Психология деятельностный подход: Деятельностный подход | Понятия и категории

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»

1. В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа создана в рамках проекта модернизации педагогического образования, под эгидой Министерства образования и науки РФ. Программа построена на методах культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, которые легли в основу недавно принятого профессионального стандарта педагога.

2. КТО АВТОР И РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Виталий Рубцов, один из самых авторитетных ученых России, доктор психологических наук, профессор, академик, ректор МГППУ. Программа опирается на лучшие достижения научной школы Л.С. Выготского и его последователей. Идеи этой школы сегодня в стране наиболее активно и последовательно разрабатывает именно Виталий Рубцов.

3. КОГО ГОТОВИТ ПРОГРАММА

Специалистов, крайне востребованных современной школой

. Педагогов-исследователей, за которыми, как показывает мировой тренд, — будущее любой образовательной системы. Профессионалов, способных грамотно, оперативно и на основе научного метода перестраиваться в своей профессиональной деятельности, в соответствии с новыми задачами.

4. ЧЕМУ НАУЧИТ ПРОГРАММА

Во-первых, не бояться проблем, с которыми ежедневно в своей работе сталкивается преподаватель, педагог, учитель, воспитатель. Во-вторых, адекватно оценивать трудности, возникающие на уроке, в ходе обучения и воспитания детей. В-третьих, эффективно организовывать учебную работу. Наконец, и это главное: вас научат с помощью психолого-педагогических исследований изменять собственные профессиональные действия, если того потребует ситуация в классе и в любой другой социальной группе.

5. ГДЕ БУДУТ РАБОТАТЬ ВЫПУСКНИКИ ПРОГРАММЫ

В любой среде, где занимаются учебной, образовательной и воспитательной деятельностью. А это и детский сад, и школа, и вуз. Научно-исследовательский институт, лаборатория и университет. В психологических службах различных ведомств и частных психологических консультациях. В государственных организациях и некоммерческих, в том числе связанных с социальной сферой. Без работы выпускник программы точно не останется.

6. КТО ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Эксперты международного класса. Виталий Рубцов и Виктор Болотов. Серена Мария Виджетти, Веселин Веселов, Николай Вересов. Манолис Дафермакис и Гарри Дэниэлс, Аркадий Марголис и Борис Эльконин. Вас будут учить, с вами будут общаться и с вами будут сотрудничать авторитетные психологи и педагоги, ученые и практики.

7. В ЧЕМ ОСОБЫЙ СТАТУС ПРОГРАММЫ

Она обеспечивает сетевое взаимодействие не только с российскими, но и зарубежными университетами. Магистранты получат широкую возможность участвовать в междисциплинарных международных исследованиях образования и социальной сферы.   Им будут преподавать известные психологи из Австралии, Болгарии, Великобритании, Греции и Италии. А выпускающей станет международная кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.

8. КАК УСТРОЕНА ПРОГРАММА

По модульному принципу. Всего в программе 6 модулей обучения. Программа обеспечивает необходимый минимум теоретических курсов и максимум увлекательных (к тому же индивидуальных!) практик для магистрантов в самых разных образовательных организациях. Что очень важно: программа позволяет будущим магистрам заниматься той научно-исследовательской работой, о которой можно было только мечтать — до поступления в магистратуру.

9. КТО МОЖЕТ ПОСТУПАТЬ НА ПРОГРАММУ

Любой человек, у которого есть базовое высшее образование — диплом бакалавра, специалиста, магистра. Конечно, опыт педагогической деятельности желателен.

10. КОГДА СТАРТУЕТ ПРОГРАММА

1 сентября 2016 года. Занятия будут проходить в главном здании МГППУ (Москва, ул. Сретенка, д. 29). Вступительный экзамен состоится 11 августа 2016 года.

Руководитель программы: Рубцов Виталий Владимирович, тел. +7 (495) 632-90-77, e-mail: [email protected]

Координаторы программы: Дыкина Елена Александровна, тел. +7 (495) 632-94-33, e-mail: [email protected]

Макаровская Зоя Вячеславовна, тел. +7 (495) 632-09-90, e-mail: [email protected]

Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход в психологии или теория деятельности — относительно недавно созданная психологическая школа (1920-1930 гг.). Она являет собой совершенно новый подход к исследованию человеческой психики. Основан он на категории, называемой «Предметная деятельность».

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

  1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания, а также обучения.
  2. Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что,соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.
  3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.
  4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

Принципы деятельностного подхода в психологии

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.

Деятельностный подход в психологии личности

Сторонники данного подхода утверждают, что личность каждого человека отображается в предметной деятельности, то есть в его отношении к миру. На протяжении всей своей жизнедеятельности человек принимает участие в различных видах деятельности.

Это объясняется общественными отношениями, с которыми он связан посредством жизненных обстоятельств. Некоторые из них становятся решающими в его жизни. Именно это являет собой личностное ядро каждого.

Так, по мнению А. Леонтьева, в психологии, в личностно-деятельностном подходе, к структуре личности относятся:

  • связи человека с миром, которые создаются соотношением его внутренних мотивов и деятельности;
  • различные связи, что реализуются посредством совокупности деятельности.

Системно-деятельностный подход в психологии

Он являет собой основу стандартов, совокупность общенаучных форм исследования, принципов. Его сущность заключается в том, что анализ системных качеств человека следует проводить, опираясь на те условия, рамки системы, в которых он находится на момент исследования. Этот подход рассматривает личность каждого как составляющий элемент трех разных систем:

  • системы биологического вида;
  • системе общества;
  • в системно-историческом плане.

 

Статьи по теме:

Законы мышления

Даже не зная законы мышления, о которых мы расскажем в этой статье, люди интуитивно или же благодаря заданным обществом нормам соблюдают эти законы, что делает сам процесс конструктивным. Обратное же является расстройством мышления.

Дедуктивный метод мышления

Развитие дедуктивного метода мышление возможно при помощи множества самых разнообразных методов и способов. Мы расскажем об этих способах в нашей статье и предложим несколько интересных задач для решения.

Субъективное и объективное мнение

Бич многих людей в том, что по разным причинам они нередко считают свое субъективное мнение объективным. Мы объясним разницу между объективным и субъективным и расскажем о значении этих понятий.

Сангвиник — характеристика

Жизнерадостные сангвиники обладают массой положительных качеств на фоне позитива и чувства юмора. В этой стать е мы рассмотрим этот тип темперамента со всех сторон.

Теоретические подходы к пропаганде физической активности

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre.com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-212

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.212
  • Опубликовано в Интернете: 20 декабря 2018 г.

Summary

111111111 гг. человек высока, и она увеличивается. Учитывая, что отсутствие физической активности связано с рядом проблем с физическим и психическим здоровьем, определение устойчивых, рентабельных и масштабируемых инициатив по увеличению физической активности стало приоритетом для исследователей, практикующих врачей и политиков. Одним из способов выявления таких инициатив является использование знаний, полученных из психологических теорий мотивации и изменения поведения. Существует множество таких теорий и моделей, описывающих различные когнитивные, аффективные и поведенческие механизмы, которые могут влиять на поведение на сознательном или бессознательном уровне. Такие теории применялись с разной степенью успеха для информирования о вмешательстве в физические упражнения и физическую активность в различных условиях жизни (например, в школах, больницах и на рабочих местах) с использованием как традиционных (например, личных консультаций и печатных материалов), так и цифровые технологические платформы (например, приложения для смартфонов и специализированные веб-сайты). Эта работа дала важные сведения о том, как создать оптимальные мотивационные условия как внутри отдельных людей, так и в социальной среде, в которой они работают, чтобы облегчить долгосрочное участие в упражнениях и физической активности. Однако нам необходимо выявить совпадения и синергию различных теоретических основ, чтобы разработать более всеобъемлющие и в то же время более четкие теоретические объяснения изменения поведения в отношении поощрения физической активности. Также важно, чтобы исследователи и практики использовали такие теории в междисциплинарных исследованиях, учитывающих стимулирующую или ограничительную роль культурных норм, искусственной среды и национальной политики в отношении физической активности.

Ключевые слова

  • Физическая активность
  • Упражнение
  • Мотивация
  • Изменение поведения
  • Психологическая теория

Субъекты

  • Health Psychology
  • Sports Psychology

  • В настоящее время.

    Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

    Подписка

    Доступ к полному контенту требует подписки

    Теория деятельности | Люди и технологии

    Теория деятельности была представлена ​​миру в 1920 году вместе с «культурно-исторической традицией» Выготского, с тех пор, как многие пытались ее исследовать.
    Работа Алексея Леонтьева , Деятельность, сознание и личность  (1978) является наиболее четким объяснением теории деятельности и послужила основным источником вдохновения для третьей главы книги Виктора Каптелинина и Бонни Нарди Действие с помощью технологий: теория деятельности и интерактивный дизайн . В этой книге они описывают ключевые концепции, идеи, принципы, историю теории деятельности и ее применение к анализу и проектированию технологий или дизайну взаимодействия. Они говорят, что «Деятельность считается самой основной категорией; анализ деятельности открывает возможность правильного понимания как субъектов, так и объектов».

    Согласно Каптелинину и Нарди, теория деятельности представляет собой подход, который пытается понять «отдельных людей, а также социальные образования, которые они составляют, в их естественных повседневных жизненных обстоятельствах посредством анализа генезиса, структуры и процесса своей деятельности».   Это относится к другим теориям, таким как ситуативное действие и распределенное познание. Обе эти теории в определенной степени предполагают, что мы должны сначала понять окружение людей/субъектов и их действия в контексте их окружения, прежде чем мы сосредоточимся на объектах или технологиях, с которыми они взаимодействуют.

    По мнению ученых, занимающихся теорией деятельности, существует несколько основных принципов, на которых строится теория деятельности:

    1. Объектно-ориентированность : Большая часть человеческой деятельности направлена ​​на получение определенных объектов, определенных социально. А поскольку потребности и цели людей со временем меняются, то и деятельность, связанная с этими целями, тоже меняется. Следовательно, деятельность в некотором роде объектно-ориентирована.

    2. Иерархия/Структура деятельности : Существует три уровня деятельности: деятельность, действия (конкретные целенаправленные процессы) и операции (автоматизированные действия), которые очень динамичны по своей природе и меняются в зависимости от деятельности. что субъект выполняет.

    3. Интернализация и экстернализация : Четыре основных аспекта интернализации и экстернализации — это психические процессы и внешнее поведение, а также интерпсихология и интрапсихология. Познавательные процессы субъекта являются внутренней деятельностью. А когда субъекты обращаются за помощью к внешним факторам для завершения своей деятельности, это называется экстернализацией. Теория деятельности «…подчеркивает, что именно постоянная трансформация между внешним и внутренним является основой человеческой деятельности». При обучении чему-то новому их деятельность носит более внешний характер, и как только они овладевают навыками, деятельность становится интериоризацией или трансформируется во внутренний познавательный процесс. Когда деятельность распределяется между обучаемым и внешним субъектом, она становится интерпсихологической или социально распределенной деятельностью. И по мере того, как человек приобретает опыт в этой деятельности, она может стать в большей степени интрапсихологической функцией.

    4. Посредничество: Субъекты используют несколько инструментов, элементов и технологий для выполнения своих задач или выполнения своей деятельности. Они представляют их культурные или исторические факторы, которые соответствуют тому, как люди действуют в своих обществах.

    5. Развитие : Ключевым методом исследования, объясняющим это, является формирующий эксперимент, который отслеживает изменения развития во времени.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *