Психология этапы развития: Основные этапы развития психологии | MindMeister ментальными картами

Содержание

4. Основные этапы развития психологии как науки

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

I этап – психология как наука о душе. На этом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демократ считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна.

Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

II этап – психология как наука о сознании. На 2-ом этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые

Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французы П. Гольбах и К, Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

III этап– психология как наука о поведении. На 3-ем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе развития психологии, начиная с середины XX в., она превратилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористской (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.), когнитивистский

(У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектика — материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. С началом сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет.

В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и многие другие.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психология

– одна из самых древних и интересных, сложных и важных для человека наук. Уже на протяжении многих веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия.

Само название предмета психологии появилось в европейских текстах в XVI в. и в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (psyche – «душа», logia – «знание, наука»).

Психология возникла как наука о душе, и в дальнейшем в течение многих веков психологическое знание накапливалось в рамках философской мысли. Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человеческой, была проблема связи души и тела.

Чтобы ответить на вопрос: Что же представляет собой психология как наука? необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении

. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году с основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Рассмотрим их более подробно.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Она есть образ и истечение мировой души. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает

целостность душевной жизни человека. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.

Французский философ Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Он считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют по разным законам. Тело, по мнению Декарта, материально и действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее главное свойство — способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу.

Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке?

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естественных наук вместо понятия «душа» в науке появилось понятие «сознание». Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания — все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.

Отсюда возник очень важный вопрос, как, под влиянием чего формируется сознание человека. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоцианизма.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциациисвязи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

В XIX в. развитие научной мысли во многих отраслях привело к пониманию ценности знания, полученного экспериментальным, опытным путем. Так развивались, например, физика, химия. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело развитие физиологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в.

Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Историю научной психологии принято считать с 1879 г. — года открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832— 1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.

Психология стала экспериментальной наукой.

В. Вундт, Э. Титченер (1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы — ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому название структурализма.

Представителей другого направления — функционализма — интересовал прежде всего вопрос, как действует, как функционирует психика. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Гальтон (1822-1911), У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952).

Функционалисты основывались на эволюционной теории Ч. Дарвина и считали, что роль сознания — в приспособлении человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов — понять функцию сознания, то, как оно помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи.

Функционалисты много внимания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.

Огромный вклад У.Джеймс внес в психологию эмоций, ему принадлежат также первые исследования самосознания и самооценки, в частности, знаменитая формула самоуважения как отношения успеха, которого достигает человек, к его притязаниям.

Одновременно в конце XIX — начале XX в. было предпринято множество попыток создать физиологическую психологию, изучить психологические явления физиологическими методами. Однако эти попытки во многом оказались неудачными, поскольку точные, однозначные, объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими — расплывчатыми, изменчивыми, противоречивыми. Это заставило многих ученых сомневаться в возможности научного изучения психологических явлений.

В результате психология разделилась на два направления.

Одно с помощью точных научных методов пыталось изучить такие относительно простые психологические процессы, как ощущение и восприятие.

Второе рассматривало высшие психические процессы — память, мышление, которые такими способами изучены быть не могли. Для этих целей был создан особый метод исследования — интроспекция (от лат. introspectare — смотреть внутрь), т.е. наблюдения человека за тем, как действует его психика и субъективное описание этого.

Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки.

В начале XX в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений — бихевиоризм — обратилось к изучению внешнего поведения, другое — психоанализ — к изучению бессознательных процессов.

Название направления бихевиоризм происходит от английского слова behavior — поведение. Его разрабатывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874— 1949), Дж. Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Основателем направления психоанализ стал австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). 3. Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов.

Возникшие в психологии конца XIX – начала XX века направления психологии: глубинная психология (психоанализ), бихевиоризм (необихевиоризм), гештальтпсихология в западной психологии и деятельностный подход в отечественной психологии, с теми или иными модификациями, существуют и по сей день.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направленийфилософско-религиозного и естественно-научного.

Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления — Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О.Лосский (1870-1965) и др. — считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители — выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), И.П. Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии — научного направления, основоположником которого был В. М. Бехтерев.

В. М. Бехтерев (1857-1927) развивал экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования.

Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В отечественной психологии развивались и другие школы и направления, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С. Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер.

Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А.Н. Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

Психология индивидуальных различий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М. Теплов (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972), В.С.Мерлин (1892-1982).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2022 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

верхний

Стадии развития Эриксона: что вам нужно знать

(Последнее обновление: 27 сентября 2022 г.)

Стадии развития Эриксона объясняют, как развивается и изменяется личность на протяжении всей жизни. Это одна из основных теорий развития ребенка, которая повлияла на наше понимание того, как дети развиваются в детстве и в дальнейшей жизни.

В этой статье обсуждаются этапы развития Эриксона и исследуются важные события на каждом этапе. Он также охватывает последствия успеха и неудачи на каждом этапе разработки.

В этой статье:

  • Обзор стадий развития Эриксона
  • 8 стадий развития Эриксона
  • Стадия 1: Доверие против недоверия
    • Стадия 2: Автономия против стыда и инициативы
        2 6 Вина
        • Стадия 4: отрасль в зависимости от неполноценности
          • Стадия 5: Идентичность против роли путаница
            • Стадия 6: Интимачность в зависимости от изоляции
              • Стадия 7: Generativity Versus Stagnation
                • . Теории Эриксона и Фрейда
                • Влияние стадий развития Эриксона
                • Часто задаваемые вопросы

                  Обзор стадий развития Эриксона

                  По мере продвижения по жизни, от младенчества до смерти, каждый человек сталкивается с различными проблемами, которые можно либо преодолеть, либо привести к трудностям. Хотя каждый этап основывается на опыте предыдущих этапов, Эриксон не считал, что овладение каждым этапом необходимо для перехода к следующему.

                  Как и другие теоретики стадий, Эриксон считал, что эти стадии происходят в заранее определенном порядке, концепция, известная как эпигенетический принцип.

                  Существуют три ключевых компонента стадий развития Эриксона:

                  • Эго-идентичность : Это относится к нашему постоянно меняющемуся ощущению себя, которое возникает благодаря нашим социальным взаимодействиям и опыту.
                  • Сила Эго : Это качество развивается, когда люди успешно осваивают каждую стадию развития.
                  • Конфликт: На каждом этапе развития люди сталкиваются с конфликтом определенного типа, который служит поворотным моментом в процессе развития.

                  8 стадий развития Эриксона

                  Stage

                  Age

                  Major Question

                  Virtue
                  Trust versus Mistrust 0 – 2 Years “Can Я доверяю миру?» Надежда
                  Автономия против стыда и сомнения 2–4 года «Могу ли я делать что-то сам или я должен полагаться на других?» Воля
                  Инициатива против вины 4–5 лет «Можно ли мне что-то делать?» Цель
                  Трудолюбие против неполноценности 5–12 лет «Как я могу быть хорошим?» Компетентность
                  Идентичность и смешение ролей 13–19 лет «Кто я?» Верность
                  Близость или изоляция 20–40 лет «Могу ли я любить и быть любимым?» Любовь
                  Генерация против стагнации 40–65 лет «Что я могу сделать для мира?» Забота
                  Целостность против отчаяния 65 – Смерть «Была ли моя жизнь хорошей?» Мудрость

                  (Загрузите PDF-версию этой сводной психосоциальной таблицы).

                  Этап 1: Доверие против недоверия

                  Мир безопасен и предсказуем или опасен и хаотичен? Эриксон считал, что первая стадия психосоциального развития сосредоточена на ответе на этот важный вопрос.

                  Он также считал, что этот этап является наиболее важным этапом, поскольку он играет решающую роль в установлении того, как человек смотрит на мир и взаимодействует с ним.

                  Младенец появляется на свет совершенно беспомощным и зависит от заботы о нем опекунов. Эриксон считал, что в течение этих первых двух критических лет жизни младенцу важно понять, что воспитателям можно доверить удовлетворение этих потребностей. Когда о ребенке заботятся и его потребности удовлетворяются должным образом, у них развивается чувство, что мир заслуживает доверия.

                  Что происходит, если ребенок остается без присмотра или его потребности не удовлетворяются с достаточной последовательностью? В таком сценарии у ребенка может развиться чувство недоверия к миру. Мир может казаться непредсказуемым местом, и люди, которые должны любить и заботиться о ребенке, могут быть ненадежными.

                  Ключевые моменты о доверии и недоверии

                  • Если этот этап будет завершен успешно, ребенок появится с добродетелью надежды .
                  • Даже когда возникают трудности, человек с этим качеством чувствует, что может обратиться к близким за поддержкой и заботой.
                  • Те, кому не удастся обрести эту добродетель, испытают страх. Когда происходит кризис, они могут чувствовать себя безнадежными, тревожными и неуверенными.

                  Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения

                  По мере того, как дети вступают в дошкольный возраст, они становятся все более независимыми. Они не только начинают сами ходить, но и начинают самостоятельно выполнять некоторые действия. Дети часто хотят иметь больший выбор в отношении того, что влияет на их жизнь, например, выбирать, какие продукты есть и какую одежду носить.

                  Эти действия не только играют важную роль в становлении более независимым человеком, но также помогают определить, развивается ли у детей чувство автономии или чувство сомнения в своих способностях.

                  Те, кто успешно пройдет эту стадию психосоциального развития, обретут добродетель воли или чувство, что они могут предпринимать осмысленные действия, которые повлияют на то, что с ними происходит.

                  Дети, которые разовьют эту автономию, будут чувствовать себя уверенно и комфортно, будучи самими собой. Воспитатели могут помочь обеспечить успех детей на этом этапе, поощряя выбор, позволяя детям принимать решения и поддерживая их возросшую независимость.

                  Какие действия могут привести к сбою на данном этапе? Родители, которые чрезмерно критичны, не позволяют своим детям делать выбор или слишком контролируют их, могут способствовать стыду и сомнениям. Эти дети могут выйти из этой стадии с недостатком самоуважения и уверенности в своих способностях, и они могут стать чрезмерно зависимыми от других.

                  Ключевые моменты Автономия против стыда и сомнения

                  • Этот этап помогает задать курс для дальнейшего развития.
                  • Дети, добившиеся успеха на этом этапе, будут иметь большее чувство собственной независимости.
                  • Те, кто борется, могут испытывать стыд за свои усилия и способности.

                  Этап 3: Инициатива против чувства вины

                  Третий этап теории Эриксона сосредоточен на развитии у детей чувства инициативы. Сверстники становятся более важными в этот момент, так как дети начинают больше взаимодействовать с детьми в своем районе или в своем классе. Дети начинают больше участвовать в притворных играх и социальных играх, часто придумывая игры и планируя мероприятия с другими детьми.

                  На этом этапе дети должны принимать решения и планировать свои действия. Дети также утверждают больше власти и контроля над миром вокруг них. На этом этапе родители и опекуны должны поощрять детей исследовать и принимать соответствующие решения.

                  Ключевые моменты об инициативе и вине

                  • Дети, успешно освоившие этот этап, появляются с чувством инициативы, а те, у кого нет, могут испытывать чувство вины.
                  • Добродетель в центре этой стадии равна цель, или чувство, что они имеют контроль и власть в мире.

                  Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности

                  В школьные годы до подросткового возраста дети вступают в психосоциальную стадию, которую Эриксон назвал трудолюбием против неполноценности. На этом этапе дети сосредоточены на развитии чувства компетентности. Неудивительно, что школа играет существенную роль на этом этапе развития.

                  По мере взросления дети становятся все более способными решать все более и более сложные задачи. Они также заинтересованы в том, чтобы стать более мастерскими и успешными в различных вещах, и выражают заинтересованность в изучении новых навыков и принятии вызовов.

                  В идеале дети должны получать поддержку и похвалу за выполнение различных действий, таких как рисование, чтение и письмо. Получая это положительное внимание и подкрепление, дети начинают строить уверенность в себе, необходимую им для достижения успеха в жизни.

                  Так что же происходит, если дети не получают похвалы и внимания от других за освоение новых навыков? Эриксон считал, что неспособность справиться с этой стадией развития в конечном итоге приведет к чувству неполноценности и неуверенности в собственных силах. Основная добродетель, возникающая в результате успешного прохождения этой психосоциальной стадии, известна как компетенция .

                  Ключевые моменты о трудолюбии и неполноценности

                  • Поддержка и поощрение детей помогает им осваивать новые навыки, приобретая при этом чувство компетентности.
                  • У детей, испытывающих трудности на этом этапе, могут возникнуть проблемы с уверенностью в себе по мере взросления.

                  Стадия 5: Идентичность и смешение ролей

                  Любой, кто помнит часто бурные подростковые годы, вероятно, сразу поймет, что Эриксон противостоял стадии развития личности и смешения ролей.

                  В этот момент подростки начинают исследовать основной вопрос: «Кто я?» Подростки сосредотачиваются на развитии чувства собственного достоинства, выясняя, во что они верят, кто они и кем они хотят стать.

                  Эриксон считал формирование личности одним из самых важных этапов жизни. Развитие сильного чувства собственного достоинства служит своего рода компасом, который помогает каждому человеку вести его всю оставшуюся жизнь.

                  Так что же нужно, чтобы создать хорошую личность? Во-первых, это способность исследовать с поддержкой и любовью. Дети часто проходят разные этапы и изучают разные способы самовыражения.

                  Ключевые моменты об идентичности и замешательстве

                  • Те, кому позволено пройти это личное исследование и успешно освоить этот этап, обретают сильное чувство независимости, личной свободы действий и самоощущения.
                  • Те, кому не удается пройти этот этап, часто вступают во взрослую жизнь, не зная, кто они и чего хотят от жизни.
                  • Основная добродетель, возникающая в результате успешного завершения этой стадии, известна как верность .

                  Стадия 6: Близость или изоляция

                  Любовь и романтика являются одними из главных забот многих молодых людей, поэтому неудивительно, что шестая стадия теории Эриксона сосредоточена именно на этой теме. Этот этап начинается примерно в возрасте 18–19 лет и продолжается до 40 лет.

                  Центральная тема этого этапа сосредоточена на формировании любящих, прочных и поддерживающих отношений с другими людьми. Эриксон полагал, что ощущение себя, которое (надеюсь) сформировалось на стадии идентичности и смешения ролей, играет жизненно важную роль в способности создавать крепкие и любящие отношения.

                  Ключевые моменты о близости и изоляции

                  • Успех на этом этапе развития приводит к прочным связям с другими, а неудача может привести к ощущению изоляции и одиночества.
                  • Основная добродетель, которая развивается на этом этапе, это любовь .

                  Стадия 7: Генерация против стагнации

                  Поздние годы взрослой жизни отмечены необходимостью создавать что-то, что будет продолжаться после того, как нас не станет. По сути, мы чувствуем необходимость оставить неизгладимый след в мире.

                  Это может включать в себя воспитание детей, заботу о других или положительное влияние на других людей. Карьера, семья, церковные группы, общественные организации и другие вещи могут способствовать возникновению чувства выполненного долга и гордости.

                  Ключевые моменты о созидательности и стагнации

                  • Те, кто овладевает этой стадией развития, выходят с чувством, что они оказали значительное и ценное влияние на окружающий мир и развили основную добродетель, которую Эриксон назвал уход .
                  • Люди, которые не справляются с этой стадией эффективно, могут чувствовать себя невовлеченными, непродуктивными и даже отрезанными от мира.

                  Стадия 8: Целостность против отчаяния

                  Заключительная стадия Эриксоновских стадий развития длится примерно с 65 лет и до конца жизни человека. Хотя это может быть последний этап жизни, он по-прежнему важен. Именно в это время люди начинают размышлять о прожитой жизни и задаваться вопросом: «Хорошо ли я прожил жизнь?»

                  Люди, которые вспоминают свою жизнь с чувством гордости, почувствуют удовлетворение, а те, кто оглядывается назад с сожалением, испытают горечь или даже отчаяние.

                  Ключевые моменты о честности и отчаянии

                  • Люди, которые овладевают последним этапом жизни, выходят с чувством мудрости и чувствуют, что прожили достойную и наполненную смыслом жизнь, даже несмотря на то, что им грозит смерть.
                  • Те, кто чувствует, что их жизнь была потрачена впустую или бессмысленна, испытают печаль, гнев и сожаление.

                  Сравнение теорий Эриксона и Фрейда

                  Теория Эриксона имеет некоторое сходство с теорией психосексуальной стадии Фрейда, но с некоторыми ключевыми отличиями.

                  Теория Эриксона

                  • Теория Эриксона сосредоточена на эго.
                  • Теория Эриксона охватывает всю жизнь.
                  • Эриксон уделял больше внимания роли социальных и культурных влияний.

                  Теория Фрейда

                  • Фрейд сосредоточился на влиянии Оно.
                  • Фрейд считал, что личность в значительной степени формируется к тому времени, когда ребенок достигает пятилетнего возраста.
                  • Фрейд подчеркивал важность детских переживаний и бессознательных желаний.

                  Влияние стадий развития Эриксона

                  Стадии развития Эриксона ознаменовали собой существенное отличие от многих более ранних теорий в том, что теория была сосредоточена на развитии на протяжении всей жизни. Сегодня многие психологи предпочитают теории, менее сосредоточенные на наборе предопределенных стадий. Они также признают, что индивидуальные различия и разнообразный опыт часто означают, что развитие может заметно отличаться от одного человека к другому.

                  Некоторые распространенные критические замечания по поводу эриксоновских стадий развития включают:

                  • Теория мало что говорит о глубинных причинах каждого кризиса развития.
                  • Он также имеет тенденцию быть несколько расплывчатым в отношении различных переживаний и событий, которые отмечают разницу между успехом и неудачей на каждом этапе.
                  • В теории отсутствует объективный способ определить, «прошел» ли человек конкретную стадию развития или «провалился».

                  Часто задаваемые вопросы

                  Чем этапы развития Эриксона отличаются от этапов развития Фрейда?

                  Несмотря на некоторое сходство, теория Эриксона фокусируется на том, как социальный опыт влияет на развитие, и описывает, как люди меняются и растут на протяжении всей жизни.

                  Что такое эпигенетический принцип?

                  Эпигенетический принцип предполагает, что развитие происходит в виде ряда предопределенных стадий.

                  Какие три ключевых элемента составляют психосоциальную теорию?

                  Эриксон считал, что каждая стадия отмечена конфликтами, которые способствуют развитию эго-идентичности и психологических добродетелей.

                  Источники:

                  Эриксон Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *