Психика понятие: Психика. Что такое «Психика»? Понятие и определение термина «Психика» – Глоссарий

Психика и психические процессы Система понятий общей психологии (РПиЯ) Чуприкова

1 149 ₽

+ до 172 бонусов

Купить

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Последний экземпляр

1

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В книге обосновывается правомерность сложившегося в отечественной психологии понимания психики как отражения действительности и регулятора на этой основе поведения и деятельности. Как ответ на вопрос, что должно быть огражено в психике, чтобы поведение и деятельность были успешными, построена система основных традиционных понятий общей психологии. Выдвинуто представление о структурно-динамической функциональной системе психического отражения и регуляции поведения и деятельности, состоящей из 7 основных подсистем (когнитивной, потребностио-мотивационной, эмоциональной, мнемической, коммуникативной, активационно-энергетической, центрально-интегративной).


Выдвигается представление о деятельности мозга как отражательной по своей сущности, предлагается монистическое решение психофизиологической проблемы в духе философии Спинозы. Проводится различение понятий психики и сознания, высказываются соображения о возможных физиологических механизмах сознания. Раскрывается действие в развитии психики общего универсального закона развития всех сложных систем природы и общества — от целого к частям, от общего к частному.
Обосновывается принципиальное значение идеи И. П. Павлова о качественном различии высшей нервной деятельности человека и животных в связи с наличием у человека особых словесных сигналов действительности. Рассматриваются факты, свидетельствующие о высшей управляющей роли словесной системы в психике и поведении человека, предложена психофизиологическая модель вербально-смыслового управления поступающей к мозгу сенсорной афферентацией.
В главах, посвященных отдельным психическим процессам, освещаются и систематизируются фактические данные их изучения. Предложен новый взгляд на природу процессов внимания, мышления, воображения, воли.
Книга адресована психологам, исследователям работы мозга, философам и всем читателям, интересующимся природой психики и решением психофизиологической проблемы.

Описание

Характеристики

В книге обосновывается правомерность сложившегося в отечественной психологии понимания психики как отражения действительности и регулятора на этой основе поведения и деятельности. Как ответ на вопрос, что должно быть огражено в психике, чтобы поведение и деятельность были успешными, построена система основных традиционных понятий общей психологии. Выдвинуто представление о структурно-динамической функциональной системе психического отражения и регуляции поведения и деятельности, состоящей из 7 основных подсистем (когнитивной, потребностио-мотивационной, эмоциональной, мнемической, коммуникативной, активационно-энергетической, центрально-интегративной).

Выдвигается представление о деятельности мозга как отражательной по своей сущности, предлагается монистическое решение психофизиологической проблемы в духе философии Спинозы. Проводится различение понятий психики и сознания, высказываются соображения о возможных физиологических механизмах сознания. Раскрывается действие в развитии психики общего универсального закона развития всех сложных систем природы и общества — от целого к частям, от общего к частному.
Обосновывается принципиальное значение идеи И. П. Павлова о качественном различии высшей нервной деятельности человека и животных в связи с наличием у человека особых словесных сигналов действительности. Рассматриваются факты, свидетельствующие о высшей управляющей роли словесной системы в психике и поведении человека, предложена психофизиологическая модель вербально-смыслового управления поступающей к мозгу сенсорной афферентацией.
В главах, посвященных отдельным психическим процессам, освещаются и систематизируются фактические данные их изучения. Предложен новый взгляд на природу процессов внимания, мышления, воображения, воли.
Книга адресована психологам, исследователям работы мозга, философам и всем читателям, интересующимся природой психики и решением психофизиологической проблемы.

Гнозис

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Психика и психические процессы Система понятий общей психологии (РПиЯ) Чуприкова» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу «Психика и психические процессы Система понятий общей психологии (РПиЯ) Чуприкова» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Понятие о психике — презентация онлайн

Преподаватель ГГУ:
Бадаева Н.А.
Психика (греч. psychikos — душевный) – свойство
высокоорганизованной живой материи, заключается в
активном отражении субъектом объективного мира, в
построении субъектом картины этого мира и
регуляции на этой основе поведения и деятельности.
закон, открытый Ч.Дарвином. Его суть заключается в
том, что эволюция живых существ и появление в
результате человека осуществлялась на основе
изменчивости всего живого, а также наследственности,
закрепляющей и удерживающей приобретенные
признаки путем естественного отбора.
Во-первых, психика — это свойство только живой материи
Не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та,
которая обладает специфическими органами,
обусловливающими возможность существования психики
Во-вторых, главная особенность психики заключается в
способности отражать объективный мир
В-третьих, получаемая живым существом информация об
окружающем мире служит основой для регуляции
внутренней среды живого организма и формирования его
поведения, что в целом определяет возможность относительно
длительного существования этого организма в постоянно
изменяющихся условиях среды обитания
Формы живой материи отличаются друг от друга по
уровню развития психических свойств
Четыре основных уровня развития психики
живых организмов:
Раздражимость
Чувствительность
Поведение высших животных
Сознание человека
Раздражимость
— элементарная
способность
реагировать
избирательно на
воздействие внешней
среды, наблюдается уже
у простейших форм
живой материи.
Внешне выражается в
проявлении
вынужденной
активности живого
организма.
Чувствительность
— общая способность к
ощущению – способность
организмов активно
реагировать на
раздражения, отражать
воздействия, биологически
нейтральные, но
объективно связанные с
биотическими свойствами
(черви, моллюски,
членистоногие). Основное
отличие данного тина
приспособления
заключается в появлении
особых процессов,
связывающих животное со
средой, — процессов
поведения.
Поведение высших животных
(внешне обусловленное
поведение) — присущее
живым существам
взаимодействие со средой,
опосредованное их внешней
(двигательной) и
внутренней (психической)
активностью;
целеориентированная
активность живого
организма, служащая для
осуществления контакта с
внешним миром.
Сознание человека
(самодетерминированное
поведение) — высший уровень
психического отражения и
регуляции, присущий только
человеку как общественноисторическому существу. С
практической точки зрения
сознание выступает как
непрерывно меняющаяся
совокупность чувственных и
умственных образов,
непосредственно предстающих
перед субъектом в его
внутреннем мире и
предвосхищающих его
практическую деятельность
Этапы видов психической
деятельности
1-й этап. Рефлекс – закономерная ответная
реакциея организма на действие определенного
раздражителя.
2-й этап. Безусловный (условный) рефлекс.
3-й этап. Инстинкт — совокупность врожденных
компонентов психической деятельности человека
и
животных
(безусловных
рефлексов),
проявляющихся в их поведении и обеспечивающих
их существование.
4-й этап. Навык — способность легко менять
формы поведения.
Инстинктивное поведение
— это видовое поведение, одинаково направленное у всех
представителей одного и того же вида животных. Как правило,
инстинктивное поведение определяется биологической
целесообразностью и заключается в обеспечении возможности
существования (выживания) конкретного представителя или вида
в целом
Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются,
поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П.
Павлов, существует у всех животных
Особенностью поведения животных на ранних этапах развития
является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными
свойствами предметов, воздействующих на животное
Стадии развития поведения:
стадия элементарной сенсорной
психики;
стадия навыков и предметного
восприятия;
стадия интеллектуального поведения,
или интеллекта.
Стадия элементарной сенсорной психики
Поведение животного побуждается отдельными
свойствами предмета в силу того, что они связаны с
осуществлением основных жизненных функций
животных
Четкие реакции на биологически значимые свойства
среды через изменение скорости и направления
движения.
Элементарные формы движений.
Слабая пластичность поведения.
Несформированная способность реагирования на
биологически нейтральные, лишенные жизненного
значения свойства среды.
Слабая, нецеленанравленная двигательная активность
Эволюция нервной системы
У низших животных клетки,
чувствительные к свету, рассеяны по
всей поверхности тела и эти животные
обладают лишь общей
светочувствительностью,
У червей эти клетки стягиваются к
головному концу тела и приобретают
форму пластинок, что позволяет им
более точно ориентироваться по
отношению к свету.
Моллюски — ввиду выгибания пластинок
светочувствительные органы
приобретают сферическую форму,
благодаря чему моллюски в состоянии
воспринимать движение окружающих
объектов.
Нервная система появляется на стадии
элементарного поведения
Сетевидная нервная система сеть волокон, идущих в различных
направлениях и непосредственно
соединяющих чувствительные
клетки, заложенные на
поверхности тела, с
сократительной тканью животного.
Узловая нервная система – тип
нервной системы, в которой
наблюдается выделение
центральных нервных узлов, или
ганглиев. Появление цепного
поведения, представляющего
собой цепь реакций на отдельные,
последовательно действующие
раздражители. Цепное поведение
характерно для червей, насекомых
и паукообразных, у которых оно
достигает высшей ступени
развития.
Стадия перцептивной психики
Четкие реакции на биологически
нейтральные раздражители.
Развитая двигательная активность
(ныряние, ползание, ходьба, бег,
прыжки, лазанье, полет, рытье в
грунте, плавание с выходом из воды
на сушу).
Способность избегать условий среды,
уходить от них, вести активный поиск
положительных раздражителей.
Индивидуальный опыт и научение
играют небольшую роль.
Главное значение в поведении имеют
жесткие врожденные программы
Трубчатая нервная система
Представляет собой сплошной тяж, или трубку, с
утолщением головного конца — простейшим
головным мозгом, который позволяет совершать
животному более сложные поведенческие акты на
основе одновременного действия разных
раздражителей.
Высший уровень
Элементарные формы мышления (решение
задач).
Складывание определенной «картины
мира»
Высокоразвитые инстинктивные формы
поведения.
Способность к научению
Стадия навыков и предметного
восприятия
Главной физиологической основой
поведения животных на этой стадии
развития являются процессы образования
нервных связей в коре полушарий головного
мозга — условных рефлексов
Стадия интеллектуального поведения
Решение поставленной задачи приходит
внезапно, найденная операция, несмотря
на то что она была выполнена только
один раз, будет воспроизведена
относительно легко, найденное решение
задачи применяется легко в других условиях, сходных с теми, в которых решение
возникло впервые, а животные способны
к объединению в одном акте двух
последовательных самостоятельных
операции, из которых первая
подготавливает осуществление второй.
Выделение специализированных органов
манипулирования лап и рук. Развитие
исследовательских форм поведения с
широким использованием ранее
приобретенных знаний, умений и навыков
Перемены в поведении
животных объясняются
развитием нервной
системы и головного
мозга.
Увеличивается объем
головного мозга,
усложняется его
структура.
Среди органов чувств
начинает преобладать
зрение.
Одновременно
развиваются и органы
движения.
Выводы:
Во-первых, способ и уровень
адаптации животных к
условиям существования
определяется степенью
развития психики животных.
Имеющийся научный
материал позволяет
выделить несколько стадий
развития психики животных.
Эти стадии различаются
способом и уровнем
получения информации об
окружающем мире, который
побуждает животного к
действию. В одном случае —
это уровень отдельных
ощущений, в другом —
предметное восприятие
Во-вторых, наивысший уровень
развития психики животных,
находящихся на стадии
предметного восприятия,
позволяет говорить о
простейшем интеллектуальном
поведении животных. Однако
особенностью поведения
животных в основном является
удовлетворение своих основных
биологических потребностей
Адаптация
— приспособление органов чувств к особенностям
воздействующих стимулов для их оптимального
восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки
— Адаптация человека направлена не только на
обеспечение его биологического существования,
но и на обеспечение его существования в обществе
— Регуляция внутреннего состояния у человека
происходит на более сложном уровне, поскольку
приток информации об изменившихся условиях
внешней среды порождает определенные изменения в
протекании психических процессов, т.е. у человека
происходит и психическая адаптация
Самые сложные механизмы адаптации мы
наблюдаем у человека
Внутренняя
— благодаря процессу
адаптации
обеспечивается
постоянство внутренней
среды организма и тем
самым достигается
сохранение целостности
организма
Внешняя
— обеспечение адекватного
контакта живого
существа с внешней
средой, т. е. в
формировании
соответствующего
поведения у более
развитых существ или
поведенческих реакций у
менее развитых
организмов
Сознание представляет собой высший уровень
психического отражения человеком окружающего
мира, выступающего как непрерывно меняющаяся
совокупность чувственных и умственных образов и
предвосхищающего его практическую деятельность.
Самосознания по своей сути — это относительно
устойчивая, осознанная и эмоционально окрашенная
система представления человеком самого себя, на
основе которого он строит свое взаимодействие с
другими людьми. Это целостный, хотя и не лишенный
внутренних противоречий, образ собственного Я,
выступающий как установка по отношению к самому
себе
Психика, поведение и
деятельность
Поведение рассматривается как целеориентированная
активность организма (психики) в интересах
осуществления контакта с внешним миром.
Познавательная деятельность — необходимая
составная часть жизни человека, условие его
формирования
и
развития
как
личности,
выполняющей конкретный вид профессиональной и
другой деятельности, играющей определенную роль в
обществе, коллективе.
Психические
познавательные
процессы
представляют собой последовательное отражение в
сознании человека предметов и явлений объективного
мира: ощущение, восприятие, память, представление,
внимание, мышление, речь
Психические образования
личности
Психические
образования — это лабильные
(подвижные, изменчивые) психические явления,
формирующиеся в ходе научения и определяющие
качество профессиональной и всякой другой
деятельности человека.
Знания представляют собой преимущественно
логическую информацию, зафиксированную в
сознании (памяти) человека или хранящуюся в
материализованной форме (в его записях, книгах,
на электронных носителях и др.).
Навык – это автоматизированное (доведенное до
автоматизма) действие, выполняемое под общим
контролем и оценкой сознания (сопровождаемое
сознанием).
Этапы:
аналитический (вычленение и отбор отдельных
элементов действия),
синтетический (объединение отдельных элементов в
одном действии),
автоматизации (многократного повторения действия с
целью придания ему необходимой скорости и качества, а
также снятия напряжения сознания).
Умение, в отличие от навыка, представляет собой
комплексное психическое образование, позволяющее
выполнять многосложные действия под особым
контролем сознания.
Вида навыков и умений:
начальные
умения, представляют собой первичное
самостоятельное применение знаний в практической
деятельности.
простые навыки — это уже несложные приемы и действия,
совершаемые автоматически, т.е. вначале выполняется
действие,
правильность
которого
в
последующем
контролируется сознанием.
сложные навыки, характеризуются как усвоенное
комплексное автоматизированное действие, выполняемое
точно, легко и быстро при незначительном напряжении
сознания и обеспечивающее достаточную эффективность
деятельности человека.
сложные умения, трактуются как комплексное действие,
выполняемое в любых условиях деятельности под особым
контролем (планированием и оценкой результата) сознания.
Вопросы
Почему элементарная чувствительность является
начальной формой развития психики?
Объясните зависимость психического развития от
развития нервной системы
Почему «паук убегает от мухи, если поместить их в
стакане, а в паутине ловит и сьедает муху»?
В чем отличие интеллектуального поведения
высших животных от психики человека?
В чем важнейшие различия психики человека и
животных?
Почему нельзя назвать поведение муравьев и пчел
трудом? В чем основные особенности труда?

Концепция глобальной психики (2017) — Медицина, здоровье и общество Медицина, здоровье и общество

Глобальная психика:


эксперимента в области этики, политики и технических наук
16–17 марта 2017 г. , Университет Вандербильта

 

Тезисы конференции

Мы вступаем в новый и беспрецедентный момент глобализации психиатрической экспертизы и практики. В разных полушариях, нациях и сферах социальной жизни язык психиатрии и психического здоровья представляет собой все более универсальную основу для страдания, а также выражает состояние человека, все более освобожденное и все более отчужденное медицинским знанием. Саму психологическую экспертизу раздирают внутренние разногласия по поводу профессиональной идентичности, фармацевтики и геополитической позиции. В то же время он был принят растущим числом субъектов в сфере образования, вооруженных сил, бизнеса, глобального здравоохранения, неправительственных организаций, движений пользователей и гражданского общества с различными заявлениями о том, как следует определять и лечить психические заболевания. . Многие кризисы, вызванные или сигнализированные избранием Дональда Трампа, — в самых разных областях — от здравоохранения, границ и иммиграции, полицейского насилия, ядерного конфликта, контроля и финансирования научных исследований до белого национализма, постиндустриальной тревоги, преступлений на почве ненависти и либеральный апокалипсис — напоминают нам, что социальная и политическая жизнь души занимает важное место в наших современных обстоятельствах.

Этот семинар исследует этот сложный, многозначный момент и призывает к новым аналитическим рамкам, которые выходят за рамки битвы между медикализации и ее недовольством, экспертами и пациентами, а также имперским влиянием дисциплин и мятежниками, отбивающими их. Доклады участников показывают рост и трансформацию сегодняшней глобальной психики — объекта гегемонистской пси-экспертизы, пространства, в котором она обсуждается и повторно присваивается, ее превращение в культурные идиомы с растущей популярностью во всем мире. Основываясь на исследованиях, проведенных в ряде стран, включая Аргентину, Бразилию, Канаду, Францию, Италию, Японию, Косово, Мексику, Россию, Сенегал и США, группы исследуют, как глобальная психика формируется на стыке технологий, политика и этика, место, где эксперты и обычные люди одинаково бьются над фундаментальными вопросами «как жить» и какие миры мы хотим построить и в которых жить. Конференция покажет, как глобальная психика стала ключевым местом моральных и политических расчетов, этических спекуляций и реконфигурации, порождая новые эксперименты в области справедливости, прав, личности и хорошей жизни.

Подробнее о сквозных вопросах и темах конференции см. ниже.