Психология акцентуация: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Содержание

Психологические и психофизиологические аспекты акцентуаций характера подростков (на примере детей с девиантным и нормативным поведением)

           

2020 №3 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/09psmn320.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 506.6 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Мозолевская Н.В., Буравцова Н.В. Психологические и психофизиологические аспекты акцентуаций характера подростков (на примере детей с девиантным и нормативным поведением) // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020 №3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN320.pdf


Психологические и психофизиологические аспекты акцентуаций характера подростков (на примере детей с девиантным и нормативным поведением)

Мозолевская Наталья Владимировна
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Психологии, педагогики и правоведения»
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Практической и специальной психологии»

Кандидат биологических наук
E-mail: mozolevskaya@list. ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=888867

Буравцова Наталия Владимировна
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Практической и специальной психологии»
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Психологии, педагогики и правоведения»
Кандидат психологических наук
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5058-6594
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=554080

Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических и психофизиологических параметров, характеризующих подростков с различными типами акцентуации характера.

Авторами поднимается проблема недостаточного внимания психофизиологическим аспектам формирования акцентуаций характера подростков при планировании психологической коррекции девиантного поведения.

Показано, что в подростковом периоде развития, крайне важным является обеспечение оптимальных условий для становления систем эмоционально-волевой регуляции и возможностей эффективной коррекции поведения.

Анализируется специфика преобладающих типов акцентуаций у подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению; выявлены и объяснены значимые различия.

Доказано, что девиантных подростков характеризует выраженность циклоидного, возбудимого и неустойчивого типов акцентуаций; а у подростков-гимназистов более выражены астено-невротический и тревожно-педантичный типы.

Исследование показало, что у подростков с превалированием эмоционально-нестабильного компонента наблюдается преобладание влияний симпатической активации в процессе регуляции функций. Для подростков с невротическим типом поведения характерно преобладание парасимпатической активности.

Результаты данного исследования представляют собой прогностические признаки потенциальных сдвигов в направлении развития поведенческих девиаций.

Авторами приводятся аргументы, что формирование акцентуаций характера обусловлено не только социальными установками и воспитательными паттернами, но, в значительной мере, и условиями образования нейронных связей, обеспечивающих эти акцентуации.

Обосновано, что современные программы психологической коррекции девиантного поведения подростков должны включать как психологические аспекты воздействия, так и использование психофизиологических тренажеров, развивающих функции префронтальной коры головного мозга.

Показано, что осознание подростками специфики собственных акцентуаций поможет существенно облегчить его адаптацию в обществе.

Ключевые слова: подростковый возраст; девиантное поведение; акцентуация характера; высшие психические функции; симпатическая и парасимпатическая активация

Скачать

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Явная и скрытая акцентуации характера

В зависимости от степени выраженности нами совместно с А. А. Александровым было выделено две степени акцеитуации ха­рактера — явная и скрытая [Патологические нарушения…, 1973].

Явная акцентуация. Эта степень относится к крайним вари­антам нормы. Здесь налицо довольно постоянные черты определен­ного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведе­ния от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты обследования с помощью «Патохарактерологического диагностического опросника…» (1976) позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует удовлетвори­тельной социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. В под­ростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нару­шения социальной адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация. Эта степень должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привыч­ных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблю­дении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с био­графией трудно бывает составить четкое представление об опре­деленном типе. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, проявиться под влиянием тех ситуации и психи­ческих травм, которые опять же предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и обнаруживаются, то это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Основные типы акцентуаций характера

Предложены две классификации типов акцентуаций — первая была создана К. Leonhard (1968) и видоизменена в новом изда­нии его книги (1976), вторая разработана нами [Личко А.

Е., 1977]. Сопоставление этих классификаций приводится ниже.

Типы акцентуаций характера по нашей классификации 

 

Типы акцентуированных личностей по К. leonhard (1976) 

 

ГипертимныйГипертимический
ЦиклоидныйАффективно-лабильный
ЛабильныйАффективно-экзальтированный
Тот жеЭмотивный
Астеноневротический

Сенситивный

Тревожный (боязливый)
ПсихастеническийПедантичный
ШизоидныйИнтровертированный
ЭпилептоидныйВозбудимый
ИстероидныйДемонстративный
Неустойчивый

Конформый

Конформно-гипертимный вариант 

конформного

Экстравертированный

Застревающий

Дистимический

В классификации К. Leonhard отсутствуют довольно распро­страненные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астеноневротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б Ганнушкину (1933), а застревающий тип — пара­нойяльному. Оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.

Наша классификация предназначена для подросткового возраста — представленные в ней типы описываются ниже.

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к этому типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнако­мыми но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплини­рованности.

В подростковом возрасте главная их черта — почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочета­ется с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружаю­щих, их стремлением подавить слишком бурную энергию подростка, подчинить его своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со сто­роны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повсед­невной опекой, нравоучениями и наставлениями, «проработкой» за мелкие проступки, особенно перед сверстниками реагируют крайне бурно. Они плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. Зато в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачи­ваться.

К правилам и законам относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между иногда допуска­емым и всегда запрещенным.

акцентуации характера – предыдущая | следующая – гипертимные подростки

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

 

 

 

Films Media Group — Подчеркните позитив: использование позитивной психологии в классе

Противоречивый образовательный эксперимент (02:41)

БЕСПЛАТНЫЙ ПРЕДПРОСМОТР

Учащиеся средней школы Джилонга пройдут первый год обучения по программе «Позитивное образование», разработанной психологом Мартином Селигманом. Он разработан, чтобы помочь детям развить способы стать более счастливыми и жизнестойкими людьми.

Возможность получения образования (02:05)

Кэти-Энн, девочка из общины аборигенов, поступает в гимназию Джилонга. Она была выбрана для участия в стипендии. Новые ученики удивляются строгим правилам в школе-интернате.

Реакция на депрессию и отчуждение (02:52)

Timbertop всегда строился вокруг деятельности по формированию характера. Позитивное образование направлено на то, чтобы помочь подросткам вести более осмысленную жизнь, обучая их оптимистичному мировоззрению. Мятежный подросток дает представление о своей ситуации.

Развитие сильных сторон характера (04:01)

Гимназия Джилонга разработала программу «Позитивное образование» совместно с всемирно известным психологом Мартином Селигманом. Он считает, что так же, как физические упражнения могут поддерживать физическую форму, применение его методов может привести к более счастливой жизни.

Преодоление негативных чувств (03:20)

Уроки позитивного образования будут преподаваться как часть учебной программы наряду с математикой, естественными науками и английским языком. Программа прогрессивного бега — это традиция Timbertop. В конце года сотрудники и студенты должны завершить марафон.

Профили отношения учащихся (03:33)

Доктор Мартин Селигман считает, что более счастливые ученики лучше успевают в учебе. Недовольство одной ученицы тем, что она учится в Timbertop, усугубляется ее плохими оценками. Способность ладить с другими имеет решающее значение для получения опыта.

Positive Education Loss (02:33)

Первый семестр подходит к концу, Кэти-Энн так и не привыкла к жизни в Timbertop. Когда ученики возвращаются в школу после перерыва, Кэти-Энн среди них нет. Ее пропавшие личные вещи означают, что она не планирует возвращаться.

Мысли о позитивном образовании (03:20)

Пока занятия в самом разгаре, не все учащиеся понимают его концепции. В начале года все учителя прошли интенсивный курс обучения у психолога доктора Мартина Селигмана. Через пару недель после начала срока Кэти-Энн возвращается.

Обсуждение подростковой незащищенности (02:31)

Учащиеся составляют список своих сильных сторон и говорят о том, как их можно использовать для общения с другими. У одного ученика проблемы с хулиганом. Он говорит, что он неприемлем в некоторых ситуациях.

Позитивная образовательная поездка для мальчиков: первая (02:08)

Студенты возвращаются на третий и самый трудный семестр в Timbertop. Группа мальчиков отправляется в четырехдневный поход. Это возможность проверить концепции позитивного образования в экстремальных условиях. Стойкость и лидерство почти доведены до предела.

Girls Positive Education Trip (02:17)

Кэти-Энн и другие ученицы проведут ночь одни в Буше. Это время предназначено для размышлений и сосредоточения внимания на важных вещах в жизни.

Позитивное образовательное путешествие для мальчиков: два (01:46)

На третий день похода мальчики работают вместе как одна команда. Они проголодались и устали и спорят о том, кто с кем будет делить палатку.

Преодолеть домогательства (01:34)

Издевательства в Timbertop довели одного ученика до предела. Он поговорил с сотрудником, и издевательства прекратились. Концепции позитивного воспитания включают обсуждение с обоими мальчиками их поведения.

Позитивная образовательная поездка для мальчиков: заключение (01:51)

Отряд мальчиков вернулся из похода. Этот класс позитивного образования дает мальчикам возможность учиться на собственном опыте. Группа признает, что, в частности, у одного ученика развилось более позитивное отношение.

Борьба с негативом (02:58)

Время Евы в Timbertop начало улучшаться. Она подружилась с другими девушками. Горнолыжный сезон является главным событием года. Ученик думает, что его учитель, а не сломанная ключица, является причиной того, что он не может участвовать.

Отход от позитивного образования (03:29)

Кэти-Энн решила бросить школу, потому что скучает по своей семье. Ее просят объяснить сверстникам, чем ее чувства отличаются от их. Она говорит, что они не могут понять, потому что она аборигенка, а они белые.

Положительные изменения в учебе (02:32)

Во время каникул Тимбертопа мама Евы заметила изменения в поведении дочери. Решив рассказать об издевательствах, Паркер использовал свою главную силу характера. На сеансе постановки целей Луи просят ставить перед собой высокие цели.

Положительное образование Конец года (04:08)

Учащиеся прошли испытания в горах, на пробежках и в общении с другими. Их самая большая академическая проблема — экзамены в конце года. Ева входит в десятку лучших по успеваемости. Марафон на 28 км — последнее испытание.

Двигаться дальше с упорством (04:08)

Марафон на 28 км — одно из самых больших испытаний, с которыми когда-либо сталкивались подростки в Timbertop. Первый год программы «Позитивное образование» завершен. Учителя произносят прощальную речь со студентами.

Кредит: Акцентируйте положительное: Использование позитивной психологии в классе (01:12)

Кредит: Акцентируйте позитивное: Использование позитивной психологии в классе

Чтобы узнать о дополнительных цифровых возможностях аренды и покупки, свяжитесь с медиа-консультантом по телефону 800-257-5126
(нажмите вариант 3) или напишите по адресу sales@films. com.

Не подчеркивайте положительное | Лаборатория счастья с доктором Лори Сантос

Мы часто думаем, что позитивное мышление — лучший способ реализовать наши амбиции, но наука показывает, что оно сдерживает нас всех. Доктор Лори Сантос слышит, как чемпион по плаванию Майкл Фелпс вообразил себе самое худшее, чтобы воплотить в жизнь свои олимпийские мечты. Это умственная привычка, которой вы тоже можете научиться.

Чтобы узнать больше. . .

• Книга Боба Боумена

• Веб-сайт Габриэле Эттинген

• Информация Кристин Бек

Ссылки на ссылки из этого эпизода. . .

«Пил известен своей книгой 1952 года «Сила позитивного мышления ».

«Так написала Ронда Бирн в своей книге 2006 ».

«Техника визуализации Боба основана на последних достижениях науки в том, что исследователи называют умственной практикой».

Дрискелл, Дж. Э., Коппер, К., и Моран, А. (1994). Улучшает ли умственная практика производительность? Журнал прикладной психологии, 79(4), 481.

«Умственная практика работает, потому что наш разум не так уж хорошо различает то, что происходит с нами на самом деле, и то, что мы только что вообразили».

Косслин, С. (1994). Изображение и мозг. Массачусетский технологический институт Пресс.

 «Психолог Кэри Мореведж и его коллеги хотели проверить, может ли простое воображаемое употребление большого количества плохой пищи иметь те же последствия, что и фактическое употребление большого количества плохой пищи».

Мореведж, С.К., Хах, Ю.Э., и Восгерау, Дж. (2010). Мысль о еде: воображаемое потребление снижает фактическое потребление. Наука, 330 (6010), 1530-1533.

«Тренер Боб Боуман был у бассейна, когда гонка внезапно пошла не так».

Видео этой гонки смотрите по этой ссылке.

 «Я разговариваю с Габриэль Эттинген, профессором психологии Нью-Йоркского университета и автором книги «Переосмысление позитивного мышления».

Оттинген, Г. (2015). Переосмысление позитивного мышления: внутри новой науки о мотивации. Текущий.

«Вы называете цель, и исследования показывают, что позитивное мышление снижает вероятность того, что вы ее достигнете».

• Оттинген Г. и Майер Д. (2002). Мотивирующая функция размышлений о будущем: ожидания против фантазий. Журнал личности и социальной психологии, 83(5), 1198

• Оттинген Г. и Вадден Т. А. (1991). Ожидание, фантазия и потеря веса: всегда ли положительное влияние позитивного мышления? Когнитивная терапия и исследования, 15(2), 167-175

• Оттинген Г., Майер Д. и Портноу С. (2016). Удовольствие сейчас, боль позже: позитивные фантазии о будущем предсказывают симптомы депрессии. Психологическая наука, 27(3), 345-353.

• Обзор всей этой работы:

Oettingen, G. (2015). Переосмысление позитивного мышления: внутри новой науки о мотивации. Текущий.

«Это стратегия, которую Габриель называет «мысленным контрастированием».

Эттинген, Г., Майер, Д., Тимур Севинсер, А., Стивенс, Э. Дж., Пак, Х. Дж., и Хагена, М. (2009 г.)). Ментальное противопоставление и приверженность цели: посредническая роль возбуждения. Бюллетень личности и социальной психологии, 35 (5), 608-622.

«Кристин — трансгендерная женщина и автор книги «Королева воинов: Путь морского котика США к трансгендерности».

Бек, К. и Спекхард, А. (2013) Королева воинов: Путь морского котика США к признанию трансгендера. Advances Press

«В дополнение к моделированию препятствий, Габриель также рекомендует уделить время тому, чтобы представить — очень намеренно — каково это — реализовать наш план всякий раз, когда возникает препятствие».

Эттинген, Г., и Голлвитцер, П. (2010). Стратегии постановки и реализации целей: ментальное противопоставление и реализация намерений (стр. 114-135).

«Правильно… . УУУП».

• Эттинген, Г. (2015). Переосмысление позитивного мышления: внутри новой науки о мотивации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *