Что такое ассоциации в психологии. Ассоциации к слову
Известный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд. Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово. Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Ассоциации с точки зрения психологии
- 1.1 Ассоциация как связь
- 1.2 Психофизиологический механизм ассоциаций
- 2 Виды ассоциаций
- 3 Психодиагностические методы с использованием ассоциаций
- 3.1 Метод свободных ассоциаций
- 3.2 Разнообразие ассоциативных методов
- 4 Ассоциации в мышлении и творчестве
Ассоциации с точки зрения психологии
Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.
Ассоциация как связь
Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.
Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.
Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.
Психофизиологический механизм ассоциаций
Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.
Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.
Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:
- Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
- Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
- Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
- Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.
Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.
Виды ассоциаций
Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:
- По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
- По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
- По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.
Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.
Психодиагностические методы с использованием ассоциаций
Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека. Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.
Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.
Метод свободных ассоциаций
Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.
Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.
Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.
Разнообразие ассоциативных методов
В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:
- На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого.
Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций». - На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
- На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.
Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.
Ассоциации в мышлении и творчестве
Познавательные процессы в целом во многом связаны с ассоциациями. Например, наша память. Именно возникновение связи между вновь поступившей информацией и той, что хранится в мозгу, обеспечивает быстрое и легкое запоминание. Чем больше объем знаний человека, тем разнообразнее возникают ассоциации и эффективнее процесс запоминания.
Ассоциативный характер мышления обеспечивает возможность подключать к решению задач информацию из многих областей жизни и хранящуюся на разных уровнях сознания. Быстрое возникновение связи между образами, понятиями, мыслями делает воображение свободным и легким, а возникающие идеи – оригинальными, нестандартными.
Очевидно, что процесс творчества предполагает наличие развитого ассоциативного мышления. Одна из его особенностей в том, что это мышление работает как бы в обход логики. Ведь ассоциации возникают спонтанно и не требуют выстраивания сложных логических цепочек причинно-следственных связей. Часто рождающиеся ассоциации кажутся нелогичными, но они имеют глубокий смысл и позволяют увидеть обходные пути в решении самых сложных проблем.
Сейчас психологами разработано множество методик и тренингов для развития ассоциативного мышления, а также приемов, которые позволяют научиться управлять процессом рождения ассоциаций, сделать его осознанным и включить в процесс творчества.
Ассоциация (в психологии). Большая российская энциклопедия
Психические, психофизиологические процессы или явления
- Области знаний:
- Общая психология
Ассоциа́ция, в психологии – связь между двумя содержаниями опыта (ощущениями, образами, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой и появление другого. Чем чаще возникает в опыте такая связь, тем прочнее становится ассоциация.
Явление ассоциации было описано ещё Платоном и Аристотелем. Многие мыслители, не употребляя термина «ассоциация», использовали идею такой связи для объяснения приобретения опыта (Т. Гоббс), возможного механизма овладения своими страстями (Р. Декарт), особенностей «движения мыслей» (Б. Спиноза). Термин «ассоциация» ввёл Дж. Локк в конце 17 в. для обозначения связей между разными «идеями», возникающих по причине случайного совпадения во времени и пространстве соответствующих этим идеям событий. Локк считал эти связи «неразумными», в отличие от связей, устанавливаемых разумом.
В 18–19 вв. понятие «ассоциация» приобрело чрезвычайную популярность в психологии. Дж. Беркли пытался объяснить через ассоциации восприятие «третьего измерения», т. е. глубины. В ассоциативной психологии ассоциация считалась преобладающим или даже единственным механизмом работы сознания. Описывались типы ассоциаций, различающиеся путями их образования. Д. Юм выделил ассоциации по сходству (голубое – синее), по контрасту (чёрное – белое), по смежности в пространстве и времени (случайный испуг ребёнка в тёмной комнате вызывает затем страх темноты) и причинно-следственные ассоциации (яркая вспышка света – болевое ощущение). Д. Гартли и Джеймс Милль сводили все ассоциации к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали какую-либо активность субъекта в процессе образования ассоциативных связей. Кроме этих первичных законов образования ассоциаций, Т. Браун выделил «вторичные» законы – факторы, способствующие возникновению конкретной ассоциации из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в ассоциации, их новизна, особенности индивида и т. п. А. Бэн выделял также «творческие ассоциации», в основе которых, по его мнению, лежит «спонтанная активность ума».
Одни авторы считали ассоциацию только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определённым физиологическим законам (Т. Гоббс, Д. Гартли, Джон С. Милль, А. Бэн), другие приписывали возникновение ассоциаций исключительно законам сознания самого по себе (Джеймс Милль), третьи занимали промежуточную позицию (Т. Браун).
С конца 19 в. ассоциативная психология теряет свои позиции. Многие исследователи начали вкладывать новое содержание в термин «ассоциация». З. Фрейд считал ассоциацию не механической, а смысловой связью, с помощью которой можно объяснить скрытые мотивы человеческого поведения, используя «метод свободных ассоциаций», когда пациент говорит всё, что приходит ему в голову, ничего не отвергая. К. Г. Юнг разработал «ассоциативный тест», зачитывая испытуемому перечень слов, на каждое из которых тот должен как можно быстрее отреагировать другим словом. Заминки и странности в реакциях испытуемого Юнг использовал для выявления его комплексов и проблем. Ассоциативный тест получил развитие в практике судебно-психологической экспертизы, концепция ассоциации нашла применение в диагностических исследованиях патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в педагогике и других областях.
Соколова Елена ЕвгеньевнаДата публикации: 27 сентября 2022 г. в 11:07 (GMT+3)
Ассоциация психологических наук – APS
Наблюдатель
Сменяющие друг друга экономические ветры предвещают дарвиновскую среду для стартапов. Психологическая наука показывает, что поможет выжить наиболее приспособленным предприятиям.
Прочитать выпуск
Последний подкаст
Члены
Члены APS: участвуйте в работе комитетов Члены комитетаработают над продвижением миссии APS, чтобы стать более глобальной и способствовать разнообразию, справедливости и включению в психологическую науку; чтить других членов APS за выдающиеся исследования и интеллектуальный вклад на протяжении всей их жизни; общаться с другими учеными из всех областей исследований и со всего мира; и консультировать по стратегическим инициативам APS.
Посетите страницу комитетов, чтобы ознакомиться со списком комитетов и их уставами. Заполните форму на странице участия, чтобы указать, что вы заинтересованы в работе в комитете в предстоящий срок, который начинается
Присоединяйся!
Ресурсы и объявления APS
- PSPI Живой
В этой серии онлайн-симпозиумов более подробно рассматриваются важные статьи, опубликованные в журнале APS Психологическая наука в интересах общества .
Приверженность APS разнообразию, справедливости и инклюзивности
Узнайте о стремлении APS продвигать разнообразие, справедливость и инклюзивность во всех областях нашего руководства, членства, деятельности, персонала и сферы деятельности.
Вебинары и виртуальные мероприятия
Ознакомьтесь со всеми цифровыми предложениями APS, включая конференции и интервью, вебинары, новостные подкасты и многое другое!
Программа для представителей кампуса
Будь лидером в своей школе. Помогите студенческому собранию APS рассказать о программах, пообщаться с другими специалистами в этой области и получить ценный опыт!Напишите нам!
Observer — это отличный способ для членов APS поделиться своевременными и актуальными исследованиями, идеями о том, как наука меняет мир, профилями лидеров и агентов изменений в этой области и многим другим.
Глобальное сотрудничество APS по COVID-19
Шесть рабочих групп изучают, как психологическая наука может более эффективно информировать о решениях пандемий.
Ресурсы по борьбе с дезинформацией
Просмотрите эту обширную коллекцию ресурсов, чтобы узнать, как дезинформация мешает пониманию критически важных тем и что можно сделать для снижения рисков.
Работа и карьера
Ознакомьтесь с вакансиями и стипендиями, узнайте о возможностях финансирования, а также о направлениях исследований и карьерных идеях.
Государственные исследования, финансирование и политика
Узнайте о государственных институтах, агентствах и политиках, которые поддерживают исследования и обучение ученых-психологов.
IPPA
IPPA ~2000
Члены IPPA
70+
Представленные страны
Сотни из
Библиотечные ресурсы
Витрина участника
Джефф Томпсон, доктор философии, доц. Профессор
Джефф Томпсон — адъюнкт-профессор и детектив полиции Нью-Йорка по расследованию убийств. Он надеется, что сможет спровоцировать позитивные изменения в обществе.
Визитка участников
IPPA для вас
Международная ассоциация позитивной психологии (IPPA) имеет членов более чем в 70 странах и стремится продвигать научные исследования и этические применения позитивной психологии.
Подробнее Присоединяйтесь к нам
вход в систему
Войдите в систему IPPA, чтобы управлять своей учетной записью, продлить свое членство, обновить свой профиль и получить доступ к контенту, доступному только для членов на этом веб-сайте.
Логин
Сообщество IPPA ENGAGE
Вы являетесь членом IPPA? Зайдите в сообщество IPPA ENGAGE, чтобы общаться, делиться, учиться и быть частью сообщества со всего мира.
IPPA Вовлечение сообщества
предстоящие события и мероприятия
Просмотреть все события
ОСОБОЕ СОБЫТИЕ
Дата: 20 июля — 23 июля 2023 г.
8-й Всемирный конгресс IPPA по позитивной психологии (Ванкувер, Канада, 20-23 июля 2023 г.)
Дата: 02 мая 2023 г.
Отдел духовности и смысла — Серия научных докладов: Фрэнк Мартела — Сделайте свою жизнь более значимой
Дата: 16 мая 2023 г.
Научно-почему, оценочное исследование: практические, позитивные изменения
Вскоре
Скоро будет больше событий…
познакомьтесь с нашей доской
Майке Бартельс — доктор философии.
Президент (до 2023 г.)
Профессор кафедры генетики и благополучия университета
Факультет биологической психологии, Свободный университет Амстердама, Нидерланды
Майке Бартельс (1973 г.) — профессор кафедры генетики и благополучия университета, кафедра биологической психологии, Врие Университет Амстердама, Нидерланды.
Рой Баумайстер — доктор философии.
Избранный президент (до 2023 г.)
Университет Квинсленда, Австралия
Профессор Рой Ф. Баумайстер в настоящее время является профессором психологии в Университете Квинсленда, а также работает в Университете штата Флорида и Университете Бамберга.
Джудит Т. Московиц — доктор философии, магистр здравоохранения
Непосредственный бывший президент (до 2023 г.)
Профессор медицинских социальных наук
Северо-Западный университет Медицинская школа им. Файнберга
Джудит Т. Московиц, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, профессор медицинских социальных наук Северо-Западного университета – Медицинская школа Файнберга, директор по исследованиям Центра Ошера по интегративной медицине и директор ядра BSIS в Центре исследований СПИДа Третьего побережья.
Ким Кэмерон — доктор философии.
Секретарь (до 2021 г.)
Уильям Рассел Келли Профессор менеджмента и организаций и профессор высшего образования Педагогической школы
Мичиганского университета.
Профессор Ким Кэмерон является профессором менеджмента и организаций Уильяма Рассела Келли в Школе бизнеса Росса, а также профессором высшего образования в Школе образования Мичиганского университета.
Эндрю Сорен — MAPP
Казначей (до 2024 г.)
Основатель и генеральный директор Eudaimonic by Design
Ассистент инструктора, магистр прикладной позитивной психологии (MAPP), Пенсильванский университет
За последние 20 лет Эндрю работал с некоторыми из самых известных брендов, некоммерческих организаций и государственного сектора. команды применять позитивную психологию и совместно создавать организационную культуру, основанную на ценностях, развивать позитивное лидерство и разрабатывать системы, которые позволяют людям быть лучшими.
Майкл Стегер — доктор философии.
Расширенный член (до 2024 г.)
Профессор психологии, директор-основатель Центра смысла и цели
Университет штата Колорадо,
Майкл Ф. Стегер, доктор философии. Профессор психологии и директор-основатель Центра смысла и цели в Университете штата Колорадо.
Тайяб Рашид — доктор философии.
Расширенный член (до 2022 г.)
Ассоциированный преподаватель, Программа последипломного образования в области психологических наук
Университет Торонто – Скарборо, Канада
Доктор Тайяб Рашид является лицензированным клиническим психологом Центра наук о благополучии и Мельбурнской высшей педагогической школы Мельбурнского университета.
Скотт Ридделл — MAPP
Расширенный член (2025 г.)
Руководитель, Berkshire Hathaway Energy Canada
Соучредитель и генеральный директор Pliris Wealth Management
Скотт является соучредителем и генеральным директором Pliris Wealth Management. Скотт имеет 25-летний опыт работы в инвестиционно-банковской сфере, управлении активами и руководящей работе.
Даниэль Шек — доктор философии, FHKPS, BBS, SBS, JP
члена At-Large (до 2023 г.)
Заместитель вице-президента, профессор кафедры прикладных социальных наук и профессор Ли и Фунг в области обучения лидерству в сфере обслуживания
Гонконгский политехнический университет
Дэниел Шек — заместитель вице-президента, профессор кафедры прикладных социальных наук, а также профессор Ли и Фунг по обучению лидерству в сфере обслуживания в Гонконгском политехническом университете. Дэниел разработал несколько программ позитивного развития молодежи (PYD) и провел исследования PYD.
Скотт Перл — CAE
Исполнительный директор
Международная ассоциация позитивной психологии (IPPA)
Скотт Перл является исполнительным директором Международной ассоциации позитивной психологии (IPPA), глобальной некоммерческой ассоциации, поддерживающей тысячи членов из более чем 70 стран мира.
Джеймс Павелски — доктор философии.
Старший советник
Директор по образованию и старший научный сотрудник Центра позитивной психологии
Пенсильванский университет
Джеймс Павелски, доктор философии, профессор практики и директор по образованию в Центре позитивной психологии Пенсильванского университета
основные моменты
Это специальное видео, созданное для того, чтобы рассказать о докторе Эде Динере, соучредителе области позитивной психологии и первом президенте IPPA.