Психология фундаментальная и прикладная: 3) Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Краткая характеристика предмета, задач и ме­тодов отдельных отраслей психологии.

Содержание

это развитие, особенности и виды

Содержание

  • Особенности прикладной психологии
  • Разделы науки
  • Прикладная организация
  • Развитие науки
  • Полезное видео

Прикладную психологию часто путают с практической, но это отдельные отрасли науки. Определяя, что такое прикладная психология, психологи разграничивают понятия применения методик и внедрения методик. Прикладная психология занимается внедрением и популяризацией достижений науки, экспериментальным подходом к социальным сферам, преимущественно работая с теоретическими данными. Практическая использует комплекс бытовых и научных подходов и направлена на работу с клиентами любых социальных групп.

Особенности прикладной психологии

В прикладной психологии 21 века выделяют три отрасли:

  1. Тестовая диагностика. Диагностирование, как метод исследования, зародилось в 1884 г. Ф. Гальтон, создатель метода, организовал измерение физиологических параметров добровольцев с помощью прохождения ряда измерений — тестов.
  2. Психология труда. Изучения условий труда начались в 20 веке, на фабриках легкой промышленности. Передовыми исследователями стали Э. Клапаред, Г. Холл, Г. Мюнстенберг.
  3. Клиническая психология. Зародилась в начале 20 века. Научное обоснование для новой отрасли вывели Л. Витмер и Э. Крепелин.

Применение этого раздела социальных наук многообразно: решение разноплановых задач, совершенствование подходов к развитию отдельных сфер человеческой деятельности. К типовым задачам относятся:

  • диагностика с помощью тестов;
  • изучение потребностей социальных групп;
  • консультирование, терапия;
  • прогнозирование вариантов развития социума;
  • разработка реформ и социальных проектов.

К формам применения отрасли относят интерпретацию и вмешательство. Первая занимается анализом и характеристикой факторов, вторая — раскрывает особенности психологического поведения, от просвещения до непосредственного оказания помощи.

Разделы науки

Определение научной сферы включает три смежных области:

  1. Клиническая. Занимается изучением расстройств: историей развития, формами и видами заболеваний, методиками диагностики и терапии, мерами профилактики.
  2. Организационная. Исследует профессиональные особенности отдельных сфер: медицинской, военной, инженерной, производственной.
  3. Социальная. Изучает сферу рекламы, средства массовой информации. Затрагивает экономику, досуг, экологию, культуру.

Разделы тесно переплетены и используют одну информационную базу, но их развитие происходит неравномерно.

Прикладная организация

Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:

  1. Проектирование — основа управления. Залогом существования и развития компании является проект — объединение способов достижения цели, методов решения управленческих задач, средств оптимизации труда.
  2. Проект включает цель. Под целью понимают заданный общий вид развитой компании либо ряд действий, которые должны привести к его достижению.
  3. Проектирование реализуется совместно. Для правильной реализации проекта необходимо включение всех сегментов управления на разных уровнях. Чем эффективнее работают субъекты на нижележащих уровнях, тем выше общая результативность.
  4. Среди проектов выделяются типовые. К ним относятся проекты, которые реализуются в разных сферах деятельности. В первую очередь, это проекты, направленные на улучшение социальных условий труда, реализации возможностей персонала, удовлетворение потребностей. В 20 веке приоритетом проектирования были технические возможности, современная наука занимается адаптацией технической системы к социальной.

В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.

Подчиненный типа Х нуждается в постоянном внешнем наблюдении руководителя. Он не проявляет инициативу, лишен амбиций и честолюбия. Он работает не потому, что стремится к самореализации, а для того, чтобы избежать санкций (штрафов и увольнения) и получить награду (премию). Поэтому задача руководителя — направлять и контролировать рабочий процесс.

Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.

В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании. Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации. Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.

Развитие науки

Исследование путей развития науки показывает, что среди форм прикладной психологии наибольшее развитие получает клиническая. В 21 веке по данным исследований США и Европы более 40% специалистов занимаются клинической отраслью. Вторая по популярности сфера деятельности — частное консультирование. Его темпы развития позволяют говорить о скорой смене лидерских позиций, внедрению частной психологии в повседневную практику.

Такие показатели связаны с актуальностью запросов — психологическая сфера деятельности стала востребованной под влиянием социальных изменений. Отчасти это связано с политическим курсом, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, но в большей мере — с распространением информации, и последующим возрастанием самозапросов.

Полезное видео

Ниже представлена запись выступления клинического психолога Беломестновой Нины Васильевны на заседании научной секции «Психология», посвященная проблематике направлений прикладной и  практической психологии.

Рейтинг автора

Написано статей

Об авторе

Еще раз о «схизисе» исследовательской и практической психологии — Методология и история психологии — 2010.

№ 3

Аннотация

В статье рассматривается современный уровень взаимодействия исследовательской и практической психологии, «схизис» между которыми традиционно удручает психологов. Автор показывает, что их расхождения сохраняются, несмотря на наблюдающиеся когнитивные и социальные тенденции к сближению. Вместе с тем, по его мнению, существующие представления о «схизисе» во многом порождены неадекватными ожиданиями в отношении академической психологии, а также недооценкой различия социальных функций фундаментальной и прикладной науки.

Ключевые слова: исследовательская психология, академическая и практическая психология, схизис, социальная релевантность, социальные функции, фундаментальная и прикладная наука, технологии

Рубрика издания: Социальная методология психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Юревич А. В. Еще раз о «схизисе» исследовательской и практической психологии // Методология и история психологии. 2010. № 3. С. 90–104.

Литература

  1. Аллахвердов В.М. Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. М., 2007. С. 174-194.
  2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
  3. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.
  4. Вачков И.В. Нужна ли практическому психологу методология? // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 72-79.
  5. Визгин В.П. Истина и ценность // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. С. 36-51.
  6. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 1. М., 1982. С. 291-436.
  7. Задорин М. Апология «прикладности», или Еще раз о профессионализме, профессии и профессиональном сообществе // Социальная реальность. 2007. № 5. С. 65-74.
  8. Карицкий И.Н. Методология практической психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 135-158.
  9. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М., 1980.
  10. Корнилова Т.В. Означает ли свободная конкуренция идей отказ от критериев научности в психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 3. С. 120–129.
  11. Макропсихология современного российского общества // Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М., 2009.
  12. Малки М. Знание и полезность: импликации для социологии знания // Знание: собственность и власть. Хрестоматия / Под ред. В.Н. Садовничего. М., 2010. С. 91-111.
  13. Мироненко И.А. О концепции предмета психологической науки // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Вып. 1. С. 160-173.
  14. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. М., 2007. С. 119-135.
  15. Пресс-выпуск Левада-Центра от 25.08.2010. [http://www.levada.ru/press/2010082501.html]
  16. Пружинин Б.И. Два этоса современной науки: проблемы взаимодействия // Этос науки. М., 2008. С. 108-121.
  17. Семенов В.Е.
    Современные методологические проблемы в российской социальной психологии // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 38-45.
  18. Сироткина И.Е., Смит Р. «Психологическое общество»: к характеристике феномена // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 114-121.
  19. Хозиев В.Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования в грядущей парадигме психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 1. С. 190-206.
  20. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  21. Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 3. C. 133-151.
  22. Юревич А.В. Методология и социология психологии. М., 2010.
  23. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М., 2010.
  24. Adam B., Loon Van J. Introduction: Repositioning risk; the challenge for social theory // The risk society and beyond. L., 2000. P. 1-31.
  25. Bandura A. Aggression: A social-learning analysis. Englewood Cliffs, NJ, 1973.
  26. Bandura A. Social foundations of thought and action. Englewood Cliffs, NJ, 1986.
  27. Bunge M. Technology as applied science // Technology and Culture. 1967. N 8. P. 329-347.
  28. Coolican H. Research methods and statistics in psychology. L., 1998.
  29. Gergen K.J. Toward a Postmodern Psychology // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 17-30.
  30. Harre R. The positivist-empiricist approach and its alternative // Human inquiry: A sourcebook of new paradigm research. Chichester, 1981. P. 20-48.
  31. Langrish J. et al. Wealth from Knowledge. L., 1972.
  32. Layton E. Conditions and Technological Development // Science, Technology and Society / Ed. by I. Spiegel-Rosing, D.J. de S. Price. L.; Beverly Hills, 1977. P. 197-222.
  33. Materials Advisory Board, Report of the Ad Hoc Committee on Principles of Research-Engineering Interaction. Washington, 1966.
  34. Moscovici S. Society and theory in social psychology // The context of social psychology: A critical assessment. N.Y., 1972.
  35. Polkinhorne D.E. Postmodern Epistemology of Practice // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 146-165.
  36. Rosenzweig M.R. What is psychological science // International psychological science: Progress, problems, and prospects. Washington, 1992.
  37. Sass L.A. The epic of disbelief: The postmodernist turn in contemporary psychoanalysis // Psychology and postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 166-182.
  38. Sexton V.S., Hogan J. (еds.) International psychology: Views from around the world. Lincoln, 1992.
  39. Shotter J. «Getting in touch»: The Methamethodology of a postmodern science of mental life // Psychology and postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 58-73.
  40. Skinner B.F. Reflections on behaviorism and society. Englewood Cliffs, NJ, 1978.
  41. Van der Vleist R. Social psychological theory and empirical studies of practical problems // Confronting social issues: Applications of social psychology. V. l. L., 1982. P. 7-22.

Юревич Андрей Владиславович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Что такое прикладная психология? — Отчет онлайн-школ

Психология , которая изучает человеческий разум и поведение, является увлекательной областью, охватывающей ряд подтем.

Если вы решите изучать психологию, вам в конечном итоге придется сосредоточиться на тех частях, которые отражают ваши интересы и цели. Во-первых, вам придется выбирать между базовой и прикладной психологией.

Чтобы дать определение прикладной психологии, давайте посмотрим на различия между этими двумя областями.

В чем разница между базовой психологией и прикладной психологией?

Короткий ответ заключается в том, что базовая психология, также называемая экспериментальной психологией, фокусируется на исследованиях, в то время как прикладная психология использует эти исследования для поиска ответов. Базовая психология опирается на научные методы сбора данных и проведения исследований когнитивных и поведенческих аспектов человека.

Прикладная психология, с другой стороны, фокусируется на использовании исследований для решения проблем, связанных с людьми и их поведением. Прикладная психология охватывает несколько областей, таких как здравоохранение, образование, человеческие ресурсы, уголовное правосудие, социальные услуги и технологии.

Если вас интересуют научные исследования, вам, вероятно, следует заняться основами психологии; тогда как, если вы хотите применить исследования к реальным жизненным ситуациям, вам может подойти прикладная психология.

Что такое примеры прикладной психологии?

Определение прикладной психологии может быть затруднено из-за широкого охвата этого термина. Возможно, было бы проще думать об этом так: если психология связана с исследованиями, она находится под общим термином «базовый» или «экспериментальный». Если это предполагает применение исследований для решения проблем, то оно применяется. Однако в рамках прикладных исследований существует множество других областей.

Подотраслями прикладной психологии считаются:

  • Клиническая психология
  • Судебная психология
  • Педагогическая психология
  • Спортивная психология
  • Социальная психология

Одним из важных примеров прикладной психологии в действии является ее влияние на развитие технологий. Американская психологическая ассоциация опубликовала статью о влиянии умных устройств, включая дома и автомобили. Хотя эти приспособления, кажется, облегчают нашу жизнь, прикладные психологи обнаружили, что «эти системы не такие умные, если они слишком сложны в использовании». Технологии постоянно развиваются в наш цифровой век, и требуется прикладная психология, чтобы понять, что работает, а что нет.

В рамках судебной психологии прикладная психология используется для поддержки системы правосудия путем анализа сознания и поведения лиц, осужденных за преступление.

Во всей образовательной сфере прикладная психология позволяет профессионалам использовать исследования для обсуждения таких вопросов, как надежность стандартизированного тестирования при прогнозировании успеваемости учащегося.

Прикладная психология также используется в маркетинге и рекламе. Например, когда вы просматриваете Интернет, рекламные объявления, которые вы видите, — это работы прикладных психологов, которые задают вопросы о том, что нравится разным демографическим группам.

Чем занимаются прикладные психологи?

Прикладные психологи есть в каждой отрасли. Например, клинические психологи оказывают психологическую и поведенческую помощь отдельным лицам и семьям. Эти специалисты применяют психологические принципы к тому, как они взаимодействуют с пациентами и разрабатывают планы лечения.

Промышленно-организационные психологи (называемые I/O психологами) сосредоточены на решении рабочих вопросов, связанных с наймом, обучением, мотивацией, организационным развитием и многим другим. Цель I/O психолога состоит в том, чтобы использовать прикладную психологию, чтобы предлагать решения в рамках предприятий, ученых, сообществ или организаций здравоохранения.

Педагоги-психологи проводят исследования стилей обучения, онлайн-обучения, сдачи тестов и многого другого. Эти прикладные психологи работают вместе с педагогами и администрацией, чтобы выявлять проблемы и внедрять решения в образовательных учреждениях.

Спортивные психологи используют прикладные исследования, чтобы помочь спортсменам-профессионалам и любителям преодолевать препятствия и достигать своих целей. Они могут помочь спортсменам справиться с беспокойством по поводу производительности или восстановиться после травм.

Почему важна прикладная психология?

Прикладная психология важна, потому что изучение факторов, влияющих на поведение человека, приводит к положительным изменениям. Проведение исследований и применение их к реальным жизненным ситуациям является основой этой прикладной психологии, и благодаря этой области мы наблюдаем положительный рост практически во всех сферах нашей жизни, от образования и спорта до здравоохранения и на рабочем месте.

Прикладная психология зависит от экспериментальных исследований, но исследователи сильно зависят от приложений, поэтому они знают, что изучать. У вас не может быть одной области без другой, и обе они необходимы для решения проблем в нашем мире.

Должен ли я специализироваться на прикладной психологии?

Если вас интересует внутренняя работа человеческого разума и то, как разум влияет на поведение, вам может подойти степень по психологии. Изучение психологии позволит вам понять развитие и поведение человека, а также все внутренние и внешние факторы, влияющие на него. Вы также приобретете навыки критического мышления, исследований, разрешения конфликтов и управления.

Если вас интересуют исследования, вам следует изучать экспериментальную психологию, но если вы предпочитаете более практический подход, выберите прикладную психологию. В области прикладной психологии вы можете выбрать направления образования, здравоохранения, криминалистики или спорта. Прикладная психология также может хорошо работать в сочетании с другими специальностями, такими как бизнес, уголовное правосудие или образование. Поскольку область прикладной психологии настолько универсальна, полученные навыки можно использовать в любой другой отрасли.

Фундаментальная и прикладная социальная психология

Базовая и прикладная социальная психология (BASP) Ph.D. Программа Центра выпускников CUNY обучает студентов теориям, принципам и методам исследования, имеющим отношение к проведению социально-психологических исследований. Основная цель программы обучения — подготовить строгих, компетентных и творческих исследователей, которые хорошо разбираются в традиционных канонах социальной психологии, но могут применять эти знания для решения инновационных вопросов и занятий.

Просмотреть область обучения Факультет

Следуйте за нами в Twitter @GC_BASP

Программа CUNY BASP предназначена для предоставления студентам:

  • Знание и понимание основных концепций и теорий в области социальной психологии;

  • Компетентность в различных исследовательских навыках и методах;

  • Синтез или применение исследовательского опыта в одной или нескольких конкретных областях социальной психологии; и

  • Возможности практического профессионального развития, включая как формальное, так и неформальное обучение подготовке, пересмотру и рецензированию рукописей, устным презентациям, написанию грантов и обучению.

Наша философия обучения сочетает формальную курсовую работу с моделью ученичества и наставничества в докторантуре. Хотя ожидается, что студенты будут исследовать и развивать свои собственные направления исследований, они будут тесно сотрудничать с одним или несколькими преподавателями в течение первых двух лет обучения, чтобы освоить базовые навыки, освоить различные этапы исследовательского процесса и получить представление. к определенным подходам и методологиям. Эта модель ученичества обучает студентов эмпирическим инструментам социально-психологического исследования, позволяя им выбирать из этого набора инструментов при разработке своих собственных независимых программ исследования. Хотя аспирантский центр является официальным домом для программы BASP, докторанты проходят большую часть своей исследовательской подготовки в колледже CUNY, где назначается их главный консультант. Посмотрите наш полный список преподавателей и их принадлежность к кампусу.

Область обучения BASP является одной из 10 областей подготовки докторантов в рамках программы PhD по психологии Центра выпускников CUNY (GC). Каждая область обучения имеет свою собственную учебную программу, требования и культуру, но имеет общие основные элементы с отделом психологии GC в целом. Многие преподаватели BASP также участвуют в других докторских программах, включая психологию и право, промышленно-организационную психологию, психологию здоровья и клиническую науку. Эта структура позволяет преподавателям и студентам легче сотрудничать в разных областях обучения и создает возможности для предложения междисциплинарных курсов и возможностей для исследований.

Программа BASP продвигает этот тип сотрудничества, сохраняя при этом независимую идентичность и культуру. Факультет BASP стремится обучать социальных психологов с широтой и глубиной, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда и вносить постоянный вклад в эту область и в наш более широкий социальный мир.

Центр выпускников Городского университета Нью-Йорка (CUNY), основанный в 1961 году, в первую очередь занимается докторантурой и присуждает большинство докторских степеней CUNY. Всемирно признанный центр передовых исследований и национальная модель государственного докторского образования, Центр выпускников предлагает более тридцати докторских программ в области искусства, гуманитарных, социальных и естественных наук, а также ряд докторских и магистерских программ в области здравоохранения.

Помимо ресурсов программы BASP и факультета, студенты GC имеют доступ к междисциплинарным исследовательским центрам, включая недавно созданный Центр перспективных исследований, который продвигает междисциплинарные исследования и сотрудничает с сорока исследовательскими центрами, институтами, междисциплинарными комитетами, и другие академические инициативы. Щелкните здесь, чтобы получить информацию о программе Advanced Research Collaborative.

Graduate Center также является оживленным интеллектуальным и культурным центром в самом сердце Манхэттена. Каждую неделю в Центре выпускников проводится ряд академических и культурных мероприятий, от семинаров и научных конференций до чтений, концертов и кинопоказов. Докторанты Graduate Center имеют доступ ко всем этим мероприятиям под своей крышей, поскольку интеллектуалы, активисты и художники со всего мира съезжаются в Нью-Йорк как место, где они могут выразить себя и изучить свою работу. Нажмите здесь, чтобы просмотреть календарь событий GC.

Наш факультет

Даниэль Берке

Доцент

  • Психология

Элизабет Браунер

Профессор

  • Психология

Клаудия Брамбо

Доцент

  • Психология

Габриэль Камачо

Доцент

  • Психология

Шерил Кармайкл

Доцент

  • Психология

Хана Чепмен

Доцент

  • Психология

Йочи Коэн-Чараш

Профессор

  • Психология

Анджело ДиБелло

Доцент

  • Психология

Ана Гантман

Доцент

  • Психология

Демис Глэсфорд

Доцент

  • Психология

Сарит Голуб

Профессор

  • Психология

Профессор

  • Социальное обеспечение

Кэтрин Гуд

Доцент

  • Психология

Кертис Хардин

Профессор

  • Психология

Мария Хартвиг ​​

Доцент

  • Психология

Глен Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *