Тема по психологии темперамент: Психологические особенности темперамента

Тема 5. Типы темперамента. Медицинская психология. Полный курс

Тема 5. Типы темперамента

Характеристики темпераментов определяются особенностями нервной системы. И. П. Павловым было выделено три ведущих свойства нервной системы, разнообразное сочетание которых определяет тип темперамента. К таким свойствам относятся сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. У сангвиника живой тип нервной системы, нервные процессы характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью. У холерика тип нервной системы нейрофизиологи называют безудержным, нервные процессы его сильны, подвижны, но не уравновешены. Флегматика характеризует инертный тип нервной системы, нервные процессы его сильны, уравновешены, но инертны. У меланхолика тип нервной системы относится к слабым, нервные процессы его слабы, не уравновешены, могут быть подвижными или инертными. Таким образом, наиболее гармоничным темпераментом можно считать темперамент сангвиника, чуть менее гармоничным – флегматика. Самым неудачным темпераментом с точки зрения адаптации к окружающей действительности является меланхолический темперамент.

Мнения врачей и ученых о том, какие проявления поведения и психических процессов являются проявлениями определенного темперамента, неоднозначны. Поэтому следует рассмотреть те проявления, в отношении которых большинство исследователей едины в своих мнениях. К ним относятся активность и эмоциональность, многие добавляют темп и пластичность. Кроме того, указанные свойства необходимо рассматривать в зависимости от сферы проявления. Таких сфер в настоящее время выделено две: предметная, характеризующаяся взаимодействием с окружающей физической предметной средой, и социальная, характеризующаяся взаимодействием в социуме, в котором существует данный индивид.

Активность характеризует ту степень напористости и энергичности, с которой человек воздействует на окружающую его действительность. Ею определяются способности конкретного человека преодолевать препятствия для достижения поставленных целей, умение концентрироваться и сосредотачиваться.

Основными внешними проявлениями активности являются упорство в достижении поставленной цели и четкая целенаправленность деятельности.

Эмоциональность подразделяется на эмоциональную возбудимость и эмоциональную лабильность. Возбудимость характеризуется эмоциональной восприимчивостью, критерием которой является наименьшая сила воздействия, необходимая для формирования эмоциональной реакции. Лабильность характеризуется той скоростью, с которой эмоциональная реакция наступает или прекращается. Лабильностью определяется быстрота замены, вытеснения одних переживаний другими, возникшими позже.

Темп происходящих реакций является одной из наиболее внешне заметных характеристик, так как определяется скоростью происходящих психических реакций, в том числе процессов запоминания, скоростью речи, быстротой физических движений и другими скоростными характеристиками.

Пластичность определяется способностями индивида гибко приспосабливаться к изменившимся условиям его жизни в результате изменения собственных подходов к решению постоянно возникающих проблем. Некоторые авторы вместо этого понятия используют термин «ригидность», которым характеризуются противоположные способности человека, т. е. степень его косности и консерватизма в подходе к постоянно меняющимся условиям существования.

Помимо указанных характеристик многие ученые используют и другие: сенситивность, реактивность, соотношение активности и реактивности, а также экстраверсия, интроверсия.

Сенситивность характеризуется общей чувствительностью индивида, т. е. силой наименьшего воздействия, приводящего к какой-нибудь (любой) психической реакции.

Реактивность иногда называют импульсивностью. Она характеризуется степенью непроизвольности реакции на любые внешние или внутренние раздражители: громкий звук, неожиданную угрозу, грубое слово, обидное выражение и др.

Соотношение активности и реактивности определяется тем, какая регуляция внешней деятельности преобладает у данного индивида – осознанная или неосознанная. Это соотношение определяет, чем в большей степени определяется деятельность человека – достижением продуманных целей, осуществлением далеко идущих планов или настроением, капризами, эмоциями. Считается, что чем выше у человека степень реактивности, тем он менее активен в своей повседневной деятельности.

Соотношение экстраверсии и интроверсии определяется тем, от чего зависят реакции человека на внешние воздействия. Если основную роль играют внешние впечатления, возникшие здесь и сейчас, речь идет об экстраверте, если основными являются мысли, переживания, разнообразные эмоции от того, что произошло в прошлом и ожидается в будущем, перед нами интроверт. Внешне экстраверт отличается от интроверта большей потребностью в общении и стремлении к этому, демонстрацией своей доступности для общения. У интроверта эти качества имеют прямо противоположный характер. Соотношение интроверсии и экстраверсии иногда называют социабельностью. Для описания внешних проявления того или иного варианта темперамента основное значение имеет сочетание вышеописанных черт. Следует заметить, что темпераменты в чистом виде, классическом варианте встречаются редко, чаще имеет место преобладание какого-либо одного типа темперамента с небольшим количеством черт, характерных для других темпераментов.

Сангвиника внешне характеризуют высокая активность, быстрота движений, богатство мимики, высокая эмоциональная возбудимость и лабильность. Несмотря на эмоциональную возбудимость, переживания сангвиника редко бывают глубокими. В случае дефектов в воспитании к этим характеристикам присоединяются поверхность мышления, неумение сосредотачиваться, поспешность в выводах и решениях.

Для холерика также характерны высокая активность и энергичность, выраженность эмоциональных переживаний. По сравнению с сангвиником они будут более глубокими, двигательная активность его тоже высока, но является более резкой и стремительной, мимические движения богаты, разнообразны, но они резче, чем у сангвиника.

Флегматика внешне характеризуют относительно низкая активность в поведении, медлительность и спокойствие во всех действиях, мимика его менее богата, иногда вяла. Флегматика характеризует глубина эмоциональных переживаний, внешне сдерживаемая, настроение его не подвержено резким переменам.

При дефектах в воспитании его черты могут неудачно трансформироваться в вялость, апатичность, эмоциональное оскудение.

Для меланхолика характерны весьма низкий уровень активности, тихая медленна речь, скудность мимики. При внешне слабом и сдержанном выражении меланхолика отличают глубина эмоциональных переживаний, их инертность. При неправильных воспитательных влияниях у меланхолика развиваются чрезмерная болезненная эмоциональная ранимость, стремление к изоляции от окружающей действительности, отчужденность, склонность к излишне болезненным переживаниям тех событий, которые не имеют столь выраженного реального значения.

На особенности темперамента необходимо ориентироваться при выработке стиля воспитания, обучения, профессиональной ориентировке. Темперамент не бывает плохим или хорошим, психолог должен понимать, какой темперамент у данного индивида, и правильно использовать эти сведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Характеристика типов темперамента

Характеристика типов темперамента Известный российский психолог В. С. Мерлин создал таблицу, в которой обобщены самые важные психологические проявления темперамента. Предлагаем эту таблицу с некоторыми сокращениями (табл. 2).Таблица 2. Психологические характеристики

Четыре типа темперамента

Четыре типа темперамента Холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики, известные всем нам со школьной скамьи. Не будем здесь много о них говорить, эта классификация всем известна, а чтобы она лучше вспомнилась, приведем карикатуры нами любимого Бидструпа, в которой

12. Психологическая характеристика темперамента

12.  Психологическая характеристика темперамента Холерический темперамент. Человек, обладающий указанным типом темперамента, отличается повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в

Измерение температуры темперамента

Измерение температуры темперамента Обладайте большими устремлениями, умеренными ожиданиями и маленькими потребностями. Герберт Стейн Чем более вы интровертны, тем выше вероятность, что вы постоянно испытываете стыд и вину по поводу того, кто вы такой. И наверняка

Влияние моего темперамента

Влияние моего темперамента В 1980-х гг. мы обнаружили, что благополучие в основном зависит от темперамента и личностных черт, связанных с нашим мировосприятием. Современная психология выделяет две характерные черты, имеющие такого рода биологическую, «темпераментную»

67.

 Типы высшей нервной деятельности – естественная основа темперамента

67. Типы высшей нервной деятельности – естественная основа темперамента Основные свойства нервных процессов: сила; уравновешенность; подвижность.Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная

68. Типы темперамента и их психологическая характеристика

68. Типы темперамента и их психологическая характеристика Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в

11. Типы темперамента человека

11. Типы темперамента человека Основных темпераментов существует четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. У холерика сильный, но неустойчивый тип нервной системы. Такие люди могут выдерживать большие эмоциональные нагрузки, они хорошо ведут себя в

72. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

72. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА При всей обстоятельности характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:1) холерический;2) сангвинический;3) флегматический;4) меланхолический.Важно

Рабы и хозяева темперамента.

Рабы и хозяева темперамента. Ворошиловградцы нашли и другие очень интересные связи между нервным складом и складом характера. Они установили: хорошие свойства больше развиты у уравновешенных мыслителей (их 7,7 процента)[89]. Они трудолюбивы, исполнительны, у них хорошее

Глава 1 Типы темперамента

Глава 1 Типы темперамента Каждый человек обладает неповторимым своеобразием уже с момента рождения. Это может подтвердить любая медсестра, работающая в родильном доме: все новорожденные ведут себя по-разному: один карапуз спит двадцать два часа в сутки, другой, нарушая

Тип темперамента

Тип темперамента Степень развитости коммуникативных качеств во многом предопределяется типами темперамента. Темперамент – это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень

Измерение температуры темперамента

Измерение температуры темперамента Обладайте большими устремлениями, умеренными ожиданиями и маленькими потребностями. Герберт Стейн Чем более вы интровертны, тем выше вероятность, что вы постоянно испытываете стыд и вину по поводу того, кто вы такой. И наверняка

Формула темперамента

Формула темперамента (составитель А. Белов)Полученные данные необходимо заносить в таблицу после ответа на каждый блок вопросов по соответствующему темпераменту.Инструкция: Отметьте те качества темперамента, которые для вас обычны, повседневны. I. Блок холерика.

Энергетика темперамента человека

Энергетика темперамента человека Человек, овладевший техникой центрирования энергии, как правило, хорошо представляет, кто перед ним, с каким психологическим типом ему придется иметь дело и каковы особенности его энергетики.Нередко можно слышать такие высказывания:

Урок психологии на тему «Связь темперамента и характера». 8-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цели урока:

  • Закрепить знания о темпераменте, типах темперамента;
  • Сформировать навыки анализа особенностей поведения людей в зависимости от типа темперамента и характера;
  • Развить навыки самоанализа при осознании своих особенностей и черт характера.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Ход урока

I. Мы с вами закончили изучение тем “Темперамент” и “Характер”

Сегодня мы проверим знания по этим темам и попробуем связать понятия “Темперамент” и “Характер”, определив, что же между ними общего и есть ли различия.

Очень часто люди путают эти два понятия и принимают черты характера за свойства темперамента.

Итак, тема нашего урока “Связь темперамента и характера”

II. Проверка знаний о темпераменте.

Давайте вспомним, что же такое темперамент?

Что включает в себя понятие динамика?

Назовите прилагательные, которыми можно описать темперамент?

(подвижный, активный, пассивный, медлительный, вялый, эмоционально устойчивый, эмоционально неустойчивый, вспыльчивый, уравновешенный).

Посмотрите на экран – кто этот ученый и какое отношение он имеет к нашей теме?

Презентация.

(Слайд 2)

Назовите типы темперамента.

Девиз темперамента (Слайд 3)

Как вы думаете, какой девиз выбрал бы сангвиник? Холерик? Флегматик? Меланхолик?

III. Предлагаю разделиться на две команды и поиграть в “Ассоциации” — соотнесите типы темперамента с явлениями природы

Отобразите свои ассоциации в эмблемах, не указывая типы темперамента, обменяйтесь эмблемами с другой командой – пусть они попытаются определить ваш выбор.

Какой мы можем сделать вывод: почему эмблемы оказались похожими?

IV. Как вы думаете, нужно ли знание типов темперамента учителю? Для чего?

Наше следующее задание называется “Учитель” — предлагаю двум членам от каждой команды определить по характеристикам учеников типы их темперамента. (Каждому по две характеристики) (Приложение 1)

В это время мы с вами определим по слайдам, какой тип темперамента изображен на экране? (Слайды 4-7)

Проверка задания “Учитель”.

А ученикам нужно знать тип темперамента учителя? Почему?

V. Как в повседневной жизни нам помогают знания темперамента?

Надеюсь, теперь вы проявите свои артистические способности –

Ролевая игра “Контролер и заяц” – нужно обыграть ситуацию в трамвае, контролер и “безбилетник” - люди с разными темпераментами.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

Тест на определение темперамента (Слайды 9-11)

VI. Молодцы, вы показали хорошее знание темперамента! А что вы знаете о характере?

  • Что такое характер?
  • Когда мы можем говорить о наличии у человека определенных черт характера?
  • В чем, по-вашему, сходство в определении темперамента и характера? (Это индивидуальные особенности)
  • А в чем отличие? (Темперамент является врожденным, а характер формируется и меняется в течение жизни)

Проверка знаний о чертах характера.

Игра “Аукцион”от каждой команды – черта характера.

VII. Связь темперамента и характера. Как мы уже говорили, темперамент больше определяется биологическими особенностями организма и психодинамическими свойствами его нервной системы.

Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут, например, быстрый, подвижный, резкий, вялый, а качествами характера – трудолюбивый, дисциплинированный, аккуратный, бережливый.

Считается, что в формировании характера большую роль играет воспитание и самовоспитание. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что “темперамент есть наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса”.

Как вы понимаете это высказывание?

Однако особенности темперамента могут противодействовать развитию определенных сторон характера.

Флегматику, например, труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность.

Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности.

Холерикам не хватает сдержанности и самокритичности, сангвиникам — постоянства.

Но, серьезно и последовательно занимаясь своим самовоспитанием, можно активно влиять на формирование своего характера.

VIII. Проверочное задание “Эксперты” (задание каждому)письменно на бланках соотнести знания типов темперамента с качествами личности. Проверка задания выборочно – два человека от каждой группы. (Приложение 2)

IX. Отрывок из м/ф. “Алеша Попович и Тугарин Змей”. (Приложение 3)

Две команды:

1 – определяет типы темперамента героев мультфильма,

2 – определяет черты характера этих же героев.

X. Домашнее задание: Мои черты характера: “+” и “- ”. опишите свои черты характера, разбив их на две группы – положительные и отрицательные.

XI. Подведение итогов.

Кроссворд по теме (Слайды 15-22)

В чем связь темперамента и характера?

Темперамент, являясь врожденным, служит основой для формирования характера.

Презентация (Приложение 4)

Список литературы:

  1. Общая психология: Учеб. для студентов пед. институтов /А.В.Петровский и др.- М.; Просвещение, 2001.
  2. Самоукина Н.В.Игры в которые играют…-Дубна: “Феникс”, 1996.
  3. Как улучшить память/М.Курланд: Пер.с англ. Г.Кривошеиной.- М.:Изд-во Астрель, 2003.
  4. Оптические головоломки. Пер. с англ. Е.Токаревой. – М.: Эгмонд Россия Лтд, 2003.
  5. Человек: психология: Кн.для учащихся ст.классов / Коломинский Я.Л.-М.; Просвещение, 2002.
  6. Пономаренко Л.П.Психология для старшеклассников: В 2 ч.-М.; Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Человек: психология: Кн.для учащихся ст.классов/ Коломинский Я.Л.- М.; Просвещение, 2002.
  8. Я — целый мир: программа развития личности подростков и юношества. Одинцова М.А. Изд-во: ИТП, 2005.

Полный том о темпераменте

Обзор книги о темпераменте
Справочник по темпераменту

Под редакцией Марселя Зентнера и Ребекки Л. Шайнер, Нью-Йорк: Гилфорд, 2012, 750 страниц. ISBN: 978-1-4625-0648-4

Если бы вы хотели предсказать, будет ли 5-летний ребенок вести здоровую жизнь, получать большой доход или поступать в Гарвард, какие данные вы бы использовали? Поможет ли большинству узнать их геном, сделать сканирование мозга или попросить родителей заполнить анкету о темпераменте. На основе новой Справочник по темпераменту несколько неожиданный ответ может состоять в том, что лучшим предиктором может быть критерий темперамента, характеризующий упорный контроль. Это также сэкономит вам от одной до двух тысяч долларов на другие меры.

В наши дни измерения мозга популярны, но, возможно, не на том уровне анализа, чтобы понять, измерить, предсказать и прописать развивающемуся ребенку. В обзорной главе Мэри К. Ротбарт определяет темперамент как «конституциональные индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции, на которые со временем влияют гены, взросление и опыт» (Rothbart, 2012; стр. 9).)». Редакторы справочника Зентнер и Шайнер (2012) отмечают, что область темперамента направлена ​​на «всесторонние, согласованные усилия по выявлению рано появляющихся, устойчивых поведенческих фенотипов с предполагаемой биологической основой; изучить их роль в психологическом развитии; и изучить их актуальность для лечения (стр. 674)».

Темперамент чаще всего измеряют, раздавая лицам, осуществляющим уход, или самому человеку анкету, которая дает количественную оценку поведения человека по различным параметрам реакции на раздражители и способности регулировать или контролировать свое поведение. Для выделения основных компонентов темперамента используются факторный анализ и другие статистические методы.

Несмотря на множество сложностей, поднятых в этой книге, кажется, что все же возникает некоторое согласие относительно аспектов темперамента и их связи со взрослой личностью. Согласно Ротбарту (2012; стр. 10), к ним относятся уровень активности, гнев/раздражение, поведенческая заторможенность, положительная эмоциональность, усилие контроля и, возможно, эмпатия и сенсорная чувствительность.

Основные разделы этого тома называются «Основы», «Основные черты темперамента», «Измерения темперамента», «Биологические аспекты», «Темперамент в контексте», «Клинические и прикладные аспекты», «Интеграция и перспективы», таким образом, этот том охватывает почти все аспекты этой области. Редактор выбрал авторитетную группу авторов, многие из которых являются мировыми лидерами в этой области, включая помимо редакторов и доктора Ротбарта: Джерома Кагана, Яна Стрелау, Марвина Цукермана, Сьюзен Калкинс, Ричарда Депю, Кристину Барр, Хилла Голдсмита, Кирби. Дитер-Декард, М. Росарио Руэда, Натан Фокс, Джек Бейтс и Маринус ван Эйзендорн.

В дополнение к обзорной и сводной главам я нашел особенно полезной главу Цукермана (2012) о моделях темперамента взрослых. Его полезное предупреждение стороннему читателю о том, что исследователи часто используют разные названия для одной и той же конструкции или одно и то же имя для разных конструкций, полезно при сравнении различных глав.

Одним из примеров того, насколько сложно проследить влияние генов на поведение, я начал, когда Цукерман представил ген рецептора дофамина 4 (DRD4) в связи с поиском ощущений. Поиск ощущений получается из шкал темперамента. DRD4 существует в нескольких версиях (называемых аллелями). Это делает возможным, что различные аллели могут каким-то образом быть связаны с индивидуальными различиями в степени стремления к ощущениям. Однако после прочтения нескольких глав, в которых сообщается о результатах исследования DRD4, я подумал о слепых, пытающихся описать слона. В главе 7 DRD4 связан с гневом, в главах 6, 17 и 18 — с позитивным аффектом, в главе 13 — с уровнем активности, в главе 16 — с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а в главе 17 — с регуляторными процессами. В главах 6 и 27 можно обнаружить, что аллель с семью повторами может взаимодействовать с аспектами воспитания, влияя на поиск ощущений. После прочтения 19 главыоднако, в котором этот ген прямо не упоминается, можно узнать, что различия в генах могут сделать человека более восприимчивым к влиянию окружающей среды (о воспитании детей в этой главе). Например, человек с аллелем с семью повторами может подвергаться большему, чем обычно, риску, если вырос в одной среде, и меньшему, чем обычно, если вырос в другой. Ясно, что влияние гена гораздо более тонкое, чем то, что заставляет человека идти на риск. Эти сложности подтверждают идею о том, что шкала темперамента сама по себе, а не гены, может быть правильным уровнем анализа для многих психологических вопросов.

Это, конечно, не означает, что гены не важны для решения многих вопросов. Главы Барра (2012 г.) о темпераменте животных и Макдональда (2012 г.) о темпераменте и эволюции обе дают важные точки зрения на предшественников человеческого темперамента, и генетические влияния, несомненно, являются важной частью этой истории. Гены также обеспечивают важную связь между темпераментом и физиологическими исследованиями мозга и разума, но для многих целей шкалы темперамента остаются наиболее удобным обобщением.

Шкалы темперамента, полученные на основе наблюдений или опросников, по-видимому, дают важную информацию о сходствах и различиях между людьми. Есть много вопросов, связанных с их сбором и интерпретацией. В этой книге проделана замечательная работа по разъяснению как сложности, так и возможностей, предоставляемых такими шкалами. Хотя случайного читателя могут оттолкнуть 750 страниц и 32 главы, я настоятельно рекомендую ее как полезное чтение для многих из нас, кто хочет понять, как двое детей, воспитанных одними и теми же родителями в одной культуре, могут так сильно отличаться.

Барр, CS (2012). «Темперамент у животных», в Справочнике по темпераменту , ред. М. Зентнер и Р. Л. Шайнер (Нью-Йорк: Гилфорд), 251–272.

McDonald, KB (2012). «Темперамент и эволюция», в Справочнике по темпераменту , ред. М. Зентнер и Р. Л. Шайнер (Нью-Йорк: Гилфорд), 273–296.

Ротбарт, М. К. (2012). «Достижения в области темперамента: история, концепции и меры», в Handbook of Temperament , редакторы М. Зентнер и Р.Л. Шайнер (Нью-Йорк: Гилфорд), 3–20.

Зентнер, М., и Шайнер, Р.Л. (2012). «Пятьдесят лет прогресса в исследованиях темперамента: синтез основных тем, результатов, проблем и взглядов в будущее», в Handbook of Temperament , под ред. М. Зентнера и Р. Л. Шайнера (Нью-Йорк: Гилфорд), 673–700.

Цукерман, М. (2012). «Модели взрослого темперамента», в Справочнике по темпераменту , ред. М. Зентнер и Р. Л. Шайнер (Нью-Йорк: Гилфорд), 41–66.

Познай себя: верни темперамент

Источник: johnhain/Pixabay

Несмотря на статистическую поддержку, кто-нибудь действительно думает о себе с точки зрения ОКЕАНА — открытости, добросовестности, экстраверсии, доброжелательности, невротизме? Эти ярлыки «большой пятерки» стали настолько доминирующими в исследованиях личности взрослых, что недавний поиск в базе данных ключевых слов APA показал, что APA больше не присваивает термину «темперамент» его собственное независимое значение, а включает его в «личность» для «поисковых» целей. Уникальная полезность девяти измерений темперамента, первоначально определенных Томасом, Чессом и Берчем, рискует быть утеряна!

Эмпирическая поддержка OCEAN неоспорима. Стабильные конструкты Косты и Макрэ обладают статистической надежностью, а также антецедентами и последствиями, то есть валидностью. Но эти термины остаются понятиями и, как таковые, представляют собой только ответы на измерения в личностных тестах. Они не указывают на наши индивидуальные различия так, как это может сделать «Темперамент» с его интуитивно очевидными девятью измерениями. Я утверждаю, что врожденные, биологически обоснованные тенденции, впервые систематически наблюдаемые исследователями Нью-Йоркского университета более семидесяти лет назад, могут быть более полезным способом понять себя и своих близких. Думайте о себе и о ком-то, кого вы любите, когда читаете эти описания:

  • Уровень активности. Как сильно вы жаждете физического движения? Насколько сложно для вас быть неподвижным? Чтобы мобилизовать себя, когда вы отдыхали? Вы лучше всего медитируете во время бега, медитации при ходьбе или сидя на подушке? Вас тянет к работе, которая позволяет вам двигаться, к отношениям, в которых вы разделяете физические нагрузки? Вы сходите с ума после операции, когда ваши движения ограничены, или во время турбулентного дальнего перелета с постоянно включенным знаком «пристегните ремни»? Мы можем приучить себя быть более физически активными или, по крайней мере, видеть себя таковыми, особенно теперь, когда мы знаем о пользе для здоровья и благополучия, но врожденное темпераментное предпочтение большего или меньшего движения усложняет задачу для одних людей по сравнению с другими. Точно так же люди, которым трудно усидеть на месте, могут выработать определенную степень самодисциплины или список обходных путей для своей склонности к гиперактивности, но вряд ли они добровольно выберут сидячий пляжный отдых, а не возможность поход или велосипед, лыжи или скалолазание.
  • Приближение/Обход. Как вы реагируете на то, что для вас ново? Точно так же, как один ребенок может хотеть попробовать новую еду или исследовать новую комнату, другой может отшатнуться от новизны и искать что-то знакомое. Я Приближающийся — дайте мне возможность открыть для себя, и я чувствую желание прыгнуть в нее. Я научился сдерживать свой энтузиазм, тем более, что я немного неприспособленный (см. ниже). Однажды я откусил пасхальное яйцо на замысловатой центральной витрине круизного лайнера, думая, что это шоколад. Штукатурка. У меня треснул передний зуб. Это была одна попытка научиться сбавлять свой энтузиазм. Избегающие, естественно, более осторожны, со временем узнают новую ситуацию или другого человека, прежде чем погрузиться в нее. Они предпочитают повторно посещать места, которые им понравились, и возвращаться в любимые рестораны.
  • Адаптивность. Когда вы сталкиваетесь с чем-то новым, как быстро вы адаптируетесь? Независимость этих доменов — Адаптивности и Подхода/Избегания — имеет решающее значение, даже если они неизбежно взаимодействуют. Зная, что я Приближающийся, но адаптируюсь медленно, я научился сдерживать свои импульсы, если это действительно не важно для меня, и я знаю, что есть Точка Выбора, в которой я должен пойти на риск. Направить мои недавно законченные мемуары на путь публикации, таким образом, войдя в совершенно новую отрасль, когда я был на пенсии десять лет, было такого рода риском. Опять же, такова история, которую я рассказал в своей книге! Для тех, кто хорошо адаптируется, может быть наоборот. Мой друг, который прекрасно и быстро адаптируется, обычно не любит новые ситуации. Предвкушение и первые три дня каждой смены места жительства или новой работы причиняли ей сильный дискомфорт. Однако с годами, когда она поняла, что по своей природе она склонна к избеганию, она осознала, что дискомфорт будет временным, что она быстро поправится и что фаза адаптации была просто частью ее темпераментного путешествия в неизвестность. . Теперь она принимает новизну.
  • Чувствительность или сенсорный порог. Мы различаемся по степени, в которой мы осознаем изменения в нашем окружении, независимо от того, касаются ли они наших чувств или более неуловимой энергии, которая нас окружает. Некоторые люди замечают малейшие различия в количестве или качестве света или звука, во вкусе разных сортов клубники, в ингредиентах духов или в поте, выделяемом беспокойством, в ощущении волокна или ткани на пальцах. Эта врожденная способность распознавать тонкие различия — это не то же самое, что сила реакции на них. Сама реакция проистекает из более глобальной тенденции, т. е. интенсивности.
  • Интенсивность. Мы различаемся по степени использования нашей энергии для выражения эмоций. Один человек может быть загружен сильными реакциями на все, с чем он сталкивается. Другой человек может отреагировать гораздо более спокойно, а возбуждение будет гораздо менее драматичным и гораздо более тихим. Эта склонность реагировать на окружающий мир с сильным или гораздо более ограниченным откликом, конечно, может быть затронута нашей жизнью. По словам Сильвана Томкинса, новизна, сложность и продолжительность информации — это качества, которые вызывают эмоциональные реакции. Мы можем научить себя манипулировать этими качествами и таким образом смягчать их, возможно, с помощью медитации или терапии, или мы можем научиться набирать интенсивность, особенно когда наш прошлый опыт подвергал нас встречам, которые сигнализируют об опасности или возможности.
  • Источник: CadreLuxe/Pixabay

    Настроение. Наше базовое расположение не зависит от интенсивности. Некоторые люди веселые, а другие более серьезные. Многие позитивные люди просто рождаются такими, а другие от природы более сдержанны. Взрывоопасное поле позитивной психологии показало нам полезность позитивного подхода к жизни и дало нам множество способов усилить и расширить его. В то же время человек с меньшим энтузиазмом может отражать генетическое наследие или культурное наследие. Можете ли вы воздержаться от суждений о другом человеке, основываясь на качестве настроения, и вместо этого более глубоко исследовать эти реакции?

  • Ритмичность . Некоторые люди рождаются с установленными на таймеры биологическими часами. Чувствительные к своим собственным циркадным ритмам, они испытывают потребность во сне и питании через равные промежутки времени. Другие гораздо более гибки в удовлетворении требований своих биологических желаний. Знание собственного стиля и стиля любимого человека может быть очень полезным, особенно в новой ситуации, например, в путешествии. Действительно, важность поддержания регулярного времени приема пищи и сна и даже соблюдения предсказуемого графика может быть ключом к успешному обмену любым опытом с человеком с высоким уровнем ритмичности. С другой стороны, такие люди, как ныне легендарная Рут Бадер Гинзбург, могут успешно следовать нерегулярным режимам питания и сна, игнорируя биологические сигналы для достижения целей. В паре человек с высокой потребностью в ритмичности и партнер, чьи циклические потребности менее требовательны, хорошо поступают, если ценят и уважают стиль другого.
  • Отвлекаемость. Некоторым людям легко сосредоточиться, игнорировать всплывающую рекламу по бокам экранов компьютеров, не обращать внимания на людей, которые входят в комнату, пока они заняты беседой один на один. Другие обнаруживают, что их внимание так легко отвлекается. У них естественное периферийное зрение, и они естественным образом воспринимают изменения в окружающей среде с легкой способностью «сломать установку» или переключиться на другой канал. Из них получаются отличные водители, отзывчивые партнеры и бдительные профессионалы, если их не отвлекают экраны или внутренние побуждения. Их способность переключать передачи делает их отзывчивыми. Однако их менее отвлекающий партнер может заставить их чувствовать себя сумасшедшими, когда он или она не реагирует на то, что кажется прерыванием или, что еще хуже, воспринимает это как вторжение.
  • Постоянство . Помимо отвлекаемости, настойчивость — это способность продолжать решать задачу, несмотря на разочарование или другие причины, которые могут заставить менее настойчивого человека отстраниться и попросить о помощи или переключить внимание на что-то другое. Этот «объем внимания» можно формировать, но один из его компонентов, похоже, запрограммирован, встроен в ребенка. Те, кто проявляет большую настойчивость, естественным образом находят путь к тому, что Чиксентмихайи назвал «потоком». Они могут легко игнорировать внешние требования, такие как время, и внутренние, такие как голод, когда они полностью погружены в деятельность, которая их полностью занимает.

Источник: CadreLuxe/Pixabay

Эти девять характеристик темперамента присутствуют в каждом из нас при рождении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *