Лекция 6 Чувства и эмоции
Чувства и эмоции
1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.
Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности.
Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.
Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.
«Удовольствие — неудовольствие «. Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение — как неудовольствие.
«Напряжение—разрешение». Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).
«Возбуждение— успокоение «. Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.
Различают также стенические (греч. «стенос» — сила) и астенические (греч. «астенос» — слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему.
Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.
Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.
Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва».
Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.
Стресс (англ. 51ге85 — напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:
мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Психология — дочь философии — Человек принимает решения только эмоциями. Мы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в ладах, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения. Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Это помогает человеку жить в ладу с собой и эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи. Содружество разума и чувств — задача, решаемая только при высоком уровне развития личности. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще жизненные вопросы решаются на уровне чувств. Женщины чаще позволяют себе жить чувствами, хотя при необходимости думают ничуть не хуже мужчин. Чем выше уровень развития личности — тем чаще идёт обращение к разуму, однако лучшие результаты даёт только содружество разума и чувств.
Человек, живущий одной головой, не всегда понимает окружающих, обычно проигрывает им в спонтанности и в силе напора. С другой стороны те, кто живёт чувствами без головы, слишком часто попадают в проблемные ситуации, которые казалось бы несложно было предвидеть. Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Без саботажа и своевольства. Как в хорошей семье: муж глава семьи, а семья — счастливая и дружная. Оптимальное взаимоотношения разума и чувств такое же, как взаимоотношения руководства и сотрудников в качественной, эффективно работающей организации. В такой организации есть службы, дающие руководству необходимую информацию, есть служба безопасности, мгновенно реагирующая по необходимости, и есть большое число сотрудников, занятых на разных производствах. Все эти службы и сотрудники исключительно важны, но все они подчиняются руководству. Гармония руководства и сотрудников в том, что руководитель разумно руководит, а сотрудники качественно делают то, что им поручено. Такие же отношения между разумом и чувствами. Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства — и внешние, и внутренние. В ситуациях опасности, где требуется мгновенное реагирование, могут включаться рефлексы, срабатывающие ещё до включения головы. Кроме этого, чувства перестраивают организм под разные нужды и состояния, участвуют в процессе общения, создавая яркость и эмоциональную доходчивость. Все главные решения принимаются разумом, а чувства и эмоции — служат разуму, но не затмевают его, не мешают его работе. Говорить о том, что перед лицом самых трудных и ответственных решений разум нередко пасует и его выручает чувства и интуиция, едва ли есть серьёзные основания: нужно учесть, что большая часть тех явлений, которые не специалисты привыкли называть «чувствами», на самом деле являются формами недискурсивного мышления. Другое дело, бывает, что чувства настолько хорошо воспитаны, что им можно доверить уже многое: они работают уже практически самостоятельно, мудро решая все вопросы практически без включения разума. В хорошей организации руководитель не решает оперативные задачи, всё делают подготовленные сотрудники. В хорошо построенной душе разуму не нужно напрягаться на каждый вопрос, чувства сами подсказывают наилучшие решения. Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своём или состоянии другого человека, но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова. Все ответственные решения должны проверяться разумом. Если не хватает своего разума, стоит обратиться к разуму других достойных людей. Если же своя голова не работает и обратиться не к кому, — тогда прислушайтесь к себе, к своим чувствам. Чувства также могут подсказать мудрые решения, если только их тихие подсказки не заглушаются криками эмоций. Впрочем, в критической ситуации могут выручить и эмоции — в них мало разума, но бывает много силы, а это иногда спасительно. Если не позаботиться вообще ни о чём, люди переходят в режим автоматического реагирования, что, как правило, порождает проблемы. Козлов Н.И.Психология — дочь философии is on Facebook. To connect with Психология — дочь философии, join Facebook today.
Психология — дочь философии is on Facebook. To connect with Психология — дочь философии, join Facebook today.
PreviousNextПсихология эмоций: Введение в воплощенное познание
Доступна одна сессия:
21 512 уже записано!
Начало 26 мая
Завершение 20 сентября
Регистрация
Я хотел бы получать электронные письма от Кембриджского университета и узнавать о других предложениях, связанных с «Психологией эмоций: введение в воплощенное познание».
Об этом курсе Чему вы научитесь Инструкторы Часто задаваемые вопросы Способы пройти этот курс edX для бизнеса5 недель
2–5 часов в неделю
Самостоятельный темп
Прогресс с собственной скоростью 9 0005
Бесплатно
Доступно дополнительное обновление
Доступен один сеанс:
Начало 26 мая
Окончание 20 сентября
Зарегистрироваться
Я хотел бы получать электронные письма от Кембриджского университета и узнавать о других предложениях, связанных с «Психологией эмоций: введение в воплощенное познание».
Психология эмоций: введение в воплощенное познание
Психология — это не только разум, этот курс знакомит и исследует идею о том, что наш разум укоренен в нашем теле и что, возможно, пора отойти от этого дихотомия. Этот курс затронет фундаментальные принципы когнитивной психологии с особым акцентом на эмоциональное социальное и телесное познание, которое теоретизирует, что многие функции человеческого познания (даже те, которые связаны с логикой, рассуждениями и принятием решений) поддерживаются чувствами всего нашего тела. и ощущения.
Узнайте, что может формировать нашу способность понимать других, и важность функциональной обработки эмоций для каждого вида взаимодействия с другими. Это более глубокое понимание может улучшить процессы принятия решений, поскольку знание когнитивной нейробиологии соседствует с человеческими факторами, а также вводит новые концепции, которые можно включить в представление о психическом здоровье.
Учащимся будет предложено поразмышлять над важными и наводящими на размышления концепциями, такими как дуализм разума и тела и редукционизм. Курс, вероятно, поможет учащимся осознать, как они выражают свои эмоции, а также как они читают и интерпретируют эмоции других людей. Учащиеся узнают как сложность, так и простоту когнитивного процесса, который происходит всякий раз, когда мы пытаемся распознать выражение лица, и то, как легко мы можем неверно интерпретировать эмоции других.
В ходе курса мы сосредоточимся на основных теориях воплощения и гипотезах, а также на том, как исследователи их исследуют и решают. При этом мы узнаем об основных методах и материалах, используемых для исследования эмоционального воплощения и измерения нашей способности распознавать выражения лиц других людей. Это будет включать в себя основные экспериментальные планы, принятые поведенческие методы и методы нейровизуализации.
Краткий обзор
- Учреждение: Кембриджский университет
- Предмет: Биология и науки о жизни
- Уровень: средний
- Требования:
Нет
- Язык: английский
- Стенограмма видео: английский
- Связанные навыки: Neu roimaging, человеческий фактор, когнитивная нейробиология, когнитивная психология, принятие решений , Исследования, Самосознание, Психология
* Ключевые теории и концепции психологии социального познания и эмоций:
- Обсудить природу и воспитание, взаимосвязь между разумом и мозгом и роль автоматических и контролируемых процессов в формирование поведения человека.
* Как мы изучаем эмоции: методы исследования обработки эмоций и социального познания
* Мы то, что мы чувствуем: основы теорий телесного познания
- Как наше понимание эмоций других является интерпретацией эмоциональных сигналов
* Развивайте критический подход к литературе и исследовательским вопросам в этой области.
Что такое когнитивная психология: обзор
На этой неделе будет представлен обзор основных результатов, теорий и методов исследования когнитивной психологии.
Как мы чувствуем эмоции: введение в психологию выражений лица и теории обработки воплощенных эмоций
На этой неделе мы познакомимся с основными концепциями и теориями социального познания. В частности, видеоролики исследуют, в какой степени зеркальные нейроны формируют нашу способность понимать других и нашу способность понимать, что у других могут быть психические состояния, отличные от наших (теория мышления).
Как мы изучаем эмоции? Методы исследования эмоциональной обработки и социального познания
На этой неделе исследуются ключевые методы исследования воплощенной эмоциональной обработки и социального познания. В нем будут описаны наиболее важные методы более широкой когнитивной психологии и оценен вклад, который они могут внести в исследования обработки эмоций и теории воплощения. Он также представит роль нейропсихологических исследований в понимании того, как поражения головного мозга могут помочь нам понять, как мозг обычно функционирует. Основные рассмотренные методы нейровизуализации будут специально сосредоточены на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и электромиографии (ЭМГ).
Как мы распознаем эмоциональное выражение лица других людей? Feeling me to feel you — от теории-теории к теории моделирования
На этой неделе будет представлено введение в основные теории распознавания эмоционального выражения лица. Он будет включать обзор теоретических моделей, а также моделей теории имитационного моделирования. Это также проиллюстрирует ключевые выводы о мимике лица, которые часто связаны с лучшим распознаванием выражений лица.
Всегда ли легко понять эмоции других? Влияние контекста и двусмысленности выражения на мимику во время распознавания эмоций
Любое эмоциональное выражение является каналом коммуникации, который имеет внутреннее намерение передать сообщение. Выражение находит свое значение во взаимодействии с другим человеком и смысл в социальном контексте.
На этой неделе представлен обзор факторов, влияющих на понимание эмоций в естественной социальной ситуации. На этой неделе мы расскажем о некоторых основных факторах, которые, как считается, влияют на то, как мы понимаем чувства и намерения других людей. Это включает в себя наше отношение к другим (например, нашу мотивацию понять их эмоции), предварительные знания, которые у нас есть о них, и двусмысленность самого выражения лица.
‘Было очень приятно учиться на этом курсе. Меня познакомили со многими новыми идеями, о которых я раньше не знал. Моя любимая часть была о дуализме и редукционизме, это действительно спровоцировало некоторое критическое мышление!
Курс помог мне лучше понять, как я выражаю свои эмоции, а также как я читаю и интерпретирую эмоции других людей.
Я очень хочу узнать больше об эмоциональном интеллекте в будущем и о том, как его приобрести.
Спасибо!»
Предоставит ли этот курс мне основу для академических работ, связанных с когнитивной наукой?
Курс предоставляет академическую основу когнитивной психологии, особенно в отношении методов исследования нейробиологии (с особым акцентом на нейропсихологические исследования, ЭЭГ и ЭМГ), некоторые ключевые выводы и теории когнитивной психологии в целом, такие как открытие зеркальных нейронов. и теория разума.
Будут ли эти курсы знакомить с базовой теорией эмоционального и социального познания с использованием конкретных академических работ?
Курс строго основан на исследованиях, и каждую неделю будут рассматриваться рекомендуемые и необязательные (углубленное изучение) списки академических статей для чтения.
Что я могу прочитать перед курсом, чтобы увеличить пользу от курса?
Список книг представлен в презентации курса. Что касается статей, перечисленные ниже — это некоторые из ключевых статей, обсуждавшихся в ходе курса:
«Зеркальные нейроны и симуляционная теория чтения мыслей», Витторио Галлезе и Элвин Голдман, 1998, Тенденции в Cog. наук.
«Формирование лица: сенсомоторное моделирование способствует распознаванию выражения лица», Адриенн Вуд, Магдалена Рыхловска, Себастьян Корб и Паула Ниденталь, 2016 г., Trends in Cog. наук.
«Эмоциональная мимикрия: почему и когда мы имитируем эмоции», Урсула Хесс и Агнета Фишер, 2014 г., Компас социальной и психологии личности.
«Симуляторные модели распознавания эмоций на основе лица», Элвин И. Голдмана, Чандра Секхар Шрипада, 2005, Познание
Выберите путь при регистрации.
199 долларов США | Бесплатно | |
Без ограничений 9000 5 | Limited Истекает 30 июня | |
901 87 | ||
Как рождаются эмоции | Noldus
Как измерять эмоции респондентов
Я регулярно получаю от клиентов вопрос: «Как мы измеряем эмоции наших респондентов?» На этом этапе я объясняю, что для того, чтобы получить хорошее представление об эмоциональной реакции респондентов, вы можете использовать The Observer XT для наблюдения за их явным поведением, FaceReader для измерения выражений их лиц и психофизиологические измерения, чтобы получить представление о том, что происходит. изнутри.
После сбора данных с помощью одного из этих инструментов часто возникает другой вопрос: «Почему FaceReader измеряет так много гнева? Наш продукт/веб-сайт не был создан для того, чтобы вызывать гнев?!
Как рождаются эмоции
Полная путаница
Когда я впервые задал этот вопрос, я тоже был в замешательстве. Наверняка респонденты не были по-настоящему злы, так зачем же им показывать сердитое выражение лица? Только когда я прочитал книгу Лизы Фельдман Барретт «Как создаются эмоции (Тайная жизнь мозга)», я полностью понял, как классический взгляд на эмоции вызывает эту путаницу.
В этой хорошо написанной книге доктор Барретт убедительно доказывает, что классический взгляд на эмоции и на то, как работает наш мозг, основан на ряде ошибочных предпосылок, которые были опровергнуты исследованиями в области неврологии за последние два десятилетия. Вот два ошибочных предположения об эмоциях и нашем мозге:
- Каждая эмоция расположена в определенной части мозга. Например, миндалевидное тело (часть лимбической системы, играющая роль в обработке эмоциональных реакций) считается «центром страха».0068
- Когда предъявляются правильные стимулы, вызывается определенная эмоция, сопровождаемая фиксированным выражением лица.
Прежде всего: прочитайте книгу! Доктор Барретт прекрасно объясняет, как работает наш мозг и как создаются эмоции.
Эмоции создаются нашим мозгом
Неврологические исследования последних десятилетий показали, что у эмоций нет «отпечатков пальцев» в мозгу. Одни и те же эмоции могут создаваться разными сетями мозга. И да, эмоции создаются нашим мозгом. Это то, как наш мозг придает смысл телесным ощущениям, основанным на прошлом опыте. Различные базовые сети на разных уровнях вносят свой вклад в такие чувства, как счастье, удивление, печаль и гнев.
Рисунок 1. Изображение семи основных сетей, которые формируют ингредиенты для «рецепта» чувства гнева. Линия, расположенная ближе к периметру круга, указывает на то, что эта сеть проявляет более высокую активность в отношении чувства гнева (это изображение является скриншотом из видео, созданного Houghton Mifflin Harcourt, hmhco.com).
Что происходит: ощущение и прошлый опыт
Позвольте мне попытаться объяснить немного больше. Интероцептивная сеть в мозге постоянно отслеживает ваши телесные ощущения: биение сердца, наполнение/опорожнение легких, работу кишечника и (легкую) боль в животе. Ваш мозг (запертый в своей темной безмолвной коробке, которую мы называем черепом) пытается понять, что означают эти телесные ощущения, основываясь как на информации, которую он получает из внешнего мира через ваши органы чувств, так и на основе прошлого опыта.
Рисунок 2. Изображение, показывающее, как наш мозг (застрявший внутри темного ящика, называемого черепом) использует текущую и прошлую информацию, чтобы понять, что происходит. Информация из внешнего мира поступает через органы чувств (давление воздуха, свет, химические вещества). Информация из внутреннего мира (боль, озноб, стеснение) поступает через интероцептивную сеть. Прошлый опыт хранится в мозгу (эта картинка — адаптированный скриншот из видео, созданного Houghton Mifflin Harcourt, hmhco.com).
Основная задача мозга — поддерживать вашу жизнь и здоровье. Для этого он постоянно следит за вашим внутренним и внешним миром и перераспределяет энергию на ту часть тела, которая в данный момент больше всего в ней нуждается. Наблюдая за внешним миром, мозг не просто пассивный наблюдатель.
Исследования в области неврологии показали, что мозг на самом деле предсказывает и моделирует внешний мир. Для этого наш мозг использует понятий . Например, когда я упоминаю слово/понятие «яблоко», ваш мозг сразу же представляет себе яблоко. Он может быть красным или зеленым, и ваш мозг может даже имитировать прикосновение гладкой поверхности к вашей руке. Если вы проголодались, читая это, попробуйте сымитировать хрустящее ощущение и сладкий/острый вкус, когда откусываете от смоделированного яблока.
Рис. 3. Схематическое представление основного процесса наблюдения за миром в мозгу. На основе «концепций», построенных на основе прошлого опыта, он предсказывает и моделирует внешний мир. Затем ваш мозг сравнивает симуляцию с реальной ситуацией, поступающей через сенсорный ввод. Если есть несоответствие, меняется либо концепция, либо сенсорный ввод (см. пример со змеей ниже) (эта картинка — скриншот из видео, созданного Houghton Mifflin Harcourt, hmhco.com).
Давайте применим это к эмоциям. Например, вы идете по лесу и вдруг слышите/видите шелест листьев. Основываясь на прошлом опыте, ваш мозг предсказывает, что происходит. В этом случае рядом в кустах может быть змея. Ваш мозг начинает имитировать взгляды и звуки змеи и готовит ваше тело к действию, то есть к бегству так быстро, как вы можете.
С этой целью у вас учащается сердцебиение, вы начинаете дышать глубже и начинаете чувствовать возбуждение. Значение, которое ваш мозг придает этому чувству, может быть «страхом» (которое можно рассматривать как еще одно мозговое понятие, такое же, как «яблоко», «мать», «собака» или «стул»).
Три возможных варианта поведения в качестве исхода
Есть три возможных исхода этой ситуации. Из-под кустов выползает змея, и вы бежите за ней. Страх был лучшим предположением вашего мозга относительно того, что только что вызвало ваши телесные ощущения.
Второй возможный исход — змеи не было, а был просто ветер. В этом случае ваш мозг корректирует свое предсказание (змея в кустах), ваше тело снова успокаивается, и вы как-то иначе осмысливаете свое взволнованное чувство.
Третий менее вероятный, но все же возможный результат: на самом деле змеи нет, но вы все равно ее видите.