Психология фромм: Эрих Фромм — Психологос

Содержание

Эрих Фромм — Психологос

01 октября 2022 г., 21:27

Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа». В понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Фромма оказали антропологические работы Маркса. Главная тема творчества — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:

  • Двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;
  • Проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;
  • Проблем «социального», т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры;
  • Характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, «рыночный характер» и др.).

Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды.

Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования «экзистенциального» и «исторического»:

1) Экзистенциальная составляющая —

  1. Человек, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»;
  2. Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

2) Исторические противоречия —

Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Фроммом приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество.

Главная задача в построении душевно здорового общества — это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность — это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера:

  • рецептивный
  • эксплуататорский
  • накопительский
  • рыночный

Продуктивность — это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.

Публикации

  • «Бегство от свободы» (1941)
  • «Человек для самого себя»
  • «Душевно здоровое общество» (1945)
  • «Психоанализ и религия» (1950)
  • «Искусство любить» (1956)
  • «Революция надежды» (1968)
  • «Иметь или быть?» (1976)
  • «Анатомия человеческой деструктивности»
  • «Мужчина и женщина»
  • «Кредо»
  • «Величие и ограниченность теории Фрейда»
  • «Ради любви к жизни»
  • «Кризис психоанализа»
  • «Революция надежды. Избавление от иллюзий»
  • Персоналии
  • Психотерапия
  • Гуманистический подход
  • Гуманистическая психология

Комментарии (2):

Гость, 27 февраля 2018 г., 16:27

Каково Ваше личное мнение о нём, доктор Козлов? Читал его «Анатомию человеческой деструктивности» — вторая часть просто ужас с точки зрения поиска глубинного смысла. Деструктивность он вообще величает некрофилией, просто проявляться она может в разной форме. Впечатление, что от «не пропустил старушку в очереди» до «изнасиловал труп» — один шаг (да, он прям и описывает сексуальное насилие над трупами деструктивных, т. е. некрофильских личностей). А «Иметь или быть» — книга замечательная.

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 28 февраля 2018 г., 04:27

К самому Эриху Фромму — глубокое уважение как к честному мыслителю. «Анатомию человеческой деструктивности» — не читал, тема не моя.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Авторитарная личность по Фромму

Авторитарная личность (от лат. autoritas — власть) — конкретный психологический тип, обладающий такими чертами, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти. Понятие введено Э. Фроммом, который с его помощью пытался истолковать истоки нацизма.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Фромм Э. Искусство любить — рецензия

Эрих Фромм автор многих известных книг: «Бегство от свободы», «Человек для себя», «Анатомия человеческой деструктивности», «Здоровое общество», «Иметь или быть» и др. Но, пожалуй, самой знаменитой является «Искусство любить». Это маленький шедевр психологии для широкого круга читателей.

0Подробнее

7 лучших книг Эриха Фромма о философии и психологии

Немецкий психоаналитик и философ Эрих Фромм спорил со своим предшественником и учителем Зигмундом Фрейдом, потому что считал, что развитие личности главным образом зависит не от биологических факторов, а от среды. Проблемы культуры и общества занимали философа больше всего. А его идеи значительно повлияли на развитие социологии и психологии.

Фромм размышлял о том, почему люди охотно отбрасывают свободу, чтобы стать винтиками гигантской машины. Он рассуждал о последствиях гонки за успехом, культа денег и отрицал мистическое представление о любви. Самые известные работы Фромма — «Искусство любить», «Бегство от свободы» и «Человек для себя». Рассказываем о философе и его других интересных текстах.

Биография Эриха Фромма

Фромм родился в городе Франкфурт‑на‑Майне 23 марта 1900 года. Он проявил интерес к психологии еще в юности и начал изучать эту науку в университете. В 1922 году Фромм окончил Гейдельбергский университет, где защитил докторскую диссертацию по социологии. Потом продолжил обучение в Берлинском психоаналитическом институте. Получив образование, Фромм стал психоаналитиком. Он посвятил частной практике 35 лет.

В 1933 году Фромм бежал от нацистов в США, где до 1941-го работал в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Там он вступил в контакт с новой школой социологов и аналитиков, включая Карен Хорни, известного немецкого психоаналитика. Также Фромм основал Институт психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта и читал лекции в Йельском университете, Новой школе социальных исследований и Американском институте психоанализа. С 1941 по 1950 год был преподавателем Беннингтонского колледжа.

В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где был профессором Национального автономного университета Мексики. С 1955-го по 1965-й возглавлял там кафедру психоанализа. За это время он также посетил Мичиганский и Нью-Йоркский университеты в качестве профессора. Позже преподавал в Мексиканском обществе психоанализа, а затем переехал в Швейцарию, где оставался до своей смерти в 1980 году.

«Бегство от свободы»

Если человечество не сможет принять опасности и ответственность, которые сопутствуют свободе, оно, вероятно, обратится к авторитаризму. Это главная мысль труда, вышедшего в разгар Второй мировой войны, в 1941 году. Идеи, которые Фромм рассматривает в нем, станут центральными в его философской концепции и будут развиваться во многих последующих произведениях.

В книге «Бегство от свободы» Фромм размышляет о том, почему общество, которое обеспечило себя всеми материальными благами и правами, все чаще испытывает соблазн отказаться от свободы в пользу политической диктатуры. В частности, он обсуждает психосоциальные причины, которые привели к расцвету фашизма. Могут ли ценности демократии, либерализма и технического прогресса не только освобождать людей, но и делать их одинокими и незащищенными?

«Человек для себя»

Эта книга во многом продолжает идеи, заложенные в «Бегстве от свободы». В совокупности оба этих труда изложили теорию Фромма о человеческом характере, которая была естественным продолжением его теории о человеческой природе.

Она стала классикой философии XX века и внесла большой вклад в формирование убеждений современной психологии.

В произведении Фромм обсуждает основополагающие вопросы человеческого бытия. Что такое человек? Как он должен жить, чтобы реализовать потенциал? Философ не дает готовых советов, которые помогут обрести счастье или душевный покой. Вместо этого он пытается прояснить проблемы этики и психологии, а также побудить читателей задать себе важные вопросы.

Фромм в книге выдвигает мысль о том, что смысл жизни человека заключается в его способности стать человеком для себя, то есть осознавать свои чувства, желания и действовать в соответствии с ними. Он предлагает своеобразный подход к самопостижению, основанный на анализе культурных источников, которые препятствуют самореализации.

«Здоровое общество»

Фромм выпустил книгу «Здоровое общество» в 1955 году. В ней он представил свое полное и систематизированное учение, получившее название гуманистического психоанализа. Главной проблемой современного общества философ назвал бегство в сверхконформизм, который приводит к деперсонализации людей.

Формулируя свою концепцию, Фромм оспаривает точки зрения Зигмунда Фрейда и Карла Макса на взаимоотношения человека и общества. Он настаивает на том, что личность может быть самостоятельной и уникальной, не теряя при этом ощущения принадлежности к обществу. Фромм отмечает, что основные источники проблем — потребительское отношение к жизни и ориентация на материальное благополучие и личную выгоду, которые приносят вред как индивидуумам, так и обществу в целом.

Также Фромм предлагает ряд практических рекомендаций для создания здорового общества, в котором люди чувствуют себя полезными и свободными. Он пишет о необходимости развития социальной открытости, сотрудничества и этических ценностей, которые помогут создать гармонию и мир в социуме.

«Искусство любить»

Одна из самых популярных книг Фромма появилась в 1956 году. В ней психоаналитик продолжил развивать свое видение человеческой природы, обозначенное в «Бегстве от свободы» и «Человеке для себя».

Фромм отвергает мистическое представление о любви, согласно которому ее невозможно описать и объяснить. Вместо этого он предлагает воспринимать любовь как творческую деятельность. По его мнению, навыки, которые для нее необходимы, можно получить и развить.

Фромм рассуждает о том, как возникает любовь и что люди под ней понимают. Объясняет, почему большинство браков терпят крах и какие ошибки люди чаще допускают в отношениях.

«Искусство быть»

Опубликованная в 1989 году книга «Искусство быть» удивительно актуальна и сегодня. В ней Фромм исследует, насколько представления о себе, других и мире влияют на способность быть счастливыми и отношения в целом. Он приходит к выводу, что материальные блага могут создать только временное удовлетворение, но не приведут к долгосрочному счастью.

Фромм выстраивает свою теорию вокруг того, что счастье происходит тогда, когда мы находим баланс между потребностями и жизнью в сообществе с другими людьми. Он объясняет, что это связано с тем, что мы должны научиться быть настоящими собой и иметь глубокое понимание своих реальных нужд, чтобы найти тех, кто нас поддерживает и помогает нам развиваться.

Противостоя различным психогуру, проповедующим короткие и простые пути к просветлению, Фромм предлагает другой путь к самосознанию — через медитацию, а не через материальную выгоду.

«Анатомия человеческой деструктивности»

Это исследование в области теории психоанализа Фромм посвятил причинам насилия. Книга поделена на три логические части. Первая рассказывает об инстинктах, бихевиоризме и психоанализе. Вторая выступает против тезисов первой. А третья подробно рассматривает различные типы агрессии и условия ее возникновения.

Автор утверждает, что деструктивное поведение — результат неудовлетворенности основных потребностей человека: любви, безопасности, свободы и самореализации. Он также обращает внимание на то, что деструктивность может проявляться как в индивидуальном поведении, так и в межличностных отношениях.

Чтобы написать этот труд, Фромм обобщил знания в различных областях науки, включая историю, антропологию, палеонтологию и нейрофизиологию.

В качестве примеров ученый в том числе проанализировал деятельность Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина.

«Иметь или быть?»

«Человек подчинил себе природу, ядерную энергию, покорил космос. У него есть все: возможность построить шикарный дом, приобрести отличный автомобиль, полки магазинов ломятся от товаров на любой вкус. Но человек по‑прежнему несчастен…»

В этой книге Фромм продолжает рассуждать о кризисе современного социума, разговор о котором он завел в предыдущих работах «Здоровое общество» и «Революция надежды». Он представляет психологический и социологический анализы эгоизма и альтруизма как двух способов существования. Что все‑таки важнее: обладать богатствами материальной культуры или жить осмысленно, осознавая каждое мгновение и наслаждаясь им во всей его полноте?

07.05.2023 г. Книги

17.11.2022 г. Книги

Расскажите друзьям:

Отправьте новость
на email:

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast. ru.

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Эрих Фромм Биография

Эрих Фромм был социологом 20-го века, психоаналитиком и кем-то вроде эрудита, который изучал и публиковал работы в самых разных областях, включая психологию, антропологию, религию, этику, психоанализ, социологию и философию. В его психологических работах политика перемежается с философией, и многие считают Фромма основателем политической психологии.

Профессиональная жизнь

Эрих Фромм родился во Франкфурте, Германия, в 1900. Он изучал право во Франкфуртском университете, пока не сменил специальность на социологию и не поступил в Гейдельбергский университет. После того, как в 1922 году он получил степень доктора философии в области социологии, он продолжил изучать психологию и психиатрию в Мюнхенском университете и стажировался в Психоаналитическом институте в Берлине.

Фромм практиковал психоанализ в Берлине и основал Франкфуртский психоаналитический институт. Он также присоединился к Институту социальных исследований Франкфуртского университета, где работал учителем в 1929 и 1932. Институт позже стал известен как Франкфуртская школа критической теории и является одним из наиболее широко известных центров, занимающихся марксистской междисциплинарной социальной психологией.

Фромм бежал от нацистов в 1933 году в США, где до 1941 года работал в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Фромм вступил в контакт с новой школой социологов и аналитиков, в том числе с Карен Хорни, известным немецким психоаналитиком, был известен тем, что подверг сомнению и пересмотру несколько теорий Фрейда. Фромм в конечном итоге отверг теорию Фрейда и помог развить неофрейдистское движение. Фромм основал Институт психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта и читал лекции в Йельском университете, Новой школе социальных исследований и Американском институте психоанализа. с 1941–1950, Фромм был преподавателем Беннингтонского колледжа.

Фромм переехал в Мехико в 1951 году, где он был профессором Национального автономного университета Мексики во Фронтере. С 1955 по 1965 год Фромм возглавлял кафедру психоанализа в университете. За это время он также посетил Мичиганский университет и Нью-Йоркский университет в качестве профессора. Позже он преподавал в Мексиканском обществе психоанализа, а затем переехал в Швейцарию, где оставался до своей смерти в 1919 году.80.

Вклад в психологию

Фромм был яростным социальным критиком, много писал о политической философии. Он также известен своей критикой творчества Зигмунда Фрейда. Фромм отметил, что некоторые из ранних работ Фрейда противоречили его более поздним работам, и раскритиковал Фрейда за его женоненавистничество.

Две наиболее важные работы Фромма, «Бегство от свободы» и «Человек для себя» , сочетают в себе элементы философии и психологии, закладывая основу политической психологии. Искусство любить была его самой коммерчески успешной книгой.

Еврейские корни Фромма явно присутствуют в каждой его книге, и он часто писал светские толкования священных писаний. Его гуманистическая философия основана прежде всего на его понимании библейской истории об Адаме и Еве. Фромм утверждал, что Адам и Ева поступили правильно, съев яблоко с Древа познания, подчеркнув, что моральный авторитет должен исходить из тщательно изученных идеалов, а не авторитарных указаний от Бога или других фигур.

Эта антиавторитарная направленность составляет значительную часть философии Фромма, и во многих его работах превозносились достоинства социалистической демократии. Он считал, что принятие свободы является признаком психологического здоровья и что некоторые психологические проблемы возникают из-за попыток убежать от свободы и приспособиться к требованиям общества. Он принял концепцию биофилии, любви к человечеству и природе, и утверждал, что биофилия является признаком хорошего психологического здоровья.

Книги Эриха Фромма
  • Побег от свободы (1941)
  • Человек для себя (1947)
  • Искусство любить (1956)
  • Миссия Зигмунда Фрейда; Анализ его личности и влияния (1959)
  • Дзен-буддизм и психоанализ (1960)
  • Может ли человек победить? Исследование фактов и вымыслов внешней политики (1961)
  • Концепция человека Маркса (1961)
  • За пределами цепей иллюзий: Моя встреча с Марксом и Фрейдом (1962)
  • Социалистический гуманизм (1965)
  • Природа человека (1968)
  • Кризис психоанализа (1970)
  • Анатомия человеческой деструктивности (1973)
  • Иметь или быть? (1976)
  • Величие и ограниченность мысли Фрейда (1979)
  • Искусство быть (1993)
  • Искусство слушать (1994)
  • О том, как быть человеком (1997)

Марксизм, психоанализ и реальность Эриха Фромма 1966

Марксизм, психоанализ и реальность Эриха Фромма 1966

Эрих Фромм 1966

Марксизм, психоанализ и реальность


Впервые опубликовано: в Tagebuch. Monatshefte für Kultur, Politik, Wirtschaft , Band 21 (№ 9, 1966), стр. 5-6;
Перевод: Флориан Надж;
CopyLeft: Creative Commons (Attribute & ShareAlike) marxists.org 2011.


За последние 35 лет я написал много работ, в которых — в разных аспектах — я пытался объяснить, что есть не только точки пересечения марксизма и психоанализа, но и то, что между ними существует внутренняя взаимозависимость. Это означает, что я верю не только в возможность синтеза, но и в его экзистенциальную необходимость.

Фрейда и Маркса объединяет то, что оба — первый вопреки домарксистской социологии, второй — вопреки предшествующей психологии — имеют дело не столько с поверхностными явлениями, сколько с движущими силами, действующими в определенных направлениях и с различной интенсивностью. и вызывают явления, которые изменчивы и временны.

Психоанализ — единственная научная форма психологии, как марксизм — единственная научная форма социологии. Только эти две системы позволяют понять скрытые движущие силы явлений и предсказать, что происходит с индивидом в определенном обществе, когда при определенных условиях действующие силы вызывают явления, кажущиеся прямо противоположными тому, чем они являются на самом деле. . В области индивидуальной психологии, как и в социологии, нединамическое мышление удивляет, когда происходят глубоко воздействующие, экзистенциальные трансформации, тогда как динамическое мышление, распознающее силы, остающиеся невидимыми с поверхности, способно предсказывать вероятные трансформации.

Это не означает, что Маркс или Фрейд были абсолютными детерминистами. Я полагаю, что с философской точки зрения их позиция частично совпадает с позицией Спинозы, который говорил, что человек не был бы свободен, если бы он определялся силами, действующими за его спиной и определяющими его судьбу. Для Спинозы эта мысль является центральной проблемой этики; для Маркса это ядро ​​классового сознания и революционного действия. Для Фрейда эта мысль играет главную роль в сознательном осознании подсознательных конфликтов, на которых основана его терапия. Интересно отметить, что уже Роза Люксембург использовала понятие подсознания; правда, в смысле слепо действующих исторических сил, а не в смысле бессознательных психических сил, как это делал Фрейд.

Тем не менее, теории Фрейда и Маркса имеют общий элемент в допущении, что человеком движут силы. Осознание и осознание этого приведут к освобождению, хотя и только в пределах границ, установленных обществом и человеческой природой.

Я хотел бы добавить, что система Фрейда была разработана под влиянием механистического материализма XIX века, философии, уже преодоленной Марксом. В результате Фрейд описал человека как изолированный механизм, управляемый чисто физиологическими потребностями. Если мы хотим приспособить психоанализ к потребностям социальных исследований, нам нужно разрушить эти узкие рамки механистического материализма и перенести Фрейда в рамки гуманистической философии истории. Тогда основное внимание уделяется уже не только влечениям человека, в которых его развитие меньше всего отличается от животного, — но и отношению человека к миру.

Здесь становится очевидным самое существенное различие между Марксом и Фрейдом. Для Фрейда человек, как уже упоминалось, является изолированным существом, которое нуждается в других людях только для удовлетворения определенных физиологических потребностей. Это означает, что концепция человека у Фрейда — это концепция буржуа, вовлеченного в товарный рынок. Маркс разработал совершенно иную концепцию человека как законченного существа, нуждающегося в мире и чьи страсти заключаются в потенциальной энергии человека для достижения человеческих целей.

Я полагаю, что психоанализ, модифицированный в указанном смысле, может быть весьма полезен для объяснения различных явлений, для которых марксистская философия до сих пор не разработала вполне анализа. Это формы свободно развивающейся человеческой энергии для целей и нужд определенной социальной структуры. Я рассматриваю социальный характер как существенный элемент социальной ситуации и в то же время как связь между экономической структурой общества и его концепциями. Человеческая энергия является производительной силой, как и все природные силы. Однако это энергия, которая действует не как чистая природная сила, а всегда в определенной социальной форме и структуре, которую я называю — в динамическом смысле — социальным характером.

Я также полагаю, что можно психоаналитически объяснить — и очень подробно, — как разворачивается процесс детерминации общественного сознания, как социальные категории определяют сознание человека, как работает социальный фильтр и почему одни элементы достигают сознания, а другие запрещаются. от него. Отсюда следует, что существует не только общественное сознание, но и общественное подсознание, охватывающее все, что противоречит устройству данного общества. Общество не просто удовлетворено, когда человек не делает того, чего он не должен делать, но общество также требует, чтобы он не думал и того, о чем не должен думать; потому что мысль является ключом к действию.

Таким образом, психоанализ нуждается в пересмотре посредством марксистских концепций, но также и марксизм нуждается в добавлении психологических концепций, потому что в противном случае можно было бы обсуждать человека, который является главной темой марксистской мысли, только в абстрактно-философских терминах.

Проблема отчуждения

Отчуждение — хороший пример необходимости соединения динамической психологии (или гуманистической психологии, которые являются синонимами) и марксистского мышления. Уже ветхозаветные пророки сталкивались с проблемой отчуждения в контексте идолопоклонства. Здесь эта концепция подчеркивает, что эти идолы — всего лишь вещи, творение человека. Если человек поклоняется вещам, то он теряется и сам становится вещью. Я полагаю, что промышленное производство еще больше подчеркивает это отчуждение, так как человек создает такие гигантские организации и продукты, что он чувствует себя слабым и бессильным, сталкиваясь с ними, и скорее подчиняется, чем пытается управлять ими. Нет более яркого и яркого символа отчуждения, чем ядерное оружие. Они не только сделаны руками человека, но и являются результатом гениального человеческого мышления. Тем не менее именно это оружие представляет собой наиболее серьезную угрозу существованию самого человечества.

Именно это имел в виду Маркс, когда говорил, что вещи и обстоятельства ставят себя выше и против человека; или, как однажды сказал американский философ Ральф Уолдо Эмерсон, «все в седле». И оседлать человечество».

Однако здесь вступают в действие и психологические механизмы. Если мы действительно хотим понять, что такое отчуждение, то мы можем рассматривать этот термин не только в абстрактно-философском ключе, но мы также должны (?) увидеть, что происходит с отчужденным индивидом в эмпирическом и психологическом плане: как он себя чувствует? слаб и бессилен, какие страхи он терпит и какую безопасность находит в поклонении силам, которые становятся тем могущественнее, чем более беспомощным он себя чувствует. Можно, конечно, описать все это в философских терминах. Однако я боюсь, что этому есть пределы. Если мы не можем психологически описать отчуждение и не можем пережить его значение, то оно само становится отчужденным понятием.

Психоанализ и искусство

Психоанализ очень тесно связан с явлениями искусства. Но чем на самом деле занимается психоанализ? В конечном счете, он направлен на признание того, что действительно реально, вопреки тому, что здравый смысл ошибочно считает реальным. Большая часть того, что реально, не является сознательным, а большая часть того, что формирует содержание нашего сознания, является чистой фикцией. Когда, например, анализ сосредотачивается на снах, он имеет дело с сознанием сна, а это все то, что было запрещено в бодрствующем сознании, потому что оно не прошло социальный фильтр. Во сне человек и более разумен, и более иррационален, чем бодрствуя. Мы можем, например, увидеть, что многие люди обладают замечательным творческим потенциалом в своих снах; они мечтают о маленьких, больших и часто очень оригинальных драмах. Однако у тех же людей при бодрствовании возникают только самые нечестивые мысли.

Это приводит к выводу, что «человек знает многое из того, чего он не знает». Социальная адаптация делает человека слепым к многочисленным фактам, которые он действительно ощущает, но не вполне осознает. Более того, кажется очевидным, что человек более креативен, чем ему позволяет общество. Он также более радикален. Интерес общества не в свободном развитии человека. Но во всех прошлых и нынешних формах общества интерес состоит просто в том, чтобы сделать человека как можно более полезным и доступным и максимально использовать его энергию для целей общества.

Гуманистический психоанализ, являющийся пересмотром фрейдистского психоанализа, который скорее занимается совокупностью человеческого опыта, чем только стремлениями и влечениями, может ясно показать, что во всех прошлых и нынешних обществах человек лишь частично бодрствовал и что большая часть то, что он сознательно мыслит, есть фикция, данная ему обществом не только как составляющая неизбежного гнета, но и положительно как идеология.

Искусство имеет ту же функцию. Его задача — пробиться к реальности. Великий художник или великий драматург способен показать нам то, что «действительно реально», а не просто то, что условно, приемлемо или приятно. Можно, наверное, сказать, что великие художники всегда были придворными шутами общества, которым дозволялось говорить человечеству правду. А говорить правду — значит видеть реальность, а не быть слепым. В истории функция искусства состояла в том, чтобы не дать человечеству соскользнуть в тотальный сон и постоянно подвергаться фикциям своего сознания. Великие драмы и произведения искусства всегда показывают, что существует реальность, которую человек не осознает сознательно, но которую он может, однако, переживать — минуты или целые часы — глазами художника.

Если бы Гамлет пошел к психоаналитику, он бы сказал: мой отчим — порядочный человек, а мать — без изъяна, но все же у меня нехорошее предчувствие. То, что его мать и отчим — убийцы, настолько немыслимо, что не могло проникнуть в его сознание. Но только призрак, дух его отца, может убедить Гамлета в справедливости его подозрений. Здесь мы сталкиваемся с парадоксом, заключающимся в том, что индивидуум должен действовать безумно, чтобы увидеть всю правду, что с точки зрения так называемого здравого смысла маловероятно.

Если бы Йозеф К. из «Процесса» Кафки пошел к психиатру, он бы сказал: у меня все хорошо, у меня хорошая работа, веду нормальную половую жизнь. Но прошлой ночью мне приснился сон, который меня беспокоит. Тогда бы он рассказал ему то, что описывает Кафка в «Процессе». Но то, что Кафка пишет в своем романе, — реальность Йозефа К. Йозеф К. — нормальный человек, который — именно потому, что он «нормальный» — не может видеть правды. И Кафка на самом деле такой великий художник, потому что он действительно показывает нам анатомию, реальность этого «нормального» человека, который на самом деле очень болен. Акцент здесь делается на патологии нормальности.

Психоаналитик разделяет с художником то, что он видит в каждом человеке героя драмы; касается ли это так называемого интересного человека, не имеет значения. Каждый человек — герой драмы. Он разумное существо, заброшенное в мир, и в конфликтах с устрашающими силами и препятствиями пытается внести смысл в свою жизнь. Эта попытка обычно имеет драматический исход. На протяжении всей истории человек был в основном драматическим героем. Однако интересен этот герой не тем, что у него есть тот или иной комплекс, а тем, что он представляет определенную человеческую драму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *