Психология горя: Формирование ресурсно-методической базы паллиативной помощи детям » Благотворительный фонд развития паллиативной помощи

Содержание

Фазы горя в психологии

Этапы естественного течения горя («работа горя») характерны для любой фазы психологического стресса, хотя разумеется, их продолжительность сильно варьируется в зависимости от тяжести травмы, а также в зависимости от других факторов.

Общие симптомы горя.

Соматические нарушения
Психологическая сфера
Специфические нарушения дыхания (прерывистое, особенно при вдохе), физическое переутомление, утрата аппетита, нарушения сна (кошмары, бессонница), возможна симптоматика болезни, от которой умер близкий.

Чувство вины, погруженность в образ умершего.

Ощущение опустошенности, блеклости, серости мира, раздражительность.

Идеализация умершего.

Чувство брошенности, вызывающее злость.

Конфликт этой злости с идеализацией.


К другим общим симптомам горя относят специфические нарушения смысловой сферы.

На что ни посмотри, кажется, что все связано с умершим. Нарушаются работоспособность, внимание, память, что усиливает и подчеркивает ощущение собственной малоценности.

 

Фазы горя

1. Шок и оцепенение

Длится от нескольких секунд, до нескольких недель. В среднем — девять дней.
Человек не страдает, у него снижается чувствительность к боли, даже «проходят» беспокоившие заболевания.
Утрата аппетита, мышечная слабость, малоподвижность (иногда сменяющаяся суетливостью). В сознании — ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность.

Нередко после наблюдаются пробелы в воспоминаниях об этом периоде. Шок оставляет человека в том времени, где был еще жив близкий. Настоящее сопровождается дереализационными и деперсонализационными ощущениями. Несмотря на внешнее благополучие, человек находится в крайне тяжелом состоянии. И его спокойствие может в любой момент смениться острым реактивным состоянием.


Помощь близких.
Бесполезно разговаривать и утешать. Надо просто ходить «хвостиком».
Если это ребенок, то лучше не отпускать его в школу.
Частый тактильный контакт.
Можно вызвать серьезные чувства, чтобы вывести человека из шока. 

2. Фаза. Страдания — дезорганизации.

Длится в среднем 40 дней. Это самый тяжелый период.
Фаза эта — критическая относительно дальнейших переживаний человека, а порой она приобретает значение для всего жизненного пути.
Реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, сквозь которую пробиваются ощущения присутствия умершего.
Сохраняются и первое время усиливаются телесные реакции — затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, астения — утрата энергии, ком в горле, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.
Период наибольших страданий, острой душевной боли. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, страх, вина, тревога, беспомощность. Поглощенность образом умершего. Меняются отношения с окружающими — утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность.
Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольной подражании мимике, жестам, походке.


РАБОТА ПО ПЕРЕЖИВАНИЮ ГОРЯ СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Основным переживанием является чувство вины.
Ребенок в такой ситуации ощущает подавленность, страх.
Характерны нарушения памяти (на текущие события).
Если человек не справится с горем, то может навсегда остаться в этой фазе горя (патологическое горе), либо из него сформируется жертва.
Внешне в этой фазе человек меняется — сглаживается мимика, лицо принимает выражение страдания. Человек горбится, волосы тускнеют. Возникают проблемы со здоровьем. В любой момент человек может заплакать.

Помощь близких:
1. Дать человеку побыть одному, если он этого хочет.
2. Всегда быть в его распоряжении, выслушать и поддержать.
3. Относиться к нему мягко.
4. Дать возможность выплакаться, не мешая «утешением».
5. В конце фазы понемногу приобщать человека к общественно-полезной деятельности.
6. Формирование чувства реальной вины. Демонстрировать, что относятся к нему, как к обыкновенному человеку.

 

3. Фаза остаточных толчков и реорганизация.

Наступает примерно через сорок дней и продолжается около года.
Жизнь входит в свою колею, восстанавливается сон, аппетит, повседневная деятельность. Переживание горя выступает в виде отдельных приступов, которые на фоне нормального существования воспринимаются острее, чем раньше. Утрата постепенно входит в жизнь. Появляются воспоминания, свободные от боли, чувства вины, обиды. Человек получает возможность отвлечься от прошлого, обращается к будущему — начинает планировать свою жизнь без умершего.

Помощь близких:

Помочь обращению к будущему, построению новых жизненных планов.

4. Фаза завершения

Человеку приходится преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие завершение «работы горя». Например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему.
Образ умершего занимает постоянное место в нашей жизни. Человек, вспоминая умершего, переживает не горе, а печаль, которая останется навсегда.

 

Помощь ребенку в преодолении горя.

Стоит наблюдать за поведением ребенка, потерявшего близкого. В первые недели может проявляться тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Надо с терпением относиться к нему, не заставлять ребенка делать что-либо против его воли.

Выслушивать ребенка, не забывать про тактильный контакт.
Привлечь лучших друзей ребенка.
Быть готовым к любым вопросам ребенка и быть с ним честным.
Доказать ребенку, что плакать не стыдно.
Никогда не стоит говорить ребенку: «Ты же так не думаешь, не правда ли?», особенно относительно детских страхов или чувства вины.
Быть в контакте с родителями.
Быть особенно внимательными в «трудные» дни (праздники, например).

Средняя школа.
1. Рекомендуется провести в классе дискуссию на тему смерти.
2. Ребенок должен иметь возможность побыть один.
3. Среди товарищей должен быть «помощник», который опекал бы его.
4. Проявить терпение к забывчивости такого ребенка.
5. Не забывать о родителях. Им тоже тяжело.
6. Умственно подросток дезорганизован. Стоит предложить ему представить себе, что он не на уроке, а занимается любимым видом спорта. Это помогает ребенку работать не отставая от класса.


Патологическое горе.
Нормальная «работа горя» может стать патологическим процессом, если человек «застревает» на одной фазе (как правило, на второй) . Все симптомы второй фазы усиливаются и подчеркиваются, и у человека развивается тяжелейший синдром посттравматических стрессовых нарушений в полном объеме.

 

Причины возникновения патологического горя:

1. Конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью
2. Невыполненные обещания
3. Определенные обстоятельства смерти близкого.
4. «Непохороненные мертвецы» (не присутствовал на похоронах, не может поверить в смерть)

ВСЕГДА И ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ НАДО СООБЩАТЬ О СМЕРТИ БЛИЗКОГО.
ВСЕГДА, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА, РЕКОМЕНДУЕТСЯ БРАТЬ ДЕТЕЙ НА ПОХОРОНЫ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА.

Социальная программаГОСТ Услуги по организации и проведению похорон

Вернуться к списку

Психология горя — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. ПСИХОЛОГИЯ ГОРЯ

С чего начинается человек?
С плача по умершему

2. Теоретические вопросы психологии горя: виды, феноменология, динамика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ПСИХОЛОГИИ ГОРЯ: ВИДЫ,
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ,
ДИНАМИКА
НОРМАЛЬНОЕ ГОРЕ

3.

ВИДЫ ГОРЯ ( по субъекту переживания)ВИДЫ ГОРЯ
( ПО СУБЪЕКТУ ПЕРЕЖИВАНИЯ)
Детское горе
Супружеское горе
Родительское горе

4. ДЕТСКОЕ ГОРЕ

характеризуется
трудностями
осмысления потери,
сильным стрессом
из-за несформированности
адекватных психологических
защит

5. СУПРУЖЕСКОЕ ГОРЕ

реакция на утрату
самого близкого
человека часто,
нагружено многими
сложными чувствами

6. РОДИТЕЛЬСКОЕ ГОРЕ

реакция на смерть
ребенка,
переживается особенно
интенсивно и долго,
с сильными чувствами
возмущения,
протеста, вины и депрессии

7. НОРМАЛЬНОЕ ГОРЕ

ПОДЛИННОЕ ГОРЕ
Человек
действительно
страдает по поводу
утраты
НОРМАЛЬНОЕ ГОРЕ
Человек потерпевший
утрату со
временем вновь
начинает жить
полноценной
жизнью

8. ДРУГИЕ ВИДЫ ГОРЯ

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ
ГОРЕ
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ
ГОРЕ
Человека внешне
демонстрирует печаль и
скорбь, причина такого
поведения бывает
чувство вины или
желание
соответствовать
ожиданиям
окружающих
Переживание горя
остается
неразрешенным,
незавершенным и
приводит к
психологическим
проблемам

9.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА НОРМАЛЬНОГО ГОРЯОстрое горе — это определенный синдром с
психологической и соматической симптоматикой
Эрих Линдеманн
ПРИЗНАКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОСТРОГО ГОРЯ:
физическое
изменение
страдание
сознания
растягивание
чувство
вины
процесса скорби

10. ПРИЗНАКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОСТРОГО ГОРЯ:

чувство
вины
враждебные
утрата
реакции
моделей поведения
появление
у горюющего черт умершего, особенно
симптомов его последнего заболевания или
манеры поведения — этот симптом находится уже
на границе патологического реагирования

11. ВЛИЯНИЕ ГОРЯ

сферы жизни
когнитивная
аффективная
мотивационная
поведенческая

12. СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ

1.
2.
3.
4.
5.
модель Э. Кюблер-Росс
Стадия шока и отрицания
Стадия гнева и обиды
Стадия вины и навязчивостей
Стадия страдания и депрессии
Стадия принятия и реорганизации

13.

1.СТАДИЯ ШОКА И ОТРИЦАНИЯИзвестие о смерти близкого человека — оглушает
вызывает шок
В состоянии шока человек теряет связь с реальностью
Чувства исчезают и приходит «равнодушие» – это
адаптивная функция от непереносимой душевной боли
Речь замедляется, мимика застывает
Нереальность происходящего, ожидание встречи с
умершим

14. 2.СТАДИЯ ГНЕВА И ОБИДЫ

Наступает факт признания утраты
Возникновение массы вопросов «почему», они
направлены на тех кто не «все» сделал чтобы этого
не произошло
Появление обиды и гнева, обвинений и злости

15. 3.СТАДИЯ ВИНЫ И НАВЯЗЧИВОСТИ

Горюющий терзает себя многочисленными
«если бы»
Работа горя начала свою деятельность принятие утраты, идет борьба с отрицанием
случившегося
Неадекватное понимание ситуации, мучают
угрызения совести
Чувство вины
Идеализация умершего

16. 4. СТАДИЯ СТРАДАНИЯ И ДЕПРЕССИИ

Сильные душевные боли волнообразного характера
Страдание сопровождается плачем
Процесс переживания почти всегда несет элементы
депрессии
Страдание как свидетельство любви и преданности
умершему

17.

5.СТАДИЯ ПРИНЯТИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИИЭмоциональное принятие потери
Восстановление интереса к жизни, реорганизация
жизненных планов
Печаль – сменяет светлая грусть, в душе остается
благодарность , что Ты был со мной

18. ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ГОРЕ

ПРИЧИНЫ:
внезапная или неожиданная утрата;
конфликты или ссоры с близким человеком перед его
смертью;
невыполненные по отношению к умершему
обещания;
чрезмерная зависимость от умершего;
множественные утраты на протяжении
незначительного времени;
отсутствие систем поддержки личности или
жизнеобеспечения.

19. ЭТАПЫ патологической СКОРБИ

ЭТАПЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СКОРБИ
БЛОКИРОВАНИЕ
ЭМОЦИЙ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
СКОРБИ В
ИДЕНТИФИКАЦИЮ С
УМЕРШИМ
З.Фрейд
РАСТЯГИВАНИЕ
ПРОЦЕССА
СКОРБИ
ЧРЕЗМЕРНОЕ
ЧУВСТВО
ВИНЫ

20. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ И ПОМОЩИ В ГОРЕ

ПРИНЦИПЫ, СТРАТЕГИИ И
МЕТОДЫ ПОМОЩИ В ГОРЕ

21.

ЭТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РАНЯТ:«Ну, ты еще молода, и снова выйдешь
замуж»
«Не плачь – ей бы это не понравилось»
«Ваши чувства мне так понятны»
«Тебе надо продолжить свою жизнь, тебе
надо покончить с трауром»
«Время лечит раны»

22. ЭТО НЕ ПОМОЖЕТ:

Отстранение от человека, лишение поддержки
Внушать позитивные выводы из утраты
Упоминать, что смерть можно было
предотвратить
Пугаться интенсивных эмоций
Пытаться говорить не затрагивая чувства
Применять силу
РАБОТА ДУШИ
Признать реальность потери
Пережить боль утраты
Отрегулировать отношения с окружением, в
котором больше нет умершего
Пережить утрату и идти вперед
ЭТО ПОМОЖЕТ ГОРЮЮЩЕМУ
Знайте, вы способны продолжить жить
Знайте все ваши чувства нормальны
Вы можете печалиться, делайте паузу в
горевании
Готовность смеяться признак исцеления
Найдите хорошего слушателя
Принимайте помощь и поддержку
Делайте что нибудь для других людей
ЧТО ДЕЛАТЬ ОКРУЖАЮЩИМ
Будьте с горюющим, это утешает
Будьте с ним, чтобы слушать , но не стоит
принуждать говорить
Не инициируйте сексуальный контакт с
горюющим в период сильного
эмоционального стресса
Если горюющий начинает злоупотреблять
алкоголем, наркотиками, не заботиться о
здоровье, говорит о самоубийстве
порекомендуйте обратиться за
профессиональной помощью
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ
ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ

27.

1 СТАДИЯ ШОКА И ОТРИЦАНИЯВывести человека из состояния шока
Помочь признать факт потери
Постараться пробудить чувства,
этим запускается работа горя

28. 2.СТАДИЯ ГНЕВА И ОБИДЫ

Помочь понять человеку,
переживаемые негативные чувства,
они нормальны (гнев или обида)
Помочь выразить чувства в
приемлемой форма

29. 3.СТАДИЯ ВИНЫ И НАВЯЗЧИВОСТЕЙ

Поговорить о чувстве вины перед
умершим
Что можно сделать с чувством вины
Выявить природу вины( невротическая
или экзистенциальная)
При невротической вине переосмысление ситуации. При
экзистенциальной — извлечь жизненный
урок
Попросить прощение у умершего

30. 4.СТАДИЯ СТРАДАНИЯ И ДЕПРЕССИИ

Страдание от потери, что рядом нет
любимого человека
Принятие утраты
Отношение человека к своей собственной
смерти

31. 5.СТАДИЯ ПРИНЯТИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИИ

Найти способы приспособления к новой
реальности
Перестроить систему взаимоотношений с
окружающими
Пересмотреть жизненные приоритеты
Определить планы и цели на будущее
Ритуалы и обряды играют
поддерживающую роль в процессе
переживания

32.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ГОРЯПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО
ГОРЯ
Дети всегда
переживают потерю
близкого человека,
только это
происходит
не всегда в явной
и понятной для
окружающих форме

34. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ГОРЯ

Неравномерность
выражения печали на
протяжении
длительного
времени
Открытое
выражение
чувств — бывает
неожиданным
Отсроченность
реакции во времени
Скрытность чувств,
волнообразный
характер

35. СИГНАЛЫ ОПАСНОСТИ:

Стойкие тревоги и фобии, частые приступы паники,
продолжительные страхи находиться одному
Агрессия, необъяснимые вспышки гнева.
деструктивные способы выражения гнева
Избегание разговоров об умершем
Чрезмерная имитация умершего, появление
устойчивых симптомов его заболевания
Повторяющиеся высказывания соединиться с
умершим, проявления суицида

36. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ

• Смерть не
понятна для
ребенка,
однако
заметит
отсутствие
родителя и
эмоциональны
е перемены в
тех, кто
окружает
до 2 лет
• Дети
осознают что
отсутствующи
х можно
позвать,
поиск
умершего
типичное
выражение
горевания
от 2 до 3
лет
• Ограниченное
понимание
смерти,
сон не смерть,
необходимо
разъяснить,
что мама
• (папа,
бабушка)
никогда не
вернется
от 3 до
5 лет

37.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ• Все еще нет
понимания в
реальности
смерти.
Имеют
склонность
цепляться
за живого
родителя
от6 до 8
лет
• Переживание
утраты приводит
к чувству
беспомощности .
Могут
возникнуть
проблемы с
идентичность.
Скрывают свои
эмоции
от 9 до 12
лет
• Часто вверяют
свое горе и ищут
помощи вне
дома. Чувствуют
себя
изолированными
, ощущают что
друзья избегают,
смущаются не
знают,
что сказать
подростки
ПРИНЦЫПЫ ОБЩЕНИЯ И
ПОМОЩЬ ГОРЮЮЩЕМУ
РЕБЕНКУ

39. ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ :

Сообщать
ребенку о смерти
его близкого
Включать в
семейный процесс
связанный с
похоронами
ДА
Брать
с собой
на похороны
Вспоминать
об умершем

40. ПОСЛЕДСТВИЯ

НЕ СООБЩИЛИ О СМЕРТИ БЛИЗКОГО
ЧЕЛОВЕКА
Создается почва для страхов и недоверия к
взрослым
ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К
ПОХОРОНАМ
Возникновения чувства покинутости
НЕ БЫЛ НА ПОХОРОНАХ
Отношения бывают не завершенными,
возникновение страхов

41.

помощь горюющему ребенкуПОМОЩЬ ГОРЮЮЩЕМУ РЕБЕНКУ
Информация для учителя :
Сообщите ребенку, что вы знаете о случившемся
Поговорите с одноклассниками и расскажите как они
могут оказать поддержу
Позвольте ребенку не присутствовать на уроках,
если необходимость
Необходимо создать щадящие условия, имеет смысл
временно ослабить требования к успеваемости
По возможности если есть возможность назначить
«опекуна» из старшеклассников
Позволить проявлять чувства и быть готовыми
оказать поддержку

42. помощь горюющему ребенку

ПОМОЩЬ ГОРЮЮЩЕМУ РЕБЕНКУ
Памятка для родителей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Сообщите ребенку о смерти близкого человека
Позвольте почувствовать себе боль потери , скажите об это ребенку и
поплачьте вместе
Сообщите, что необходимо заняться подготовкой похорон. По
возможности включите его в помощь
Если ребенок маленький необходимо выделить время для игры и
поиграть с ним
На вопросы которые задает ребенок отвечайте честно и спокойно
Возьмите его на похороны, если он хочет. Объясните что и как будет
происходить. Пусть с ребенком будет близкий человек. Возможно
ребенок захочет покинуть процесс
Вспоминайте об умершем. Рассказывайте ребенку истории из его
жизни

43. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

English     Русский Правила

13 видов горя + как справиться с потерей в терапии

Каждый день миллионы людей страдают от потери близкого человека.

Они помнят точное время, место и то, что они делали, когда услышали новости и их разрушительное воздействие.

Несмотря на то, что это обычное дело, мы можем чувствовать себя плохо подготовленными к тому, чтобы справляться со своим горем и не готовыми принять его влияние на нашу жизнь. Чтобы справиться с болью, требуется работа на нескольких уровнях, как психологическом, так и физическом, и часто требуется поддержка (Samuel, 2019).).

Терапия горя предлагает психологическую помощь в процессе горя и тем, чья способность функционировать была нарушена из-за потери близкого человека.

В этой статье рассматриваются горе и потери, различные типы и подходы, используемые в терапии горя для обеспечения лечения.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три упражнения на горе [PDF]. Эти научно обоснованные инструменты помогут вам с состраданием пережить горе себе или другим.

Эта статья содержит:

  • Что такое горе и потеря?
  • 13 типов горя согласно психологии
  • 3 реальных примера горя и утраты
  • Как проводить терапию горя: 10 подходов
  • 9 советов для сеансов психологического консультирования
  • Ресурсы о горе от PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое горе и потеря?

«Горе — это эмоциональная реакция на утрату, в данном случае на смерть» (Самуэль, 2019 г., п. xvii), а скорбь — это процесс приспособления к миру без этого человека.

Горевать — это найти способ жить в реальности, которой мы не хотим, сломать наше чувство контроля над жизнью и заставить нас противостоять нашей смертности.

Интенсивность нашего чувства утраты после смерти близкого человека может быть связана со степенью нашей привязанности и переживаться как физические ощущения или тяжелые эмоции.

Следующие физические ощущения и перцептивные переживания часто сопровождают процесс скорби (по материалам Worden, 2009 с изменениями).):

  • Пустота в желудке
  • Стеснение в горле и груди
  • Повышенная чувствительность к шуму
  • Чувство нереальности
  • Одышка
  • Мышечная слабость и недостаток энергии
  • Сухость во рту

Во время горя обычно возникают сильные эмоции, в том числе (с изменениями из Worden, 2009):

  • Печаль
    Неспособность признать и принять печаль может привести к более сложному и продолжительному горю.
  • Гнев
    Обычная реакция на потерю, которая приводит ко многим проблемам в процессе скорби.
  • Вина и самоупреки
    Часто в отношении того, что произошло или чем пренебрегли во время смерти.
  • Беспокойство
    От чувства незащищенности до панических атак, иногда связанных со страхом неспособности позаботиться о себе в отсутствие другого человека.
  • Одиночество
    Потеря повседневных отношений может оставить человека в полном одиночестве. Социальная поддержка может помочь, но не устраняет чувство разорванной привязанности.
  • Усталость
    Чувство апатии и апатии нередко возникает после смерти близкого человека и может ограничивать поведение и активность.
  • Беспомощность
    Оставшиеся в живых могут чувствовать себя уязвимыми и беспомощными, особенно когда у них есть маленькие дети, о которых нужно заботиться.
  • Шок
    Внезапная смерть по самой своей природе может вызвать шок у выжившего.
  • Тоска
    Тоска или тоска по любимому человеку является типичной реакцией на смерть, и по мере ее уменьшения может означать, что процесс траура подходит к концу.
  • Освобождение и облегчение
    Выживший нередко испытывает чувство облегчения, особенно если умерший был угнетен или страдал продолжительной болезнью. Хотя это нормальная реакция, она может сопровождаться чувством вины.
  • Оцепенение
    В то время как предыдущие чувства являются обычным явлением, так же часто встречается и отсутствие эмоций, по крайней мере, вначале. С таким количеством чувств, которые нужно испытать и с которыми нужно справиться, ранние стадии горя могут быть непреодолимыми и привести к защитному онемению.

Важно отметить, что каждый человек переживает горе по-разному, и хотя вышеперечисленные эмоции типичны для потери, они не являются исчерпывающими.

13 типов горя согласно психологии

Хотя горе часто рассматривается с точки зрения нашей эмоциональной реакции на потерю любимого человека, оно может выражаться и другими способами, в том числе физическими, поведенческими, социальными и когнитивными (Worden, 2009).

Типы горя могут принимать различные формы, в том числе (Elizz by SE Health, 2019; CaringInfo, n.d.; WebMD, n.d.):

  • Сокращенное горе
    затянувшееся упреждающее горе или что-то, немедленно заполняющее пространство, оставленное утратой.
  • Отсутствие горя
    Скорбящий может не признавать или отрицать то, что произошло. При длительном отсутствии реакции может вызывать беспокойство и требовать поддержки специалиста.
  • Предвосхищающее горе
    Для лица, осуществляющего уход, горе может начаться до того, как человек, о котором он заботится, умрет. Это может быть связано с ощущением потери того, на что они рассчитывали, что жизнь будет такой. Такие ощущения могут начаться при неизлечимом диагнозе или ухудшении самочувствия.
  • Хроническое горе
    Подтип осложненного горя (см. ниже), не леченный, хроническое горе может сопровождаться крайним чувством безнадежности, чувством неверия и потерей смысла, что приводит к тяжелой клинической депрессии или мыслям о себе -вред и даже самоубийство.
  • Коллективное горе
    Общий опыт горя, затрагивающий семью, группу или сообщество, которому часто предшествует событие (стихийное бедствие или нападение).
  • Сложное горе
    Там, где кажется, что горе отличается от ожидаемого, сложное горе мешает способности функционировать. Осложненное горе может включать хроническое (см. выше), отсроченное или отсутствующее горе (Американская психологическая ассоциация, n.d.).
  • Накопившееся горе
    Многочисленные смерти в течение определенного периода времени могут оставить скорбящих без возможности или способности пережить каждую утрату.
  • Отсроченное горе
    Горе может возникнуть не сразу после потери любимого человека, а может быть отложено до тех пор, пока не произойдет другое важное событие, что может показаться чрезмерной реакцией на текущую ситуацию.
  • Искаженное горе
    Крайняя форма сложного горя, проявляющаяся в виде саморазрушительного поведения, гнева, вины или враждебности по отношению к другим.
  • Бесправное горе
    Когда другие не осознают важность потери, такой как смерть бывшего партнера, домашнего животного или коллеги. Общество может считать потерю незначительной или неправомерной.
  • Заторможенное горе
    Горе не всегда может быть внешне заметно; это может быть результатом сознательного стремления сохранить конфиденциальность или скрыть эмоции от близких друзей или семьи.
  • Маскированное горе
    Атипичные физические симптомы и поведение могут быть реакцией на горе, не приписываемой утрате.
  • Нормальное горе
    Хотя «типичное» горе не может быть общим для всех, нормальным считается горе, когда эмоциональная напряженность, связанная со смертью, постепенно снижается или основная повседневная деятельность начинает возвращаться к норме.

Как профессионалы, но и как общество, «мы должны научиться поддерживать здоровое горе и помочь людям понять, что каждый человек движется в своем собственном темпе» (Самуэль, 2019 г. , п. ХХ).

3 Примеры горя и потери из реальной жизни

В следующих примерах горя и потери представлены некоторые факторы, характерные для каждого типа горя, которые создают свои собственные проблемы и потенциально требуют сосредоточенного внимания.

Смерть родителя

Смерть родителя потенциально может изменить наше отношение (в любом возрасте) к собственной смертности и нашему месту по отношению к предыдущим поколениям. Наши родители обычно являются частью наших первых отношений (Dawson, 2018).

Говорить правду о продолжающейся болезни или подготовке к похоронам очень важно. Маленьких детей можно оставить в неведении о том, что происходит, защитить от происходящего и передать от одного члена семьи к другому. Наоборот, новости должны сообщаться просто и прямо в спокойной, безопасной и благоприятной обстановке. Поддержание знакомых границ и структур может помочь ребенку чувствовать себя в большей безопасности (Samuel, 2019).

Вот еще несколько способов помочь детям справиться с горем.

Смерть партнера

Когда партнеры преданы друг другу, они обычно надеются и рассчитывают построить вместе долгую и наполненную смыслом жизнь. Прерванная смертью, их будущее становится невообразимым.

Эмоциональный эффект потери партнера значителен и, пожалуй, неудивителен; в конце концов, мы часто определяем себя в соответствии с нашими отношениями. «Социальные связи и эмоциональная поддержка полезны для благополучия как мужчин, так и женщин» и могут помочь скорбящим найти смысл и адаптироваться к своей новой жизни (Samuel, 2019)., п. 47).

Смерть ребенка

Для большинства родителей потеря ребенка невообразима, «оставляя бездонную яму», которая «нужно долго восстанавливать их жизнь впоследствии» (Samuel, 2019, p. 185).

Родитель оказался в трагической ситуации, когда ему пришлось переосмыслить и перестроить свои представления о своей настоящей и будущей жизни. Чувство вины может быть всепоглощающим, независимо от причины смерти, и может потребовать сосредоточенности во время терапии. Надежда и посттравматический рост никоим образом не предполагают, что смерть была хорошей вещью, или уменьшают ее тяжесть, но могут привести к созданию нового и значимого будущего (Samuel, 2019).).

Как проводить терапию горя: 10 типов подходов

Лечение тех, кто пытается справиться с горем, должно быть специфичным для человека и его опыта.

Следующие 10 подходов пересекаются и дополняют друг друга в поддержке скорбящих (с изменениями из Worden, 2009).

1. Помощь пострадавшему осознать потерю

Потеря кого-то может вызвать ощущение нереальности; может показаться, что на самом деле этого не происходит. Один из лучших способов актуализировать потерю — поговорить о том, что произошло.

Когда и где наступила смерть?
Что случилось?
Как вам сказали и где вы были?

Посещение могилы также может сделать утрату более конкретной.

2. Помощь пострадавшему в выявлении и переживании чувств

Многие чувства могут быть не распознаны или не прочувствованы в полной мере во время сильного горя. Очень важно помочь пострадавшим испытать следующее:

Гнев – возникает из-за чувства разочарования и беспомощности.
Вина – за то, что сделал и не сделал скорбящий, чтобы повлиять на исход (обычно иррациональный).
Беспокойство и беспомощность – чувство беспомощности может оставить скорбящих неуверенными в том, что они смогут выжить в одиночку, и обеспокоенными собственной смертностью.
Печаль — многим может быть сложно показать свое расстройство перед другими. Плач может быть полезен, если он связан с осознанием того, что было потеряно.

3. Помощь без умершего

В конце концов, оставшиеся должны научиться жить и принимать решения без умершего. Консультант может сосредоточиться на решении проблем, спрашивая:

С какими проблемами вы сталкиваетесь и как их можно решить?

Важно не торопить скорбящих с принятием решений и не поощрять чувство беспомощности, а вместо этого сообщать им, что они смогут принимать решения, когда будут готовы.

4. Помощь в поиске смысла потери

Консультанты могут поддержать скорбящих, когда они пытаются найти смысл в своей утрате; процесс может быть столь же жизненно важным, как и ответы, которые они дают.

Вопросы могут включать:

Почему это произошло?
Почему это случилось со мной?
Как эта потеря изменила меня?

5. Содействие эмоциональному перемещению усопшего

Важная часть процесса скорби состоит в том, чтобы скорбящие могли двигаться вперед, находя новое место в своей жизни для любимого человека. Некоторым это может показаться трудным, поскольку они чувствуют, что позорят своих близких.

6. Дать время погоревать

Адаптация и приспособление к миру без любимого человека требует времени. Процесс постепенный. Консультант должен понимать, что вмешательство и поддержка часто носят долгосрочный характер, а сильные эмоции вновь всплывают на поверхность во время годовщин и других событий.

7. Интерпретация «нормального» поведения

Горюющие люди могут чувствовать, что сходят с ума или ведут себя ненормально. Консультант может помочь нормализовать поведение, связанное с горем, такое как повышенная отвлекаемость или озабоченность умершим.

8. Учет индивидуальных различий

Нет двух людей, которые скорбят одинаково; процесс и чувства, связанные с потерей, уникальны. Существует огромная изменчивость в следующем:

  • Интенсивность аффективных реакций
  • Степень обесценения
  • Продолжительность опыта

Семьи могут нуждаться в помощи, чтобы понять, что у каждого члена семьи свое время и способ скорби.

9. Изучение защит и стилей совладания

Пострадавшие, вероятно, будут испытывать повышенную защиту и неадекватные способы преодоления трудностей. Бесполезное поведение, такое как чрезмерное употребление алкоголя, может указывать на неспособность приспособиться к потере, и консультанту может потребоваться вмешательство.

10. Выявление патологии и направление к специалисту

Консультант должен выявлять тех, кто попал в беду, осознавать их собственные пределы и знать, когда следует направлять. При некоторых патологиях потребуется специфическая помощь профильного специалиста, в том числе длительная или сложное горе .

9 Советы по сеансам психологического консультирования в случае горя

Существует множество разнообразных методов и советов для использования в консультировании и терапии горя (Worden, 2009).

  • Вызывающий язык
    Говоря о любимом человеке в прошедшем времени или используя такие слова, как «умер», а не «потерял», необходимо иметь дело с реальными проблемами или вызывать болезненные чувства на поверхность.
  • Использование символов и предметов
    Может быть полезно попросить скорбящих принести фотографии, письма, видео и вещи на сеансы, чтобы обеспечить концентрацию и ощущение непосредственности.
  • Написание письма
    Прощальное письмо, написанное умершему, может привести к чувству решения и уменьшить негативные чувства.
  • Рисование
    Как действие, так и результат рисования могут помочь отразить чувства. Это особенно ценно для детей или тех, кому не хватает слов, чтобы полностью объяснить свои эмоции.
  • Ролевая игра
    Использование ролевой игры для отработки новых навыков или опасений в предстоящих ситуациях может восстановить уверенность.
  • Когнитивная реструктуризация
    Негативные разговоры с самим собой и скрытые мысли могут быть бесполезными. Проверка их достоверности или точности может помочь уменьшить их эффект.
  • Памятные книги
    Создание памятной книги для усопшего может стать отличным упражнением для всей семьи. Сбор фотографий, сертификатов, писем и рисунков может помочь группе вспомнить и оплакать реалистичный, менее надуманный образ человека.
  • Направленное изображение
    Представьте умершего и поговорите с ним, когда он сидит на пустом стуле, это побудит вас говорить с человеком, а не о нем.
  • Метафоры
    Когда прямое противостояние чувствам затруднено, могут помочь метафоры. Изображения могут вызвать открытый диалог о боли утраты.

Ресурсы для горя с сайта PositivePsychology.com

Горе — это не одна эмоция, а множество эмоций, и может потребоваться поддержка хорошо обученных терапевтов и консультантов (Brown, 2021). У нас есть много ресурсов, которые могут помочь, в том числе:

Удобные рабочие листы

  • Задание на завершение предложения о горе
    Это упражнение может помочь клиентам рассмотреть чувства в данный момент и понять чувство утраты.
  • Если бы я мог поговорить с вами в последний раз
    Это упражнение побуждает человека, пережившего утрату, задуматься о своих чувствах и эмоциях, выполнив серию подсказок.
  • План моего горя
    Изучите практические стратегии преодоления горя и найдите способ двигаться вперед по жизни с помощью этого рабочего листа.
  • Борьба с бесполезными мыслями, вызванными горем
    Используйте этот рабочий лист, основанный на когнитивно-поведенческом подходе, чтобы заменить негативные мысли.

Рекомендуемые статьи

  • 9 Книги о горе, рабочие листы и журналы с подсказками в помощь клиентам
    Наша статья о книгах о горе рекомендуется к прочтению, а также содержит дополнительные ресурсы, которые помогут клиентам справиться с горем.
  • Медитация Маранасати: как практиковать памятование о смерти
    Когда мы вынуждены столкнуться с собственной смертностью или изо всех сил пытаемся примириться с близким человеком, которому поставили неизлечимый диагноз, медитация маранасати может помочь уменьшить тревогу смерти. Он основан на ранних буддийских практиках, сосредоточенных на осознании смерти.
  • Медитация горя и йога: исцеление через осознание
    Справиться со стрессом тяжелой утраты можно с помощью специальных упражнений йоги. Эта статья «Медитация горя и йога» может стать ценным инструментом в процессе исцеления.

Профессиональные инструменты

17 упражнений для преодоления горя и тяжелой утраты можно приобрести напрямую или получить по подписке на Инструментарий позитивной психологии©, но некоторые упражнения кратко описаны ниже:

  • Ведение журнала через горе за 40 дней

Ведение дневника позволяет скорбящим пересматривать и размышлять о своем путешествии безопасным и непредвзятым образом.

Шаг первый. Найдите безопасное место и расслабьтесь, поощряя сострадание к себе.
Шаг второй. Используйте включенные подсказки, чтобы помочь процессу записи о потере.
Шаг третий. Подумайте о чувствах, которые возникают во время письма, и о том, как процесс влияет на их интенсивность.

  • Люди, поддерживающие вас, когда вы скорбите

Создание точного представления об отношениях и ресурсах, доступных скорбящему человеку, может помочь ему справиться с потерей.

Шаг первый. Начните с создания карты сети поддержки.
Шаг второй. Определите и подумайте о силе каждого соединения.
Шаг третий. Оценивая выполненную схему, подумайте, достаточно ли соединений и нужно ли их усилить.

Сообщение на память

Смерть близкого человека, ожидаемая или неожиданная, приводит к многочисленным чувствам утраты, влияя на наши эмоции, мышление, поведение, идентичность и чувство смысла, которое мы находим в своей жизни ( Браун, 2021 г.; Сэмюэл, 2019 г.).

Горе может принимать разные формы и может сделать чувство утраты неконтролируемым и безнадежным. Поддержка со стороны семьи, друзей и квалифицированного терапевта или консультанта может помочь им смириться с тем, что произошло.

Лечение может быть направлено на то, чтобы понять, что потеря означает для человека, и помочь ему испытать чувства, скрытые от близких и даже от самих себя. Гнев, чувство вины и грусть являются обычным явлением и должны рассматриваться как нормальная реакция на сложное событие.

Сосредоточение внимания на том, чтобы помочь скорбящим научиться жить, принимать решения и находить смысл в своей жизни, побуждает их двигаться вперед и снова жить с надеждой. Путешествие может быть непростым и часто может затянуться, но движение вперед возможно при надлежащей поддержке.

В этой статье представлены некоторые важные понятия, касающиеся горя. Он предоставляет информацию и вспомогательные ресурсы для тех, кто хочет провести терапию горя или столкнуться с изменяющим жизнь воздействием потери.

Мы надеемся, что эта статья была для вас полезной. Не забудьте бесплатно скачать наши три упражнения для горя [PDF].

[Обновление рецензента]

Хотя эта статья посвящена именно смерти, важно отметить, что существует широкий спектр событий и переживаний, которые могут представлять собой «потерю» и вызывать «горе».

  • Американская психологическая ассоциация. (н.д.). Сложное горе . В словаре АПА по психологии . Получено 10 августа 2022 г. с https://dictionary.apa.org/complicated-grief.
  • Браун, Б. (2021). Атлас сердца . киноварь.
  • Информация о заботе. (н.д.). Виды горя и утраты . Получено 23 декабря 2021 г. с https://www.caringinfo.org/planning/grief-and-loss/types-of-grief-and-loss/
  • .
  • Доусон, А. (2018). Чему нас может научить смерть родителя, если мы хотим учиться . Гриф.com. Получено 24 декабря 2021 г. с https://grief.com/death-of-a-parent/
  • .
  • Элизз от SE Health. (н.д.). Виды горя и утраты . Получено 23 декабря 2021 г. с https://elizz.com/caregiver-resources/types-of-grief-and-loss/
  • .
  • Сэмюэл, Дж. (2019). Работы скорби: Истории жизни, смерти и выживания . Скрибнер.
  • ВебМД. (н.д.). Справочник горя . Получено 23 декабря 2021 г. с https://www.webmd.com/balance/grief-directory
  • .
  • Уорден, Дж. В. (2009). Консультирование по поводу горя и терапия горя: Справочник для практикующего психиатра (2-е изд. ). Спрингер

Психология горя – применение принципов когнитивной и поведенческой терапии

Поиск:

Присоединяйтесь к своим коллегам на симпозиуме участников 2023 года | 19-21 мая — Веллингтон, Новая Зеландия. Зарегистрироваться

Эта страница требует JavaScript.
В настоящее время в вашем браузере отключен JavaScript.

Этот браузер не поддерживается. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

InPsych 2011 | Том 33

Сью Моррис Мапс, директор Службы поддержки близких, Онкологический институт Дана-Фарбер, Бостон, США

Горе можно описать как сильную эмоциональную и физическую реакцию, которую человек испытывает после смерти близкого человека. Горе характеризуется не только глубокой печалью, но и сильным стремлением снова быть с этим человеком. Хорошо известно, что смерть любимого человека считается самым сильным стрессором в повседневной жизни, часто причиняющим значительные страдания всем, кто был тесно связан с умершим (Holmes & Rahe, 1967). Лица, пережившие утрату, более подвержены риску серьезных проблем с психическим здоровьем, таких как депрессия и злоупотребление психоактивными веществами, а также повышенному риску самоубийства (Prigerson & Jacobs, 2001; Stroebe, Schut, & Stroebe, 2007). В то время как тяжелая утрата считается нормальным человеческим опытом, и большинство людей со временем адаптируются к своей утрате, горе, тем не менее, остается чрезвычайно болезненным периодом, когда адаптация может занять месяцы, если не годы.

Психологи могут сыграть важную роль в оказании помощи скорбящим, большинству из которых не будет поставлен диагноз DSM-IV, адаптироваться к своей утрате, чтобы они могли продолжать жить полноценной жизнью. Модель когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) представляет собой полезную основу для клиницистов, поскольку позволяет нам понять опыт людей, переживших утрату, и предложить стратегии для повышения их чувства контроля. Подход CBT фокусируется на их мыслях и поведении, не только о самой смерти, но и о построении новой жизни без умершего. Его можно легко адаптировать для помощи тем клиентам с нормальными реакциями на горе, где вмешательство может иметь психообразовательную и руководящую направленность, на более структурированное, долгосрочное вмешательство для тех, кто страдает от затяжного или сложного горя.

Понимание горя

Никакие два человека не переживают смерть близкого одинаково. То, как люди выражают свою боль, зависит от ряда факторов, включая их личность, обстоятельства смерти и то, как они смотрят на мир. Одна из самых сложных вещей для людей, которые скорбят, — это «незнание», чего ожидать, особенно в первые несколько месяцев. Часто они задаются вопросом, является ли их опыт «нормальным», и задаются вопросом, не сходят ли они с ума. Часть роли психолога состоит в том, чтобы информировать скорбящих людей о том, что они могут испытать после смерти, чтобы усилить их чувство контроля и облегчить их адаптацию.

Потеря, изменение и контроль

Потеря, изменение и контроль — три основных психологических компонента горя. Когда кто-то умирает, мы, естественно, сосредотачиваемся на том, «кто» умер. Но с любой смертью приходит потеря многих других вещей. Эти другие потери могут варьироваться от практических ролей, таких как финансовый консультант или социальный директор, до человека, который представлял надежды и мечты на будущее. Помогать людям, потерявшим близких, определить, что они потеряли, — важный шаг, поскольку каждую потерю необходимо рассматривать как часть процесса скорби. Изменения являются неизбежным следствием потери, и то, сколько изменений приходится преодолевать людям, как правило, коррелирует с тем, насколько их жизни пересекаются с их любимым человеком. Чтобы научиться приспосабливаться к этим изменениям, требуется время и усилия, поскольку это требует, чтобы скорбящие пробовали что-то новое. Наконец, концепция контроля играет центральную роль в когнитивной интерпретации горя. Когда кто-то умирает, скорбящие практически не контролируют обстоятельства смерти. Они могут чувствовать себя подавленными своим горем и не знать, что делать, чтобы помочь себе в то время, когда они чувствуют себя особенно уязвимыми и одинокими.

Ожидания

То, как человек думает о жизни и смерти, существенно влияет на то, как он или она будет горевать. Большинство людей ожидают, что дети переживут своих родителей и что большинство из нас проживет долгую и здоровую жизнь. Когда кто-то умирает внезапно или преждевременно, многие из этих основных представлений о жизни подвергаются сомнению. Точно так же диагноз неизлечимой болезни и последующая смерть также могут бросить вызов представлениям человека о мире, что часто приводит к несоответствию между тем, что ожидал скорбящий, и тем, что произошло на самом деле. Чем больше несоответствие, тем сложнее может быть приспособиться к смерти близкого человека. Это одна из причин, по которой смерть ребенка считается одной из самых больших потерь, поскольку она бросает вызов нашим представлениям о жизни и смерти и тому, как мы думаем, что все «должно» быть.

Ожидания также играют важную роль в представлениях о прогрессе. Нередко можно услышать экспресс-комментарии скорбящих, например: «Прошло три месяца, я думал, что мне уже лучше». Такие комментарии отражают менталитет нашего общества «все исправить». Мы хотим, чтобы все было сделано немедленно, и у нас мало терпения. Поэтому неудивительно, что люди, в том числе те, кто скорбит, считают, что горе должно быть чем-то, что они могут «быстро преодолеть», чтобы они могли «вернуться к нормальной жизни», во многом так же, как они выздоравливают от инфекции. Проблема в том, что этот взгляд на горе неверен. Горе — это не болезнь, которую лечат по рецепту, — это нормальная и ожидаемая реакция на смерть близкого человека. Это очень индивидуальный процесс, который включает в себя множество взлетов и падений.

Волнообразный паттерн горя

Переживание горя лучше всего описать как следование волнообразному паттерну, который обеспечивает полезную основу, помогающую переживающим утрату понять свой опыт и, в свою очередь, усилить чувство контроля (Morris, 2008). Большинство людей сообщают, что интенсивность и частота волн со временем уменьшаются, хотя «триггерные волны», которые обычно сопровождаются усилением эмоций, могут возникнуть в любое время, даже спустя годы. Триггеры могут включать в себя что угодно: от прослушивания песни по радио до встречи с кем-то, кто похож на умершего человека. Некоторые триггерные волны появляются неожиданно, а другие ожидаются, например, знаменательная дата. Важно подчеркнуть, что триггерные волны нормальны и не являются признаком их ухудшения. При обычном горе интенсивные симптомы стихают медленно, но обычно через шесть месяцев после смерти вызывают незначительные нарушения функционирования (Maciejewski, Zhang, Block, & Prigson, 2007).

КПТ от горя

Цель КПТ — помочь скорбящим примириться со смертью близкого человека, что включает в себя разрешение скорбеть, а также руководство и поддержку в построении новой жизни для себя. Большинство людей, потерявших близких, которые обращаются за помощью, должны:

  • Уметь рассказывать свою историю снова и снова
  • Повторно выражать свои мысли и чувства
  • Попытка разобраться в том, что произошло
  • Построить себе новую жизнь без умерших.

Многие стратегии когнитивно-поведенческой терапии, используемые при лечении тревожных расстройств и депрессии, такие как постепенное воздействие ситуаций, которых избегают или которых боятся, увеличение количества приятных событий и преодоление бесполезных мыслей, можно модифицировать для работы с людьми, пережившими утрату (Kavanagh, 1990). . Стратегии, направленные на повышение чувства контроля и благополучия, могут помочь облегчить адаптацию (см. информацию в рамке).

КПТ — эффективная модель для работы с людьми, пережившими утрату, поскольку она обеспечивает основу для понимания их опыта, выявления барьеров, с которыми они могут столкнуться, и разработки стратегий для повышения их чувства контроля. Его можно легко модифицировать для краткосрочной или долгосрочной терапии, а также он имеет большой потенциал для групповой работы.

С автором можно связаться по адресу [email protected]

Стратегии помощи скорбящим

(Моррис, 2008)

  • Установите простой распорядок
    • Регулярное время приема пищи и сна
  • Увеличить количество приятных событий
  • Поощрять деятельность по уходу за собой
    • Регулярные медицинские осмотры
    • Ежедневная зарядка
    • Ограниченное потребление алкоголя
  • Предоставьте информацию о горе и о том, чего ожидать
    • Горе уникально и имеет форму волны
    • Горе – это не болезнь, которую лечат по рецепту
    • Детям полезно быть вовлеченными и узнавать, что горе — это нормальная реакция на потерю
  • Разделите заботы на части
    • Перечислите то, что беспокоит
    • Создайте список дел, расставьте приоритеты и отметьте пункты по мере их выполнения
    • Используйте разноцветные папки для документов, которые необходимо доработать
  • Подготовьтесь к новым или трудным ситуациям
    • Постепенная подверженность трудным ситуациям или ситуациям, которых избегают
    • План на «первые», такие как первая годовщина смерти — как вы хотите, чтобы это было отмечено? С кем вы хотите поделиться этим?
    • Принять подход «проб и ошибок»; будьте готовы попробовать что-то более одного раза
  • Бросить вызов бесполезному мышлению
    • Поощрять выявление мыслей, ведущих к чувству вины и гнева
    • Мягко задайте следующие вопросы: Что бы сказал вам любимый человек, если бы он сейчас был здесь? Каковы альтернативы тому, что вы думали? Где доказательства твоих мыслей?
  • Обеспечьте структурированную основу для принятия сложных решений, например, когда сортировать вещи? Снимать ли обручальное кольцо? Двигаться или нет?
    • Основывайте решения на доказательствах, а не на эмоциях
    • Избегайте принятия важных, необратимых решений в течение 12 месяцев, чтобы предотвратить принятие решений, основанных на эмоциях
    • Определите проблему и возможные решения
    • Перечислите положительные и отрицательные стороны каждого потенциального решения
    • Определите последствия для каждого решения – можно ли с ними жить?

Ссылки

  • Холмс, Т. Х., и Раэ, Р. Х. (1967). Шкала оценки социальной адаптации. Журнал психосоматических исследований, 11, 213-218.
  • Кавана, Д.Дж. (1990). На пути к когнитивно-поведенческому вмешательству при реакциях горя у взрослых. Британский журнал психиатрии, 157, 373-383.
  • Мацеевский, П. К., Чжан, Б., Блок, С. и Пригерсон, Х. Г. (2007). Эмпирическое исследование стадийной теории горя. Журнал Американской медицинской ассоциации, 297(7), 716-723.
  • Моррис, Ю.Е. (2008). Преодоление горя: руководство по самопомощи с использованием когнитивно-поведенческих методов. Лондон: Констебль и Робинсон.
  • Prigerson, HG, & Jacobs, SC (2001). Уход за осиротевшими пациентами – все Врачи просто внезапно уходят. Журнал Американской медицинской ассоциации, 286(11), 1369.-1376.
  • Стробе М., Шут Х. и Стробе В. (2007 г.). Последствия тяжелой утраты для здоровья. Ланцет, 370, 1960-73.

Отказ от ответственности:  Опубликовано в InPsych в декабре 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *