Психология джон уотсон: Джон Бродес Уотсон — Психологос

Уотсон Джон | Watson John: изгнание интроспекции и сознания: VIKENT.RU

Американский психолог, основатель направления в психологии — бихевиоризма (от английского слова «behavior» — поведение). Консультант по рекламе.

В 1913 году Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке лекцию-манифест: Психология с точки зрения бихевиориста / Psychology as the Behaviorist Views it.  Позже им была опубликована статья с одноимённым названием.

Джон Уотсон отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя все психические явления к различным реакциям организма на внешние стимулы.

 

В 1914 году Джон Уотсон публикует книгу: Поведение: введение в сравнительную психологию / Behavior: An introduction to comparative psychology, в которой в качестве объекта изучения психологии объявляется не сознание, а наблюдаемое поведение. Отсюда и главная формула бихевиоризма, известная как  «Стимул — Реакция» или схема: S — R.

«Джон Уотсон, отец бихевиоризма, призвал психологов изгнать из лексикона такие спекулятивные понятия, как «сознание», «образ», «внимание»…  Любое поползновение прибегнуть при объяснении какого-либо явления к этим категориям расценивалось радикальными  бихевиористами как соскальзывание с позиций объективной психологии, возврат к «ментализму». Но сторонники схемы S — R неминуемо должны были «споткнуться» о проблему избирательности, не вписывающуюся в столь жёсткую схему поведения.

Асмолов А.Г., По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии, М., «Смысл», 2002 г., с. 173.

 

 

«Джон Уотсон рассматривал мышление как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия».

Помогайбо А.А., Тайны великих открытий, М., «Вече», 2011 г., с. 111.

 

«В бихевиоризме вся психологическая феноменология была сведена к совокупности обнаруживаемых в наблюдении реакций. Даже трактовка мышления как очевидно сознательного процесса несла на себе печать стимульно-реактивного подхода. Как указывал Уотсон, «мышление […] есть процесс, протекающий по методу проб и ошибок, — вполне аналогично ручной деятельности. […] Весьма грубое сравнение, применимое и для мышления, можно найти в погоне голодного охотника за добычей. Он настигает её, ловит, готовит из неё пищу и съедает, затем закуривает трубку и укладывается на отдых. Зайцы и перепела могут выглядывать из-под каждого куста, однако стимулирующее действие их на время исчезло».

Агафонов А. Ю.,  Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании, Самара, «Бахрах-М», 2007 г., с. 56.

 

«В 1920 году Джон Уотсон и Розали Рейнер провели известное, хотя и неэтичное, исследование условных рефлексов с «малышом Альбертом», 10-месячным младенцем. Уотсон приучил Альберта бояться белой крысы, громко ударяя в гонг при её появлении перед глазами ребёнка. После семи попыток Альберт заплакал, увидев крысу, а потом вообще стал бояться всех белых пушистых вещей, например бороды Санта Клауса».

Луиза Дэкон, Психология. Как понять себя и других людей, М., «Претекст», 2015 г., с. 17.

 

«Успеху Джона Уотсона немало способствовала его харизматическая личность. Его характеризуют как очень мощного (физически и энергетически) человека, человека с невероятным обаянием, умеющего убедить любую аудиторию, зажечь своей идеей. Студенты были в восторге от него, особенно девушки, и он многим не отказывал в своем внимании, за что и поплатился. Его жена опубликовала в газете его двадцать писем к любовнице-студентке, которые она нашла. Надо сказать, что он и в любви оставался бихевиористом — вот как он писал любимой девушке: «Каждая единица моего тела реагирует на тебя положительно, соответственно, положительным подкреплением пользуются и реакции всего моего сердца».
Состоялся развод, он женился на этой девушке. Но из-за скандала его просят покинуть университет, уйти из науки. Надо сказать, что Уотсон очень болезненно отнесся к своей отставке. Почти все великие психологи (и Фрейд, и Юнг) не были меркантильны. Для них наука всегда была намного важнее денег (хотя Фрейд всю жизнь боялся оказаться в бедности).
Вот и Уотсон после увольнения из университета сразу уходит в бизнес и начинает получать в двадцать раз больше, чем он зарабатывал в университете. Идеи бихевиоризма он блестяще реализует в рекламе. И хотя и до него некоторые психологи занимались рекламой, однако именно Уотсон показал потрясающие возможности психологии в рекламе и убедил бизнесменов в том, что хорошим психологам рекламы нужно платить хорошие деньги, так как результаты их работы легко проверяются повышением прибыли.
Он становится сначала консультантом крупнейшей рекламной компании, а затем вице-президентом другой. Уотсон показывает практические примеры использования идей бихевиоризма в бизнесе — сам встаёт за прилавки магазинов и показывает, какая униформа и какие манеры продавца лучше стимулируют покупателей. Экспериментально выявляет, какие варианты цвета, форма и размещения рекламы являются лучшими стимулами, вызывающими нужную реакцию покупателей (желание приобрести товар), всё это тут же проверяется на практике повышением прибыли.
К Уотсону обращаются крупнейшие бизнесмены. Политики хотят получить у него совет, как вести рекламную кампанию. И все равно Уотсон очень переживал, что он отлучён от большой науки. Забавно, но популярность в Америке бихевиоризма возникает как раз потому, что Уотсона выгнали из университета. Академическая наука издавала два журнала, которые были доступны только узкому кругу, но после того, как его перестали публиковать в этих журналах, Уотсон начинает писать популярные книги «Как воспитывать детей», «Как управлять производством», ведёт колонки в различных газетах.
Американцы наконец-то увидели в психологии практический толк».

Романин А.Н., Основы психотерапии, М., «Кнорус», 2006 г., с. 53-54.

 

В юности Джон Уотсон пытался учиться у Джона Дьюи, но не понял, что тот говорит и сменил преподавателя…

Джон Бродес Уотсон

Те, кто хоть немного знаком с теорией психологических учений, не могут не знать о Джоне Бродесе Уотсоне. И пусть его имя приобрело широкую известность не так давно, в начале прошлого столетия, вклад в науку этого психолога сложно переоценить.

Он – автор теории бихевиоризма, которая с самого момента своего появления вызвала массу споров среди сторонников, а также тех, кто ее опровергал. На сегодняшний день у данного психологического направления почти не осталось последователей, зато бихевиористические методы и по сей день в ходу во всех сферах жизни.

Но вернемся к Уотсону. Он родился в небольшом городишке Травелерс в Южной Калифорнии. Семью будущего психолога вряд ли можно было назвать благополучной: отец – гуляка, как результат – постоянное безденежье на грани нищеты. Между родителями возникали скандалы и ссоры, а когда Джону исполнилось тринадцать, отец и вовсе покинул семью. Это оставило в психике подростка неизгладимый след. Но недаром говорят, что «люди становятся крепче там, где ломаются». Мать Уотсона была очень религиозной и строгой женщиной, так что воспитывала сына в строжайшей, иногда даже жесткой, дисциплине.

Если бы в 22 года он не остался круглым сиротой, сложно представить, какой была бы его жизнь.

В 1900 году юный Уотсон, только что закончивший баптистскую школу, переезжает в Чикаго, чтобы продолжить обучение. Там он поступает на философский факультет, но вскоре проявляет больший интерес не к своему основному предмету, а к психологии. Отчасти причиной этого были конфликт и отсутствие взаимопонимания с преподавателем философской дисциплины. Зато прогресс в психологии, как говорится, оказался налицо. Спустя всего три года Уотсон защищает диссертацию и становится доктором наук. Он проводит множество экспериментов на крысах, работая в отрасли обучения животных. Кстати, в истории университета Джон Уотсон – самый молодой студент, получивший степень доктора наук.

Через два года молодому ученому, на то время утвердившемуся в научных кругах и завоевавшему себе определенную репутацию, предлагают возглавить кафедру экспериментальной психологии Балтиморского университета. Это открывает перед ним новые возможности, так что Уотсон, не колеблясь, соглашается, с новой силой погружаясь в научные эксперименты. Именно этот период его жизни знаменуется возникновением теории бихевиоризма. Впервые Джон Уотсон зачитал свой манифест по данному психологическому направлению 24 февраля 1913 года. Так что этот день можно считать днем рождения теории бихевиоризма. Труд ученого основывался на том, что психология очень близка, более того, тесно и неразрывно связана с естествознанием. То есть она не должна основываться только на внутреннем мире человека, поскольку самым главным и основополагающим фактором является его поведение.

И надо сказать, что теория тут же распространилась, получив массу сторонников. Так что последующие несколько лет Джон Уотсон находится на пике славы: он становится президентом Американской ассоциации психологов, публикует один из наиболее значимых трудов по сравнительной психологии, находя своей теории практическое применение. Проще говоря, он учит людей управлению поведением, причем не только своим, но и чужим. А уж ценность подобных сведений переоценить крайне трудно.

Неурядицы в личной жизни, закончившиеся разводом, не помешали ученому трудиться.

Уотсон по-прежнему развивал и искал пути практического использования бихевиористической теории, а также работал в области детской психологии. Даже после смерти ученого в 1958 году, у его учения остается масса последователей, среди которых стоит выделить Берреса Скиннера. Он с несколькими другими своими коллегами сумел популяризировать наследие Уотсона – бихевиоризм. Сегодня это учение не актуально, зато техники, которые разработал Джон Бродес Уотсон, по-прежнему считаются ходовыми и активно используются в современной психологии.

Автор Марина Воробьева

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Джон С. Ватсон | Калифорнийский университет психологии

Восприятие непредвиденных обстоятельств:

Watson, JS (1966). Развитие и обобщение «осведомленности о непредвиденных обстоятельствах» в раннем младенчестве: некоторые гипотезы. Merrill Palmer Quarterly, 12, 123–135.

Уотсон, Дж. С. (1967). Память и «анализ непредвиденных обстоятельств» в обучении младенцев. Merrill-Palmer Quarterly, 13, 55-76.

Уотсон, Дж. С. (1972). Улыбается, воркует и «Игра». Merrill-Palmer Quarterly, 18, 323–339.

Уотсон, Дж. С. (1979). Восприятие непредвиденных обстоятельств как детерминанта социальной реакции. В EB Thoman (Ed.), Происхождение социальной восприимчивости младенцев. Нью-Йорк: Эрльбаум. Стр. 33 64.

Watson, J. S. (1981). Опыт непредвиденных обстоятельств в поведенческом развитии. В К. Иммельманн, Г. В. Барлоу, Л. Петринович и М. Мейн (ред.) Развитие поведения: Междисциплинарный проект Билефельда. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. Pp.83 89.

Watson, JS (1984). Память в обучении: анализ трех мгновенных реакций младенцев. В R. Kail and N. Spear (Eds.) Comparative Perspectives on the Development of Memory, Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc. Стр. 159179.

Уотсон, Дж. С. (1985). Восприятие непредвиденных обстоятельств в раннем социальном развитии. В TM Field и NA Fox (Eds.) Social Perception in Infants, Norwood, NJ: Ablex Pub. Корп., стр. 157 176.

Бахрик, Л. Э. и Уотсон, Дж. С. (1985). Обнаружение интермодальной проприоцептивной зрительной контингентности как потенциальной основы самовосприятия в младенчестве. Психология развития, 21, 963 973.

Уотсон, Дж. С. (1987). La memoire dans la petite enfance. В J. Piaget, P. Mounoud и J. Bronckart (Eds.) Encyclopedie de la Pleiade: Psychologie. Париж: Галлимар. 462 495.

Уотсон, Дж. С. (1994). Обнаружение себя: идеальный алгоритм. В С. Т. Паркер, Р. В. Митчелл и М. Л. Бочча (ред.) Самосознание у животных и людей: перспективы развития. Нью-Йорк: Кембриджский университет, пресса. Стр. 131-148.

Уотсон, Дж. С. (1995). Взаимодействие матери с младенцем: диспозиционные свойства и взаимные замыслы. В NS Thompson (Ed.) Perspectives in etology, Vol. 11: Поведенческий дизайн, Plenum Press, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 1995. стр. 189 210.

Уотсон, Дж. С. (1995). Самоориентация в раннем младенчестве: общая роль непредвиденных обстоятельств и конкретный случай достижения рта. В П. Роша, (ред.) Я в младенчестве: теория и исследования. Достижения в области психологии, издательство North Holland/Elsevier Science Publishers, Амстердам, Нидерланды. стр. 375 393.

Gergely, G. and Watson, JS (1996). Теория социальной биологической обратной связи отражения родительского аффекта: развитие эмоционального самосознания и самоконтроля в младенчестве. Международный журнал психоанализа, 77, 1181-1212.

Уотсон, Дж. С. (1997). Случайность и два ее показателя в условно-вероятностном анализе. Behavior Analyst, 20, 129-140

Gergely, G. and Watson, JS (1999). Раннее социально-эмоциональное развитие: восприятие непредвиденных обстоятельств и модель социальной биологической обратной связи. В П. Роша (ред.). Ранняя социализация. Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates Inc.

Watson, JS, Gergely, G. , Csanyi, V., Topal, J., Gacsi, M., and Sarkozi, Z. (2001). Различение логики и ассоциации в решении задачи невидимого перемещения детьми и собаками: использование отрицания дизъюнкции. Журнал сравнительной психологии, 115, 219-226.

Ватсон. Дж. С. (2001). Непредвиденное восприятие и неправильное восприятие в младенчестве: некоторые потенциальные последствия для привязанности. Бюллетень клиники Меннингера, 65, 296-320.

Gergely, G., Coos, O., and Watson, J.S. (2002). Восприятие непредвиденных обстоятельств и роль условной родительской реактивности в раннем социально-эмоциональном развитии: некоторые последствия для психопатологии развития. В: Дж. Надель и Дж. Десети (ред.), Имитация, действие и намерение. Париж: Presses Universitaires de France.

Уотсон, Дж. С. (2005). Теории обучения. В Б. Хопкинсе (ред.) Кембриджская энциклопедия детского развития. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Стр. 70-76.

Уотсон, Дж. С. (2005). Причинная логика и интенциональная позиция.

Г. Оригги и А. Ребул (модераторы) Причинность: Интернет-конференция на сайте www.interdisciplines.org/causality.

Уотсон, Дж. С. (2005). Элементарная природа целенаправленного поведения: эволюция минимальных нейронных структур, демонстрирующих внутреннюю интенциональность. Эволюционная психология, 3, 24-48. (http://human-nature.com/ep/articles/ep032448.html)

Watson, JS (в печати). «Ребенок Эйнштейна» может свидетельствовать об интенциональности. Поведенческие и мозговые науки.

Восприятие объекта:

Уотсон, Дж. С. (1966). Восприятие объектной ориентации у младенцев. Merrill Palmer Quarterly, 12, 73 94.

Watson, JS & Danielson, G. (1969). Попытка сформировать двухмерное внимание у 24-месячных детей. Journal of Experimental Child Psychology, 7, 467 478

Уотсон, Дж. С., Бэнкс, М. С., фон Хофстен, К., и Ройден, К. С. (1992). Гравитация как монокулярный сигнал для восприятия абсолютного расстояния и/или размера. Восприятие, 21, 69-76.

Синдром Ретта:

Уотсон, Дж. С., Умански, Р., Марси, С. и Репачоли, Б. (1996). Намерение и предпочтение у 3-летней девочки с синдромом Ретта. Журнал прикладной психологии развития, 17, 69-84.

Уотсон, Дж. С., Умански, Р., Марси, С., Джонстон, К. и Репачоли, Б. (1996). Поведенческая конкуренция при синдроме Ретта. Журнал прикладной психологии развития, 17, 553-57.

Уманский Р. и Уотсон Дж. С. (1998). Влияние движений глаз на стереотипии Ретта: данные, свидетельствующие о регрессии, специфичной для стадии. Журнал детской неврологии, 13, 15 8-162

Уманский Р., Уотсон Дж. С., Хоффбур К., Пейнтер К. М., Девани Дж. и Хоффман Э. (2001). Социальная фасилитация объектно-ориентированного использования рук у девочки с вариантом синдрома Ретта: значение для частичного сохранения гипотетической специализированной церебральной сети. Журнал развития и поведенческой педиатрии, 22, 119-122.

Уманский Р., Уотсон Дж.С., Колвин Л., Файф С., Леонард С., де Клерк Н. и Леонард Х. (2003). Предпочтение рук, степень латеральности и функциональное использование рук при синдроме Ретта. Журнал детской неврологии, 18, 481-487.

Действительно ли Джон Б. Уотсон «нашел» бихевиоризм?

. 2014 15 марта; 37 (1): 1–12.

doi: 10.1007/s40614-014-0004-3. Электронная коллекция 2014 май.

Джон С Мэлоун 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Университета Теннесси, Ноксвилл, Теннесси 37996-0900 США.
  • PMID: 27274955
  • PMCID: PMC4883453
  • DOI: 10. 1007/s40614-014-0004-3

Бесплатная статья ЧВК

Джон Си Мэлоун. Анальное поведение. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2014 15 марта; 37 (1): 1–12.

doi: 10.1007/s40614-014-0004-3. Электронная коллекция 2014 май.

Автор

Джон С Мэлоун 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Университета Теннесси, Ноксвилл, Теннесси 37996-0900 США.
  • PMID: 27274955
  • PMCID: PMC4883453
  • DOI: 10. 1007/s40614-014-0004-3

Абстрактный

Развитие, достигшее кульминации в девятнадцатом веке, наряду с предсказуемым крахом интроспективной психологии, означало, что подъем поведенческой психологии был неизбежен. В 1913 году Джон Б. Уотсон был признанным ученым с безупречной репутацией, который выступал в качестве сильного и воинственного пропагандиста естественнонаучного подхода к психологии, когда требовался именно такой защитник. Он никогда не утверждал, что основал «психологию поведения», и, несмотря на признание и критику, сопровождавшие его изображение как оригинального бихевиориста, он был скорее образцом движения, чем его основателем. Многие влиятельные авторы уже охарактеризовали психологию, в том числе так называемую психическую деятельность, как поведение, предложили множество приложений и отвергли метафизический дуализм. Среди прочих, Уильям Карпентер, Александр Бейн и (ранний) Зигмунд Фрейд придерживались взглядов, совместимых с бихевиоризмом двадцатого века. Таким образом, хотя Уотсон был первым, кто выступил конкретно за психологию как естественную науку, бихевиоризм как в теории, так и на практике имел явные корни задолго до 19 века.13. Если бихевиоризм действительно нуждается в «основателе», то Эдвард Торндайк может показаться более достойным из-за его огромного влияния и продвижения объективной психологии, но он не был настоящим бихевиористом по нескольким важным причинам. Уотсон заслуживает той славы, которую он получил, так как он впервые убедительно обосновал естественнонаучный (бихевиористский) подход и, что важно, заставил людей обратить на него внимание.

Ключевые слова: Александр Бейн; Бихевиоризм; Эдвард Л. Торндайк; история; Джон Б. Уотсон; Зигмунд С. Фрейд; Уильям Б. Карпентер.

Похожие статьи

  • Комментарий к книге Мэлоуна: кто основал бихевиоризм?

    Риз Х. В. Риз ХВ. Анальное поведение. 2014 4 ноября; 38 (1): 109-14. doi: 10.1007/s40614-014-0020-3. Электронная коллекция 2015 май. Анальное поведение. 2014. PMID: 27606163 Бесплатная статья ЧВК.

  • Когда нужен был четкий сильный голос: ретроспективный обзор книги Уотсона (1924/1930) бихевиоризм.

    Мэлоун Дж. К., Гарсия-Пенагос А. Мэлоун Дж. К. и др. J Exp анальное поведение. 2014 г., 25 июля. doi: 10.1002/jeab.98. Онлайн перед печатью. J Exp анальное поведение. 2014. PMID: 25059980

  • Обновленная библиография Джона Б. Уотсона.

    Страпассон Б.А. Страпассон Б.А. Перспектива Behav Sci. 2020 18 мая; 43 (2): 431-444. doi: 10.1007/s40614-020-00252-0. электронная коллекция 2020 июнь. Перспектива Behav Sci. 2020. PMID: 32647790 Бесплатная статья ЧВК.

  • Строительные блоки психологии: о переделывании невыполненных обещаний ранних школ.

    Гозли Д.Г., Дэн В.С. Гозли Д.Г. и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2018 март; 52 (1): 1-24. doi: 10.1007/s12124-017-9405-7. Integr Psychol Behav Sci. 2018. PMID: 29063441 Обзор.

  • «Боль и анестезиология: аспекты развития современной терапии боли в ХХ веке».

    Витте В. Витте В. Анестезиолог. 2011 июнь; 60 (6): 555-66. doi: 10.1007/s00101-011-1874-3. Анестезиолог. 2011. PMID: 21630064 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Моделирование мобильности человека, связанного с экспозицией, на уровне района в условиях COVID-19 в Порту-Алегри, Бразилия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *