Психология имиджа как направление социально-психологической науки //Психологическая газета
Забота об имидже, знание основ имиджирования, умение выстраивать профессиональные отношения с людьми, находить подход к ним, правильно расположить их к себе, управлять собственной профессиональной судьбой в целом необходимы любому профессионалу. Эти умения и составляют основу жизненного и профессионального успеха. А вначале выделим основные особенности и направления нового научного направления и учебной дисциплины.
Область научно-психологического исследования «имиджа» стала складываться в России с начала 1990-х годов. К ее источникам следует отнести работы 1960–1970-х годов, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода (А.А. Бодалев и его последователи). Этот подход рассматривает психологические закономерности восприятия и понимания человека человеком, специфику формирования феномена первого впечатления, социально-психологические эффекты и механизмы межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессы массовой коммуникации и многое другое.
Категория «психология имиджа» была введена в научный оборот президентом Академии имиджелогии Е.А. Петровой в 2002 году, год спустя вышла в свет ее монография «Психология имиджа: наука или искусство?». Психология имиджа рассматривает имидж как социально-психологический феномен.
Родоначальники этого научного направления так определяют предмет психологического подхода к имиджу: изучение его как социально-психологического феномена, раскрытие закономерностей формирования, функционирования и трансформации поля разных видов имиджей в индивидуальном и массовом сознании, выявление специфики «наполняемости» этих полей у представителей различных этносов и культур, отдельных групп.
Главными проблемами психологии имиджа как самостоятельной области знания становятся вопросы социально-психологической природы, социального познания и управления имиджем.
Психология имиджа как раздел социальной психологии и имиджелогии (науке об имидже) призвана изучать различные особенности имиджа в целом: формирование, функционирование, коррекция, степень яркости, изменчивости и др., а также психологические проблемы принятия и самоуправления персональным (профессиональным) имиджем и многое другое.
Изучение имиджа является предметом не только социальной психологии, но и многих других наук, среди них: педагогика, социология, история, экономика, культурология.
Изучение феномена имиджа сопряжено с проникновением этой проблематики в изучение социальных явлений. Прежде всего это касается изучения имиджа как феномена социальной перцепции в контексте категории социальных явлений. Социально-психологические исследования имиджа показали, что он является механизмом регуляции поведения, идентификации, индивидуального преломления социальных требований, профессиональной адаптации и оптимизации профессиональной социализации.
Имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становится публичным, то есть когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия, это есть продукт социальной перцепции. При этом имидж складывается на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, и на основе тех мнений, слухов и пр., которые передаются по коммуникативным каналам.
Итак, психология имиджа изучает социально-психологические закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара, услуги, территории и др. В основе психологии имиджа лежит важный психологический процесс — социальное восприятие, которое является определяющим в контексте изучения имиджа.
Психология имиджа имеет ярко выраженные практикоориентированные направления:
- имидж-диагностику,
- имидж-консультирование,
- имиджмейкинг,
- имиджирование,
- имидж-прогностику.
Психология имиджа применяет различные научные методы исследования, среди них:
- наблюдение,
- эксперимент,
- беседа,
- интервью,
- тестирование,
- контент-анализ,
- сравнение,
- моделирование,
- дедукция,
- индукция,
- анализ,
- синтез.
Объект изучения психологии имиджа — имидж как социально-психологическая единица, предмет — методы формирования, а также процесс функционирования и коррекции разных видов (типов) имиджа. В рамках психологии имиджа сложился общепринятый понятийный аппарат. Рассмотрим основные понятия (категории) этого научного направления.
Имиджирование — это процесс работы над созданием имиджа, а также искусство и технологии «подачи» востребованного (необходимого, идеального и пр. ) аудиторией имиджа с помощью специалистов (имиджмейкеров, имиджеологов, имидж-консультантов и др.), также профессиональная деятельность по коррекции уже существующего имиджа для достижения поставленных целей и задач.
Имиджмейкинг — совокупность технологий построения, управления и корректировки имиджа.
Предметом имиджирования и имиджмейкинга являются имидж объекта (человека, товара, организации и пр.) в виде впечатления, мнения, репутации и проч.; различные механизмы восприятия.
Аудитория имиджа — отдельная персона или социальная группа, воспринимающая имидж. Объектами имиджирования и имиджмейкинга являются сам носитель имиджа (персона, группа людей и др.) и аудитория имиджа, в сознании которой создается определенное впечатление, представление, мнение и т.п.
Имидж-технология — набор «инструментов» создания и поддержания имиджа, обеспечивающий достижение стратегических и тактических целей.
Учебно-методическое пособие «Психология имиджа» участвовало в Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2018 года в номинации «Книга года по психологии».
Читать онлайн «Психология имиджа», Мария Викторовна Жижина – Литрес
Уже ни для кого не секрет, что удачный, гармоничный имидж на сегодняшний день является необходимым атрибутом эффективных социальных коммуникаций, условием личностного и профессионального продвижения, некой ценностью, обеспечивающей жизненный успех. Имидж занимает важное место в системе социальных коммуникаций, выступая как представление о данной личности, которое складывается у ее социальных партнеров, участников социального взаимодействия. В этом контексте важно подчеркнуть многофункциональность имиджа как психологического феномена. Назначение имиджа можно свести к двум основным миссиям: первая, заключается в том, что имидж обеспечивает самой личности необходимый психологический самонастрой, должное самовосприятие, определенную установку к действиям. Имидж важный инструмент самонастройки, функционирует вместе с образом Я (в системе Я- концепции), выступая регулятором социального поведения личности. В данном случае выражение «Работай над собой, а не над мнением окружающих», которое можно интерпретировать, как «работа над собой ведет к изменению мнения окружающих», и это полностью соответствует феноменологии имиджа. И здесь имеется в виду, что работа над образом Я – всегда определенный труд, самовоспитание, которое рано или поздно дает свои положительные результаты.
На практике, к сожалению, не всегда, образ Я отражает жизненную перспективу человека и его потребности в самоактуализации, это находит выражение в развитии психологических комплексов личности, с ее неготовностью к переменам, нежеланием работать над собой, возникновением трудных жизненных ситуаций. Печальным следствием может служить и факт самодовольства человека, и наличие ложных представлений о том, что «у меня и так все в порядке и меняться мне незачем», хотя последнее может быть связано с включением защитных механизмов. «Подлинная жизнь личности совершается «в точке несовпадения человека с самим собой», и личность начинается с неограниченного выхода за пределы наличного, за пределы приспособления. Она рождается в муках преодоления, в осуществлении невозможного, в надситуативной активности, в борьбе за самого себя» [38, с. 43]. В связи с этим, формирование нового образа Я многими авторами справедливо оценивается как зона ближайшего развития личности. Но, кроме того, хотелось бы отметить, что работа над собственным образом Я – это не только труд, приносящий плоды, это еще и творческий, увлекательный процесс поиска гармонии между внутренним миром и внешним обликом, приводящий личность к новым событиям, раскрытию новых граней собственной личности, стимул к переменам. «Когда меняемся мы, меняется мир вокруг нас», данную аксиому, наверное, стоит проверить каждому на собственном опыте.
Согласно современным взглядам формирование и изменение образа Я – представление человека о самом себе становится источником представлений о данной личности, которое формируется у других людей (имидж человека), в свою очередь, имидж (представление других людей о данной личности) сам становится источником и фактором изменений образа Я. Да, безусловно, оформление внешности, смена стиля одежды, является важной составляющей формирования габитарного имиджа персоны (т.е. представление о данной личности, которое возникает у других людей). Мы полагаем, что одновременно эти внешние изменения ведут к внутренним преобразованиям самого субъекта, т.е. к изменениям его образа Я. При этом необходимо учитывать, что в формировании имиджа участвуют еще такие компоненты как вербальный, кинетический, овеществленный, средовой, которые в своей совокупности и образуют единый целостный имидж личности. Наш образ в глазах окружающих формируется не только из оценки внешнего облика (внешность, стиль одежды), но и на основе анализа психолого-поведенческого портрета (жесты, мимика, пластика движений и т.д.) ораторского мастерства, нашего окружения (выражение «Свита делает короля» возникло отнюдь не случайно) и мн. др.
Нередко можно слышать такие ошибочные высказывания, например, по поводу изменения цвета волос «О, ты изменила имидж», а между тем, речь идет всего лишь об изменении некоторых компонентов габитарного имиджа, когда константными остаются те же движения, доминирующие эмоции, стиль мышления. В отличие от изменения стиля одежды (например, смена спортивного стиля на романтический), изменения имиджа требует гораздо большего количества времени. Может быть, поэтому очень часто на женских форумах можно встретить подмену понятий, когда под сменой имиджа подразумевается поход в парикмахерскую или по магазинам. Формированию данного представления во многом поспособствовали всевозможные отечественные и зарубежные телепроекты, демонстрирующие преобразования имиджа женщины за одну передачу (автор не знает отечественных телепроектов, посвященных имиджу мужчины). Не имея ничего против подобного рода проектов, тем не менее любопытно понаблюдать за дальнейшей судьбой девушек и женщин, принимавших участие в съемках программы, изменилась ли их жизнь за рамками проекта, изменилось ли по отношению к ним мнение и отношение окружающих.
Рассматривая такую важную миссию имиджа, как психологический самонастрой, следует указать на психотерапевтический потенциал имиджа, который может выступать в качестве копинг-стратегии (преодолевающего поведения), т. е. поддержание привлекательного имиджа или смена имиджа может служить дополнительным фактором и способом совладания личности со сложными жизненными обстоятельствами.
Теперь обратимся ко второй миссии, которая состоит в психологическом воздействии имиджа на другого человека (группу) или иначе – имидж задает определенные программы и сценарии социально-психологического взаимодействия, установку на общение с нами в определенном ключе, разрешение или запрет на то, как с нами можно себя вести, а как нельзя, да и в целом влияет на желание с нами общаться. В качестве примера достаточно вспомнить героиню фильма Миранду Пристли, блистательно сыгранную Мерил Стрип, главного редактора известного модного журнала, к которой так запросто не подойдешь. Эта информация считывается окружающими за секунды, а поскольку эффект первого впечатления пока еще никто не отменял, то можно сказать, что первично сформированный в представлениях окружающих, имидж персоны будет долгое время определяющим, и, в случае необходимости сформировать новый имидж – человеку потребуется немало времени и усилий, чтобы изменить определенное мнение, сложившийся стереотип.
Применительно к имиджу необходимо указать на следующие его важные особенности: 1) имидж начинает функционировать только в процессе социального взаимодействия, 2) для формирования или изменения имиджа всегда требуется определенное время, поэтому для того, чтобы окружающие не только восприняли новый имидж, но и стали себя вести в соответствии с изменениями потребуется от 2-3 месяцев и более.
Отдельной темой является возможность управления формированием имиджа со стороны персоны, являющейся объектом этого имиджа, т.е. той персоны, о которой складывается социальное представление. Формирование и изменение имиджа немыслимо без получения обратной связи, без оценок окружающих, которые обеспечивают человеку разнообразные формы рефлексии и эффективный поиск необходимых, органичных моделей социального поведения.
Принято считать, что формирование имиджа – бесконечный процесс, но будет более точным сказать, что имидж необходимо постоянно поддерживать, улучшать, дополнять, ориентируясь на новые тенденции моды, но при этом, сохранять свой неповторимый образ. Любителей часто и кардинально менять свой имидж, такой поиск, смена ролей, масок, амплуа, окружающими, как правило, воспринимается как неудовлетворенность личностью собой, своей жизнью, или как непостоянство, ветреность, легкомысленность, непредсказуемость персоны. Тем не менее, имидж человека на протяжении его жизненного пути не является чем-то статичным и неизменным, хотя бы в силу возрастных факторов, изменений социального статуса, и, конечно же, в связи с внутренними преобразованиями, связанными с личностным ростом, постановкой новых жизненных целей и задач. Как справедливо отметила В. Г. Горчакова: «… мы вырастаем не только из старой одежды, но и из прежних образов самих себя, которые время от времени нужно обновлять или полностью перестраивать» [38, c.5]. В данном контексте проявляется еще одна особенность имиджа, заключающаяся в том, что он имеет тенденцию к «старению», снижению адаптивности (феномен «износа имиджа»).
Говоря о функциональной нагрузке имиджа, нельзя обойти вниманием вопрос, касающийся собственно мотивации личности изменить свой имидж. Выявление мотивации изменения имиджа является первым шагом на пути к изменению имиджа. Отметим, что этот сложный процесс связан также с пониманием и осознанием своих индивидуально-психологических особенностей, внешних, возрастных особенностей, выбором собственного стиля, с четким пониманием своих целей и планом по коррекции недостатков. Уточним, речь идет о возможности влиять на особенности имиджа со стороны той персоны, которая является объектом этого имиджа.
При формировании собственного имиджа можно идти двумя путями, первым, простым, но малоэффективным – это срисовать, скопировать готовый образ, адаптировав под себя, и внедрить его в сознание своей аудитории. Малая эффективность такого образа «с чужого плеча», сразу будет сигнализировать о диссонансе между собственными психологическими особенностями (а иногда и типом телосложения) и образом, скопированным из журнала (или образом, принадлежащий известной персоне: актеру/актрисе, певцу/певице). Очень часто в пик популярности того или иного певца (певицы) на улицах города можно наблюдать их клонов, двойников. Надо иметь в виду, что при таком подходе к формированию имиджа теряется уникальность, неповторимость, индивидуальность образа. Второй – более сложный, творческий, но интересный путь – это поиск действительно своего гармоничного и уникального имиджа с учетом жизненного стиля, образа жизни, собственных целей и задач.
Однако, вернемся к вопросу мотивации изменения имиджа – можно, как самостоятельно проводить работу по изменению имиджа, так и обратиться за помощью к стилистам, имидж-экспертам. Практика показывает, что, несмотря на отсутствие телепроектов, посвященных имиджу мужчины, тем не менее, они также обращаются к услугам имиджмейкера.
Прежде всего, в сознании большинства людей смена имиджа связывается или с неудовлетворенностью человека своей жизнью (развод, потеря работы и т.п.) и конкретн – желанием начать новую жизнь, или же необходимостью соответствовать новому социальному статусу или социальной роли (повышение по службе, новая должность и др.). Безусловно, это наиболее частые причины либо самостоятельной работы по смене имиджа, либо обращения к услугам имиджмейкера, но отнюдь этим перечень не ограничивается. Мотивы саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самораскрытия, желание рассказать о своем внутреннем мире, являются не менее частыми и не менее мощными мотивами по изменению собственного имиджа. Как только человек осознает, что его воспринимают не так как он хотел бы, то возникает мотивация к изменению имиджа. Другими словами, когда внешний вид не выражает внутреннее содержание, интересы, жизненные ценности; когда окружающие неправильно воспринимают человека, то у него сразу же возникает желание изменить как минимум стиль одежды, найти необходимые средства самовыражения. Самовыражение через имидж является довольно распространенным мотивом, особенно у молодых людей.
До сих пор мы были сконцентрированы на анализе особенностей имиджа человека, между тем понятие «имидж» может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые воспринимаются и оцениваются людьми, вызывая определенное отношение и образ-представление. Как пишет Е. А. Петрова «имидж – категория, универсально применяемая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания…» [122]. Следовательно, можно говорить об имидже организации, науки, страны, семьи, той или иной профессии и т.д.
Следующее на чем хотелось бы остановиться при рассмотрении проблем имиджа – вопрос, касающийся связи имиджа и психологического возраста личности. Этот на первый взгляд теоретический вопрос, между тем имеет непосредственный практический выход на практику имидж-проектирования. Психологический возраст – это, на наш взгляд, одна из интереснейших тем психологии. Известно, что психологический возраст как интегральный показатель отношения человека ко времени своей жизни, может быть синхронным, опережающим или отстающим от хронологического возраста. В идеале, когда они совпадают, или, когда человек ощущает себя чуть младше хронологического возраста, что полезно при постановке жизненных планов. В психологических исследованиях уже установлено, что в более зрелом возрасте человек ощущает себя моложе своих лет, а в юности напротив, старше. Стихотворение Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить», написанное поэтессой в 23 года, служит на наш взгляд, тому прекрасным примером.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной….
(1912)
Конкретнее, психологический возраст – это мироощущения человека, состояние души, мера психологического прошлого, выражающие отношение человека к своей жизни, к себе самому; способность и желание строить планы на будущее, уровень жизненный активности. Все эти показатели не могут не отразиться как минимум на внешнем виде, как максимум на всех составляющих имиджа человека. Психологическая «старость» может наступить в сравнительно молодом возрасте, когда человек оценивает большую значимость событий, относящихся к прошлому, и не видит для себя значимых, вдохновляющих его событий в будущем. На основе оценки соотношения значимых событий прошлого и будущего Е. И. Головахой и А. А. Кроником была разработана одна из самых известных методик определения психологического возраста. По выражению авторов, «психологический возраст личности – это лишь стрелка весов, на одной чаше которых – прошлое, а на другой – будущее».
Надо сказать, что в тесной связи с психологическим возрастом находится одежда человека, которая всегда в истории человечества была связана с его возрастом, более того, одежда – это определенный фактор возрастной дифференциации. Практика показывает, что многим людям с возрастом сложнее подобрать для себя подходящую одежду, поскольку преимущественно все модные тренды ориентированы на молодежную аудиторию, перевес магазинов, ориентированных на подростковую и молодежную одежду наблюдается практически в любом крупном торговом центре России. Сложность выбора одежды связана и с имеющимися в обществе представлениями о желательной одежде для того или иного возраста, ее цветовой гамме; с имеющимися табу, оценками, одним словом социокультурными факторами. Одежда является знаковым показателем возрастной идентичности личности и свидетельством временной перспективы ее жизненных планов, а стало быть, имидж непосредственным образом связан с психологическим возрастом личности. Имидж, являясь его выражением, проявляет себя в поведении, речи, досуговых предпочтениях, увлечениях, стиле жизни, и, конечно же, в манере одеваться, силуэте одежды, выбираемой цветовой гамме одежды.
Однако манера одеваться не в соответствии со своим хронологическим (паспортным) возрастом не всегда будет говорить о психологическом возрасте. Например, молодежный гардероб (о, остановись мгновенье!) дамы 45 лет, скорее будет свидетельством отказа принять свой возраст, о защитных механизмах – отрицании, нежели о ее восемнадцатилетнем психологическом возрасте. Другой пример, чаще встречающийся в жизни, когда молодая двадцатипятилетняя замужняя женщина одевается в темные, мрачноватого вида бесформенные балахоны, эта ситуация, напротив, отражает мироощущение, психологический возраст данной персоны. В последнем случае воздействовать на уменьшение психологического возраста человека можно посредством изменения имиджа, и в частности, стиля одежды. Принимая во внимание популярный тест Р. Кастенбаума на определение психологического возраста, – содержащего в себе четыре критерия: самоощущение, внешний вид, интересы, мера жизненной активности, – можно утверждать, что указанные критерии относятся ко всем компонентам имиджа человека и, воздействуя на эти компоненты, можно скорректировать психологический возраст и связанный с ним имидж личности.
Замечаем мы это или нет, но процесс формирования и становления имиджа происходит в трех типах времени – прошлое, настоящее, будущее или иначе: имидж можно рассматривать как следствие прошлого, имидж – актуальный или сегодняшний, текущий и имидж – цель, перспективный, желаемый. Отметим, что на процесс формирования имиджа, и собственно на мотивацию его проектирования и коррекции, влияют в равной мере не только события прошлого и настоящего, но и перспективные задачи на будущее и мечты человека.
Немаловажную роль в феноменологии имиджа, наряду с временными, играют и социально-экономические факторы, и особенно фактор среды обитания или урбанистический фактор – место проживания человека. Уже известно, что в мегаполисах модные тенденции, инновации «приходят» и осваиваются людьми гораздо быстрее, нежели в провинциальных городах. К примеру, услугами имиджмейкера уже давно активно пользуются жители Москвы и Санкт-Петербурга, чего нельзя сказать о провинциальных российских городах. И если в Москве словосочетание «свой стилист», «свой шоппер» – определенно модная тема, есть и новая столичная волна – вопросами стиля одежды частных клиентов стали заниматься стилисты, которые работают для журналов, клипов, рекламы и привыкли одевать моделей. Соответственно покупательское поведение и уровень покупок у жителей столицы и провинции в большинстве своем различаются, поэтому понятно, что довольно легко отличить по стилю одежды провинциала от жителя мегаполиса. Вообще этой тематике посвящена не одна статья блоггеров.
Идея подготовки данного учебного пособия возникла еще в 2010 году, когда автор впервые начал читать курс «Психология делового имиджа» для магистрантов, обучающихся по направлению «Организационная психология». За эти годы была неоднократно пересмотрена общая концепция курса, что во многом связано с тем, что работа над пособием осуществлялась параллельно с обучением автора в Московском государственном университете культуры и искусств по специальности «имиджелогия». Имеющиеся знания, в том числе и из практики, оформились в достаточно стройную композицию тем пособия, отражающую, на наш взгляд, значимые и наиболее интересные вопросы психологии имиджа.
Эти обстоятельства определили структурную организацию учебного пособия и направленность его стратегических задач. В основу концепции данного пособия заложено сочетание теоретического и практического материала, что отражается в содержании книги, включающей в себя рассмотрение как теоретических вопросов имиджа, так и практики формирования и применения имиджа в организации социального поведения.
Пособие содержит выборочное изложение некоторых тем учебной дисциплины, а также программу учебного курса и список литературы. В пособии представлено более углубленное изложение некоторых тем из общего курса, и в то же время, включено обсуждение ряда дополнительных тем, которые непосредственно связаны с практикой психологии имиджа. В частности, рассматриваются роль, типы и функции имиджа в социальных коммуникациях, анализируются закономерности социального восприятия в контексте первого впечатления. Уделено значительное внимание изучению теоретических подходов, функций, тактик и стратегий самопрезентации личности. Кроме того, подробно рассмотрено понятие «виртуального имиджа» и роль самопрезентации личности в интернет-пространстве. Самопрезентация в интернет сети является на сегодняшний день таким же неотъемлемым компонентом, как и самопрезентация в реальной жизни.
Далее, мы посчитали необходимым остановиться на более подробном рассмотрении понятия габитарный имидж (латинское «habitus» переводится как «внешность»), его составляющих, а также рассмотрению теоретических аспектов формирования габитарного имиджа (факторов и значимых направлений в работе). Результаты проведенного нами анализа позволяют заключить, что целью формирования габитарного имиджа является не только коррекция недостатков внешности личности, но и подчеркивание достоинств лица и фигуры человека. Кроме того, габитарный имидж, как неотъемлемую часть создания персонального имиджа личности, можно рассматривать в контексте факторов гармонизации самоощущения и взаимодействия личности с окружающими, а, следовательно, и как фактор психокоррекции личности.
К числу тем, которые не рассматриваются на регулярных лекциях, относится «Одежда как способ самопрезентаци личности». Этой теме уделяется мало внимание в литературе, результаты исследований разбросаны в различных междисциплинарных публикациях, поэтому мы посчитали целесообразным представить эти материалы в виде отдельной темы для самостоятельной проработки. Наша манера одеваться – это отражение нашего самовосприятия, наших представлений о себе.
Еще одна тема, которая не должна оставить равнодушным читателей, посвящена психологии цвета. Калейдоскоп цвета – это калейдоскоп нашего настроения и впечатлений, которые получают от нас люди, с которыми мы общаемся и на языке цвета в том числе. Цвет в имидже человека играет очень важную функцию психологического воздействия, с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, своих мечтах, устремлениях, притязаниях и, конечно же, цветовые предпочтения много говорят о психологических особенностях личности.
Следующая тема из числа важных дополнений к пониманию имиджа раскрывает сущность понятия дресс-код, – это некий кодекс стиля и поведения, свод правил, применяемый в различных корпоративных сообществах для маркировки причастности к той или иной корпоративной культуре. Приводятся виды дресс-кодов для деловой и светской жизни, а также примеры корпоративных дресс-кодов.
К разряду дополнительных отнесена еще одна экзотическая тема, которая не часто рассматривается на лекциях – это тема «Математика и психология гардероба». В рамках ее изучения дается методика построения рационального гардероба, анализируются основные принципы и слагаемые составления базового гардероба. Дисгармоничный гардероб нередко приводит к дисгармонии со стилем жизни. Наличие рационального гардероба, точнее одежда обеспечивает личность внешней привлекательностью, комфортным самочувствием в любой ситуации, наряду с этим, плюсами рационального гардероба является порядок в гардеробной комнате, значительная экономия времени на сборы и процесс утреннего одевания или вечернего переодевания, экономия финансовых средств. И главное, – актуальный для многих женщин вопрос при наличии не закрывающегося шкафа с одеждой «мне опять нечего надеть???!» не возникает при наличии рационального гардероба. Причина такой проблемной ситуации с гардеробом чаще всего психологическая – неудовлетворенность своей жизнью, нехватка ярких радостных событий, желание приглушить болезненные переживания. «Гардероб для женщины – это лекарство, а экономить на лекарствах нельзя». Как следствие такой эмоциональной шопинг-терапии появляются переполненные шкафы, вещи, которые ни разу не одеваются, разрозненные комплекты, не сочетающиеся между собой и т. д. «Когда мы недовольны своей жизнью, – пишет Дж. Баумгартнер, – то часто пытаемся создать другую с помощью одежды. Все эти новые вещи становятся декорацией идеальной жизни. Но только декорацией» [10, с. 39]. Из всего выше сказанного можно заключить, что формирование гардероба – это не только искусство точного расчета, но и психология.
Таким образом, дополнительные темы представляют собой потенциальные вариации основного курса и расширяют возможности творчества преподавателя и слушателей.
Вторая часть пособия включает в себя практикум, имеющиеся на страницах книги диагностические методики, упражнения и задания по формированию имиджа личности и развитию навыков эффективной самопрезентации. Учитывая большое влияние Я-концепции в формировании и управлении формированием имиджа, в практикум включены упражнения на развитие Я- концепции, ориентированные во многом на самоанализ и индивидуальную рефлексию. Полагаем при этом, что данное учебное пособие должно помочь студенту, магистранту, аспиранту самостоятельно осваивать интересующие его вопросы имиджа.
Завершают композиционную линию пособия приложение, содержащее рабочую программу курса и достаточно обширный список литературы по проблеме имиджа, предоставляющий возможность самостоятельно обратится к более подробному изучению интересующей тематики.
Заключая, выразим надежду, что стратегическая цель, которую ставил перед собою автор при подготовке учебного пособия – максимальная помощь в изучении курса и повышение интереса слушателей к теоретическим и практическим проблемам психологии имиджа – будет реализована.
Сегодня нельзя пожаловаться на недостаток литературы по имидж проблематике, раскрывающей как теоретические вопросы, так и тайны формирования имиджа, однако минусом такого разнообразия для начинающего осваивать проблему имиджа является опасность заблудиться в ней. В представляемой работе мы постарались систематизировать имеющиеся знания и подходы, и представить также те темы, которые обычно не рассматриваются в учебных пособиях по имиджу, для того, чтобы вдохновить читателя на работу над собственным имидж-проектированием.
Психология Бесплатные стоковые фотографии, изображения и картинки Психология
Откройте для себя неограниченное количество изображений психологии в высоком разрешении и готовых изображений для коммерческого использования.
Эмоциональная молодая женщина разговаривает с психологом во время терапии
Улыбающаяся брюнетка, консультирующаяся с терапевтом
Брюнетка, закрывающая лицо, пока терапевт пишет историю болезни0003
Психиатр, пишущий в буфер обмена и смотрящий на пациента во время терапии под высоким углом психолога, пишущего в буфер обмена, и молодой женщины, лежащей на диване
Испуганная брюнетка с психическими проблемами, посещающая терапевта
Мультиэтнические люди среднего возраста, улыбающиеся в камеру и торжествующие во время групповой терапии
Молодая женщина-психолог в очках пишет в буфер обмена и улыбается в камеру
Обрезанный снимок психотерапевта, пишущего в буфер обмена, и пациентки, сидящей на диване
Обрезанный вид матери, обнимающей дочь во время посещения психолога
Улыбающиеся пациент и психолог пожимают друг другу руки у врачей офис
Плачущая брюнетка с психическими проблемами посещает терапевта, пока врач делает записи
Обеспокоенная брюнетка с психическими проблемами посещает терапевта
Селективный фокус молодой женщины, страдающей депрессией, сидящей на диване и держащейся за руки возле головы
Обрезанный снимок двух людей, держащихся за руки и поддерживающих друг друга
Встревоженная девочка-подросток сидит и жестикулирует рядом с психологом на размытом переднем плане
Вид сверху вырезанная синяя человеческая голова с белыми шестеренками, изолированными на сером
Вид сверху на вырезанную белую человеческую голову с шестеренками, изолированными на сером
Вид сбоку на бородатого психотерапевта, пишущего в буфер обмена, и молодого пациента, лежащего на кушетке
Профессиональный психолог разговаривает с пациентом в кабинете
Маленькая девочка рисует цветными карандашами во время посещения психолога
Улыбающийся афроамериканский психиатр разговаривает с молодой парой
Симпатичная молодая женщина, страдающая депрессией, сидя дома на диване и держась за руку возле головы
Обрезанный снимок психотерапевта, держащего очки, в то время как молодой пациент сидит на кушетке
Обрезанный снимок молодой пары, смотрящей на психолога в кабинете
Обрезанный вид женской руки, указывающей пальцем на синие кусочки головоломки, соединенные на деревянном столе
Счастливая брюнетка, лежащая на диване во время посещения терапевта
Пациент показывает смартфон с пустым экраном психологу в кабинете врача
Вид психолога, пишущего сверху буфер обмена, пока молодая пациентка лежит на диване
Афроамериканский консультант пишет в учебнике, расстроенная молодая пара сидит на диване
Ребенок проводит тест Роршаха и разговаривает с психологом с буфером обмена в консультационной комнате
Психолог дает чашку чая депрессивному пациенту в кабинете врача
Эмоциональная молодая пара ссорится во время посещения психолога
Высокий угол обзора особого ребенка с аутизмом среди другого с декоративным сердцем на деревянном фоне
Женщина-психиатр и пациент пожимают друг другу руки в офисе
Эмоциональная молодая пара ссорится во время посещения психотерапевта
Улыбающийся психолог смотрит в камеру возле ноутбука в кабинете
Вид сверху на надпись-головоломку «Аутизм», выделенную на белом
Пожилой мужчина с синдромом Альцгеймера касается подбородка, сидя дома с блокнотом
Психолог касается плеча плачущего пациента в кабинете врача
Вид сверху на особенного ребенка с аутизмом среди других и декоративных сердце-головоломка на зеленом
Подавленный солдат в форме принимает таблетки от посттравматического стресса, сидя дома ночью
Обрезанный вид психолога, протягивающего руку в консультационной комнате
Депрессивная девочка-подросток смотрит в сторону и жестикулирует рядом с психологом, сидящим сзади на размытом фоне
Плачущий пациент разговаривает, а психолог делает записи в кабинете врача
Испуганный афроамериканский бизнесмен дышит бумажным пакетом и страдает от панической атаки в лифте Синдром Альцгеймера жестикулирует у окна дома, баннер
7 способов использовать психологию продаж в изображениях вашего продукта, чтобы продавать больше
Мы, люди, являемся визуальными существами, которые постоянно воспринимают и обрабатывают информацию глазами. Вот почему мы никогда не должны недооценивать силу изображений продукта. Великолепные изображения продуктов могут вызвать у покупателей определенные эмоции, что в конечном итоге приведет к покупке.
Хотя многие факторы могут повлиять на решение ваших потенциальных клиентов, использование психологии в фотографии вашего продукта — это один из способов получить преимущество. Ниже мы обсудим несколько методов, которые помогут вам использовать изображения продуктов в своих интересах и увеличить продажи.
Содержание
Сила цвета
Общеизвестно, что изображения продуктов имеют большое значение для любого веб-сайта электронной коммерции. Наличие правильных фотографий в вашем магазине может повлиять на решение ваших клиентов совершить покупку.
Несмотря на то, что есть несколько факторов, которые следует учитывать при выборе правильного изображения, решающим фактором является роль психологии цвета. Определенные цвета могут вызывать определенные эмоции, и, используя это знание, вы можете подсознательно влиять на покупателей, чтобы они совершили покупку.
Например, красный часто ассоциируется с волнением и энергией, а синий – с надежностью и надежностью. Кроме того, известно, что яркие цвета привлекают внимание и создают ощущение срочности. Они также связаны с положительными эмоциями, такими как счастье и волнение. Использование ярких цветов на фотографиях вашего продукта может помочь подсознательно передать эти эмоции покупателям и побудить их к покупке.
Кроме того, сочетание теплых цветов, особенно у более импульсивных покупателей, создает ощущение срочности, повышая вероятность того, что они купят товар. С другой стороны, холодные цвета влияют на тех покупателей, которые считают себя более сознательными потребителями.
Еще несколько способов использовать психологию продаж в изображениях товаров с точки зрения цветов
- Используйте цвета, отражающие индивидуальность вашего бренда. Если ваш бренд ассоциируется с определенными цветами, используйте их в изображениях продуктов, чтобы усилить эту ассоциацию.
- Используйте цвета, соответствующие продуктам, которые вы продаете. Если вы продаете продукт, который традиционно ассоциируется с определенным цветом, используйте этот цвет в своем изображении.
- Используйте цвета, которые вызывают эмоции, которые вы хотите вызвать. Используйте яркие, жизнерадостные цвета, если хотите, чтобы клиенты чувствовали себя счастливыми и взволнованными вашим продуктом. Если вы предпочитаете, чтобы они чувствовали себя спокойно и расслабленно, используйте более мягкие, приглушенные цвета.
- Используйте привлекательную упаковку: мы запрограммированы на то, чтобы нас привлекали определенные цвета и узоры, поэтому воспользуйтесь этим преимуществом, используя привлекательную упаковку на фотографиях своих продуктов. Красивая упаковка поможет привлечь внимание и сделать вашу продукцию более привлекательной.
Источник
Люди на ваших фотографиях
Увидев людей на фотографиях вашего товара, вы сможете установить связь с покупателем и повысить вероятность того, что он купит товар. Вы можете использовать моделей, клиентов или даже обычных людей на своих фотографиях, если они выглядят счастливыми и взволнованными продуктом.
Кроме того, люди с большей вероятностью будут покупать товары, связанные с привлекательными людьми. Объяснение этому явлению простое. А именно, размещение вашего продукта рядом с прекрасным человеком заставляет людей подсознательно думать, что у продукта есть отличные характеристики. Таким образом, если вы можете, используйте привлекательные модели на изображениях вашего продукта, чтобы увеличить свои шансы на продажу.
Еще один ценный способ увеличить продажи с помощью людей на фотографиях — сосредоточить внимание на их лицах. Наш мозг естественным образом обращает внимание на лица, поэтому имеет смысл концентрироваться на лицах на изображениях товаров. Когда люди видят лицо, они автоматически сосредотачиваются на нем, что может помочь повысить доверие и установить взаимопонимание.
Таким образом, лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации, — это убедиться, что лицо на изображении вашего продукта привлекательно и привлекательно. Этот метод может помочь привлечь потенциальных клиентов и сделать ваши продукты более привлекательными.
Позитивный язык тела
Язык тела — еще один важный фактор, который следует учитывать при создании изображений вашего продукта. Ваши потенциальные клиенты с большей вероятностью положительно отреагируют на изображения, на которых изображены люди с позитивным языком тела. Это включает в себя такие вещи, как улыбка, зрительный контакт и стояние прямо. Используя позитивный язык тела, вы можете выразить уверенность и доступность, что повысит вероятность того, что другие купят вашу продукцию.
По статистике до 93% людей строят свое впечатление о других по сигналам своего тела. Вот почему наблюдение за людьми, демонстрирующими позитивный язык тела, может привести к тому, что зрители сами почувствуют себя более позитивно, а когда ваши потенциальные клиенты будут взволнованы, они с большей вероятностью сделают покупки. Поэтому включайте изображения, на которых люди используют позитивный язык тела. Этот сценарий может быть любым: от человека, улыбающегося, до человека, стоящего в широкой стойке с широко раскинутыми руками.
Кроме того, изображения, демонстрирующие ваш продукт в забавной, уникальной форме, вызывают у людей хорошее настроение, когда они его видят. По сути, это помогает клиентам увидеть ваш продукт как нечто, что им понравится и они с большей вероятностью купят.
Если вы хотите оптимизировать изображения товаров более эффективно, попробуйте добавить рядом с изображением несколько положительных слов. Ваши потенциальные клиенты будут воспринимать позитивность изображений и слов, что повысит вероятность того, что они купят продукты, когда увидят такие слова, как «любовь» или «волнение». Это потому, что мы склонны ассоциировать положительные эмоции с продуктами, которые делают нас счастливыми.
Вот почему, чтобы увеличить шансы на продажу, используйте изображения, на которых изображены люди с позитивным языком тела, и добавьте рядом с изображением несколько позитивных слов.
Источник
Создайте ощущение дефицита
Как мы уже упоминали, понимание психологии продаж может сделать вас впереди в своей игре. Это действительно полезные знания, которые вы можете использовать для увеличения конверсии и продаж. Понимая, как люди принимают решения о покупке, вы можете задействовать их подсознательные желания и мотивацию.
Один из способов сделать это — использовать принцип дефицита. Это идея о том, что люди хотят того, чего у них нет, или того, что имеется в ограниченном количестве. Когда люди видят дефицитный товар, они испытывают чувство срочности, чтобы купить его, прежде чем он исчезнет.
Вы можете создать ощущение нехватки товаров на изображениях, используя такие приемы, как демонстрация ограниченного количества доступных товаров. Например, если вы продаете товар ограниченным тиражом, вы можете добавить изображение, на котором показаны лишь немногие оставшиеся. Этот трюк создаст ощущение срочности и побудит клиентов совершить покупку, пока не стало слишком поздно.
Еще один способ создать дефицит — показать товары, пользующиеся большим спросом. Размещение изображения людей, требующих продукт, или даже знака «распродано» — эффективный способ сделать это. В любом случае, этот тип изображения сообщает, что продукт популярен и в дефиците, побуждая клиентов покупать, прежде чем он исчезнет навсегда.
Наконец, вы также можете использовать изображения, чтобы показать, что время для покупки ограничено. Использование таймера обратного отсчета или даже изображения тикающих часов — отличные идеи для этой цели. Эти образы создают ощущение срочности и могут побудить клиентов совершить покупку, пока не стало слишком поздно.
Образы, раскрывающие желания людей
Мозг постоянно выносит поспешные суждения и решения на основе полученной информации. Когда вы видите изображение продукта, ваш мозг делает то же самое — решает, нужно ли это вам или что вам может понадобиться.
У всех нас есть желания и стремления, так почему бы не использовать изображения, которые их воплощают? Если вы продаете то, что нужно людям, они с большей вероятностью купят это. Итак, покажите им, что они упускают.
Используйте изображения, демонстрирующие преимущества вашего продукта
Люди хотят видеть, как ваш продукт сделает их жизнь лучше. Покажите им, как это решит их проблему или облегчит их жизнь.
Одним из способов повысить привлекательность ваших продуктов является использование так называемого «эффекта ореола». Эффект ореола возникает, когда мы связываем положительные качества с человеком или вещью на основе одного первоначального положительного впечатления. Например, если мы видим продукт, который выглядит высококачественным и хорошо сделанным, мы с большей вероятностью поверим, что он также прочный и долговечный, даже если у нас нет доказательств, подтверждающих это убеждение.
Вы можете использовать эффект ореола в своих интересах, убедившись, что изображения вашего продукта передают ощущение качества и мастерства. Используйте изображения с высоким разрешением и убедитесь, что продукт хорошо освещен и сфокусирован. Избегайте использования стоковых фотографий — вместо этого выбирайте изображения из реальной жизни, на которых показаны ваши продукты в действии.
Еще один способ повысить желанность — использовать так называемое «социальное доказательство». Социальное доказательство — это идея о том, что мы с большей вероятностью захотим чего-то, если поверим, что это нравится и другим людям. Например, если мы видим продукт с множеством положительных отзывов, мы с большей вероятностью думаем, что его стоит купить.
Подчеркивая, вы показываете потенциальным клиентам, что другие люди купили ваш продукт и им понравился. Таким образом, вы можете включить отзывы клиентов или обзоры на страницы вашего продукта.
Кроме того, вы можете использовать социальное доказательство в своих интересах, включив отзывы и рекомендации клиентов в изображения вашего продукта. Вы также можете использовать значки или символы, указывающие на то, что ваши продукты представлены в популярных публикациях.
Высококачественные изображения
Исследования показали, что мы обрабатываем изображения в 60 000 раз быстрее, чем текст. Итак, когда вы пытаетесь продать продукт, имеет смысл использовать только качественные фотографии, которые нравятся вашей целевой аудитории.
Изображения необходимы для страниц товаров, поскольку они позволяют покупателям подробно рассмотреть товар перед покупкой. Используя высококачественные изображения, вы можете представить свои товары в лучшем свете и дать покупателям лучшее представление о том, что они покупают.
Таким образом, если вы продаете товары в Интернете, вы должны использовать высококачественные изображения для точного изображения товара. Изображения низкого качества сделают ваши товары дешевыми и отпугнут потенциальных клиентов. Убедитесь, что ваши фотографии четкие и хорошо освещены, и что они демонстрируют вашу продукцию в лучшем свете.
Факторы, о которых следует помнить
Люди чаще покупают вещи, которые выглядят новыми или неиспользованными. Таким образом, ваши фотографии продукта должны показывать товар в его лучшем состоянии, без каких-либо повреждений или износа.
Важно помнить, что люди часто принимают решения о покупке на основе воспринимаемой ценности. Это означает, что если ваши изображения продуктов заставляют ваши продукты выглядеть так, как будто они стоят больше, чем они есть на самом деле, вы, скорее всего, продадите их. Так что не бойтесь использовать реквизит, фоны или другие элементы на своих фотографиях, чтобы придать вашим продуктам первоклассный вид.
Вы можете использовать психологию продаж в изображениях вашего продукта несколькими способами. Таким образом, вы хотите убедиться, что ваши изображения высокого качества. Таким образом, использование профессиональной фотографии или инвестирование в какое-нибудь приличное программное обеспечение для редактирования фотографий является наиболее логичным решением. Размытые фотографии с низким разрешением не принесут вашей продукции никакой пользы.
Используйте изображения, подчеркивающие ключевые особенности и преимущества вашего продукта. Если у вас есть новый продукт, который вы хотите продвигать, убедитесь, что на изображении четко обозначены важные точки продажи. В ваших интересах, чтобы ваши потенциальные клиенты могли легко увидеть, что делает ваш продукт особенным.
Выберите правильное изображение
Изображения продуктов необходимы для предприятий электронной коммерции. Качественное изображение может отличить покупку от брошенной корзины. Понимание основных принципов психологии продаж позволяет вам создавать изображения продуктов, которые соответствуют потребностям и желаниям ваших клиентов, что в конечном итоге увеличивает конверсию.
Выбранное вами изображение должно иметь отношение к продукту, который вы продаете. Кроме того, он должен привлекать внимание и быть привлекательным.
Источник
Используйте изображения, которые рассказывают историю
Хорошая фотография расскажет историю о вашем продукте и о том, что он может сделать для покупателя. Используйте изображения, которые подчеркивают особенности и преимущества вашего продукта и показывают, как люди могут использовать его в реальной жизни.
Когда мы слушаем увлекательную историю, высвобождается дофамин, который заставляет нас чувствовать себя хорошо. Естественно, наш мозг положительно реагирует на истории. Вот почему истории так сильны. И именно поэтому использование изображений, рассказывающих историю, может быть таким мощным инструментом продаж.
Выбирая изображения для страниц товаров, подумайте, какую историю вы хотите рассказать. Хотите показать свою продукцию в использовании? Показать их в действии? Или вы хотите показать свою продукцию в лайфстайл-стиле?
Какую бы историю вы ни выбрали, убедитесь, что она захватывающая. Чем интереснее и увлекательнее история, тем больше вероятность того, что ваши клиенты положительно отреагируют на изображения вашего продукта.
Основы для достижения этой цели
Кроме того, что касается изображений продуктов, есть несколько ключевых моментов, о которых следует помнить, чтобы максимально использовать психологию продаж. Понимая, как люди обрабатывают информацию и на какие подсказки они обращают внимание при принятии решения о покупке, вы можете создавать изображения, которые с большей вероятностью приведут к конверсиям.
Используйте правильные цвета
Одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать, это выбрать цвета, которые нравятся вашему целевому рынку. Например, если вы продаете товары, предназначенные для мужчин, использование большого количества синего цвета в ваших изображениях может стать отличным способом сообщить, что ваши товары подсознательно являются мужскими. С другой стороны, если вы продаете товары, предназначенные для женщин, использование более мягких цветов, таких как розовый или светло-фиолетовый, поможет создать более женственный образ.
Угол прямой
Еще одна важная вещь, которую следует учитывать при выборе изображений продукта, — это угол, под которым вы фотографируете товар. Например, если вы продаете ювелирное изделие, фотографирование его сверху камерой, направленной вниз, может дать зрителю представление о размере и масштабе предмета. Также может быть полезно использовать снимки крупным планом, чтобы показать детали, которые могут быть незаметны на расстоянии.
Фон
Не забывайте обращать внимание на окружение изображений вашего продукта. Занятый или загроможденный фон может сделать фотографию менее профессиональной, поэтому часто лучше придерживаться простого фона, такого как белая стена или обычная бумага. Вы также должны обеспечить достаточный контраст между фоном и самим продуктом, чтобы зрители могли легко видеть то, на что они смотрят. Следуя этим советам, вы сможете создавать изображения продуктов, которые будут одновременно привлекательными и информативными. Выбирая правильные цвета, ракурсы и фон для своих изображений, вы можете дать потенциальным клиентам лучшее представление о том, что представляет собой ваш продукт.
Молния
Используйте свет в своих интересах при фотографировании товаров. Если у вас есть естественно привлекательный продукт, убедитесь, что он хорошо освещен, чтобы потенциальные покупатели могли увидеть его во всей красе. Точно так же, если вы продаете более приглушенный продукт, не бойтесь использовать освещение, чтобы сделать его ярким.