Психология как наука общая психология: Урок 1. Общая психология

Содержание

Петухов В. В., Столин В. В. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Каталог книжной полки

Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21.

Основные терминыпсихология научная, психология житейская, психология человека, психика, сознание, метод интроспекции, поведение, объективный метод, деятельность, единство сознания и деятельности, отрасли психологии, психотерапия.

При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина «психология». Этот термин, образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.

Так, в первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее.

Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.

Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии.

Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.

Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

В этой теме рассмотрены следующие основные вопросы:

1. Сравнительные характеристики житейского и научного психологического знания.

2. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки.

3. Отрасли психологии и ее прикладные задачи.

4. Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной жизни и деятельности. 

 

Сравнение житейской и научной психологии: общая характеристика психологии как науки

Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и своего места в нем. Изучение таких представлений, связанных с теми или иными свойствами психики, способами поведения людей, необходимо для правильной организации жизни любого общества, хотя и не является в обыденной практике самостоятельной, специальной задачей. Не случайно в древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа. 

Возможные примеры. 1. Классическим для европейской культуры стало эмпирическое описание человеческой индивидуальности в труде одного из мыслителей Древней Греции Феофраста «Характеры» (Л., 1974): в совокупности повседневных поступков людей определяются их типичные психологические портреты, в основе которых лежат особенные черты характера и общения с другими людьми.

2. Собрание житейских психологических наблюдений в восточной классике – «Цзацзуань» (досл. «смесь», «заметки о разном», см. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX-XIX вв. 2 изд. М., 1975): лаконично и остроумно выделены типичные ситуации, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Интерес к старинным описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации при создании которой «сотрудничали» – через века – представители самых различных специальностей.

Типичный пример. Классификация темпераментов, предложенная еще в Древнем Риме врачом Гиппократом, включает следующие типы: жизнерадостный и общительный сангвиник, задумчивый, медлительный флегматик, храбрый, вспыльчивый холерик, печальный меланхолик. Первоначально, ее основанием служили не психологические особенности, а преобладание в теле человека одной из четырех жидкостей: крови (сангва), слизи (флегма), желчи и черной желчи (холе и меланхоле).

В последствие типы получили психологическую интерпретацию благодаря, в частности, работам Канта и Стендаля, философа и беллетриста, которые разными способами и на разных эмпирических примерах определили эти удобные формы описания индивидуальностей. Интересно, что эта классификация и в нашем веке получила новые обоснования в работах физиологов и психологов (И.П.Павлов, Г.Айзенк).

Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, «с познанием самого себя». Такое понятие как «душа», «сознание», «Я» первоначально не были психологическими и их разработка – от древности до наших дней – была усвоением условий познания вообще. Душа как предмет познания, т. е. «наука о душе» возникла в учении Аристотеля. В трактате «О душе» (см.: Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1976, т.I.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения нашей науки, выделил основные психические процессы.

Многие философы прошлого, как и современные, были авторами оригинальных психологических концепций, описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний. Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Типичный пример. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам – метроном. Ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыт, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.

Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, «не веря своим глазам».

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Типичный пример. Об одном из первых «учебников психологии», написанном учеником Вундта, американским психологом и философом У.Джемсом (1842-1910) широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.

2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны, поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратам (и только им), это защищает опыт от «засорения» житейскими ассоциациями.

Типичный пример. Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И. П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам говорить и подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Правильное исследование поведения животных предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей – с другой» (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейском психологии

Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Возможные примеры.  1. В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой, и различия между людьми равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной «ошибки», связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей. 2. Интересно, что именно ошибкам человек при выполнении той или иной деятельности, проблемам «человеческого фактора» обязаны своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной.

Отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т. е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому. кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т. д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологическая стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии – прежде всего, проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.

Понятно, что психолог-практик – это просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и нерешаемые. Следует подчеркнуть, что относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками – социологией, биологией, физиологией, медициной.

Многообразные формы сотрудничества научной и житейской психологией, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего эффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие и присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие центрального раздела психологической науки – изучение личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недуг, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке.

Типичный пример. М.М.Зощенко в «Повести о разуме» проводит психологический анализ источников собственного личностного кризиса. Он подробно исследует варианты скрытого содержания аффектогенных символов, сновидений и состояний (протянутая рука нищего, рев тигра, отвращение к еде и т. д.), затем постепенно определяет (не «вспоминает», а именно, определяет) перенесенную в раннем детстве травму, и, благодаря ее сознательному освоению, достигается самоизлечения. Найденные им и проведенные на себе приемы обогащают персонал психотерапии.

Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражение в теоретических понятиях.

Возможный пример. Широко известная закономерность: чрезмерное желание, стремление к какой-либо цели препятствует ее достижению. Так, австрийский психолог В.Франкл считает многие невротические расстройства – случаи заикания, нарушения моторики и т. п. (при объективной сохранности двигательной сферы) следствием именно гипернаправленности человека, мешающей преодолеть недуг. Предложенный им терапевтический прием основан на житейском правиле – «бороться с врагом его же оружием»: следует пожелать как раз того, от чего на самом деле человек хочет отказаться и чем, к несчастью обладает. Один из пациентов Франкла, по профессии бухгалтер, страдал судорогами мышц руки и очень плохо писал. Профессиональная непригодность привела его к крайне тяжелому общему состоянию. Выход же оказался неожиданным: пациента попросили написать что-нибудь как можно хуже, т. е. показать, что он может нацарапать такие каракули, которые никто не сможет разобрать, – и человек излечился от недуга. Затем этот прием был обобщен в теоретическом понятии «парадоксальной интенции (стремления)».

Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный «комплекс», «архетип», «внутренняя цензура» и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы («стресс») защитных механизмов личности («компенсация», «замещение», «рационализация», «вытеснение»). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержания, не всегда относящиеся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств.

Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становится психологом житейским, подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучения правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.

Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода «учебники» житейской психологии, с другой – систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

Таким образом, положение психологической науки определяется ее двумя разнонаправленными традициями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской психологии. Обе эти цели непостижимы, но каждая из них порождает свои конкретные задачи.

С одной стороны, по сравнению с житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения – его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.

Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно, вслед за Л.С.Рубинштейном, представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности.

Научная психология в целом – это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Читать онлайн «Общая психология. Учебное пособие», Татьяна Валерьевна Ножкина – Литрес

1. Общая характеристика психологии как науки

XX в. явился одним из важнейших периодов в развитии психологии как науки, когда были созданы научные основы разработки важнейших проблем и, самое главное, был определен свой особый предмет изучения, специфические задачи и методы исследования. Созданы психологические институты, лаборатории, в учебных заведениях готовят психологов, проводятся психологические конгрессы, психологи объединяются в различные сообщества. Трудно назвать те области, в которых не была бы задействована психология, – ее огромное значение в настоящее время неоспоримо.

Психология как наука обладает только ей одной присущими качествами, отличающими ее от остальных дисциплин. Психология легко вписывается в систему проверенных знаний, но это скорее для тех, кто занимается ею специально, решая научные и практические задачи. А остальным психология знакома как система жизненных явлений, следовательно, она знакома каждому, ведь основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить как у самих себя, так и у других людей. Здесь проявляется все многообразие явлений в виде собственных ощущений, речи, мышления, воли, интересов, памяти, мотивов, потребностей, представлений, эмоций и т. д.

Именно в XVI в. впервые появился термин «психология», причем тогда он относился к особой науке, занимавшейся изучением т.  н. душевных (психических) явлений, которые так или иначе легко обнаружить в собственном сознании, наблюдая за собой. В результате исследований психологов, уже позднее, в XVII–XVIII вв., психология включила в себя несознаваемые психические процессы (бессознательное), еще позже – деятельность человека.

Постепенно утрачивая свой первоначальный, узкий смысл, уже в XX в. психология рассматривает не только субъективные явления сознания, за ней остается традиционно только название. И только в XIX в. психология становится самостоятельной экспериментальной областью научных знаний. Психология прежде всего изучает психику человека и животных. Преломляя себя через ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек имеет возможность познавать мир во всем его многообразии. Все это относится к познавательным процессам. Говоря о психических свойствах и состояниях личности, нужно сказать о явлениях, регулирующих общение с людьми, которые непосредственно управляют действиями и поступками. Это потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности, знание и сознание. Психология также изучает человеческое общение и поведение, механизм формирования и развития психических явлений. С помощью познавательных процессов человек проникает в мир творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей (материальных, духовных и т. д.). Для этого он совершает какие-то поступки, которые мы можем объяснить, понять, обратившись к понятию «личность». Именно общение и деятельность всегда будут объектом психологических исследований, т. к. психические процессы, состояния и свойства человека не могут быть осмыслены полностью, если не будут рассматриваться в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с обществом, природой.

Так называемая жизнедеятельность человека, а именно составляющие психических процессов, свойств и состояний, общений и деятельности, разделяются, несмотря на то что тесным образом связаны друг с другом и исследуются отдельно.

Психология изучает также и отношения между людьми в различных объединениях: больших и малых группах, коллективах. Что еще составляет предмет научного изучения в психологии?

В первую очередь это, конечно же, конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Допустим, исследуя процесс восприятия человеком окружающих предметов, психология устанавливает, что образ предмета сохраняет относительное постоянство даже при изменяющихся условиях восприятия. Имеются в виду качественные и количественные характеристики психологического факта. Научная психология, впрочем как и всякая другая наука, не может ограничиваться только описанием фактов. Необходимость диктует переход от описаний явлений к объяснению. А это значит, что будут раскрываться законы, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметом изучения в психологии, вместе с психологическими фактами, будут и психологические законы. Высвечивается некая закономерность: возникновение некоторых физических фактов, наблюдаемых всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.  е. закономерно. Приведенный выше пример относительного постоянства восприятия имеет закономерный характер (имеется в виду не только восприятие цвета, но и восприятие формы предмета. С помощью специальных исследований ученые доказали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения, оно формируется поэтапно и следует строгим законам. Говоря о постоянстве восприятия, мы имеем в виду прежде всего то, с чем сталкивается постоянно человек. Он не смог бы ориентироваться во внешней среде, если бы менялось его положение относительно окружающих его предметов. Произошло бы радикальное изменение картины видимого мира – предметы воспринимались бы искаженно. Закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром отражаются в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

2. Душа как предмет исследования

Слово «психология» появилось в XVI в. в трудах западноевропейских мыслителей. В те времена психологии как отдельной науки еще не существовало. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно, т. к. те явления, с которыми имеет дело психология, неизмеримо превосходят физические по сложности и возможностям познания. Напомним, что только в середине XIX в. психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, что, конечно же, не означает, что предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины и вообще в различных явлениях социальной практики.

Для современной науки о психической организации человека огромным подспорьем стали проблемы, осознанные веками в виде четко выстроенных концепций, что и очерчивает грани психологии. Дошедшие до нас письменные источники, принадлежавшие древнегреческим философам, свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда интегрированная наука (не разделенная еще на отдельные науки философская мысль) пыталась проникнуть в тайны мироздания. В предпринимавшихся в то время философских попытках понять и осмыслить природу душевных явлений красной нитью проходила мысль о независимости души от тела, ее внематериальном происхождении. Вслед за этим возникли попытки натурфилософского истолкования души, т. е. ее понимания как материального явления, вместе с другими подобными явлениями логично вписывающегося во всеобщую материалистическую картину мира. Первые описания психики опирались на 3 основных начала: воду, огонь и воздух. Следовательно, все существующее на Земле должно было состоять из этих материальных начал, где основным считалось огненное начало, а самой душе приписывалась функция движения. Гораздо позднее это учение сменило другое глобальное учение – атомистическое, которое усовершенствовал древнегреческий ученый Аристотель, утверждавший в трактате о душе, что мир представлен множеством мельчайших неделимых частиц-атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Атомы души, по его словам, – это наиболее мелкие и подвижные частицы. Именно с этого момента душа стала рассматриваться как материальный орган, который управлялся таким же материальным началом – духом (разумом). Трактат «О душе» Аристотеля можно рассматривать как одно из самых первых научно-психологических произведений. В те времена считалось, что душа присутствует везде, где есть движение и теплота. Система Аристотеля, в первую очередь взгляды на природу и происхождение души, конечно же, была несовершенна и противоречива. Пытаясь вобрать в себя и совместить материалистические и идеалистические представления о душе, она включила ряд представлений, которые в конечном счете привели к запрету на попытки научного исследования души человека, что отрицательно отразилось на развитии научной мысли, в т. ч. психологической. Возникшее учение анимизм (от лат. «анима») было основано в первую очередь на вере во всеобщую одухотворенность мира. Анимизм явился исторически первым учением о душе. Его основой выступило убеждение в том, что у всего существующего на Земле есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Конечно, с помощью этой, безусловно, наивной позиции удавалось логично объяснять многие психологические явления, включая довольно сложные, например смерть и сон. В те времена считалось, что, когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении. Это связано в какой-то степени с анимизмом, верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых агентов, или призраков, которые и покидают тело с последним дыханием, а по некоторым учениям, например знаменитого философа и математика Пифагора, являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «псюхе», давшим имя науке психологии.

Интересно, что уже в древнейшую эпоху, говоря о душе, люди как бы соединяли в единый комплекс присущее внешней природе, например воздух – организму, дыхание – психике в ее дальнейшем понимании.

 

В своей житейской практике они это прекрасно различали. Мифологическая картина мира в их представлении – это когда тела заселяются душами (их двойниками, или призраками), а жизнь зависит от произвола богов – веками царила в общественном сознании.

Первооткрывателем, заложившим первые камни в основание науки о душе (впрочем, как и в основание многих других дисциплин), был Аристотель. Его по праву можно назвать отцом психологии. Им впервые был написан трактат «О душе» – первый курс общей психологии. Следуя определенной закономерности, он сначала изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, использовал их положительный опыт и просчеты и предложил свои решения.

Учениям Аристотеля о душе предшествовали революционные события в истории представлений об окружающем мире. Определенно, что революцией в умах стал переход от анимизма к гилогизму (от греч. «гиле», означающего «вещество, материя» и «зое» – «жизнь»). В этом учении весь мир – универсум, космос являлся живым, границ между живым, неживым и психическим не было. Здесь впервые поднялся вопрос о зарождении единой первичной энергии (праматери), и тем не менее новое философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Именно гилогизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Тогда же впервые утверждался непреложный для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

Гераклит являлся гилозистом, и мир представлялся ему в образе «вечно живого огня», а душа («психея») – в образе искорки. По его словам, все существующее подвержено вечному изменению: «наши тела и души текут как ручьи». Знаменитое выражение Гераклита «Познай самого себя» не означало, что, познавая себя, нужно уйти вглубь собственных мыслей и переживаний, отвлекшись от всего внешнего. «По каким дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос», – учил Гераклит (сам термин «логос» введен именно им и приобрел множество смыслов). Но главным является закон, согласно которому «все течет», явления переходят одно в другое. Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка. Углубиться в закон (логос) – означает постижение себя. По словам Гераклита, логос придает вселенскому ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию. Далее после Гераклита постепенно вошла в жизнь идея закономерного развития всего сущего. Учение Гераклита, гласящее о том, что только от закона (а не от богов) зависит ход вещей, развил Демокрит. В его изображениях боги – это скопление огненных атомов, следовательно, человек также создан из различного сорта атомов, а подвижные атомы огня образуют душу. Согласно учению Демокрита единым для души и космоса является закон, согласно которому нет беспричинных явлений, они – неотвратимый результат столкновений непрерывно движущихся атомов. Случайные события, по его словам, – это события, которых мы не знаем. Демокрит впервые ввел принцип причинности, впоследствии названный детерминизмом. Благодаря Демокриту значительно пополнялись знания о психике, и его дружба с Гиппократом, медиком, вовсе не случайна. Мало было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь, гораздо важнее – как взаимодействуют душа и тело. Именно с именем Гиппократа связаны дошедшие до наших дней названия 4 темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для психологии этот объяснительный принцип имеет большое значение, даже в современной науке. Но, кроме этого, Гиппократ видел источник различий между людьми и внутри организма – «душевные качества ставились в зависимость от телесных». Что такое нервная система и какова ее роль, в ту пору еще не знали – это только сейчас медики говорят о единой нейрогуморальной регуляции организма. Нельзя не отметить и еще одно воззрение на мир. Оно противоположно учению Демокрита о том, что мир – это огненный поток (атомные вихри). Ища гармонии (из хаоса организованный космос), Анаксагор признавал единым началом «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум). Кому и сколько отпущено «нус» – от этого зависит и совершенство в телах. Он не отрицает того, что самым разумным существом является человек, от того что имеет руки, что и доказывало, по словам Анаксагора, преимущество телесной организации человека взамен разума. Итак, все три принципа, утвержденные Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, создавали главный жизненный принцип будущего научного способа осмысления мира, в т. ч. и научного познания психических явлений. Именно идеи закономерного развития, причинности и организации (системности), открытые этими греческими учеными две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой объяснения душевных явлений. Софисты (учителя мудрости) открыли новую особенность этих явлений. Их более интересовал сам человек, которого софист Протагор назвал мерой всех вещей. Хотя впоследствии софистами стали называть лжемудрецов (тех, кто выдает с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные), но тем не менее именно деятельность софистов открыла новый объект отношений между людьми, которые объяснялись с помощью средств, призванных доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности. В связи с этим более детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Эта проблема так или иначе подготавливала развитие нового направления в понимании души. Оставлены в покое поиски ее природной материи (огненной, атомной и др.), выделены на передний план речь и мышление как средства манипулирования людьми.

Теперь из представлений о душе исчезли признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, имеющим место в физической природе. Однозначно язык и мысль лишены этой неотвратимости, зато полны условностей и зависимости от человеческих интересов и пристрастий. В то же время действия души приобретали зыбкость и неопределенность. Сократ стремился возвратить им прочность и надежность позиций, а также доказать, что корни их не в вечных законах мироздания, а в самом внутреннем ее устройстве.

Сократ, хотя и не считал себя учителем мудрости, слыл человеком, пробуждающим у других стремление к истине. Он создал особую технику диалога, которую впоследствии стали называть сократическим методом, которая побуждала собеседника к более ясному и отчетливому знанию («Познай самого себя у Гераклита»). Это означало у Сократа обращенность к внутреннему миру субъекта, убеждениям и ценностям.

В принципе, его можно считать и пионером психотерапии, ведь он обладал стремлением в своих поисках обнажать то, что скрыто за покровом сознания. И сейчас, через много столетий, его методики играют важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Работа мысли ставилась в зависимость от задачи, и как бы создавалось препятствие ее течению. Сократ, обрушивая на своего собеседника вопросы, вынуждал тем самым его искать ответ, прибегая к работе ума. При этой возникали:

1) детерминирующая тенденция, создаваемая задачей;

2) диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, поскольку коренится в общении субъектов и является в настоящее время главными ориентирами в экспериментальной психологии мышления.

Далее, уже после Сократа, понятие о душе обогатилось новым, более предметным содержанием. Это особый мир, наполненный реалиями, которых физическая природа не знает, ставший основополагающим в учении еще одного философа, ученика Сократа, Платона.

Платон, создавший свой научно-учебный центр (Академию), занимался геометрией: изучая геометрические фигуры, общие понятия, математические формулы и т. д. Он был далек от чувственных восприятий, но, утвердив принцип первичности сверхпрочных общих идей по отношению ко всему происходящему в тленном телесном мире, Платон стал родоначальником философии идеализма. Он расценивал воспоминание как знание. Душа как бы вспоминает, но то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Именно Сократ доказал нераздельность мышления и общения (диалога). Вновь пересмотрев процесс мышления, Платон утверждал, что существует диалог внутренний (у Сократа – внешний). Этот феномен Платона известен в психологии как внутренняя речь, а переход из внешней речи к внутренней называется «интериоризация». После софистов и Сократа в объяснениях души наметился поворот к пониманию ее деятельности как феномену культуры, ведь входящие в «состав» души абстрактные понятия и нравственные идеалы не выводимы из вещества природы и являются порождениями духовной культуры. Душа при ориентации на природу и на культуру выступала как внешняя по отношению к организму реалия или как общественная (огонь, воздух и др.). Понятие «закономерность развития» введено в психологию в качестве важнейшего объяснительного принципа «идеи развития». Функции души при этом располагались в виде «лестницы форм», где из низшей, на ее основе, возникает функция более высшего уровня. Достаточно вспомнить, что каждый человек при превращении из младенца в зрелое существо проходит те ступени, по которым шел весь генетический мир. Аристотель пытался найти те звенья, которые вели от одной ступени к другой, и в результате открыл одну из областей психологических образов (сейчас это представления памяти и воображения), которые подчинены открытому Аристотелем механизму ассоциации – связи представлений.

Понятие о конечной причине также введено Аристотелем. Одновременно с принципом причинности он выделяет и другие. Например, целевую причину, или «то, ради чего совершается действие». Предполагается, что конечный результат процесса, или цель, заранее воздействует на его ход. Психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и от потребностей в будущем.

В эпоху эллинизма вера в могущество разума, в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставилась под сомнение. Например, философия скептицизма, исходящая из этической мотивации, доказывала, что отказ от поисков истины позволяет обрести душевный покой, достичь состояния атапраксии (от греч. «отсутствие волнений»). При этом идеализировался образ мудреца, отрешенного от игры внешних стихий и благодаря этому способного сохранить свою индивидуальность в непрочном мире, противостоять потрясениям, постоянно угрожающим существованию. Благодаря этим интеллектуальным поискам двух других доминировавших в эллинистический период философских школ – стоиков и эпикурейцев – было переосмыслено идейное наследство соответственно духу новой эпохи. Школа стоиков («стоя» – портик храма, основатель Зенон), представляя космос единым целым, рассматривала душу как бесконечную модификацию огненного воздуха – пневмы. У стоиков же слияние «псюхе» и природы имело смысл природного превращения, наделялось признаками, свойственными разуму, причем сверхиндивидуальному. Мировая пневма равна мировой душе (божественному огню). Счастье человека, по их словам, – жить согласно Логосу. Для стоиков аффекты являлись вредными и сравнивались разве что с «порчей разума», удовольствие и страдание рассматривались как ложные суждения о настоящем. От аффектов, по их словам, нужно лечить как от болезней, только тогда человек выполнит свой долг. Эта установка сходна с психотерапевтической: «испытывать потребность в том, чтобы устоять превратностям жизни, которые порой лишают душевного равновесия», она обучала искусству жизни. В своих представлениях о природе школа Эпикура (конец IV в. н. э.) опиралась на атомизм Демокрита, но внесла свои важные коррективы. В своем учении о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим случайность, Эпикур предполагал, что эти частицы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Вывод этот имел этико-психологическую подоплеку. В самой природе вещей заложена, по мнению Эпикура, возможность самопроизвольных отклонений, что дает свободу выбора. Весь смысл учения Эпикура заключается в том, чтобы, проникшись им, люди спаслись от страха. Учение об атомах служило как раз этой цели, т. к. живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Согласно закону со смертью космоса они как бы рассеиваются (действует закон все того же вечного космоса).

Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (I в. н. э.), который критиковал стоиков и доказывал, что существуют только атомы, проносящиеся в соответствии с законом механики, под действием которых возникает и сам разум.

В александрийской науке произошли открытия врачей Герофила и Эразистрата, усовершенствовавших технику изучения организма, в т. ч. головного мозга. В частности, было установлено различие между чувствительными двигательными нервами, которое спустя 2 тыс. лет стало основным для физиологии и психологии (учение о рефлексе). Опираясь на множество наблюдений и экспериментов, Гален (II в. н. э.) описал зависимость жизнедеятельности целого организма от нервной системы. Несмотря на запрет анатомирования человеческих тел (опыты ставили на животных), путем исследований расширил представления о человеке, в частности о головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится высший сорт пневмы – носительницы разума. Вслед за Гиппократом он развил учение о темпераментах.

 

Ученый, философ-мистик из Александрии Филон (I в. н. э.) учил, что тело – это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть пневма. После него пневме приписывали функцию общения бренной части души с бестелесными сущностями, связующими ее со всевышним, в результате возник особый раздел религиозной догматики, описывающий эти «пневматические» сущности. Он был назван пневматологией.

Плотин (III в. н. э.) ввел принцип абсолютной нематериальности души. У него впервые в истории психология становится наукой о сознании, понятом как самосознание. Плотин также выделил еще одно направление – обращенность на себя, на собственные незримые действия и созерцание. Она как бы следит за своей работой, является ее «зеркалом». Только через столетия эта способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить или мыслить, но и обладать внутренним представлением об этих функциях, получила название рефлексии, которая стала неотъемлемым «механизмом» деятельности сознания человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией во внутреннем (в самом себе). «Рефлексия» в период Плотина стала исходным понятием интроспективной психологии сознания.

Августин (IV–V в. н. э.), решая теологические задачи, а не психологические, развернул систему аргументов, которая и стала путеводной нитью для интроспективной психологии. Мир культуры создал три «органа» постижения человека и его души: религию, искусство и науку.

По мнению Алкмеона, органом души являлся головной мозг. Хотя это и было невеликой мудростью, но после Аристотеля, признававшего мозг своего рода «холодильником» для крови, а душу помещавшего в сердце, это было уже ближе к истине. Не меньшее значение, чем опыт медицины, имели другие формы практики – политическая, юридическая; педагогическое изучение приемов убеждения, внушения, победы в словесном поединке превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи. Сократ в практике общения открыл изначальный диалогизм. Платон изучал внутреннюю речь и представлял ее как интериоризованный диалог. Ему также принадлежала модель личности как динамической системы мотивов, разрывающих ее в неизбывном конфликте.

С Аристотелем связано также множество психологических феноменов: это механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим интеллектом и др. Все эти уроки очень наглядны и важны для построения «картины души». Ее достоверность росла одновременно со способностью теоретической мысли постичь очевидное. Именно смена представлений о душе отражает полную работу этой мысли и поэтапные уровни постижения психической реальности, неразличимые за одним и тем же термином «душа», давшим имя науке психологии.

Разница между B.A. и Б.С. по психологии

Перейти к содержимому

Главная › Бакалавриат и бакалавр психологии

Что такое бакалавр искусств? в психологии?

Бакалавр гуманитарных наук в области психологии предназначен для подготовки студентов к профессиональной карьере, связанной с психологией. Ба. часто включает в себя больше выборных требований, чем типичный B.S. (бакалавр наук), что позволяет студентам сосредоточиться на областях обучения, выходящих за рамки общей психологии.

Студенты, желающие получить степень бакалавра в области психологии может посещать факультативные занятия в различных областях, в основном сосредоточенных вокруг гуманитарных и социальных наук. Это дает большую широту знаний по темам, связанным с областью психологии, и большую свободу для изучения областей за пределами психологии после окончания учебы.

Тем не менее, строгость учебной программы в основном одинакова для B.A. и Б.С. программы. Поскольку Б.А. позволяет студентам брать больше факультативов, это часто является предпочтительным вариантом для студентов, которые хотят изучить более широкий спектр вариантов карьеры после окончания учебы.

А Б.А. Степень в области психологии подходит для студентов, которые:

  • интересуются смежными темами, помимо общей психологии
  • Стремление сразу же приступить к работе сразу после колледжа
  • Заинтересованы в карьере, связанной с психологией, такой как юриспруденция, журналистика, политология, консультирование, социальная работа или бизнес

Что такое B.S. в психологии?

Степень бакалавра наук в области психологии имеет много общего со степенью бакалавра психологии. в психологии. Однако, что отличает его от других, так это то, что B.S. программа обычно включает дополнительные курсы по математике и естественным наукам, а не факультативы или тематические специализации.

Курсы могут быть связаны с научными и математическими аспектами психологии. Как правило, это означает, что больше внимания уделяется лабораторной работе, статистике и методам психологических исследований.

Это различие часто может сделать B. S. в области психологии лучше подходит для людей, стремящихся в конечном итоге поступить в академические круги и продолжить исследования.

Студент, лучше всего подходящий для получения степени бакалавра наук. в


Психология это:
  • Интерес к элементам научных исследований и процессов
  • Желание получить степень магистра психологии
  • Увлеченный науками
В то время как B.S. может быть лучше для студентов, которые уже знают, что хотят продолжить изучение психологии
программа магистратуры, как B.A. и Б.С. по психологии подходят для поступления на
программы магистратуры по психологии.

Психология Б.А. vs. Б.С.: Что все это значит?

Б.А. Психология
  • Предлагает разнообразные курсы по выбору помимо общей психологии
  • Уделяет особое внимание гуманитарным и социальным наукам
  • Может привести к дальнейшему образованию или карьере в областях, не связанных с психологией
Б.
С. Психология
  • Курсы по математике и естественным наукам
  • Особое внимание уделяется исследованиям и аналитике
  • Готовит выпускников к карьере или дальнейшему обучению в области психологии
Оба
  • Право на участие в программах магистратуры по психологии
  • Аналогичный уровень строгости
  • Аналогичная длина программы

Многие школы предлагают только одну программу бакалавриата по психологии — либо степень бакалавра, либо степень бакалавра. или B.S.— в зависимости от направленности школы.

Некоторые школы, такие как Чикагская школа профессиональной психологии, объединяют лучшее из каждой степени, предлагая обязательные и факультативные курсы, которые знакомят студентов с различными темами в дополнение к развитию исследовательских и аналитических навыков.

В Чикагской школе степень бакалавра гуманитарных наук Программа в области психологии специально разработана для подготовки студентов к будущей карьере и помогает навести мост между студентами бакалавриата и выпускниками программ психологии. Чикагская школа предлагает следующие степени бакалавра. по Психологии программ:

  • Б.А. в психологии (Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Диего, онлайн)
  • Б.А. в психологии, прикладной анализ поведения Minor (онлайн)
  • Б.А. Кандидат психологических наук, дополнительные медицинские науки (онлайн)
  • Б.А. Кандидат психологических наук, второстепенный курс наркологии (Лос-Анджелес, Интернет, Чикаго)

Что я могу делать со степенью бакалавра психологии?

Узнайте больше о программах Чикагской школы психологии на получение степени

Чикагская школа предлагает степень бакалавра. Программы психологии с несколькими концентрациями, включая прикладной анализ поведения, науки о здоровье и исследования зависимости. Выпускники готовы продолжить широкий спектр профессиональной карьеры в меняющейся глобальной экономике или продолжить обучение по программе магистратуры. Заполните форму ниже, чтобы запросить дополнительную информацию, или подайте заявку сегодня через наш портал приложений.

Вершина

Магистр | Психология | Нова Юго-Восточный университет

Выдающийся фонд психологии

НГУ М.С. в общей психологии повышает эффективность профессиональных специалистов, работающих во многих различных отраслях, помимо традиционной клинической психологии, а также готовит студентов-традиционалистов-психологов к продвинутым докторским программам.

Что я могу сделать со степенью магистра общей психологии?

Независимо от выбранной вами области, чем лучше вы умеете общаться и сотрудничать с другими людьми в нашем все более разнообразном обществе, тем более успешными вы, вероятно, будете в своей карьере.

Эта неклиническая программа обеспечивает всестороннюю основу психологической теории и исследований, а также охватывает все обязательные курсы, необходимые для перехода в докторскую программу. Отправляйтесь на наш курс «Общая психология» или на курс «Прикладная наука о здоровье» для тех, кто работает в сфере здравоохранения.

Наши выпускники применяют преимущество, полученное в магистратуре. в общей психологии в юридических фирмах, правоохранительных органах, больницах и клиниках, в социальных службах, корпоративном HR, и это лишь некоторые из профессиональных арен.

Онлайн-удобство: карьера не прерывается

Эта программа для выпускников психологии предлагается полностью онлайн: она дает вам возможность участвовать из любого места, где есть подключение к Интернету, по графику, который лучше всего подходит для вас.

Подать заявку Запросить информацию

 

Концентрация прикладных медицинских наук

Изучение психологических аспектов лечения болезней; развивать более эффективные навыки проведения собеседования по клинической оценке; и узнайте больше о деловой стороне психологии.

Подробнее

Почему стоит выбрать NSU?

  • 100 % онлайн: получите степень по расписанию
  • Две специальности, включая прикладное здравоохранение
  • Эмпирически основанный
  • Всего 30 кредитов (10 курсов)
  • Покрывает предпосылки для докторской степени
  • GRE не требуется
  • Не требует степени бакалавра психологии
Запрос информации

The MS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *