Психология бизнеса это: Кто такие бизнес-психологи? — Магистерская программа «Психология в бизнесе» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Психология бизнеса

Психология бизнеса-это сфера науки, занимающаяся психологическими проблемами и специфическими особенностями управления. Предмет психологии бизнеса— это деятельность человека в сфере бизнеса. Цель— изучение психологических особенностей поведения человека в бизнесе. Объект— психологические особенности взаимоотношений между собой, между людьми и в коллективе.

Задачи: теоретические и практические, т.е. 1) сформировать у студентов представление об общих особенностях бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности и тех требованиях, которые эта деятельность предъявляет к реализующему ее человеку; 2)рассмотреть социально-психологическую характеристику личности бизнесмена, описать жизненный путь человека в бизнесе, внутренние закономерности, наблюдаемые в динамике переходов от этапа к этапу; 3)сформировать систему знаний о психологических качествах, которые оказываются принципиально важными для человека, действующего в бизнесе, о специфических социально-психологических процессах в бизнесе, о психологических особенностях отношения к деньгам людей бизнеса, о психологических основах этики в бизнесе; 4) рассмотреть перспективы развития психологии бизнеса как особого направления психологического познания.

2.Истоки психологии бизнеса(?). В трудах классиков фактически изложена точка зрения о новаторской, инновационной функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов. Главная характеристика бизнеса как деятельности в отличие от многих других видов активности состоит в том, что эта деятельность постоянно развивается, меняются ее правила и условия, и человек вынужден постоянно изменяться сам в соответствии с этими новыми правилами.

По мнению Ф. Хайека, бизнесмен как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами.

Ф. Хайек утверждал, что бизнес как сумма стихийных процессов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по его мнению, любой другой рыночной профессии. В то же время, по мнению известного американского ученого австрийского происхождения Й. Шумпетера, «предпринимательство не является профессией, ибо в подобном состоянии нельзя находиться длительное время.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер, который считал, что под предпринимателем понимается человек, который открывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес. Но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей. Предпринимательские предприятия характеризуются, прежде всего, тем, что они пытаются создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяют и преобразуют ценностные установки. Однако, по мнению П. Друкера, принципы предпринимательства практикуются также и на крупных и даже на старых предприятиях. Чтобы малое предприятие функционировало как предпринимательское, оно должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимательским является предприятие не потому, что оно новое, и не потому, что оно небольшое, хотя и быстро развивающееся, а потому, что в основе его деятельности, по мнению Друкера, лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовалась «рыночная ниша», а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс.

Следует отметить, что становление предпринимательства, особенно в эпоху первоначального накопления капитала, далеко не всегда отвечает требованиям высокой морали. По мнению ряда авторов, бизнес как явление на прямую связано с деловой активностью. Область этой активности относится к процессам купли-продажи, а также к производству, финансам, торговле или услугам. При этом если англоязычные авторы подчеркивали главным образом конструктивные стороны бизнеса, то россияне и французы не преминули отметить сомнительные или прямо негативные аспекты этого вида деятельности. Из определений американских справочных изданий становится понятной одна из возможных причин того, почему «психология бизнеса» не стала специальным предметом анализа. Эта причина – чрезвычайная сближенность в повседневном языковом словоупотреблении «занятости», «занятия» и «бизнеса» как специфического вида деятельности.

3.Понятие бизнеса, субъекты бизнеса. Бизнес ( от староангл.

«активно занятый работой») – совокупность материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, в целях производства товаров и услуг, предназначенных для продажи другим экономическим агентам ( предприятиям и организациям). Основная цель бизнеса: получение прибыли или максимизация прибыли.

Субъекты бизнеса:

1)предприятие( производители, покупатели, посреднические структуры) – обеспечение экономической безопасности, разработка планов развития организации( выпуск акций, эффективный менеджмент).

2)собственник – выбор варианта распоряжения, обоснование цены купли- продажи организации или его доли.

3)кредитные организации – проверка финансовой дееспособности заемщика, определение размера ссуды, выдаваемой под залог.

4)страховые организации – установление размера страхового взноса и страховых выплат.

5)фондовые биржи – проверка обоснованности котировок ценных бумаг.

6)инвесторы – проверка целесообразности инвестиционных вложений.

7)государственные органы – подготовка организации к приватизации.

4.Основные вехи в истории развития предпринимательства до 20 века. (?)20-60-е годы в России ассоциируются у нас с такими понятиями как продразверстка, «военный коммунизм», НЭП, индустриализация, коллективизация, национализация, сверхцентрализация и децентрализация.

Все эти перечисленные явления были направлены на ограничения предпринимательской деятельности и какой-либо инициативы со стороны частных лиц. Исключением является лишь НЭП, направленная на оптимизацию и возрождение хозяйственных отношений в стране, упадок которых явился результатом Революции и Первой Мировой Войны. Ему я и хочу уделить особое внимание.

Переход к НЭПу вызвал небывалое развитие личной инициативы граждан, что в стране с преобладанием мелкотоварного уклада хозяйство привело к развитию массового частного предпринимательства. В то же время не развеянные мечты о грядущей мировой революции и создании светлого будущего без «мироедов», притягательные иллюзии возможности стремительного, измеряемого годами, воплощения коммунистического идеала в действительность, характерные как для большевистского руководства, так и для беднейших слоев населения России, оказывали существенное влияние на выработку принципов взаимоотношения государства с частным капиталом. Основными условиями привлечения его в экономику стали: использование частного капитала в промышленности и торговле на второстепенных по важности для народного хозяйства позициях при сохранении так называемых командных высот в экономике в руках государства; практически полное лишение частных предпринимателей политических прав, ограничение и отчасти регламентация их владельческих прав в классовых интересах большевистской диктатуры; социально-классовый подход к взиманию налогов. После издания ряда декретов (таких как декрет «Об обмене», «О кустарной и мелкой промышленности») граждане Росси получили право свободно заниматься торговлей и посредническими операциями, участвовать в государственных подрядах и поставках, вкладывать капиталы в промышленное производство.

Воспоминания об успешной работе своего или соседнего предприятия в дореволюционный период, простота его основания в новых условиях, естественное желание улучшить свое материальное положение толкнули к разного рода предпринимательской деятельности десятки тысяч людей. Среди них выделялись две основные группы. Первую составляли бывшие хозяева и служащие торговых и промышленных частных предприятий, мельники, приказчики, парикмахеры, фотографы и т.п., имевшие определенные навыки коммерческой деятельности. Но немалого было и таких, кто брался за разного рода предпринимательскую деятельность исключительно ради добычи средств на пропитание: домашние хозяйки, вчерашние красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.

Уменьшение национализированного сектора экономики, его децентрализация способствовали восстановлению и дальнейшему развитию экономического потенциала страны. Без подобных процессов трудно представить себе успешное, по сравнению с другими периодами советской истории, развитие отечественной экономики.

Психология бизнеса и управления: личность бизнесмена

Психологическая устойчивость и контроль ситуации в собственном деле являются немаловажными факторам успешного развития. Кризисные ситуации, неудачи, падения отпугивают людей. Психология бизнеса считается популярным направлением развития при становлении нового предпринимателя в бизнесе. Чтобы понимать её значение, требуется разбираться в ключевых моментах этого направления.

Что такое психология бизнеса?

Психология и бизнес взаимосвязаны. Это направление представляет собой сферу науки, в которой анализируются психологические проблемы, возникающие при ведении собственного дела. Цель этой науки — изучить субъект, занимающийся бизнесом, и помочь ему исправить проблемы, возникающие по мере развития. Дополнительно психология бизнеса изучает взаимоотношения в коллективе, пытается найти решение различным конфликтным ситуациям.

У людей, которые задумываются заняться собственным делом, возникают различные проблемы, мешающие им начать делать первые шаги. Самые популярные из них:

  1. Множество опасений касаемо неудач, связанных с руководством, распределением финансов, анализом конкурентов, подготовки задач для дальнейшего развития.
  2. Лень. Считается основополагающей проблемой, которая способна разрушить даже основательный бизнес.
  3. Страх потерять вложенные деньги или отсутствие желания вкладываться в собственный проект.

Важно не только подготовить финансы для первоначального развития, бумаги, рабочих, помещение, но не забывать про психологическую подготовку. Важно настроиться на постоянную работу. В противном случае добиться успеха будет крайне сложно. Ошибочно думать, что на первых парах развития бизнеса руководитель будет сидеть сложа руки. Придётся работать в разных направлениях.

Психология успеха в бизнесе

Начинающий бизнесмен должен понимать, что успех предпринимательства зависит от социального анализа будущих покупателей, психологической подготовки и мотивации, рентабельности выбранного направления в развитии, вложения. Опытные предприниматели и психологи советуют придерживаться 10 правил, которые дадут успешное начало собственному делу.

К ним относятся:

  1. Не следует ставить целей, которые упираются только в том, чтобы разбогатеть, стать самым конкурентоспособным, занять лидирующее положение в выбранной нише. Важно устанавливать задачи на ближайшее будущее и решать им по мере продвижения в бизнесе.
  2. По мнению аналитиков, экономистов, опытных бизнесменов, в 21 веке стоит входить в бизнес только при наличии креативной идеи. При этом требуется всю энергию вкладывать в развитие одного направления, не отвлекаясь на развитие множества идей.
  3. Постоянное развитие и самосовершенствование — ключевые факторы успеха в бизнесе. Предприниматель должен постоянно развиваться, искать новые идеи для развития своего дела, подготавливать себя психологически к новым поворотам, изменениям курса правления и развития при возникновении проблем.
  4. Правильно подобранная команда является одни из главных факторов успешного развития. Важно выбирать правильных людей, которые не будут тормозить развитие. Они должны быть заинтересованы в расширении влиянии компании, придумывать новые идеи, помогать руководителю в спорных моментах.
  5. Психологи и экономисты считают, что лучше знакомиться с более успешными бизнесменами, советоваться с ними о новых направлениях для собственного дела, пользоваться их поддержкой при возможности.
  6. Важно правильно планировать время. Этот бесценный ресурс при правильном использовании поможет добиться значительных результатов.
  7. Требуется создавать сторонний пассивный доход, который убережет владельца бизнесом от голода во время кризисных ситуаций.
  8. У многих начинающих предпринимателей складывается мнение, что успешные бизнесмены не ошибаются. Это ошибочное утверждение. Без падений не добиться успеха.
  9. Важно уделять внимание не только развитию собственного дела, но и увлечениям, семье, родственникам. Если общая ситуация тяжёлая, мысли для стабильного роста собрать будет практически невозможно.
  10. Анализ конкурентов. Старые акулы бизнеса разрывают новичков при элементарных ошибках. Важно учитывать возможности конкурентов, следить за их успехами, направлениями развития.

Психологи утверждают, что без веры в себя и своё дело, человек не добьётся значительных результатов. Из-за этого требуется подготовиться к возможным трудностям, чтобы не переживать во время упадка.

Психология отношений в бизнесе

Нельзя забывать про отношения в бизнесе. Они являются основополагающим фактором для успешного развития. Принципиальные моменты, которые требуют особого внимания со стороны руководителя:

  1. Один человек не способен создать большую компанию и удерживать её в конкурентоспособном состоянии. Необходимо внимательно относится к набору персонала, учитывать принципы жизни, привычки, цели нанимаемых людей. В дальнейшем для этого нанимаются отдельные сотрудники, которые занимаются набором кадров.
  2. При заключении договоров между партнёрскими компаниями, поставщиками, людьми, реализующими изготавливаемую продукцию, требуется подготовиться к тому, что придётся идти на уступки. Железная позиция, напористость, защита своей точки зрения — обязательные качества. Однако требуется сдавать позиции в спорных ситуациях, чтобы не потерять партнёров.
  3. Контролировать выполнение заключенных договоров. На время своего отсутствия оставлять заместителей, который смогут поддерживать рабочий процесс. Важно наладить доверительные и уважительные отношения в коллективе, чтобы при возникновении спорных ситуаций персонал продолжал работать.
  4. Важно вести учёт за показателями отдельных сотрудников. При возникновении отрицательной прогрессии необходимо провести разъяснительную беседу с сотрудником, выяснить причины возникновения проблем.
  5. Анализ партнёров. Для этого в больших организациях существует отдел аналитиков, которые занимаются мониторингом партнёрских компаний. Они выбирают наиболее прибыльные варианты, который помогут дальнейшему развитию компании.

Психологи рекомендуют общаться со своими сотрудниками вне работы. Это помогает налаживать более тесные отношения, которые приводят к увеличению эффективности труда. Однако нельзя давать сотрудникам много «пряников».

Роль психологии в бизнесе

Не многие начинающие бизнесмены понимают важность психологии при развитии собственного дела. В первую очередь, нужно понимать, что в предпринимательстве важны переговоры. Без психологической подготовки сложно сдерживать требования партнёров и невозможно трезво оценивать общую ситуацию. Чтобы избавиться от проигрышных предложений, принять серьёзное решение, донести свою точку зрения и отстоять её, нужно уметь использовать приёмы психологического давления.

Психологическая подготовка обеспечивает надёжную нервную устойчивость. Руководить не будет паниковать при конфликтных, спорных, кризисных ситуациях. В последнее время многие люди уходят на путь мошенников. Психологические приёмы помогут определить врёт собеседник или нет. Это спасёт от нежелательных трат и конфликтов. Существуют также специальные практики, которые помогут настроиться на успех.

Психология деятельности бизнесменов

Бизнес можно соотнести с хозяйственной деятельностью. Связано это с тем, что предприниматель вкладывает определённую суму денег в развитие собственного дела и несёт дальнейшую ответственность за вложенные средства. Важно, чтобы бизнесмен постоянно развивал новые направления получения прибыли. Хороший руководитель должен постоянно совершенствоваться и развиваться.

Если говорить о психологической составляющей, бизнес можно сравнить со спортом. Конкуренты — это соперники, которые пытаются достичь лидирующих мест быстрее всех. Чтобы ввязывать в конкурентную гонку, требуется подготовить ресурсы, мотивировать людей, оставить место и балласт для возможного отступления.

Психология личности бизнесмена

Психологи, опытные бизнесмены, экономики, аналитики выделяют четыре стадии развития начинающего руководителя собственным делом:

  1. Предприниматель.
  2. Менеджер.
  3. Инвестор.
  4. Лидер.

На ступени предпринимателя, человек начинает своё карьерное восхождение. В этот момент у бизнесмена появляются возможности, средства, цели. Он выбирает направление, начинает движение.

Предпринимателю требуется выполнять следующие задачи:

  1. Формировать капитал для будущего развития.
  2. Лично управлять своим делом, вникать в бухгалтерию и особенности производства.
  3. Выбирать оптимальные пути получения прибыли. Придумывать новые идеи.
  4. Нанимать первых сотрудников. Учиться налаживать контакты с поставщиками.

Когда руководитель получает в свое распоряжение сотрудников, он переходит на ступень Менеджера. Чтобы перейти к данному этапу карьерного роста, требуется научиться отходить от личных предпочтений и сделать бизнес независимым от желаний.

Далее руководить учиться общаться с персоналом, формирует надёжную команду, которая будет сопровождать его в дальнейшем. Когда ситуация стабилизируется, прибыль будет расти каждый месяц, персонал будет сплочён, бизнесмен становится Инвестором. Это связано с тем, что у руководителя появляются свободные средства, которые он может вкладывать в новые проекты. Если эффективность инвестиции превышает определённые показатели, бизнесмен переходит на ступень Лидера.

Психологические качества бизнесмена

Настоящий бизнесмен должен обладать рядом качеств:

  1. Решительность и лидерство.
  2. Сдержанность и расчётливость.
  3. Возможность использовать приёмы психологического давления.
  4. Стрессоустойчивость.
  5. Счетное мышление.
  6. Активность.
  7. Возможность принимать решения в спорных ситуациях.
  8. Здраво смыслить во время кризиса или упадка производства.
  9. Ценить сотрудников, уметь общаться с людьми.
  10. Быть жестким и рассудительным при переговорах. Уметь идти на уступки.
  11. Отсутствие страха при принятии решений.

На ступени предпринимателя, руководитель должен обучаться предложенным выше качествам. Они будут постепенно изменяться с развитием дела. При недостаточной устойчивости к возникающим проблемам, в компании может произойти раскол. Последующие сложности разрушат моральное состояние персонала, выведут из нормы производственный процесс.

Психологическая составляющая бизнеса является важнейшим направлением, которое необходимо развивать каждому начинающему руководителю. Неправильная подготовка приведёт к быстрому спуску активности, ажиотажа, темпов развития при возникновении первых трудностей. Важно учесть распределение доходов, набор персонала, ведение переговоров, установку целей развития, чтобы наблюдался ежемесячный рост компании по отношению к конкурентам.

Каждый руководитель должен уметь управлять, вести за собой, убеждать и мотивировать своих сотрудников, но как же этого добиться? Об этом в небольшом ролике:

Психология бизнеса — Psychology4u