Психология Бакалавриат УрФУ
«…Уже давно прошли те времена, когда слово «бакалавр» могло вызвать настороженность….»
Интервью с руководителем образовательной программы Тамарой Борисовной Сергеевой
· Тамара Борисовна, сейчас очень часто приходится слышать опасения по поводу подготовки бакалавров. Бытуют мнения, что сотрудник с дипломом бакалавра не является квалифицированным работником, что якобы это «незаконченное высшее образование». Как можно успокоить будущих абитуриентов и их родителей, которые задумались о поступлении на бакалавриат «Психология»?
Существует государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров и магистров в области психологии. Сама по себе идея двухуровневой подготовки для западных стран вполне логична и понятна. И в российском образовании она прижилась уже давно. УрФУ готовит психологов на протяжении 27 лет, и мы в департаменте психологии прекрасно понимаем, какую ответственность принимаем на себя. Модель подготовки психолога-бакалавра разрабатывается в строгом соответствии не только с государственным образовательным стандартом, но и с профессиональными стандартами в области психологической деятельности, с учетом мнений и оценок работодателей – наших основных партнеров. Бакалавриат — это классическое психологическое образование, но не застывшее во времени. Учебные планы регулярно обновляются в ответ на запросы общества.
Бакалавриат – это важная ступень подготовки психологов, отличная база для начала карьеры. Наши выпускники – это квалифицированные психологи, владеющие не только обширными теоретическими знаниями, но и практическими навыками и инструментами, необходимыми для работы в консультативно-диагностических центрах, в сфере образования, в коммерческих и государственных организациях.
Степень бакалавра даёт выпускникам фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Это не препятствие для трудоустройства. Уже давно прошли те времена, когда слово «бакалавр» могло вызвать настороженность. Сейчас работодатели прекрасно понимают, что бакалавр- выпускник УрФУ- это психолог с высшим образованием, подготовленный к работе в различных областях социальной практики. Для многих выпускников этот университетский диплом остается единственным, и они продолжают развивать свои профессиональные навыки и специализироваться на практике, непосредственно в той сфере деятельности, где они нашли себя. Если же в будущем вы хотите освоить специализацию, заниматься научной работой, экспертно-аналитической деятельностью, или же стремитесь к руководящим должностям в государственных организациях, то вам поможет магистратура. Обучение в бакалавриате позволит определиться с выбором среди множества программ магистратуры и подготовит к успешному поступлению на выбранную программу.
· Какие знания и навыки получают выпускники? Каковы их перспективы?
Наши выпускники работают на предприятиях и в организациях в сфере HR, где занимаются отбором кандидатов при трудоустройстве, помогают в адаптации и обучении новых сотрудников, проводят психологические тренинги. Если говорить о работе в консультативно-диагностических центрах, то там задачи психологов – это проведение развивающих занятий с детьми разных возрастов, психологическое тестирование. Выпускники работают не только с детьми, но и со взрослыми, например, в сфере консультирования и коучинга. После окончания университета они готовы к работе благодаря тому, что все необходимые навыки получают при прохождении практики у наших партнёров, а также участвуя в волонтерских проектах.
· Не могли бы Вы назвать наиболее интересные курсы?
Каждый курс по-своему интересен! Наши преподаватели совмещают традиционные методы обучения (лекции, семинары) с тренингами, мастер-классами, супервизиями практикующих специалистов, студенты решают практические задачи, различные кейсы, ведут проектную работу. Преподаватели департамента психологии – это высококвалифицированные педагоги с большим опытом практической работы, победители профессиональных конкурсов и держатели грантов, авторы научных статей, монографий и учебных пособий.
Все студенты обязательно изучают дисциплины базовой психологической подготовки. Среди них общая психология, социальная, возрастная, дифференциальная психология, основы клинической психологии, организационная психология, а также дисциплины, связанные с практической работой психолога (основы консультативной психологии, коучинг, основы тренинговой работы и т.д.). На 3-4 курсе студент получает возможность выбрать модули для изучения. И тут ему самому предстоит решить, что ему интереснее изучать — психологию рекламы, политическую психологию или программирование в психологии? Освоить нейрокогнитивную диагностику детей или психологию зрелости и геронтопсихологию? Выбрать психологию имиджа или же организацию психологической службы? Еще раз повторимся, что бакалавриат не дает специализацию, но он позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию и сформировать навыки в интересующей области. В этом поможет и производственная практика в профильных организациях.
· Какой совет Вы бы дали нашим абитуриентам?
Какое бы направление вы ни выбрали — впереди насыщенная университетская жизнь, где много интересного и необычного. Вливайтесь в нее с первых дней! Кроме учебы и расписания занятий есть учебно-научные лаборатории и студенческие научные общества, творческие коллективы и спортивные секции, множество клубов по интересам и коворкингов, волонтерские проекты, мероприятия международного уровня и сотни интересных знакомств. Развивайтесь с нами!
Интервью как основной метод психологического консультирования
Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультант работает с заказом клиента.
Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.
Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.
Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента.
Например, темой могут стать переживания клиента или отдельной могут стать действия клиента.
Но существенно важным для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения клиента и психолога, будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.
Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например, переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контексте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.
Восстановление контекста появления темы отличает интервью от других методов психологической помощи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.
Психолог, работающий с темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.
Это ситуации, когда во взаимодействии с клиентом в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей личности и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).
Итак, в ситуации интервью психолог должен реф-лексировать на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.
Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий,: раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы — основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.
В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее Первая стадия интервью — структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют — «Привет!».
Какие цели решаются психологом и клиентом на этой первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут? Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от” индивидуальных и культурных особенностей клиента.
Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.
Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).
Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?» Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его
возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.
Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так — желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться ? » Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается
также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.
Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?». Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.
Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.
Пятая стадия интервью — обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.
Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остановимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» — это установление контакта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуацию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.
На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как любая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства.
Варианты здесь могут быть следующие:
- психолог занимает позицию над клиентом;
- психолог занимает позицию равенства с клиентом;
- психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.
В ходе интервью может осуществляться изменение позиций, но это будет ситуация профессионального интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.
Обычно к признакам хорошего интервью относятся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситуации интервью.
Позиция психолога может быть реализована с помощью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций. Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения — два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 метра друг от друга) при неярком освещении.
Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у психолога. Многие практические психологи, занимающиеся консультированием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь» и после паузы происходит знакомство.
Интересно
Давая клиенту возможность установить позицию на равных. Психолог первым не представляется. Первым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от лекарств и советов.
Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин — «проблема», но это бывают и такие термины: «отношения», «средства» и т. п.).
Интервью может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога:
- Слушаю вас, или:
- Расскажите о себе, или:
- Что привело ко мне…
Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия — клиент и события его жизни.
Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление — это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.
Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психолог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.
На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?».
Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15—20 минут идет широкий рассказ клиента о себе. В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими Модальностям этого внутреннего мира владеет клиент.
Как мы уже отмечали, через анализ контекста психолог может выяснить:
- что знает клиент о возможностях своих действий;
- что знает клиент о своих целях;
- что знает клиент о своих чувствах;
- что знает клиент о своих мыслях, а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.
Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержание проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесенном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова, фиксирующие тему взаимодействия в предмете — внутреннем мире клиента, событиях его жизни. Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово — это фиксация темы взаимодействия. Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни. Психолог в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное участие в событиях его жизни. При этом он идентифицирует потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами, вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п.
В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.
Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.
Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента.
Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим правилам построения, обращенным к психологу:
- не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения;
- ориентируйтесь на ключевое слово — тему клиента;
- не навязывайте свою точку зрения;
- употребляйте простые слова и образы для передачи информации;
- говорите кратко.
Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого используется известный принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента — в виде ответа на этот вопрос.
На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение — один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и поверить.
Консультирование — это в известном смысле упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира.
Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для клиента. Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования.
Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные возможности.
Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хотите добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента — каким он хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиенты начинают именно отсюда.
Эта фаза интервью предполагает воздействие психолога — основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интервью с психологом происходит как бы «инсайт» — клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения.
Интересно
Направленное воздействие на клиента осуществляется и следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для клиента.
Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышления о событиях, о всей ситуации жизни клиента.
Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложены выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним, это может быть в следующей форме:
«Вам трудно принять…»,
«Вам не хочется согласиться…»
Это позволяет обозначить ситуацию сопротивления клиента и одновременно, со стороны психолога, отказ психологом от сильного стремления переориентировать клиента, показать стремление психолога признать за клиентом некоторую правоту.
Это утяжеление воздействия со стремлением смягчить его, оставляя за клиентом право, не соглашаться с психологом.
Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, так как он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения, В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариат поведения. Можно даже настоять на этом прогова-ривании поведения.
Тестирование в этой ситуации позволяет клиента обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о которых он не думал.
Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15 минутам.
Четвертая фаза интервью — выработка альтернативных решений, ее можно обозначить так:
«Что мь можем сделать по этому поводу?»
Обсуждение с клиентом разных вариантов решения данной проблемы, поиск альтернатив для преодоления ригидности и создания условий выбора сред» альтернатив. Одновременно это и исследование личностной динамики, которое может быть длительным.
Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента, а некоторым из них нужны четкие директивные рекомендации.
Овладение психологией собеседования при приеме на работу
Собеседование при приеме на работу, как и любое другое взаимодействие между людьми, зависит от психологических факторов. Понимая психологию диалога и применяя некоторые полезные приемы, вы можете заставить интервьюера сосредоточиться на ваших сильных сторонах и оказать определенное влияние на результат. Например, даже если они пытаются быть объективными, у каждого интервьюера есть предубеждения, которые влияют на то, как он интерпретирует информацию, которую получает от кандидатов. Отвечая на вопросы определенным образом, вы, возможно, сможете преодолеть бессознательные предубеждения менеджера по найму и установить более прочную связь, отмечает доктор Николя Рулен, доцент кафедры промышленной/организационной психологии в Университете Святой Марии и автор книги «Психология работы». Интервью». Вот несколько психологических приемов, которые помогут вам повлиять на впечатление, которое вы производите на интервьюера.
Используйте силу управления восприятиемВы, наверное, слышали выражение: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это высказывание основано на эффекте первичности, который описывает склонность интервьюеров формировать ожидания относительно поведения на основе того, как кандидат выглядит, одевается и ведет светскую беседу. Добейтесь немедленной восприимчивости, крепко пожав руку, приветствуя интервьюера по имени, четко называя свое имя, улыбаясь во время представления и одеваясь как член команды. Когда вы выглядите нервным или напряженным, вы можете вызвать у интервьюера биохимическую реакцию, которая повлияет на его или ее впечатление о вас, объясняет доктор Джон Молидор, профессор Колледжа медицины человека при Мичиганском государственном университете и автор книги «Безумно хорошие интервью: как действовать». Немного сумасшедший может получить работу». Постарайтесь расслабиться, избегая негативных разговоров с самим собой. Это также может помочь рассматривать встречу как не более чем обмен информацией.
Построй мостНам нравятся люди, похожие на нас. Но как найти общий язык с виртуальным незнакомцем, который может быть полной противоположностью? Отвечая на неизбежный вопрос интервью «расскажи мне о себе», создайте эмоциональный мост, поделившись личной информацией и подчеркнув свои ценности в дополнение к своим техническим навыкам и опыту. Например, объясните, что вы умеете работать в команде и идти на компромисс, потому что у вас пятеро братьев и сестер. И то, что вы родом из большой семьи, помогло вам стать лучшим разработчиком, научив вас быть самостоятельным и проявлять инициативу в изучении новых языков. «Если вы будете следовать этому шаблону, интервьюер обязательно поймет то, что вы говорите, даже если он старше, моложе или имеет другое культурное или техническое образование», — объяснил Молидор.
Рассказывание историйКаждый использует оба полушария мозга для обработки информации. Создайте эмпатию и укрепите свои эмоциональные связи с интервьюером, используя рассказывание историй и красочные анекдоты, чтобы объяснить, как вы использовали свои технические знания. Например, вспомните проблемы, с которыми вы столкнулись во время проекта, или подробно опишите, как ваша работа поддерживала инициативы компании. Это продемонстрирует ваши основные ценности и увлечения, предположил Рулен. Другими словами, структурируйте свой ответ таким образом, чтобы он обращался к обоим полушариям мозга интервьюера.
Продемонстрируйте самосознаниеКак вам ответить на страшный вопрос «В чем ваша самая большая слабость?» Не говорите, что вы перфекционист или слишком много работаете; вместо этого покажите свою более человечную сторону. «Продемонстрируйте реалистичное понимание своих сильных и слабых сторон, упомянув область, над которой вы работаете, и конкретно то, что вы делаете для улучшения», — сказал Молидор.
ЗавершениеНе оставляйте интервьюера без ответа. Эффект новизны гласит, что люди, скорее всего, запомнят и повлияют на то, что они в последний раз услышали или увидели, поэтому будьте готовы резюмировать, почему вы лучше всего подходите на эту должность. Упомяните три черты или навыка, которые делают вас подходящим для этой работы, и то, как вы собираетесь использовать их, чтобы внести положительный вклад. Затем спросите о следующих шагах или о том, можете ли вы предоставить что-то еще, например ссылки или примеры кода. Эта простая формула «три плюс один» — эффективный и запоминающийся способ завершить собеседование. «Мозг любит закрытие, потому что это успокаивает», — сказал Молидор.
Собеседование при приеме в аспирантуру
Заключительный этап процесса приема в аспирантуру — другими словами, последнее препятствие перед возможным зачислением — это вступительное собеседование. Многие программы приглашают в гости избранную группу наиболее перспективных абитуриентов, во время которых они беседуют с преподавателями и участвуют в мероприятиях факультета. Процесс может называться «День открытых дверей», «Рекрутинговые выходные», «День интервью» или другими названиями.
Хотя такие собеседования могут быть простой формальностью (когда все приглашенные были предварительно приняты), в большинстве случаев собеседования имеют решающее значение для определения того, будет ли кандидат принят или нет. Таким образом, абитуриентам следует серьезно отнестись к вступительным собеседованиям, заранее подготовиться и приложить усилия, чтобы хорошо себя показать во время них. Здесь мы обсуждаем способы повысить шансы на успешное прохождение собеседования на программы магистратуры.
Примечание: в зависимости от программы вы можете получить или не получить финансовую компенсацию стоимости проезда. Это может повлиять на ваше решение принять приглашение на собеседование или нет. Тем не менее, при прочих равных условиях, согласие на собеседование и физическое присутствие на нем повысит шансы вашего заявления больше, чем отсутствие возможности пройти собеседование.
Перед собеседованием: обзор, исследование и практика
Абсолютно необходимо готовиться к каждому интервью. Как описано в этом разделе, эта подготовка состоит как минимум из трех этапов: обзор, исследование и практика. Здесь мы опишем каждый по очереди: 1,2
- Изучите материалы вашего заявления – другими словами, то, что вы написали, и информацию, которую вы предоставили. Имейте в виду, что приемная комиссия, потенциальные интересующие факультеты и программа, на которую вы подаете заявление, специально изучили эту информацию. Ваше приложение включает в себя их текущее изображение вас; интервью могут подтвердить, расширить или опровергнуть эту информацию. Возможно, вопросы для собеседования будут взяты из материалов вашего заявления. Вы также можете уточнить детали или темы в материалах заявки.
- Подумайте о своих целях, своем общем соответствии с программой и любых проблемах с вашим послужным списком, которые вам, возможно, потребуется объяснить (и придумайте для них удовлетворительные ответы).
- Освежите свои знания о программе. Предположительно, вы ознакомились с деталями программы, когда подали заявку, а также с потенциальными интересующими преподавателями. Теперь, когда вас пригласили на собеседование, вам следует просмотреть эти детали.
- Выйдите за рамки первоначального изучения интересующей вас программы, факультета и факультета, проведя более углубленное изучение программы. Здесь уместно подробное чтение веб-сайтов кафедр, факультетов и лабораторий, а также исследовательских работ, написанных интересующими преподавателями. Придя на собеседование с этой информацией, вы сможете лучше взаимодействовать с участниками программы, задавать обоснованные вопросы и многое другое.
- Завершив исследование, подготовьте список вопросов, которые могут возникнуть у отдела, факультета и других лиц. В идеале вы можете задать некоторые из этих вопросов во время интервью. Уместные вопросы — это способ выразить свой серьезный интерес к программе; это также может помочь улучшить тон разговора на собеседовании.
- Узнайте формат интервью, в которых вы будете участвовать. Будут ли это интервью один на один, групповые интервью, панельные интервью или что-то еще? Если формат интервью неясен, вы можете вежливо связаться с координатором выпускников или другим представителем программы и запросить дополнительную информацию.
- Просмотрите списки возможных вопросов для собеседования (например, смотрите ссылки ниже), подготовьте ответы и отрепетируйте их. Вам могут задать такие вопросы, как:
- «Почему вас интересует эта программа?»
- «Расскажите о своих научных интересах?»
- «Каковы ваши долгосрочные цели?»
- «Почему вы выбрали именно этот карьерный путь?»
- …и многое другое.
- Нет необходимости (и, как правило, не рекомендуется) запоминать ответы (они звучат неестественно). Вместо этого подготовьте ключевые моменты, которые вы, возможно, захотите подчеркнуть, отвечая на конкретные вопросы, и сформулируйте их в разговорной манере.
- Практикуйтесь в интервью. Вы можете попробовать пройти имитацию собеседования с наставником, другом или в центре карьеры. Запись тренировочного интервью на видео может оказаться полезной. Упражняйтесь говорить членораздельно, интеллигентно. Старайтесь не звучать слишком небрежно или слишком отрепетировано.
Во время интервью: произвести положительное впечатление
Сам процесс собеседования может быть захватывающим, нервным, напряженным и веселым. Это нормально испытывать определенный уровень стресса. Вот несколько советов, как добиться максимального успеха при посещении интересующей программы. 1,2
- Имейте в виду, что каждый встречный может повлиять на ваши шансы на поступление. Ведите себя наилучшим образом на протяжении всего собеседования и относитесь ко всем (от сотрудников до студентов) вежливо и уважительно.
- Оденьтесь соответствующим образом. Обычно безопаснее переодеться, чем недоодеться, но, в целом, важно быть соответствующим образом одетым. Обычно рекомендуется профессиональная одежда в деловом стиле.
- Выключите мобильный телефон. Держите его в тишине или полностью отключите, чтобы не отвлекаться и не отвлекаться.
Интервью обычно назначаются на 20 минут, но могут длиться и дольше. Типичная структура собеседования обычно включает в себя начальный набор вводных / ледокольных вопросов, вопросы интервьюера, возможность для кандидата задать вопросы и, наконец, заключительную дискуссию. Чтобы максимизировать свои шансы на успех, попробуйте сделать следующее: 1,2
- Приходите пораньше на назначенное время собеседования. Однако не врывайтесь и не создавайте помех, если впереди вас ждет еще одно интервью.
- Будьте приветливы и дружелюбны с самого начала. Часто это начинается со зрительного контакта, улыбки и крепкого приветственного рукопожатия.
- Подробно ответьте на вопросы и приведите примеры . Подчеркните свою квалификацию, соответствие программе и свой опыт.
- Выразите интерес к программе. Это повысит восприятие вашей пригодности для участия в программе.
- Будь честен. Избегайте искажений любого рода.
- Избегайте негативных или критических высказываний. Цель состоит в том, чтобы вас воспринимали в положительном свете.
- Следите за языком тела и невербальными сигналами . Постарайтесь казаться уверенным, но расслабленным, даже если вы нервничаете внутри.
- По окончании интервью поблагодарите интервьюера. Уйти с положительным впечатлением, выразить признательность за возможность обсудить общие интересы; завершите интервью улыбкой и рукопожатием.
После интервью: дальнейшие действия
Благодарственное письмо после интервью опционально. Согласно опросам, чуть менее половины опрошенных отправляют благодарственные письма преподавателям, с которыми они беседовали, или другим участникам интересующей их программы. 1 Благодарственное электронное письмо или записка могут показаться манипулятивными; в качестве альтернативы, благодарственные письма могут служить для выражения вашего интереса к программе.
Кроме того, хотя собеседование, как правило, является вашей последней возможностью произвести положительное впечатление на интересующую вас программу, это также ваш шанс оценить, будете ли вы, если вас примут, принять участие в этой программе. Соответственно, после собеседования вы можете подумать о том, что вы узнали во время интервью, и, возможно, сделать заметки о соответствующей информации и деталях.
Семинары и загружаемые ресурсы
Мастерские
- Для личного обсуждения процесса подачи заявки на программы магистратуры в области психологии, неврологии и смежных областях, пожалуйста, рассмотрите возможность посещения семинара этого факультета «Пути к докторам наук» и других связанных мероприятий (даты и время см. в семинарах бакалавриата). календарь).
Загрузки
- Советы по поступлению на программы магистратуры по психологии (краткое изложение) [PDF]
Дополнительные ресурсы
Обучающие видео
- Подача заявления в аспирантуру Видео
Книги со списками примеров вопросов для интервью
- Американская психологическая ассоциация (2007 г.). Поступление: пошаговый план поступления в аспирантуру по психологии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Кейт-Шпигель, П., и Видерман, М.В. (2000). Полное руководство для поступления в аспирантуру: психология, консультирование и смежные профессии . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Список примеров вопросов для интервью
- Список вопросов для собеседования по программам психологии для выпускников APA (включая вопросы, которые вам могут задать, а также вопросы, которые вы, возможно, захотите задать)
- Список вопросов для интервью по программам клинической психологии от UT-Austin
- Список вопросов для интервью по программам клинической психологии Тулейнского университета
Видео APA о заявлениях выпускников
- Подготовка и поступление в аспирантуру по психологии [видеоролики из 12 частей]
- Подготовка и поступление в аспирантуру по психологии [видео слайды в формате PDF]
Дополнительные ресурсы
- Интервьюирование (что сказать и спросить) от Psychology Today
- Подготовка к собеседованию в аспирантуру Университета Рутгерса
- Рекомендации по собеседованию при поступлении в аспирантуру от Ассоциации психологических наук
- Умный выбор программ докторантуры по психологии [PDF]