Урок по психолгии на тему » Личность .Понятие личности»
Тема: Введение в психологию личности
Понятие личности. Научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций — путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуачьность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.
История исследований личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Г.Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.
Современные теории личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. Особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических, ряда других теорий. Теория черт личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Феноменологический подход. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.
Формирование и развитие личности. Зависимость решения вопроса о развитии личности от того, в русле какой теории он рассматривается. Тенденция к интеграции различных точек зрения. Концепция развития личности Э.Эриксо-на, основания и принципы, на которых она строится. Две линии развития: нормальная и аномальная. Стадии развития и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований процесса развития, возникающих на каждой стадии. Общая оценка концепции Э.Эриксона. Понимание личностного развития по Э.Фромму.
Устойчивость личности. Жизненное значение феномена устойчивости личности. Трудность ответа на вопрос об устойчивости или изменчивости личности из-за множества свойств, которыми обладает человек и которые характеризуются рахчичной степенью устойчивости. Устойчивость некоторых базисных и изменчивость ситуативных проявлений личности. Устойчивость как относительное постоянство поведения личности в типичных жизненных ситуациях. Психологические и поведенческие свойства человека, обнаруживающие большую устойчивость. Зависимость устойчивости и изменчивости личностных качеств от возраста, индивидуштьных особенностей человека, его отношений с окружающими людьми. Сравнительно слабая устойчивость социальных установок, некоторых черт, проявляемых в системе межличностных отношений. Проблема предсказания устойчивости личности на основе наблюдений за ней в детском возрасте. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности.
Общее представление о личности
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 56). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Рис. 56. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.
История исследований личности
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.
В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.
В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.
Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
Основными проблемами психологии личности в философ-ско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.
Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.
В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с фи-лософско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больних, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интровер-сии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.
Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.
Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р. Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица — личности.
Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний — психология личности — в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом — Г.Айзенком и Р.Кетте-лом. А.ФЛазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой ГАйзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.
Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).
Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
Современные теории личности
В конце 30-х годов нашего-века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 57.
Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,
Рис. 57. Схема классификации современных теорий личности
В = F ( P , E ),
где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р — внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е — социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:
В= Е(Р). ,
Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:
В= F ( E ).
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:
B = F ( P , E ).
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.
Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.
Как уже говорилось, Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.
Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.
С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 11), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.
Таблица 11
Выборка из пяти факторов-черт , включенных в 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела
Краткое описание в психологических и поведенческих терминах
Экстраверсия
Разговорчивый — молчаливый, открытый — замкнутый, склонный к риску — осторожный.
Краткое описание в психологических и поведенческих терминах
Уживчивость
Добросовестность
Эмоциональная устойчивость
Культура
Выдержанный — раздражительный, уступчивый — упрямый, содействующий — противодействующий. Аккуратность — неаккуратность, ответственность — безответственность, обязательность — необязательность. Спокойный — тревожный, уравновешенный — неуравновешенный, минорный — мажорный. Интеллектуально развитый — неразвитый, тонкий — грубый, любящий искусство — безразличный к искусству.
В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов) и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору. Пример такого профиля приведен на рис. 58.
Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мей-ли 1 , достаточно полно характеризуют личность:
Уверенность в себе — неуверенность.
Интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие развитого воображения).
Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.
Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию.
Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).
Мягкость — черствость, цинизм.
Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие.
Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, ти-раничность, мстительность.
Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.
Реализм — аутизм.
Сила воли — безволие.
Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.
Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.
Уверенность — неуверенность.
Взрослость — инфантилизм.
Тактичность — бестактность.
Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).
Веселость — грустность.
Очарованность — разочарованность.
Общительность — необщительность.
Активность — пассивность.
Самостоятельность — конформность.
Экспрессивность — сдержанность.
Разнообразие интересов — узость интересов.
Чувствительность — холодность.
Серьезность — ветреность.
Честность — лживость.
Агрессивность — доброта.
Бодрость — веселость.
Оптимизм — пессимизм.
Смелость — трусость.
Щедрость — скупость.
Независимость — зависимость.
Понятие личности в различных науках
Содержание
Введение
В настоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности. Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психологических теорий личности. В связи с тем что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения.
Понятие личности и её структура
В социологии принято разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек — биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное законам развития общества.
Понятие «индивид» употребляется в значении конкретный человек.
Индивидуальность — это то, что отличает одного человека от другого и как биологического и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Но социолога интересуют не сами по себе эти особенности, а их влияние на общественные процессы.
Социологию интересует
человек как социальное существо,
как продукт и субъект
Представляется
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные принципы анализа личности:
1) каждый человек является индивидом, но не каждый — личностью; личностью не рождаются, личностью становятся;
2) личность — конкретное
выражение сущности человека
и одновременно выражение
3) вхождение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, которые являются основным путем соединения общества и человека.
Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо следует остановиться на её внутренней структуре.
Основными составляющими внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.
Исходная ступень в анализе личности — потребности.
В разные времена и в разные периоды жизни человек испытывает самые различные потребности. Можно сказать, что потребность — это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский ученый А. Маслоу (1908 — 1970 гг.). Его учение называют иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:
1) физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т.п. Их еще называют витальными, то есть ответственными за сохранение жизни человека;
2) экзистенциальные потребности
или потребности в
3) социальные потребности. Любой
человек жаждет дружбы, привязанности,
любви, общения, участия в
4) потребности в престиже — в уважении со стороны других, служебном росте, признании и высокой оценке.
5) духовные потребности — это стремление к самореализации, самовыражении через творчество.
Потребности можно классифицировать как низшие — присущие всем людям в равной мере, и высшие — различающие людей.
Интерес — это осознанная потребность личности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей.
Понятие ценности — одно из фундаментальных понятий в социологии и других социальных наук. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы, представители других отраслей обществознания. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.
Понятие личности в различных науках о человеке и их сопоставительный анализ.
Личность в философии — выступает
как совокупность всех общественных отношений.
Проблема личности в философии – это проблема
места, занимаемого личностью в обществе.
Личность в социологии – это устойчивая
система социально значимых черт, характеризующих
индивида, это продукт общественного развития
и включения индивида в систему социальных
отношений посредством деятельности и
общения. Очевидно, что понятие личности
совпадает с понятием индивида и человека.
Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л.М. Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.
Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Прав и Р. Ассаджиоли, констатируя важный вклад в психологию личности таких дисциплин и направлений как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психологии религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихологии, исследований сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряда других.
Тем не менее, важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в двух психологических словарях, вышедших последовательно в 1983 и 1985 гг. нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы ее предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности, в частности. Некоторые аспекты предмета психологии личности могут быть высвечены при анализе условий ее возникновения.
Как отмечал Э. Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э. Штерн.
Заключение
Проблема личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
Конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, — писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин». Личность есть господин самого себя, — такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре. В заключение изучения вопроса о личности надо заметить, что Фромм полагает, что личность современного человека не реализована. «Современный человек не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого»
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.
3. Капрара Дж, Сервон Д. Психология личности. – Спб.: Питер, 2003. – 640 с.
4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.1. – 688 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. – М.:Академия, 2000, 2001. – 502с.
6. Психологич личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Вопросы психологии, 2001.
– 192 с.
7. Психология личности в трудах зарубежных психологов — Сост. и общая редакция
А.А.Реана — СПб.: Питер,2000.
8. Психология
личности в трудах
9. Психология личности. Т. 2 Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 1999. -544 с.
10. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б.Гришпун. — М.,1999.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер пресс, 1997. – 608 с.
Ссылки :
- http://www. twirpx.com/file/
250400/ - http://do.gendocs.ru/docs/
index-3653.html?page=3 - http://emiz.org.ua/
psikhologiia-lichnosti/ lichnost-v-filosofii- sotciologii-i-psikhologii - http://otherreferats.allbest.
ru/sociology/00206504_0.html
Определение личности — JavaTpoint
следующий → ← предыдущая ВведениеПод личностью понимаются устойчивые психологические и поведенческие характеристики, отличающие людей. Он включает в себя такие черты, как эмоции, мысли, поведение и социальные взаимодействия, которые уникальны для каждого человека и стабильны во времени. Личность формируется генетическими факторами и факторами окружающей среды и влияет на то, как человек воспринимает, думает и реагирует на мир. Оценка личностиИзучение личности имеет долгую и богатую историю, причем самые ранние корни современной психологии личности восходят к древним грекам. Людей с высокими показателями добросовестности часто считают надежными и трудолюбивыми. Они, как правило, хорошо организованы и целеустремленны, их часто называют надежными и ответственными. Людей с высоким показателем экстраверсии часто считают общительными и дружелюбными. Им нравится быть среди других, они постоянно ищут новые впечатления и вызовы. Доброжелательность относится к таким качествам, как доброта, готовность к сотрудничеству и сочувствие. Людей с высоким уровнем покладистости часто считают спокойными и внимательными. Они склонны к сотрудничеству и сопереживанию и часто ставят потребности других выше своих собственных. Нейротизм относится к таким чертам, как тревога, капризность и неуверенность. Людей с высоким уровнем невротизма часто считают чувствительными и склонными к стрессу и беспокойству. Они склонны испытывать негативные эмоции чаще и с большей интенсивностью, чем другие. В дополнение к пятифакторной модели, другие теоретические концепции включают теорию черт, которая утверждает, что личность включает в себя несколько основных черт, устойчивых в разных ситуациях и во времени. С другой стороны, социально-когнитивная теория подчеркивает роль когнитивных процессов и схем в формирующий характер. Для оценки личности используется множество различных методов, включая самооценку, наблюдения за поведением и физиологические показатели. Измерения самоотчета являются наиболее широко используемыми и состоят из анкет или опросников, в которых людям предлагается оценить себя по различным личностным качествам. Поведенческие наблюдения включают наблюдение за поведением человека в определенном контексте. В то же время физиологические измерения используют физиологические показатели, такие как частота сердечных сокращений и активность мозга, для получения информации о личности человека. Предсказание ЛичностиПонимание личности может иметь важные последствия для различных областей, включая психологию, образование, бизнес и медицину. Например, личность может прогнозировать эффективность работы, выявлять лиц, подверженных риску проблем с психическим здоровьем, и разрабатывать образовательные вмешательства с учетом потребностей и сильных сторон человека. Таким образом, личность представляет собой сложную и многогранную конструкцию, которая включает в себя множество черт и моделей поведения. Он формируется генетическими факторами и факторами окружающей среды и влияет на то, как люди воспринимают, думают и реагируют на мир. Изучение личности — важная и увлекательная область, имеющая важные последствия для многих областей. Личность относительно стабильна во времени; хотя личность может меняться на протяжении всей жизни, она, как правило, остается относительно стабильной от подросткового до среднего возраста. Черты личности часто совпадают в самых разных ситуациях. Например, люди, выросшие в благоприятной и заботливой среде, с большей вероятностью разовьют более высокий уровень доброжелательности и добросовестности. Для сравнения, те, кто вырос в жестокой или пренебрежительной среде, могут с большей вероятностью создать более высокий уровень невротизма. Теории личностиНекоторые из самых влиятельных теорий личности 1.Психоаналитическая теорияСогласно этой теории, личность делится на три части, а именно: Ид (примитивная, бессознательная часть личности), Эго (рациональная, сознательная часть личности) и Супер-Эго (морально-этическая часть личности). личность). Взаимодействие между этими тремя частями определяет поведение и мысли человека. Согласно Фрейду, бессознательные конфликты и желания могут возникать из снов, оговорок и других бессознательных действий. С этой точки зрения психические расстройства возникают в результате нарушения динамического баланса между Ид, Эго и Супер-Эго. Критики этой теории утверждают, что ей не хватает эмпирических доказательств и она чрезмерно сосредоточена на сексуальных и агрессивных влечениях. 2. Теория признаковЭта теория рассматривает личность как набор стабильных и устойчивых черт или характеристик, определяющих человека. Согласно этой теории черты личности являются врожденными и во многом определяют поведение. Наиболее известной теорией черт является пятифакторная модель, которая определяет пять основных характеристик: экстраверсию, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость. Теоретики черт считают, что люди обладают относительно стабильным набором характеристик, влияющих на их поведение в различных ситуациях. Большая пятерка личностных черт (экстраверсия, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость) являются наиболее широко принятой и изученной моделью личностных черт. Критики этой теории утверждают, что она чрезмерно упрощает сложность личности и не может уловить динамическую природу человеческого поведения. 3. Гуманистическая теорияЭта теория подчеркивает важность субъективного опыта и личного роста человека. Согласно этой теории, люди имеют врожденное стремление к самореализации и могут расти и меняться на протяжении всей своей жизни. Эта теория была разработана Абрахамом Маслоу и Карлом Роджерсом, которые подчеркивали важность самосознания и самопринятия в развитии личности. Эта теория сильно подчеркивает важность эмпатии, самосознания и самопринятия в развитии личности. Критики этой теории утверждают, что она слишком оптимистична и идеалистична и не в полной мере признает влияние внешних факторов на развитие личности. 4. Теория социального познанияЭта теория рассматривает личность как продукт врожденных характеристик и факторов окружающей среды, таких как воспитание и социальный опыт. Согласно этой теории, люди узнают о себе и других через взаимодействие с окружающей средой и развивают свою личность посредством саморефлексии и самооценки. Эта теория рассматривает личность как продукт врожденных характеристик и факторов окружающей среды. Эта теория сильно подчеркивает роль социального обучения и сравнения в развитии личности. Критики этой теории утверждают, что она не в полной мере признает роль внутренних факторов в развитии личности. 5. Биологическая теорияСогласно этой теории, личность в первую очередь определяется биологическими факторами, такими как генетика и структура мозга. Согласно этой теории, индивидуальные личностные различия в основном определяются различиями в генетике, структуре мозга и нейрохимии. Эта теория была подтверждена исследованиями близнецов и визуализацией мозга, которые продемонстрировали роль генетических и биологических факторов в развитии личности. Критики этой теории утверждают, что она чрезмерно упрощает сложность личности и не в полной мере признает роль факторов окружающей среды в развитии личности. 6. Теория привязанностиТеория привязанности — это психологическая теория, которая фокусируется на эмоциональных связях, которые формируются между людьми, особенно между младенцами и их основными опекунами. Согласно этой теории, ранний опыт привязанности может существенно повлиять на развитие личности. Они формируют ожидания и убеждения человека об отношениях и его способности формировать надежные привязанности с другими. 7. Теория социального обученияТеория социального обучения — это психологическая теория, которая фокусируется на том, как люди учатся, наблюдая и подражая поведению других. Эта теория утверждает, что люди подвергаются воздействию различных моделей или людей, чье поведение имитируется. Эти модели могут влиять на развитие личности, формируя установки, ценности и поведение человека. Каждая из этих теорий предлагает уникальный взгляд на формирование и структуру личности и способствует нашему пониманию этой сложной концепции. Однако важно отметить, что ни одна теория не может полностью объяснить сложность личности, и многие психологи считают, что объединение различных теорий необходимо для полного понимания развития и структуры личности. Независимо от конкретной теории, изучение личности имеет важные практические последствия. Понимание личности человека может помочь предсказать его поведение и помочь ему лучше понять себя. Это также может помочь людям определить свои сильные и слабые стороны и работать над личным ростом и совершенствованием. Изучение личности представляет собой сложную и постоянную область исследований, и для объяснения ее формирования и структуры были разработаны различные теории. Хотя ни одна идея не может полностью объяснить сложность личности, для полного понимания этого критического аспекта человеческого поведения необходимо сочетание различных подходов. Что играет роль в развитии личностиКультура и окружающая среда играют роль в формировании личности, а генетика играет важную роль в определении характера. Факторы окружающей среды, такие как семья, друзья и культурный опыт, также могут играть значительную роль. Личность может влиять на психическое и физическое здоровье. Личность была связана с несколькими последствиями психологического и физического здоровья. Например, люди с высоким уровнем невротизма чаще испытывают тревогу и депрессию. Напротив, люди с высокими показателями экстраверсии, как правило, имеют лучшее общее физическое и психическое здоровье. Личность может влиять на отношения, а личность может существенно влиять на межличностные отношения. Например, люди с высокими показателями доброжелательности, как правило, имеют лучшие отношения с другими. Напротив, у тех, у кого высокий уровень невротизма, может быть больше проблем с установлением и поддержанием близких отношений. Личность относится к уникальным образцам мыслей, чувств и поведения, которые определяют человека. Это сложная концепция, которую психологи изучали на протяжении веков, и были разработаны различные теории, объясняющие ее формирование и структуру. факторов, влияющих на личностьВажно отметить, что хотя каждая из этих теорий предлагает уникальную точку зрения на формирование и структуру личности, многие психологи считают, что для полного понимания этой сложной концепции необходимо сочетание различных теорий. Кроме того, новые исследования и достижения в области технологий могут привести к появлению новых или модифицированных теорий личности в будущем. Личность относится к отличительным характеристикам, чертам и образцам мышления, чувств и поведения, которые определяют людей и отличают их от других. Личность формируется комбинацией генетических, биологических, социальных факторов и факторов окружающей среды и влияет на то, как человек взаимодействует с миром и реагирует на различные ситуации. В этой статье мы рассмотрим различные факторы, влияющие на развитие личности, и то, как эти факторы взаимодействуют, формируя уникальную личность человека. 1. Генетические факторыИсследования показали, что генетика играет важную роль в формировании личности человека. Хотя генетика обеспечивает основу для развития личности, это не единственный действующий фактор. Исследования однояйцевых близнецов, воспитанных отдельно друг от друга, продемонстрировали жизненно важный генетический компонент таких черт личности, как экстраверсия, невротизм и добросовестность. Кроме того, исследования генетической основы личности выявили определенные гены, связанные с определенными чертами личности. 2. Биологические факторыСтруктура и функции мозга также играют роль в формировании личности. Например, исследования показали, что различия в активности определенных областей мозга могут быть связаны с различиями в личностных чертах, таких как импульсивность и стремление к новизне. Кроме того, изменения в химии мозга, такие как изменения уровня нейротрансмиттеров, могут влиять на развитие личности. 3. Социальные факторыСоциализация и социальный опыт являются важными факторами развития личности. Этот опыт формирует самооценку человека, убеждения о себе и других, а также отношения и ценности, которые являются компонентами личности. Дети узнают о себе и других через взаимодействие с семьей, сверстниками и другими агентами общения, такими как школа и средства массовой информации. Например, дети узнают о себе и других, наблюдая и подражая поведению других, получая отзывы от других об их поведении и усваивая социальные нормы и ценности. 4. Факторы окружающей средыОкружающая среда, в которой растет человек, также может формировать его личность. Например, уровень стресса в семейной среде, доступность эмоциональной поддержки и степень подверженности травме или жестокому обращению могут влиять на развитие личности человека. Кроме того, такой опыт, как культурные, экономические и образовательные возможности, также может формировать личность, влияя на ценности, цели и стремления человека. 5. Жизненный опытПо мере того, как люди продвигаются по жизни, они сталкиваются с новым опытом и проблемами, которые формируют их личность. Например, важные жизненные события, такие как рождение ребенка, смерть близкого человека или достижение важной цели, могут повлиять на развитие личности. Кроме того, люди могут участвовать в деятельности и опыте, соответствующих их личностным чертам, со временем усиливая и усиливая эти черты. 6. Факторы когнитивного развитияКогнитивное развитие относится к изменениям в мышлении, рассуждениях и восприятии человека на протяжении всей жизни. Это развитие может повлиять на развитие личности, формируя убеждения, отношения и стратегии принятия решений человека, а также влияя на его способность понимать и регулировать эмоции и поведение. 7. Факторы темпераментаТемперамент относится к набору биологически обусловленных личностных черт, которые проявляются в раннем возрасте и, как правило, остаются относительно стабильными с течением времени. Эти черты включают такие характеристики, как застенчивость, уровень активности и эмоциональность. Они могут играть роль в формировании развития личности, закладывая основу личностных черт, относительно устойчивых к изменениям. 8. Факторы самооценкиСамоуважение относится к общей оценке человеком своей ценности и способностей. Исследования показали, что самооценка может играть роль в развитии личности, формируя у человека чувство собственного достоинства, способность формировать и поддерживать позитивные отношения и устойчивость перед лицом невзгод. 9. Культурные факторыКультура также играет роль в формировании личности. Культурные ценности, убеждения и обычаи могут влиять на типы опыта, который имеют люди, и на типы людей, с которыми они взаимодействуют, что, в свою очередь, может формировать их личностные черты и поведение. Кроме того, культурные различия в отношении к чертам личности, таким как достижения, автономия и индивидуализм, могут влиять на развитие личности в разных культурных группах. Важно отметить, что развитие личности нелинейно и что индивидуальные личностные различия могут меняться со временем. Кроме того, на развитие личности могут влиять различные факторы, в том числе индивидуальные различия в темпераменте, когнитивном развитии и жизненном опыте. Однако, несмотря на сложность развития личности, исследования показали, что люди склонны сохранять относительно стабильные модели поведения с течением времени, что позволяет предположить, что прочная базовая структура личности сохраняется на протяжении всей жизни. ЗаключениеТаким образом, развитие личности представляет собой сложный и динамичный процесс, определяемый генетическими, биологическими, социальными факторами и факторами окружающей среды. Понимание различных факторов, влияющих на развитие личности, необходимо для понимания того, почему люди ведут себя определенным образом, и для разработки вмешательств для поддержки людей, борющихся с проблемами, связанными с личностью. Хотя еще многое предстоит узнать о механизмах, лежащих в основе развития личности, продолжающиеся исследования в этой области обещают улучшить наше понимание этого сложного и увлекательного аспекта человеческой психологии. Также важно отметить, что процесс развития личности является непрерывным и динамичным, и что люди могут продолжать развиваться и меняться на протяжении всей своей жизни. Кроме того, на развитие личности влияет широкий спектр факторов, включая индивидуальные различия и контекстуальные факторы, такие как среда, в которой растет человек. Однако, несмотря на сложность развития личности, исследования показали, что люди склонны сохранять относительно стабильные модели поведения с течением времени, что позволяет предположить, что прочная базовая структура личности сохраняется на протяжении всей жизни. Следующая темаПолиномиальное определение ← предыдущая следующий → |
У вас тип личности А? Тип А. Черты личности, стратегии управления стрессом и больше
, написанные Ayisha Sharma
Медицинский анализ Poonam Sachdev 09 ноября 2021 г.
В этой статье
- — это тип А?
- Вредно ли для здоровья быть личностью типа А?
- Как личности типа А справляются со стрессом?
- Что такое черты личности типа B?
Фраза «Тип А» относится к образцу поведения и личности, связанному с высокими достижениями, конкурентоспособностью и нетерпеливостью, среди прочих характеристик.
В частности, к положительным чертам личности типа А относятся:
- Самоконтроль
- Мотивация на достижение результатов
- Конкурентоспособность
- Многозадачность
Между тем, более сложные черты, которые приходят с определением личности типа А, включают:
- Хроническая конкуренция
- Нетерпение
- Агрессия
- Враждебность
Да. Из-за склонности к срочным действиям и поведению, ориентированному на достижение, люди с личностью типа А могут чувствовать себя более напряженными или страдать расстройствами, связанными со стрессом.
Другие характеристики, которые делают людей с личностью типа А подверженными стрессу, включают:
- Нетерпение: Люди с типом личности А часто чувствуют, что они постоянно мчатся на время.
- Конкурентоспособность: Люди с личностью типа А очень конкурентоспособны и поэтому могут много критиковать себя, когда им не удается «победить».
- Враждебность: Людей с личностью типа А легко разозлить, они могут видеть в других худшее, иногда им не хватает сочувствия.
- Целеустремленность: Люди с личностью типа А, как правило, основывают свою самооценку на внешних достижениях и могут иметь плохой баланс между работой и личной жизнью из-за постоянной потребности проявлять себя.
Имеются некоторые свидетельства того, что враждебность, в частности, может способствовать развитию ИБС.
В ходе одного испытания с участием мужчин исследователи обнаружили, что у людей с типом личности А развилась ИБС более чем в два раза по сравнению с людьми с типом личности В. К концу исследования выяснилось, что 70% мужчин, у которых развился ИБС, имеют тип личности А.
Однако, поскольку в исследовании участвовали только взрослые мужчины, неясно, применимы ли результаты ко всем людям с типом личности А. На самом деле более поздние исследования на женщинах не показали такой большой разницы между личностями типа А и типа В, когда речь идет о состоянии здоровья, предполагая, что то, как люди 90–199 справляются со своими чертами личности типа А, так же важно, как и сами черты.
Если вы относитесь к типу личности А или обладаете вышеупомянутыми характеристиками, важно найти здоровые способы справиться со стрессом. Эти стратегии могут включать:
- Упражнение: Тренировка высвобождает гормоны, такие как эндорфины, которые помогают увеличить чувство удовольствия.
- Йога: Это форма активности, основанная на медленных движениях и растяжках, которые помогают снять беспокойство и улучшить внимательность.
- Медитация: Медитация может помочь уменьшить стресс, беспокойство и хроническую боль, одновременно повышая настроение и общий уровень энергии.
- Диета: некоторые питательные вещества, такие как магний, витамин С и жирные кислоты омега-3, снижают физиологические последствия стресса.
человек с личностью типа А часто контрастируют с людьми с личностью типа В, что связано со следующими признаками:
- СУДЕЙНАЯ ОТВЕТА
- Низкая конкурентоспособность
- Низкая фрустрация
- .