Адаптация на новом месте: пережить и не сбежать
Хорошая новость: у вас уже накоплен опыт адаптации. Вам приходилось проживать этот период не один раз в жизни. Детсад, школа, вуз — вы узнавали правила, чего хотят от вас другие и как вы можете успешно взаимодействовать.
Другая хорошая новость: адаптационный стресс небесконечен. Острая фаза пройдёт через месяц-два. За это время вы успеете узнать, как всё устроено внутри вашей новой компании, её гласные и негласные правила, что за люди ваши коллеги. Сможете оценить, как вы справляетесь с производственными задачами, насколько для вас интересна эта работа и комфортна обстановка. И на основе новых знаний выработаете линию своего поведения.
Эмоциональное напряжение и когнитивная нагрузка значительно уменьшатся через пару месяцев. Дальше вы будете тестировать выработанную вами поведенческую модель и совершенствовать её. На это как раз уйдёт третий месяц адаптационного периода.
Условно можно всю картину стресса адаптации поделить на две части: функционал и психология.
К функционалу относятся должностные обязанности, условия труда и интенсивность нагрузки. Эта часть измерима и очевидна как для самого нового сотрудника, так и для компании. Довольно быстро станет ясно, хватает ли у специалиста знаний, умений и навыков, чтобы справляться с рабочими задачами в заданном компанией ритме и условиях и считать предложенный размер оплаты труда достаточным для этого объёма работ.
Вторая, психологическая часть процесса адаптации менее измерима и отчасти протекает скрытно. К ней относятся индивидуальные психологические особенности личности нового сотрудника, отношение к нему коллег, обстановка в коллективе. Чтобы быть принятым в коллектив и самому понять, кто здесь какой, к кому можно обратиться за советом и поддержкой, а к кому не стоит, лучше с самого начала работы выбрать для себя доброжелательную и нейтральную позицию. Быть готовым рассказать коллегам общую информацию о себе, предложить посильную помощь в небольших задачах, спрашивать, что и как принято в этой организации.
Главное — наблюдать самому. Вы сориентируетесь, как здесь относятся к переработкам, принято ли вместе обедать, проводить время вне работы в общих активностях. Какой стиль общения среди коллег. И не стоит рассказывать о себе много личной информации, постоянно просить заботы, принимать участие в критике кого-либо из коллег, вслух сравнивать достоинства вашей прошлой работы и недостатки новой. Вы приходите в сложившийся коллектив и адаптируетесь в нём, не наоборот.
Если что-то идёт не так в установлении отношений с коллективом, подумайте над своей тактикой поведения, а руководителю можно задать вопрос: какой линии поведения он бы посоветовал придерживаться в коллективе, чтобы успешно войти в него.
В современных крупных компаниях HR-департаменты помогают персоналу в адаптации. Здесь знают, как поддержать новичка, дать понимание, что он не останется один со всеми вопросами, которые у него возникнут.
Но вы можете столкнуться с другим подходом: «ты работай — мы будем на тебя смотреть; сейчас мы тебя максимально загрузим, если выплывешь — значит, выжил». В этом случае вам придётся стать заботливым эйчаром для самого себя.
 В этом случае вам придётся стать заботливым эйчаром для самого себя.
- Создавайте для себя памятку, записывайте новую информацию: по организации рабочих процессов, внутренним нормам и правилам компании, вашим обязанностям и дедлайнам, обязанностям и зонам ответственности коллег.
- Пишите для себя ежедневные отчёты о проделанной работе. Если их не требует руководство, они полезны вам, так как помогут справиться с негативными мыслями, что у вас ничего не получается, организовать день и почувствовать себя увереннее.
- Не бойтесь ошибаться и просить помощи. Нормально для новичка — делать ошибки: у вас ещё не хватает знаний о работе именно этой компании. Обсуждайте с руководителем и коллегами возникающие трудности — так вы быстрее вольётесь в коллектив и освоите новые функции. 
Ещё о саморазвитии и самопомощи
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи  ⏫
4 стадии адаптации к новой стране: что ждет психику во время релокации
Переезжая в другую страну, можно вытащить счастливый билет в новую жизнь, а можно погрузиться в стресс, выбраться из которого будет непросто. К чему стоит подготовиться, а какие «подводные камни» психика обойдет сама?
Преграды на пути к светлому будущему
В последнее время многие специалисты задумываются о переезде и удаленной работе (либо о релокации) в страны с более подходящим климатом и более высоким уровнем жизни — или просто туда, где им нравится жить. Наибольшую популярность вариант релокации снискал в ИТ-отрасли: по данным «Хабр-карьеры», каждый третий программист в 2022 году ищет способы работать вне России. В основном айтишники выбирают страны ЕС (45%) и Азии (6%), Грузию (10%), Армению (6%) и Турцию (9%). Эти страны во многом отличаются от России по законодательству, образу жизни, погоде, стоимости жилья, образования и медицинских страховок и во многих других аспектах.
 Эти страны во многом отличаются от России по законодательству, образу жизни, погоде, стоимости жилья, образования и медицинских страховок и во многих других аспектах.
Поэтому любому человеку в любом возрасте приходится тратить определенные усилия для адаптации в другой стране. Это всегда связано с сильными переживаниями под воздействием новой внешней среды. Эмиграция — это не просто смена места жительства или работы, а огромные перемены в образе жизни, затрагивающие интересы, потребительские привычки и перспективы не только для того, кто решился на переезд, но и для тех, кто вынужден поехать вместе с ним — для его семьи.
Адаптация на новом месте с точки зрения психологии, в частности социологической школы, понимается как способ взаимодействия личности и новой социальной среды, усвоение личностью норм и ценностей нового общества. Личностный подход рассматривает адаптацию в контексте самоактуализации, становления личности, когда реальное и идеальное «Я» стремятся к единству и в процессе этого видоизменяют характер, поведение и привычки человека. Адаптацию также определяют как совокупность характеризующих человека особенностей, которые под воздействием внешних изменений формируют новое состояние личности для успешного продолжения ее деятельности.
 Адаптацию также определяют как совокупность характеризующих человека особенностей, которые под воздействием внешних изменений формируют новое состояние личности для успешного продолжения ее деятельности.
Исследователи выделяют внешние факторы адаптации — вызовы внешней среды, связанные с преодолением «культурного шока», уровнем гибкости, открытости и равенства в принимающем обществе — и внутренние — характер, мировоззрение, интеллект, мотивация и целеустремленность, уровень развития личности, локус контроля (внешние или внутренние факторы отвечают за успех и результативность), уровень тревожности, возраст, гендер и другие.
Степень сложности внешних факторов характеризует тот барьер, который придется преодолеть личности на пути к светлому адаптированному будущему, а внутренние критерии — насколько успешно этот барьер будет преодолен.
Торг, депрессия, принятие
Специалист канадского Центра социальных связей Сэмюэля (SCSC) Эмма Харрис в своей статье «Жизнь после медового месяца: преодоление миграционного стресса» отмечает, что мигранты, попадая в новую страну, испытывают социальные, психологические и культурные изменения при адаптации к своему новому дому — процесс, называемый аккультурацией. С этим процессом тесно связан психологический механизм, именуемый «аккультуративным стрессом». Этот вид стресса выражается не в депрессии, а, скорее, в симптомах тревоги, с наличием отрицательных эмоций, а не с отсутствием положительных.
 С этим процессом тесно связан психологический механизм, именуемый «аккультуративным стрессом». Этот вид стресса выражается не в депрессии, а, скорее, в симптомах тревоги, с наличием отрицательных эмоций, а не с отсутствием положительных.
К стрессу, например, может привести неясный статус миграции, невозможность полноценного участия в экономической деятельности принимающей стороны и «ступенчатая» схема прибытия, если по тем или иным причинам переезд всей семьи организован группами. В то же время мигрантам стоит подготовиться и к тому, что в процессе адаптации они могут столкнуться с «миграционной травмой» — как ее определяет Американская психологическая ассоциация, «травматическим опытом до, во время и после миграции» (например, он может быть связан с физическим насилием, задержаниями, преследованием и дискриминацией).
Психологи выделяют четыре стадии «акультурационного стресса» (или пять, если отдельно выделять и сам процесс самый успешный вариант ассимиляции — бикультурализм):
- Стадия «медового месяца» («стадию туризма») — кратковременный этап, связанный с ожиданиями и положительными эмоциями. 
- Стадия разочарования — столкновение с первыми трудностями.
- Стадия настройки (восстановления) — преодоление трудностей и применение копинг-стратегий. Это также поворотный момент, когда нужно принимать решение: оставаться или уезжать.
- Стадия ассимиляции — «новая родина» перестает вызывать агрессию и страх. Начинается полноценная интеграция, что ведет к пятой, финальной стадии — бикультурализму.
Стадия 1. «Медовый месяц»
В первое время после переезда мигранты испытывают короткий период блаженства и приятных волнений, обычно длящийся около двух месяцев. В это время человек получает новый опыт, тратит накопления, пользуется помощью принимающей страны, знакомится ближе с культурой, привлекает внимание и интерес со стороны местных жителей.
Стадия 2. Разочарование
Быстротечное чувство эйфории вскоре наталкивается на суровую реальность, в которой иммиграция — это не туризм: изменились правила жизни, появились новые и не до конца изученные обязанности, а также трудности с удовлетворением базовых нужд.
Мигранты начинают тосковать по дому и чувствовать себя одинокими, скучают по своим друзьям и семье, испытывают неуверенность и стеснение из-за недостаточного владения иностранными языками.
Внутри семьи также могут происходить конфликты из-за различия в уровнях аккультурации у членов семьи. Становится понятно, что переехать в другую страну — значит начать все сначала. На этом этапе появляются стресс, сомнения и отчуждение из-за общения с непредсказуемой культурной средой большинства. Люди могут испытывать межличностные конфликты, чувствуя, что им приходится предпочесть принимающую культуру своей традиционной, родной идентичности. Нередко молодежь выступает в качестве языкового, культурного и юридического посредника для пожилых членов своих семей, из-за чего может упускать важные социальные возможности или испытывать стресс из-за слишком серьезного характера задач. Этот этап кризиса длится от полугода до года, а затем начинается третья стадия.
Стадия 3. «Настройка»
Этап «настройки» может занять годы, поскольку человек учится ориентироваться в новой системе, заводит новые знакомства, изучает язык и новые законы, ищет свое место в обществе. В этот период мигрант может испытывать гнев и разочарование. И для многих этот этап настолько невыносим, что они принимают нелегкое решение вернуться на родину. Американский психолог Гарри Триандис называет эту стадию «дном кризиса» — обострением всех негативных переживаний, когда приходится или пересилить себя и начать приспосабливаться, или сдаться, разувериться в собственных силах и вернуться домой.
 В этот период мигрант может испытывать гнев и разочарование. И для многих этот этап настолько невыносим, что они принимают нелегкое решение вернуться на родину. Американский психолог Гарри Триандис называет эту стадию «дном кризиса» — обострением всех негативных переживаний, когда приходится или пересилить себя и начать приспосабливаться, или сдаться, разувериться в собственных силах и вернуться домой.
Американские психологи Р. Лазарус и С. Фолкман определили два ключевых механизма преодоления стресса стадии «настройки»: копинг, ориентированный на проблему, и копинг, ориентированный на эмоции, то есть работающий с осмыслением проблемы или с эмоциональной регуляцией. Австралийские психологи Э. Фрайденберг и Р. Льюис выделили еще и социальный копинг, выражающийся в обращении за помощью к другим людям.
Стадия 4. Ассимиляция
Именно в этот период, как указывают антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц и Дж. Берри, человек выбирает один из четырех путей:
- как личность отказывается от первоначальной идентичности ради социализации с доминирующим обществом;
- сохраняет исходную идентичность, стараясь избегать социальных отношений с доминирующим обществом;
- становится маргиналом — то есть, не сохраняет свою изначальную культуру, но и не имеет желания развивать социальные отношения с доминирующим обществом;
- интегрируется в доминирующее общество, а значит, сохраняет свою самобытность, но при этом развивает социальные отношения со своей самобытностью и хочет развивать социальные отношения с доминирующим обществом. 
Именно этот вариант и называется «бикультурализмом». Его можно назвать самым успешным способом интеграции личности в новое общество.
В этом случае, пишет психолог Нурия Нуриддинова, повседневная рутина больше не вызывает неприятных ощущений, становятся очевидными положительные стороны новой страны, а также осмысливаются причины переезда. Соответственно, самооценка мигранта, благодаря одновременному пониманию двух культур и знанию двух языков, начинает повышаться. И если мигрант при этом научится по достоинству ценить и страну, в которую он или она переехали, и свое положение в новой системе координат, то долгожданная стадия принятия принесет ему чувство удовлетворения.
Культурная адаптация масштабируемых психологических вмешательств | Клиническая психология в Европе
Новая концептуальная основа
-   Ева Хейм Факультет психологии, Цюрихский университет, Цюрих 
-   Брэндон А. Корт КортКафедра психиатрии, Университет Джорджа Вашингтона, Вашингтон, округ Колумбия 
Abstract
  Справочная информация:  Глобальный пробел в лечении психических заболеваний требует расширения масштабов психологических вмешательств, что требует эффективного применения в различных культурных условиях. Данные из области глобального психического здоровья и культурной клинической психологии указывают на культурные различия в том, как выражаются симптомы распространенных психических расстройств, и как разные в культурном отношении группы объясняют появление таких симптомов. Во все большем числе исследований изучается, в какой степени культурная адаптация повышает приемлемость и эффективность психологических вмешательств среди культурно различных групп.
Метод: Основываясь на эмпирических данных этнопсихологических исследований, исследований культурной адаптации и психотерапевтических исследований, настоящая статья предлагает новую концептуальную основу для культурной адаптации, которая закладывает основу для будущих эмпирических исследований.
Результаты: Структура культурной адаптации включает в себя три элемента: i) культурные представления о дистрессе; ii) компоненты лечения; и iii) проведение лечения. Эти три элемента обсуждались в литературе, но редко проверялись в методологически строгих исследованиях. Необходимы инновационные проекты исследований, чтобы эмпирически проверить актуальность этих элементов адаптации, чтобы лучше понять существенные модификации, которые повышают приемлемость и эффективность психологических вмешательств.
 
 Заключение:
Общий адаптационный синдром — Мир психолога
- Управление стрессом и тревогой
Как ваше тело справляется со стрессовыми ситуациями и приспосабливается к ним.
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Ссылки
-  Selye, H. (1936). Синдром, вызванный различными вредоносными агентами. Природа  .  138  . 32. Природа  .  138  . 32.
- Селье, Х. (1950). Стресс и общий адаптационный синдром. Британский медицинский журнал . 4667 . 1384-1392 гг.
- Кремер, В. Дж. и Ратамесс, Н. А. (2004). Основы тренировки сопротивления: 674-688. Прогресс и рекомендации по упражнениям. Физическая подготовка и работоспособность . 36 (4). 674-688.
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
 Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личностиКакой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклены?
 Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.



 Корт
 Корт  Природа  .  138  . 32.
  Природа  .  138  . 32.