Психология иллюзии: Иллюзия — Психологос

Содержание

Иллюзии мышления или как мы обманываем себя и других по жизни. Воздушные замки и как снять розовые очки? Психологические ловушки мышления, реальность и восприятие

– Ты суслика видишь?
– Нет!
– И я не вижу, а он есть!
(с) диалог из фильма «ДМБ»

Поговорим сегодня про иллюзии. Не те иллюзии, которые вы видите на представлениях фокусников, но те иллюзии, которые мы сами создаем и видим каждый день вокруг. В самом начале, хотелось бы оговориться, что тема эта настолько обширная и спорная, что нет ни малейшей возможности раскрыть данный вопрос в одной единственной статье.

Как только мы начинаем говорить про реальность и иллюзии, мы сразу же попадаем в ловушку нашей психики. Дело в том, что мы устроены таким образом, что субъективно воспринимаем окружающий мир через наши органы чувств.

Мы не воспринимаем мир таким, каков он есть, мы создаем свою собственную модель этого мира. Широко известен такой тезис: «карта – не есть территория».

Откуда мы берем свои знания о реальности вокруг?

С самого раннего детства, когда мы совершенно открыты и наивны, не обладаем способностью критически относится к происходящему, в нас начинают загружать “различные карты”.

Сперва, это делают наши родители и близкие, затем, продолжают посторонние люди,  школа, СМИ, друзья, общество, институт. Потом мы выходим в реальную жизнь, и порой оказывается, что мир не такой, каким мы его себе представляли. Здесь мы сталкиваемся с крушением своих иллюзий. Но какой бы болезненный этот процесс не был, не стоит беспокоиться, очень быстро на этом месте мы создадим новую иллюзию.

Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что люди не делятся на тех, кто живет в реальности и тех, то пребывает в иллюзиях. В той или иной степени, мы все живем в собственных иллюзиях.

С практической точки зрения, важнее насколько ваши иллюзии оказываются жизнеспособными и позволяют вам иметь хорошее качество жизни, быть счастливым, либо наоборот, делают нас несчастными заложниками собственных неврозов. Наше сознание – это самый великий иллюзионист, который с одной стороны, защищает нас от хаоса Вселенной, отбирая только ту информацию, которую считает нужной и безопасной, но с другой стороны, выполняет роль тюремщика, не позволяя выйти за рамки созданного мира.

В каждую секунду времени на нас воздействует огромное количество информации, но только наше сознание искажает, обобщает, а что-то и вовсе пропускает, чтобы не дай Бог вы не заподозрили неладное. Самым частым и действенным механизмом, который контролирует наше поведение – является страх во всех его проявлениях.

Помните интернет-мем про платье, которое часть людей видели как белое-золотое, а часть людей были уверены в том, что оно сине-черное. Мне кажется, уже не осталось ни одного офиса, в котором бы не успели обсудить этот феномен. Вот вам наглядный пример того, как играет с нами наше сознание. А теперь на секунду задумайтесь, что мир в тысячи раз более сложный, чем эта ситуация с платьем.  Один физик высказал такую мысль: «раньше мы считали, что физика объясняет законы Вселенной, а сейчас мы понимаем, что физика позволяет лишь объяснить то, что доступно нашему сознанию о законах Вселенной». Или вспомните отзывы, которые получил фильм «Интеррстеллар». В такой художественной форме многие познакомились с некоторыми теориями, о которых давно известно физикам.

Но давайте теперь перейдем от космических масштабов, к нашей повседневной жизни. Что нам эти черные дыры и гравитационные поля и искажение пространственно-временных континуумов? Здесь бы со своей жизнью разобраться!

Я могу похвастаться, что каждый день встречаюсь с другими реальностями и другими Вселенными. Как? Да очень просто – я встречаюсь с людьми. Когда человек мне рассказывает про свою жизнь, я не перестаю удивляться, насколько все по-другому у него там устроено. Каждый из нас является для другого окном в иной мир.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ ИЛЛЮЗИИ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ

Иллюзия бессмертности.

«Что за бред?» – скажите вы. Казалось бы, все люди понимают, что они смертны, но в то же время, в нас существует этот самый страх смерти. И главную роль, которую он выполняет – это попытка всяческими путями уберечь нас от опасностей, в конечном счете, обмануть смерть. Одна проблема, этот самый страх проявляется каждый день во всех сферах жизни. «Я не пойду туда, потому что это может быть опасно для моего здоровья. Я не стану это делать, потому что это опасно для моего благополучия. Я, в принципе, избегаю любых опасностей»

Однажды я наблюдал за своим 3-летним сыном, который пытался взобраться на кучу щебня. Там лежали довольно большие камни, мой сын без всякого страха пытался взобраться на самый верх. Я беспокоился за его жизнь и здоровье, и начал одергивать, говоря, «это опасно, не лезь туда, сейчас же прекрати, осторожно ты оступишься и упадешь!». И в эту минуту я задумался «а как он сможет взбираться на свои жизненные горы, если я его научу бояться?» Ведь как часто мы в жизни подходим к «своей горе» и отказываемся даже от попытки на нее взобраться, потому что боимся падения.

Вот так и работает наш страх смерти.

Иллюзия всемогущества.

Где-то в глубине души, нам кажется, что на самом деле мы все можем, что все от нас зависит, мы практически идеальны, осталось совсем чуть-чуть. Мы гоним от себя даже саму мысль, что мы всего лишь человек, и при этом весьма ограничены, нам слишком многое неподвластно, и мы никогда не станем идеальными.

Иллюзия личной ответственности.

Удивительно, но одновременно с иллюзией всемогущества, в нас существует и иллюзия нашей ответственности за свою жизнь. Ведь каждый человек, не моргнув и глазом, скажет, что, конечно же, он отвечает, и за свои мысли, и решения, и действия. И в большинстве случаев – это будет наглая ложь! Достаточно начать расспрашивать такого человека о его жизни, и он с удовольствием все начнет списывать на обстоятельства, случай, судьбу или наследственность. «Мне не повезло, виноваты родители, общество, государство, так случилось, я не знаю, почему так вышло, что-то нашло на меня» Вот маленький перечень из большого списка оправданий, который есть у каждого. Даже в отношениях, всегда виноват кто-то другой, он был плохой, а собственного вклада никто не замечает. Не секрет, что сегодня многие люди лишь наблюдают, как мимо проходит жизнь. Спросите себя «как я прожил последнюю неделю, последний месяц?» Как много удастся вспомнить, и как много вы принимали АКТИВНОЕ участие в своей жизни? Хорошо, если ваш рассказ за неделю уложиться в час, у некоторых и того меньше.

Иллюзия свободы выбора.

Еще одна «милая ложь». Для того чтобы выбирать, мы должны иметь альтернативы, но ни в своих мыслях, ни в своих чувствах, большинство из нас не имеют такой роскоши. Люди даже свои чувства описывают как «меня охватило чувство», как будто это объект материального мира, который пришел, ударил по голове, связал и утащил в рабство. Человек испытывает чувство, а не наоборот, чувство испытывает человека. Очень многое в нашем поведении, в наших решениях подвержено эмоциональным мотивам.

Вы, наверняка, наблюдали, что в одной и той же ситуации, разные люди ведут себя по-разному, и могут испытывать довольно разные чувства. А не задумывались почему? Большинство людей в конкретной ситуации просто рефлектируют (выдают одну-две эмоциональных реакций, которым они научились в своей жизни), практически не осознавая, что происходит в конкретную секунду их жизни. С этим феноменом сталкиваются все, кто когда-либо обращался за психологической помощью. Поэтому осознавание своих чувств и эмоций – это первое чему учатся клиенты на своей психотерапии, это то, что в конце концов, и дает в последствии реальную свободу выбора. Примерно та же картина и с нашими ментальными схемами: мы привыкли так думать и так поступать, потому что у нас нет другого опыта, и это сила привычки.

Иллюзия отдельности.

Нам кажется, что мы можем существовать отдельно от остальных, что мы не имеем ничего общего с остальными 6 миллиардами людей на планете, а также тех, кто жил до этого. Но хотим мы этого, или нет, однако мы являемся существами социальными, которые не могут существовать отдельно, более того, длительная изоляция без всякого контакта, способна разрушить нашу психику. В истории достаточно таких примеров. Мы склонны упускать из вида, что являемся результатом генов, воспитания, обучения, окружения и других факторов. Мы плохо знаем свои семейные истории, чтобы могли проследить некоторые жизненные сценарии, которые реализуются из поколения в поколение. Сколько мне приходилось быть свидетелем того, как люди, начав рассказывать про своих родителей, бабушек и дедушек, с удивлением, вдруг обнаруживали 100% совпадение отдельных жизненных сценариев, а начав во взрослом возрасте расспрашивать подробнее о своей семье, были просто поражены этим историческим совпадениям.

Иллюзия счастья.

Большинство из нас живет с твердой уверенностью, что счастье – это что-то, что находится вне меня, что для этого чувства, мне необходимо чем-то обладать. Современные маркетологи отлично знают про этот обман, поэтому стараются выпустить как можно больше товара, который по их заверениям, должен сделать вас счастливыми. Но ни один предмет на свете не способен вас сделать счастливее, скорее вы будете чувствовать себя несчастным, потому что у вас его нет. Все, что есть в нашей жизни, мы склонны обесценивать и воспринимать как несущественное. Мы даже не умеем быть благодарными за это. И, как правило, начинаем ценить только тогда, когда безвозвратно теряем (здоровье, отношения, родственников, просыпаться каждое утро и просто жить). В сегодняшнем мире принято считать «нормальным» состояние «несчастного человека». Несчастным быть, в принципе, несложно, для этого ничего не нужно делать, а вот чтобы быть счастливым, придется поработать над собой. Порой, быть счастливым или несчастным – это на самом деле вопрос лишь нашего РЕАЛЬНОГО выбора. Но пока в нас жива иллюзия счастья, мы никогда не испытаем настоящего счастья.

Иллюзия вины или жертвы.

В наших действиях присутствует иллюзия ответственности, и когда эти действия приводят к «плохому» результату, приносят «вред себе или другим», автоматически возникает ощущение вины. «Я виноват, потому что принял такое решение и поступил соответственно». Иллюзия вины заставляет человека страдать, быть жертвой, которая искупает свою вину. Здесь стоит вспомнить проблемы воспитания. С каким количеством «мракобесия» порой приходится сталкиваться, общаясь с людьми. Порою, женщины готовы испытывать вину за любые свои проявления и чувства. Хочет выглядеть ярко, привлекательно и сексуально? Добро пожаловать в «проститутки»! Никто, никто этой женщине в реальности не скажет таких слов, может только в детстве мама с горяча, но она всю жизнь проживет с этим чувством. Подверглась сексуальному насилию? Конечно, сама виновата, ведь пословица гласит «сучка не захочет, кобель не вскочит»! Пьет муж? Естественно, виновата плохая жена!

Я говорил в начале, что эта тема очень большая, поэтому возможно, мы вернемся к продолжению в следующий раз. А сегодня, на этом позвольте закончить, надеюсь, пищи для размышлений у вас хватит.

читать другие статьи на этом сайте:

социальные роли, которые мы играем
про сильных женщин и слабых мужчин
детская психологическая травма
почему мужчины уходят от женщин
психология метеринства

Раскрываем «вредные» иллюзии женской психологии после 30 лет

Содержимое

  • 1 Женская психология: «вредные» иллюзии после 30 лет
    • 1.1 Успех — не только в молодости
    • 1.2 Красота не зависит от возраста
    • 1.3 Искренность — лучшее оружие
    • 1.4 Нравственность — не вещь прошлого
    • 1.5 Любовь — не только в юности
    • 1.6 Карьера — это вопрос выбора
    • 1. 7 Материнство — нет ограничений
    • 1.8 Финансовая независимость — реальная цель
    • 1.9 Счастье — внутри каждой женщины
    • 1.10 Интеллект — не стареет
    • 1.11 Развитие — ключ к успеху
    • 1.12 Видео по теме:

Узнайте, какие «вредные» иллюзии могут возникнуть у женщин после 30 лет и как они влияют на их психологическое состояние. Разберитесь, как избежать этих иллюзий и научитесь строить здоровое отношение к себе и своей жизни.

Психология женщин после 30 лет подвержена множеству мифов и иллюзий, которые не только могут оказывать негативное влияние на их самооценку, но и мешать им полноценно жить и развиваться. Зачастую, женщины считают, что после этого возраста они уже не могут достичь значимых целей и быть счастливыми. Однако, стоит осознать и разобраться с этими иллюзиями, чтобы взглянуть на свою жизнь по-новому.

Одной из «вредных» иллюзий является мысль о том, что женщине после 30 лет уже поздно начинать что-то новое. Многие думают, что они упустили свой шанс на карьеру, любовь или самореализацию. Однако, это далеко не так. Взрослый возраст – это время, когда женщина обладает большим опытом и мудростью, что может стать преимуществом во всех сферах жизни. Никогда не поздно раскрыть свой потенциал и начать новый этап жизни.

Важно понять, что возраст – это не ограничение, а лишь число. Самооценка и мотивация женщины после 30 лет должны быть на высоком уровне для достижения успеха и счастья.

Также, распространенной иллюзией является убеждение о том, что после 30 лет женщина должна уже иметь семью, детей и стабильность во всех сферах жизни. В результате, многие женщины чувствуют себя неудовлетворенными и недостаточно успешными, если у них нет семьи или детей в этом возрасте. Однако, каждая женщина имеет свой уникальный путь, и необходимо понять, что семья и дети – не обязательные атрибуты счастья и успешности. Главное – быть счастливой и осознанной в своих решениях.

Итак, раскрывая «вредные» иллюзии женской психологии после 30 лет, мы осознаем, что наш возраст не является преградой для счастья и успеха. Каждая женщина имеет право на свое собственное определение жизни и счастья. Главное – быть верной себе и стремиться к самореализации независимо от возраста и стереотипов общества.

Успех — не только в молодости

Социальные стереотипы долгое время учитывали лишь успехи молодых людей, в то время как женщины после 30 лет формировали негативное представление о себе и своих возможностях. Однако это является всего лишь иллюзией, потому что успех не зависит от возраста.

На самом деле, женщинам после 30 лет есть, что предложить миру. Они накопили опыт, развили профессиональные навыки и получили ценные знания. Эти достижения могут стать основой для успешной карьеры или для достижения личных целей.

Важно помнить, что возраст — это лишь число, которое не должно быть ограничением. Взрослые женщины могут продолжать развиваться, учиться новому и открывать для себя новые возможности. Они могут достигать своих целей, сохраняя при этом свою уникальность и индивидуальность.

Преодоление стереотипов и иллюзий об успехе в молодости — один из важных шагов к осознанию своих возможностей и достижению высот в любой сфере жизни. Женщины после 30 лет могут стать примером для других, устанавливая новые стандарты успеха и продолжая расти и развиваться в любом возрасте.

Красота не зависит от возраста

Красота — это нечто, что остается с человеком на протяжении всей его жизни, независимо от его возраста. Возраст не имеет никакого влияния на то, каким образом женщина выглядит. Каждая женщина уникальна и прекрасна в своем собственном облике, независимо от числа лет, прожитых ею на этой земле.

Красота у женщины проявляется в ее внутреннем мире, в ее эмоциях и умении радоваться жизни. Она не исчезает со временем, а только приобретает новые оттенки и глубину. Человек стареет, но его душа остается молодой и прекрасной. Именно это отражается на внешности женщины и делает ее красивой и привлекательной.

Более того, опыт и мудрость, приходящие с возрастом, придают женщине особый шарм и очарование. Она становится уверенной в себе и своих возможностях, что только усиливает ее привлекательность. Накопленный жизненный опыт помогает ей лучше понять себя и свое место в мире, что является важной составляющей красоты.

Важно помнить, что красота — это не только физическое воплощение женщины, но и ее индивидуальность, ее умение любить и быть любимой. И в этом смысле возраст не имеет значения. В современном мире ценятся не только молодость и внешняя привлекательность, но и внутренний мир и умение быть счастливой.

Искренность — лучшее оружие

Наступивший возраст после 30 лет приносит со собой новую мудрость и понимание. Многие женщины начинают отмечать изменения в своем восприятии мира и отношении к себе. И одно из самых ценных качеств, которое помогает в этом процессе, это искренность.

Искренность позволяет нам быть открытыми с собой и другими людьми. Она помогает устанавливать доверительные отношения и облегчает коммуникацию. Когда мы откровенно выражаем свои мысли и чувства, мы создаем возможность для понимания и поддержки.

Она позволяет нам быть собой, без масок и фальши. Мы больше не стремимся соответствовать ожиданиям окружающих или жить в категориях «правильно» или «неправильно». Искренность позволяет нам принимать свои слабости и ошибки, а также радоваться своим достижениям и силам.

Когда мы искренне относимся к себе, мы тратим меньше энергии на поддержание впечатления и старание угодить другим. Вместо этого мы можем по-настоящему наслаждаться жизнью и строить свою собственную счастливую реальность.

Искренность также позволяет нам быть открытыми к росту и развитию. Когда мы осознаем свои ошибки и недостатки, мы можем работать над ними и становиться лучше. Благодаря искренности мы можем найти свою истинную природу и раскрыть свой потенциал.

В конечном итоге, искренность является нашим лучшим оружием в жизни. Она позволяет нам быть ближе к себе и другим, открывает новые возможности и позволяет нам жить более осознанно и полноценно. Искренность – это внутренняя сила, которая придает нам уверенность и помогает найти свое место в этом мире.

Нравственность — не вещь прошлого

В современном мире, где ставятся на первое место индивидуальные интересы и стремление к материальному благополучию, нравственность порой кажется неактуальной и устаревшей ценностью. Однако, следует понимать, что нравственность – это нечто более глубокое и важное, оно заложено в основе человеческой природы и традиций нашего общества.

Нравственность является основой морального сознания, это система ценностей и норм, которые определяют правила поведения и мышления человека. В современном обществе, где ценности и идеалы меняются с каждым поколением, нравственность остается верным ориентиром и помощником в принятии решений.

Нравственность не просто моральное убеждение или правило поведения, это глубокая философия жизни, которая основывается на уважении к людям, животным и окружающей среде. Она помогает человеку строить гармоничные отношения с окружающими, принимать ответственные решения и действовать в соответствии с собственными принципами и ценностями.

Нравственность необходима не только для поддержания порядка в обществе, но и для личного развития и самореализации. Она помогает укрепить духовное и этическое начало в человеке, приносит гармонию и чувство удовлетворения от своих поступков. Без нравственности нет ни культуры, ни цивилизации.

Любовь — не только в юности

Часто считается, что настоящая любовь возникает только в молодости, когда мы еще молоды и привлекательны. Однако это восприятие — лишь иллюзия, которую полностью развенчивает жизненный опыт многих женщин после 30 лет.

С возрастом мы начинаем понимать, что любовь — это не только эмоциональная страсть, которая может затмить разум. Она может быть и глубокой доверительной связью, основанной на взаимопонимании и уважении. После 30 лет женщины чаще начинают ценить партнеров, с которыми можно строить настоящую, взрослую и взаимовыгодную связь.

Именно после 30 лет женщины обычно имеют больший опыт в отношениях и более четкое представление о своих предпочтениях и стандартах. Они могут выбирать партнеров не только на основе чувств, но и на основе общих ценностей, интересов и планов на будущее. Такие отношения могут быть более глубокими и устойчивыми, поскольку они основаны на взаимной поддержке и понимании.

К тому же, несмотря на стереотипы о том, что женщины после 30 лет менее привлекательны и меньше интересуются романтическими отношениями, многие исследования показывают обратное. Женщины в этом возрасте могут быть более сексуально осведомленными и уверенными в себе. Они знают, чего они хотят, и готовы пойти на компромиссы, чтобы найти партнера, который подходит им наиболее полно.

Итак, возраст после 30 лет может быть прекрасным временем для любви и романтических отношений. Важно помнить, что настоящая любовь возможна в любом возрасте, и она не ограничивается молодостью. Взрослые женщины могут наслаждаться долгосрочными и качественными отношениями, основанными на уважении, понимании и поддержке.

Карьера — это вопрос выбора

Карьера после 30 лет не является единственным путем развития для женщин. Новое столетие привнесло изменения во взгляды на роль женщины в обществе и позволило больше возможностей для реализации в других сферах жизни. Многие женщины осознают, что определение карьеры — это их личное решение, и они могут выбирать между работой, семьей и другими интересами.

Карьера не всегда означает продвижение по служебной лестнице и достижение высоких постов. Она может быть источником удовлетворения и самореализации в различных сферах, таких как фриланс, собственный бизнес или творческая деятельность. Бывают случаи, когда женщина открывает в себе новые таланты и интересы после 30 лет, именно поэтому выбор карьерного пути должен быть основан на личных ценностях и приоритетах.

Возраст не является определяющим фактором в карьерном росте. Современные требования к специалистам меняются, и все больше компаний ценят гибкость и опыт, который может быть накоплен только со временем. Карьерная крутизна и зарплата не обязательно должны быть основными критериями при выборе профессии или достижении успеха в карьере. Важно слушать свои интересы и стремления, чтобы заниматься делом, которое действительно приносит радость и удовлетворение.

В итоге, карьера — это вопрос выбора каждой женщины, независимо от ее возраста. Важно прислушиваться к своим желаниям и потребностям, а также учитывать свое личное счастье и гармонию. Не стоит стремиться к иллюзорным стандартам и ожиданиям, важно принимать себя такой, какая есть, и достигать успеха в сфере, которая действительно важна и приносит удовольствие.

Материнство — нет ограничений

Многие женщины после 30 лет беспокоятся о том, что они старше их традиционного возраста для материнства. Однако, стоит отметить, что материнство не имеет ограничений по возрасту.

Современная медицина и технологии позволяют женщинам стать матерями в любом возрасте. Несмотря на то, что вероятность зачатия может быть ниже в более зрелом возрасте, она все равно существует. Использование различных методов поддержки плодовитости, включая инвитрооплодотворение, может помочь женщинам реализовать свою мечту о материнстве.

Кроме того, возраст матери также не является главным фактором воспитания ребенка. Женщины старше 30 лет обладают богатым опытом и зрелой психологией, что может иметь положительное влияние на развитие ребенка. Они часто более уравновешены и готовы к материнству, чем в более раннем возрасте, благодаря накопленным знаниям и навыкам.

Важно не поддаваться стигматизации и негативным мнениям о том, что материнство после 30 лет является неправильным или неестественным. Каждая женщина имеет право сама решать, когда ей наиболее комфортно и готово стать матерью. Важно помнить, что возраст не определяет наши способности и потенциалы.

Финансовая независимость — реальная цель

Одной из вредных иллюзий женской психологии после 30 лет является убеждение в том, что финансовая независимость недостижима. Многие женщины полагаются на своего партнера или мужа в финансовых вопросах, не задумываясь о собственной независимости и финансовой стабильности.

Однако, стоит понимать, что финансовая независимость — это реальная цель, которую каждая женщина может достичь. Независимо от возраста, образования или профессии, каждая женщина имеет возможность стать финансово самостоятельной.

Первый шаг к достижению финансовой независимости — это осознание своей финансовой ситуации. Необходимо внимательно проследить за своими доходами и расходами, составить бюджет и при необходимости сократить лишние траты. Также стоит задуматься о создании накоплений или инвестициях, чтобы иметь финансовую подушку на случай непредвиденных обстоятельств или возможность реализовывать свои желания и мечты.

Кроме того, важно инвестировать в собственное образование и развитие. Чем больше у женщины знаний и навыков, тем больше возможностей у нее открыто. Развитие профессиональных навыков поможет получить более высокооплачиваемую работу или даже начать свой бизнес. Знания в области финансов и инвестиций позволят принимать осознанные финансовые решения и строить свой собственный финансовый план.

Важно, чтобы каждая женщина осознала, что финансовая независимость дает не только материальную стабильность, но и уверенность в собственных силах. Когда женщина знает, что она способна обеспечить себя и свою семью без посторонней помощи, она становится более независимой и самостоятельной. Это открывает новые горизонты и возможности для самореализации и счастливой жизни.

Счастье — внутри каждой женщины

Счастье — это нечто внутреннее, что присуще каждой женщине. Оно не зависит от возраста, внешности или социального статуса. Важно понять, что источник счастья находится внутри нас самих.

Мы часто стремимся к внешним факторам, думая, что они принесут нам счастье. Но на самом деле истинное счастье — это то, что мы чувствуем внутри себя. Это состояние умиротворения, радости и благополучия, которое невозможно достичь через внешние достижения и материальные блага.

Ключ к счастью заключается в том, чтобы обратиться к своим внутренним ресурсам. Важно научиться слушать себя, свои чувства и потребности, и доверять своей интуиции. Ведь только мы сами знаем, что нас делает по-настоящему счастливыми.

Счастье не является постоянным состоянием, оно многогранно и может проявляться по-разному для каждой женщины. Важно осознать, что счастье — это процесс, которым нужно наслаждаться каждый день, а не цель, которую нужно достигнуть.

Для того чтобы найти счастье внутри себя, нужно научиться принимать себя такими, какие мы есть. Нужно ценить себя, свои достижения и качества, и не сравнивать себя с другими. Ведь каждая женщина уникальна и прекрасна по своему.

Источник счастья находится внутри каждой женщины. Не зацикливайтесь на внешних факторах и не ищите счастья во внешних вещах. Осознайте свою ценность, радуйтесь мелочам, наслаждайтесь моментом. Ведь именно внутри нас скрыта настоящая сила и источник счастья.

Интеллект — не стареет

Одной из распространенных иллюзий женской психологии после 30 лет является убеждение в том, что интеллект с возрастом убывает. Однако, на самом деле, возраст не влияет на уровень интеллекта. Человек сохраняет свои когнитивные способности и способность к обучению на протяжении всей жизни.

Научные исследования показывают, что интеллект может даже повышаться с возрастом. Опыт и накопленные знания позволяют лучше понимать мир, анализировать сложные проблемы и находить решения. Более зрелый возраст часто ассоциируется с мудростью и глубоким пониманием жизни, что является проявлением интеллекта.

Кроме того, возраст не ограничивает возможность обучения и развития интеллекта. Современные технологии и доступ к информации позволяют изучать новые предметы, развивать навыки и повышать квалификацию в любом возрасте. Никогда не поздно начать изучение иностранных языков, получить новую профессию или освоить новые области знаний.

Также важно отметить, что интеллект не связан с внешними факторами, такими как внешность или стереотипы о возрасте. Умная и интеллектуально развитая женщина всегда будет впечатлять своими знаниями и способностью к анализу, независимо от своего возраста. Важно помнить, что наша интеллектуальная способность не ограничена числом в годы, а зависит от нашего стремления к развитию и умственной активности.

Развитие — ключ к успеху

После 30 лет многие женщины сталкиваются с иллюзией того, что их лучшие годы позади, и они уже не могут достичь успеха в карьере или личной жизни. Однако, на самом деле, это ничем не более, чем иллюзия.

Развитие является ключевым фактором для достижения успеха, и это важно не только в молодости, но и после 30 лет. Взрослые женщины с опытом и мудростью могут преуспеть во многих областях жизни, если они готовы продолжать расти и развиваться.

Одна из основных сфер для развития после 30 лет — это профессиональное развитие. Женщины могут учиться новым навыкам и специализироваться в своей области, чтобы стать экспертами и лидерами. Это поможет им продвинуться в карьере и достичь новых высот.

Однако, развитие не ограничивается только профессиональной сферой. Женщины могут развивать и свои личные качества, такие как эмоциональный интеллект, лидерские способности и коммуникативные навыки. Настрой на развитие помогает им стать более уверенными и успешными.

Кроме того, развитие после 30 лет может включать и духовный рост. Женщины могут открывать новые горизонты и искать глубинные понимания своего места в мире. Это помогает им найти смысл и цель в жизни, что способствует их общему благополучию и удовлетворенности.

В целом, развитие является ключевым фактором для достижения успеха после 30 лет. Женщины должны быть готовы расти, учиться и развиваться, чтобы раскрыть свой потенциал и достичь новых вершин.

Видео по теме:

Иллюзии – Общая психология

Перейти к содержанию

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Объяснить, как и почему психологи используют иллюзии

Почему иллюзии?

Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.

Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.

Создание и тестирование перцептивных иллюзий было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно зрительного восприятия, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.

Иллюзии глубины

Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму.

В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте взглянем на несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?

Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.

Большинство людей воспринимают верхнюю линию как более широкую. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее.

Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.

Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.

Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.

Иллюзии света и размера

Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?

Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?

Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.

Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.

Рисунок 5 . Benary Cross

Наши зрительные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?

Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?

Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.

Попробуйте

Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правые круги будут расширяться, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.

Эта иллюзия, называемая иллюзией Эббингауза, была создана Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии.

Вот еще один пример иллюзии Эббингауза:

В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.

Ссылка на обучение

Если вы хотите узнать больше о визуальных иллюзиях, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.

Лицензии и атрибуты (Щелкните, чтобы развернуть)

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее

  • Контрастная иллюзия. Автор : Paaliaq. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Contrast_illusions#/media/File:Simultaneous_Contrast.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Иллюзия Креста Бенари. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Contrast_illusions#/media/File:Benary_Cross.svg. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright
  • Горизонтальное 3D граффити. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Horizontal_3d_graffiti,_%C5%81%C3%B3d%C5%BA_Schillera_Passage.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Объяснение иллюзий. Автор : Патрик Кэрролл. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Содержимое общественного достояния

  • Иллюзия Понцо. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ponzo_illusion.gif. Лицензия : Общественное достояние: Авторские права неизвестны
  • Туннель гавани Балтимора. Автор : ErgoSum88. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Centered_tunnel_perspective#/media/File:Baltimore_Harbor_Tunnel_I-895_02.JPG. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright
  • Квадратная оптическая иллюзия простой формы. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Optical_illusions#/media/File:PSM_V54_D322_Simple_shape_creating_optical_illusion_2.png. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright
  • Иллюзия шахматной доски. Автор : Адриан Пингстоун. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Optical.greysquares.arp.jpg. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright
  • Иллюзия Эббингауза. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/File:Mond-vergleich.svg. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

иллюзий | Введение в психологию |

Цели обучения

  • Объяснить, как и почему психологи используют иллюзии

Почему иллюзии?

Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.

Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.

Создание и проверка перцептивных иллюзий было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.

Иллюзии глубины

Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте рассмотрим несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?

Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.

Большинство людей воспринимают верхнюю линию как более широкую. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.

Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.

Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.

Иллюзии света и размера

Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?

Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?

Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.

Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.

Рисунок 5 . Бенари Кросс

Наши визуальные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?

Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?

Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.

Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правые круги будут расширяться, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.

Эту иллюзию называют иллюзией Эббингауза, созданной Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии. Он снова показан ниже.

В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.

Ссылка на обучение

Если вы хотите изучить больше визуальных иллюзий, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.

Как вы думаете, как психолог может использовать иллюзию Эббингауза, чтобы узнать о психических процессах или поведении (показанном ниже)? Читайте дальше, чтобы увидеть реальный пример от психолога из Университета штата Колорадо.

Эббингауз в реальном мире

Представьте, что вы участвуете в соревновании по гольфу, в котором вы играете против кого-то с таким же опытом и навыками, как у вас. Есть одна проблема: ваш противник может попасть в лунку, которая на 10% больше, чем лунка, которую вы должны использовать. Вы, вероятно, думаете, что конкуренция была несправедливо предвзятой против вас.

Рисунок 7 . Подозреваете ли вы, что воспринимаемый размер лунки для гольфа повлияет на эффективность паттинга?

Теперь представьте несколько другую ситуацию. Вы и ваш противник примерно равны по способностям, и отверстия, которые вы используете, имеют одинаковый размер, но отверстие, которое использует ваш противник , выглядит на на 10 % больше, чем то, которое используете вы. Будет ли сейчас ваш противник иметь несправедливое преимущество?

Если вы читали предыдущий раздел об эффекте Эббингауза, у вас есть представление о том, как психологи могут использовать вашу систему восприятия (и систему вашего оппонента), чтобы проверить этот самый вопрос. Психолог Джессика Уитт и ее коллеги Салли Линкеногер и Деннис Проффитт привлекли участников исследования, не имевших необычного опыта игры в гольф, для выполнения задачи по паттингу. Они соревновались скорее с собой, чем с другим человеком.

Экспериментаторы усложнили задачу, использовав отверстие диаметром 2 дюйма, что примерно вдвое меньше диаметра отверстия на поле для гольфа. Проектор, установленный на потолке их лаборатории, позволял им проецировать круги Эббингауза вокруг отверстия для мячей. Некоторые участники видели отверстие для паттинга, окруженное кружками, которые были меньше отверстия в центре; другая половина видела окружающие черные круги, которые были больше.

Участников толкают с расстояния около 11,5 футов. Они взяли 10 ударов в одном состоянии, а затем 10 в другом состоянии. Половина участников сначала поставила большие окружающие круги, а половина сначала увидела маленькие окружающие круги. Эта процедура называется уравновешивающий . Если есть какое-либо преимущество (например, улучшение с течением времени с практикой) или недостаток (например, усталость от класть), уравновешивание гарантирует, что оба условия в равной степени подвержены положительным или отрицательным эффектам того, какая задача стоит первой или второй. Неспособность принять во внимание этот тип проблемы означает, что у вас может быть смешанная переменная — практика или усталость, — которая влияет на производительность. Вмешивающаяся переменная — это то, что могло бы  влияют на производительность, но не являются частью исследования. Мы пытаемся контролировать  (то есть нейтрализовать) потенциально мешающие переменные, чтобы они не могли быть причиной различий в производительности. Так, например, если бы все сначала выполняли условие больших окружающих кругов, а затем маленькие окружающие круги, то различия в производительности могли бы быть связаны с порядком условий (приводящих к практике или эффектам усталости), а не с размером окружающих кругов. Уравновешивая, мы не избавляемся от последствий практики или усталости для какого-либо конкретного человека, но — для всех участников — практика или усталость должны одинаково влиять на оба состояния (оба типа кругов Эббингауза).

Экспериментаторы хотели узнать две вещи. Во-первых, действительно ли они создали иллюзию Эббингауза? Помните: нет никакой гарантии, что люди видят или думают так, как говорит ваша теория. Таким образом, непосредственно перед тем, как участник начал ставить определенное условие, он или она нарисовали круг с помощью компьютеризированного инструмента для рисования, пытаясь соответствовать точному размеру отверстия для паттинга. Это лучше, чем просто спросить: «Вы видите иллюзию?» Задача рисования пытается напрямую измерить то, что они воспринимают.

Во-вторых, экспериментаторы хотели посмотреть, влияет ли воспринимаемый размер отверстия на точность попадания. Они зафиксировали успех или неудачу каждого удара. Каждый участник мог получить от 0 до 10 успешных ударов в каждом условии.

Сводка методов

Повторите шаги, о которых вы уже читали:

  1. Участник тренируется, чтобы привыкнуть к задаче.
  2. Участник выполняет первое условие (большие окружающие круги для половины участников и маленькие окружающие круги для другой половины).
    • Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга. Это позволяет экспериментаторам определить, действительно ли возник эффект Эббингауза.
    • В этом состоянии участник делает 10 ударов.
  3. Участник выполняет второе условие (независимо от того, какое условие он еще не выполнил).
    • Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга.
    • В этом состоянии участник делает 10 ударов.

Попробуйте

Теперь, когда вы знаете подробности эксперимента Джессики Уитт, посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы. Нажмите на вариант, который вы считаете правильным, а затем нажмите ссылку «Показать ответ», чтобы проверить, правы ли вы.

Вопрос 2: Что является зависимой переменной в этом исследовании?

  •   Количество успешных ударов является зависимой переменной.
  •   Размер круга, нарисованного участником, является зависимой переменной.
  •   Размер отверстия для паттинга является зависимой переменной.
  •   Имеются две зависимые переменные: количество успешных паттов и размер круга, нарисованного участниками, являются зависимыми переменными.

Показать Ответ

ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ – это некоторое поведение или мыслительный процесс, измеряемый экспериментатором. Это исследование имело две зависимые переменные:

  • (а) размер круга, нарисованного участником
  • (б) количество успешных ударов

Обе зависимые переменные были измерены для каждого условия, поэтому каждый участник нарисовал 2 круга и имел от 0 до 10 успешных ударов как в условиях больших окружающих кругов, так и в условиях маленьких окружающих кругов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *