Психология этапы развития: Основные этапы развития психологии | MindMeister ментальными картами

4. Основные этапы развития психологии как науки

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

I этап – психология как наука о душе. На этом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демократ считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна.

Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

II этап – психология как наука о сознании. На 2-ом этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые

Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французы П. Гольбах и К, Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

III этап– психология как наука о поведении. На 3-ем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе развития психологии, начиная с середины XX в., она превратилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористской (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.),

когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектика — материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. С началом сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет.

В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и многие другие.

Этапы развития психологии — презентация онлайн

Похожие презентации:

Этапы развития психологии

Краткий очерк истории психологии

Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины

Общая психология

Становление и современное состояние психологии как науки

Развитие психологии и происхождение сознания

Этапы развития психологии. (Лекция 2)

Этапы развития предмета психологии

Введение в курс «Основы психологии» Психология как наука. Методы психологии. Психика человека

Психология как наука

1. этапы развития психологии

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Презентацию готовил: Вячеслав Быков
МИТРО 2015

2.

Этапы Психологии как наукиЭТАПЫ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч
лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием
естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным
методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить
эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение,
поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и
механизмы психики.
I этап: психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад)
Первая попытка систематизации знаний о психике
была сделана философом-энциклопедистом
Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по
праву считают основателем не только психологии,
но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля
состояла в том, что он первым постулировал
функциональную взаимосвязь души (психики) и
тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, –
реализация биологического существования
организма. Учение Аристотеля заложило основы
нового психологического мировоззрения – душа
перестала трактоваться как мифологический
двойник тела и впервые была осмыслена как
организующий механизм жизнедеятельности
живых организмов.
Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе
психологии внесли древнегреческие и древневосточные врачи.
Обогатил медицинскую
психологию врачебной
этикой, а психологию
учением о
темпераментах.
Александрийские врачи Герофил и Эразистрат
отделили нервы от сухожилий и связок и
установили их взаимосвязь с работой мозга.

6. Основные исторические этапы развития психологической науки

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Первые представления о психике
были связаны с анимизмом (лат.
анима – дух, душа) – древнейшими
взглядами, согласно которым у
всего, что существует на свете, есть
душа.
Душа
понималась
как
независимая от тела сущность,
управляющая всеми живыми и
неживыми предметами.
II этап:
психология как наука о сознании (с XVII в.)
С XVII века начинается новая эпоха в развитии знания.
Она характеризуется попытками осмыслить душевный
мир человека преимущественно с общефилософских,
умозрительных
позиций,
без
необходимой
экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650)
приходит к выводу о полнейшем различии,
существующем между душой человека и его телом:
тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух
неделим. Однако душа способна производить в теле
движения. Декарт заложил основы детерминистской)
концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса
как закономерного двигательного ответа организма на
внешнее физическое раздражение.
Немецкий философ Г. Лейбниц
(1646-1716),
отвергнув
установленное
Декартом
равенство психики и сознания,
ввел понятие о бессознательной
психике. В душе человека
непрерывно идет скрытая работа
психических сил – бесчисленных
малых перцепций (восприятий).
Из них возникают сознательные
желания и страсти.
Немецкий ученый
Христиан Вольф (1705 –
1757) издал первые
крупные научнопсихологические труды
«Эмпирическая
психология» (1732) и
«Рациональная
психология» (1734) и ввел в
научный оборот термин
«психология».
Вольф Христиан
Д. Локку принадлежит
заслуга введения в
науку понятия
«ассоциация», под
которой понимались
сочетание, связь идей.
После Д. Локка в
психологии
утвердился всеобщий
объяснительный
принцип человеческой
психики – принцип
ассоциации (связи)
идей, образов.
Джон Локк
Огромную популярность приобретает френология (от
гр. «френ» – душа, ум), автором которой является
австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он
предложил карту мозга, в соответствии с которой
различные способности размещены в определенных
участках. Френология побудила ученых к
экспериментальному изучению размещения,
локализации психических функций в головном мозге.
Ф. Галль считал, что извилины в коре больших
полушарий головного мозга и являются местом
локализации «умственных сил».
Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882),
появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила
человека и животных и объяснила общность их телесного
устройства. В своих трудах («Происхождение человека»,
1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч.
Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с
психикой животных и приводит убедительные доводы к
доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но
и у животных.
В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий
психологии – категория поведения. В работе «Происхождение
видов» (1859) ученый показал роль приспособительных
механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом
развитии. Под влиянием дарвинизма возникают новые
отрасли психологии: зоопсихология, генетическая,
сравнительная.
Чарльз Дарвин
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было
связано с созданием специальных научноисследовательских
учреждений

психологических лабораторий и институтов,
кафедр в высших учебных заведениях, а также с
внедрением
эксперимента
для
изучения
психических явлений. Первым вариантом
экспериментальной
психологии
как
самостоятельной научной дисциплины явилась
физиологическая психология немецкого ученого
В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире
психологической лаборатории. В области
сознания, полагал он, действует особая
психическая
причинность,
подлежащая
научному объективному исследованию.
III этап:
психология как наука о поведении возникает в XX в.
Важную роль в выделении психологии как
самостоятельной отрасли знания сыграли
разработка метода условных рефлексов в
физиологии и практика лечения психических
заболеваний, а также проведение
экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон
предложил программу построения новой
психологии. Бихевиоризм признавал в качестве
единственного объекта психологического изучения
поведение, поведенческие реакции. Сознание как
явление, не поддающееся наблюдению, было
исключено из сферы бихевиористской психологии.
IV этап:
психология как наука, изучающая объективные
закономерности, проявления и механизмы психики
Современность. Психология как наука, изучающая объективные
закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает
внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и
состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также
его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки
изменялось понимание предмета психологии.
На современном этапе развития психологии предметом является человек
как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции,
закономерности становления и функционирования психики человека, его
способности отражать мир, познавать и регулировать свое
взаимодействие с ним.
Таким образом, сформировались
основные принципы психологии:
1) признание причинной обусловленности
психических явлений материальной
действительностью
2) изучение психических явлений в развитии
3) признание неразрывной взаимосвязи психики и
деятельности
4) исследование психики человека с учетом
взаимосвязи биологических и социальных факторов.

16. Задачи психологии

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
2) научиться управлять ими;
3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности
деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения
психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной
жизнедеятельности;
4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология
имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;
5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает
содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Кто настоящий экзистенциалист? Развенчание сартровского различия между христианскими и атеистическими экзистенциалистами()

    Рэндалл С.

    Файерстоун

    Открытый философский журнал Том 13 № 2, 19 мая 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojpp.2023.132024 18 загрузок  94 просмотров

  • Эплерианская философия жизни: мышление и чувства из пяти мест()

    Гэри Эплер

    Открытый философский журнал Том 13 № 2, 19 мая 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojpp.2023.132023 5 загрузок  37 просмотров

  • COVID-19 понизил рейтинг уже нарушенного психического здоровья студентов-медиков в годы пандемии ()

    Родриго Корреа Фалькао Родригес Алвес, Родольффо да Силва Фосса, Винициус де Каласанс Тимако, Хосе Мариано Соарс де Мораес, Эмилио Магалхас Мартинс Уилл, Ринальдо Хенрике Агилар Дэ Силва, Луиз Антонио Вэне, Жоаквим Эдсон Вейр -Вейр -Вейр.

    Journal of Biosciences and Medicines Том 11 № 5, 19 мая 2023 г.

    DOI: 10.4236/jbm.2023.115012 8 загрузок  73 просмотров

  • Применение инструментов оценки адаптации сообщества к изменению климата для планирования адаптации к изменению климата в комплексе водно-болотных угодий Яла, бассейн озера Виктория, Кения()

    Морис Огома, Леонард Аквани, Ронианс Адьямбо

    Открытый журнал экологии Том 13 № 5, 19 мая 2023 г.

    DOI: 10.4236/oje.2023.135018 4 загрузки  29 просмотров

  • Исследование по оценке корпоративной социальной ответственности на основе усовершенствованного CRITIC-TOPSIS — тематическое исследование зарегистрированных на бирже компаний в фармацевтической дистрибьюторской отрасли Китая()

    Лили Лю, Инюй Ву, Цзинсянь Лю

    Открытый журнал прикладных наук Том 13 № 5, 19 мая 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojapps.2023.135056 6 загрузок  35 просмотров

  • Анализ дифференциальной экспрессии генов и основных канонических путей, участвующих в эпителиальном и мезенхимальном переходе клеток тройного негативного рака молочной железы, с помощью Ingenuity Pathway Analysis()

    Элизабет Кейгл, Брент Лейк, Анасуа Банерджи, Джазмин Каффи, Нарендра Банерджи, Дарла Гилмартин, Макайя Ливерман, Шеннел Браун, Эрик Армстронг, Сантану Бхаттачарья, Сомиранджан Гош, Танмой Мандал, Хирендра Банерджи

    Computational Molecular Bioscience Vol.13 No.2, 19 мая 2023 г.

    DOI: 10.4236/cmb.2023.132002 10 загрузок  56 просмотров

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Социальное развитие — AP Психология

Все ресурсы AP Psychology

7 диагностических тестов 249 практических тестов Вопрос дня Карточки Learn by Concept

← Предыдущая 1 2 3 4 Следующая →

AP Psychology Help » Индивидуальная психология и поведение » Психология развития » Измерения психологического развития » Социальное развитие

Какой известный психолог-теоретик сказал, что подростковый возраст человека является стадией идентичности и смешения ролей?

Возможные ответы:

Зигмунд Фрейд

Эрик Эриксон

Абрахам Маслоу

Лоуренс Кольберг

Жан Пиаже

9 0258 Правильный ответ:

Эрик Эриксон

Пояснение:

Эрик Эриксон разработал идею, лежащую в основе идентичности и смешения ролей, которая исходит из его теории психосоциального развития.

Теория Эриксона предлагала восемь стадий: доверие против недоверия, автономия против стыда, инициатива против вины, компетентность против неполноценности, идентичность против смешения ролей, близость против изоляции, продуктивность против стагнации и честность против отчаяния.

Сообщить об ошибке

Какой из этих этапов не относится к этапам Эрика Эриксона в его теории психосоциального развития?

Возможные ответы:

Гениальность vs. отчаяние

Идентичность vs путаница ролей

Близость vs изоляция

Доверие vs недоверие

Автономия vs стыд и сомнения 

Правильный ответ:

Генерация против отчаяния

Объяснение:

Генерация против отчаяния не является одной из стадий психосоциального развития. Генерация против стагнации и цельность против отчаяния — два этапа теории Эриксона.

Сообщить об ошибке

23-летняя девушка подумывает устроиться на работу после окончания колледжа на другом конце страны. Она разрывается, потому что это удивительная возможность, но она оставит свою семью и бойфренда на два года позади. Какую стадию психосоциального развития, по словам Эриксона, переживает эта молодая женщина?

Возможные ответы:

Инициатива или чувство вины 

Близость или изоляция 

Целостность или отчаяние 

Доверие или недоверие 

Идентичность или смешение ролей 

Правильный ответ:

Близость vs. изоляция

Объяснение:

Стадия, известная как «близость или изоляция», происходит в период взрослой жизни, примерно в возрасте от 18 до 35 лет. Молодая женщина, о которой идет речь, твердо попадает в этот диапазон.

Сообщить об ошибке

Двухлетний мальчик приучен к горшку. Его мать часто ходит с ним в ванную, но он часто ходит в подгузнике. На какой стадии психосоциального развития, по мнению Эриксона, находится этот малыш?

Возможные ответы:

Инициатива или вина 

Трудолюбие или неполноценность 

Целостность или отчаяние 

Правильный ответ:

Автономия против стыда и сомнений

Объяснение:

Эриксон сказал бы, что этот мальчик находится на стадии развития, во время которой он борется со своей автономией. Эта стадия известна как «самостоятельность против стыда и сомнений» и обычно происходит в возрасте 1–3 лет.

Сообщить об ошибке

Алексия решает распространить слух о Линдси среди их общих друзей. Как только их друзья узнают об этом слухе, они начинают игнорировать и изолировать Линсдей. Это пример __________ агрессии.

Возможные ответы:

реляционная

невербальная

реактивная

физическая

Правильный ответ:

9 0002 относительный

Объяснение:

Реляционная агрессия обычно включает в себя более скрытое поведение, такое как распространение слухов или сплетен о других в попытке манипулировать дружбой и фасилитационным исключением. Этот вид агрессии представлен в данном вопросе.

Физическая агрессия включает в себя физическое причинение вреда другому человеку, например, нанесение ударов, ударов кулаком, ногой или даже актов вандализма или порчи имущества.

Невербальной агрессии не бывает.

Реактивная агрессия обычно представляет собой гневную защитную реакцию на провокацию, особенно когда человек не может достичь цели или ему причиняют вред первым.

Сообщить об ошибке

Лэндон учится в средней школе и начинает думать о том, чем он хочет заниматься в будущем. Он прошел стажировку по юриспруденции, в течение дня был слежкой за директором, а в настоящее время работает волонтером в детской поликлинике. Он интересуется юриспруденцией, образованием и медициной, но еще не решил, какой областью он хотел бы заниматься в будущем. Согласно «Статусам личности» Джеймса Марсии, какой статус лучше всего описывает Лэндона?

Возможные ответы:

Выкуп

Достижение

Мораторий

Распространение

Правильный ответ: 900 03

Мораторий

Пояснение:

Теория Марсии, касающаяся развития идентичности и статусов, включает два измерения: исследование и приверженность.

Лица, которые активно изучают свои возможности, прежде чем принять окончательное решение, такие как молодой человек, описанный в этом вопросе, относятся к статусу моратория.

Лица, принявшие решение после активных исследований, классифицированных в статусе личности достижения.

Лица, которые принимают решение без проведения каких-либо исследований, классифицируются в статусе выкупа идентификации.

Лица, которые не знают, что они хотят делать, и которые безразличны к исследованиям, относятся к статусу диффузной идентичности.

Сообщить об ошибке

Какой этап психосоциальной теории Эриксона характеризует подростковый возраст?

Возможные ответы:

Трудолюбие или неполноценность 

Инициатива или вина 

Близость или изоляция 

Идентичность или смешение ролей

Правильный ответ:

Идентичность и смешение ролей

Объяснение:

Поскольку подростковый возраст характеризуется различными биологическими, социальными, эмоциональными и когнитивными изменениями, Эриксон утверждает, что подростки пытаются укрепить свою идентичность с точки зрения того, кто они есть, что они ценят и каковы их цели. Если подростки не разрешат кризис своей идентичности, у них может возникнуть путаница ролей, что имеет негативные психологические последствия.

Близость и изоляция характеризуют раннее взросление.

Трудолюбие против неполноценности характеризует среднее детство.

Инициатива против вины характеризует раннее детство.

Сообщить об ошибке

Стереотипы, связанные с полом и возможностями женщин, могут стать причиной __________ в их карьерном росте.

Возможные ответы:

эффект стеклянного потолка

самосбывающееся пророчество

повышение уверенности в себе

стереотипная угроза

Правильный ответ:

эффект стеклянного потолка

Пояснение:

Эффект стеклянного потолка — это явление, которое возникает, когда женщины больше не могут продвигаться по карьерной лестнице и занимать должности более высокого уровня, которые обычно занимают мужчины.

Самоисполняющееся пророчество и угроза стереотипов очень похожи в том смысле, что они обычно являются результатом стереотипов, негативно влияющих на академическую успеваемость.

Повышение уверенности в себе является отвлекающим элементом и не имеет прямого отношения к вопросу.

Сообщить об ошибке

Какие из следующих качеств больше всего ценят мужчины при выборе партнера для долгосрочных отношений?

Возможные ответы:

Физическая привлекательность

Уровень дохода

Интеллект

Стабильность семьи

Правильный ответ:

Физическая привлекательность

Объяснение:

Мужчины чаще, чем женщины, выбирают себе пару на основе физической привлекательности. Согласно эволюционной теории, мужчины обращают внимание на то, здорова ли женщина физически и способна ли она вынашивать детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *