Психология физиологическая: Психология физиологическая . Что такое «Психология физиологическая «? Понятие и определение термина «Психология физиологическая » – Глоссарий

Физиологическая психология

22.02.2012


Без сомнения любой психолог, который занимался историей предмета психологии, может не согласиться с выделением семи волн психологии. Многие наверное скажут, что первым предметом психологии являлись содержания и акты собственного сознания и пальма первенства в вычленении предмета принадлежит интроспективному направлению и философской рефлексии предмета психологии как таковой. С одной стороны, интроспективное направление основательно репрезентировано известными школами В. Вундта, структурной психологией Э. Титченера, психологией акта Ф. Брентано, Вюрцбургской школой, а также отечественными исследователями Л. М. Лопатиным и Г. И. Челпановым. Но с другой стороны, мы должны очень хорошо понимать, что метод утонченной интроспекции в течение многих тысячелетий использовался как метод самопостижения в духовных традициях. Все попытки интроспекционалистов преодолеть ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя, выглядят смешными по сравнению с вышколенными практиками дза-дзень или випассаны.

На опыте интроспекции было построено много философских, теологических, духовных моделей реальности, но не научная психология.

Именно по этой причине мы считаем, что началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии — физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были реально физиологическими и медицинскими.

Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 году первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий; и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал.

Не нужно думать, что физиологическая психология, дав первый предмет психологии (психофизиология органов чувств) и научный метод (эксперимент) сошла с научной арены. Дальнейшее ее развитие было настолько успешным, что она охватила все возможные феномены свойств, состояний и процессов психического — психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти и обучения; речи и мышления; мотивации и эмоций; сна, психофизиология стресса; психофизиология функциональных состояний, дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий и т.д.

Более того — именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки.

Ключевые слова: Психология, Наука

Источник: Козлов В.В., Интегративная психология

Материалы по теме

История отечественной психологии личности

Петровский А.В., Психология в России. XX век

Развитие социальной психологии

Тамотсу Шибутани, Социальная психология

Социальная психология в системе наук

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Методология социальной психологии

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Предмет и структура социальной психологии

Андреева И.

В., Социальная психология

Методологические основы психологии

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Этапы развития социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

Психоаналитическое направление в социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

Читать онлайн «Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник», Е. И. Николаева – Литрес

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и биологическим специальностям

Рецензент доктор медицинских наук Л. И. Афтанас Научный редактор доктор биологических наук В. П. Леутин

© Николаева Е. И., 2008

© ООО «ПЕР СЭ», 2008

© «Логос», 2008

Предисловие

Книга, которая находится у вас в руках, выходит за рамки традиционного учебника по психофизиологии. Ее название свидетельствует о том, что авторский взгляд на соотношение психических и физиологических процессов представляет собой тесное переплетение системного подхода, глубоко проработанного отечественными психофизиологами, с концепциями, предлагаемыми в рамках близкого психофизиологии направления – физиологической психологии. Именно поэтому в учебнике представлены темы, ранее не встречавшиеся в подобного типа изданиях, например психофизиология пола, паранатальная психофизиология, психофизиология аддиктивного поведения и психофизиология старения. Тем не менее введение этих разделов в учебник в настоящее время кажется весьма обоснованным, поскольку современный исследователь изучает не просто психические и физиологические процессы усредненного испытуемого, но рассматривает все эти процессы у мужчины или женщины, находящихся на определенном этапе своего индивидуального развития в соответствующем возрастном периоде.

Другой особенностью учебника является введение достаточного количества спорных теоретических представлений, предложение студенту разных точек зрения на один и тот же вопрос, часто без предоставления окончательного единственно правильного ответа. Это встреча не с устоявшимися окончательными истинами, но с живой психофизиологической наукой, и она, встреча, кажется мне знаковой для нашего времени, поскольку отражает тенденции современного общества стремиться к рассмотрению явлений во всей их многогранности.

И, наконец, бесспорным преимуществом учебника, которое заметно любому, взявшему книгу в руки, является обилие иллюстраций и легкий авторский стиль изложения. Большая часть наших весьма глубоких по содержанию учебников, обращенных к студенту, удручающе бедна наглядным материалом, что крайне затрудняет процесс усвоения, и слишком пересыщена терминологией.

Надеюсь, что всякий, кто откроет первую страницу учебника, не сможет не дочитать его до конца, как это случилось со мной.

Доктор медицинских наук заместитель директора по науке Государственного научно-исследовательского института физиологии СО РАМН

Введение

Психофизиология (психологическая физиология) – наука о физиологических основах психической деятельности человека. Она изучает поведение и внутренний мир индивидуума через призму физиологических изменений.

Практическую психофизиологию каждый человек осваивает с детства, обучаясь сопоставлять собственные переживания и ощущения с теми физиологическими реакциями, которыми они сопровождаются. Точно так же мы пытаемся догадаться о движущих силах поступков других людей, наблюдая за изменением их физиологических реакций. Бытует мнение, что такие реакции в большей мере отражают состояние человека, чем его слова. Разговорный язык фиксирует многочисленные связи между эмоциями и поведением в таких выражениях, как «ноги стали ватными», «это его подкосило», «сердце в пятки ушло» и др.

В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, созданной на основе народных сказаний, в большом количестве сохранены подобные ассоциации. Так, встреча царицы с царем передается следующим образом: «Восхищенья не снесла и к обедне умерла».

Исторические факты свидетельствуют о многочисленных попытках анализа психологического состояния человека по его физиологическим реакциям, что и составляло багаж практических знаний по психофизиологии во всех уголках мира. Например, Александр Македонский отбирал в свое войско солдат, резко поднося к лицу новобранца зажженный факел. Если лицо вспыхивало румянцем из-за покраснения кожи, претендент становился солдатом, если же лицо бледнело, то у него не было шансов стать воином.

Сейчас мы объясняем эти реакции дифференцированной активацией при стрессе двух отделов вегетативной нервной системы. Активация симпатической нервной системы, мобилизующей организм на борьбу, связана с приливом крови к мышцам, что фиксируется в покраснении лица. Возбуждение парасимпатической нервной системы, поведенчески реализующееся через замирание или расслабление, сопровождается приливом крови к внутренним органам, что проявляется в побледнении лица. Александр Македонский нуждался в победителях, агрессивно реагирующих в бою, поэтому тест его, физиологический в своей основе, позволял выявлять людей, готовых сражаться до победного конца.

Древние народы использовали знания практической психофизиологии для объективизации решений в трудных ситуациях, хотя многие из них не имели под собой реальной основы. Например, в средневековой Европе считалось, что женщина, весящая менее 49 кг вместе с помелом, непременно должна быть ведьмой (Этинген, 1988). На Руси полагали, что праведный человек, брошенный в воду, утонет, а лживый всплывет. В Китае подозреваемого в преступлении заставляли взять в рот пригоршню риса. Если он мог его выплюнуть, значит был невиновен, поскольку считалось, что у преступника пересыхает во рту и у него не наберется достаточного количества слюны. В действительности же пересыхает во рту не у виновного, а у человека, находящегося в стрессе. Эта вегетативная реакция опосредована адренергическими механизмами, уменьшающими слюноотделение.

Попытку применения психофизиологических знаний в практике Московского уголовного розыска в 30-х годах XX века предпринял А. Р. Лурия. Он использовал ассоциативный тест для выявления преступников среди подозреваемых.

Первые систематические наблюдения о связи изменения частоты пульса с эмоциями провел древнеримский врач Гален. Он описал резкое учащение пульса у женщины в тот момент, когда при ней произносили имя ее возлюбленного (Хэссет, 1981).

В настоящее время психофизиология имеет значительный инструментарий для исследования своего предмета – соотношения психических переживаний и мозговых изменений, их обусловливающих. Накоплено значительное количество данных, позволяющих объяснять и предсказывать те психологические изменения, которые должны сопровождать конкретные физиологические сдвиги. В то же время многое еще остается непознанным.

Распространение психофизиологических знаний за пределы узкого круга специалистов представляется крайне важным: оно позволяет заменить ошибочные представления «народной» психофизиологии на реальные знания, имеющиеся в арсенале науки. Эти знания создают необходимую основу для формирования осознанных представлений о здоровом образе жизни каждого человека.

В названии предлагаемого учебника фигурируют две науки: физиологическая психология и психологическая физиология. Термин физиологическая психология ввел В. Вундт в конце XIX века. Он использовал его для названия науки, задачей которой явилось изучение психологических возможностей животных в экспериментальных условиях, направленных на изменение состояния их мозга, а также физиологических основ психической деятельности человека. Термин психологическая физиология предложил А. Р. Лурия (1978) для выделения системного подхода в исследовании психических процессов, сформировавшегося в Советском Союзе. С точки зрения ученого, физиологическая психология акцентируется на отдельных физиологических процессах, лежащих в основе психических явлений, тогда как центральной задачей психофизиологии является анализ целостных форм психической деятельности. Эта наука опиралась на теорию функциональных систем П. К. Анохина (1968). В некоторых источниках психологическую физиологию связывают исключительно с исследованиями психики человека, тогда как физиологическую психологию – с результатами экспериментов на животных. Современные методы, позволяющие неинвазивное (без операционного вмешательства) проведение исследования, постепенно стирают границу в результатах, полученных на человеке и на животных. А потому, рассматривая физиологические процессы, происходящие у человека, мы будем привлекать материалы физиологической психологии, делая выводы более доказательными. Кроме того, современная физиологическая психология так же, как и психологическая физиология, изучает физиологические основы целостного поведения животных и человека.

Появление новых методов исследования стирает рамки не только между психофизиологией и физиологической психологией. Так, физиология высшей нервной деятельности (ВНД), созданная трудами И. П. Павлова и его учеников, также имеет своей задачей изучение физиологических основ психической деятельности. Термин ВНД введен И. П. Павловым для того, чтобы подчеркнуть отличие собственного подхода в исследовании психики, основанного на эксперименте, от интраспективных психологических методов исследования. Современная психофизиология владеет многочисленными объективными методами получения информации, поэтому нет необходимости выделять физиологию ВДН в отдельную дисциплину.

Другая наука – нейропсихология – сформировалась на стыке нескольких дисциплин (нейрохирургии, психологии, физиологии) и базировалась на анализе последствий локальных поражений головного мозга. Значительный вклад в разработку ее основных положений внес А. Р. Лурия, создавший теорию системной динамической локализации психических процессов. Появление томографии расширяет возможность неинвазивного анализа мозга человека в норме и при патологии, тем самым сближая задачи психофизиологии и нейропсихологии.

 

Наконец, в настоящее время появилась новая дисциплина – нейронаука, задачей которой является объединение не только данных и подходов перечисленных наук, но и биохимии мозга, нейроиммунологии для создания единой концепции взаимосвязи происходящих в мозге процессов с психической жизнью человека. От успехов этой дисциплины будет зависеть то, насколько долго сохранится отдельная дисциплина психофизиология.

Учебник включает в себя тематически традиционные для такого рода руководств разделы. Отличительной его особенностью является наличие глав, посвященных функциональной асимметрии мозга, паранатальной психофизиологии, психофизиологии пола и аддиктивному поведению. Необходимость введения данного материала обусловлена тем, что исследования в этих направлениях в последнее время достигли больших успехов, но не получили адекватного освещения за пределами узкой аудитории специалистов.

Выражаю благодарность за помощь в работе над рукописью научному редактору Виталию Петровичу Леутину и издателю Чернову Алексею Евгеньевичу, без энергии и поддержки которых эта книга вряд ли бы вышла в свет.

Е. И. Николаева

Словарь

Психофизиология —

наука о связи психических переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека через призму физиологических изменений.

Физиологическая психология —

наука, задачей которой является изучение психологических возможностей животных в экспериментальных условиях, направленных на изменение состояния их мозга. В настоящее время представляет собой науку о физиологических основах психической деятельности человека и животных.

Глава 1


Биологические основы психики

Мозг и психические процессы

Все многообразие взглядов на взаимоотношения между мозгом и психическими процессами можно свести к трем подходам. Первый предполагает, что психические явления обусловлены исключительно активностью мозга, т. е. за всеми психическими изменениями стоят те или иные процессы, происходящие в мозговой ткани. Предполагается, что не все соотношения этих изменений можно измерить и продемонстрировать в настоящее время, но совершенствование технических возможностей науки приведет в дальнейшем к их обнаружению и пониманию.

Второй подход заключается в том, что только низшие психические процессы связаны с мозгом, тогда как духовная жизнь человека определяется высшим существом (например, Богом). И, наконец, третий подход вытекает из предположения, что мозг является лишь приемником некоторых процессов, которые возникают где-то во вселенной и транслируются через организм человека.

Психофизиология как наука о взаимоотношениях мозга и психики полностью опирается на первый подход. Она использует в своем арсенале теоретические позиции, которые построены на фактах, соответствующих требованиям науки в ее современном смысле слова. Это означает, что такие факты могут быть выявлены любым человеком, если он будет для их получения соблюдать соответствующие условия. Эти условия заключаются в том, что ученый работает в рамках определенной парадигмы – принятого на данный момент эталона проведения исследования. Парадигма включает теоретические представления, выведенные на основании предыдущих знаний, методологию, то есть правила проведения исследования, выработанные предыдущими учеными, и инструментарий – оборудование, которое позволяет в той или иной мере ответить на поставленные в исследовании вопросы. Психофизиология, как и любая другая наука, отвечает принципу верифицируемости, то есть любое ее положение должно быть доказано, и принципу фальсифицируемости, то есть любое ее положение может быть опровергнуто в процессе эмпирического исследования. И хотя современная психофизиология способна объяснить лишь те факты, которые связаны с функционированием отдельных нейронов или их цепей, исследователи уверены, что в дальнейшем накопление знаний позволит понять и причину таких явлений, как, скажем, любовь и ненависть (Delgado, 1998).

Проблема соотношения психического и физиологического называется психофизиологической. Она до сих пор не имеет решения. В данном учебнике описаны многочисленные факты взаимного влияния мозга и психики. Тем не менее причинно-следственная связь между ними не поддается описанию на современном уровне состояния науки.

Наиболее простое решение этой проблемы связано со сведением психического к физиологическому, то есть отрицанием специфичности психических процессов. Эту точку зрения, широко распространенную на ранних этапах развития науки, в настоящий момент разделяет узкий круг специалистов.

Другая группа исследователей описывает психические процессы как особые в нервной системе, существенно отличающиеся от остальных, но тем не менее являющиеся нервными.

И, наконец, есть точка зрения, что физиологические и психические процессы имеют различные закономерности, не сводятся друг к другу, хотя психическая активность обусловлена деятельностью мозга. Более подробно психофизиологическая проблема будет рассмотрена в главе 12 «Психофизиология осознанных процессов».

Значительный вклад в обоснование этой точки зрения внес австрийский анатом Франц Иосиф Галль. Он создал науку кефалоскопию, более известную в наше время как френология. Он полагал, что способности людей в той или иной области определяются объемом нервной ткани мозга, которая отвечает за эти способности. Большие скопления нервной ткани, с его точки зрения, деформируют находящуюся над ней черепную кость, вызывая развитие шишек на голове. И хотя сейчас эти представления могут вызывать лишь улыбку, в начале XIX века в магазинах можно было встретить муляжи головы с раскрашенными участками черепа, ответственными за те или иные способности (рис. 1.1).

Выдающийся ученый Чарльз Дарвин чуть было не поплатился своей будущей карьерой из-за пристрастия его современников к легким предсказаниям (по шишкам на голове, линиям на руке и т. д.). Капитан корабля «Бигль» (на котором Дарвин путешествовал, сделал важные открытия, а впоследствии на их основе создал теорию эволюции) увлекался предсказанием способностей людей по рисунку линий на стопе. Стопа ученого явно не внушала ему доверия, и теория эволюции могла бы не возникнуть, если бы капитан, подбирая состав команды для плавания, опирался исключительно на этот метод.

Тем не менее открытия, сделанные Ф. И. Галлем, столь значительны, что он известен в науке как серьезный исследователь. Он обнаружил разницу между строением белого и серого вещества мозга, описал передние и задние корешки спинного мозга и показал, что неразумно приписывать коре мозга функции секреторной железы, как делали до него многие выдающиеся ученые.

Согласно Л. М. Веккеру (2000), существуют основные критические признаки, по которым происходит первичное различение психического акта от физиологического. Они связаны с особенностями отношений между механизмом функционирования органа этого акта и самим актом как результатом этого функционирования. Л. М. Веккер выделяет такие эмпирические признаки, которые отличают психическое от собственно физиологического:


Рис. 1.1. Френологическая карта с обозначением зон мозга, ответственных за различные психические функции.

Эмоции.

I. Склонности. 1. Деструктивность. 2. Привлекательность. 3. Чадолюбие. 4. Прилипчивость. 5. Постоянство. 6. Воинственность. 7. Скрытность. 8. Восприимчивость. 9. Конструктивность.

II. Чувства. 10. Осторожность. 11. Конформность. 12. Самооценка. 13. Доброжелательность. 14. Благоговение. 15. Непоколебимость. 16. Добросовестность. 17. Надежда. 18. Восхищенность. 19. Идеализирование. 20. Радость. 21. Подражание.

Интеллект

I. Восприятие. 22. Индивидуальность. 23. Форма. 24. Размер. 25. Вес и устойчивость. 26. Цвет. 27. Местоположение. 28. Порядок. 29. Счет. 30. Вероятность. 31. Время 32. Гармония. 33. Язык.

II. Рефлексивность. 34. Сравнение. 35. Причинность.

1. Предметность. Этот признак состоит в том, что итоговые характеристики любого психического процесса могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание.

Так, восприятие, являющееся функцией органов чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и т. д. воспринимаемого или представляемого объекта. Воспроизведение качеств одного объекта в другом, служащим его моделью, не заключает уникальности психических явлений, поскольку встречается в различных видах и непсихических отображений. Разные предметы – копия и оригинал – могут обладать одной и той же формой, величиной, цветом и т. д. Суть же рассматриваемого исходного критического признака психического процесса заключается в том, что, протекая в своем органе-носителе, этот внутренний процесс в его конечных, результативных параметрах скроен по образцам свойств внешнего объекта.

2. Субъектность. Вторая специфическая особенность психического заключается в том, что в картине психического процесса остаются скрытыми изменения состояния органа-носителя, которые данный процесс реализуют. Итоговые, конечные параметры не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые обнаруживаются в мозге. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.

3. Чувственная недоступность. Характеризуется тем, что психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя скрытыми изменения в мозге, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в мозге, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека. Человек не воспринимает своих восприятий, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов. Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятий и мыслей другого человека, ни их собственно психическая «ткань». Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.

4. Спонтанная активность. Эта характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату – мозгу, а выражение его в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, которые направляются психическим процессом.

Известно, что вес мозга человека варьирует от 1,5 до 1,8 кг; таким образом, даже в норме разница в весе мозга составляет около 300 г. Еще больший диапазон в весе мозга обнаружен у выдающихся деятелей мировой культуры. Например, вес мозга французского писателя А. Франса составлял около 900 г, тогда как у И. С. Тургенева он был 2 кг 400 г. По некоторым данным, у известного французского естествоиспытателя Л. Пастера было только одно (левое) полушарие мозга, на месте второго имелись лишь зародышевые пузыри (Этинген, 1988). Это свидетельствует о том, что не только вес мозга предопределяет качество психической активности человека.

Среднее количество нейронов – специализированных клеток мозга – составляет 100 млрд, что сопоставимо с числом звезд в системе Млечного Пути. Однако уже подчеркивалось, что сложность строения головного мозга и его функций нельзя объяснить только числом клеток. Все больше подтверждений получает гипотеза, объясняющая взаимосвязь интеллекта не с количеством нейронов, а с числом и особенностью связей между ними. Для понимания этого процесса необходимо ознакомиться со структурой нервной системы и условиями ее работы.

Начиная с трудов Л. С. Выготского (1982–1984), деятельность мозга описывается как система совместно функционирующих высокодифференцированных областей мозга, формирующих новые типы межцентральных отношений. А. Р. Лурия (1973) представил работу мозга в виде трех структурно-функциональных образований – блоков. Их совместное участие необходимо в любой деятельности. Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования, второй – ответственен за получение, переработку и хранение информации, третий блок связан с программированием и контролем психической деятельности. К первому блоку он относил мозговые структуры, расположенные по средней линии, включающие неспецифические образования разных уровней. Во второй блок включены корковые и подкорковые структуры задних отделов полушарий мозга, в третий – корковые и подкорковые отделы премоторных и префронтальных областей.

 

Стать психологом-физиологом: руководство по карьере и получению диплома

Основы

Задумывались ли вы когда-нибудь о разнице между мозгом и разумом и о том, как они влияют на наши действия? Ученые в области физиологической психологии изучают взаимосвязь между мозгом и поведением человека.

Профессионалы в этой области сосредотачиваются на биологических основах поведения, а не на социальных влияниях, которые волнуют других психологов. Физиологические психологи занимаются такими вопросами, как природа сознания и эмоций.

Область началась, когда ученые заметили, что поведение человека меняется при повреждении областей мозга. Они обнаружили, что люди, которые получили черепно-мозговые травмы в результате несчастных случаев и других причин, часто ведут себя иначе, и они приступили к выяснению того, как определенные области физического мозга вызывают определенные типы поведения.

Давно известно, что каждый отдел мозга специализируется на определенном аспекте, при этом зрительные и слуховые органы чувств находятся в височной доле, а решение задач и двигательная функция — в лобной доле. Спинной мозг, часть нервной системы, соединяет головной мозг с другими частями тела.

Психологи-физиологи считают, что как только мы узнаем, как работает нервная система, мы сможем понять, как люди думают, как они воспринимают информацию, как запоминают и как себя ведут.

Что такое физиологический психолог?

Физиологические психологи — это биологические психологи, которые проводят исследования и диагностируют эмоциональные и поведенческие расстройства. Они сосредоточены на том, чтобы связать то, что мы говорим и делаем, с реальной физической работой клеток, структур и химии мозга.

Психологи-физиологи также изучают, как люди получают информацию через пять органов чувств, и проводят исследования для разработки теорий о взаимосвязях между мозгом и поведением.

Психологи-физиологи используют практический подход, чтобы выяснить, как нервная система связана с другими системами организма и как мозг вызывает определенное поведение. Ученые в области физиологической психологии считают, что разум человека является результатом работы нервной системы.

Психологи-физиологи занимаются такими проблемами, как эмоции, сон, чувства, обучение и память, общение, прием пищи и репродуктивное поведение. Они также занимаются неврологическими расстройствами и изучают психофармакологию, чтобы определить, как наркотики влияют на мозг.

Чем занимается психолог-физиолог?

Психологи-физиологи используют ряд методов для проведения исследований и оказания помощи людям с черепно-мозговыми травмами. Технологические достижения в области оборудования, которое позволяет нам просматривать мозг, такие как МРТ (магнитно-резонансная томография) и ПЭТ-сканирование (позитронно-эмиссионная томография), могут использоваться для визуализации функциональной активности и физических структур мозга.

Человеку с повреждением головного мозга может помочь МРТ, чтобы определить, какой участок мозга был поврежден. Затем физиологический психолог определяет соответствующее влияние на поведение человека.

Психологи-физиологи проводят исследования людей, перенесших операцию по поводу других состояний, таких как эпилепсия и рак. Психологи-физиологи проводят исследования, опрашивая пациентов, перенесших операцию на головном мозге, в то время как различные части мозга стимулируются, чтобы узнать о функциях мозга. Такой подход возможен из-за отсутствия нервных окончаний внутри головного мозга, поэтому пациенты не чувствуют боли. Однако МРТ является более точным и менее инвазивным средством получения данных для исследования.

Психологи-физиологи также могут проводить исследования на животных, что является спорным этическим вопросом. Против этой практики выступают группы по защите прав животных и другие. Исследователи-животные следуют этическим принципам ухода за животными и обращения с ними, и результаты исследований полезны для многих людей, но тем не менее животные испытывают некоторые страдания.

Эксперименты на животных, проведенные психологами-физиологами, позволили получить информацию о расстройствах, включая болезнь Паркинсона, инсульты, шизофрению, анорексию и тревожные расстройства.

Зачем нужны психологи-физиологи?

Нам нужны физиологические психологи, чтобы помочь нам понять взаимосвязь между мозгом и остальным телом. Физиологические психологи помогают нам понять разум и самосознание. Они исследуют роль естественного отбора в эволюции поведения человека и животных и пытаются выяснить, как люди воспринимают информацию, как они думают и как запоминают мысли.

Психологи-физиологи изучают взаимосвязь между коммуникацией и сознанием, проводят исследования, чтобы помочь людям с повреждением головного мозга, и сосредотачиваются на том, как наркотики влияют на сознание.

Результаты исследований, проведенных психологами-физиологами, имеют далеко идущие последствия для преподавания и обучения, помощи людям в восстановлении после черепно-мозговых травм и поиска методов лечения, помогающих людям с неврологическими расстройствами, такими как маниакальная депрессия, ожирение, проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, шизофрения, тревожные расстройства, нервная анорексия. и болезнь Паркинсона.

Результаты их исследований также могут быть использованы для разработки методов лечения людей с психосоматическими заболеваниями, навязчивыми идеями и компульсиями, депрессиями и фобиями.

Где работают психологи-физиологи?

Многие психологи-физиологи работают в университетах, где они проводят исследования и обучают студентов. Исследование может быть основано на исследованиях на животных, и результаты исследования могут иметь значение для лечения людей с такими расстройствами, как деменция.

Другие физиологические психологи работают в частных исследовательских лабораториях, фармацевтических компаниях или правительстве. Они анализируют данные, полученные в результате экспериментов, чтобы найти ответы на вопросы психологии человека.

Результаты исследований могут быть опубликованы в научных журналах, таких как Pharmacology или Journal of Neuroscience . Физиологические психологи на этих должностях должны иметь докторскую степень, а также несколько лет постдокторского опыта под руководством опытного исследователя.

Какая степень требуется, чтобы стать психологом-физиологом?

Как и другие психологи, физиологические психологи должны получить степень бакалавра, докторскую степень и пройти постдокторскую стипендию. Доктор философии или степень доктора психологии — это исследовательская степень, для которой требуется диссертация, основанная на оригинальном исследовании и всестороннем обследовании. Для профессора начального уровня требуется стипендия от одного до двух лет.

Получение степени бакалавра является обязательным условием для поступления в аспирантуру. Стремящиеся физиологические психологи обычно специализируются на психологии или смежных предметных областях, таких как химия или биология. Рекомендуется дополнительная курсовая работа по статистике, биологической психологии и методам исследования.

к.т.н. программы обычно требуют от двух до трех лет углубленной курсовой работы и от двух до четырех лет исследований до написания диссертации. Студенты обычно проходят курсы по методам исследования и статистике. Многие кандидаты наук. курсы также предоставляют инструкции по обучению.

к.т.н. выпускники получают стипендии, чтобы иметь возможность создать портфолио опубликованных исследований, чтобы подготовить их к работе в академическом учреждении. Постдокторская стипендия дает опыт и занимает от одного до двух лет.

Физиологические психологи, как правило, должны получить лицензию на практику, хотя требования различаются в зависимости от штата и должности. Ассоциация государственных и провинциальных лицензионных советов предоставляет конкретную информацию о требованиях по штатам.

Американский совет профессиональной нейропсихологии предлагает сертификацию по нейропсихологии. Сертификация совета директоров, хотя и не является особым требованием для некоторых должностей, может свидетельствовать о профессиональном опыте в определенной области. Некоторые работодатели требуют сертификации, а также лицензии и докторской степени.

Что нужно, чтобы стать психологом-физиологом?

  • Любознательность и творческое мышление: Психолог-физиолог должен уметь «нестандартно мыслить» и иметь любознательность для изучения новых способов мышления.
  • Навыки наблюдения: Психолог-физиолог должен обладать хорошими навыками наблюдения при проведении исследований для получения информации из научных экспериментов.
  • Аналитические способности: Физиологический психолог должен уметь анализировать информацию и делать выводы.
  • Навыки решения проблем: Физиологическому психологу необходимы навыки решения проблем, чтобы выявить связи между мозгом и поведением.
  • Терпение: Психологу-физиологу нужно терпение, чтобы проводить исследования точно.

Сколько зарабатывает психолог-физиолог?

По данным Бюро статистики труда Министерства труда США, прогнозируемый рост занятости психологов на 2021–2031 годы составляет 8 процентов, что соответствует среднему показателю для всех профессий. Ожидается, что перспективы трудоустройства будут лучшими для психологов, имеющих докторскую или специализированную степень.

Средняя средняя заработная плата всех психологов составляла 102 900 долларов, при этом 10 процентов самых низкооплачиваемых зарабатывали около 38 000 долларов, а 10 процентов самых высокооплачиваемых — более 130 000 долларов.

Какие профессии похожи на физиологическую психологию?

  • Консультанты по токсикомании и поведенческим расстройствам: Консультанты по токсикомании и поведенческим расстройствам помогают людям с поведенческими проблемами, такими как наркомания, алкоголизм и расстройства пищевого поведения. Диплом средней школы является минимальным требованием.
  • Исследователи-опросники: Исследователи-опросники разрабатывают опросы и анализируют собранные данные, чтобы понять предпочтения, убеждения, желания и мнения группы людей. Минимальная необходимая степень — степень магистра.
  • Аналитик по маркетинговым исследованиям: Аналитик по маркетинговым исследованиям изучает конъюнктуру рынка, чтобы сообщить компаниям, какие продукты люди готовы покупать, кто будет покупать эти продукты и сколько они готовы платить.
  • Врачи и хирурги: Врачи и хирурги диагностируют и лечат болезни и травмы. Требуется докторская или профессиональная степень.
  • Консультант по психическому здоровью: Консультанты по психическому здоровью помогают людям преодолевать эмоциональные и психические проблемы вместе со своими семьями. Требуется степень магистра.

Похожие материалы

  • Что такое поведенческий психолог?
  • Как стать нейропсихологом
  • Как стать когнитивно-поведенческим терапевтом
  • Консультант по злоупотреблению психоактивными веществами: должностные обязанности | Образование | Школы
  • Личностный психолог Карьера: Должностные обязанности | Образование | Навыки

Чем занимается психолог-физиолог? | Work

Автор Fraser Sherman Обновлено 7 марта 2019 г.

Психология изучает разум, физиология изучает тело. Дисциплина физиологическая психология объединяет эти две, чтобы выяснить, как физическая структура мозга влияет на наше сознание и наши мысли. Травмы головного мозга и проблемы с химией мозга могут вызвать психические и эмоциональные проблемы. Физиологическая психология исследует, диагностирует и лечит их.

Совет

Психолог-физиолог изучает то, как наши тела, особенно мозг, влияют на наш разум. Они могут быть вовлечены в чистые исследования или в лечение психических заболеваний. [ref2] Это также известно как биологическая психология и поведенческая нейронаука.

Разум и тело

Люди иногда считают разум и тело отдельными вещами, но они тесно связаны. Хотя метод формирования сознания в мозгу до сих пор остается загадкой, физический мозг оказывает большое влияние на наши мысли и личность.

Химия — одно из влияний. Наш мозг использует нейротрансмиттеры для передачи информации от одного нейрона к другому. Химические вещества, такие как серотонин и дофамин, влияют на наш аппетит, настроение и мышление. Дисбаланс нейротрансмиттеров является фактором шизофрении, депрессии, аутизма и болезни Паркинсона.

Маниакально-депрессивное заболевание, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство и анорексия являются другими примерами физиологического поведения .

Интересующие темы

Существует огромное количество тем, которые вы можете исследовать или рассматривать как физиологический психолог .

  • Развитие нервной системы.
  • Взаимодействие химических веществ с мозгом и нервной системой.
  • Контроль поведенческих состояний i , включая половое и репродуктивное поведение.
  • Биологические ритмы и сон.
  • Эмоции и психические расстройства l расстройства.
  • Нейронные механизмы обучения и запоминания.
  • Язык.
  • Восстановление после повреждения головного мозга или нерва.

A

Обязанности психолога-физиолога

В отличие от большинства психологов, психологу-физиологу для изучения нужны тела, а не только мозги. Недостаточно взять интервью у субъекта или провести ему тест Роршаха. Поскольку экспериментировать на людях неэтично, исследование обязанностей физиологического психолога включают работу с животными: вызвать зависимость у животного или повредить его мозг с помощью нейрохирургии невозможно с помощью подопытных людей.

На сегодняшний день невозможно получить такие же результаты, используя только образцы тканей или компьютерные программы. В обязанности психолога-физиолога входит взвешивание этических вопросов перед началом исследования:

  • Гуманно ли обращаются с животными, используемыми в проекте. Даже если эксперимент окажется в конечном итоге фатальным, перед этим животные должны быть хорошо откормлены и иметь комфортные условия проживания.
  • Оценка серьезности эксперимента. Взятие образца крови у морской свинки менее вредно, чем, например, нейрохирургия.
  • Уравновешивает ли потенциальная польза для людей вред для животных?
  • Насколько велик потенциальный вред , если исследование не будет проведено? Если исследования на животных помогут найти лекарство от болезни Альцгеймера, например, отказ от проведения исследований может привести к старости и ранней смерти миллионов людей.

Получение образования

Вы должны начать подготовку к карьере в области физиологической психологии в старшей школе. Если в вашей школе есть курсы психологии, возьмите их. Биология важна, как и математические навыки: например, любая исследовательская карьера будет включать в себя множество статистических данных.

Ваша учеба в колледже будет похожа на двойную специализацию: вы изучаете психологию, но вам также придется много узнать о биологии человека и неврологии. Если вы продолжите обучение в магистратуре, вы узнаете об экспериментальном дизайне и методах исследования; нейроанатомия; развитие нервной системы; хранение памяти; и физическая основа поведенческих расстройств.

Работа и доход

Как физиологический психолог, вы можете заниматься клинической практикой или исследованиями или преподавать в своей области. Рабочие места включают клиники, больницы, исследовательские лаборатории и колледжи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *