«Отрицательные эмоции – наши лучшие друзья»| Новости общества
Эмоции — это то, как человек оценивает ту или иную ситуацию; это наше реальное отношение к людям, фактам и событиям. Положительные выражаются открыто, отрицательные часто скрываются, считает, что в обществе бурно проявлять негативные эмоции не принято. Однако специалисты говорят, что «лишних» эмоций не бывает, поскольку у каждой имеется свое предназначение
Клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский рассказал о том, что такое чувства, а также как отрицательные и положительные эмоции человека формирует его привычки, достижения, его жизнь и мировоззрение.
— Валерий Валерьевич, можно ли утверждать, что эмоции помогают в жизни человека? Чувства и эмоции — это одно и то же?
— Важно подчеркнуть, что чувства и эмоции — это аффективная сфера, которая является неотъемлемой частью человеческой жизни. Она появилась эволюционно и развивалась как инструмент мотивации и регуляции поведения.
Для того, чтобы эмоции появились даже в том виде, о котором мы сейчас будем говорить, понадобилось миллионы лет развития и эволюции живых организмов. В самой простой схеме это выглядит следующим образом. Когда животное осуществляет целенаправленную деятельность для удовлетворения своих базовых инстинктов, оно движимо биологическими потребностями. В случае, если такие действия не приводили к желаемому результату, например, зверь не получал пищу или самку, то развивалась отрицательные эмоция, которая в дальнейшем позволяла животному избегать повторения этого непродуктивного, нерезультативного поведения.
В случае, если действие животного было результативным, механизм действия при помощи положительной эмоции закреплялся. Появляется так называемый регулятор целенаправленного поведения, который или приводит к результату, или же нет. В случае, если желаемое достигается, положительное эмоциональное подкрепление позволяет как можно быстрее это чувство запомнить и в дальнейшем в похожих ситуациях воспроизводить.
Отрицательная эмоция, соответственно, заставляет избегать нерезультативного проведения в будущем. То есть это механизм, который помогает наиболее полноценно приспособиться к окружающему миру.Что касается человека, он является наиболее развитым биологически и физиологически среди всех живых существ на Земле. И его эмоциональная сфера, соответственно, представляет собой гораздо более сложный и тонкий феномен. Разница состоит в том, что у животного эмоциональная сфера регулирует поведение в ответ на биологические потребности, а у человека — на социальные стимулы. Человек на каком-то этапе своего развития (по разным оценкам 50-100 тысяч лет назад) перешел от биологической стадии развития к социальной. То есть определяющими для него стали не какие-то стимулы из окружающей физической среды, а стимулы из того общества, внутри которого он находится, — социума.
Произошел интересный переход: над человеком эволюционно перестали довлеть биологические стимулы, и бразды правления взяли на себя стимулы социальные, которые зачастую могут противоречить биологическим. Это привело к тому, что эмоциональная социальная сфера (чувства, эмоции, аффекты) значительно усложнилась, приобрела огромное количество оттенков и градаций. Но в любом случае это тот механизм, который позволяет человеку, с одной стороны, быть человеком и, с другой, наиболее функционально приспосабливаться к окружающему миру.
Чувства и эмоции: одно вытекает из другого?
Чувства и эмоции — это внутренние понятия, которые охватываются таким базовым родовым понятием, как эмоциональная сфера.
Чувство — это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. А эмоция — это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
По сути, это разные градации одного и того же психического процесса. Здесь все зависит, с одной стороны, от его интенсивности, а с другой, от временной продолжительности. Поэтому в одном случае мы можем говорить об эмоциях в другом — о чувствах, а в третьем случае об аффектах. То есть всё это — один и тот же эмоциональный континуум.
— В обществе принято некоторые эмоции считать отрицательными, негативными и, как правило, их избегать (например, страх, гнев). Насколько вообще правильно подавлять эмоции, и к чему это может привести?
— Подавлять эмоции категорически нельзя. Это очень страшный посыл, которого необходимо избегать. Ведь эмоциональная сфера — это индикатор, который позволяет нам понимать, правильно или неправильно мы себя ведем по отношению к тем или иным стимулам, вызовам, которые бросает нам окружающая среда и в первую очередь социум. Это некая сложная сигнальная система, которая позволяет нам говорить, правы мы или неправы. И в конечном счете определять, насколько мы успешны, результативны, адекватны к ситуации.
Эмоциональная сфера у людей гораздо больше развита, нежели у животных. Благодаря ей мы способны целенаправленно повторять какие-то положительные действия и избегать отрицательных. Наша эмоциональная сфера, вместе с мышлением, логикой, речью позволяет обучаться наиболее правильному поведению в обществе. И вместе с тем лучше понимать себя.
Например, я нахожу на улице кошелек. И меня начинает обуревать желание отнести его в службу находок, так как это деньги, которые заработал другой человек, или же несмотря на то, что они не мои, оставить их себе. И в случае, если человек решает не отдавать деньги, начинаются так называемые угрызения совести, отрицательные чувства и эмоции, которые, с одной стороны, сигнализируют, что в принятой социокультурной парадигме, внутри которой находится человек, так делать нельзя. Потому что, если так будут поступать все по отношению друг к другу, социум просто распадётся, поставит под угрозу все общество, биологическое выживание видов, в конце концов. Муки совести, с одной стороны, как бы нам сигнализируют: «нет, этого делать ни в коем случае нельзя». В то же время они позволяют нам лучше себя понять: я хороший, у меня правильная иерархия ценностей, которая позволяет мне ориентироваться в окружающем человеческом мире.
И наоборот. Когда ты эти деньги относишь в бюро находок, испытываешь радость, потому что этим своим поступком ты делаешь вокруг себя мир, себя и людей лучше. Такая вот двойственная система. С одной стороны, она отражает какие-то объективные устоявшиеся правила и отношения, принятые в социуме, помогает их регулировать, а с другой, помогает понять себя на эмоциональном уровне. Если социализация завершилась правильно, человек полностью вписывается в требования, которые общество к нему предъявляет. Или если присутствуют муки совести, значит социализация прошла со сбоями, возникает необходимость лучше усваивать те нормы и порядки, которые в обществе приняты.
Отрицательная эмоция приводит к отказу от поведения, ее вызвавшего, причём достаточно испытать ее лишь один раз. Положительная эмоция провоцирует на поиски разнообразных и более результативных паттернов поведения и способов достижения цели. В этом смысле это необходимейшее условие любого развития и эволюции.
Когда кто-то начинает говорить, что отрицательные эмоции — это плохо, и их необходимо избегать, он таким образом «обкрадывает» себя, убивает вот эту нерушимую внутреннюю логику развития.
То есть он убирает мерило, которое позволяет ему понять, где-то он не прав, а где нет, и каких-то ситуаций нужно избегать. Если человек будет подавлять отрицательные эмоции сознательно или при помощи каких-то тренировок, он станет «слепым», потеряет ориентиры на дороге социального движения, не сможет понимать, что можно, что нельзя, что хорошо, а что плохо. Отрицательные эмоции — это мощнейший сигнал. А если он перестанет замечать внутренние предупреждения, это будет похоже на игнорирование красного сигнала светофора во время движения — катастрофа неминуема.Отрицательная эмоция — это наш лучший друг. Недаром говорят, что «за одного битого двух небитых дают».
В очень многих практиках саморазвития постулируется идея, что наши поражения, какие-то отрицательные ситуации, гораздо больше нас стимулируют, заставляют лучше понять окружающий мир, двигаться вперед, чем победы, которые всего лишь закрепляют уже существующие паттерны поведения. Да, отрицательные эмоции могут быть опасны, разрушительны как для человека, так и для окружающих.
Психолог рассказал, почему люди испытывают гнев и как им управлять
09.12.2020 в 17:59:00
— Бывают ситуации, когда человек в плохом настроении. Он приходит, на всех ругается, срывается. В конце концов «выпускает пар» и говорит: «Ну, накопилось». Как понять это выражение? Как нематериальное может накопиться?
— Это очень интересный вопрос, глубокий. Ответ на него непосредственно проистекает из того, о чём мы говорили ранее. Надо проследить, каким образом накапливается этот негатив, который потом выплескивается наружу. Мы только что говорили, что отрицательные эмоции — это мощнейший регулятор, сигнализатор. Человек производит любые действия для достижения каких-то социальных целей, 99% своего времени он занят именно этим, на него воздействуют социальные мотиваторы.
Причем в отличие от животных, человек одновременно может быть мотивирован абсолютно разными стимулами в одну единицу времени. То есть человек полимотивирован. Его действия иногда направлены на достижение одновременно двух, трёх, пяти и более целей. А на этом пути: произвольном, поведенческом, эмоциональная сфера также ежесекундно работает, сигнализирует ему: «так можно делать, а так нельзя». Но иногда человек, до конца не понимая, чем для него является эмоциональная сфера, вопреки сигналам «так нельзя», «так не надо», продолжает делать так, как его эмоциональная система действовать не велит. В этом случае возникают стойкие очаги напряжения в коре головного мозга — неокортексе, который как раз и отвечает за сознательные, целенаправленные действия человека.
Человек что-то делает — эмоциональная сфера возбуждает определенную группу нейронов, которая сознательно воспринимается в виде той или иной отрицательной эмоции, говорящей «так делать не надо». И в идеале человек должен прекратить или изменить поведение, и тогда очаг возбуждения переходит к торможению. Все, программа выполнена. Но если вопреки этой сигнализации человек продолжает свои действия, происходит зацикливание.
Здесь необходимо привести очень интересную теорию деятельности Анохина — у него есть термин «акцептор результатов действия». Она состоит в том, что человек, ежесекундно осуществляя какую-то деятельность, всегда сравнивает практический результат, который он получил, с результатом идеальным, который он рассчитывал получить, то есть идеальное с реальным. И если этот идеальный акцептор результатов действия с тем, что он получил в реальности, совпадает, контроль снимается: программа сформирована, запущена, выполнена — человек переходит к другой деятельности. Но если возникает разноголосица, когда, сравнивая с тем, что происходит, эмоциональная сфера говорит «так нельзя», а человек продолжает так делать, возникает стойкий очаг возбуждения, и программа начинает сбоить.
Так как человек — существо полимотивированное, таких очагов может быть сразу несколько. Один из них может быть небольшой, но, когда их становится очень много, наступает так называемая парадоксальная фаза. В этот момент происходит огромный эмоциональный всплеск, так называемая «последняя капля», когда к 99 очагам добавляется 100-й, это вызывает мощный резонанс.
Это возбуждение переходит какие-то допустимые границы, и мозг таким образом разряжается. Но так как мы все движимы, мотивированы сознательной деятельностью, мы можем на что-то реагировать только действием. И под эту эмоцию подгоняется псевдорациональное действие. Например, когда человек на кого-то срывается и говорит: «Я сорвался, потому что ты мне горячий чай принес». На самом деле это всего лишь триггер, который позволяет рационализировать всё накопившееся возбуждение.
— С негативными эмоциями понятно. А с позитивными? Во-первых, сейчас очень модно быть позитивным. Но необузданный оптимизм тоже нехорошо. Вот эта подмена эмоций она не опустошает человека?
— Это тоже интересный вопрос. С одной стороны, если следовать логике вышесказанного, превалирование или игнорирование как одного, так и другого эмоционального состояния: положительного или отрицательного — это всегда искусственно созданная, неестественная ситуация. Если мы считаем, что можно сравнивать отрицательные эмоции с левой ногой, «давайте её отсечем, потому что есть правая», то делать акцент только на положительных эмоциях — это значит, тоже искажать существующую реальность (обесценивать правую ногу, потому что есть левая). То есть мы делаем ту же самую ошибку, только с другой стороны.
В любом случае мы убираем из своей сферы негативные эмоции, которые являются очень мощным обучающим фактором для нашей результативности, чего делать нельзя. Когда мы уходим от нормы далеко, возникает некая патологическая ситуация. Происходит то же самое игнорирование отрицательных эмоций за счёт выпячивания положительных. Это искажает естественные взаимоотношения между человеком и миром.
Получается, что эволюционно отрицательные эмоции гораздо важнее для человека, чем положительные. Даже после рождения, когда ребёнок начинает развиваться, он руководствуется правым полушарием своего мозга, которое как раз отвечает за негативные эмоции. И потом в результате развития это всё переходит (только у правшей) на левую сторону, и левое полушарие является доминантным. Оно как раз отвечает за позитив. Почему? Потому что с точки зрения выживаемости отрицательные эмоции гораздо информативнее. Это как у сапера, который может ошибиться только один раз.
Положительное хорошо. Но оно не так важно для нашего выживания, как те ошибки, которые могут быть роковыми. Поэтому отрицательные эмоции гораздо больше дают нам для выживания.
С точки зрения развития именно высших психических функций, это может быть связано с тем, что окружающая среда усложняется невообразимо быстро. Количество различных стимулов, в том числе и негативных, растёт в геометрической прогрессии. Иногда наша нервная система не успевает справиться с ними. И тогда происходят некие дезадаптации, которые выражаются в виде неврозов, психозов, различного рода навязчивых состояний и так далее — вся линейка психических расстройств и заболеваний.
Именно человеческая психика гораздо более результативная. Тут есть некий парадокс на положительной стимуляции. Человек, который испытывает положительные эмоции и который положительно относится к миру, находится в более оптимальной физической и психической форме. И это позволяет ему лучше адаптироваться к окружающему миру, в первую очередь к социуму, в котором находится.
Вспомните, еще 20 лет назад мы не знали сотовых телефонов, а сейчас уже на Марс полетели. Для того, чтобы мы в эту сегодняшнюю точку вошли, понадобилось несколько миллиардов лет биологической эволюции. Не всегда наша психика успевает справиться с наплывом нового. И (парадокс!) мы говорили, что человек, в отличие от всего остального живого на Земле, не движим, не мотивирован биологическими стимулами, а руководствуется только стимулами социальными. Именно у человека происходит некое обращение, что положительные эмоции для его душевного здоровья, продуктивности и самореализации играют гораздо большую роль, чем эмоции отрицательные.
Поэтому оптимизм никогда не бывает излишним. Но тут очень тонкая грань: нужно, чтобы человек не ушел в иллюзорный мир, чтобы это не мешало ему воспринимать реальность такой, какая она есть. А, по сути, мы возвращаемся к ситуации, что стакан всегда или наполовину пуст или наполовину полон. Каждый отвечает на этот вопрос сам. Но человек отвечает, что его стакан наполовину полон, ему гораздо приятней, комфортней и радостней жить в этом мире.
— Общество все равно навязывает подавление негативных эмоций… То есть если человек хочет кричать, ругаться, выплескивать свои эмоции, считается, что он неадекватен
— Это связано с очень интересными вещами. Так как человек руководствуется инстинктами не биологическими, а социальными, происходит парадокс: для развития общества биологические истины губительны. Поэтому оно делает всё, для того чтобы установить примат приоритета инстинкта социального. Инстинкт биологически учит человека быть эгоистом, он говорит: «Весь мир для меня! Я — в приоритете!» Но если человек живёт с такой установкой, соответственно, он является врагом общества. Именно поэтому в обществе не приветствуется стяжательство, эгоизм, зацикленность на себе. А общественный постулат говорит, что в приоритете общество, а не человек. Для общества гораздо важнее, чтобы развивалось оно, а жизнь отдельного человека неважна.
Происходит противоречие между инстинктом биологическим и социальным. И оно крайне интересно, неотменимо. Человек — это существо биологическое. Но в то же время, в отличие от всех других биологических существ, он часто большую часть времени ведет себя вопреки своему биологическому инстинкту. Какие-то ситуации, когда человек за свою идею отдает жизнь за других, в животном мире вообще невозможны. С точки зрения биологического инстинкта это парадокс необъяснимый.
А гнев ассоциируется как раз с деструкцией, с тем, что может нанести ущерб социальному сосуществованию. Потому что его проявления могут разрушить общественную ткань. Ведь биологическому инстинкту миллиарды лет, а инстинкту социальному около пятидесяти тысяч. То есть они находятся в неравном положении. Именно поэтому общество пытается своей сознательной регуляцией убрать всё, что касается негатива. Это ведь достаточно опасно для социального развития.
— Получается, это, как бомба замедленного действия? Когда накапливается негативная эмоция, человек психует. Как в фильме «Джокер»: герой, вроде бы, улыбается, всё хорошо, а потом понеслась…
— Очень хорошее сравнение! Мы вообще приходим к тому, что жизнь человека — парадоксальна. И эта парадоксальность рождает нашу уникальность, и говорит о том, что жизнь человека и сознание — это невероятный дар, но в то же время и ответственность и проклятие.
Психология и жизнь » Эмоции и чувства человека. В чем разница?
В жизни часто смешивают такие понятия, как эмоции и чувства, однако явления эти разные и отражают разный смысл. Эмоции не всегда осознаются, иногда достаточно четко человек не может сформулировать какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада?. Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретные эмоции, чувства же всегда осознаваемы, человек осознает почему он дружит или гордится, чувства — это личностное отношение к окружающей действительности (объектам и предметам).
Наши эмоции связаны с конкретной ситуацией, только «здесь и сейчас» возникает эмоция, т.е. эмоции — ситуативные и отражают наше оценочное отношение к ситуации (настоящей или будущей, или только возможной). Чувства — это устойчивое эмоциональное отношение к предмету (объекту), т.е. чувства — предметные и не связаны с ситуацией. А вот выражаются чувства через эмоции, в зависимости от того в какой ситуации человек оказывается. При этом эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу, например, горячо любимый человек может в определенной ситуации вызвать эмоцию гнева.
Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады, эти эмоции кратковременные, когда Вы приедете домой, этих эмоций уже не будет. А чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, чувства устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека, т.е. при встрече с объектом, или при воспоминании о нем, чувство каждый раз актуализируется с новой силой. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «теплое чувство» внутри.
Чувства и эмоции тесно связаны между собой, но это не одно и тоже, эмоции сиюминутные, проявляются «здесь и сейчас» и относятся к конкретной ситуации, чувства — устойчивое, постоянное отношение человека к чему либо или кому либо, чувства не зависят от ситуаций, например, чувство любви не изменится, если любимый незаслуженно повышает на Вас голос, в этой ситуации проявятся всего лишь эмоции: волнение, обида, печаль, чувство останется прежним.
Таким образом, чувства как бы «выделяют» из ситуации конкретный объект, независимо от того, что происходит вокруг, а эмоции «срабатывают» на ситуацию в целом.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
Рубрика: Вопросы психологии
Ваш отзыв
Правила комментирования
Почему эмоции так важны? И как с ними справляться
Эмоции влияют на большее, чем вы можете себе представить — на мотивацию, обучение, принятие решений, связь и многое другое.
Много раз, часто в периоды больших испытаний, эмоции могут ощущаться скорее как бремя, чем благословение.
Но эмоции могут быть сильными.
Они могут помочь вам выжить, расти и общаться с другими. И они могут направлять ваши решения, поведение и мотивацию.
Будучи младенцами, эмоции — это то, как вы учитесь общаться, еще до того, как вы научитесь говорить.
В то время как сильные эмоции могут ощущаться как , без них жизнь может казаться пресной, приглушенной и пустой. Эмоции – неотъемлемая часть человека.
Эмоции не всегда получают ту репутацию, которую они заслуживают.
Когда вы проявляете эмоции, некоторые люди могут расценить это как проявление слабости. Когда вы проявляете слишком много эмоций, люди могут критиковать вас за то, что вы «слишком эмоциональны».
Но эмоции могут играть роль во многих аспектах жизни, включая:
- рост и развитие
- выживание
- более высокие уровни осознания
- внимание
- мотивация
- обучение и память
- решение проблем направляющее поведение
- связь и привязанность к другим
- общее благополучие
«Эмоции имеют значение, потому что они обычно диктуют, что будет дальше от нас», — говорит Челси Виньяс, лицензированный брачный и семейный терапевт, владелец Therapize, виртуального частного попрактиковаться в работе с женщинами-лидерами при синдроме самозванца, перфекционизме и травмах.
«То, как вы относитесь к событию, обычно влияет на ваше поведение», — добавляет Виньяс.
Вы можете подумать о времени, когда вы чувствовали себя измотанным и разочарованным, а не о том, когда вы были взволнованы и счастливы. Весь ваш день, включая ваше поведение, ваше физическое и психическое самочувствие, а также ваше внимание, могут зависеть от ваших эмоций.
Что говорят исследования о важности эмоций?
- Небольшое исследование 2014 года показало, что эмоции могут влиять на то, как мы думаем, принимаем решения и решаем проблемы, особенно с мыслительными задачами.
- В обзоре исследований 2021 года исследователи объяснили, как эмоции — это способ, которым люди эволюционировали для решения проблем в постоянно меняющемся мире. Они помогли нам развить способности находить пищу, воду, кров, половых партнеров, поддержку и защищаться от опасностей.
- Согласно обзору 2017 года, эмоции также могут сильно влиять на наше внимание и память. Когда у нас возникают сильные эмоции или эмоциональные события, мы часто обращаем внимание более подробно и помним вещи более четко и дольше. Возможно, именно поэтому травматические события остаются с нами так ярко.
Даже негативные эмоции имеют значение. Они помогли нам выжить как виду, сосредоточив наше внимание на опасности и подготовив тело к ответной реакции. Страх побуждает нас сражаться или бежать, гнев побуждает нас атаковать, а чувство вины может научить нас учиться на своих ошибках.
Хотя никто не хочет грустить или злиться, отрицательные эмоции по-прежнему важны. Они также лежат в основе многих состояний психического здоровья, таких как депрессия и тревожность, поэтому очень важно бороться с ними и регулировать их.
Вы будете всегда чувствовать эмоции, даже если вы их не понимаете, не обращаетесь к ним или не принимаете их. Но это помогает, когда вы это делаете.
В культурах или обществах, где людям говорят, что быть «слишком эмоциональным» — это плохо, может быть трудно выразить то, что вы чувствуете.
Виньяс говорит, что люди также часто осуждают свои эмоции: Я не должен плакать. Не могу поверить, что это все еще беспокоит меня.
«Когда вы сможете распознать свои эмоции в том, что они собой представляют — часть информации в данный момент вашей жизни — тогда вы сможете начать двигаться вперед», — объясняет она.
Подавление эмоций также может негативно сказаться на вашем психическом благополучии, не говоря уже о ваших отношениях, навыках общения, уровне стресса и многом другом.
«Мы созданы для связи, и отказ от самовыражения идет вразрез с нашей биологией», — говорит Виньяс.
Дать себе разрешение чувствовать — действительно чувствовать — невероятно мощная вещь. И это может помочь вам лучше регулировать и принимать свои эмоции.
Что происходит, когда вы не принимаете свои эмоции?
«Когда мы не принимаем свои эмоции, это может привести к длительной боли, принятию решений, которые не обязательно отвечают нашим интересам, или проявлению негативных чувств», — говорит Виньяс.
Когда вы не принимаете свои эмоции, вам может быть труднее принять себя.
Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что когда люди практикуют принятие, их психологическое благополучие улучшается. Когда вы принимаете вещи такими, какие они есть, вы с меньшей вероятностью сначала отреагируете, а потом подумаете. Это может привести к тому, что вы будете испытывать меньше негативных эмоций, когда испытываете стресс.
Виньяс говорит, что неприятие своих эмоций имеет один положительный момент: вы остаетесь в своей зоне комфорта. «[Но] нет места для роста, любви или исцеления без принятия своих эмоций такими, какие они есть», — говорит она.
Когда вы начнете принимать свои эмоции, вы можете начать чувствовать себя более спокойно и контролировать ситуацию.
Контакт со своими эмоциями может помочь в эмоциональной регуляции. Регулирование эмоций включает в себя способность распознавать эмоции, управлять ими и реагировать на них по мере их поступления.
«Изучение того, как ваши эмоции влияют на вас, а затем способность регулировать их, может повысить самооценку [и] уверенность и привести к более полноценной жизни», — говорит Виньяс.
Она предлагает пять советов, как войти в контакт со своими эмоциями:
Записывайте свои чувства
Вы можете вести дневник или просто записывать их на своем телефоне, но Виньяс рекомендует выделить время, чтобы записать эмоции — отрицательные, положительные, или где-то посередине — и почему это повлияло на вас.
«Таким образом, вы сможете больше узнать о себе и с легкостью выразить себя другим», — говорит она.
Ежедневная проверка вашего психического здоровья
Запись того, что вы чувствуете, может быть частью ежедневной проверки психического здоровья, которая может помочь вам лучше понять себя и то, что вы чувствуете.
Вы можете начать проверять себя, просто выработав привычку спрашивать себя: «Как я сегодня поживаю?»
А если у тебя не все хорошо? Виньяс советует «интересоваться этой эмоцией, а не осуждать ее».
Если вы ругаете себя за то, что вам грустно или сердиты, это может только подготовить почву для того, чтобы вы чувствовали себя плохо до конца дня.
Наклонитесь и примите свои эмоции
«Если вам грустно, позвольте себе плакать вместо того, чтобы сдерживать слезы», — говорит Виньяс. «Если вы чувствуете себя счастливым, улыбнитесь и сообщите об этом другим. Чем раньше вы признаете это чувство, тем быстрее вы сможете пройти через него».
Избавление от негативных мыслей и эмоций
«То, как мы думаем, определяет то, что мы будем чувствовать и, в конечном счете, то, как мы будем действовать», — говорит Виньяс.
Вы не можете взмахнуть волшебной палочкой и изменить свои негативные мысли на позитивные, но вы можете предпринять шаги, чтобы распознать, признать и уйти от негативных историй.
Один из таких шагов — изменить информацию, которой вы себя окружаете.
«Если мы наполняем свой разум плохими мыслями, это может повлиять на то, как мы себя чувствуем, а затем и на то, как мы будем относиться к себе и другим», — говорит она. Она рекомендует просматривать подкасты, книги и видео на YouTube, которые содержат позитивные сообщения или к которым вы можете каким-то образом относиться.
«Это может помочь нам лучше относиться к себе», — добавляет она.
Протяни руку помощи, когда это необходимо
«Хотя все по-разному реагируют на трудные события, в конечном итоге становится невыносимо скрывать все, что вы чувствуете», — говорит Виньяс. «Когда мы начинаем говорить о своих чувствах другим, у нас развивается чувство эмоциональной близости».
Она добавляет, что эмоциональная близость также может уменьшить одиночество и негативные чувства в целом, потому что вы можете дать им выход.
Если вы состоите в отношениях, она говорит, что выражение ваших чувств может дать вам возможность сблизиться. «Однако скрывать свои чувства может означать создание дистанции, предположений и привести к негативным чувствам», — говорит она.
Разговор со специалистом в области психического здоровья действительно может помочь вам разобраться со своими эмоциями, особенно если вам сложно справиться с этим в одиночку или с друзьями или членами семьи.
«Это может быть чрезвычайно полезно для вас, если вы будете исследовать, откуда исходят ваши чувства, индивидуально с профессионалом, которому не все равно», — говорит Виньяс.
Если вам нужна помощь в поиске терапевта, в Psych Central есть руководство для этого.
Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что когда люди считают, что их эмоции вышли из-под контроля, это убеждение может фактически способствовать депрессии.
Виньяс добавляет, что когда мы не заботимся о своем психическом здоровье, это также может привести к множеству проблем с физическим здоровьем.
Если вы чувствуете, что не можете контролировать свои эмоции, можно обратиться за поддержкой. Специалист в области психического здоровья может предложить вам безопасное пространство, чтобы поговорить о ваших эмоциях и о том, почему они заставляют вас чувствовать себя настолько неконтролируемым.
Эмоции являются неотъемлемой частью человеческого существования и одним из способов общения нашего тела с нами.
«Наши тела обладают удивительным способом сообщать нам о своих границах, если мы достаточно храбры, чтобы их слушать, — говорит Виньяс.
Не закончили копаться в своих эмоциях? Вы можете узнать больше о
Emotion | Введение в психологию |
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснять основные теории эмоций
- Опишите роль лимбических структур в обработке эмоций
- Понять вездесущую природу создания и распознавания эмоционального выражения
В повседневной жизни мы испытываем самые разные эмоции. Эмоция — это субъективное состояние бытия, которое мы часто описываем как наши чувства. Слова «эмоция» и «настроение» иногда используются взаимозаменяемо, но психологи используют эти слова для обозначения двух разных вещей. Как правило, слово «эмоция» указывает на субъективное аффективное состояние, которое является относительно интенсивным и возникает в ответ на то, что мы испытываем ([ссылка]). Часто считается, что эмоции переживаются сознательно и преднамеренно. Настроение, с другой стороны, относится к продолжительному, менее интенсивному аффективному состоянию, которое не возникает в ответ на то, что мы испытываем. Состояния настроения могут не осознаваться сознательно и не нести интенциональности, связанной с эмоциями (Beedie, Terry, Lane, & Devonport, 2011). Здесь мы сосредоточимся на эмоциях, а о настроении вы узнаете больше в главе, посвященной психологическим расстройствам.
Малыши могут быстро переключаться между эмоциями, будучи (а) очень счастливыми в один момент и (б) очень грустными в следующий. (кредит а: модификация работы Керри Чешик; кредит б: модификация работы Керри Чешик)
Мы можем быть на вершине радости или в глубинах отчаяния или. Мы можем злиться, когда нас предают, бояться, когда нам угрожают, и удивляться, когда происходит что-то неожиданное. В этом разделе будут изложены некоторые из наиболее известных теорий, объясняющих наши эмоциональные переживания, и дано представление о биологических основах эмоций. Этот раздел завершается обсуждением вездесущей природы выражений эмоций на лице и нашей способности распознавать эти выражения у других.
ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Наши эмоциональные состояния представляют собой комбинацию физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективных переживаний. Вместе они известны как компоненты эмоций. Эти оценки основаны на нашем опыте, происхождении и культуре. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания даже при сходных обстоятельствах. Со временем было предложено несколько различных теорий эмоций, показанных в [ссылка], для объяснения того, как различные компоненты эмоций взаимодействуют друг с другом.
Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают в результате физиологического возбуждения. Вспомните, что вы узнали о симпатической нервной системе и нашей реакции «бей или беги», когда нам угрожают. Если бы вы столкнулись с какой-то угрозой в вашем окружении, например, с ядовитой змеей на заднем дворе, ваша симпатическая нервная система инициировала бы значительное физиологическое возбуждение, которое заставило бы ваше сердце биться быстрее и увеличить частоту дыхания. Согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, вы испытаете чувство страха только после того, как произойдет это физиологическое возбуждение. Кроме того, разные модели возбуждения будут связаны с разными чувствами.
Другие теоретики, однако, сомневались в том, что физиологическое возбуждение, возникающее при различных типах эмоций, достаточно отчетливо, чтобы привести к большому разнообразию переживаемых нами эмоций. Так была разработана теория эмоций Кэннона-Барда. Согласно этой точке зрения, физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание возникают одновременно, но независимо друг от друга (Lang, 1994). Итак, когда вы видите ядовитую змею, вы чувствуете страх в тот самый момент, когда ваше тело начинает реагировать на борьбу или бегство. Эта эмоциональная реакция была бы отдельной и независимой от физиологического возбуждения, даже если бы они происходили одновременно.
Теории Джеймса-Ланге и Кэннона-Барда получили некоторую эмпирическую поддержку в различных исследовательских парадигмах. Например, Chwalisz, Diener и Gallagher (1988) провели исследование эмоциональных переживаний людей с травмами спинного мозга. Они сообщили, что люди, неспособные получать вегетативную обратную связь из-за травм, все же испытывали эмоции; однако у людей с меньшим осознанием вегетативного возбуждения была тенденция испытывать менее интенсивные эмоции. Совсем недавно исследования, изучающие гипотезу лицевой обратной связи, показали, что подавление выражения эмоций на лице снижает интенсивность некоторых эмоций, испытываемых участниками (Davis, Senghas, & Ochsner, 2009).). В обоих этих примерах ни одна из теорий не подтверждается полностью, потому что физиологическое возбуждение, по-видимому, не является необходимым для эмоционального переживания, но это возбуждение, по-видимому, участвует в усилении интенсивности эмоционального переживания.
Двухфакторная теория эмоций Шахтера-Зингера представляет собой еще один вариант теории эмоций, учитывающий как физиологическое возбуждение, так и эмоциональный опыт. Согласно этой теории, эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного. Другими словами, физиологическое возбуждение интерпретируется в контексте возникновения эмоционального переживания. Возвращаясь к нашему примеру с ядовитой змеей на вашем заднем дворе, двухфакторная теория утверждает, что змея вызывает активацию симпатической нервной системы, которая в данном контексте определяется как страх, а наш опыт — это страх.
На этом рисунке показаны основные положения двухфакторных теорий эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и Шахтера-Зингера. (кредит «змея»: модификация работы «tableatny»/Flickr; кредит «лицо»: модификация работы Кори Занкера)
Важно отметить, что Шахтер и Сингер считали, что физиологическое возбуждение очень похоже в разных типы эмоций, которые мы испытываем, и, следовательно, когнитивная оценка ситуации имеет решающее значение для реальных переживаемых эмоций. На самом деле, можно было бы ошибочно приписать возбуждение эмоциональному переживанию, если бы обстоятельства были правильными (Schachter & Singer, 19). 62).
Чтобы проверить свою идею, Шахтер и Сингер провели хитрый эксперимент. Участники мужского пола были случайным образом распределены в одну из нескольких групп. Некоторым участникам вводили инъекции адреналина, которые вызывали телесные изменения, имитирующие реакцию симпатической нервной системы на борьбу или бегство; однако только некоторым из этих мужчин было сказано ожидать этих реакций как побочных эффектов инъекции. Другим мужчинам, получившим инъекции адреналина, сказали, что либо инъекция не будет иметь побочных эффектов, либо приведет к побочному эффекту, не связанному с симпатической реакцией, например, к зуду в ногах или головной боли. После получения этих инъекций участники ждали в комнате с кем-то еще, кого они считали еще одним субъектом исследовательского проекта. На самом деле другой человек был сообщником исследователя. Сообщник по сценарию демонстрировал эйфорическое или гневное поведение (Schachter & Singer, 19 лет).62).
Когда испытуемых, которым сказали, что они должны ожидать появления симптомов физиологического возбуждения, спросили о каких-либо эмоциональных изменениях, которые они испытали, связанных либо с эйфорией, либо с гневом (в зависимости от того, как вел себя их сообщник), они не сообщили ни об одном. Однако мужчины, которые не ожидали физиологического возбуждения в результате инъекции, с большей вероятностью сообщали, что испытывали эйфорию или гнев в зависимости от поведения назначенного им сообщника. В то время как все, кто получил инъекцию адреналина, испытали одинаковое физиологическое возбуждение, только те, кто не ожидал возбуждения, использовали контекст, чтобы интерпретировать возбуждение как изменение эмоционального состояния (Schachter & Singer, 19).62).
Сильные эмоциональные реакции связаны с сильным физиологическим возбуждением. Это заставило некоторых предположить, что признаки физиологического возбуждения, включающие учащение пульса, дыхания и потоотделение, могут служить инструментом для определения того, говорит ли кто-то правду или нет. Предполагается, что большинство из нас проявили бы признаки физиологического возбуждения, если бы вели себя с кем-то нечестно. Полиграф, или тест на детекторе лжи, измеряет физиологическое возбуждение человека, отвечающего на ряд вопросов. Кто-то, обученный читать эти тесты, будет искать ответы на вопросы, которые связаны с повышенным уровнем возбуждения, как потенциальные признаки того, что респондент мог быть нечестным в этих ответах. Хотя детекторы лжи по-прежнему широко используются, их достоверность и точность весьма сомнительны, поскольку нет доказательств того, что ложь связана с каким-либо конкретным паттерном физиологического возбуждения (Saxe & Ben-Shakhar, 19).99).
Связь между нашим переживанием эмоций и нашей когнитивной обработкой их, а также порядок, в котором они возникают, остаются предметом исследований и дискуссий. Лазарус (1991) разработал когнитивно-опосредованную теорию, которая утверждает, что наши эмоции определяются нашей оценкой стимула. Эта оценка является посредником между стимулом и эмоциональной реакцией, она является немедленной и часто бессознательной. В отличие от модели Шахтера-Зингера, оценка предшествует когнитивному ярлыку. Вы узнаете больше о концепции оценки Лазаря, когда будете изучать стресс, здоровье и образ жизни.
Два других выдающихся взгляда возникают из работ Роберта Зайонца и Джозефа Леду. Zajonc утверждал, что некоторые эмоции возникают отдельно от нашей когнитивной интерпретации или до них, например чувство страха в ответ на неожиданный громкий звук (Zajonc, 1998). Он также верил в то, что мы могли бы небрежно назвать интуитивным чувством, — что мы можем испытывать мгновенную и необъяснимую симпатию или неприязнь к кому-то или чему-то (Zajonc, 1980). Леду также считает, что некоторые эмоции не требуют познания: некоторые эмоции полностью обходят контекстуальную интерпретацию. Его исследования в области нейронауки эмоций продемонстрировали основную роль миндалевидного тела в возникновении страха (Cunha, Monfils, & LeDoux, 2010; LeDoux 19).96, 2002). Стимул страха обрабатывается мозгом по одному из двух путей: из таламуса (там, где он воспринимается) непосредственно в миндалевидное тело или из таламуса через кору и затем в миндалевидное тело. Первый путь быстрый, а второй позволяет больше обрабатывать детали стимула. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим нейронауку эмоционального отклика.
БИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
Ранее вы узнали о лимбической системе — области мозга, отвечающей за эмоции и память ([ссылка]). Лимбическая система включает гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп. Гипоталамус играет роль в активации симпатической нервной системы, которая является частью любой данной эмоциональной реакции. Таламус служит сенсорным релейным центром, нейроны которого проецируются как в миндалевидное тело, так и в высшие области коры для дальнейшей обработки. Миндалевидное тело играет роль в обработке эмоциональной информации и отправке этой информации в корковые структуры (Fossati, 2012). Гиппокамп объединяет эмоциональный опыт с познанием (Femenía, Gómez-Galán, Lindskog, & Magara, 2012).
Лимбическая система, включающая гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп, участвует в опосредовании эмоциональной реакции и памяти.
Ссылка на обучение
Поработайте с этим интерактивным 3D-симулятором мозга Open Colleges, чтобы освежить в памяти части мозга и их функции. Для начала нажмите кнопку «Начать исследование». Чтобы получить доступ к лимбической системе, щелкните значок «плюс» в правом меню (набор из трех вкладок).
Амигдала
Миндалевидное тело привлекло большое внимание исследователей, заинтересованных в понимании биологической основы эмоций, особенно страха и тревоги (Blackford & Pine, 2012; Goosens & Maren, 2002; Maren, Phan, & Liberzon, 2013). Миндалевидное тело состоит из различных субъядер, включая базолатеральный комплекс и центральное ядро ([ссылка]). Базолатеральный комплекс имеет плотные связи с различными сенсорными областями мозга. Это имеет решающее значение для классической обусловленности и для придания эмоциональной ценности процессам обучения и памяти. Центральное ядро играет роль во внимании и имеет связи с гипоталамусом и различными областями ствола мозга для регуляции активности вегетативной нервной и эндокринной систем (Pessoa, 2010).
Анатомия базолатерального комплекса и центрального ядра миндалины показана на этой диаграмме.
Исследования на животных показали повышенную активацию миндалевидного тела у детенышей крысы, у которых есть запаховые сигналы в сочетании с электрическим током, когда их мать отсутствует. Это приводит к отвращению к сигналу запаха, что предполагает, что крысы научились бояться сигнала запаха. Интересно, что в присутствии матери крысы на самом деле отдавали предпочтение запаховому сигналу, несмотря на его связь с электрическим током. Это предпочтение не ассоциировалось с усилением активации миндалевидного тела. Это предполагает дифференцированное влияние на миндалевидное тело со стороны 9Контекст 0236 (присутствие или отсутствие матери) определял, научились ли детеныши бояться запаха или его привлекало (Moriceau & Sullivan, 2006).
Raineki, Cortés, Belnoue и Sullivan (2012) продемонстрировали, что у крыс негативный опыт в раннем возрасте может изменить функцию миндалевидного тела и привести к подростковым моделям поведения, которые имитируют расстройства настроения человека. В этом исследовании детеныши крыс подвергались жестокому или обычному обращению в течение 8–12 дней после рождения. Было две формы жестокого обращения. Первая форма жестокого обращения заключалась в неудовлетворительном состоянии постели. У матери-крысы было недостаточно подстилки в ее клетке, чтобы построить правильное гнездо, в результате чего она проводила больше времени вдали от своих детенышей, пытаясь построить гнездо, и меньше времени кормила своих детенышей. Вторая форма жестокого обращения заключалась в ассоциативной обучающей задаче, которая включала сочетание запахов и электрического стимула в отсутствие матери, как описано выше. Контрольная группа находилась в клетке с достаточным количеством подстилки и не беспокоилась со своими матерями в течение того же периода времени. Крысята, подвергшиеся жестокому обращению, с гораздо большей вероятностью проявляли депрессивные симптомы в подростковом возрасте по сравнению с контрольной группой. Такое депрессивное поведение было связано с повышенной активацией миндалевидного тела.
Исследования на людях также предполагают связь между миндалевидным телом и психологическими расстройствами настроения или тревоги. Изменения в структуре и функции миндалины были продемонстрированы у подростков, которые либо находятся в группе риска, либо у которых диагностированы различные аффективные и/или тревожные расстройства (Miguel-Hidalgo, 2013; Qin et al., 2013). Также предполагалось, что функциональные различия в миндалевидном теле могут служить биомаркером для дифференциации людей, страдающих биполярным расстройством, от людей, страдающих большим депрессивным расстройством (Fournier, Keener, Almeida, Kronhaus, & Phillips, 2013).
Гиппокамп
Как упоминалось ранее, гиппокамп также участвует в обработке эмоций. Как и миндалевидное тело, исследования показали, что структура и функция гиппокампа связаны с различными расстройствами настроения и тревожными расстройствами. У лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), наблюдается заметное уменьшение объема нескольких частей гиппокампа, что может быть результатом снижения уровней нейрогенеза и ветвления дендритов (образование новых нейронов и образование новых дендритов в существующих нейронах соответственно). ) (Ванг и др., 2010). Хотя с помощью подобных корреляционных исследований невозможно установить причинно-следственную связь, исследования продемонстрировали поведенческие улучшения и увеличение объема гиппокампа после фармакологической или когнитивно-поведенческой терапии у лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (Bremner & Vermetten, 2004; Levy-Gigi, Szabó, Келемен и Кери, 2013 г.).
Ссылка на обучение
Посмотрите это видео об исследовании, демонстрирующем, как объем гиппокампа может меняться в зависимости от травматического опыта.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА И РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Культура может влиять на то, как люди проявляют эмоции. Правило культурного проявления — это один из наборов культурно-специфических стандартов, которые регулируют типы и частоту проявления допустимых эмоций (Malatesta & Haviland, 19).82). Следовательно, люди из разных культур могут иметь очень разные культурные правила проявления эмоций. Например, исследования показали, что люди из США выражают негативные эмоции, такие как страх, гнев и отвращение, как в одиночестве, так и в присутствии других, в то время как японцы делают это только в одиночестве (Matsumoto, 1990). Кроме того, люди из культур, которые склонны подчеркивать социальную сплоченность, с большей вероятностью будут подавлять эмоциональные реакции, чтобы они могли оценить, какая реакция наиболее уместна в данном контексте (Matsumoto, Yoo & Nakagawa, 2008).
Эмоциональность может быть связана с другими культурными характеристиками. Например, могут быть гендерные различия, связанные с эмоциональной обработкой. Хотя исследования гендерных различий в проявлении эмоций неоднозначны, есть некоторые свидетельства того, что мужчины и женщины могут различаться в регуляции эмоций (McRae, Ochsner, Mauss, Gabrieli, & Gross, 2008).
Несмотря на разные правила проявления эмоций, наша способность распознавать и выражать эмоции на лице кажется универсальной. На самом деле, даже слепые от рождения люди демонстрируют одинаковое выражение эмоций на лице, несмотря на то, что у них никогда не было возможности наблюдать эти проявления эмоций на лице у других людей. Казалось бы, это предполагает, что схема активности лицевых мышц, участвующих в формировании эмоциональных выражений, универсальна, и действительно, эта идея была высказана в конце XIX века.го века в книге Чарльза Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (1872) . На самом деле, существуют существенные доказательства существования семи универсальных эмоций, каждая из которых связана с определенным выражением лица. К ним относятся: счастье, удивление, печаль, испуг, отвращение, презрение и гнев ([ссылка]) (Ekman & Keltner, 1997).
Показаны семь универсальных выражений эмоций на лице. (кредит: модификация работы Кори Занкера)
Делает ли вас улыбка счастливой? Или счастье заставляет вас улыбаться? Гипотеза лицевой обратной связи утверждает, что выражения лица способны влиять на наши эмоции, а это означает, что улыбка может сделать вас счастливее (Бак, 19 лет).80; Сусиньян, 2001 г.; Стрэк, Мартин и Степпер, 1988). В недавнем исследовании изучалось, как ботокс, который парализует лицевые мышцы и ограничивает выражение лица, может влиять на эмоции. Хавас, Гленберг, Гутовски, Лукарелли и Дэвидсон (2010) обнаружили, что люди с депрессией меньше сообщали о депрессии после паралича их хмурых мышц с помощью инъекций ботокса.
Конечно, эмоции выражаются не только выражением лица. Мы также используем тон нашего голоса, различное поведение и язык тела для передачи информации о наших эмоциональных состояниях. Язык тела — это выражение эмоций с помощью положения тела или движения. Исследования показывают, что мы очень чувствительны к эмоциональной информации, передаваемой через язык тела, даже если мы не осознаем этого (де Гелдер, 2006; Тамиетто и др., 2009).).
Соедините понятия: расстройство аутистического спектра и выражение эмоций
Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой набор нарушений развития нервной системы, характеризующихся повторяющимся поведением, коммуникативными и социальными проблемами. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности с распознаванием эмоциональных состояний других, и исследования показали, что это может быть связано с неспособностью отличать различные невербальные выражения эмоций (например, выражения лица) друг от друга (Hobson, 19).86). Кроме того, есть основания полагать, что аутичным людям также трудно выражать эмоции с помощью тона голоса и выражения лица (Macdonald et al., 1989). Трудности с распознаванием и выражением эмоций могут способствовать нарушениям социального взаимодействия и общения, характерным для аутизма; поэтому для решения этих трудностей были изучены различные терапевтические подходы. Различные образовательные программы, когнитивно-поведенческая терапия и фармакологическая терапия продемонстрировали определенные перспективы в оказании помощи аутичным людям в обработке эмоционально значимой информации (Bauminger, 2002; Golan & Baron-Cohen, 2006; Guastella et al., 2010).
Резюме
Эмоции — это субъективные переживания, состоящие из физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Для объяснения наших эмоциональных переживаний были выдвинуты различные теории. Теория Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают как функция физиологического возбуждения. Теория Кэннона-Барда утверждает, что эмоциональное переживание происходит одновременно с физиологическим возбуждением и независимо от него. Двухфакторная теория Шахтера-Зингера предполагает, что физиологическое возбуждение получает когнитивные ярлыки в зависимости от соответствующего контекста и что эти два фактора вместе приводят к эмоциональному переживанию.
Лимбическая система — это эмоциональная цепь мозга, в которую входят миндалевидное тело и гиппокамп.