Предмет психологии и основные этапы его становления
Психология — наука о закономерностях, условиях, факторах развития психики. Термин «психология» состоит из двух греческих слое «psyche»-душа и logos»-знание, означая науку о душе. Понятие «психология» в науку было введено в 17 веке. Предметом психологии является психика, как субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (животному) для того, чтобы активно в нем ориентироваться и управлять своим поведением.
Психология — наука о самых сложных явлениях, которые пока известны человеку. Они отличаются полифункциональностью и полиструктурностью. Механизмы их функционирования недоступны для непосредственного наблюдения. Большинство психических явлений не имеет пространственных признаков, но отличается большой подвижностью и изменчивостью. Познать эти явления — значит научиться ими управлять, контролировать свои психические процессы, свойства, состояния. Познавая себя, человек тем самым себя изменяет. Помимо индивидуальных явлений, изучаемых психологией, можно выделить и групповые явления, пред-ставляющие немалый интерес для исследования. Другая специфика психологии — в ней человек одновременно выступает как субъект познания и как его объект. Кроме того, возрастающая роль и значение людей, их психики и сознания в современном мире придают психологии чрезвычайную перспективность. И еще одна особенность- собственно единой психологии не существует, а есть различные научные направления, школы и течения — бихевиоризм и необихевиоризм (Д. Уотсон, А. Вейс, У. Хантер, К. Лешли и др.) , фрейдизм и неофрейдизм ( Э. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.), геш-тальтпсихология ( М. Вертхеймер, В. Келер и др.), гуманистическая психология (К. Роджерс, Г Олпорт, А. Маслоу и др.), генетическая психология (Ж. Пиаже), индивидуальная психология (А. Адлер), феноменалис-тическая психология {Р. Берне, К. Роджерс и др.) и др. Отличительными признаками отечественной психологической науки всегда были и есть гуманизм, стремление к объективному подходу к психологическим явлениям, глубокому проникновению в их суть, тщательно разработанная методология, концептуальное единство и экспериментальная основательность. Начавшаяся с трудов И.М. Сеченова и И. П. Павлова, отечественная психология прошла сложный путь развития, включая период запрета в 30 -е годы. И только с середины 50-х годов ее исследования были вновь возобновлены и развернуты М. Я. Басовым, П.П. Блонским, Л С. Выготским, СП. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А. Р. Пурия, Б.М. Тепловым, А.В. Петровским и многими другими учеными. Историю развития пси-ии можно рассмотреть в 3 этапа: 1. псих-я как наука о душе . Такое определение дано 2 тыс. лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни чел-ка.2.псих-я как наука о сознании. Возникает в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение чел-ка за самим собой и описание фактов.3. псих-я как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии ставить эксперименты, наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции чел-ка. 4. псих-я как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Предмет и задачи психологической науки и практики
Основные термины: психология научная, психология житейская, психология человека, психика, сознание, метод интроспекции, поведение, объективный метод, деятельность, единство сознания и деятельности, отрасли психологии, психотерапия.
При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина «психология». Этот термин, образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.
Так, в первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.
Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.
Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии.
Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.
Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.
Тематический пул | У-М ЛСА Факультет психологии
В группу субъектов психологии входят лица, желающие принять участие в научных исследованиях, проводимых преподавателями и аспирантами Мичиганского университета.
Факультет психологии поддерживает два предметных пула. Пул предметов «Вводная психология» позволяет студентам бакалавриата получить кредит в рамках курса «Вводная психология». Платный тематический пул открыт для всех и дает возможность зарабатывать деньги за счет участия в исследованиях.
Чтобы получить дополнительную информацию, нажмите на разделы группы тем ниже.
Вводный набор предметов по психологии
Вводный набор предметов по психологии позволяет учащимся, прошедшим курс «Вводный курс психологии», играть более активную роль в изучении основных понятий. Исследования разрабатываются и проводятся факультетом психологии, аспирантами и дипломантами старших курсов с отличием. Никакая идентифицирующая информация об участниках никогда не будет использоваться в связи с результатами исследований.
Студенты-участники, исследователи и ведущие исследователи (PI) могут получить доступ ко всей информации, необходимой для группы субъектов, по ссылкам ниже. Доступ к участию в исследовании можно получить через Sona.
Если у вас есть дополнительные вопросы, обращайтесь:
Психологический студенческий отдел по академическим вопросам
1343 East Hall
Эл. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Если у вас возникли проблемы со входом в SharePoint, попробуйте использовать Internet Explorer или Safari в качестве интернет-браузера.
Информация для главных исследователей и исследователей
Обзор ориентации PI & Researcher
Форма подачи предварительной заявки — обычно подается за 2–3 недели до начала семестра день занятий
Шаблон формы согласия — для каждого исследования, проводимого в рамках IPSP
PI & Researcher Information & Guides
Инструкции по отправке корреспонденции
Sona. Доступно только при активной учетной записи Sona.
Инструменты опроса и предоставление кредита
Дополнительные ключевые сроки:
Первый день проведения обычно первая пятница или понедельник, следующий за первым днем занятий
Последний день проведения — за 1 неделю до последнего дня занятий занятия в осенне-зимнем семестре и за 3-4 дня до последнего дня занятий в весенне-летнем семестре.
Требования:
PERRS:
1. Защита исследований на людях (HSRP)
2. Ответственное проведение исследований и стипендий (RCRS)
Викторина исследователя
Информация для начинающих психологов (альтернативное задание)
900 Intro Psych Student
Краткое справочное руководство AWA
Образец AWA
Инструмент поиска статей
Форма отправки AWA и ARR
Образец ARR и информация
Community Talks
Sona (доступно только при зачислении в Psych 111, 112 или 114)
Руководство для учащихся
Платный набор предметов по психологии
Департамент ведет список тех, кто заинтересован в участии в оплачиваемых исследованиях. Информация в списке является конфиденциальной. Субъектом (лицом, участвующим в исследовательском проекте) может быть кто угодно: студент бакалавриата, аспирант, сотрудник, преподаватель или кто-либо, не связанный с университетом.
Когда исследователю нужны предметы, он просматривает список и вызывает тех, кто соответствует критериям для их конкретного исследования. Исследователь также будет координировать оплату участия, которая будет обрабатываться либо через отдел расчета заработной платы UM, либо через кассу, в зависимости от того, является ли субъект сотрудником UM.
Вы можете начать работу с платной психологией, создав учетную запись здесь.
Если у вас есть дополнительные вопросы, пожалуйста, обращайтесь:
Административный отдел психологии
1004 East Hall
Эл. Психология
Факультет психологии считает, что опыт исследования с точки зрения участника исследования значительно способствует пониманию студентом материала курса, особенно к пониманию студентом того, «как» психологи изучают поведение. Занимаются ли психологи вопросами внимания, восприятия, обучения, памяти, мышления, социального влияния или предубеждений, их выводы в значительной степени основаны на результатах эмпирических исследований, и учащимся важно понимать природу, сильные стороны и ограничения этого подхода. . Наше понимание основных нейробиологических, когнитивных и социальных процессов в решающей степени зависит от исследований здоровых людей, проводимых исследователями, работающими в университетах.
Ваше участие не только поможет вам узнать природу психологических исследований; он также вносит существенный критический вклад в психологические исследования в Принстоне и в науку в целом. Таким образом, студенты должны участвовать в четырехчасовых экспериментальных занятиях в течение семестра на первых двух курсах психологии, изучаемых в Принстоне. Если студенты не хотят выполнять свои исследовательские требования таким образом, существует альтернативное письменное задание, предназначенное для ознакомления студентов с методами, используемыми в психологии (см. Ниже).
Все эксперименты должны быть предварительно одобрены Институциональным наблюдательным советом университета для людей и комитетом департамента, контролирующим участие в исследованиях. Участникам присваиваются кодовые номера, и все результаты исследования представляются как средние по группе, поэтому ни один человек не идентифицируется каким-либо образом.
Регистрация для участия в исследованиях
Зарегистрируйтесь для участия в исследованиях с помощью Sona Systems, интерактивной системы управления экспериментами, используемой Департаментом психологии. Сообщения электронной почты, содержащие информацию о том, как получить доступ к веб-сайту Sona Systems, будут отправлены всем учащимся, имеющим право участвовать в экспериментах. В строке темы будет указано «Специальное объявление: предметный пул психологии». Все экспериментальные сессии, на которые студенты могут зарегистрироваться, будут размещены в Интернете.
Студенты могут записаться на четыре часа экспериментальных занятий в любое время в течение семестра курса психологии. Тем не менее, им рекомендуется не оставлять свое участие на последние несколько недель семестра, поскольку могут возникнуть трудности с поиском экспериментов в последнюю минуту.
- Все опубликованные занятия приемлемы для любого применимого курса
- Учащимся не нужно выбирать эксперименты, содержание которых совпадает с темой изучаемого ими курса
- Для участия учащимся должно быть не менее 18 лет
- Вы не можете участвовать в одном и том же исследовании более одного раза
Политика неявки/опоздания
Исследователи рассчитывают, что участники придут в назначенное время. Если вы зарегистрируетесь для участия в исследовании и не завершите его к указанной дате (за исключением случаев подтвержденной болезни или чрезвычайной ситуации), вы сможете выполнить свое задание по участию только в том случае, если исследователь сможет перенести его на другое время. Если нет, вам будет поручено выполнить альтернативное письменное задание для получения кредита.