды на пути к светлому будущему

В последнее время многие специалисты задумываются о переезде и удаленной работе (либо о релокации) в страны с более подходящим климатом и более высоким уровнем жизни — или просто туда, где им нравится жить. Наибольшую популярность вариант релокации снискал в ИТ-отрасли: по данным «Хабр-карьеры», каждый третий программист в 2022 году ищет способы работать вне России. В основном айтишники выбирают страны ЕС (45%) и Азии (6%), Грузию (10%), Армению (6%) и Турцию (9%). Эти страны во многом отличаются от России по законодательству, образу жизни, погоде, стоимости жилья, образования и медицинских страховок и во многих других аспектах.

Поэтому любому человеку в любом возрасте приходится тратить определенные усилия для адаптации в другой стране. Это всегда связано с сильными переживаниями под воздействием новой внешней среды. Эмиграция — это не просто смена места жительства или работы, а огромные перемены в образе жизни, затрагивающие интересы, потребительские привычки и перспективы не только для того, кто решился на переезд, но и для тех, кто вынужден поехать вместе с ним — для его семьи.

Адаптация на новом месте с точки зрения психологии, в частности социологической школы, понимается как способ взаимодействия личности и новой социальной среды, усвоение личностью норм и ценностей нового общества. Личностный подход рассматривает адаптацию в контексте самоактуализации, становления личности, когда реальное и идеальное «Я» стремятся к единству и в процессе этого видоизменяют характер, поведение и привычки человека. Адаптацию также определяют как совокупность характеризующих человека особенностей, которые под воздействием внешних изменений формируют новое состояние личности для успешного продолжения ее деятельности.

Исследователи выделяют внешние факторы адаптации — вызовы внешней среды, связанные с преодолением «культурного шока», уровнем гибкости, открытости и равенства в принимающем обществе — и внутренние — характер, мировоззрение, интеллект, мотивация и целеустремленность, уровень развития личности, локус контроля (внешние или внутренние факторы отвечают за успех и результативность), уровень тревожности, возраст, гендер и другие.

Степень сложности внешних факторов характеризует тот барьер, который придется преодолеть личности на пути к светлому адаптированному будущему, а внутренние критерии — насколько успешно этот барьер будет преодолен.

Торг, депрессия, принятие

Специалист канадского Центра социальных связей Сэмюэля (SCSC) Эмма Харрис в своей статье «Жизнь после медового месяца: преодоление миграционного стресса» отмечает, что мигранты, попадая в новую страну, испытывают социальные, психологические и культурные изменения при адаптации к своему новому дому — процесс, называемый аккультурацией. С этим процессом тесно связан психологический механизм, именуемый «аккультуративным стрессом». Этот вид стресса выражается не в депрессии, а, скорее, в симптомах тревоги, с наличием отрицательных эмоций, а не с отсутствием положительных.

К стрессу, например, может привести неясный статус миграции, невозможность полноценного участия в экономической деятельности принимающей стороны и «ступенчатая» схема прибытия, если по тем или иным причинам переезд всей семьи организован группами. В то же время мигрантам стоит подготовиться и к тому, что в процессе адаптации они могут столкнуться с «миграционной травмой» — как ее определяет Американская психологическая ассоциация, «травматическим опытом до, во время и после миграции» (например, он может быть связан с физическим насилием, задержаниями, преследованием и дискриминацией).

Психологи выделяют четыре стадии «акультурационного стресса» (или пять, если отдельно выделять и сам процесс самый успешный вариант ассимиляции — бикультурализм):

  1. Стадия «медового месяца» («стадию туризма») — кратковременный этап, связанный с ожиданиями и положительными эмоциями.
  2. Стадия разочарования — столкновение с первыми трудностями.
  3. Стадия настройки (восстановления) — преодоление трудностей и применение копинг-стратегий. Это также поворотный момент, когда нужно принимать решение: оставаться или уезжать.
  4. Стадия ассимиляции — «новая родина» перестает вызывать агрессию и страх. Начинается полноценная интеграция, что ведет к пятой, финальной стадии — бикультурализму.

Стадия 1. «Медовый месяц»

В первое время после переезда мигранты испытывают короткий период блаженства и приятных волнений, обычно длящийся около двух месяцев. В это время человек получает новый опыт, тратит накопления, пользуется помощью принимающей страны, знакомится ближе с культурой, привлекает внимание и интерес со стороны местных жителей.

Стадия 2. Разочарование

Быстротечное чувство эйфории вскоре наталкивается на суровую реальность, в которой иммиграция — это не туризм: изменились правила жизни, появились новые и не до конца изученные обязанности, а также трудности с удовлетворением базовых нужд.

Мигранты начинают тосковать по дому и чувствовать себя одинокими, скучают по своим друзьям и семье, испытывают неуверенность и стеснение из-за недостаточного владения иностранными языками.

Внутри семьи также могут происходить конфликты из-за различия в уровнях аккультурации у членов семьи. Становится понятно, что переехать в другую страну — значит начать все сначала. На этом этапе появляются стресс, сомнения и отчуждение из-за общения с непредсказуемой культурной средой большинства. Люди могут испытывать межличностные конфликты, чувствуя, что им приходится предпочесть принимающую культуру своей традиционной, родной идентичности. Нередко молодежь выступает в качестве языкового, культурного и юридического посредника для пожилых членов своих семей, из-за чего может упускать важные социальные возможности или испытывать стресс из-за слишком серьезного характера задач. Этот этап кризиса длится от полугода до года, а затем начинается третья стадия.

Стадия 3. «Настройка»

Этап «настройки» может занять годы, поскольку человек учится ориентироваться в новой системе, заводит новые знакомства, изучает язык и новые законы, ищет свое место в обществе. В этот период мигрант может испытывать гнев и разочарование. И для многих этот этап настолько невыносим, что они принимают нелегкое решение вернуться на родину. Американский психолог Гарри Триандис называет эту стадию «дном кризиса» — обострением всех негативных переживаний, когда приходится или пересилить себя и начать приспосабливаться, или сдаться, разувериться в собственных силах и вернуться домой.

Американские психологи Р. Лазарус и С. Фолкман определили два ключевых механизма преодоления стресса стадии «настройки»: копинг, ориентированный на проблему, и копинг, ориентированный на эмоции, то есть работающий с осмыслением проблемы или с эмоциональной регуляцией. Австралийские психологи Э. Фрайденберг и Р. Льюис выделили еще и социальный копинг, выражающийся в обращении за помощью к другим людям.

Стадия 4. Ассимиляция

Именно в этот период, как указывают антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц и Дж. Берри, человек выбирает один из четырех путей:

  • как личность отказывается от первоначальной идентичности ради социализации с доминирующим обществом;
  • сохраняет исходную идентичность, стараясь избегать социальных отношений с доминирующим обществом;
  • становится маргиналом — то есть, не сохраняет свою изначальную культуру, но и не имеет желания развивать социальные отношения с доминирующим обществом;
  • интегрируется в доминирующее общество, а значит, сохраняет свою самобытность, но при этом развивает социальные отношения со своей самобытностью и хочет развивать социальные отношения с доминирующим обществом.

Именно этот вариант и называется «бикультурализмом». Его можно назвать самым успешным способом интеграции личности в новое общество.

В этом случае, пишет психолог Нурия Нуриддинова, повседневная рутина больше не вызывает неприятных ощущений, становятся очевидными положительные стороны новой страны, а также осмысливаются причины переезда. Соответственно, самооценка мигранта, благодаря одновременному пониманию двух культур и знанию двух языков, начинает повышаться. И если мигрант при этом научится по достоинству ценить и страну, в которую он или она переехали, и свое положение в новой системе координат, то долгожданная стадия принятия принесет ему чувство удовлетворения.

Культурная адаптация масштабируемых психологических вмешательств | Клиническая психология в Европе

Новая концептуальная основа

  • Ева Хейм

    Факультет психологии, Цюрихский университет, Цюрих

  • Брэндон А. Корт

    Кафедра психиатрии, Университет Джорджа Вашингтона, Вашингтон, округ Колумбия

Abstract

Справочная информация: Глобальный пробел в лечении психических заболеваний требует расширения масштабов психологических вмешательств, что требует эффективного применения в различных культурных условиях. Данные из области глобального психического здоровья и культурной клинической психологии указывают на культурные различия в том, как выражаются симптомы распространенных психических расстройств, и как разные в культурном отношении группы объясняют появление таких симптомов. Во все большем числе исследований изучается, в какой степени культурная адаптация повышает приемлемость и эффективность психологических вмешательств среди культурно различных групп.

На сегодняшний день эти доказательства неубедительны, и недостаточно исследований, которые разбирают многочисленные типы модификаций, связанных с культурной адаптацией.
Метод: Основываясь на эмпирических данных этнопсихологических исследований, исследований культурной адаптации и психотерапевтических исследований, настоящая статья предлагает новую концептуальную основу для культурной адаптации, которая закладывает основу для будущих эмпирических исследований.
Результаты: Структура культурной адаптации включает в себя три элемента: i) культурные представления о дистрессе; ii) компоненты лечения; и iii) проведение лечения. Эти три элемента обсуждались в литературе, но редко проверялись в методологически строгих исследованиях. Необходимы инновационные проекты исследований, чтобы эмпирически проверить актуальность этих элементов адаптации, чтобы лучше понять существенные модификации, которые повышают приемлемость и эффективность психологических вмешательств.
Заключение:
Используя теоретический подход и новаторские экспериментальные проекты, исследования культурной адаптации могут не только сделать психологические методы лечения более доступными для культурно неблагоприятных групп, но и способствовать дальнейшему продвижению эмпирических исследований по основному вопросу о « ключевые ингредиенты» психотерапии.

Общий адаптационный синдром — Мир психолога

  1. Управление стрессом и тревогой

Как ваше тело справляется со стрессовыми ситуациями и приспосабливается к ним.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Selye, H. (1936). Синдром, вызванный различными вредоносными агентами. Природа . 138 . 32.
  2. Селье, Х. (1950). Стресс и общий адаптационный синдром. Британский медицинский журнал . 4667 . 1384-1392 гг.
  3. Кремер, В. Дж. и Ратамесс, Н. А. (2004). Основы тренировки сопротивления: 674-688. Прогресс и рекомендации по упражнениям. Физическая подготовка и работоспособность . 36 (4). 674-688.
Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклены?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *