Душа — Психологос
01 января 2000 г., 11:12
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Душа – живая часть пространства внутренней жизни человека.
Душа – это наши внутренние чувства и переживания, желания и порывы, знакомые нам всем персонажи, любящие выдавать себя за наше Я. Когда и насколько в игре душевных персонажей главным действующим элементом оказывается тело, мы ощущаем внутри себя – тепло и энергию, способность и желание двигаться. Мы живем – с душой.
Интересы, мотивы и стремления – это мотор, который тянет человека вперед, и одновременно устремленные линии, которые определяют направление его движения. В метафоре дух-ум-душа-тело мотивы, интересы и стремления – это увлеченная душа. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это лошади, которые несутся, увлекая за собой повозку (тело) с сидящим на облучке кучером (умом). См. Увлеченная душа: интересы, мотивы, стремления
Душевный, тем более задушевный разговор – разговор всегда теплый, никогда – не агрессивный.
Когда и насколько в этом взаимодействии тела и ума активничает ум, мы живем – с умом, а наша душа оказывается разумной. Мы знаем, что чувства бывают воспитанными и дикими, а желания разумными и нет. Тот, кто привык жить только чувствами, не включая голову, в разумности своих чувств уверен быть не может.
О своей душе больше любят говорить девушки, но когда вы слышите от девушки что-то о ее душе, можете почти безошибочно сделать перевод: речь идет о ее теле. Когда ее душа стремится к молодому человеку – к молодому человеку стремится ее тело. Когда ее душа просит пирожного – пирожного хочет ее тело…
Душа – сцена, на которой разыгрывают спектакли персонажи Ума и Тела. Все, что мы видим и чувствуем в своей душе – придумки и сочинения, в которые мы верим так же, как в другие хорошо сочиненные художественные произведения. Но относится к этому всерьез…
«Мне стало стыдно за свои действия, стыд и чувство вины за нехорошее отношение к родным людям больно колят меня в бока» – Придумываешь. Возьми тетрадку и записывай каждые 5 минут: правда ли колят, в каком месте, сильнее или слабее чем в прошлые 5 минут. Соберешься записывать – поймешь, что это выдумки, в которые веришь только пока не обращаешь на это внимание всерьез.
Бывает, что все персонажи нашей внутренней жизни, все наши чувства и стремления действуют дружно, в одном направлении. Хуже, когда между ними возникают разногласия, когда каждый тянет в свою стороны, когда начинаются внутренние конфликты. Если в душе есть Хозяин – иногда это самое сильное стремление, иногда воля, – внутренняя жизнь оказывается более организованной. («Где твоя душа?» – это вопрос, что тебе действительно интересно, где ты становишься живым, оживленным).
Иногда, когда это взаимодействие души и тела курирует дух, душа становится высокой. Впрочем, дух у нас присутствует не часто, и обычным образом внутренняя жизнь протекает без его участия.
Пространство души имеет свою структуру. Внимательный человек разглядит, что есть душа внутренняя, есть душа внешняя, и есть лицо (иногда маска) для окружающих.
Во внутренней душе может быть совершенное прозрачное спокойствие и любовь, во внешней душе в то же самое время сочувствие и тревога, а на лице, в выразительных движениях – требовательное ожидание решительных действий.
Душевное тело – метафора, хорошо описывающая основные процедуры для организации и поддержания душевной жизни. Как и физическое тело, душевное тело нуждается в лечении (психотерапия), развитии (психология развития), разминке, подпитке, подкачке, гигиенических процедурах…
Развитие душевности – это развитие второй позиции восприятия, умение воспринимать происходящее с точки зрения собеседника, видеть его глазами и чувствовать его чувствами. Душевность, как выражение второй позиции восприятия, может и должна сочетаться с другими позициями, однако неправильное развитие первой и третьей позиции мешает душевности.
- Душа
- Автор Н.И. Козлов
- +
Комментарии (2):
Гость, 20 октября 2018 г., 11:49
Интересная тема, впервые вижу психолога, делающего попытку предметно говорить о Душе! У меня сложилось впечатление (не сейчас, давно, лет пятнадцать назад), что большинство психологов (а также психиатров, то есть людей в названии профессии которых присутствует термин «душа») понятия толком не имеет, что это такое и где это находится, максимум, что можно услышать на эту тему: «»это всё в голове», или «это всё мозг!»». Есть у меня мнение (на мой просвещённый взгляд весьма обоснованное), что по сути своей Душа человеческая есть суть бессознательное, то самое, наличие у которого обосновал товарищ уважаемый наш Зигмунд Фрерйд и развил его последователь товарищ Юнг Карл Густав. При этом наличие разума человеческого как надстройки и как ИНСТРУМЕНТА познания, САМОПОЗНАНИЯ и самообучения не оспаривается и не противоречит такому взгляду. Некоторые современные весьма маститые учёные (например Татьяна Владимировна Черниговская) прямо указывают на то, что сознание (разум, если быть конкретней) непосредственно получают сигнал «из подсознания» о выполнении задачи: «… у меня есть надежная, научная информация, без всяких сказок, про то, что мозг принимает решения за nn-ое количество секунд, и оно может быть большим, например, 30 секунд. Заметим, не миллисекунд, а 30 секунд, до того, как вы об этом узнаете. …если снимать с мозга объективную информацию, когда вам нужно на кнопку нажимать, например, вы выполняете задание какое-то, вам надо что-то решить.
Гость, 30 мая 2019 г., 17:52
Спасибо!
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Душа в словаре Ушакова
В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Д. и тело. Бессмертная д. Души умерших.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Душевность
Душевность — обращенность души, теплота и добрая внимательность к человеку. Выражается в искренней благодарности, доброжелательности, отсутствии корыстных помыслов. Душевность — обычно одновременно и эмоциональность, и при всей позитивности может быть и формой давления — личного давления. Иногда оказывается формой манипуляции.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Наука о душе (Александр Гордон)
Наука о душе — дословный перевод с греческого на русский того, что мы называем психологией. Наука о душе — точные знания и представления о чём-то эфемерном и пока не до конца познанном. Разобраться во всех хитросплетениях психологии помогают гости программы. Александр Гордон беседует с известными психологами, психоаналитикам и мыслителями с целью не только понять смысл их трудов и открытий, но и в доступной форме передать его зрителям.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Опыт методологического анализа психологических категорий: психика, душа и личность.
В результате дискуссий, проходивших на протяжении последних лет среди православных психологов, возникло много проблем. Одна из самых ярких проблем возникла в результате обсуждения богословского понимания личности. Вывод заключался в том, что психологи не могут богословское понимание личности использовать, применить, переместить в пространство психологических обсуждений. Понятие личности в богословии и в психологии – разные понятия. И мы должны, переходя из одной дисциплины в другую, сознавать это и объяснять, как мы понимаем личность в богословии. Кроме того, основная категория психологии “психика” с точки зрения христианства вызывает массу критики, непонимания и проблем, так как “психика” — понятие значительно более узкое, чем та жизнь, которую мы обнаруживаем в себе (“душевная” жизнь или жизнь личности).
1Подробнее
31 дек. 2002 г.
Позиции восприятия
Позиции восприятия — положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые занимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния.
14Подробнее
01 янв. 2005 г.
Я
Когда людей много, возникает необходимость их различить: этот или этот мне друг? Тот или тот для меня опасен? Когда людям стали давать имена и присваивать фамилии, стало проще: «Я не тот Милославский, я другой!» Дети с малых лет знают, что каждый имеет свои отличительные признаки: так или иначе выглядящее свое тело (в первую очередь свое лицо), свои имя и фамилию. Это и есть самое первое, изначальное Я каждого из нас: понимание, узнавание и ощущение себя как определенного и отличного от других. Люди включают в свое Я очень многое: и свое физическое Я (физическую личность), социальное Я (социальную личность) и духовное Я (духовную личность). Переодевшись и сменив обувь, мы начинаем чувствовать себя уже другими. Женщина на каблуках — совсем другая, нежели она же не на каблуках!
1Подробнее
2. Понятие души в науке
Душа, согласно научному термину, — это совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений.
В современной научной литературе термин «душа» не употребляется или используется очень редко — как синоним слова «психика». Понятие «душа» встречается не во всех психологических энциклопедиях и словарях. В обыденной речи слово «душа» обычно соответствует понятиям «психика», «внутренний мир человека», «переживание», «сознание». Предметом же психологии является психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Простой констатации — «человек имеет душу» — недостаточно для понимания специфики человеческой психики; необходимо объяснить — что такое душа и как она появляется у человека.
Эволюция психики распадается на два этапа. На первом этапе (который начался с момента появления элементарных форм психики) взаимодействие организма со средой происходит на базе первичной, предзаданной целостности психической системы.
Один из аспектов эволюции психики — это совершенствование способов накопления опыта. Повышение эффективности передачи опыта от поколения к поколению путем обучения привело к возникновению конфликтов в индивидуальной реализации группового опыта. Доминирующий групповой опыт разрушил целостность системы взаимодействия индивида с окружающей средой. Дальнейшая эволюция была возможна только после радикальной перестройки всей психической системы.Возникновение новой организации психической жизни индивида стало последнем шагом первого этапа, — чисто биологической эволюции и первым шагом второго этапа, — культурной эволюции. На второй этап перешел лишь один биологический вид, — человек. Предположения о том, что и другие виды обладают культурой (тут чаще всего упоминаются дельфины), пока еще спорно.
Человек обособился от среды культурного опыта, стал «психологической особью». Человек не растворяется в культуре имея «психологическую оболочку». Новая организация психической жизни связана с усложнением способов взаимодействия индивида с окружающей действительностью. Дезинтеграция первичной целостности психической системы проявляется в том, что внешние воздействия уже не вызывают непосредственно ответной реакции. Для того, чтобы реакция (поведение, действие) была возможна, прежде должна быть восстановлена целостность системы взаимодействия путем согласования между собой отдельных ее компонентов в соответствии с особенностям наличной ситуации. Восстановление целостности системы взаимодействия служит сигналом к осуществлению самой ответной реакции. Таким образом, для того, чтобы реакция началась, необходимо два стимула: внешнее воздействие и сигнал о готовности психической системы.
Ответная реакция (поведение, действие), следовательно, приобретает двойную детерминацию. По содержанию она адекватна внешнему воздействию, определяется ситуацией и параметрами тех объектов, с которыми действует индивид. Однако адекватность внешним обстоятельствам вовсе не означает, что данная реакция однозначно задается сложившимися условиями. Какой именно вариант действия из множества возможных будет реализован, определяется характеристиками восстановленной целостности системы взаимодействия.
Целостность системы взаимодействия сохраняется некоторое время, а потом разрушается либо вследствие того, что она перестает быть адекватной наличной ситуации, либо же вследствие того, что исчерпываются возможности действия на основе этой целостности. Чтобы выполнять дальнейшие действия, индивиду снова приходится прилагать усилия для ее восстановления.
Итак, новая организация психической жизни индивида, позволяющая ему существовать в среде культуры, обеспечивает осуществление сложных способов взаимодействия, имеющих двойную, внешнюю и внутреннюю детерминацию. Внутренняя детерминация проявляется в форме выбора одного из альтернативных вариантов действия, а также в виде внутренних стимулов, непосредственно инициализирующих действие.
Характеристики внутренней детерминации в точности совпадают с описанием свободной воли человека. Между ними можно поставить знак равенства: свободная воля — это наличие внутренней детерминации.
Душа — психическое образование, способное самоорганизовываться, создавая в себе целостную систему взаимодействия из разрозненных компонентов.
Душа представляет собой реальность индивидуальной жизни, но ее качества, законы существования не могут быть выведены из характеристик и закономерностей существования индивида. Душа обеспечивает способы взаимодействия с окружающим миром, сложившиеся не в индивидуальном опыте отдельного индивида, а в опыте группы (популяции, социума), в культуре. Однако душа — это не явление культуры, не явление, определяемое культурой или производное от культуры. Душа не есть «культурное (или социальное) измерение индивида». Напротив, душа — это образование, позволяющее человеку выделиться из среды культуры, обособится от неё.
Душа и культура появились одновременно. Противодействие индивида вынуждающему и вызывающему конфликты влиянию группового опыта порождает противопоставление «индивид (индивидуальный опыт) — групповой опыт». Следствием этого противопоставления является образование на полюсе индивида души, а на полюсе группового опыта — культуры. Душа позволяет человеку жить в среде культуры и одновременно поддерживать существование самой культуры, развивать её.
Устройство души не определяется ни природными качествами отдельного индивида, ни его социальными качествами. Она представляет собой самостоятельное образование, существующее как своеобразный «психический организм». Душа — это особая сущность, являющаяся источником свободной воли1.
Душа, проявляя в себе бесконечную множественность чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, всегда остается сама собой и характер своего духовного единства сообщает всей этой множественности проявлений, делая ее своей, одному данному человеку принадлежащей. Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключения, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные феномены. В психологии они, как правило, рассматриваются отдельно, и это имеет свой дидактический смысл. Но в своей сущности душа есть нечто едино-цельное.
Какие факты говорят о том, что душа, сознание есть функция человеческого мозга? Душа, различные ее свойства, сознание развиваются с развитием именно человеческого мозга. Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить органом лишь относительного примитивного сознания. У современного человека (Homo sapiens) сложно организованный мозг и подлинно человеческое сознание. Все мы знаем, что сознание ребенка развивается в единстве с формированием его мозга и процессом усложнения различных видов детского, а потом подросткового поведения, воспитания и образования. Когда же в силу тех или иных заболеваний или других причин нарушается функционирование мозга, в том или иной мере нарушается и сознание. Если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками, нередко происходит полная деградация личности.
Об органической связи сознания и мозга говорят и приемы лечения психических расстройств. Так, психотерапевты «работают с душой», например, при помощи психолингвистических средств, корректируют нарушение смысловых связей. Гипнологи врачуют душу с помощью гипноза. Психиатры широко применяют лекарственные средства лечения душевных недугов; с этой же целью используют биокоррекцию, электромагнитные средства. Видимо, возможно и даже наиболее эффективно совмещение всех этих способов коррекции душевных состояний.1
Помимо психологии как науки о душе, вопросом, что же это такое, занимаются и точные науки.
Так, Сэр Роджер Пенроуз (Roger Penrose), профессор, ученый, активно работающий в различных областях математики, общей теории относительности и квантовой теории, и Стюарт Хамерофф (Stuart Hameroff), анестезиолог, нейробилог, профессор Центра изучения сознания Аризонского университета, разработали теорию квантового нейрокомпьютинга Хамероффа — Пенроуза на основе “Orch OR” модели сознания.
Активность мозга рассматривается ими как исключительно квантовый процесс. За счет эффектов квантовой гравитации происходит процесс непрерывной «объективной редукции» волновой функции частей мозга, что вызывается расхождением квантовых состояний пространства-времени до предела, после которого они редуцируются.
Ученые объясняют, что когда сердце перестает биться, кровь останавливается в сосудах, микротрубки теряют свое квантовое состояние. Однако квантовая информация, которая в них находится, не разрушается. Она не может быть уничтожена, поэтому распространяется и рассеивается по Вселенной. Если человек умирает, то квантовая информация неопределенное время существует вне тела. Очевидно, она и является той субстанцией, которую мы называем душой. Душа, по их мнению, — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью являются и вся духовная культура общества, и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для всякого другого человека мое сознание существует как реальность, которую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику. 2. Стюарт Хаммеров заявил, что человеческий мозг это квантовый компьютер, наше сознание — своего рода его программное обеспечение, а душа — информация, накопленная на квантовом уровне. По словам анестезиолога, квантовая информация не может быть уничтожена. Поэтому после того, как тело погибает, она сливается со Вселенной. И может существовать бесконечно долго. Эта информация и есть душа, — уверяет Хамерофф. Если же пациент воскресает, то душа возвращается из космоса. И оживший человек рассказывает о тоннеле, ярком свете и о том, как выходил из своего тела.1
Профессор Константин Коротков, в Санкт-Петербурге снимал ауру умирающих и доказал, что после смерти некоторое время над телом умершего имеется свечение. Тело как бы превращалось в неодушевлённый предмет, свечение же растекалось в пространстве. Это привело к выводу: энергетическая оболочка живёт дольше организма.2.
Другой россиянин, профессор из Барнаула Павел Госьков, несколько лет назад сумел доказать наличие у каждого души, неповторимой, подобно отпечаткам пальцев. «Все мировые религии уверены: душа есть у каждого человека, — рассказывал учёный. — Но никому прежде не удавалось пощупать её, если не руками, то хотя бы приборами. Мы первыми провели серию экспериментов, которые убедительно доказывают наличие у человека кроме физического тела некой энергоинформационной субстанции».
Метод учёные назвали «материализация души». Своего рода сачком, с помощью которого Госьков улавливал проявления человеческой души, была обычная вода. Суть эксперимента: учёные ставили очищенную от каких-либо влияний воду на 10 минут рядом с человеком и затем исследовали её структуру. Такие эксперименты они делали сотни, если не тысячи раз и доказали: изменения происходили обязательно, у каждого нового испытателя вода менялась по-своему, при этом структура у одного и того же человека повторялась3.
Как далеко зайдет наука в изучении феномена души, невозможно предсказать на данный момент. Уже сейчас предпринимаются попытки найти вес, состав, плотность, однако, можно и нужно ли настолько «расчленять» внутренний мир человека и куда заведут подобные опыты – данный вопрос остается открытым.
ПСИХОЛОГИЯ И ДУША: Исследование происхождения, концептуальной эволюции и природы души.
Рецензии на книги | Осень 1998
Джеймс М. Моррис
Отто Ранк. Перевод Грегори К. Рихтер и Э. Джеймс Либерман. Университет Джона Хопкинса. Нажимать. 176 стр. 29,95 долл. США
Делиться:
Время Читать:
2 м 52 сек.
Осень 1998 г.
ПСИХОЛОГИЯ И ДУША: Исследование происхождения, концептуальной эволюции и природы души. Отто Ранк. Перевод Грегори К. Рихтер и Э. Джеймс Либерман. Университет Джона Хопкинса. Нажимать. 176 стр. 29 долларов США.95
В течение 20 лет Отто Ранк (1884–1939) был учеником, коллегой и практически приемным сыном Зигмунда Фрейда, пока Ранк не сделал то, что всегда делают сыновья и чего следовало ожидать от Фрейда: он восстал против фигуры отца. . Ранк порвал с Фрейдом в середине 1920-х — отчасти из-за того, что Ранк настаивал на том, что все неврозы возникают в результате родовой травмы, — и его последующие работы повели идеи Фрейда по путям, по которым мастер не мог идти.
Хотя это противоречило сциентизму Фрейда и неприятию религии и философии, Ранк настаивал на фундаментальной важности души для любого описания человеческой психологии. «Психология и душа» — это идиосинкразическая история Ранка об эволюции отношения человечества к душе и самосознанию. Он прослеживает зарождение веры в душу в столкновении реальности желания жить вечно и не менее настойчивой реальности биологической смерти. Болезненное столкновение этих двух вещей и отказ человечества принять окончательность смерти зажигают в нашем сознании искру «веры души». В различных формах эта вера сохранилась от самых ранних стадий анимизма и магического мировоззрения первобытных людей до эволюции сложных обществ и сложных представлений о сознании.
Психология — это, по сути, наука о душе. «Объект психологии — не факты, — пишет Ранк, — а идеи, созданные верой души… Психология имеет дело только с интерпретациями явлений души». Безусловно, это не традиционная христианская или религиозная концепция души. Действительно, писал Ранк, «душа может не существовать и, подобно вере в бессмертие, может быть величайшей иллюзией человечества». Но у иллюзии есть свое применение.
«Психология и душа» — первый полный английский перевод работы, опубликованной Ранком в 1930 (как Seelenglaube und Psychologie). Он опирается на антропологию, социологию, мифологию, религию, философию, историю и литературу, чтобы наметить развитие человеческой психики. Такие фигуры, как Адам и Ева, Гомер, Гильгамеш, Лоэнгрин, Шекспир и Фауст, странным образом всплывают по ходу текста. Со временем даже физика подкрепляет этот аргумент: новая физика времен Ранка отвергла жестко детерминированную причинность, позволив ему приписать психике ее динамическое формирование силой человеческой воли.
Это короткая книга, но не стоит притворяться, что она легкая. Несмотря на все героические усилия и разъяснения переводчиков (Либерман — клинический профессор психиатрии и поведенческих наук в Медицинской школе Университета Джорджа Вашингтона; Рихтер — профессор иностранных языков в Государственном университете Трумэна в Кирксвилле, штат Миссури), аргумент часто продвигается по каменистой почве. Тем не менее, антиматериалистическая страсть книги создает убедительный контрапункт суровой биологии нашего века, и границы, которые она устанавливает для того, на что может претендовать психоанализ, справедливо проведены: «Психология может заменить знание, полученное посредством мысли, не больше, чем она может заменить религию и мораль. » В этой осторожности есть здравый смысл Ранка, который однажды сказал одному поклоннику: «Прочитайте мои книги и отложите их; читайте Гекльберри Финна, там все есть».
— Джеймс Моррис
Психология души Pixar
Рэйчел Стюарт Джонсон, доктор философии.
Руководитель L&D | Психолог | Движимый сообщениями о человеческом поведении
21 января 2021 г.
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Это вопрос, который часто задают маленьким детям, вопрос, который часто дает запоминающиеся ответы. Когда я был ребенком, я бы ответил на этот вопрос словом «учитель», мотивированный тем, что это обеспечило бы инсайдерский доступ — представьте себе, что я знаю, как все справляются со своими тестами и заданиями! Несколько лет назад школа моей дочери задала ученикам этот вопрос для ежегодника, и ответы варьировались от «ниндзя» до «работник зоомагазина» и «шеф-повар». По мере того, как мы становимся старше, вопрос приобретает более срочный характер, причем практический.
Последнее предложение Pixar, Soul , исследует тему, которая находит отклик у многих из нас в разные периоды жизни: кто мы против что мы делаем . Последний элемент часто относится к этому старому вопросу из детства и обычно относится к конкретной полосе: какую роль человек играет в оплачиваемой рабочей силе? Являюсь ли я офис-менеджером стоматологической клиники, специалистом по связям с общественностью или воспитателем детей? Роли, которые мы выполняем во взрослой жизни, наполняют наши дни и обеспечивают материальную поддержку нашей жизни, и для многих они приносят длительное чувство удовлетворения. Но как насчет первой части этой оригинальной дихотомии? Кто я?
Внимание! Нижеследующее содержит незначительные спойлеры к игре Pixar’s Soul.
Воображаемый взгляд на происхождение нашей личности
Душа предполагает, что ответ на этот вопрос состоит из нескольких частей. Фильм ссылается на свою собственную новинку, «Великие до», с языком, который высмеивает корпоративный жаргон (судьба души определяется в «Семинаре для вас», недавнем «ребрендинге»). В Великом До для них подбирается личность — одних отправляют в «возбудимый павильон», например, а других выбирают «отстраненными». Только когда «целостная личность» сформирована, душа отправляется в путешествие, чтобы начать жизнь на земле.
Искра есть у всех?
Конечно, это открытие — все новости для главного героя Джо Гарднера, учителя оркестра средней школы, мечтающего стать профессиональным джазовым музыкантом. В фильме не рассматривается личность Гарднера как такового, хотя он изображен скромным, способным находить общий язык со студентами и немного рассеянным. Вместо этого действие останавливается на иногда неуловимом (а иногда проблематичном) компоненте того, что делает человека личностью: его так называемая «искра», смысл жизни, который мотивирует и определяет человека. Что касается Джо, то большую часть истории он проводит в убеждении, что его любовь к музыке составляет его уникальную цель. Он постоянно погружается в сосредоточенное блаженство, играя на своем любимом пианино, что он называет «отключенным».
Интересно, что, несмотря на то, что персонаж получает удовольствие от игры на фортепиано, в фильме искра показана как источник истинного напряжения во многих отношениях. Например, что, если человек не может понять их искру? Во-вторых, что, если искра потребляет слишком много энергии и внимания, превращаясь в навязчивую идею? Есть и третий источник проблем с искрой, который по большей части остается неразрешенным по мере развития истории: что, если моя искра не такая, как я думал?
Наука о самопознании
Исследователи уже давно обращаются к темам амбициозной сюжетной линии Soul . «Ощущение себя» является основной темой изучения психологов, от простого узнавания собственного лица в зеркале в детстве до постепенного осознания того, что жизнь в собственной голове, включая визуальную перспективу, знания, убеждения и желания, отличается. от таковых других. Ученые-бихевиористы признают, что «Я» часто оказывает большое влияние на чью-то жизнь, занимая обширное ментальное пространство и определяя то, как мы видим и реагируем на других.
На самом деле, такой акцент на Самости в потоке сознания был назван учеными Сетью Режима По умолчанию. Фраза «Я потерял себя в своей работе» прекрасно демонстрирует те редкие случаи, когда мы сосредоточенно сосредоточиваемся на задаче, освободившись на время от всей этой внутренней болтовни. Когда Гарднер входит в медитативное состояние, наигрывая любимые аккорды на фортепиано, это фактически демонстрация отхода, пусть даже всего на несколько мгновений, от этого состояния по умолчанию.
И в этом центральное напряжение фильма. Сценаристы фильма, кажется, предполагают, что мы, люди, неправильно истолковываем нашу собственную сеть режима по умолчанию, так сказать. Наше «я» — эта многогранная и хронически влиятельная «личность» — определено еще до рождения в мире Души , но люди склонны «отключаться от жизни», когда мы слишком увязаем в сорняках этого влияния. Похоже, это происходит с Гарднером, который убедил себя, что он нереализован, и остается гоняться за своим видением того, как реализовать цель своей жизни. Для него единственный способ поступить правильно по искре — это жить определенной архетипической жизнью, со своим именем на шатре и бесчисленными концертами в большом городе.
Для чего все это?
Гарднер развивается по мере развития фильма, начиная осознавать нечто иное, чем часто повторяемую тему «в жизни есть нечто большее, чем это». Вместо этого он приходит к мысли, что в жизни есть на меньше, чем на , но именно в «меньшем» заключаются красота, открытие и неожиданное достоинство. Гарднер достает из кармана самый обычный предмет — стручок с семенами клена, который иногда называют «вертолетом» за его крыловидную структуру, — и сталкивается с его простотой. Его задача, как нас уверяют, состоит в том, чтобы жить в настоящем, не столько движимом чем-то внешним для достижения собственного завершения, сколько осознавать, что он был совершенным в тот день, когда родился. Более того, появляется сопутствующая тема: наставничество Гарднера против сопротивляющейся души «22», которая становится одновременно источником комического облегчения и своего рода помощником, предполагает, что цель человека может быть реализована в неожиданных местах, вне себя.
«Я и душа» на рабочем месте
В Traitify мы сосредоточены на создании счастья на рабочем месте, и в этой работе мы используем многомерный подход. Когда дело доходит до того, чтобы занять правильную роль в правильной организации, простое знание себя — это первый важный шаг. И как только мы приступаем к работе, чем лучше мы узнаем себя, тем больше мы можем способствовать устойчивой способности получать максимальную отдачу от работы, которую мы делаем. По этому показателю Душа помогает нам понять, что нахождение радости в повседневных событиях может иметь огромную силу. Можно получить пользу, заметив лица на собрании персонала, бросив лишний пончик в сумку покупателя или вдохнув запах свежих апельсинов в продуктовом отделе.