Психология коммуникация: Открытое образование — Психология коммуникации

Содержание

Читать онлайн «Психология коммуникаций», А. К. Болотова – Литрес

© Болотова А.К., Жуков Ю.М., 2015

© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики», 2015

Предисловие

В постиндустриальную эпоху одним из ведущих факторов общественного развития выступает информационная и коммуникационная революция. Коммуникационные технологии становятся жизненно важными для глобального информационного общества. Сегодня проблемами коммуникаций занимаются не только представители гуманитарных наук, но и биологи, физиологи, IT-программисты, математики, кибернетики, логистики и др.

Начатые в 1940-е годы исследования по коммуникативистике – новому междисциплинарному направлению изучения коммуникаций в обществе – ведут свое происхождение от технической составляющей, из арсенала информатики. Понятие коммуникации как средства связи любых объектов в современной науке приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.

Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий. Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности. К ним относятся прежде всего потребности в безопасности, аффилиации, принадлежности, успехе и достижениях, которые проявляются в стремлении поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, быть ими принятым и получать от них позитивные оценки.

Междисциплинарный характер предмета обсуждения – социальных коммуникаций – показывает, что в деле понимания и разъяснения эффектов социальных коммуникаций требуется интеграция со многими другими направлениями психологии, прежде всего с такими областями психологического знания, которые сфокусированы на массовых коммуникациях, невербальных взаимодействиях, управлении персоналом, социально-психологическом тренинге и др. Поэтому в текст монографии включен ряд авторских разработок, связанных с такими понятиями, как общение-диалог, затрудненное общение, самораскрытие в социальных коммуникациях, этика и правила согласования коммуникативного взаимодействия, невербальное поведение в межличностном общении, эффективность обратной связи и т. д. Наше исследование призвано не только продемонстрировать особенности различных видов межличностных коммуникаций, но и объяснить, как возникает это многообразие, что ему способствует в условиях социума, что затрудняет возникновение продуктивных социальных коммуникаций.

В связи с этим особенный интерес представляет глава «Эффективность социальных коммуникаций», в которой раскрывается психологическое содержание и структура социальных коммуникативных систем, пространственно-временная организация различных видов коммуникаций, этика и правила коммуникативного взаимодействия. Особое внимание авторы уделили анализу деструктивных факторов и трудностей социальных коммуникаций. В книге довольно подробно описываются компоненты окружающей среды, как природной, так и общественной, выступающие тормозящим фактором для успешного развития социальных взаимодействий. Сравнительному анализу подвергаются и собственно личностные факторы, в которых выделяются индивидуально-личностные особенности и коммуникативные способности личности как предикторы успешных коммуникаций.

Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии коммуникативной компетентности. Поэтому особое место в монографии занимает глава о путях и способах развития базовых коммуникативных умений; в ней также представлены сравнительные данные оценки успешности различных методов и методик, используемых в прикладных целях.

Появлению этой монографии предшествовал ряд опубликованных авторами работ и методических рекомендаций по практике ведения эффективных коммуникативных тренингов. Уделяя должное внимание истории изучения проблематики межличностной коммуникации, авторы книги основной акцент делают на анализе современных теоретических подходов и результатов новейших научных исследований в области психологии коммуникаций. В книгу включен и ряд авторских разработок, описывающих новые аспекты изучения коммуникаций, такие как общение-диалог, затрудненное общение, временные аспекты социальных коммуникаций. Особый интерес представляют сведения о гендерных аспектах коммуникаций, а также подробное описание феноменологии самораскрытия в социальных коммуникациях, его особенности для коммуникатора и реципиента, а также позитивные и негативные последствия этого акта. Внимания заслуживает и глава об этике и правилах согласования коммуникативного взаимодействия, особенностях невербального поведения в межличностном общении.

Центральное место в монографии отведено психологическому содержанию эффективных коммуникаций: подробно описываются структура и технические компоненты коммуникативного процесса. Широко представлены различные подходы к описанию и пониманию дестабилизирующих факторов и трудностей в реализации социальных контактов, среди которых упоминаются феномены общественной среды и индивидуально-личностные факторы. Среди трудностей организации коммуникаций определенное место отводится сексизмам и харасменту, к сожалению, бытующим еще в определенных социальных стратах. Авторы не обошли вниманием и проблемы конфликтных ситуаций в социальных коммуникациях и их разрешения с помощью различных копинг-стратегий поведения.

Описание явлений и вскрытие механизмов и систем их порождения – задача увлекательная и нужная, но ее решением нельзя ограничиваться. Красной нитью через все наше повествование проходит идея о том, что вслед за описанием феноменов должен идти анализ факторов, их обусловливающих, а завершаться все должно созданием средств совершенствования и объективной оценкой эффективности этих средств. Этой проблематике посвящена важная практико-ориентированная глава «Коммуникативная компетентность и пути ее развития». Глава о способах развития коммуникативной компетентности и разновидностях коммуникативного тренинга – важный ориентир для практикующих психологов в деле обучения персонала умениям межличностного взаимодействия и общения. Непрерывное обучение сегодня – условие адекватности сложившейся экономической политике, залог социальной успешности и профессионализма. Описанные в книге тренинги коммуникативных умений должны способствовать достижению максимально возможной результативности в развитии собственных возможностей, умений действовать эффективно в любых «жанрах» деловых и личных взаимоотношений.

Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам. Метод фасилитации еще недостаточно освоен в практике работы профессиональных психологов. Поэтому в нашей книге подробно представлены базовые техники и интервенции метода фасилитации, рассматриваются основные составляющие и модели этого процесса. Завершается эта часть монографии научным обоснованием проблем эффективности процесса фасилитации и развития профессионализма фасилитатора.

Данная книга – плод раздумий ее авторов над результатами собственных исследований и исследований, проводимых их коллегами на всем земном шаре, как на отечественной ниве, так и иноземных просторах. Это плод, созревший в пространстве коммуникаций, результат многочисленных контактов – как в пространстве официальных коммуникаций, так и в неформальной обстановке – с учителями, учениками, коллегами авторов и с представителями других профессий и иных социальных позиций. Книге о социальных коммуникациях суждено было родиться в коммуникативном пространстве. Среди людей, тем или иным способом повлиявших на содержание, стиль и направленность данной книги, есть такие, чей вклад настолько значителен, что мы не можем не упомянуть их имена. Как ни грустно, но многих из них уже нет с нами. В первую очередь это Владимир Петрович Зинченко, под чутким, ненавязчивым и тем не менее действенным руководством которого в разное время и в разных местах трудились создатели данного текста. Это и Лариса Андреевна Петровская, известный специалист в области теории и методологии социально-психологического тренинга, с которой авторов связывали не только общность профессиональных интересов, но и давние дружеские отношения.

Предлагаемый довольно обширный список литературы, по нашему мнению, поможет читателю разобраться в многочисленных направлениях и тенденциях изучения коммуникаций, как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Кроме того, предоставленная библиография позволяет отследить историко-хронологический аспект изучения проблем коммуникации в современных гуманитарных науках.

Надеемся, что освоение коммуникативной проблематики будет полезно специалистам самого широкого профиля, поскольку коммуникативная компетентность – необходимый компонент деятельности профессионалов любого профиля, готовых эффективно взаимодействовать в социуме.

Глава 1. Коммуникации в контексте социального поведения

В современной социальной психологии принято различать межличностные коммуникации и процессы социальных коммуникаций. В содержательном плане межличностные коммуникации – это процессы намеренного или случайного, часто косвенного обмена сообщениями между различными партнерами или группами, а социальные коммуникации – это непосредственные взаимодействия небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении социальных коммуникаций важны два момента.

 

1. Процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей.

2. Сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного объекта к другому.

Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

В отличие от массовых коммуникаций, под которыми традиционно понимается процесс передачи многообразной информации в обширной, весьма разнородной и географически глобальной аудитории с обязательным использованием в качестве посредника технических средств и технологий масс медиа, в социальных коммуникациях этот процесс протекает иначе. Прежде всего социальные коммуникации не предполагают наличия некого посредника: ни физического лица, ни технического устройства. Социальная обусловленность и масштабность взаимодействия в социальных коммуникациях в количественном отношении значительно ограничены, отличаются непосредственностью контактов и осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне.

Отсюда социальные коммуникации – это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни, всего онтогенеза, удовлетворяя специфические социогенные потребности человека. К ним относим потребность в безопасности, потребность в принадлежности и потребность в успехе и достижении. Эти потребности удовлетворяются прежде всего через общение с другим, включая интимно-личностное, а также межличностные отношения и взаимодействия, в том числе межнациональные и межкультурные отношения между людьми.

В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить три уровня межличностных взаимодействий: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах. Деловой уровень предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности. На интимно-личностном уровне ведущим мотивом межличностных отношений выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.

Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства – «форматирования» общения [Доценко, 2003]. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения.

В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э.  Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие [Берн, 1988].

Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.

Отечественный ученый М. Каган считал, что коммуникативная деятельность, или социальные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной. А. Мудрик из всего многообразия социальных коммуникаций с точки зрения педагогики выделяет свободное общение как особый вид деятельности. А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности несамостоятельной. Б. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов». Г. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.

В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению.

Социальные коммуникации можно назвать частью более широкой области человеческой коммуникации – массовых коммуникаций, которые являются одним из объектов изучения социальной психологии. Несмотря на обозначенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.

Тем не менее социальные коммуникации как процесс непосредственного взаимодействия субъектов общения можно считать основанием пирамиды, где сходятся, откуда проистекают основные цели и функции коммуникативной активности человека, а массовые коммуникации – ее вершиной, где осуществляется коммуникативная деятельность социальных структур разного масштаба с учетом использования медиатехнологий и их технической оснащенности. С этой точки зрения социальные коммуникации выступают средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – социогенной, т. е. потребности в другом. Именно социогенные потребности относят к числу важнейших личностных потребностей: в безопасности, принадлежности, притязании на признание, успех и достижения.

Как отмечает Г. Андреева, «ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире можно, только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты» [Андреева, 2000, с. 6]. Поэтому она считает важным описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаики социальных явлений. Отчасти эта задача успешно решается психологией социального познания, где известными стали такие имена, как С. Фиске и Ш. Тейлор, А. Тешфил и С. Московиси, Ф. Серафик и В. Деннон. В отечественной психологии проблемы социального познания наиболее полно нашли отражение в книге Г. Андреевой «Психология социального познания» [2000], которая помогает выявить психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или неуспешной, показывает процесс конструирования социального мира человеком на разных этапах социализации.

В последние десятилетия число и разнообразие коммуникационных теорий значительно выросли. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество, другие трактуют использование и роль коммуникаций более узко, на уровне индивида.

Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности, проистекает из феноменологической социологии А. Шютца. Она утверждает, что для индивидов опыт реальности – это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, т. е. обмен информацией, знаниями в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует их потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний – типификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.

Другая теория исходит из того, что имеющийся у людей запас знаний о социальных ролях или ситуациях ничем не ограничен и человек волен его постоянно пополнять. Автор этой теории Э. Гоффман утверждал, что по мере продвижения общества в пространстве и во времени изменяются и типификации ситуаций. Опыт мира все время в движении, люди переходят из одного реального мира в другой, и каждый раз представления о реальности и ожидания кардинально меняются. Комплекс специфических ожиданий в оценке социальной ситуации в данный момент Гоффман назвал фреймом. На серьезные поступки способны только люди, усвоившие определенный набор фреймов. Переход от одного набора фреймов к другому является, по Гоффману, сдвигом вверх или вниз. Повседневные коммуникации и состоят из бесчисленных сдвигов во фреймах в ответ на социальные стимулы, идущие от других людей [Гоффман, 1984].

Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты коммуникации наблюдаются прежде всего при изучении аудитории, т.  е. межличностных взаимодействий. В 1930-х годах в рамках школы П. Лазарсфельда были проведены первые исследования аудитории и разработана типология эффектов – выявлены эффекты немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институциональные. Обобщая эмпирические данные, Лазарсфельд пришел к выводу, что в ходе избирательной кампании первичный выбор основывается на межличностных контактах: в основном выборщики прислушиваются к людям, которые отслеживают информацию, владеют дополнительными знаниями и четко формулируют свои взгляды. Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнения. Он утверждал, что лидеры мнения влияют на людей через социальные коммуникации, и их влияние распространяется, скорее, в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Лидеры мнения чаще влияют на людей, подобных им, а не на тех, кто стоит выше или ниже на общественной лестнице.

Таким образом, через непосредственные социальные коммуникации людей выявляются лидеры в области моды, покупок, общественного мнения. Лидеры мнения имеются практически в любой сфере повседневной жизни. В дальнейших исследованиях эта теория получила название теории ограниченных эффектов, поскольку медиапосредники играют все меньшую роль в жизни людей и всего общества. Власть медиа оказалась не столь велика, как представлялось ранее. Люди пользуются разными способами, чтобы ускользнуть от нее, причем в каждой социальной группе находятся свои лидеры, которые формируют общественное мнение, выступая фильтрами в социальных коммуникациях.

В связи с этим встает проблема эффективности социального познания, которое происходит через активизацию социальных связей и отношений с другими людьми, т. е. через социальные коммуникации. Важно выявить основные функции социальных коммуникаций, виды и средства воздействия, а также механизмы взаимопонимания, разъяснить этику и правила эффективных коммуникаций, роль обратной связи и коммуникативных умений.

Круглый стол «Психология коммуникации и понимания в цифровую эпоху» в Институте детства

26 декабря 2022 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Н.Б. Ковалевой состоялся круглый стол «Психология коммуникации и понимания в цифровую эпоху, в том числе детей и молодежи с особыми образовательными потребностями» в дистанционном формате. Это уже третий круглый стол, посвященный злободневной проблеме, имеющей все возрастающее значение в эпоху цифры, особенно актуальную для детей с особыми образовательными потребностями.    Основные участники магистранты 1 курса дефектологического факультета, подготовившие яркие интерактивные доклады теоретического и практического плана (см. программу), каждый из которых получил подробное обсуждение как со стороны эксперты , так и со стороны всех участников, что позволил уточнить ряд принципов развития культуры коммуникации и понимания и наметить некоторые перспективы дальнейших разработок.

Вот оклики   некоторые отклики участников:

Мария Крючкова: «Круглый стол интересное мероприятие. Все подготовили очень интересные, познавательные и структурированные доклады.  Ценны и важны были экспертные вставки преподавателя и комментарии участников.  Несмотря на позднее время, в моей голове многая информация актуализировалась и плюс еще я узнала о чём-то новом, и теперь очень хочется узнать об этих темах больше, чтобы использовать их на практике
Больше всего мне запомнился доклад про “Манипулятивные техники общения и возможности противостояния им ”, очень интересный был доклад. Актуализировал для меня информацию и открыл новые знания. В целом мне очень понравилось, спасибо за возможность выступить и послушать столь интересные доклады!»

Кристина Саутина: «На круглом столе было представлено много актуальных тем, которые   подытожили и практически дополнили курс.  Мы услышали много нового и интересного, расширили свой кругозор и смогли поделиться своими размышлениями по поводу разным спорных ситуаций. Событие воодушевило меня к дальней работе».

Елена Сирош: «Очень понравился формат «Круглого стола». За полдня мы сумели раскрыть много интересных и важных тем  и уточнить   спорные моенты за счет экспертных комментариев. Даже в знакомых и изученных вопросах  мне открылись  новые грани и новые перспективы. Прекрасная тренировка мозга. Очень понравилась тема про Развитие эмпатии и про Противоядие от манипуляции!»

Екатерина Матанцева: «Круглый стол позволил раскрыть широкий спектр мнений по выбранным для обсуждения проблемам с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данными проблемами, а также позволил повторить фундаментальные понятия педагогики и психологии. Большой интерес для меня вызвал вопрос об использовании сказкотерапии в психокоррекционной работе специалистов».

Анастасия Пьянова: «Круглый стол, посвящённый проблемам психологии коммуникации и понимания в цифровую эпоху, помог разобраться мне во многих вопросах, касающихся не только профессиональной деятельности, но и повседневного общения. Темы сегодняшних выступлений раскрыли наиболее актуальные вопросы на сегодняшний день и для специалистов и для широкого круга слушателей и существенно обогатили наш метолический багаж».

Анастасия Казусева: «Круглый стол “Психология коммуникации и понимания в цифровую эпоху, в том числе детей и молодежи с особыми образовательными потребностями” прошёл очень продуктивно и насыщенно. Были рассмотрены разнообразные и очень важные темы, объединённые одной общей идеей – максимально полно и разносторонне раскрыть общие и дискуссионные вопросы психологии общения и понимания. Докладчики коснулись культуры коммуникации, стереотипов, манипуляций, форм, особенностей, а также возрастных закономерностей процессов общения и понимания и многих других интересных аспектов данной темы.  Некоторые сложные вопросы получали важные комментарии со стороны экспертов. Подобного рода мероприятия характеризуются высокой включенностью участников в обсуждение тем, осуществляется активный обмен информацией и опытом, а краткая рефлексия по каждому докладу даёт возможность актуализировать часть знаний, чтобы сохранить и не потерять основные моменты темы в большом потоке информации».

10 психологических лайфхаков для улучшения общения на работе

Обновлено 29 июня 2023 г. Опубликовано 11 апреля 2019 г. 4 мин. Прочтите

Коммуникация необходима для бизнеса. Вам это нужно, чтобы расширить свою сеть, сгладить ситуации и помочь переговорам идти своим путем. Вот почему изучение психологии очень важно для вашего бизнеса, как и в повседневной жизни. Человеческое общение — тонкая, сложная вещь. Чтобы ориентироваться в этих неспокойных водах, вам нужно понимать, как работает разум других людей (вообще говоря). Ознакомьтесь с этими советами по психологии, чтобы стать профессионалом в области коммуникации:

Поднимите им настроение.
1  | Откройте для себя чей-то образ самого себя и следуйте ему.

Люди привязаны к своему образу. Когда вы продемонстрируете свою веру и поддержку этому образу, они почувствуют, что их ценят; в противном случае они могут почувствовать себя атакованными. Помните, важно не то, что вы говорите, а то, как вы заставляете их чувствовать.

2  | Проверьте их цвет глаз и произнесите их имя.

При приветствии продлите зрительный контакт на миллисекунду — достаточно долго, чтобы увидеть цвет. Эта тактика заставляет вас казаться более открытым и заслуживающим доверия. Дополнительный совет: спросите их, под каким именем им нравится называться, и назовите их так хотя бы один раз до окончания встречи.

3  | Задавать вопросы.

Люди ценят, когда их ценят. Проявление интереса является признаком искреннего общения и уважения.

Получите то, что хотите.

4  | Сядьте рядом с большим плохим волком.

Возможно, вы боитесь встреч из-за того одного человека, которому вы не нравитесь, или, может быть, у вас проблемы с вашим боссом (упс). Попробуйте сесть рядом с ними на встрече! Если вы боитесь конфронтации, помните, что легче поговорить с кем-то из-за стола для совещаний, чем повернуться к человеку рядом с вами.

5  | Дверь в лицо.

Выдвинул большой запрос, который вряд ли будет удовлетворен. Когда вас отвергают, сохраняйте спокойствие; осветить ситуацию. Позже выдвиньте свою настоящую просьбу — поменьше. Человек, с которым вы разговариваете, может расстроиться из-за того, что не удовлетворил вашу первую просьбу, и теперь более склонен помочь вам с меньшей просьбой. Однако используйте свое усмотрение. Если вы сомневаетесь, вы можете попробовать:

6  | Нога в дверь.

Противоположность подходу «дверь в лицо»: вставить ногу в дверь означает наращивать маленькие «да», пока не получишь одно большое «да». Разве покраска не великолепна? Эта звуковая система гладкая, да? Попробуйте сиденье — удобно, не так ли? Цена не плохая, не так ли? Итак, вы хотите эту машину?

7  | Используйте тишину
в качестве подсказки.

Не удовлетворены ответом? Не задавайте вопросов; ничего не говори. Скорее всего, другой человек захочет заполнить тишину дополнительной информацией.

8  | Предъявите
свой аргумент перед своей позицией.

Излагая искренние мысли, вы демонстрируете открытость к обсуждению, а не тупиковое утверждение. Это работает как в повседневном разговоре, так и в деловой обстановке. Например, « Тофу и фасоль — мои любимые белки » воспринимаются легче, чем провоцирующие дебаты о еде Я веган », особенно когда разговор только начинается.

Созидай себя.

9  | Переформулируйте
стресс в мужество.

Моменты стресса и мужества имеют схожие физические последствия: учащение пульса и одышка. Когда вы нервничаете из-за предстоящей встречи, скажите себе, что эта физическая реакция вызвана мужеством вашего тела.

10  | Предполагайте комфорт.

Когда вам захочется уйти в себя, помните, что ваше тело — это ваше пространство. Вы имеете полное право быть там, где вы есть, дышать, двигаться, говорить и просто быть. Уверенность: притворяйся, пока не сделаешь. Это хорошо для вас и для атмосферы в комнате.

Все дело в эмпатии

Не существует математически точной формулы для общения. Говорят, что некоторые люди рождаются с даром болтливости и харизмы, но это не повод отказываться от себя, если у вас его нет. Эмпатию можно изучить. Эмоциональный интеллект можно тренировать. Это просто о том, чтобы быть внимательным к чувствам других людей, а также к своим собственным.

Подобно собаке, вынюхивающей надвигающийся ливень, люди очень быстро улавливают теплоту, искренность и уверенность. Межличностные отношения значат больше — и окупаются гораздо больше — чем любые книжные хитрости или общественное признание. Так что держите голову высоко и дышите спокойно! Вы отлично справитесь.

Вербальное общение: понимание силы слов

от Explore Psychology

(последнее обновление: 9 мая 2023 г.)

Мы, люди, полагаемся на общение, чтобы выражать свои мысли, чувства и намерения. Вербальное общение, в частности, предполагает использование слов для передачи сообщения другому человеку. Это фундаментальный аспект человеческого взаимодействия и имеет решающее значение в нашей повседневной жизни и отношениях.

В этой статье мы рассмотрим важность вербального общения, различные типы вербального общения и несколько советов по улучшению ваших навыков вербального общения.

Раскрытие возможностей нейролингвистического программирования…

Пожалуйста, включите JavaScript

Раскрытие возможностей нейролингвистического программирования (НЛП): понимание его принципов, приложений, преимуществ и ограничений

Содержание

Важность вербальной коммуникации

9 0002 Вербальное общение необходимо, потому что это основное средство взаимодействия с другими. Он позволяет нам выражать свои мысли и чувства, передавать информацию и строить отношения. Это мощный инструмент для связи с другими и формирования социальных связей.

Сообщая смысл устно, другие могут понять ваши потребности, интересы и убеждения.

Эффективное вербальное общение необходимо во многих случаях, включая личные отношения, социальное взаимодействие и профессиональную среду. В личных отношениях это может помочь укрепить доверие, укрепить близость и разрешить конфликты.

Социальные взаимодействия могут помочь установить точки соприкосновения, установить взаимопонимание и создать чувство общности. Например, обсуждения могут помочь людям с разными потребностями понять друг друга и найти способы гарантировать, что каждый человек достигнет своих целей.

На рабочем месте может помочь передавать идеи, влиять на других и достигать целей.

Типы вербальной коммуникации

Существуют две основные формы вербальной коммуникации: устная и письменная коммуникация.

  • Устное общение : Устное общение является наиболее распространенной формой вербального общения. Он включает в себя использование слов, тона голоса и языка тела для передачи сообщения. Устное общение может принимать различные формы, включая беседы, речи и презентации.
  • Письменное общение : Письменное общение использует письменные слова для передачи сообщения. Он включает в себя электронные письма, письма, заметки и отчеты. Письменное общение часто используется в профессиональной среде для документирования информации и передачи сообщений другим.

Существует четыре основных типа вербального общения, каждый со своими уникальными характеристиками и целями:

  1. Внутриличностное общение : Внутриличностное общение — это процесс разговора с самим собой, либо вслух, либо про себя. Этот тип общения часто используется для самоанализа, решения проблем и принятия решений. Внутриличностное общение может помочь нам лучше понять наши собственные мысли и чувства и может быть ценным инструментом для личного роста и развития.
  2. Межличностное общение : Межличностное общение — это процесс общения между двумя или более людьми. Этот тип общения часто используется для социального взаимодействия, построения отношений и сотрудничества. Межличностное общение может включать в себя ряд способов вербального общения, таких как общение лицом к лицу, общение по телефону и видеоконференции.
  3. Общение в малых группах : Общение в малых группах предполагает общение между тремя-десятью людьми, как правило, в групповой обстановке, такой как собрание или дискуссия. Этот тип общения часто используется для принятия решений, решения проблем и мозгового штурма. Общение в малых группах требует эффективных навыков слушания и разговорной речи, а также способности работать совместно с другими.
  4. Связь с общественностью : Связь с общественностью — это общение с большой аудиторией, обычно посредством речи или презентации. Этот тип общения часто используется в целях убеждения, например, для защиты дела или представления информации аудитории. Публичные коммуникации требуют эффективных навыков публичных выступлений, включая способность взаимодействовать с аудиторией и общаться с ней, использовать эффективные наглядные пособия и ясно и убедительно излагать идеи.

Другие виды общения

Помимо вербального общения, другие важные формы общения могут передавать смысл, в том числе:

Невербальное общение : Невербальное общение — это использование языка тела, выражения лица и тона голоса для передачи сообщения. Его можно использовать, чтобы подчеркнуть мысль, показать эмоции или передать смысл. Невербальная коммуникация может быть такой же мощной, как и устная, и часто может передавать сообщение более эффективно, чем одни только слова.

Визуальная коммуникация : Визуальная коммуникация — это использование изображений, диаграмм и графиков для передачи сообщения. Он часто используется в профессиональных условиях для представления данных и информации в удобном для понимания виде.

Компоненты вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация — это сложный процесс, который включает не только слова, которые мы используем, но и то, как мы их произносим. Тон голоса, интонация и другие голосовые сигналы могут сильно повлиять на смысл нашего сообщения. Вот некоторые важные аспекты вербального общения и то, как они передают смысл:

  • Тон голоса : Тон голоса относится к тому, как мы используем свой голос для передачи смысла. Его можно описать как эмоциональное качество нашего голоса. Например, саркастический тон голоса может показать, что говорящий неискренний, в то время как теплый и дружелюбный тон может показать, что говорящий доступен и заслуживает доверия.
  • Инфекция : Инфекция относится к повышению и понижению нашего голоса, когда мы говорим. Он может передать акцент и эмоции. Например, восходящий перегиб в конце предложения может указывать на вопрос, а нисходящий перегиб может указывать на утверждение.
  • Громкость : Громкость относится к тому, насколько громко или тихо мы говорим. Он может передать уверенность, авторитет и напористость. Например, громкая речь может передать уверенность и авторитет, а тихая речь может передать близость и уязвимость.
  • Темп : Темп относится к скорости, с которой мы говорим. Он может передать волнение, срочность и нетерпение. Например, быстрая речь может передать волнение и срочность, а медленная речь может передать задумчивость и обдумывание.
  • Интенсивность : Интенсивность относится к уровню эмоциональной энергии, которую мы вкладываем в наши слова. Он может передать страсть, энтузиазм и убежденность. Например, интенсивная речь может передать сильную веру во что-то, а тихая речь может передать двойственность или отсутствие интереса.
  • Высота тона : Высота тона относится к высокому или низкому тону нашего голоса. Он может передать возраст, пол и эмоции. Например, высокий голос может передать молодость или волнение, а низкий голос может передать авторитет или серьезность.

Важно отметить, что эти аспекты устного общения могут сильно различаться в зависимости от контекста, культуры и личных предпочтений. То, что может считаться уверенным тоном голоса в одной культуре, может восприниматься как агрессивное в другой.

Понимание этих нюансов необходимо для эффективного устного общения. Обращая внимание на эти аспекты вербального общения, мы можем более эффективно передать наше сообщение и избежать недоразумений.

Способы вербального общения

Вербальная коммуникация может осуществляться различными способами, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и преимущества. Вот некоторые из различных способов вербального общения:

Вербальное общение лицом к лицу

Личное общение происходит, когда два или более человека находятся в одном физическом пространстве и общаются вербально. Этот способ общения позволяет использовать невербальные сигналы, такие как выражение лица и язык тела, которые могут помочь передать смысл и эмоции. Это также позволяет немедленно получить обратную связь и прояснить недопонимание.

Телефонная связь

Телефонная связь возникает, когда два или более человека общаются устно по телефонной линии. Этот способ общения позволяет осуществлять немедленную вербальную коммуникацию на большие расстояния, но не позволяет использовать невербальные сигналы, которые иногда могут затруднить передачу смысла и эмоций.

Видеоконференции

Видеоконференции происходят, когда два или более человека общаются в устной форме через платформу видеоконференций, такую ​​как Zoom или Skype. Этот способ общения сочетает в себе преимущества личного и телефонного общения, позволяя использовать невербальные сигналы и немедленную вербальную коммуникацию на большие расстояния.

Публичное выступление

Публичное выступление происходит, когда один человек устно общается с большой аудиторией. Этот способ общения требует тщательного планирования и подготовки, а также способности взаимодействовать с аудиторией и общаться с ней посредством использования тона голоса, интонации и других голосовых сигналов.

Групповое обсуждение

Групповое обсуждение происходит, когда группа людей устно общается для обмена идеями, решения проблем или принятия решений. Этот способ общения требует навыков активного слушания и способности работать совместно с другими для достижения общей цели.

Письменное общение

Письменное общение происходит, когда идеи, мысли и информация передаются с помощью письменных слов, таких как электронная почта, письма или записки. Этот способ общения позволяет тщательно рассмотреть и отредактировать сообщение, но иногда ему не хватает непосредственности и личной связи вербального общения.

Важно отметить, что каждый способ вербального общения имеет свои сильные и слабые стороны. Некоторые режимы могут быть более подходящими для определенных контекстов, чем другие.

Например, общение лицом к лицу может быть более эффективным для разрешения конфликтов, тогда как письменное общение может быть более подходящим для передачи сложной информации или инструкций.

Советы по улучшению навыков вербального общения

Эффективное вербальное общение требует большего, чем просто четкая и членораздельная речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *