📖 8. Учение Аристотеля о душе, ЛЕКЦИЯ № 1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. История психологии: конспект лекций. Лучинин А. С. Страница 8. Читать онлайн
…
Сложившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой из учения о душе Платона, требовали своего разрешения. Попытку снять противоположность двух полярных точек зрения осуществил ближайший ученик Платона, Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании.
Решительный итог размышлений Аристотеля: «Душу от тела отделить нельзя», – делал бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и будущем души. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки.
Придание психологическим знаниям того огромного значения, которое они имеют для изучения природы в целом, явилось для Аристотеля основанием для выделения знаний о душе в самостоятельный раздел философии. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе». Поскольку в этом произведении собственные взгляды Аристотеля предваряются обзором представлений о душе его предшественников, то упомянутое сочинение философа можно рассматривать также и как первое историографическое исследование в области философии и психологии.
Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем формой. Материя это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма представляют собой начала взаимнопредполагаемые и не отделимые друг от друга. Душа как форма есть сущность всего живого. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий.
Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело.
Выполняя организующую, деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.
Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя».
Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. «Душа, – утверждал философ, – никогда не мыслит без образов». В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мышление это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. А что же является причиной, зажигающей индивидуальный разум и актуализирующей заключенные в чувственных образах в виде потенции обобщенные формы в понятия?
Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, родовое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.
Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается естественными причинами: потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания.
Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.
Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови.
Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. В нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.
Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.
Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.
Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.
Психология bookap
Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.
Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.
Аристотель и его влияние на позитивную психологию / культура
Многие книги в настоящее время вращаются или говорят о концепции, которая стала «модной»: позитивная психология. Тем не менее, во многих случаях этот тип литературы считается «продавать дым», так как некоторые авторы в свою защиту, не колеблясь, преувеличивают свою силу, выдвигая идею, что после принятия аксиом этого типа психологии откроется мир роз, которые были срезаны шипами.
В этой литературе предполагается привить позитивизм и сделать читателей счастливее. Однако эти книги ни в коем случае не заменяют большую помощь, оказываемую психологами в их консультациях..
Хотя позитивная психология сделала дыру в полках, правда в том, что идея, на которой основывается очень мало «современного». Например, Аристотель уже говорил в своих произведениях позитивизма много веков назад. В этой статье сегодня мы узнаем, как этот важный философ влиял на позитивную психологию, как он ее понимал и как эта концепция развивалась до настоящего времени..
Этика НикомакоЭтика Никомако Это была работа, которую Аристотель написал в четвертом веке до нашей эры. C. в котором мы уже можем видеть некоторые пережитки того, что мы знаем сегодня как позитивную психологию. В этой работе Аристотель говорит о счастье (эвдемония), добродетель, практический разум и эмоции как столпы того, что он назвал «хорошей жизнью», то, что, как он думал, преследуют все люди. Достижение этой хорошей жизни означает, что необходимо развивать добродетели (хорошие привычки) и иметь определенные сильные стороны..
Сильные стороны, по Аристотелю, будут те черты характера, которые каждый человек обладает врожденным образом и которые позволяют ему достичь благополучия и счастья. Но не все рождаются с такими необходимыми силами для достижения «хорошей жизни».
Например, кому-то небезопасно, гораздо сложнее, чем человеку, который по своей природе склонен рисковать и покинуть свою зону комфорта. однако, Аристотель говорит, что посредством самоконтроля и саморегуляции эти силы могут быть приобретены, хотя взамен необходимо проявление воли.
«Докажи, что конец человеческих действий — это счастье, и что истинное счастье состоит в том, чтобы делать вещи в соответствии с правильным разумом, в котором состоит добродетель».
-Аристотель-
Практическая мудрость
Важно учитывать аристотелевскую концепцию «Практическая мудрость», более известная как Phronesis, по отношению к тому, что мы знаем сегодня как позитивная психология. Для Аристотеля эта концепция была главной добродетелью человека: она позволила бы нам принимать лучшие решения.
Американский психолог и писатель Селигман и его сотрудники в статье Позитивная психология Прогресс Эмпирическая валидация вмешательств сделал несколько предложений по действия, которые позволили бы людям достичь благополучия с помощью «практической мудрости». Они выставлены Карникером и Гомесом в их статье Вклад позитивной психологии, применяемый к подготовке учителей следующим образом:
- Пишите один раз в день в течение недели три вещи, за которые мы чувствуем себя благодарными.
- Напишите благодарственное письмо для человека, который важен для нас. Мы можем отправить это или дать нашему адресату, но мы также не можем сделать это.
- Запишите в тетради все эти важные воспоминания это было очень позитивно и интересно для нас. Это упражнение может длиться более суток, так как новые воспоминания могут прийти к нам через несколько дней, которые мы не помним.
- Выполните анкету сильных сторон, как тот, который доступен на сайте www.viacharacter.org. Вам нужно только зарегистрироваться и выбрать язык, на котором вы хотите ответить на 120 вопросов. Важно быть честным, чтобы результат «также был верным».
Этот тип действия приближает нас к мудрости, о которой говорил Аристотель: он считал, что добродетель всегда следует изучать через опыт. Мысль, которую разделяют и психологи Шварца или Шарпа.
«Жизнь наносит одинаковые неудачи и трагедии как оптимисту, так и пессимисту, только оптимист сопротивляется им лучше».
-Селигман-
Активное упражнение счастья
Есть идея, которая присутствует в позитивной психологии, а также в Аристотеля: только с новыми привычками и изменением определенных взглядов можно достичь «хорошей жизни». Кроме того, на практике и настойчивости вы найдете настоящий успех: достигните этого заслуженного благополучия.
Теперь, когда мы знаем что-то больше об этой концепции, важно знать несколько интересных книг, с помощью которых мы можем начать впитывать эту идею. Кроме того, в этот момент, будильник. Позитивная психология не должна использоваться, чтобы скрыть дискомфорт или замаскировать проблемы, создавая впечатление, что все фантастично и прекрасно. Мы можем использовать это в нашу пользу, пока мы бежим от лжи, которая часто преследует эту ветвь.
Тирания позитивной психологии Существуют тиранические выражения, которые передают идею о том, что вы должны скрывать дискомфорт, создавая пятна в концепции позитивной психологии. Читать дальше »
Психология Аристотеля > Воображение (Стэнфордская философская энциклопедия)
Аристотель иногда признает в качестве отдельной способности наравне с
восприятие и разум, воображение ( фантазия ) ( De
Anima iii 3, 414b33–415a3). Хотя он не обсуждает это в
длину, или даже охарактеризовать его каким-либо подробным образом,
Аристотель прилагает все усилия, чтобы отличить его как от восприятия, так и от восприятия. разум. В кратком обсуждении, посвященном воображению ( De Anima III 3), Аристотель определяет его как «то, в силу чего
образ возникает в нас» ( De Anima iii 3, 428aa1–2), где
это, очевидно, дает широкий спектр применения к деятельности
связаны с мыслями, снами и воспоминаниями. Аристотель, однако,
в основном касается различения воображения от восприятия и ума.
Он отличает его от восприятия по целому ряду признаков, в том числе:
(i) воображение создает образы, когда нет восприятия, как в
мечты; (ii) у некоторых низших животных отсутствует воображение, хотя
у них есть восприятие, которое показывает, что воображение и восприятие
даже не соэкстенсивный; и (iii) восприятие, как утверждает Аристотель,
всегда верно, тогда как воображение может быть ложным, ложным даже в фантастических
способы ( De Anima iii 3, 428a5–16). Он также отрицает, что
воображение может быть отождествлено с разумом или верой, или любой их комбинацией.
веры и восприятия ( De Anima iii 3, 428a16–b10), даже
хотя это происходит через чувственное восприятие ( De Anima iii
3, 429а1–2; De Insomniis 1, 459a17). Предложение, таким образом,
что воображение — это способность человека и большинства других животных, которая
производит, хранит и вспоминает образы, используемые в различных когнитивных
деятельности, включая те, которые мотивируют и направляют действие (
Поскольку он склонен трактовать воображение пиктографически ( De Анима iii 3, 429a2–4; ср. Де Сенсу 1, 437a3–17; 3, 439b6), Аристотель, по-видимому, рассматривает образы, используемые в познавательных целях. процессов как представлений, лучше всего мыслимых на модели копий или подобия внешних предметов. Это у него общего со многими другие эмпирически ориентированные когнитивные психологи. Обычно он будет предположить в этом ключе, что мысль требует образов, как генетически и в то же время, так что «всякий раз, когда кто-либо созерцает, он обязательно в то же время созерцает в образах» ( Де Анима III 8, 432а8-9, 431а16-17; Де Мемориа 1, 449b31–450a1).
Его предложения в этом направлении могут показаться неудачными, поскольку для широкого круга мыслей, образов, истолковываемых естественно и узко, как графические изображения, кажутся ненужными или даже явно не имеющий отношения. (Трудно понять, например, какой образ соответствует думал что герундий делает неуклюжий синтаксис — еще меньше Ясно, какие основания могли заставить согласиться с тем, что какой-то образ или другие должен сопровождать ). Однако, возможно, его замечания должны быть умеренным признанием того, что Аристотель допускает существование бог, деятельность которого исчерпывается мышлением, но чье мышление правдоподобно не считается образным ( Метафизика xii 7,1072b26–30). Если это так, то Аристотель не мог принять тезис что для любого эпизода мысли t необходимо t есть или направлен на изобразительное изображение. Тем не менее, Аристотель явно ожидает образы, истолкованные таким образом, чтобы играть центральную или даже незаменимую роль в человеческое познание.Как быть хорошим и счастливым согласно Аристотелю
Источник: NeonShot Shutterstock
Во второй книге Никомаховой этики (ок. 330 г. до н. э.) Аристотель утверждает, что моральные добродетели развиваются в результате привычки. В отличие от зрения и слуха, данных нам при рождении, добродетель не заложена в нашей природе. Но это и не противоречит нашей природе, которая приспособлена к его восприятию. Как скульптор стал скульптором, ваяя, так и добродетельный стал добродетельным, проявляя добродетель.
Невозможно определить добродетель с какой-либо точностью, потому что благость чувства или действия в значительной степени зависит от человека и контекста. Все, что можно сказать, это то, что добродетель, как и сила, подрывается недостатком или избытком тренировок. Например, тот, кто бежит от всего, становится трусом, а тот, кто бросается сломя голову во всякую опасность, становится опрометчивым. Мужество, напротив, дается средним.
Нравственное совершенство тесно связано с удовольствием и болью. Именно в погоне за удовольствием и избеганием боли совершаются плохие дела и упускаются добрые дела. Следовательно, именно благодаря удовольствию и боли плохие люди становятся плохими.
Есть три объекта выбора: благородный, полезный и приятный, и три объекта избегания, которые являются их противоположностями: низменный, вредный и болезненный. Хорошее, как правило, идет правильно в этом, тогда как плохое, как правило, идет не так. Особенно это относится к удовольствию, которое свойственно животным, а также содержится в выгодном и благородном. Хорошие испытывают удовольствие от самых красивых, благородных [
Источник: Couleur/Pixabay
Человек может совершить явно добродетельный поступок случайно или под давлением. Поступок является добродетельным лишь в том случае, если он признается добродетельным и совершается ради этого человеком с твердым, неизменным характером. Короче говоря, действие является добродетельным только в том случае, если оно таково, как поступил бы добродетельный человек.
В душе есть три вещи: страсти, способности и склонности [ heexeis ]. Поскольку добродетели не являются ни чувствами, ни способностями, они должны быть предрасположенностями: склонностями стремиться к промежуточному или среднему между недостатком и избытком.
Попадание в эту отметку является формой успеха и достойно похвалы. Хотя потерпеть неудачу можно разными способами, добиться успеха можно только одним способом, вот почему одно легко, а другое сложно. Точно так же люди могут быть плохими во многих отношениях, но хорошими только в одном.
Пока все хорошо, за исключением того, что не всякая страсть или действие допускают середину: например, не зависть или убийство. Речь никогда не идет об убийстве нужного человека, в нужное время, правильным способом, ибо убийство не является ни недостатком, ни излишеством, но всегда и внутренне порочно.
Основные добродетели вместе с соответствующими им пороками перечислены в таблице ниже.
В некоторых случаях один порок может быть ближе к добродетели, чем противоположный порок. Например, опрометчивость ближе к мужеству, чем трусость, а расточительность ближе к щедрости, чем подлость. Отчасти потому, что противоположный порок, будь то трусость или подлость, встречается чаще. Поэтому мужеству противопоставляют не опрометчивость, а трусость, щедрости – не расточительность, а подлость.
Нил Бертон
Быть хорошим — непростая задача. Чтобы увеличить вероятность попадания в цель, мы должны сделать три вещи:
- Избегать порока, который наиболее далек от добродетели или зла
- Учитывайте наши пороки и тяните себя к их противоположности
- Остерегайтесь удовольствия и боли
Цитируя Аристотеля:
Ибо во всем нелегко найти золотую середину… Всякий может разозлиться — это легко — или дать или потратить деньги; но сделать это нужному человеку, в нужном объеме, в нужное время, с правильным мотивом и правильным способом, это не для всех и не легко; поэтому добро и редко, и похвально, и благородно.