Психология декарт рене: Психологические теории Рене Декарта и Томаса Гоббса

12. Философия р. Декарта и становление психологии сознания.

С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое духовное бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Проблема метода — центральная в философии Декарта. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей— сочетание интроспекции с естественно-научным методом.

Вслед за выводом о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос — я есть человек — отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются прежние, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящем из тела и души, ибо и нет теоретического доказательства в обладании ими. Следовательно, они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения. Но сомнение — акт мышления. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. В декартовском «мыслю, следовательно существую» термином «мышление» обозначается сознание, с которым отождествляется психика. Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание, по Декарту, не имеет степеней. Мышление — это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Сопоставление телесной и духовной субстанций привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между духом или душой человека и его телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств Декарт использует понятие о «животных духах».

«Животные духи» — это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи»

В вопросах физиологии, как и природы в целом, Декарт— материалист. В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств Декарт использует понятие о «животных духах». «Животные духи» — это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи». Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределения духов между мышцами, что возможно потому, что «в каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти «духи» могут перейти из одного в другой». Нервы — это как бы трубочки, в которых есть «сердцевина или внутреннее вещество, которое тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены» и «животные духи», переносимые по этим трубочкам из мозга в мускулы.

Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться — и происходит движение. Таким образом, движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически проводится к мозгу, а от мозга — к мускулам. Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание и вообще все отправления, общие для человека и животного. Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа.

Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом и суть следующие шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение — сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни. Средствами в борьбе с нежелательными страстями являются разум и воля. Отсюда возникает задача воспитания страстей.

Декарт (1596—1650) ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. Тело делимо, а душа нет. Деятельность души невозможно объяснить механическими принципами. Именно душа — инструмент познания.

Рефлексы. Термин «рефлекс» появился в физике Р. Декарта. Происходит от лат. reflexus – отражение. Р – ответная реакция организма на то или иное воздействие, осуществляющаяся через нервную систему. Взаимодействие организмов с окружающими телами можно объяснить нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», разводящихся радиусами от него. Р изображен по образцу процесс кровообращения, знание которого приобрело надежные опорные точки при экспериментальном изучении. В соответствии с декартовой моделью внешние объекты воздействуют на периферические окончания размещенных внутри нервных «трубок» (нервных «нитей»). Последние, натягиваясь, раскрывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» направляются в надлежащие мышцы, которые в конечном итоге «надуваются». Прослеживая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепторов к мозгу, затем к мышцам. Декарт создал изображение рефлекторной дуги.

Страсти души. «Страсти души» — последнее произведение Декарта, его принято считать психологическим. Слово «страсть», ислово «душа» наделены у Декарта особым смыслом. Под «страстями» подразумевались «страдательные состояния души» – все, что она испытывает, когда мозг сотрясают «животные духи», которые приносятся туда по нервным «трубкам». Не только мышечные реакции (рефлексы), но и различные психические со стояния производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект «машины тела», к функциям которой относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления…».

Рене Декарт

  • Главная
  • Статьи
  • Великие Учителя человечества
  • Рене Декарт

12 сентября 2019

Автор: Автор оригинала — Франц Халс — André Hatala [e.a.] (1997) De eeuw van Rembrandt,
Bruxelles: Crédit communal de Belgique, ISBN 2-908388-32-4., Общественное достояние

Склонные к рефлексии и философским рассуждениям о сущности бытия в итоге могут прийти к неутешительному выводу, что ничего и никого на самом деле нет. «Я мыслю – следовательно, я существую» – французский философ, физик, математик и механик Рене Декарт положил конец сомнениям одной фразой. Если вас посетила мысль – любая, – можете не задумываться о своём существовании.

А чем ещё прославился философ?

Становление философа

Рене Декарт родился в 1596 году в обедневшей дворянской семье. Стремление к познанию мира у мальчика было с детства, за что отец ласково звал его маленьким философом. Начальное образование Рене получил в иезуитском коллеже. Религиозное давление и общение с тогдашними представителями научной жизни Франции укрепили в юноше скептическое отношение к философским авторитетам того времени. После окончания обучения Декарт поступил на военную службу в нидерландскую армию. В Голландии же и состоялось знакомство с выдающимся физиком Исааком Бекманом. Внимание Рене привлекла толпа народа – в её центре стоял человек, предлагавший присутствующим решить трудную задачу. Декарт попросил перевести условие стоявшего рядом мужчину – тот согласился в обмен на решение. Философ принял вызов и уже на следующий день принёс искомое собеседнику – им оказался Бекман, значительно повлиявший на формирование взглядов молодого человека.

Основные достижения

Сущностью философских изысканий Рене Декарта был дуализм: идеальное и материальное начала признавались абсолютно самостоятельными. Человек по его мнению мог господствовать над силами природы – его сковывали лишь несовершенства. Это рассуждение в будущем заложило базу рационализма. Прогрессивные мысли на всякий случай вызвали подозрение церкви, и Декарту пришлось испытать на себе последствия гонений. Однако это не мешало учёному продолжать свои изыскания. Мир увидел труд «Рассуждение о методе», сделавший своего автора авторитетом в математике и оптике. На основе его физических работ появились теории всех математиков второй половины XVII века. Фундаментальным для психологии стало понятие о рефлексе и проблеме аффектов. Также Рене Декарт сформулировал основные правила поиска истины: начинать необходимо с того, что не подлежит сомнению, и двигаться от простого к сложному; любую проблему следует разделить на несколько составляющих; каждый этап нужно перепроверять, чтобы быть уверенным в объективности. Скептицизм и рационализм Декарта в итоге привели к возникновению нового направления – картезианства.

Ставший крупнейшим учёным своего времени, Рене Декарт получил приглашение шведской королевы Кристины. Царственная особа предоставила учёному все условия для дальнейшей деятельности, но здоровье подвело Декарта. Северный климат подкосил философа, и в 1650 году он скончался. Наследие Рене Декарта неоценимо, его влияние на лучшие умы в истории человечества неоспоримо. Его можно считать тем, кто безжалостно сокрушил старый порядок мышления, открыв дороги к новой эре – эпохе Просвещения.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Понравилась статья — поделись с друзьями!

Статьи по теме

Микеланджело Буонарроти

Иоганн Себастьян Бах – 333 года со дня рождения великого композитора

Возврат к списку

Рене Декарт — Энциклопедия Нового Света

Рене Декарт (французский IPA: [ʁə’ne de’kaʁt]) (31 марта 1596 — 11 февраля 1650), также известный как Renatus Cartesius (латинизированная форма), был очень влиятельным французским философом, математиком, ученым и писателем. Его называли «отцом современной философии» и «отцом современной математики», и большая часть последующей западной философии является реакцией на его труды, которые внимательно изучаются с его времени до наших дней. Его влияние в математике также очевидно; декартова система координат, которая используется в плоской геометрии и алгебре, названа в его честь, и он был одной из ключевых фигур научной революции.

Декарт часто отличает свои взгляды от взглядов своих предшественников. Во вступительном разделе « страстей души», трактата о раннесовременной версии того, что сейчас принято называть эмоциями, он заходит так далеко, что утверждает, что напишет на свою тему, «как если бы никто не писал на эту тему». эти вопросы раньше». Многие элементы его философии имеют прецеденты в позднем аристотелизме, возрожденном стоицизме шестнадцатого века или у более ранних философов, таких как св. Августин. В своей натурфилософии он отличается от школ по двум основным пунктам: во-первых, он отвергает анализ телесной субстанции на материю и форму; во-вторых, он отвергает любую апелляцию к целям — божественным или естественным — при объяснении явлений природы. В своем богословии он настаивает на абсолютной свободе акта творения Бога.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Философская работа
  • 3 Дуализм
  • 4 Математическое наследие
  • 5 Библиография
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки
    • 8. 1 Общие философские источники
  • 9 кредитов

Декарт был крупной фигурой континентального рационализма семнадцатого века, позже его защищали Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц, и ему противостояла эмпирическая школа мысли, состоящая из Гоббса, Локка, Беркли и Юма. Лейбниц, Спиноза и Декарт были сведущи как в математике, так и в философии, и Декарт и Лейбниц также внесли большой вклад в науку. Как изобретатель декартовой системы координат, Декарт основал аналитическую геометрию, связующее звено между алгеброй и геометрией, имеющее решающее значение для изобретения исчисления и анализа. Размышления Декарта о разуме и механизме положили начало развитию западной мысли, которая гораздо позже, под влиянием изобретения электронного компьютера и возможности машинного интеллекта, расцвела в тест Тьюринга и связанные с ним мысли. Его самое известное высказывание: Cogito ergo sum (французский: Je pense, donc je suis ; английский: я мыслю, следовательно, я есмь ), найденный в §7 части I Принципов философии (латиница) и в части IV Беседа о методе (французский).

Биография

Рене Декарт с королевой Швеции Кристиной.

Выпускной реестр Декарта в Королевском колледже Анри-ле-Гран, Ла-Флеш, 1616 г.

Могила Декарта (в центре, с деталью надписи) в церкви Сен-Жермен-де-Пре, Париж .

Декарт родился в Ла-Э-ан-Турен (ныне Декарт), Эндр и Луара, Франция. Когда ему был год, его мать Жанна Брошар умерла от туберкулеза. Его отец Иоахим был судьей Высокого суда. В возрасте одиннадцати лет он поступил в Королевский иезуитский колледж Анри-ле-Гран в Ла-Флеш. После окончания учебы он учился в Университете Пуатье, получив степень бакалавра и лицензию в области права в 1616 году, в соответствии с желанием своего отца, чтобы он стал юристом.

Однако Декарт никогда не занимался юридической практикой и в 1618 году, во время Тридцатилетней войны, поступил на службу к Морису Нассаускому, лидеру Соединенных провинций Нидерландов. Причина, по которой он стал наемником, заключалась в том, чтобы увидеть мир и узнать правду.

Я совсем забросил изучение букв. Решив не искать никаких знаний, кроме тех, которые можно было бы найти в себе или в великой книге мира, я провел остаток своей юности, путешествуя, посещая дворы и армии, общаясь с людьми разных темпераментов и рангов, собирая разный опыт. , проверяя себя в ситуациях, которые предлагала мне судьба, и всегда размышляя обо всем, что попадалось мне на пути, чтобы извлечь из этого какую-то пользу (Декарт, 9).0005 Беседа о методе ).

10 ноября 1618 года, прогуливаясь по Бреде, Декарт встретил Исаака Бекмана, который пробудил в нем интерес к математике и новой физике, особенно к проблеме падения тяжелых тел. 10 ноября 1619 года, путешествуя по Германии и размышляя об использовании математики для решения задач физики, Декарту приснился сон, посредством которого он «открыл основы чудесной науки». [1] Это стало поворотным моментом в жизни молодого Декарта и основой, на которой он разработал аналитическую геометрию. Он посвятил остаток своей жизни исследованию этой связи между математикой и природой. Декарт также изучал концепцию свободы воли св. Августина, веру в то, что человеческая воля по существу равна воле Бога; то есть, что люди естественно независимы от воли Бога.

В 1622 году он вернулся во Францию ​​и в течение следующих нескольких лет жил в Париже и других частях Европы. Он прибыл в Лаэ в 1623 году, продав все свое имущество, вложив это вознаграждение в облигации, которые обеспечили Декарту комфортный доход на всю оставшуюся жизнь. Декарт присутствовал при осаде Ла-Рошели кардиналом Ришелье в 1627 году. Он уехал в Голландию в 1628 году, где жил и часто менял свой адрес до 1649 года. Несмотря на это, ему удалось произвести революцию в математике и философии.

В 1633 году Римско-католическая церковь осудила Галилея, и Декарт отказался от планов опубликовать «Трактат о мире», своих работ за предыдущие четыре года.

Рассуждение о методе было опубликовано в 1637 году. В нем сделана ранняя попытка механистического объяснения рефлексов, хотя позже при его жизни теория Декарта оказалась ошибочной.

Декарт продолжал публиковать работы по математике и философии до конца своей жизни. В 1643 г. картезианская философия была осуждена в Утрехтском университете, и Декарт начал свою длительную переписку с принцессой Елизаветой Богемской. В 1647 году король Франции присудил ему пенсию. Декарт дал интервью Франсу Бурману в Эгмонд-Биннене в 1648 году.

Рене Декарт умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция, куда он был приглашен в качестве учителя шведской королевы Кристины. Сообщалось, что причиной смерти стала пневмония — он привык работать в постели до полудня, что могло пагубно сказаться на его здоровье из-за требований Кристины заниматься рано утром (недостаток сна мог серьезно подорвать его иммунную систему). Другие считают, что Декарт мог заразиться пневмонией в результате того, что вылечил французского посла Дежиона А. Нопелена, больного вышеупомянутой болезнью. [2] В 1663 году Папа Римский поместил его произведения в Индекс запрещенных книг.

Как католик из протестантской нации, он был похоронен на кладбище, которое в основном использовалось для некрещеных младенцев в Адольф Фредрикскиркан в Стокгольме. Позже его останки были перевезены во Францию ​​и захоронены в церкви Сент-Женевьев-дю-Мон в Париже. Его мемориал, воздвигнутый в восемнадцатом веке, остается в шведской церкви.

Во время Французской революции его останки были извлечены для захоронения в Пантеоне среди великих французских мыслителей. Деревня в долине Луары, где он родился, была переименована La Haye — Descartes в 1802 году, который был сокращен до «Descartes» в 1967 году. В настоящее время его могила находится в церкви Сен-Жермен-де-Пре в Париже, за исключением его черепа, который находится в Музее де л’. Человек.

Философские труды

Декарта часто считают первым современным мыслителем, заложившим философскую основу для развития естественных наук. Он пытается прийти к фундаментальному набору принципов, которые можно признать истинными без всякого сомнения. Для этого он применяет метод, называемый методологическим скептицизмом: он отвергает любые идеи, в которых можно усомниться, а затем восстанавливает их, чтобы получить прочную основу для подлинного знания. [3] Первоначально Декарт приходит только к одному принципу: мысль существует. Мысль не может быть отделена от мыслителя, следовательно, мыслитель существует ( Рассуждение о методе и Принципы философии ). Наиболее известно это как cogito ergo sum (латинское: «Я мыслю, следовательно, я существую») или, более точно, « Dubito, ergo cogito, ergo sum » (лат. «Я сомневаюсь, поэтому я думаю». , следовательно, я»). Следовательно, заключил Декарт, если он сомневался, то что-то или кто-то должен сомневаться, поэтому сам факт, что он сомневался, доказывал его существование. [4]

Обложка «Размышлений», написанная Рене Декартом

Декарт приходит к выводу, что он может быть уверен в том, что существует, потому что он думает. Но в какой форме? Он воспринимает свое тело с помощью органов чувств; однако ранее было доказано, что они ненадежны. Итак, Декарт заключает, что единственное несомненное знание состоит в том, что он есть мыслящая вещь . Мышление составляет его сущность, поскольку это единственное в нем, что не подлежит сомнению. Декарт определяет «мысль» (cogitatio) как «то, что происходит во мне так, что я немедленно осознаю это, поскольку я это осознаю». Таким образом, мышление есть всякая деятельность человека, которую он непосредственно сознает.

Чтобы еще больше продемонстрировать ограниченность чувств, Декарт использует так называемый восковой аргумент . Он рассматривает кусок воска: его чувства сообщают ему, что он имеет определенные характеристики, такие как форма, текстура, размер, цвет, запах и так далее. Когда он подносит воск к огню, эти характеристики полностью меняются. Однако кажется, что это все то же самое: это все еще кусок воска, хотя данные органов чувств сообщают ему, что все его характеристики другие. Поэтому, чтобы правильно понять природу воска, он не может использовать чувства: он должен использовать свой ум. Декарт заключает:

Таким образом, то, что, как мне казалось, я видел своими глазами, на самом деле я постиг исключительно с помощью способности суждения, находящейся в моем уме.

Таким образом, Декарт продолжает строить систему знания, отбрасывая восприятие как ненадежное и вместо этого допуская только дедукцию как метод. В третьем и пятом Meditation, он предлагает онтологическое доказательство благожелательного Бога (как через онтологический аргумент, так и через аргумент товарного знака). Поскольку Бог благосклонен, он может иметь некоторую веру в объяснение реальности, которое ему дают его чувства, ибо Бог снабдил его работающим разумом и сенсорной системой и не желает обманывать его; однако это спорный аргумент, поскольку само его представление о благожелательном Боге, из которого он развил этот аргумент, легко подвергается тому же сомнению, что и его восприятие. Однако из этого предположения он в конце концов устанавливает возможность приобретения знаний о мире на основе дедукции 9.Восприятие 0005 и . Поэтому с точки зрения эпистемологии можно сказать, что он внес такие идеи, как строгая концепция фундаментализма и возможность того, что разум является единственным надежным методом достижения знания.

В системе Декарта знание принимает форму идей, а философское исследование есть созерцание этих идей. Эта концепция повлияет на последующие интерналистские движения, поскольку эпистемология Декарта требует, чтобы связь, установленная сознательным осознанием, отличала знание от лжи. В результате своего картезианского сомнения он стремился к тому, чтобы знание было «неспособным быть уничтоженным», чтобы построить непоколебимую основу, на которой могут быть основаны все другие знания. Первый элемент непоколебимого знания, за который выступает Декарт, — это вышеупомянутое 9.0005 cogito, или мыслящая вещь.

Декарт также написал ответ на скептицизм относительно существования внешнего мира. Он утверждает, что сенсорные восприятия приходят к нему непроизвольно, а не по его воле. Они являются внешними по отношению к его чувствам, и, по Декарту, это свидетельствует о существовании чего-то вне его разума, а значит, внешнего мира. Далее Декарт показывает, что вещи во внешнем мире материальны, утверждая, что Бог не стал бы обманывать его в отношении передаваемых идей и что Бог дал ему «склонность» верить, что такие идеи вызваны материальными объектами. вещи.

Дуализм

Декарт предположил, что тело работает как машина, обладает материальными свойствами протяженности и движения и подчиняется законам физики. С другой стороны, разум (или душа) описывался как нематериальная сущность, лишенная протяженности и движения и не подчиняющаяся законам физики. Декарт утверждал, что разум есть только у людей и что разум взаимодействует с телом через шишковидную железу. Эта форма дуализма предполагает, что разум контролирует тело, но что тело также может влиять на разум, в остальном рациональный, например, когда люди действуют из страсти. Большинство предыдущих описаний отношений между разумом и телом были однонаправленными.

Декарт предположил, что шишковидная железа является «вместилищем души» по нескольким причинам. Во-первых, душа едина, и, в отличие от многих областей мозга, шишковидная железа кажется единой (при микроскопическом исследовании видно, что она состоит из двух полушарий). Во-вторых, Декарт заметил, что шишковидная железа расположена вблизи желудочков. Он считал, что духи животных желудочков действуют через нервы, чтобы управлять телом, и что шишковидная железа влияет на этот процесс. Наконец, Декарт ошибочно полагал, что только у людей есть шишковидная железа, точно так же, как, по его мнению, только у людей есть разум. Это привело его к убеждению, что животные не могут чувствовать боли, и практика Декарта вивисекции (вскрытие живых животных) стала широко практиковаться по всей Европе вплоть до эпохи Просвещения.

Картезианский дуализм определил повестку дня философских дискуссий о проблеме разума и тела на многие годы после смерти Декарта. Вопрос о том, как нематериальный разум может влиять на материальное тело, не прибегая к сверхъестественным объяснениям, остается загадкой и по сей день.

Современные ученые подвергли критике картезианский дуализм, а также его влияние на последующих философов.

Математическое наследие

Теория Декарта послужила основой для исчисления Ньютона и Лейбница, применив исчисление бесконечно малых к проблеме касательной, тем самым позволив этой области современной математики развиваться. [5] Это кажется еще более поразительным, если учесть, что работа была задумана как пример к его Discours de la méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la verité dans les sciences ( Рассуждения о методе Правильно рассуждайте и ищите истину в науках, , более известное под сокращенным названием Discours de la méthode ).

Правило знаков Декарта также широко используется в современной математике для определения возможного количества положительных и отрицательных нулей функции.

Декарт изобрел аналитическую геометрию и открыл закон сохранения импульса. Он изложил свои взгляды на вселенную в своих «Принципах философии».

Декарт также внес вклад в область оптики. Используя геометрическое построение и закон преломления (известный также как закон Декарта), он показал, что угловой радиус радуги равен 42 градусам (то есть угол, образуемый в глазу краем радуги и лучом, проходящим от края радуги). солнце через центр радуги составляет 42°). [6] Он также независимо открыл закон отражения, и его эссе по оптике было первым опубликованным упоминанием этого закона. [7]

Одним из самых прочных наследий Декарта было его развитие декартовой геометрии, алгебраической системы, которую сегодня преподают в школах. Он также создал экспоненциальную запись, обозначаемую числами, написанными в том, что сейчас называется надстрочным индексом (например, x²).

Библиография

Собрание сочинений

  • 1983. Oeuvres de Descartes в 11 тт. Адам, Чарльз и Таннери, Пол, ред. Париж: Librairie Philosophique J. Vrin.

Собрание английских переводов

  • 1988. Философские сочинения Декарта в 3-х томах. Коттингем Дж., Стоотхофф Р., Кенни А. и Мердок Д., пер. Издательство Кембриджского университета; том 1, 1985 г., ISBN 978-0521288071; об. 2, 1985 г., ISBN 978-0521288088; об. 3, 1991, ISBN 978-0521423502)
  • 1988, Декарт Избранные философские сочинения. Кембридж: Cambridge University Press, 1988. ISBN 0521358124 ISBN 9780521358125 ISBN 0521352649 ISBN 9780521352642.

Отдельные работы

  • 1618. Музыкальный сборник .
  • 1628. Правила направления ума .
  • 16:30–16:33. Le Monde ( Мир ) и L’Homme (Мужчина) . Первое систематическое изложение Декартом своей натурфилософии. Man впервые был опубликован в латинском переводе в 1662 году; Мир в 1664 году.
  • 1637. Рассуждение о методе («Рассуждения о методе»). Введение в Dioptrique , Des Météores и La Géométrie . Оригинал на французском языке, т.к. предназначен для широкой публики.
  • 1637. Геометрия . Смит, Дэвид Э., и Лантам, М.Л., пер., 1954. Геометрия Рене Декарта . Дувр.
  • 1641. Размышления о первой философии . Коттингем, Дж., пер., 1996. Издательство Кембриджского университета. Латинский оригинал. Альтернативное английское название: Metaphysical Meditations . Включает шесть возражений и ответов . Второе издание, опубликованное в следующем году, включает дополнительное «Возражение и ответ» и письмо Дине . HTML Online Latin-French-English Edition
  • 1644. Принципы философии . Миллер, В. Р. и Р. П., пер., 1983. Основы философии . Рейдель.
  • 1647. Комментарии к определенной рассылке .
  • 1647. Описание человеческого тела .
  • 1648. Разговор с Бурманом .
  • 1649. Страсти души . Восс, С.Х., пер., 1989. Индианаполис: Hackett. Посвящается принцессе Елизавете Богемской.
  • 1657. Корреспонденция . Издано литературным душеприказчиком Декарта Клодом Клерселье. Третье издание 1667 г. было наиболее полным; Однако Клерселье опустил большую часть материала, относящегося к математике.

Примечания

  1. ↑ Британская энциклопедия, Рене Декарт. Проверено 15 августа 2007 г.
  2. ↑ Университет штата Орегон Рене Декарт. Проверено 20 мая 2007 г.
  3. ↑ Ребекка Копенхейвер, Формы скептицизма. Проверено 6 июня 2008 г.
  4. The British Journal of Psychiatry, книг: Избрано Раджем Персо. Проверено 4 ноября 2007 г.
  5. ↑ Ян Галлберг, Математика с момента рождения чисел (У. В. Нортон, 1997, ISBN 0-393-04002-X).
  6. ↑ П.А. Типлер и Г. Моска, Физика для ученых и инженеров (WH Freeman, 2004, ISBN 0-7167-4389-2).
  7. ↑ Энкарта, Рене Декарт. Проверено 15 августа 2007 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Boyer, Carl. 1985. История математики. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02391-3.
  • Кларк, Десмонд. 2006. Декарт: Биография. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-82301-3.
  • Костабель, Пьер. 1987. Рене Декарт — Упражнения для твердых элементов. Париж: Presses Universitaires de France. ISBN 2-13-040099-X
  • Коттингем, Джон. 1992. Кембриджский компаньон Декарта. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-36696-8.
  • Фаррелл, Джон. 2006. «Демоны Декарта и Гоббса». В Паранойя и современность: от Сервантеса до Руссо. Издательство Корнельского университета.
  • Гарбер, Даниэль. 1992. Метафизическая физика Декарта. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-28219-8.
  • Гарбер, Дэниел и Майкл Айерс. 1998. Кембриджская история философии семнадцатого века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-53721-5.
  • Гаукрогер, Стивен. 1995. Декарт: интеллектуальная биография. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-823994-7.
  • Грейлинг, AC 2005. Декарт: Жизнь и времена гения. Нью-Йорк: Walker Publishing Co., Inc. ISBN 0-8027-1501-X.
  • Килинг, С. В. 1968. Декарт. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Мельхерт, Норман. 2002. Великий разговор: историческое введение в философию. Нью-Йорк: Макгроу Хилл. ISBN 0-19-517510-7.
  • Соррелл, Том. 1987. Декарт. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-287636-8.
  • Шефер, Райнер. 2006. Zweifel und Sein — Der Ursprung des modernen Selbstbewusstseins in decartes cogito. Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нойманн. ISBN 3-8260-3202-0.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 7 декабря 2022 г.

  • КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Рене Декарт.
  • Conscientia у Декарта.
  • Стэнфордская энциклопедия философии:
    • Эпистемология Декарта.
    • Этика Декарта.
    • Жизнь и творчество Декарта.
    • Модальная метафизика Декарта.
    • Онтологический аргумент Декарта.
    • Декарт и шишковидная железа.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия.
  • Интернет-энциклопедия философии.
  • Проект Пайдейя Онлайн.
  • Проект Гутенберг.
Философия
Темы Список категорий | Восточная философия · Западная философия | История философии  (древний • средневековый • современный • современный)
Списки Основные темы · Список тем · Философы · Философии · Глоссарий · Движения · Другие списки
Филиалы Эстетика · Этика · Эпистемология · Логика · Метафизика · Политическая философия
Философия Образование · Экономика · География · Информация · История · Человеческая природа · Язык · Право · Литература · Математика · Ум · Философия · Физика · Психология · Религия · Наука · Социальные науки · Технологии · Путешествия ·Война
Школы Актуальный идеализм · Аналитическая философия · Аристотелизм · Континентальная философия · Критическая теория · Деконструктивизм · Деонтология · Диалектический материализм · Дуализм · Эмпиризм · Эпикуреизм · Экзистенциализм · Гегельянство · Герменевтика · Гуманизм · Идеализм · Кантианство · Логический позитивизм · Марксизм · Материализм · Монизм · Неоплатонизм · Новые философы · Нигилизм · Обыденный язык · Феноменология · Платонизм · Позитивизм · Постмодернизм · Постструктурализм · Прагматизм · Досократизм · Рационализм · Реализм · Релятивизм · Схоластика · Скептицизм · Стоицизм · Структурализм · Утилитаризм · Этика добродетели

Авторы

New World Encyclopedia авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Рене_Декарт  история
  • Rene_Descartes  history

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Рене Декарта»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Декарт и уверенность в самосознании

7 минут

В какой степени мы можем доверять информации, поступающей к нам от органов чувств? Где границы наших знаний? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим идеи Декарта.

Последнее обновление: 09 февраля 2023 г.

Рене Декарт (1596-1650) был выдающимся ученым, который также внес важный вклад в область философии. Для него философские методы, которыми пользовались его современники, были неправильными. Его видение противоречило тем, кто утверждал, что знание можно получить через чувства. Поэтому он пытался найти какую-то уверенность, которая помогла бы ему продвинуться по пути знания.

Для Декарта все знания должны выводиться разумом. По этой причине его философия была названа рационализмом. По сути, он пытался перенести метод математики в философию. Начав с простых, но верных истин, он пытался построить твердое и бесспорное знание .

Сомнение как основа уверенности

Чтобы выполнить свою миссию, Декарт решил изолировать себя от мира и систематически подвергать сомнению все убеждения, мнения и истины, которые до этого времени он считал истинными. На самом деле он исследовал, с помощью «методического скептицизма», все, во что он верил до этого момента .

Декарт предупреждал, что информация, которую мы принимаем как должное, часто поступает к нам через органы чувств. С другой стороны, наши чувства могут легко обмануть нас . Например, если вы опустите палку в воду, она как бы сломается. Однако на самом деле происходит то, что ваши глаза обманываются эффектом, вызванным светом на воде. Точно так же вы можете увидеть вдалеке колонну и подумать, что она круглая, но подойдя ближе, вы поймете, что на самом деле она квадратная.

Декарт считал, что знание должно быть выведено разумом, поэтому его точка зрения известна как рационализм.

Наши чувства обманывают нас

Эти соображения привели Декарта к мысли, что, если наши чувства обманывают нас, мы не можем доверять информации, которая приходит к нам через них . Тем не менее, есть определенные вещи, в отношении которых нас нельзя обмануть. Мне, например, трудно сомневаться в том, что я сижу именно в этот момент и пишу эту статью.

Несмотря на это, иногда нам снятся ситуации, которые кажутся настолько реальными, что мы верим, что живем в них. Но когда мы просыпаемся, мы понимаем, что они были всего лишь продуктом нашего воображения. Следовательно, Декарт пришел к выводу, что мы не можем доверять информации, которую нам предоставляют наши органы чувств .

«Чувства время от времени обманывают, и благоразумно никогда не доверять полностью тем, кто обманул нас хотя бы раз».

-Рене Декарт-

Злой гений?

Есть знание, в котором нет смысла сомневаться. Например, математика. Например, всякий раз, когда мы складываем два плюс два, в результате будет четыре. Тем не менее, Декарт довел сомнение до крайности и задался вопросом, что произойдет, если вместо бога будет злой гений, который вводит нас в заблуждение каждый раз, когда мы складываем два плюс два.

Последний аргумент может показаться несколько надуманным. Но вы должны учитывать исторический контекст, в котором жил Декарт, и понимать, что он не хотел вызывать к себе внимание инквизиции. В самом деле, признание того, что Бог, который считался чистым благом, мог намеренно обманывать нас, вполне могло быть воспринято как ересь.

Единственная уверенность — это самосознание

Методическими сомнениями Декарт разрушил представление о возможности всякого знания. Итак, лишенный чувств и математических истин, где может найти убежище уверенность?

На самом деле бесстрашный философ понял, что, даже когда он во всем сомневался, в нем все еще действовали психические процессы. Например, он не мог сомневаться в том, что думает. Именно в этот момент он сформулировал одно из своих самых символичных предложений: cogito ergo sum, , то есть «Я мыслю, следовательно, я существую».

Мы можем сомневаться во всем, что видим, даже в том, что думаем, но мы не сомневаемся, что думаем. Более того, если мы думаем, то это потому, что мы существуем. По этой причине наша единственная уверенность — это самосознание. Мы осознаем себя, потому что наш интеллект может ясно и отчетливо воспринимать этот факт. «Я всего лишь мыслящее существо», — заявил Декарт.

Некоторыми атрибутами этой мыслящей вещи или субстанции являются чувство, желание, воображение и знание. На самом деле, чтобы продвигаться в познании, мы должны анализировать ментальные содержания, населяющие мысль.

«Я вещь мыслящая, то есть вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, немного понимающая, о многом не знающая, желающая, не желающая, а также воображающая и имеющая чувственные восприятия ».

-Рене Декарт-

Наша единственная уверенность — это самосознание

Идеи Декарта

Декарт различал знания, возникающие в нашем интеллекте, от тех, которые исходят от наших чувств. Кроме того, он назвал содержание, возникающее в нашем сознании идеями. Он различал как минимум три основных типа:

  • Нестандартные идеи. Те, что приехали из-за границы.
  • Искусственные идеи. Производимые нами.
  • Врожденные идеи. Те, которые не поступают из-за границы или производятся нами.

В то время как случайные идеи — это чувственные впечатления от объектов внешнего мира, фиктивные — это те, которые мы строим в своем воображении из других идей. Например, идея кентавра. Тем не менее, в нашем сознании есть определенные идеи, которые, кажется, не пришли извне или были созданы нами . Например, идеи бесконечности и совершенства.

Мы одни в этом мире?

Мы ограниченные и конечные существа. Так как же мы могли сами создать идеи совершенства и бесконечности? С другой стороны, если бы мы были совершенными существами, у нас не было бы никаких сомнений, потому что мы ни в чем не нуждались бы и знали бы все. Эти идеи также не могут прийти через наши чувства, поскольку в совершенном и бесконечном мире ничего не существует. Итак, откуда они берутся?

Здесь Декарт использовал аргумент, чтобы доказать существование Бога. Его критиковали многие более поздние философы. Декарт утверждал, что эти идеи должны быть вложены в нас каким-то совершенным, бесконечным и безграничным существом . Поскольку добро является частью совершенства, существо с такими характеристиками не могло нас обмануть. При этом гипотеза о злом гении терпит крах, и преобладает определенность математических истин.

Достоверность чувственного мира

Если мы примем доказательство Декарта, Бог не мог бы создать нас такими, чтобы мы всегда терпели неудачу в наших попытках познать истину. Таким образом, логичным было бы то, что мы можем до некоторой степени понять телесный мир. Декарт назвал эту реальность res extensa. Он имел в виду все, что имеет протяженность и что можно наблюдать, измерять или взвешивать .

Если это так, то почему наши чувства иногда обманывают нас? Почему мы не можем знать правду? Декарт утверждал, что, когда наша воля к знанию превосходит наше понимание, мы делаем ошибки . Когда мы хотим что-то узнать, но у нас нет достаточной ясности и различения в этом, мы склонны впадать в заблуждение ложными выводами.

Является ли аргумент Декарта непогрешимым?

Хотя некоторые концепции Декарта помогают нам задуматься, в некоторых его рассуждениях есть слабые места . Мы не можем сомневаться в его идеях, если верим, что существуем, но достаточно ли этого, чтобы утверждать, что существует мыслящая субстанция? Некоторые философы, такие как Юм, утверждают, что представление о себе — это иллюзия, а наше существование — это поток событий, не подпадающий ни под одну единицу.

С другой стороны, демонстрация существования Бога подверглась резкой критике. Тот факт, что в нас заложены идеи бесконечности и совершенства, не обязательно доказывает существование совершенных и бесконечных существ . Действительно, многие утверждают, что недостаточно ясности и различения, чтобы считать эти идеи врожденными. Кроме того, мы могли бы легко вывести их посредством отрицания, противопоставив им идеи конечности и несовершенства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *