Психология детей как воспитывать детей: 6 советов родителям по воспитанию детей от психолога

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция — Meduza

Флэшмоб #ЯНеБоюсьСказать, история о домогательствах в 57-й школе, расследование о «Лиге школ» — все эти события показали, как важна открытая дискуссия о насилии. При этом, говоря о жертвах, мы часто будто бы забываем о насильниках — словно это какое-то бестелесное зло, с которым ничего не поделать. А ведь насильник — единственный, кто на самом деле ответственен за произошедшее. Так почему насильников так много и как с этим быть? Детский клинический психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева объясняет, откуда берется склонность к насилию и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким.

Подавайте хороший пример

Дети в основном учатся правилам поведения через наблюдение за окружающими и имитацию их действий. Поэтому крайне важно исключить насилие в собственной семье и, разумеется, отказаться от любых телесных наказаний. Если родители скандалят, бьют друг друга, детей или домашних животных, кричат, оскорбляют, насмехаются, то ребенок усваивает, что это нормально. Более того, он запоминает, что так не только можно, но и нужно себя вести — чтобы добиться желаемого или «наказать» за то, чем недоволен.

Многие родители понимают, что часто поступают с ребенком неправильно, но, попадая в стрессовую ситуацию, теряют контроль над собой. Нет ничего стыдного в том, чтобы признать это и обратиться за помощью. Сейчас много возможностей для психологической поддержки, в том числе бесплатной, есть телефоны доверия для детей и родителей. Есть и хорошие книги о воспитании, которые стоит почитать родителям. В первую очередь это книги Юлии Гиппенрейтер, Ирины Млодик, «Как говорить с детьми, чтобы они учились» Фабер и Мазлиш, «Как по-настоящему любить своего ребенка» Росса Кэмпбелла. За помощью можно обратиться и в фейсбучную группу «Вопросы родителей детскому психологу», где вам всегда ответят.

Коротко. Ведите себя с ребенком так, как хотите, чтобы он вел себя с вами и другими людьми, проявляйте уважение к нему.

Объясняйте ребенку, что такое насилие

Важно четко понимать самим и объяснять ребенку, что именно нельзя делать и допускать по отношению к себе. Легче всего, конечно, заметить физическое насилие. Нельзя бить, толкать, кусать, щипать — нарочно причинять боль. Но нужно объяснить ребенку, что словом тоже можно сделать больно. Это значит, нельзя запугивать, унижать, оскорблять, насмехаться, то есть специально заставлять переживать и страдать.

Уговаривать или вынуждать что-то делать с помощью угроз или навязывания чувства вины — это тоже эмоциональное насилие. К таким приемам часто прибегают сами родители («не вымоешь посуду — телефон отберу», «ты своими капризами меня в гроб загонишь», «доедай, а то мама обидится»). Именно отсюда растут корни шантажа и манипуляции, которые ребенок может взять на вооружение.

Другой формой психологического насилия может быть игнорирование и пренебрежение основными потребностями тех, кто от вас зависит. Иногда родителям настолько не до ребенка, что у него нет одежды и обуви по размеру и сезону или он болеет, а это не замечают. Даже если вы никогда так себя не ведете, постарайтесь объяснить ребенку, что важны потребности всех, а не только тех, кто «главный».

Коротко. Ребенок не догадается сам, как нельзя поступать. Это нужно объяснять.

Честно рассказывайте ребенку о теле, сексе и интимности

Сексуальное насилие — самая сложная тема для обсуждения, не то что с ребенком, а и между самими взрослыми. Для начала не делайте табу из того, как работает человеческий организм. Ребенок должен знать, как он устроен и как называются все части его тела. Если какие-то органы и места нельзя называть, получится, что они «стыдные» и «плохие». А это вызовет у ребенка страх и чувство неполноценности, может привести к психическим или сексуальным проблемам в будущем и, что важно, помешает ребенку пожаловаться на домогательства (ведь он как бы уже виноват, что у него есть «нехорошие» части тела).

Вместо этого ребенку нужно рассказать, что некоторые части его тела — интимные. А это значит, что никто, кроме него самого и врачей, не может их трогать или обсуждать. С маленьким ребенком подробно обсуждать сексуальное насилие не стоит, вопросы безопасности — зона ответственности родителей.

Малышу достаточно знаний о своем теле, праве отказать другому в прикосновениях и уверенности в поддержке и понимании родителей.

А вот с подростками очень важно обсуждать вопросы согласия на секс. Вовремя объяснить им, что уговорить, «уломать» человека на сексуальный контакт, заставить силой или хитростью — все это не секс, а насилие. Единственное определение секса, которое поможет избежать проблем, — это «интимное взаимодействие» (в которое входит не только половой акт, но и прикосновения, поцелуи, объятия, ласки), только по взаимному желанию и приносящее взаимное удовольствие.

Стоит упомянуть и о «возрасте согласия»: любой контакт или взаимодействие сексуального характера взрослого с ребенком, не достигшим 16 лет, независимо от желания последнего является насилием.

Коротко. Обсуждайте с ребенком его интимные границы. Формируйте у подростка правильное представление о сексе и согласии.

Учите оценивать действия окружающих

К сожалению, мы не можем изолировать ребенка от проявлений насилия вне семьи.

Чтобы они не стали для ребенка примером для подражания, важно обсуждать то, что он видит. Однозначно осуждайте проявления насилия, если стали их свидетелем («Детей нельзя бить!»).

Помогайте жертвам насилия, не обвиняя их, — всегда объясняйте ребенку, что неправильно поступил только насильник. И, конечно, защищайте от насилия — на детской площадке, в саду и в школе. Ребенок должен знать, что вы на его стороне. Твердо пресекайте драки, настаивая на словесном решении конфликтов. Как правило, дети легко перенимают линию поведения родителей, и вскоре вы услышите, как они сами авторитетно заявляют приятелям: «Драться нехорошо!»

Приучайте ребенка уважать телесные границы — как свои, так и других. Никто не может тискать, целовать его и трогать без его на то согласия. Если вы видите, что ребенок возится со сверстником и оба очевидно довольны, вмешательство, конечно, излишне. Но если дальняя родственница, приехав в гости, пытается схватить и поцеловать ребенка, а он смущенно отступает, то самое время уточнить для них обоих: «Похоже, ты не хочешь обниматься с тетей Катей.

Тогда ты не должен этого делать. А тетя Катя в следующий раз сначала спросит, можно ли тебя обнять, правда, тетя Катя?»

Коротко. Обсуждайте и осуждайте примеры насилия, которые видите вокруг, помогайте его жертвам и защищайте вашего ребенка.

Обсуждайте с ребенком эмоции, учите понимать и выражать их

Насилие часто возникает там, где человек не умеет по-другому выразить свои чувства, не понимает, что с ним происходит, не контролирует себя. Поэтому очень важно учить ребенка различать свои эмоции и их оттенки — страх, злость, обиду, разочарование, печаль, радость, любовь. Проговаривайте чувства ребенка, пока он не может делать этого сам: «Я вижу, что ты расстроен/злишься/обижен» и так далее. Когда человек понимает, что с ним происходит, и может об этом рассказать, напряжение спадает. Сильные чувства — такие как ярость, гнев, горе — нужно учиться выражать безопасно для окружающих. Если грустно — можно плакать, если злишься — бить подушку, грушу, кричать в коробку, кромсать пластилиновые фигурки.

Можно нарисовать свою боль, горе и обиду. Написать о них в дневнике.

И конечно, нужно учить ребенка понимать, что испытывают окружающие. Вопреки распространенному мнению, это умение не появляется само. Для воспитания сочувствия полезны отсылки к опыту самого ребенка: «Котик поранил лапку, плачет. Ты плачешь, когда тебе больно, он чувствует то же. Бедный котик, давай его пожалеем, полечим». Есть несколько психологических игр, разработанных Гиппенрейтер, которые помогают родителям развивать эмоциональную сферу ребенка, например «Эмоциональное лото». Играя, дети вместе со взрослым погружаются в мир эмоций — делятся своими переживаниями, учатся осознавать, называть и различать оттенки чувств, понимать переживания родителей.

Коротко. Разрешайте ребенку говорить о своих чувствах и выражать их безопасными способами. Учите быть внимательным к окружающим.

Откажитесь от сексизма

Сексизм — это предвзятое отношение к людям и их дискриминация по признаку пола. Избегайте сексистских взглядов и предубеждений в воспитании. В основе образа мыслей насильника лежат стереотипные представления о том, что у людей разного пола разные права и правила поведения. Детей часто воспитывают с мыслью, что мальчикам и мужчинам необходимо быть сильными, напористыми, нечувствительными, а достоинства женщины — слабость или покорность. Но те же роли описывают поведение агрессора и жертвы, поэтому существует прямая связь между сексизмом и насилием.   

Разбирайте примеры сексизма вокруг — например, что принцесса из сказки не должна быть наградой за подвиг, ведь у нее есть свои чувства и желания. Следите за своей речью. Большинство наших убеждений и взглядов на мир передаются и формируются незаметно, через язык. Поэтому шутки о насилии или шутки, высмеивающие женщин («тупых блондинок»), вовсе не так безобидны, как многие считают. Они представляют женщин или их часть как людей менее умных, менее «полноценных» и таким образом оправдывают насмешки над ними, боль и унижение, как будто это что-то хорошее, заслуженное и смешное.

Коротко. Сексизм и шутки о насилии правда вредны, откажитесь от них.

Анализируйте поведение ребенка

Многих родителей волнует поведение ребенка: можно ли трактовать какие-то его поступки как склонность к проявлению насилия в будущем? Пока ребенок маленький, важнее не то, как он себя ведет. Важно то, как вы на это реагируете.

Для каждого из нас нормально злиться или печалиться, любить или ненавидеть. Поэтому вполне нормально, если ребенок говорит: «Мама, я злюсь на тебя, ты плохая». Это значит, что он доверяет нам, делится своими чувствами. И если мы не отвергаем его, а помогаем ему пережить этот момент с нашей помощью («Я вижу, что ты разозлился на меня за то, что я не купила игрушку») и понять, как с этим справиться («Ты можешь попросить ее на день рождения»), то мы учим его впоследствии не падать в пропасть эмоций, а учитывать их. Нормально, когда трехлетний малыш пытается драться с вами и другими. Для нас это возможность остановить его и дать ему ненасильственные инструменты решения конфликтов.

Настораживать должно постоянное агрессивное поведение в семье, со сверстниками, с животными. Часто это означает, что ребенок подвергся насилию или стал свидетелем насилия и ему нужна психологическая помощь. Некоторые дети могут страдать расстройствами, которые затрудняют для них понимание своих и чужих эмоций. В таких случаях своевременная помощь психолога очень важна, такие расстройства поддаются коррекции.

Коротко. Для любого человека, в том числе маленького, нормально иногда злиться. Однако если ребенок постоянно дерется, кусается, причиняет боль животным, ему нужна психологическая помощь.

Ирина Катин-Ярцева

Дети и деньги: как воспитать правильное отношение?

#LIFE_INCAMP

Перейти к содержимому

Психолог Анастасия Паршукова, психолог, руководитель выездного лагеря «12 коллегий«, рассказала incamp. ru, как воспитать у детей правильное отношение к деньгам и материальным ценностям. 

— Какие проблемы, связанные с деньгами, чаще всего возникают в отношениях детей и родителей?

— Отношение к материальным ценностям и система поощрения. Насколько бережно ребенок относится к дорогим вещам, которые покупают родители?  И стоит ли ребенка деньгами или дорогими подарками поощрять хорошо учиться и соблюдать правила?

— С какого возраста надо обсуждать с ребенком тему денег?

— Я делю детей приблизительно на четыре возрастные группы: младшую (4-7лет), школьную (7-11 лет), подростковую (11-14) и старшую подростковую (14-18).  Начинать можно с четырех лет. В этом возрасте появляется представление «мое-чужое», но дети по-прежнему часто просят родителей купить игрушку и с трудом останавливаются в запросах. Важно правильно объяснить ребенку, почему вы не можете постоянно покупать новые игрушки. Четырехлетний малыш не поймет, что такое кризис или ипотека. Но он поймет, что есть «мое», а есть «чужое». Человек не может расходовать больше «моего», чем у него есть. Семье нужны не только игрушки, но и еда, одежда. Если тратить все только на развлечения, то на остальное денег не останется.

Чуть позже, в возрасте 6-7 лет, стоит проговаривать, зачем мама и папа ходят на работу. Они каждый день выполняют ряд обязанностей, получают за них деньги. Деньги стоят усилий и времени мамы и папы. В 7 лет у ребенка уже есть представление о стоимости. Обсуждайте с ним, почему одни вещи дорогие, а другие – дешевые.

С походом в школу у детей появляется больше потребностей и вопросов. Почему у моего папы одна машина, а у папы Саши другая? Почему всем купили смартфон, а мне нет? Все эти вопросы требуют ответов и честного обсуждения.

В подростковом возрасте начинается новый пласт, дети начинают самостоятельно тратить деньги, уже появляются сомнения, на что стоит потратить деньги, на что – нет. Подростки хотят иметь собственные деньги и возможность ими распоряжаться. Объясняйте, когда вы готовы дать лишние деньги, а когда – нет и почему. Подростку стоит рассказать об экономике, банковской системе, кредитах, производстве. Это может быть ему интересно.

С четырнадцати лет ребятам уже можно подавать идеи самостоятельного заработка. Для подростка это полезный опыт. Неплохо, если он копит на что-то, если у него есть мечта или желание. Самостоятельные заработки помогут сформировать ответственность и правильное отношение к деньгам, работе.

— Если ребенок живет не в слишком обеспеченной семье и сталкивается в школе с дискриминацией?

— Это непростая ситуация, но такое происходит довольно часто. В школах нередко перемешиваются дети из разных семей. Важно быть честным с ребенком и рассказывать ему, сколько зарабатывают родители. Например, если работа нравится, а зарабатывают немного — родители сами должны принимать это и чувствовать себя комфортно. Я думаю, что ребенок это ощущение сможет перенять.

Сложности в классе все равно могут быть. Одноклассники иногда затрагивают  эту тему. К сожалению, материальное положение может сказываться на самооценке ребенка. Но надо это обсуждать, проговаривать. Позиция родителей поможет ребенку выработать свое отношение и оценку происходящего. Они могут поддержать его и дать мотивацию хорошо учиться, устраиваться на престижную работу и зарабатывать столько, сколько он захочет.

Учеба на «отлично»: как мотивировать ребенка?

— Если семья, напротив, очень обеспеченная, как не избаловать ребенка?

— Важно дать понять ребенку, что есть ограничения на покупки, связанные с плохой успеваемостью или поведением, или, к примеру, с мнением родителей насчет покупки.

Кроме того, дети могут зарабатывать карманные деньги с четырнадцати лет. Это полезный опыт, который пригодится ребенку даже из очень обеспеченной семьи. Он дает самостоятельность и формирует правильное отношение к жизни.  Если ребенок не осознает, что траты имеют границы, он может и не осознавать, что в общении с другими людьми тоже есть границы. Важно показать детям, что финансовое положение семьи не определяет личность ребенка.

— Если родитель замечает, что ребенок «покупает» внимание других детей конфетами, мороженым, что с этим делать?

— Если в семье это неприемлемо, поговорите с ребенком о том, чего он на самом деле хочет. Когда ребенок таким способом пытается заработать внимание к себе, скорее всего, у него не получается заработать его по-другому. Если ребенку запретить оплачивать друзьям сладости, он не поймет, почему так нельзя, ведь это работает. Стоит начать издалека, спросить про близких друзей, что они вместе делают. Постепенно выходить на то, что ему не хватает обычного общения по душам, лучшего друга и т.д. Можно спросить, что он делает, чтобы завести друзей, почему получается так, что после покупки конфет они начинают общаться, а если не покупает – не общаются.

Ребенок сам не всегда может адаптироваться к социальной среде, он выбирает тот способ приспособления, который кажется простым, и отнимать его сразу, пока не сформировался новый, нельзя.

— Как рассчитывать количество карманных денег? На что нужно ориентироваться: на то, что ребенок просит, или на собственное мнение?

— Вопрос сложный и очень индивидуальный. Размер определяется родителем. В карманные деньги должны входить деньги на еду в школе и еще на что-нибудь, конфетку или что-то приятное, чтобы ребенок мог распоряжаться своими деньгами. Когда ребенок идет гулять, тоже нужно дать немного денег.

Важно, чтобы карманные деньги у ребенка были. Что касается больших покупок, здесь суть в том, сколько вы можете позволить себе потратить на ребенка. При этом в эти траты не должны входить обязательные расходы. Например, зимняя куртка не должна быть подарком на день рождения или Новый год. Куртка – это обязательная вещь, а не подарок и не его мечта. На праздники хочется получить что-то приятное.

— Что делать, если ребенок был пойман на мелком воровстве у друзей, знакомых?

— Сначала нужно понять потребность ребенка, зачем он это делает. Может быть несколько вариантов: потому что плохо выстроена граница «свое-чужое», потому что ему не хватает денег на то, что он очень сильно хочет, из-за сильных эмоций: зависти, злости, мести, желания привлечь к себе внимание.

Часто нужны не деньги, а что-то большее. Даже если ему не хватает денег на покупку, это чуть больше, чем деньги, например, мечта, на которую он копит. В каждом из случаев стоит разбираться индивидуально. Не стоит применять силу, наказание, запрещая что-то делать. Вероятнее всего ребенок найдет способ, как обойти эту систему и вновь вернуться к воровству. Лучше разговаривать об этом, стараться понять его. Если такой возможности нет, лучше обратиться к психологу.

Плохая компания: как уберечь ребенка?

— Несколько слов на прощание.

— Отношение семьи к деньгам — это важная тема. Родителям стоит разговаривать с детьми о деньгах, это их очень интересует и в разном возрасте по-разному. Это значимый аспект жизни, на деньгах многое завязано. Со стороны кажется, что тема понятная, вот деньги, столько плачу, столько получаю. Но в ней много перипетий, вплетаются чувства и отношения. Ребенок по умолчанию этого не понимает.

Биографическая справка:

Анастасия Паршукова — руководитель выездного лагеря «12 коллегий», психолог, ведущая групп. Анастасия получила высшее психологическое образование в Уральском Федеральном Университете.

В настоящий момент ведет тренинги:

  • «Учиться на 5+»,
  • «Школа общения»,
  • «Уникальный Я»,
  • «Детско-родительская группа»,
  • «Личностный рост»,

проводит диагностику для школьников. Также Анастасия консультирует взрослых и ведет индивидуальные занятия для детей.

Если вам понравился лагерь «12 коллегий», забронируйте путевку прямо сейчас:

Психологический лагерь:

Тематический лагерь:

Городской лагерь:

0

0

0

0

0

Опубликовано Автор Елена РыженковаРубрики Психология и здоровье

11 советов по пониманию эмоционального развития детей

Создание позитивной обстановки поможет вашим детям лучше справляться с эмоциями.

Подтверждено исследованиями

MomJunction верит в то, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.

Изображение: ShutterStock

Родители оказывают большое влияние на эмоциональное развитие ребенка. Расшифровка чувств вашего ребенка и выяснение смысла его поведения важнее, чем оценка его поведения. Вам не требуется степень в области детской психологии, чтобы понять, что они хотят выразить, но вам нужно признать уникальные качества, с которыми они рождаются. Вы должны определить, что расстраивает вашего ребенка и делает его счастливым. В этом посте мы объясняем эмоциональное развитие детей и предлагаем несколько советов, которые помогут вам понять, что происходит у них в голове.

Потребность в понимании опыта вашего ребенка

Родители часто по понятным причинам ищут ответы для решения проблем. Но исследования показывают, что простое любопытство к смыслу поведения вашего ребенка помогает ему регулировать свои сильные эмоции, гибко мыслить и справляться с социальными ситуациями . Хотя иногда вы можете не понимать значения поведения вашего ребенка, может быть полезным просто задаться вопросом, а не неверно интерпретировать и делать поспешные выводы. Родители играют ключевую роль в эмоциональном развитии ребенка.

Некоторые базовые знания об эмоциональном развитии могут помочь родителям внести значимый вклад в эмоциональное развитие ребенка.

Краткий факт

Дети учатся выражать эмоции, наблюдая за семьей и окружающим миром. Культурные нормы, финансовое положение, семейные ценности и убеждения играют роль в развитии эмоциональных навыков у детей (3).

Связанный: Что такое социальная ссылка в развитии ребенка?

Советы по пониманию эмоционального опыта вашего ребенка

Воспитание детей — это больше, чем просто комфорт для ваших детей. Это эмоциональное присутствие ребенка и обеспечение ему чувства безопасности. Вот несколько основных советов по детской психологии, которые помогут вам лучше понять детей:

1. Главное — наблюдение

Изображение: IStock

Одним из самых простых, но наиболее эффективных способов узнать об опыте вашего ребенка является внимательное наблюдение. Проявляйте интерес к тому, что ваши дети делают или говорят. Наблюдайте за их действиями, выражениями и темпераментом. Помните, что каждый ребенок уникален. Ваш ребенок будет отличаться от вас и своих братьев и сестер. Задайте себе несколько вопросов, которые помогут вам понять психологию вашего ребенка.

  • Что ваш ребенок любит делать больше всего?
  • Как они реагируют, когда им приходится делать что-то, что им не нравится, например есть определенные продукты, ложиться спать или делать домашнее задание?
  • Насколько они общительны? Готовы ли они поделиться или попробовать что-то новое?
  • Сколько времени требуется вашему ребенку, чтобы привыкнуть к окружающей среде? Способны ли они приспосабливаться к изменениям в окружающей среде?

Отвечая на эти вопросы, помните, что нельзя осуждать ребенка. Просто наблюдайте, чтобы осознавать.

Краткая подсказка

Сочувствие и дайте ребенку понять, что вы понимаете его эмоции и чувства, это может помочь направить поведение вашего ребенка в положительное русло (9).

Связанный: Как вести себя с упрямым ребенком?

2. Проводите «качественное» время со своими детьми

Сегодня родители заняты совмещением работы и дома. Многозадачность, как они это называют, позволяет им заботиться о многих вещах одновременно, одной из «вещей» является ребенок. Если вы проводите время со своим ребенком таким образом, пришло время для перемен. Если вы хотите понять своих детей, вам нужно уделять им время.

  • Беседы с детьми позволяют узнать, что происходит в их жизни в школе и дома, какая у них любимая музыка или телешоу, что их волнует, а что нет .
  • Качественное времяпрепровождение не обязательно означает общение или совместные занятия. Иногда вы можете просто сесть вместе и молча понаблюдать за ними, чтобы получить представление об их опыте.

 3. Дети получают пользу от сосредоточенного внимания

Даже если только на короткие периоды времени, может быть полезно сосредоточить все свое внимание на том, чтобы быть с ребенком и слушать его. Вы можете проводить с ними много времени, выполняя другие задачи, такие как приготовление ужина и отвозка в школу. Это время тоже важно. Но даже 10 минут «особого времени» могут иметь большое значение для создания позитивной домашней обстановки и построения ваших отношений с ребенком.

Если возможно, постарайтесь организовать занятия, которые позволят вам проводить время исключительно с каждым ребенком. Когда вы уделяете своему ребенку безраздельное внимание, он чувствует себя в безопасности и с большей вероятностью откроется вам.

4. Будьте внимательны к среде, в которой живет ваш ребенок

Изображение: Shutterstock

Исследования показали, что поведение и отношение ребенка в значительной степени определяются средой, в которой он вырос (1). Домашняя среда может влиять на развитие мозга ребенка, что, в свою очередь, влияет на развитие его речи и когнитивных навыков (2).

На поведение вашего ребенка влияют окружающие его люди и качество взаимодействия с ним. Потратьте время, чтобы оценить атмосферу, созданную дома и в школе.

5. Иметь базовые знания о развитии мозга

Мозг растет в отношениях. Некоторые исследователи детского развития называют родителей «нейроархитекторами». Когда дети взаимодействуют с опекуном, который сосредоточен на них, это способствует росту связей между клетками мозга. Мозг формируется опытом ребенка, а это, в свою очередь, влияет на то, как он реагирует на различные ситуации.

Позитивные взаимодействия могут влиять на рост мозга, способствуя здоровому развитию. И наоборот, неблагоприятный опыт, такой как обстановка постоянной борьбы или эмоционального пренебрежения, может оказать негативное влияние на развитие мозга. По словам Дэниела Дж. Сигела, автора книги «Ребенок с целым мозгом: 12 революционных стратегий развития ума вашего ребенка», , вы можете помочь своим детям создать прочную основу для здоровой социальной и эмоциональной жизни и научить их справляться с сложных ситуациях, с базовым пониманием функций мозга .

6. Слушайте

Когда вы разговариваете с ребенком, очень важно уметь слушать. Вы можете инициировать разговор, чтобы ваш ребенок заговорил, но затем приложите усилия, чтобы выслушать то, что он пытается сказать. Дети могут быть не в состоянии ясно выражать свои мысли, поэтому полезно обращать внимание на слова, которые они используют, а также на их невербальные сигналы.

Обратите внимание на:
  • Тон, ударение в слове или фразе.
  • Выражения, которые говорят вам, что вы чувствуете. Постарайтесь оценить их эмоции, когда они говорят о чем-то, чтобы понять, нравится ли им это, боятся ли они этого или испытывают ли они стресс из-за этого.
  • Язык тела, следить за зрительным контактом, как они используют свои руки и осанку.

Вы должны не только слушать, но и дать понять ребенку, что его слышат и воспринимают всерьез. Признавайте то, что они говорят, и отвечайте, чтобы дать им понять, что вы пытаетесь понять, что они говорят. Если вы не понимаете, задавайте вопросы для ясности. Но будьте осторожны, не говорите слишком много и не задавайте слишком много вопросов, так как это может прервать общение.

Связанный: 10 увлекательных и интересных занятий для детей по аудированию

7.

Дети выражают свои эмоции по-разному

Изображение: IStock

Помимо разговора, дети выражают свои чувства посредством деятельности.

  • Если ваши дети любят рисовать, писать или играть, поощряйте их делать это чаще. Посещение уроков рисования или рисования может помочь им лучше выразить себя. Ваш ребенок может вести дневник, в котором он может писать о том, что он делал в определенный день, и что он чувствовал по этому поводу. Чем больше ваш ребенок пишет или рисует, тем лучше он выражает себя.
  • Проявите интерес к их произведениям искусства, но будьте осторожны, чтобы не интерпретировать их чрезмерно, иначе вы можете в конечном итоге выдать свои эмоции за их. Если вы неправильно понимаете их работу, найдите время, чтобы преодолеть это непонимание.  

8. Задавайте вопросы, поощряющие общение

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поделился своими намерениями, могут помочь определенные виды вопросов. Вместо того, чтобы спрашивать «Вам нравится эта песня?» , что гарантирует либо «да» или «нет» , спросите «Что вы думаете об этой песне?», , что даст вашему ребенку возможность сказать больше.

Хотя у вас может не быть ответа на вопросы, которые поднимает ваш ребенок, отмахивание вопроса ребенка как глупого может отбить у него охоту задавать вопросы в будущем.

9. Узнайте больше о развитии ребенка

Изображение: Shutterstock

Может оказаться полезным некоторое понимание развития ребенка, полученное из книг или от специалистов. Но всегда помните, что вы являетесь экспертом в отношении вашего ребенка. Культура чрезмерных родительских советов может подорвать природный опыт родителей.

 10. Проявите сочувствие

Когда вы серьезно относитесь к чувствам вашего ребенка и даете ему понять, что у вас могут быть не совсем такие же чувства, вы помогаете ему взять на себя ответственность за свои эмоциональные переживания. Например, у малыша может случиться нервный срыв, потому что он не может найти свою красную чашку-непроливайку, а вместо этого должен использовать зеленую.

Их сильные чувства исходят из чувства беспомощности и разочарования. Хотя вы испытываете разные чувства и можете думать, что разница незначительна, серьезное отношение к их чувствам и установление ограничений на их поведение показывает им, что вы уважаете их точку зрения.

11. Понимание темперамента вашего ребенка

Каждый ребенок обладает уникальным набором качеств и способов взаимодействия с миром. Некоторые более склонны к гибкости, в то время как другим нравится рутина. Некоторые из них приятны, в то время как другие чрезвычайно чувствительны к различным формам сенсорной информации. Дети по-разному справляются с переходами и изменениями. Начиная с рождения, уделяя время тому, чтобы замечать особый образ жизни вашего ребенка в мире, вы можете способствовать его здоровому развитию.

Примите вызов

Понимание эмоционального развития вашего ребенка требует времени и усилий. Если у вас более одного ребенка, каждый из них будет отличаться. Хотя последовательный стиль воспитания может быть полезным и обнадеживающим для всех ваших детей, важна гибкость в соответствии с уникальным темпераментом каждого отдельного ребенка . Время и забота, которые вы потратите на то, чтобы понять эмоциональный опыт вашего ребенка, помогут ему вырасти здоровым взрослым.


Щелкните здесь, чтобы просмотреть увеличенную версию этой инфографики.

1. Что понимают под эмоциональным развитием детей?

Эмоциональное развитие детей помогает им узнавать о различных чувствах, понимать, почему они возникают, распознавать и связывать их со своими чувствами, а также разрабатывать эффективные методы управления ими (3).

2. Какие три стадии эмоционального развития у детей?

Три стадии эмоционального развития у детей: неразвитые эмоции (в возрасте от одного до шести месяцев), развитие личности (в возрасте шести и 12 месяцев) и сложные эмоции (обычно в возрасте от 18 месяцев) (4). Каждый этап приносит свою долю эмоциональных вех и способностей для ребенка.

3. Почему для ребенка важно эмоциональное развитие?

Эмоциональное развитие очень важно для детей, потому что оно помогает им стать уверенными в себе и чуткими. Они также умеют ценить себя и окружающих (5). Кроме того, такие дети могут способствовать более значимым отношениям с друзьями и семьей.

4. Какие занятия могут помочь мне способствовать эмоциональному развитию моих детей?

Некоторые виды деятельности, которые могут способствовать эмоциональному развитию детей, включают чтение сказок на ночь и их обсуждение, проведение времени с семьей, проявление чувств через кукольные игры и ведение дневника благодарности (6) (7). Упражнения и расслабление с помощью медитации также могут быть полезными.

5. Как педагог может поддержать эмоциональное развитие ребенка?

Педагог может поддерживать эмоциональное развитие ребенка, читая и обсуждая детские книги, планируя мероприятия, связанные с обменом чувствами и интерпретацией эмоций, а также ограничивая неуместное выражение (3) (8). Педагоги также могут предоставить соответствующую обратную связь, относящуюся к личности ребенка, и обеспечить положительное подкрепление через оценку.

6. Какие эмоциональные изменения обычно происходят в детстве?

Некоторые общие эмоциональные изменения, наблюдаемые в детстве, включают частые перепады настроения, тягу к вниманию или уединению, угрюмость, вспыльчивость и эмоциональные вспышки (9).

Как родители, вы должны понимать эмоциональные качества своего ребенка, чтобы понять причины его поведения и способствовать здоровому эмоциональному развитию. Проводите время со своим ребенком, будьте наблюдательны, слушайте своего ребенка, когда он говорит, узнавайте об основах развития мозга ребенка и обеспечьте благоприятную среду для общего развития вашего ребенка. Имейте в виду, что не все дети одинаково проявляют свои эмоции, и ваш ребенок может выражать свои чувства по-разному. Инвестируйте время, поощряйте хорошее общение, будьте чуткими и терпеливыми в понимании их эмоций и темперамента; это также поможет вам поддержать их, чтобы они превратились в эмоционально стабильных людей.

Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

  1. Наука принятия рисков подростками: отчет семинара.
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK53409/
  2. Домашняя среда ребенка в раннем возрасте оказывает долгосрочное воздействие на его развитие.
    http://www.urbanchildinstitute.org/sites/all/files/databooks/TUCI_Data_Book_VII_2012.05_family.pdf
  3. Эмоциональное развитие.
    https://beyou.edu.au/fact-sheets/social-and-emotional-learning/emotional-development
  4. 3 этапа эмоционального развития детей.
    https://www.flextalk.org/the-3-stages-of-emotional-development-in-kids
  5. Что такое социальное и эмоциональное развитие?
    https://helpmegrowmn.org/HMG/HelpfulRes/Articles/WhatSocialDev/index.html
  6. Развитие социальных и эмоциональных навыков дома.
    https://www.naeyc.org/our-work/families/building-social-emotional-skills-at-home
  7. Социально-эмоциональное благополучие #LearningAtHome Challenge.
    https://www.unicef.org/northmacedonia/social-emotional-wellbeing-learningathome-challenge
  8. Содействие социальному и эмоциональному здоровью детей младшего возраста.
    https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/mar2018/promoting-social-and-emotional-health
  9. Понимание этапов эмоционального развития детей.
    https://www.rasmussen.edu/degrees/education/blog/stages-of-emotional-development/
  10. Изменения — помощь ребенку в раннем подростковом возрасте
    https://www2.ed.gov/parents /academic/help/adolescence/part4.html

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

    Понимание детской психологии | barbados-children-

    Need For Understanding Child Psychology

    Родители по-своему интерпретируют способности и навыки своего ребенка или их отсутствие. Когда вы не понимаете своих детей, вы можете неверно их истолковать или неправильно оценить. Иногда эти неверные толкования могут быть безобидными, но в большинстве случаев это не так. Роль родителей является ключевой в психологическом развитии ребенка. Недостаток осведомленности о развитии ребенка часто может привести к неверным суждениям о детях, что, в свою очередь, приводит к неверным решениям родителей.

     

    Исследование, проведенное доктором Брендой Воллинг, директором и профессором Мичиганского университета, показало, что на детей напрямую влияет количество времени, которое родители тратят на их развитие. Следовательно, для родителей важно узнавать о различных аспектах детской психологии и развития, чтобы они могли внести значимый вклад в эмоциональное и умственное развитие ребенка.

     

    Советы по лучшему пониманию психологии вашего ребенка

    Известный детский психолог Жан Пиаже говорит: «С моральной, как и с интеллектуальной точки зрения, ребенок рождается ни хорошим, ни плохим, но хозяином своей судьбы».

     

    Воспитание детей — это больше, чем просто обеспечение комфорта для ваших детей. Это эмоциональное присутствие ребенка и обеспечение ему чувства безопасности. Вот несколько основных советов по детской психологии, которые помогут вам лучше понимать детей:

     

    1. Наблюдение — ключ к успеху

    Одним из самых простых, но наиболее эффективных способов изучения детской психологии является наблюдение. Проявляйте интерес к тому, что ваши дети делают или говорят. Наблюдайте за их действиями, выражением лица и темпераментом, когда они едят, спят и играют. Имейте в виду, что ваш ребенок уникален, и его личность может выделяться, даже когда он растет. Поэтому не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, так как это не только добавляет стресса в воспитание, но и заставляет ребенка чувствовать себя хуже.

     

    Задайте себе несколько вопросов, которые помогут вам понять психологию детей.

     

    • Что больше всего любит делать ребенок?

    • Как он реагирует, когда ему приходится делать что-то, что ему не нравится, например, есть овощи, рано ложиться спать или делать домашнее задание?

    • Насколько он общителен? Готов ли он поделиться или попробовать что-то новое?

    • Сколько времени требуется ребенку, чтобы ознакомиться с окружающей средой? Способен ли он приспособиться к изменениям в окружающей среде?

     

    Отвечая на эти вопросы, помните, что ребенка нельзя осуждать. Просто наблюдайте, чтобы осознавать.

     
    2. Проводите «качественное» время со своими детьми

    Сегодня родители заняты совмещением работы и дома. Многозадачность, как они это называют, позволяет им заботиться о многих вещах одновременно, одной из «вещей» является ребенок. Если вы проводите время со своим ребенком таким образом, пришло время для перемен. Если вы хотите понять своих детей, вам нужно уделять им время.

     

    • Времени, которое вы проводите с детьми за обеденным столом или отвозите их в школу и обратно, недостаточно. Возможно, вам придется посвятить время разговорам и играм с ними, а также провести несколько часов, чтобы понять их психологию.

    • Беседы с детьми позволяют узнать, что происходит в их жизни в школе и дома, какая у них любимая музыка или телешоу, что их волнует, а что нет.

    • Качественное времяпрепровождение не всегда означает общение или совместную работу. Иногда вы можете просто сесть вместе и молча понаблюдать за ними, чтобы получить некоторое представление об их личности.

     

    3. Дети нуждаются в вашем безраздельном внимании

    Когда вы планируете проводить время со своими детьми, планируйте только это и ничего больше. Ваши дети заслуживают вашего пристального внимания. Если вы попытаетесь поговорить с ребенком, пока готовите, едете или занимаетесь чем-то еще, есть вероятность, что вы упустите самые важные сведения, которые ребенок может рассказать вам о себе.

     

    Запланируйте хотя бы одно занятие, которое позволит вам проводить время исключительно с ребенком. Когда вы уделяете своему ребенку безраздельное внимание, он или она чувствует себя в безопасности и признается и, вероятно, откроется вам больше.

     

    4. Обратите внимание на окружающую среду вашего ребенка

    Исследования показали, что поведение и отношение ребенка во многом формируются средой, в которой он вырос. Чтобы лучше узнать ребенка, вам следует обратить внимание на среду, в которой он живет.

     

    Исследования также доказывают, что окружающая среда может влиять на развитие мозга ребенка, что, в свою очередь, влияет на развитие его речи и когнитивных навыков. По ссылке конкретно рассказывается о домашней обстановке по сравнению с любой другой

     

    Поведение вашего ребенка во многом зависит от людей, которые его окружают, и от того, как они взаимодействуют с ним. Найдите время, чтобы оценить атмосферу, которая была создана дома и в его школе. Например, если ваш ребенок ведет себя агрессивно или отказывается от социализации, вы можете захотеть узнать, что или кто повлиял на поведение ребенка таким образом.

     

    5. Понять, как функционирует мозг ребенка

    Часто родители могут знать физиологию своего ребенка, но не знать, как работает его мозг. Мозг формируется опытом ребенка, а это, в свою очередь, влияет на то, как он реагирует на различные ситуации.

     

    Понимание того, как функционирует мозг ребенка, может помочь вам узнать о его поведении, принятии решений, его социальных, логических и когнитивных способностях. Неправильный опыт может привести к отпечатыванию негативных реакций в сознании вашего ребенка, что отрицательно скажется на его общем развитии. Знание того, как работает его мозг, поможет вам преобразовать негативный опыт или срывы в позитивный опыт или возможности.

     

    По словам Дэниела Дж. Сигела, автора книги «Ребенок с целым мозгом: 12 революционных стратегий развития ума вашего ребенка», вы можете помочь своим детям создать прочную основу для здоровой социальной и эмоциональной жизни и дать им возможность с легкостью справляться с трудными ситуациями, понимая функции мозга.

     

    6. Слушайте — пусть ваши дети расскажут вам свои истории

    Говорить — это хорошо, но слушать важно, когда вы разговариваете с ребенком. Начните разговор, чтобы ваш ребенок заговорил, а затем послушайте, что он пытается сказать. Дети могут быть не в состоянии ясно выражать свои мысли, поэтому вам следует обращать внимание на слова, которые они используют, а также на их невербальные сигналы.

    Фокус на:

    • Тон: подчеркивание слова или фразы.

    • Выражения: которые говорят вам, что они чувствуют. Постарайтесь оценить их эмоции, когда они говорят о чем-то, чтобы понять, нравится ли им это, боятся ли они этого или испытывают ли они стресс из-за этого.

    • Язык тела: следите за зрительным контактом, за тем, как они используют руки и за позой.

     

    Вы должны не только слушать, но и дать понять ребенку, что его слышат и воспринимают всерьез. Признавайте их слова и отвечайте, чтобы они знали, что вы понимаете их слова. Если вы не понимаете, задавайте вопросы для ясности. Но будьте осторожны, не говорите слишком много и не задавайте слишком много вопросов, так как это может полностью отключить вашего ребенка.

     

    7. Дети выражают себя по-разному

    Ваши дети могут выражать себя более чем одним способом. Помимо разговоров, дети выражают свои чувства посредством деятельности.

     

    • Если ваши дети любят рисовать, писать или играть, поощряйте их делать это чаще. Заставьте их посещать уроки рисования или рисования и помогите им лучше выразить себя. Вы также можете давать им разные темы для рисования, не ограничивая их фантазию.

    • Точно так же вы можете попросить своего ребенка вести дневник, в котором он может писать о том, что он делал в определенный день, и что он чувствовал по этому поводу. Чем больше ваш ребенок пишет или рисует, тем лучше он выражает себя.

    • Найдите время, чтобы просмотреть их работы, чтобы получить представление о том, что происходит у них в голове. Не думайте слишком много об этом, иначе вы можете в конечном итоге подменить свои эмоции своими и неверно оценить их чувства.

    • Пусть они объяснят, что они пишут или рисуют, и как они к этому относятся.

     

    8. Задавайте правильные вопросы

    Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил, важно задавать правильные вопросы. Начните беседу, задавая открытые вопросы, которые будут побуждать ребенка делиться подробностями.

     

    • Вместо того, чтобы спрашивать «Тебе нравится эта песня?», на который можно ответить либо «да», либо «нет», спросите «Что вы думаете об этой песне?», что позволит ребенку сказать больше.

    • Вместо того, чтобы спрашивать, с кем они играли, спросите их, в какие игры они играли. Позвольте им объяснить вам это в деталях, и не прерывайте их.

    • Также никогда не уклоняйтесь от вопросов, которые задает ребенок. Если у вас нет ответа на вопрос вашего ребенка, приостановите его и вернитесь к ребенку с ответом позже. Если отмахнуться от вопроса ребенка как от глупого, это может отбить у него охоту задавать вопросы в будущем.

     

    9. Узнайте больше о развитии ребенка

    Будьте активны в понимании различных этапов развития ребенка, чтобы знать, насколько хорошо ваш ребенок живет. Найдите время, чтобы прочитать книги, онлайн-журналы и поговорить со специалистом, который может дать вам некоторое представление о детской психологии и развитии. Когда вы не знаете, чего ожидать, все может казаться хорошим или наоборот. Не делайте диких предположений.

     

    10. Наблюдайте за другими детьми

    Иногда наблюдение за другими детьми того же возраста, что и ваш, также может помочь вам лучше понять своего ребенка. Это позволит вам понять, как ваш ребенок ведет себя в социальной среде, и определить его сильные и слабые стороны, определяющие его личность. Это не означает, что вы сравниваете своего ребенка с каждым ребенком его возраста и судите, кто лучше.

     

    Родители обычно оценивают способности своих детей, сравнивая их с другими детьми. Однако это может оказать негативное влияние на ребенка в долгосрочной перспективе. Хотя сравнение не всегда плохо, оно может быть опасным, если вы переусердствуете.

     

    11. Проявите сочувствие – поставьте ребенка на место

    Иногда вам нужно думать, как ребенок, и даже вести себя как ребенок, чтобы достучаться до него. Эмпатия — важное качество, которое должны развивать родители, если они хотят лучше понимать своих детей. Вы можете знать, через что проходят ваши дети, когда они рассказывают вам об этом. Но вы можете даже не приблизиться к пониманию того, что они переживают, если не умеете сопереживать.

     

    Ниже приведены несколько простых способов сочувствия:

    • Прислушиваться к их чувствам; попытайтесь оценить, через что они проходят.

    • Используйте их язык, чтобы помочь им лучше понять вас. Спросите себя: если бы вы были ребенком, поняли бы вы взрослую речь со сложными словами и выражениями?

    • Если вы не понимаете поведения вашего ребенка, спросите себя – как бы вы вели себя или реагировали на его месте?

     

    12. Каков эмоциональный коэффициент вашего ребенка?

    «Какой удручающий контраст между блестящим интеллектом ребенка и слабой психикой среднего взрослого». – Зигмунд Фрейд

     

    Долгое время дети не считались такими же важными, как взрослые. Их чувства и эмоции принимались как должное, ибо предполагалось, что они все забудут, когда вырастут.

     

    Теперь мы знаем, что это неправда — то, через что проходит ребенок в детстве, оказывает значительное влияние на то, каким человеком он вырастет (5). Как родитель, вы никогда не должны недооценивать эмоции своего ребенка или его способность управлять ими.

     

    Эмоциональный интеллект или эмоциональный коэффициент (EQ) — это способность человека идентифицировать, выражать и контролировать свои эмоции. Дети рождаются с уникальным темпераментом. Некоторые могут быть откровенными и активными, в то время как другие могут быть застенчивыми или медленно разогреваться.

    Как родитель, вы обязаны понимать EQ своих детей и делать все необходимое, чтобы помочь им вырасти здоровыми, эмоционально интеллигентными взрослыми.

     

    13. Не предполагайте

    Не предполагайте, что вы знаете, чего хочет ваш ребенок или что он чувствует в любой момент времени. Если ваш ребенок не жалуется, вы можете предположить, что он счастлив. Вы считаете себя отличным родителем, потому что ваш ребенок хорошо ведет себя на публике и не закатывает истерик.

     

    Когда вы предполагаете, вы закрываете себя от правильного понимания своих детей, тем самым делая неверный выбор для своих детей. Спрашивая их, вы должны избавиться от любых сомнений, и вы точно будете знать, в чем дело.

     

    Детские психологические расстройства

    Дети приобретают определенные модели поведения под влиянием своих родителей, членов семьи и общества. Большинство детей имеют незначительные поведенческие проблемы (6), такие как непреклонность и грубость или недостаток внимания. Если эти проблемы усложняются, они становятся расстройствами.

     

    Вот несколько распространенных психологических расстройств у детей:

    • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): дети с СДВГ демонстрируют три основных характеристики: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Они также могут быть суетливыми, агрессивными и возбудимыми.

    • Депрессия и биполярное расстройство: дети с биполярным расстройством склонны к резким перепадам настроения, длительным периодам гиперактивности, за которыми следует вялость, приступы гнева, разочарование и вызывающее поведение.

    • Тревожное расстройство: дети с общим тревожным расстройством склонны чрезмерно беспокоиться обо всем. Даже самые тривиальные проблемы, как правило, вызывают у них бессонные ночи.

    • Синдром Аспергера: это легкая форма аутизма. Симптомы включают отсутствие социальных навыков, неприязнь к изменению рутины и привычной обстановки, отсутствие зрительного контакта, необычные жесты и выражения лица, отсутствие эмпатии и неуклюжие двигательные навыки.

    • Неспособность к обучению: это психологическое расстройство, которое затрудняет обучение. Симптомы включают неспособность концентрировать внимание, плохую память, плохую координацию, неспособность следовать инструкциям или указаниям и отсутствие организации.

    • Деструктивное расстройство поведения. Дети с этим расстройством могут склонны запугивать других, изолировать себя от социальных ситуаций, намеренно уничтожать имущество или причинять вред животным, лгать или даже воровать вещи.

    • Расстройства пищевого поведения: дети с расстройствами пищевого поведения, такими как анорексия или булимия, как правило, имеют ненормальные привычки в еде. Эти расстройства обычно являются результатом навязчивых мыслей о наборе веса и внешнем виде. Симптомы включают неспособность что-либо есть, рвоту и переедание.

    • Шизофрения: Шизофрения не так распространена среди детей, как среди взрослых. Симптомы этого психологического расстройства включают социальную изоляцию, бессонницу, отсутствие мотивации, снижение успеваемости в школе, депрессию, забывчивость и странное поведение.

     

    Если вы считаете, что у вашего ребенка проявляются симптомы какого-либо из упомянутых выше заболеваний, немедленно обратитесь к врачу.

     

    Детские психологи работают над двумя основными теориями

    • Развитие у детей внутреннее, изменение врожденное (природа)

    • Развитие детей зависит от их внешней среды (воспитания)

     

    Специалисты изучают развитие детей в различных условиях, включая:

    • Социальный контекст: как отношения с родителями, братьями и сестрами, друзьями, учителями и другими значимыми людьми влияют на развитие ребенка.

    • Культурный контекст: как культурные факторы, такие как традиции, предустановленные ценности и жизненные ориентиры, влияют на рост и развитие ребенка.

    • Социально-экономический контекст: как социальный статус ребенка, класс, образ жизни и наличие (или отсутствие) финансовых ресурсов могут повлиять на развитие ребенка.

     

    Примите вызов

    Понимание психологии детей может быть сложной задачей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *