Психология человека сознание: Сознание в психологии — Психологос

Сознание в психологии — Психологос

В психологии сознание — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики».

Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.

Гештальт-психология

Сознание — результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Психоанализ

Сознание — пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

Сознание — это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

Гуманистическая психология

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Культурно-историческая психология

Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).

Сознание человека

Общая психология

    Вы здесь:  
  1. Главная
  2. Лекции
  3. Общая психология
  4. Сознание человека
Общая психология
Просмотров: 2472

Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.

Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание человеком самого себя является очень сложным и длительным процессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продолжается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как существу общественно-историческому.
Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях.

Характеристики сознания

Активность – воздействие на окружающий мир.

    • Интенциональность – направленность на какой-либо объект.
    • Способность к рефлексии – самонаблюдение.
    • Мотивационно-ценностный характер – система идеалов и ценностей.
    • Различные уровни ясности – во время дремоты, активной деятельности, монотонного труда или отдыха.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Главные функции самосознания

    • Познание себя.
    • Усовершенствование себя.
    • Поиск смысла жизни.

Этапы развития самосознания

Я – концепция

Сначала человек познает свои внешние особенности, сравнивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. Затем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название «образа – Я» или «Я-концепции».

Я–концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе.

Компоненты Я – концепции:
    1. Когнитивный – что человек знает о своих качествах, способностях, внешности и пр.
    2. Эмоциональный – проявляется в самоуважении, себялюбии, либо самоуничижении и пр.
    3. Оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение окружающих и т.д.
В состав Я – концепции входят:
    1. Я – реальное – представление о себе в настоящем времени.
    2. Я – идеальное – то, каким человек по его мнению должен стать, ориентируясь на моральные и этические ценности.
    3. Я – динамическое – то, каким человек намерен стать.
    4. Я – фантастическое – то, каким человек желал бы стать, будь это возможно.

На основе образа Я концепции формируется самооценка личностью своих качеств, которая определяет ее отношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.

Самооценка

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.

Виды самооценки:

Завышенная – переоценка своих способностей, высокомерие, зазнайство, хвастовство.
Заниженная – неуверенность в себе, стеснительность, недооценка своих способностей и личностных качеств.
Адекватная – уверенность в себе, трезвая оценка своих сильных и слабых сторон.

Главные функции, выполняемые самооценкой

    • Регуляторная – обеспечивает принятие решений.
    • Защитная – обеспечение относительной стабильности личности и её независимости.
    • Развивающая – стимулирует личность к развитию и совершенствованию.
    • Отражающая – отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий.
    • Эмоциональная – позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками.
    • Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру.

 

Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности.

От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватными. При адекватной оценке уровень притязаний является нормальным и личность добивается успеха в том виде деятельности, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение.

При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным.

При заниженном уровне притязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завышенном уровне притязаний личность переоценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.

В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и возможностей у личности начинает проявляться или комплекс неполноценности или комплекс превосходства.

При наличии комплекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса превосходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презрительное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснованными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем.

Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убедившись в своем крахе, он приходит в подавленное состояние, замыкается и теряет самоуважение.

Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуважение.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др. ] : Питер, Питер Пресс, 2017. — 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Популярные лекции

  • Стратегии поведения в конфликте
  • Коммуникативная сторона общения
  • Темперамент
  • Невербальное общение
  • Интерактивная сторона общения
  • Перцептивная сторона общения
  • Профилактика профессионального выгорания медработника
  • org/Article»> Мышление и интеллект
  • Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.

Карта человеческого сознания ESP-A

Этот пост предлагает вам рассмотреть ваше сознание, состоящее из четырех различных доменов.

Первый домен — это тот, которым я сейчас занимаюсь. Говорящая часть вашего разума читает это и думает о том, что это значит. Это «я» часть вашего сознания, которая размышляет о происходящем и повествует о том, что есть и должно быть, например: «Читаю этот пост и думаю, что это значит».

Мы будем называть это « ego », буква «E» на карте ESP-A, изображенной ниже. 2 Эго — это самосознательная рефлексивная петля, которая развивается как интерпретатор, функционирующий для оправдания ваших действий. Оно возникает из того, что мы можем назвать вашим приматом « я », что является буквой S в модели.

Ваше приматическое «я» — это воплощенный взгляд на мир, который вы видите. Вспомните, например, когда в последний раз вы чувствовали себя неуверенно, или уязвимы, или беспокоились о том, что может случиться, и вы предвкушали боль, угрозу, утрату или критику. Возможно, вы даже подумали: «Хотел бы я не быть таким напряженным и уязвимым». Это предложение отражает то, как часто оформляются отношения «эго-я».

Рассказывая о том, что происходит, эго часто выносит суждения или просьбы к себе. Это представление об эго, направляющем самость, очень близко согласуется с концепцией Фрейда об эго и ид как об отношениях между всадником и лошадью. В 1932 году Фрейд писал:

Отношение Эго к Оно можно сравнить с отношением между всадником и его лошадью. Лошадь обеспечивает двигательную энергию, а всадник имеет прерогативу определять цель и направлять к ней движения своего мощного скакуна. Но слишком часто в отношениях между Эго и Оно мы находим картину менее идеальной ситуации, в которой всадник обязан вести свою лошадь в том направлении, в котором она сама хочет двигаться. 1

А теперь представьте, что вы говорите себе: «Надеюсь, другие люди не знают, насколько я беспокоен и уязвим». У вас может возникнуть эта мысль, потому что вы заботитесь о том, что думают другие люди, вы хотите, чтобы вас ценили в мире, и вы не хотите, чтобы другие считали вас напуганным, слабым или неуверенным в себе.

Мы управляем своими впечатлениями от других через нашу персону , которая является буквой «П» в модели. Это относится к тому, как вы пытаетесь надеть маску или сыграть роль таким образом, чтобы вы могли вписаться в социальную арену и управлять своими отношениями с другими. Всякий раз, когда вы пытаетесь сознательно отфильтровать информацию от людей, что может включать в себя все, от блокировки вашего дневника до закрытия двери перед деликатным разговором, до личных мыслей, которые вы не должны высказывать публично, вы фильтруете информацию, которая находится в пространство вашего эго-я из области персоны.

Наконец, выделите секунду и просто будьте. В «просто бытии» отпустите свои убеждения, желания, побуждения, желания, мысли и эмоции. Просто сядьте и обратите внимание на то, что вы испытываете в сыром виде. Это поле чистого осознания , которое является буквой «А» в модели. Это поле опыта, которое просто представляет себя вам. Это волшебство того, как вода мозга превращается в вино субъективного опыта от первого лица. Это ваш эпистемологический портал в мир, который позволяет вам испытать себя в качестве свидетеля. Это чистое осознание и есть то, что философ Роб Скотт назвал «естьностью». Она не требует никаких выводов, анализа или предположений.

Модель ESP-A

Источник: Gregg Henriques

Определив эти четыре области человеческого сознания, мы теперь можем делать кое-какие интересные вещи. Во-первых, каждый домен находится в контакте с другими. Мы можем видеть соединение от A до S, от E до P.

Рассмотрим, как чистое осознание интерпретируется самостью. Возвращаясь к примеру с чувством уязвимости, подумайте, как бы вы отреагировали на человека, который повысил бы на вас голос, пока вы находились в таком состоянии. Очень вероятно, что ваше «я» примата воспримет этот тон как угрозу. Мы можем сказать, что это просто перцептивное переживание более громкого голоса на одном уровне. Однако «я» примата улавливает этот опыт, воспринимает его как угрозу и помещает тон в эмоциональный и мотивационный контекст. Эти чувства придают смысл тону и подготавливают тело к защите, подчинению или бегству.

Тогда мы можем сказать, что эго выходит на линию и «схватывает» чувства самости и интерпретирует их. Эго должно решить, оправданы ли чувства страха, гнева или подчинения в ответ на изменение тона и общего контекста. В то время как я примата больше реагирует на непосредственную ситуацию в этом контексте, эго лучше осведомлено о личности и долгосрочных последствиях ваших действий в социальной среде. Таким образом, работа эго состоит в том, чтобы интерпретировать происходящее и найти оправданный путь, основываясь на том, на что реагирует «я» примата, и на социальных требованиях, которые давят на персону.

В дополнение к четкому определению четырех областей человеческого сознания мы можем использовать модель ESP-A, чтобы прояснить важную взаимосвязь между медитативными практиками внимательности многих восточных традиций и психологическими практиками осознанности, которые лежат в основе современной психотерапии. Практики медитативной внимательности сосредоточены в первую очередь на чистом осознании и на том, как культивировать внимание в этом пространстве.

Как услужливо охарактеризовал его Сэм Харрис, медитативная внимательность дает много преимуществ людям, которые могут выйти за пределы обычного потока привязанностей, реакций, убеждений и увидеть мысли и чувства в новом свете, который дает много свобод.

Напротив, большая часть моего обучения психотерапевту в гуманистических, психодинамических и когнитивных традициях была сосредоточена на отношениях между приматическим «я» и его побуждениями и чувствами, эго и персоной. Современная психотерапия направлена ​​на то, чтобы помнить об отношениях экстрасенсорного восприятия и гораздо меньше внимания уделяет чистому осознаванию.

Дело в том, что модель ESP-A дает нам четкую и полезную основу для объединения психологической и медитативной практики осознанности таким образом, что позволяет нам увидеть, как они пересекаются, чем они отличаются и могут продуктивно дополнять друг друга.

Психология сознания

СКАЧАТЬ ОБЛОЖКУ


ISBN: 978-1-949358-98-8

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.05.2021

ЦЕНА ПО ПРАЙСЕРВУ: 24 доллара США .99

КОЛИЧЕСТВО СТРАНИЦ:  290

ISBN:  978 -1-953292-01-8

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.05.2021

ПРАЙС-ЦЕНА: 14,99 долл. США

РАССКАЗАН ОТ: Фред Сандерс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:  

ПРЕЙСКУРАНТНАЯ ЦЕНА: $19,99

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ:8,4 часа

Аудиокнига скоро выйдет

«Прекрасная, прекрасная книга, ясная, несамодовольная, удивительно всеобъемлющая. Прочитав ее, я почувствовал снова и снова, что это была книга, которую я ждал».

– The New Yorker

Новое исправленное издание классического исследования Роберта Орнштейна предлагает свежий взгляд на человеческое сознание и неиспользованный потенциал человеческого разума

Что такое сознание и зачем нам это знать?

В этом новом четвертом издании своего революционного исследования Роберт Орнштейн пересматривает то, что известно о сознании, и почему это понимание так важно в это время огромных проблем, перемен и потенциала.

Он начинает с исследования того, как человеческий мозг развивался как сложная система для ограничения того, что мы «собираем» из обширной внешней среды, только той информацией, которая нам нужна для выживания. Мы заполняем пробелы «бессознательными умозаключениями» — предположениями, категоризациями, ожиданиями и привычками, которые позволяют нам действовать в мире, но ограничивают наше восприятие того, что есть и что возможно.

СКАЧАТЬ ОБЛОЖКУ


ISBN 978-1-949358-98-8 .99

КОЛИЧЕСТВО СТРАНИЦ:   290

РАССКАЗАЛ: Фред Сандерс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:

ПРАЙС-ЦЕНА: 19,99 долл. США

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 8,4 часа

900 02 Аудиокнига скоро выйдет

ISBN: 978-1-953292-01-8

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.05.2021

ПРАЙС-ЦЕНА: $14,99

самодовольный, удивительно всеобъемлющий. Прочитав ее, я почувствовал снова и снова, что это была книга, которую я ждал».

– The New Yorker

Новое исправленное издание классического исследования Роберта Орнштейна предлагает свежий взгляд на человеческое сознание и неиспользованный потенциал человеческого разума

Что такое сознание и зачем нам это знать?

В этом новом четвертом издании своего революционного исследования Роберт Орнштейн пересматривает то, что известно о сознании, и почему это понимание так важно в это время огромных проблем, перемен и потенциала.

Он начинает с исследования того, как человеческий мозг развивался как сложная система для ограничения того, что мы «собираем» из обширной внешней среды, только той информацией, которая нам нужна для выживания. Мы заполняем пробелы «бессознательными умозаключениями» — предположениями, категоризациями, ожиданиями и привычками, которые позволяют нам действовать в мире, но ограничивают наше восприятие того, что есть и что возможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *