Психология как бизнес: Бизнес-психология

Содержание

Психология, как бизнес

Практическая психология, как бизнес, требует совершенно иного подхода, чем например психология, как психотерапия, или психология, как наука.

Бизнес требует одних приоритетов, психотерапия других, наука третьих. В практической психологии, если психолог хочет сохранить строгий научный подход (а не превратиться в чудаковатого шамана), если психолог хочет реально быть эффективным психотерапевтом или консультантом (а не просто собирать с клиентов деньги за свое глубокомысленное лицо), если при этом психолог хочет прокормиться сам и как-то содержать семью (а не просто заниматься интересным делом из любви к искусству), — вот тогда в практической психологии приходится как-то объединять эти подходы и находить разумную середину и компромиссы.

Психологии, как консультированию и психотерапии, и психологии, как науке, учат в институтах. Психологии, как бизнесу, особо нигде не учат. А кому учить-то? Преподаватели-теоретики, как правило, хорошо образованы, но мало смыслят в практическом бизнесе.

Они учат тому, в чем неуспешны сами. Практики-бизнесмены в области психологии встречаются нечасто, а те, кто чего-то достиг в финансовом плане, неохотно делятся секретами. Они не заинтересованы в том, чтобы чему-нибудь учить.

Мы решили частично восполнить этот пробел. В прошлом многолетняя работа преподавателями психологии в ВУЗе дает нам необходимый кругозор в профессии психолога. Нынешняя многолетняя практика успешных и зарабатывающих психологов дает нам знания, как делаются деньги в психологии, и умение эти деньги зарабатывать. Вот кое-какими личными наработками в этой области мы и решили поделиться с читателями.

Не подумайте, что мы святые бессребреники или сошли с ума. Конечно, нет. Просто те знания в области психологии, как бизнеса, которые для вас, возможно, интересны, мы уже давно переросли. Мы ушли вперед, и вряд ли вы так легко нас догоните. А к тому времени, когда догоните, мы снова уйдем вперед. Вот почему нам не жалко поделиться опытом. Если сможете – догоняйте! Если захотите – приходите к нам учиться: психологии, вообще, и бизнесу в психологии, в частности.

А пока просто несколько нехитрых истин, которым не учат в институте, и которыми с вами вряд ли кто поделится в психологии, как бизнесе.

Итак, психология, как бизнес:

1. Как учат психологов в теории. Психологов часто учат, что психологу нельзя звонить клиенту, т.к. клиент должен сам проявить инициативу. Психолог не должен себя навязывать. Клиент должен сам созреть до звонка психологу, и вот только тогда, когда клиент готов, когда он сам внутренне пришел к необходимости обратиться к психологу, вот только тогда и возможна эффективная помощь психолога. Тем более, психологу недопустимо выполнять запрос касательно третьего лица, т.е. выполнять просьбы людей касательно их члена семьи или друга. Человек должен сам дойти до необходимости помощи психолога, сам позвонить, сам прийти к психологу и на приеме сформулировать свой запрос к психологу.

Как происходит в практике психологии, как бизнеса. Скажите любому успешному менеджеру по продажам, что ему нельзя первому звонить потенциальному покупателю, потому что нельзя навязываться, и покупатель должен сам внутренне дойти до принятия решения о покупке! А еще скажите любому успешному менеджеру по продажам, что ему нельзя выполнять просьбы близких, например, если жена хочет подарить мужу подарок, ни в коем случае нельзя ей ничего продавать, т. к. муж должен обязательно сам принять решение о покупке, самостоятельно прийти в магазин и озвучить продавцу свой запрос! Любой успешный менеджер по продажам скажет вам, что это глупость.

Психология, как бизнес, начинается с успешных продаж! Если у вас нет успешных продаж, ваш бизнес в психологии рухнет. Как минимум, у вас не будет денег. Как максимум, у вас не будет клиентов. А если у психолога не будет клиентов, то не будет и регулярной практики, и тогда он, как практический психолог, очень быстро потеряет квалификацию и перестанет быть эффективным психологом. А если вы находитесь в самом начале своего профессионального пути практического психолога, то без регулярной практики, без большого числа клиентов, вы так и останетесь беспомощным теоретиком с дипломом.

Вышенаписанное вовсе не означает, что психологу, делающему бизнес в психологии, нужно привлекать к себе клиентов любыми недобросовестными методами и браться в психологии за всё, не умея это хорошо делать. Конечно, нет. Но нужно четко понимать: существуют типовые методы эффективных продаж.

Психология не является чем-то особенным и исключительным. Психология – такая же услуга, как и многие другие услуги. Не надо считать себя особенным только потому, что вы психолог. Вот почему большинство типовых методов привлечения клиентов и продвижения своей услуги абсолютно применимы к психологии, как бизнесу. В том числе, вам можно звонить клиенту первым, если вы считаете это разумным и рациональным. А если вы считаете это неразумным и нерациональным, то можно и не звонить. Выбор должен быть детерминирован эффективностью продаж, человеческим состраданием и реальной возможностью помочь, а не придуманными кем-то абсурдными запретами.

И конечно, можно пробовать выполнять запрос касательно третьего лица. Никто не может запретить вам оказывать качественную услугу помощи людям (пусть даже третьим лицам, по просьбе их близких), если вы, действительно, умеете это хорошо делать.

И вот тут встает самый главный вопрос: а вы, действительно, умеете эффективно и качественно помогать людям или пытаетесь спрятать свое профессиональное невежество и жадность до денег за дипломом профессионального психолога?

Если умеете – делайте! Теперь все запреты, придуманные другими странными людьми, на вас уже не распространяются. Благодарность и любовь людей, которым вы помогли, – лучший аргумент в пользу того, что вам теперь можно очень многое: в том числе, первому звонить клиентам и пытаться выполнять запросы касательно третьих лиц.

А вот если вы профессионально беспомощны, если вы втюхиваете людям свои психологические услуги ненадлежащего качества с помощью методов эффективных продаж, вот тут ваше будущее очень рискованно. Огромная масса разгневанных клиентов – страшная сила! Они снимут с вас скальп трижды: первый раз за обманутые надежды, второй раз за потерянные деньги, третий раз за нанесенный вред под видом помощи. Вот такая она психология, как бизнес: простая, логичная и справедливая.

2. Как учат психологов в теории. Если вас учили классической академической психологии, то вам наверняка говорили, что с клиентами нельзя сближаться эмоционально. Нельзя поддерживать приятельские отношения – это некорректно. Нельзя дружить – ведь вы становитесь заинтересованным лицом. Тем более, нельзя оказывать психотерапию своим близким и родственникам – ведь с близкими людьми есть взаимные интересы и конфликты интересов. Упаси Бог, с клиентами флиртовать – это абсолютное табу, и за это вас осудит всё профессиональное сообщество психологов. К тому же, агрессивный трансфер и сексуальный трансфер на психолога никто не отменял, и поэтому любое эмоциональное сближение психолога с клиентом опасно для психолога и некорректно по отношению к клиенту.

Как происходит в практике психологии, как бизнеса.

Прежде всего хочется сказать о психологической помощи своим родным и близким, если вы работаете психологом или делаете бизнес в психологии.

Вот если вы, например, водитель и на работе возите людей. Вы пришли домой, а тут жену нужно отвезти куда-нибудь, например, в магазин или на дачу с ребенком. И вот тут вы ей говорите: «Не могу, дорогая! Нам водителям запрещено возить своих родных и близких! Таковы профессиональные правила у водителей, понимаешь ли…» — «Почему???» — спрашивает жена. А вы ей отвечаете: «А у нас с тобой общие интересы и могут быть конфликты интересов. А это может повлиять на мое водительское мастерство. Я разволнуюсь, сделаю аварию и разобью тебя об столб. Поэтому мне нельзя!» — «Бред!!!» — скажет жена такого водителя. И будет абсолютно права.

А теперь представим, что вы профессиональный врач, и вам кто-то странный строго-настрого запретил помогать своим родным и близким. И вот вы приходите домой с работы, а дома муж или ребенок болеет. Конечно, вы можете быть врачом гинекологом, а у мужа ангина… Но если вы хоть чуть-чуть компетентны, вы окажете близкому человеку первую помощь, а потом обратитесь к узкому специалисту. Если, конечно, вы нормальный здравомыслящий человек…

Вот нам и непонятно, почему многих психологов учат быть не нормальными здравомыслящими людьми, а воспитывают из них каких-то ненормальных идиотов в профессии и в жизни.

Теперь о любых эмоциональных отношениях с клиентами: приятельстве, дружбе, флирте. Обычно в институте или на курсах психологов учат, что всё это строго-настрого запрещено.

Во-первых, якобы потому что психолог, вовлеченный в эмоциональные отношения может разволноваться и потерять компетенцию, может (обуреваемый страстями) не сдержаться и нанести вред клиенту, и (о Боже!) под влиянием эмоций может переспать с клиенткой и тогда… (о ужас, ужас!!!).

У нас только один вопрос, почему водителям (которые, как известно, тоже неплохие психологи по жизни) можно возить своих приятелей, друзей и девушек, а психологам нельзя? Почему психологов пытаются так учить и воспитывать, словно они, либо дебильные идиоты, либо похотливые психопаты без тормозов. Ау, преподаватели психологии, вы по себе судите или специально так молодых психологов учите, чтобы конкурентов в профессии, не дай Бог, не вырастить?

Во-вторых, почему психологу нельзя эмоционально сближаться с клиентами, так это якобы потому, что сблизившиеся с вами клиенты потеряют чувство уважения и дистанции и могут нанести вам вред. Например, в случае агрессивного трансфера, клиент может накинуться на психолога и нанести физический или эмоциональный ущерб. Или например, в случае сексуального трансфера, клиент может накинуться на психолога с домогательствами… и тут совсем ужас, ужас, ужас! Вот интересно, нормальный адекватный клиент накинется на помогающего ему психолога с оскорблениями, избиением или изнасилованием? А если клиент настолько ненормален и неадекватен, что потенциально он может и готов это сделать, неужели его удержит какое-то чувство дистанции? Неужели психологу в этой ситуации достаточно будет гордо вскинуть голову и сказать: «Уйди, противный! Я с тобой не дружу и не флиртую!» — и неадекватного клиента это удержит? Ау, преподаватели психологии, вы опять нас тут за идиотов держите? Или все просто: вы прекрасно понимаете, что эмоциональные отношения с клиентами – это мощнейший инструмент продаж психологии, как услуги, и поэтому вы молодых психологов осознанно учите неправильно, чтобы потом не пришлось делить с ними рынок психологических услуг?

К счастью, у практических психологов, сделавших психологию своей профессией, призванием и бизнесом одновременно, есть здравый смысл. Мы не призываем молодых психологов верить именно нам. Мы призываем задуматься и сделать свои собственные выводы.

3. Как учат психологов в теории. Психолог не должен давать советов. Своим советом вы можете нанести вред. Ведь у каждого свой индивидуальный путь. Своими неосторожными советами, густо замешанными на феномене проекции, вы вторгаетесь в психику человека и можете подтолкнуть его к тому, что ему совершенно не подходит. Поэтому нужно не советы давать, а создавать условия, чтобы клиент психолога сам в себе нашел ответы на свои вопросы, и вот это и будет абсолютной субъективной истиной для вашего клиента.

Как происходит в практике психологии, как бизнеса. А зачем нужен клиенту такой психолог-консультант, который не хочет или неспособен дать правильный совет или рекомендацию? За что деньги-то такому психологу платить?

Запутавшийся в своей ситуации клиент приходит к психологу-консультанту именно за тем, чтобы ему дали совет, что делать дальше. А психолог начинает юлить: «Я советов не даю. Правда могу дать рекомендацию…», «Вы сами должны найти решение, я буду только создавать условия, чтобы вы его нашли…», «Это сложная психотерапевтическая проблема. Чтобы вам ее решить нужна длительная психотерапевтическая сессия, много-много сеансов…»

Психолог-консультант должен уметь давать адекватные советы, когда клиент этого требует. Психолог-консультант должен уметь нести ответственность за свои советы перед собой и клиентом. Работа психолога немного похожа на работу адвоката. Психолог отстаивает интересы клиента, какие бы глупости и ошибки не натворил в жизни перед этим человек, пришедший к психологу. Вы когда-нибудь слышали об адвокатах, которые боятся давать советы? Зачем вообще нужны такие адвокаты?

Иногда хочется, чтобы психологов привлекали к ответственности за пустую болтовню и неоказание помощи в трудной для клиента ситуации. Как капитана корабля за оставление людей в критической ситуации. На эту тему мы подробно писали в статье «Психолог: «Я не даю советов!». Рекомендуем почитать просто для того, чтобы сделать свои собственные выводы.

Дискуссия о допустимости советов и рекомендаций в психологии очень старая и жаркая. Наша человеческая и профессиональная позиция читателю уже понятна.

Вот еще, что нам пишут: «Страна советов… Совершенно не обязательно раздавать советы, чтобы помочь человеку найти верное решение. Можно задавать вопросы, например. Эвристические беседы никто не отменял. Решение, которое человек принял сам — наиболее ценное и правильное. А те, кто приходит за советом, зачастую просто пытаются свалить на психолога ответственность за принятие решения».

Отвечаем: И сколько на это уйдет времени? Штучная ювелирная длительная работа. А человеку сегодня-завтра решение принимать, от которого вся его жизнь зависит. Типичный случай: у клиентки муж в супружескую постель другую женщину привел. И она их застукала. И ей сегодня с ним в эту постель ложиться. И таких людей много: десятки, сотни. А психологов, которые могут дать компетентный совет и нести за него ответственность мало. Большинство психологов именно такие, как мы описали. За 20 лет практики насмотрелись мы на психологов. А страны советов давно нет. Есть страна, в которой на тебя всем наплевать и адекватно посоветовать некому.

И вот здесь ключевым становится вопрос качественного образования и практической компетентности психологов. Например, мы недавно наткнулись на сайт, где 23-летняя психологиня пишет: «Я помогаю людям на основе своего богатого жизненного опыта». Люди! Будьте бдительны! Это называется феномен проекции. Об этом еще на первом курсе факультета психологии говорят. Психолог не должен переносить свой личный жизненный опыт на клиента. Тем более в 23 года. Это называется помогать другим от своих собственных проблем. Нельзя, чтобы такие психологи «давали советы». Уж они надают…

И вообще, компетентный совет – это результат глубочайшего анализа клиента и его ситуации, а вовсе не результат субъективизма и личных переживаний психолога! Вот это главное! Подробнее обо всем этом можно прочитать в нашей статье: «Психолог: «Я не даю советов!» Ответы на вопросы».

4. Как учат психологов в теории. Психолог не должен ставить диагнозов. Нельзя вешать ярлыки на людей. Если человек болен, пусть идет к психиатру – вот психиатр и поставит диагноз. А если человек здоров и ходит к психологу, никакие диагнозы неуместны, т.к. это здоровый человек, все люди разные и обладают уникальной индивидуальностью, вешать на них ярлыки некорректно и недопустимо. Нужно вместе с клиентом познавать тайники его души, и дать каждому клиенту свободно проявлять свою индивидуальность.

Как происходит в практике психологии, как бизнеса. Психологический диагноз – это не ярлык. Никто не призывает как-то социально или личностно принижать человека. Никто не призывает всех стричь под одну гребенку. Каждый человек, несомненно, индивидуален и уникален. Но именно потому, что все люди разные, и чтобы как-то мочь этих разных людей различать, систематизировать и помогать им – именно для этого и придумали замечательную науку психодиагностику. И кстати, она входит в государственный стандарт образования психологов.

Врач, если это не скоровспомощной случай, начинает с анализов. Это правильно. В большинстве случаев невозможно по внешнему виду человека поставить безошибочный диагноз. В психологии так же. Существует устойчивый миф, что хороший психолог видит человека насквозь. Чушь! У нас у одного 20 лет, а у другого 25 лет профессионального стажа. И мы оба хорошие психологи, без всякого там скромного опускания глаз и шарканья ножкой. И вот мы вам говорим: не видит психолог сразу человека насквозь! Постепенно начинает понимать, чувствовать и знать глубоко, но в результате кропотливой работы – психодиагностики, в первую очередь! Поэтому первое, что очень желательно делать психологу после первичной консультации, это психодиагностическое обследование своего клиента. Полученный точный (в цифрах!) психологический диагноз позволит обоснованно ответить на кучу вопросов. Что произошло с клиентом? Что к этому привело? Где норма, а где патология? Что врожденно, а что приобретено? Что дальше делать? Какие методы помощи будут самыми эффективными? И еще много-много всяких деталей и частностей. Исключение составляют случаи, когда клиент приходит в настолько остром состоянии (например, патологический аффект), что психолог уподобляется врачу скорой помощи – диагноз ставится приблизительно «на глазок», и далее принимаются срочные меры по выведению клиента из острого состояния.

На совести практикующих психологов, которые вовремя не проработали не только свои проблемы (это само собой!), но и свое образование, свой стиль мышления – десятки и сотни непоставленных или поставленных неправильно психологических диагнозов. На совести таких психологов бесконечные курсы и тренинги личностного развития, длительные психотерапевтические сессии с разговорами о детстве клиента, а в результате – потерянное время жизни клиента, пропущенные серьезные диагнозы, некомпетентная помощь не от того, чем страдает человек, — а в итоге часто ухудшение состояния обратившегося человека и развитие реального психического расстройства. Почему? Специалист продолбал! По причине своих субъективных неправильных представлений о жизни и профессии. По причине псевдогуманизма. Подробнее обо всём этом можно прочитать в нашей статье «Психолог: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!» Так что, эффективный психолог-консультант в большинстве случаев обязательно должен ставить правильный психологический диагноз, и на основании этого диагноза дать верные рекомендации и оказать быструю точную психологическую помощь.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Как активно практикующие психологи, мы прекрасно понимаем, что любой человек, в том числе психолог, может ошибаться. Просто в силу неплохого образования и профессионального опыта мы стараемся свести наши ошибки к минимуму. Тем не менее, они возможны. Вот почему мы призываем, как психологов, так и клиентов, не верить нам слепо, а подумать самим. А если ваши мысли совпадут с нашими, значит это уже весомо.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: [email protected] Будем рады помочь Вам!

 

как понять поведение сотрудника по Юнгу — OfficeLife

Наука психология уже 100 лет помогает разрешать проблемы в бизнесе, дает конкретные рекомендации, основанные на социально-психологических законах и исследованиях в международных компаниях. Мы будем знакомить вас с мировыми исследованиями в области психологии и нейрофизиологии, психологическими законами, теориями классиков психологии. Надеемся, они помогут вам лучше понять себя и свой бизнес, чтобы разрешать его проблемы и увеличивать прибыль.

Вторая задача проекта — дать вам инструменты для самоанализа и самотренинга, которые помогут вашему мозгу «менять правила», развивать новые привычки мышления и поведения. Мир и бизнес изменяются гораздо быстрее, чем мы адаптируемся, поэтому саморазвитие, самообучение и совершенствование — это сильный двигатель в продвижении вашего бизнеса, улучшении собственного дела.

Автор колонки — Ирина Аксючиц, кандидат психологических наук, бизнес-психолог, мотивационный коуч, член Международной организации психотерапевтов-символдраматистов. Более 12 лет занимается бизнесом, консультирует собственников и руководителей, проводит командные тренинги в компаниях.

Сегодня познакомимся с самим собой, со своей психикой через теоретическое наследие классика психоанализа — Карла Густава Юнга.


Что вы узнаете и сможете использовать в бизнесе:

  • почему бессознательное и коллективное бессознательное создают наши комплексы: приемы стирания «эмоциональных родительских якорей»;
  • как применять структуру личности по Юнгу для диагностики сотрудников;
  • как быстро определить, экстравертированы вы или интровертированы в конкретной бизнес-ситуации, чтобы бесконфликтно ее решить;
  • почему и как действует закон энтропии — перетекания энергии из одной нашей сферы деятельности в другую.

Почему бессознательное и коллективное бессознательное создают наши комплексы: приемы стирания «эмоциональных родительских якорей»

В психологии выделяют три теоретических направления: психоанализ, а также поведенческое и гуманитарное направления. В психоаналитическом направлении работали Зигмунт Фрейд, Карл Густав Юнг, Адольф Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни. Их классическими теориями руководствуется бизнес сегодня.

Сто пятьдесят лет назад появилась в науке теория бессознательного Зигмунда Фрейда. Что же такое наше бессознательное? Все, что было в нашей жизни, — любая секунда, действия и переживания внесены в память, но забываются. Организм человека и биологически, и психически устроен так, что стремится снизить болевой порог, поэтому мозг уводит огромную информацию, пережитое в бессознательное. Так и с бизнесом: бессознательное сохраняет наши ошибки, алгоритмы поведения, и в кризисных неуправляемых ситуациях именно ошибочное поведение доминирует, т. е. мы опять бессознательно повторяем ошибку. Или, наоборот, мозг включает бессознательный стереотип наших положительных действий. Если вы включите осознанность, то сделаете выбор в пользу позитива.

Карл Густав Юнг, чьи работы вместились в 20-томное американское издание трудов, ввел теоретическое понятие коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг

Это мысли и образы, которые существуют в понятиях большинства людей как коллективные мыслеобразы или архетипы, важно, что они определяют наши паттерны мышления и поведения. Например, архетип власти, архетип богатства, архетип семьи складывались веками как продукт эмоционального опыта, переживаний, который мы наследуем из поколения в поколение, и порой эти архетипы сильнее индивидуального. Коллективные архетипы проявляются бессознательно в наших комплексах.

Например, отношения между матерью и сыном, между отцом и дочерью являются бессознательно глубокими, здесь действуют так называемые комплексы Электры и Эдипа — безусловной любви к родителю противоположного пола. Если опыт этих отношений позитивный, у зрелого человека вера в свои силы сохраняется даже после ухода родителей из жизни. Исторический пример — отношения Александра Македонского с матерью, любовь и влияние которой помогли ему завоевать мир. Но если эти связи нарушены и негативны, внутренний конфликт, комплексы неполноценности обязательно проявятся в поведении и взаимоотношениях. Например, партнер или сотрудник вызывает ваши антипатии — разберитесь: возможно, он бессознательно напоминает вам прошлое.

Самотренинг

Прием снятия «эмоциональных родительских якорей». На листе бумаги начертите две колонки, в первой напишите родительские обидные прозвища, критические замечания по отношению к вам; во второй — подумайте и запишите свою благодарность. Например: на отцовское недоверие «у тебя ничего не получится» — «благодарю, это помогло мне создать хороший бизнес». Упражнение сложное, но оно поможет вам стать успешнее.

Как применять структуру личности по Юнгу для диагностики сотрудников

Структуру личности по Юнгу можно представить как математическое число, в котором есть числитель и знаменатель, где в числителе по Юнгу расположится понятие «Персона» — то, что видно и понятно самому человеку и окружающему его миру, а в знаменателе — Анима, Анимус и Тень — наша неосознаваемая и бессознательная части.

Персона — те маски, те роли, которые мы выполняем осознанно. Маска сотрудника, маска бизнесмена, маска матери сознательно играются и представляются внешнему миру. Таких масок и в профессиональной, и в личной жизни человека может быть много, и умение сочетать эти маски-роли очень важно. Как бизнес-консультанту мне приходилось сталкиваться с женщинами, не очень умеющими сочетать части персоны «Я — мама» и «Я — бизнес-леди», у которых что-то одно страдало. Эта же проблема касается и мужчин, когда они роли бизнесмена или руководителя уделяют больше внимания, чем роли мужа и отца, что создает проблемы и в разных сферах жизни человека, и, что еще важнее, внутри самого человека. Ведь Персона может как маска прикрепиться к человеку, и возникнет ситуация, когда не человек будет управлять ею, а, наоборот, она им. Поэтому в какой-то момент такому человеку приходится открыть глаза, чтобы понять, каким его видят другие люди. Задайте себе вопрос: «Каким меня видят окружающие в 90% случаев?», и, чтобы самоответы были искренними, вспомните о критике в ваш адрес. Порой бизнесмену нужно иметь рядом с собой «советника», «ментора» или «коуча», который может не только честно и внятно говорить вам о негативе, но и помогает развивать новые скилы, и сегодня такая практика в компаниях уже есть.

Относительно сотрудника стоит знать и использовать в менеджменте тот факт, что Персона, видимое поведение сотрудника, определяется знаменателем юнгианской структуры — Тенью, Анимусом/Анимой.

Андрогинное существо на гравюре 1417 года

Неосознаваемая Тень — это черты, мысли, чувства, поведение, которые мы неприемлем в себе. Но черты считывают другие люди, не всегда нам об этом говоря, или говорят, но мы их не слышим, не верим. Тень — некое слепое пятно — ведь организм защищает себя как от физической боли, так и от психической. Анима, Анимус — это противоположная полу часть человека, феминность — в мужчине, маскулинность — в женщине, такой внутренний образ идеального партнера. Женщина в бизнесе работает на своей маскулинной части. У мужчин в бизнесе феминная часть проявляется в некой мягкости, дипломатичности, демократичности.

Тень, Анима, Анимус бессознательно влияют на все наши многочисленные выборы: работы, партнера, подчиненных. У человека в голове хранится некий каталог типов людей, чаще всего похожих на материнскую или отцовскую основу, которые его притягивают. В этом бессознательном притяжении заложены и конфликт, и симпатия-приятие. Понимание своего бессознательного помогает понимать и принимать других людей. Поэтому в психологии переговоров обучают собственников и руководителей замечать и анализировать Тень, которая стоит за спиной другого человека, чтобы эффективнее взаимодействовать с ним.

Обида всегда идет из Тени, из чувства, из боли, из бессознательного, даже из памяти рода. А Персона всегда опирается на опыт, мышление, поведение. Персона — это сила, а Тень — чувства и ощущения, которые часто проявляются в виде противоположностей и слабости. Руководителю стоит учитывать и осознавать свою двойственность и сотрудников — внешние проявления Персоны и внутреннюю чувственность Тени. Если не осознавать теневые стороны, Тень прорвется проблемами — болезнями, алкоголизмом, стопингом в бизнесе.

Самотренинг

Свою Тень можно определить, сделав простое упражнение: выпишите все негативные черты сотрудников, на которые вы постоянно обращаете внимание. По определенным законам проекции, это и есть ваша Тень. Понимая это, можно с этим работать или начать принимать эти черты в сотрудниках, осознавая, что это ваше отзеркаливание.

Как быстро определить, экстравертированы вы или интровертированы в конкретной бизнес-ситуации, чтобы ее бесконфликтно решить

Именно Юнг открыл такие черты характера, как интроверсия (направленность во внутренний мир) и экстраверсия (направленность во внешний мир). У экстраверта много ожиданий, страхов, желания, чтобы внешний мир его поглаживал, награждал, не порицал. Он сильно зависит от внешнего мира — это и хорошо, и плохо. Экстраверт умеет радоваться внешнему миру, знает, как ему себя показать. Интроверту ощущений, связанных с внешним миром, особенно и не надо. Исследование британских ученых, которое проводилось на протяжении 20 лет, выявило, что более счастливы интроверты, они сами ставят себе цели и задачи, по мере их достижения сами себя хвалят, сами собой гордятся — им не нужны внешние триумфы, в которых так нуждаются экстраверты. Но это отнюдь не означает, что интроверты не бывают несчастны. Интроверт может впасть в ипохондрию, депрессию быстрее, чем экстраверт, потому что далеко не всегда человек в состоянии помочь себе сам.

Важно научиться наблюдать в себе, своих партнерах, сотрудниках черты интроверсии и экстраверсии, понимать, что по закону энергетического взаимодействия интроверты, как правило, притягивают экстравертов, и наоборот. В таком притяжении заложены и здоровый обмен энергией, и конфликты. И хотя у двух партнеров, директоров, собственников, схожих по характеру, повседневная деятельность будет более комфортной, не стоит забывать, что конфликты рождают развитие — конечно, речь идет о конфликтах, которые преодолеваются и дают новую струю взаимоотношений.

Самотренинг

Как быстро понять, экстравертированы вы или интровертированы в данной конкретной ситуации? Если любую ситуацию, особенно конфликтную, вы воспринимаете как осмысление — «почему это произошло?», «зачем?», «что делать?», — вы все определяете с помощью интроверсии, своего мышления. Если ситуацию вы воспринимаете как конфликтное удивление, разрушающее и напрягающее вас, включаются ваши ощущения и интуиция, это характерно для экстраверта. Если в критической, рискованной ситуации в вашей работе вы умеете соединять способности и интроверсии, и экстраверсии — это прекрасный результат, поскольку вы можете и прочувствовать ситуацию, и дать ей оценку, и адекватно ответите на вопрос «что делать?».

Почему и как действует закон энтропии — перетекания энергии из одной нашей сферы деятельности в другую

Психоаналитические теории начала ХХ века развивались параллельно с научным и технологическим прогрессом. В то время наука, в том числе инженерная, создавшая поезда и машины, руководствовалась понятием энергии, и все психоаналитики исходили из того, что человек есть энергетическая система.

Юнгу принадлежит закон энтропии, перетекания энергии. Если энергия активно перетекает в Персону и человек все свои силы вкладывает в нее, Тень начинает страдать, и скрытые желания и страсти проявляются во всю мощь — в алкоголизме, наркомании, игромании, экстриме. Но это не означает, что Тень — всегда плохо, Тень — это то, что эмоционально важно для человека, что загонять внутрь не следует. Поэтому деловым людям так важно находить баланс между бизнесом и всем тем, что важно для них в личной жизни, что находится в знаменателе, в Тени.

Интересно в рамках закона энтропии рассмотреть энергетическую систему организации. Например, автократ-руководитель, у которого Персона большая, и сотрудников оценивает по Персонам, не чувствует их интуитивно, все отношения выстраивает на правилах и требованиях. Но психика занимательно устроена: оказывается, что он притягивает сотрудников не совсем законопослушных, а наоборот — интуитивных, креативных, свободолюбивых. Результатом взаимодействия разных энергий станет создание чего-то нового, но в какой-то момент конфликт будет неизбежным, потому что стиль управления автократа построен на давлении. Стоит поэтому овладевать на практике законом энтропии — перетекания энергии между противоположностями, чтобы находить взаимодействие с сотрудниками и выстраивать работоспособные команды.

Самотренинг

Сделайте оценку своей энергетической системы. На листе бумаги прочертите две колонки. В первую запишите, что вы хотите, но боитесь создавать, делать в бизнесе/жизни (это Тень). Во второй запишите напротив желаемого, что вы могли бы и хотели бы сделать сегодня, в ближайшую неделю, месяц (это Персона). Тем самым вы определите свой баланс между желаниями, страхами и возможностями, ведь наша энергия постоянно перетекает между мыслями и поступками, между нашими «могу, хочу и делаю».

В следующей публикации мы поговорим о структуре личности, которую создал классик психологии — Альфред Адлер.

Изображения: Icons8, depositphotos.com


Полное руководство по бизнес-психологии

Майкл Федер

11 июля 2022 г. • 7 минут

Краткий обзор

  • Психология имеет несколько применений в сфере бизнеса, например, в маркетинге, управлении персоналом, рекрутинге, корпоративной культуре и т. д. .
  • Специалисты по бизнес-психологии могут работать в организациях государственного или частного сектора в самых разных отраслях и отделах и помогать в ряде функций, таких как оценка практики и политики, консультирование по вопросам руководства и разработка стратегий.
  •  Степень промышленно-организационной психологии Университета Феникса может предоставить студентам образовательную базу, которая будет полезна в области бизнес-психологии.

Что такое психология бизнеса?

Предприятия практически во всех отраслях промышленности постоянно борются за то, чтобы выделиться среди конкурентов. Психология может быть ценным инструментом для этой цели, поскольку понимание человеческого поведения внутри и вне организации может дать бизнесу преимущество в конкурентной борьбе. Лучше понимая как сотрудников, так и клиентов, бизнес может точно настроить услуги и стратегии для улучшения результатов для всех вовлеченных сторон.

Бизнес-психология, часто известная как промышленно-организационная психология (психология IO), представляет собой область, которая фокусируется на психологии в контексте работы и бизнеса. Предприятия могут использовать организационную психологию для достижения различных результатов, но часто конечной целью является увеличение прибыли компании.

Те, кто работает в этой области, известны как профессионалы в области бизнес-психологии. Люди могут считать тех, кто занимается психологией IO, «психологами», но для того, чтобы стать психологом, требуется докторская степень в области психологии, а также специальная лицензия. Разница между ними заключается в том, что позиция психолога обычно более клиническая или исследовательская, в то время как работа в бизнес-психологии больше сосредоточена на организационном развитии и решении проблем.

 

Специалисты в области психологии обычно нуждаются в степени магистра психологии и должны иметь лицензию на практику в своем штате, сообщает Бюро трудовой статистики США (BLS). Тем не менее, работодатель может предпочесть докторскую степень, которая является необходимым уровнем образования для получения лицензии психолога. Если специалисты в области бизнес-психологии и психологии IO не имеют высшей степени — высшей степени, доступной в области, — они должны работать под наблюдением доктора психолога в клинических, консультационных или исследовательских учреждениях.

Повышение производительности, улучшение качества обслуживания и расширенное управление репутацией — вот некоторые типичные направления деятельности компании, использующей организационную психологию для увеличения доходов. Вообще говоря, специалисты по бизнес-психологии поддерживают эти цели, предоставляя информацию о перспективах и поведении как сотрудников, так и клиентов. Это может дать бизнесу больше направлений, когда он пытается скорректировать свои стратегии или предложения.

Специалисты по бизнес-психологии часто подходят к своей работе, сочетая консультации и анализ. Они предоставляют предприятиям передовой опыт в отношении целевых областей, вызывающих озабоченность, и анализируют текущие тенденции, связанные с этой областью. Последнее может помочь лучше понять и решить уникальные обстоятельства и проблемы бизнеса. Эти усилия часто очень эффективны при правильном подходе, поскольку бизнес и психология во многом связаны, как ожидаемыми, так и неожиданными.    

Психология и бизнес

Психология играет роль в нескольких фундаментальных аспектах бизнеса, поэтому организации могут использовать бизнес-психологию для оптимизации своей деятельности в любой или во всех этих областях. Некоторые предприятия могут консультироваться со специалистами в области организационной психологии по мере необходимости, в то время как другие могут содержать одного или нескольких человек с соответствующими полномочиями в платежной ведомости.

Маркетинг

Предприятия могут использовать психологию в маркетинге, чтобы лучше понимать поведение потребителей и, следовательно, разрабатывать более привлекательные сообщения и оптимизированные услуги. Маркетинг является ключевым вложением для многих организаций, поскольку это основное средство, с помощью которого бизнес может выделиться среди конкурентов и информировать клиентов об обновлениях и предложениях. Без понимания своей клиентской базы маркетинговые усилия компании потерпят неудачу.

Кадровые ресурсы и рекрутинг

Используя психологический подход, организации могут оптимизировать набор персонала, создавая индивидуальные сообщения, которые находят отклик у потенциальных кандидатов. Специалисты-психологи в отделах кадров также могут помочь предвидеть потребности сотрудников и разрешать споры. Привлекая и поддерживая высококвалифицированный кадровый резерв, организация может значительно повысить свою производительность и качество своих предложений.

 

Управление изменениями

Серьезные изменения в организации могут привести к серьезным сбоям и потерям, если с ними не справиться должным образом. Эти изменения могут включать широкий спектр корректировок, таких как переезд, новые приобретения, ребрендинг или реорганизация. Организации должны проводить сотрудников через изменения с сочувствием, чтобы свести к минимуму стресс и другие потенциальные препятствия. С этой целью бизнес может использовать организационную психологию, чтобы предвидеть и устранять любые потенциальные факторы стресса или проблемы, с которыми сотрудники могут столкнуться в результате изменений в организации.

Корпоративная культура

Развитие и поддержание корпоративной культуры – важный способ продвижения хорошего самочувствия и продуктивности на рабочем месте. Здоровая культура на рабочем месте помогает поддерживать мотивацию и сотрудничество сотрудников. Однако формирование культуры, подходящей для конкретной организации, может оказаться серьезной проблемой. Учет психологического воздействия различных стратегий может сыграть ключевую роль в развитии корпоративной культуры.

Где работают специалисты по бизнес-психологии?

Эти специалисты могут работать в организациях государственного или частного сектора в самых разных отраслях и подразделениях. Они могут работать по мере необходимости, внештатно для бизнеса, или они могут оставаться в платежной ведомости компании. Последняя ситуация чаще встречается в отделе кадров более крупной организации. Их положение в компании также может зависеть от их конкретных обязанностей. Профессия имеет пять основных направлений.

читать похожие статьи

Является ли психология наукой? (Спойлер: да)

Читать далее

Чем занимаются специалисты по бизнес-психологии?

Специалисты по бизнес-психологии могут решать самые разные вопросы внутри компании или специализироваться на них. Пять наиболее распространенных обязанностей, которые они выполняют:

  • Оценка практики и политик
  • Консультирование руководства
  • Разработка стратегий
  • Помощь в различных процессах
  • Поддержка сотрудников

Короче говоря, их работа заключается в том, чтобы анализировать бизнес-процессы и стратегии через призму психологии для улучшения результатов.

Оценка практики и политики

Психология может помочь организациям оценить эффективность их текущей практики и политики с помощью различных средств. Примечательно, что специалисты по бизнес-психологии могут запрашивать отзывы у сотрудников или клиентов и предоставлять информацию о процедурных практиках, которые, как правило, вызывают положительные психологические реакции. Это может оптимизировать процедуры как на этапе проектирования, так и на этапе производства.

Консультирование руководства

Решения руководства организации лучше всего принимаются, когда они основаны на мнениях различных соответствующих специалистов. Когда бизнес принимает решение, которое влияет или будет зависеть от восприятия или ожиданий людей, вклад профессионального психолога может быть очень ценным. Эти специалисты могут предвидеть такие проблемы, как негативное влияние переутомления на сотрудников или то, как клиенты могут воспринимать определенные методы работы.

Разработка стратегий

Специалисты по промышленно-организационной психологии могут помочь организациям усовершенствовать стратегии, направленные на стимулирование роста, преодоление кризисов и максимизацию операционной эффективности. Следовательно, они могут быть особенно полезны всякий раз, когда бизнес реструктурирует или иным образом обновляет или корректирует процедуры. Они также могут помочь организации измерить успех стратегий и скорректировать их по мере необходимости.

 

Помощь в процессах

Специалисты по психологии IO также могут оказывать непосредственную поддержку другим специалистам в организации. Назначая профессионала-психолога для наблюдения за процессом, лидер может оценить эффективность с психологической точки зрения. Например, один из этих специалистов мог бы помочь менеджеру по найму настроить то, как он говорит с потенциальными талантами, или определить, как снизить утомляемость на производстве.

Вспомогательные сотрудники

Специалисты по организационной психологии могут не только помочь другим сотрудникам в выполнении их рабочих задач, но также могут помочь им справиться с личными проблемами и факторами стресса. Эти специалисты могут быть очень эффективными активами, когда речь идет о посредничестве в спорах и предоставлении консультационных ресурсов для сотрудников. Наняв специалиста по психологии IO в этом качестве, компания может улучшить моральный дух, справиться с проблемами по мере их возникновения и продемонстрировать приверженность благополучию своих сотрудников.   

Как стать профессионалом в области бизнес-психологии?

Согласно BLS, психологам обычно требуется докторская степень по психологии и клиническая лицензия на практику в их штате. Однако степень магистра, например степень магистра наук в области промышленно-организационной психологии , может быть минимальным уровнем образования, необходимым для работы в неисследовательских или клинических условиях. Как уже говорилось, для психолога часто требуется докторская степень, и те, у кого нет высшей степени, должны находиться под наблюдением доктора психолога в этих условиях.

Степень магистра может помочь тем, кто имеет степень бакалавра, улучшить свои навыки в таких важных областях, как исследования и статистика, которые необходимы на рабочем месте. Приобретение опыта посредством бизнес-консультаций также поможет создать ваше портфолио.

Люди, заинтересованные в этой должности, как правило, интересуются как объективными, так и субъективными аспектами бизнес-стратегии. Желание помогать людям и решать проблемы также пойдет на пользу в этой сфере.

Хотите узнать больше о пересечении бизнеса и психологии? Ознакомьтесь со степенью бакалавра наук в области промышленно-организационной психологии и магистра наук в области промышленно-организационной психологии Университета Феникса.

 

хотите читать больше, как это?

Что вы можете сделать с MBA? Карьера, зарплаты и чаевые

20 сентября 2021 г. • 9 минут чтения

Онлайн степени

Что такое управление человеческими ресурсами? Бизнес-степени онлайн

01 июня 2021 г. • 4 минуты чтения

Онлайн степени

6 типов бизнес-дипломов, которые помогут подготовить вас к популярной карьере

18 января 2022 г. • 7 минут

Что такое психология бизнеса? А зачем вам его изучать?

Предприятиями управляют люди. Чтобы успешно вести бизнес, вам нужно понимать людей, с которыми вы работаете, помогать им развиваться, поддерживать их мотивацию и находить способы получить от них максимальную отдачу.

Бизнес-психология берет свое начало прямо здесь, находясь на пересечении психологии человека и делового администрирования, чтобы повысить производительность, эффективность и культуру бизнеса, а также рабочую среду для сотрудников.

Чем занимается бизнес-психолог?

Бизнес-психологи понимают отношения между психологией и экономикой. Поэтому они играют важную роль, помогая компаниям лучше понимать своих клиентов и сотрудников. Их обязанности в организации состоят из изучения и оптимизации рабочего места, мотивации и помощи сотрудникам, а также облегчения повседневного бизнеса.

Некоторые примеры их трудовой деятельности:

  • повышение эффективности бизнеса и создание хорошо функционирующей организационной структуры;
  • обеспечение того, чтобы сотрудники получали удовольствие от своей работы, что приводит к повышению производительности, производительности и мотивации;
  • обеспечение того, чтобы рабочее место было безопасным и разнообразным местом, способствующим благополучию сотрудников;
  • помощь в создании команд путем участия в процессе найма новых сотрудников.

«Великие лидеры не полагаются на технику — они успешны, потому что способны понимать людей, их потребности, ценности и эмоции. Степень в области бизнес-психологии поможет вам успешно справляться с проблемами нашего глобального мира».

Christine Fitzgerald,

Директор программы Business Psychology

Что я могу делать со степенью Business Psychology?

Для специалистов со степенью в области бизнес-психологии существует множество различных путей развития карьеры. Бизнес-психологи могут работать как в крупных, так и в небольших организациях в частном, государственном и некоммерческом секторах.

Наиболее распространенные направления карьеры выпускников со степенью психологии бизнеса:

  • Организационное развитие
  • Человеческие ресурсы (HR) и подбор персонала
  • Бизнес-коучинг
  • Управление изменениями

 

Дипломированные бизнес-психологи часто переходят на должности:

  • Организационного психолога
  • 90 013 Менеджер по персоналу
  • Консультант по вопросам управления
  • Специалист по подбору персонала
  • Консультант по удержанию сотрудников
  • Тренер по профессиональному развитию
  • Специалист по управлению изменениями
  • Бизнес-тренер

 

В целом крупные компании предлагают бизнес-психологам гораздо больше возможностей, чем мелкие. Тем более, что крупные компании занимаются темами, которые менее распространены в небольших компаниях, такими как: управление многообразием, корпоративная социальная ответственность или управление изменениями, для которых часто требуются бизнес-психологи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *