Профилактика конфликтов в молодежной среде Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум
Актуальность
На современном этапе развития общества, когда изменения в экономической и социальной сферах, ведут к обострению межличностного взаимодействия, поколению молодежи отводится одна из решающих ролей. Специфика социального положения молодежи вводит молодых людей в круг социальных противоречий и конфликтов. Молодые люди, как становящиеся субъекты общественных отношений пытаются найти и занять собственную нишу, достигнуть значимого статуса. Однако, далеко не всегда достигается одновременно устойчивое положение в различных сферах общественной жизни. Становление социальной зрелости, наряду с обретением самостоятельности, для современного поколения молодежи в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликты связанные с заимствованием опыта, преемственности и новаторства, статусного продвижения, простого воспроизводства и создания нового социального качества.
Проблема
Рост напряженности в обществе, повышение общего уровня конфликтности практически во всех сферах взаимодействия, привлекает внимание и вызывает научный интерес к проблеме конфликта, и в частности к вопросам разрешения конфликтных ситуаций. В психологических трудах по конфликтологии , преобладают работы по общей теории конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [1], В.В.Дружинин [3] и др.), исследованию структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А.А.Ершов [4], Л.Козер [6], А.Н.Сухов [9]), психологических причин (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [1], В.Г. Зазыкин, А.В. Посохова [5], К.Хорни [10] и др.).
В молодежных конфликтах, социологи выделяют такие противоречия, как противоречие между возросшими возможностями индивидуального самовыражения молодых людей и неопределенностью будущего; между демократизацией общественных норм и новыми зависимостями; между современными, одновременно действующими тенденциями адаптации и инновации в процессе развития и становления молодого поколения.
Всё это способствует росту конфликтогенных тенденций, разрушающих социальные структуры, что для молодежи является функционально деструктивным. Конфликты в молодежной среде часто имеют тяжелые социальные последствия, требуют затраты ресурсов не только для самих молодых людей, но и для общества в целом.
Описание противоречий
Низкий уровень процесса урегулирования социальными конфликтами, ведет к неэффективности механизмов управления конфликтами на уровне всей общественной системы.
Отсутствие у молодых людей навыков влияния на развитие конфликтной ситуации и способов регуляции своего поведения в конфликтных ситуациях, провоцируют формирование конфликтного поведения не только в молодежной среде, но и в обществе в целом. Все это ставит задачу и требует ее решения в рамках конфликтологического аспекта содержания работы с молодежью.
Полагаем, что работа организатора работы с молодежью может и должна осуществляться сквозь призму теории конфликта, что позволяет увидеть молодость как чрезвычайно важный период жизни, как трудную, полную стрессов проблемную стадию в развитии человека, при которой разрешается ряд конфликтогенных ситуаций и нарабатывается конфликтогенная компетентность. Развитие этих умений в молодежной среде важно, так как молодежь, являясь наиболее активной и пассионарной частью общества, оказывается вовлечена в конфликтное взаимодействие не только на межличностном уровне, но и на уровне группы [7].
Технологии управления конфликтами в молодежной среде позволяют разрешить конфликтную ситуацию через устранение причин, формирующих конфликт, т.е. не допустить развития эскалации. Однако, для перспективы данного направления, необходимо развитие всей системы управления конфликтами, что входит в профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью. Профессиональная деятельность специалиста по работе с молодежью способствует выходу общества из кризисного состояния.
Входя в общество, живущее по своим общественным законам и имеющее свою социальную структуру, молодые люди открывают для себя широкие перспективы, но доступность многочисленных вариантов часто ограничена социально – экономическим статусом, когнитивными навыками, способностью адаптироваться к миру взрослых.
Применительно к молодежной среде традиционно определяют три вида конфликтов: межпоколенческие, межгрупповые и межличностные. Следует выделить специфические молодежные конфликты, в основе которых лежит обострение интересов различных категорий представителей данной общественной группы, обусловленное социальным статусом молодежи, а также особенностями взаимодействия молодых людей с институтами социализации, субкультурными особенностями молодежи.
Провоцирующими факторами конфликтного поведения молодых людей принято считать собственно возрастные черты, сопутствующие взрослению: нестабильность психики, невротические расстройства, выраженность характерологических особенностей, типичные поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности периода взросления. Существуют ряд поведенческих стереотипов, обусловленных характерными для периода взросления реакциями (группирование, отказ от контактов, оппозиция, имитация, компенсация, гиперкомпенсация).
Образование и производство относятся к основным институтам социализации, поэтому в образовательных организациях и в среде работающей молодежи конфликты встречаются достаточно часто. Социальные регуляторы, которые представляют собой совокупность правил, норм и приемов, устанавливающих социально одобряемое и приемлемое поведение членов общества, порядок выполнения ими обязанностей и реализации прав, процедуры разрешения противоречий и конфликтов, направления их в русло развития общества, а также компенсации ущерба и привлечения к ответственности упорядочивают жизнь общества, поддерживают его стабильность, согласовывают общественные отношения, сглаживают их противоречия.
Создание системы предупреждения конфликтных взаимодействий – это начальное звено всей системы урегулирования конфликтов в молодежной среде.
В отечественной психологии раскрыты вопросы профилактики конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [1], В.Г. Зазыкин, А.В. Посохова [5] и др.), описаны методы профилактики и коррекции конфликтов (А.Я. Анцупов [1], Н.В. Гришина [2]).
Базируясь на психологических исследованиях, сегодня разрабатываются технологии по профилактике и урегулированию конфликтов в различных образовательных организациях, молодежных центрах, центрах развития.
Конфликты в молодежной среде управляемы и решаются посредством повышения конфликтологической компетентности как специалиста по работе с молодежью, так и собственно молодых людей. С этой целью каждую сторону необходимо обучить, и наиболее эффективным форматом обучения является тренинг конфликтологической компетентности.
Компетентность в рамках конфликтологии представлена профессиональной осведомленностью о всем многообразии стратегий взаимодействия участников конфликта, умением реализовать конструктивное взаимодействие для выхода из конфликтной ситуации или предупредить ее развитие [7].
Для решения проблемы выхода из конфликтных ситуаций могут быть использованы: техника активного слушания, техника «Я-утверждения», «Я-обращения», техника коммуникативной вербовки, создание ситуации посредничества [7; 8; 9].
Техника активного слушания реализуется с акцентом на внимательном восприятии и анализе вербальной и невербальной информации, в частности на содержании речи собеседника, его мимике, жестах, отражающих эмоциональное состояние.
Важно сосредоточиться и выявить скрытые чувства участников конфликтной ситуации, это необходимо для принятия правильного решения и дальнейшей тактики урегулирования конфликта.Игнорирование отрицательных эмоций формирует напряженность, которая должна быть проработана для создания эмоционального комфорта, что будет способствовать разрешению конфликтной ситуации. Главным условием при активном слушании является умение слышать и воспринимать чувства собеседника.
Основные принципы, которые не должны игнорироваться:
- активное, внимательное слушание и соучастие;
- предмет разговора должен быть в центре внимания;
- уважение к собеседнику;
- не давать оценки высказываниям собеседника;
- побуждать собеседника к продолжению разговора;
- использовать невербальные средства общения для поддержания разговора.
С целью предупреждения эскалации конфликта через снятие эмоционального напряжения и создания комфортной атмосферы, можно использовать техники «Я-утверждение» и «Я-обращение», как способ передачи информации о чувствах. При этом полностью исключаются оскорбления и осуждения в адрес любого из собеседников. Отстаивание собственных интересов происходит без давления, осуждения или обвинения оппонента.
Требуются профессиональные навыки от специалиста при реализации «Вы — утверждений», т.к. утверждения отражают мнение одной из сторон, что вызывает недовольство, раздражение и формирование защитной реакции у других участников разрешения конфликтной ситуации, побуждая их к объяснениям и оправданию.
Необвинительное описание конфликтного поведения одной из сторон конфликта с последующим описанием рациональных и эмоциональных реакций на это поведение другой стороны, реализуется в технике «Я-обращение». Здесь важен заключительный этап, где в приемлемых выражениях до оппонента доводится желаемое («мне бы хотелось…», «я – бы предпочел…»).
С целью повышения конфликтологической компетенции, специалисту по работе с молодежью, целесообразно освоить технику «коммуникативная вербовка», успешно реализуемой в урегулировании конфликтов в молодежной среде.
Специалисту, работающему с молодежью по урегулированию конфликтов в молодежной среде, необходимы навыки психологической защиты, что бы чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Интеграция собственного решения, четко сформированные предложения одной из сторон конфликта, как правило не вызывает возражения со стороны конфликтующих.
Главная цель профилактики конфликтов в молодежной среде – создание таких условий взаимодействия между членами общества, при которых вероятность развития серьезных противоречий была бы сведена к минимуму.
Предупреждение конфликтов в молодежной среде реализуется следующими способами:
- Предупреждение развития конфликтной ситуации или ее разрешение на начальном этапе. Это возможно, если удается устранить причину, породившую конфликт. Используя методы вербального воздействия, интегрирование в деятельность, анализ жизненных ситуаций участников конфликта, а также практических навыков распознавания конфликтогенов, удается предотвратить эскалацию конфликта.
- Обострение и разрешение конфликта через устранение противоречий, породивших конфликт и создание условий, способствующих оптимизации межличностного взаимодействия. Открытое общение с участниками конфликта, сотрудничество в поиске решения по выходу из конфликтной ситуации, создание благоприятной эмоциональной обстановки, т.е. использование конструктивных методов, направлено на предупреждение конфликтов данным способом [7].
По нашему мнению, профилактика конфликтов среди молодежи должна включать три направления:
- Формирование благоприятной атмосферы для межличностного взаимодействия молодых людей, оптимизация сотрудничества как универсального способа предотвращения развития конфликтной ситуации в молодежной среде.
Отношения сотрудничества возникают благодаря настрою людей, готовности членов коллектива действовать сообща, готовности к сотрудничеству. Алгоритм действий специалиста по работе с молодежью в конфликтной ситуации должен учитывать ожидания, принятые практики, нормы языка и поведения. Причиной отсутствия в коллективе желания сотрудничать зачастую являются барьеры, формируемые конкурентным поведением. Сотрудничество – это совместная деятельность. В процессе осуществления этой деятельности все стороны получают необходимую для них выгоду. Личность, в рамках сотрудничества, на высоком уровне оценивает не только свои собственные интересы, но и интересы другой стороны.
Баланс интересов всех сторон, признание ценности межличностных интересов – это основа всей стратегии профилактики конфликтов среди молодежи.
2. Осно вной задачей всей системы предупреждения и урегулирования конфликтов остается обучение навыкам взаимовыручки, оптимизация процессов взаимопонимания. Для успешного, комплексного решения основной задачи, специалист по работе с молодежью использует такие социально – психологические методы, как метод симпатии, метод сохранения репутации партнера, метод уважения к достоинству партнера, метод взаимного дополнения, метод недопущения дискриминации, метод психологического подъема. Основным вектором влияния перечисленных методов будет когнитивная и эмоционально – волевая сфера.
3. Очень важно формировать способности выявлять признаки начала конфликта. Каждый конфликт имеет предконфликтную (часто – латентную) стадию. Научиться ее идентифицировать, различать сигналы конфликта (конфликтогены) и снимать, «отрабатывать» их – необходимая задача для специалиста по работе с молодежью. Важно своевременно распознать начало конфликта, поскольку в этом случае ликвидировать конфликт проще. Распознать начало конфликта можно по сигналам: дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис [8, с.345-365].
Выводы
Специалист по работе с молодежью играет важную роль в профилактике конфликтов в молодежной среде, проводя организационную и воспитательную работу по сплочению коллектива.
Предупреждение конфликтов в молодежной среде – это серьезная управленческая деятельность, включающая превентивное выявление конфликтогенных факторов, устранение или ослабление факторов, обостряющих социальную напряженность, что сводит к минимуму риск деструктивного развития общества. Профилактика конфликта среди молодежи это воздействие на социально – психологические явления, лежащие в основе будущего конфликта, раскрытие внутренних ресурсов участников конфликта с целью позитивной структуризации межличностного взаимодействия.
С одержание профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью сводится к анализу молодежных проблем, к разработке социальных молодежных программ и проектов. Его основная задача – отслеживать необходимость корректировки существующих и разработки новых молодежных проектов в соответствии с актуальными потребностями. Если конфликт на любом уровне все же возник, то специалист по работе с молодежью должен организовать управление им. Управление конфликтом – это деятельность, направленная на ослабление и сдерживание эскалации конфликта, на разрешение конфликтной ситуации, что предполагает организацию посредничества. Это может быть создание рабочей группы по урегулированию конфликтных взаимодействий, психологическая работа с участниками конфликта, раскрытие истиной причины развития конфликта, ориентация участников конфликта на соблюдение норм и правил поведения.
Специалист по работе с молодежью, используя методы управления конфликтами (внутриличностные, структурные, межличностные методы, методы переговоров и решения проблем), играет определяющую роль в управлении конфликтами в молодежной среде. Особенно значимы его посреднические функции в ходе переговоров при урегулировании конфликтов.
404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAA
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Предотвращение конфликтов и раннее предупреждение — Peace Insight
Предотвращение конфликтов и раннее предупреждение — Peace InsightПредотвращение конфликтов и раннее предупреждение
Предотвращение конфликтов — это дипломатический подход, который относится к разнообразным действиям и стратегиям в области миростроительства, которые используются для предотвращения и последующей нейтрализации потенциальных триггеров широкомасштабного насильственного конфликта.
Предотвращение конфликтов — это широкий термин, который относится к различным видам деятельности и стратегиям в области миростроительства, направленным на упреждение и последующую нейтрализацию потенциальных триггеров широкомасштабного насильственного конфликта.
Бывший Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд впервые сформулировал концепцию предотвращения конфликтов полвека назад. С момента своего появления эта концепция приобрела популярность в области дипломатии, поскольку ключевые действующие лица и институты все чаще переходят от культуры реагирования к предотвращению в своем подходе к насильственным конфликтам.
Этот сдвиг в сторону превентивного подхода к насильственным конфликтам был ускорен рядом моральных, политических и экономических императивов. Излишне говорить, что человеческие страдания, разрушение сообществ и гибель людей, которые обычно происходят в насильственных конфликтах, являются основными моральными оправданиями превентивного подхода.
Помимо этих гуманитарных соображений; экономическая деградация, от которой страдают страны, будучи втянутыми в насильственные конфликты – из-за потери средств к существованию, уничтожения собственности, потери торговли и иностранных инвестиций – показывает, почему превентивный подход также является экономическим императивом для субъектов, вовлеченных в насильственные конфликты.
Кроме того, пагубные гуманитарные и экономические последствия любого насильственного конфликта редко проявляются в пределах национальных границ. Как только конфликт разразился, дорогостоящие интервенции в области безопасности и гуманитарной помощи, которые часто приводят к тому, что международное сообщество подвергает своих граждан риску – как прямо, так и косвенно – и ложится огромным финансовым бременем на международное сообщество.
В оперативном отношении большую часть превентивной дипломатии можно разделить на две большие категории:
- Прямое/оперативное предотвращение – Реагирующие и часто краткосрочные вмешательства, предпринятые для предотвращения неминуемой вспышки насилия, т. е. использование посредников.
- Структурная профилактика – Долгосрочные институциональные или низовые изменения, призванные помочь в установлении устойчивого мира при одновременном устранении основных причин насилия в сообществе, т. е. помощь в целях развития.
Также широко признано, что успешные стратегии предотвращения конфликтов должны основываться на подходе «вверх по течению», в первую очередь на сообществе; уделение приоритетного внимания потребностям и заботам местных сообществ, вовлеченных в конфликт.
Мы надеемся, что вы найдете
Peace Insight ценнымМы считаем, что истории людей, созидающих мир, должны быть доступны для всех и их легко найти. Вот почему наша библиотека ресурсов, историй и исследований бесплатна для чтения, обмена и скачивания.
С вашей поддержкой мы сможем рассказать больше нерассказанных историй и громче кричать о силе местного миростроительства. Каждый вклад, большой или маленький, очень ценен для нашего будущего.
Пожертвовать
Последние →
Рост напряженности в отношениях между Руандой и ДРК ставит под угрозу перспективы миростроительства в районе Великих озер
Мариус Руханамиринди
Демократическая Республика Конго
Kijiji Cha Amani fait la chasse aux désinformations в провинции Северное Киву
Джеймс Каталико
Демократическая Республика Конго
Четыре приоритета бурундийских миротворцев в 2021 году
Peace Direct
Бурунди
Ресурсы →
Сокращение насилия, связанного с скотоводством, в Судано-Сахеле
Ханна Кадир
Судан и Южный Судан
Пионерский мир
Shift Power for Peace
Укажите организацию: В Peace Insight отсутствует миротворческая организация или инициатива? Нажмите сюда чтобы сообщить нам.
Предотвращение конфликтов
Главной целью Программы предотвращения конфликтов является совершенствование теории, политики и практики предотвращения конфликтов путем получения знаний, которые формируют академические дебаты и политические дискуссии в Нидерландах и за рубежом. Программа направлена на то, чтобы стать признанной программой передового опыта в области инновационных прикладных исследований, разработки политики и обучения профессиональным навыкам.
Программа предотвращения конфликтов Гаагского института глобальной справедливости рассматривает предотвращение конфликтов в самом широком смысле, как ряд мероприятий, направленных на предотвращение первоначальной вспышки, распространения, эскалации и повторения насильственных конфликтов.
Основная цель состоит в том, чтобы улучшить теорию, политику и практику предотвращения конфликтов путем получения знаний, которые формируют академические дебаты и политические дискуссии в Нидерландах и за рубежом, и стать признанной программой передового опыта для инновационных прикладных исследований, разработки политики и обучение профессиональным навыкам.
Этот компонент преследует четыре основные цели:
- Разработка подходов, рамок и инструментов для устранения коренных причин насильственных конфликтов и норм защиты;
- Определить с помощью междисциплинарных и ориентированных на практику исследований, как насильственные конфликты можно предотвратить с помощью местных и международных ответных мер;
- Распространять такие знания и опыт среди политиков, практиков и ученых, занимающихся иностранными делами, безопасностью, международным развитием и гуманитарной деятельностью; и
- Провести повышение квалификации по предотвращению конфликтов для специалистов среднего и высшего звена.
Концепции, принципы и нормы
Вспышка, повторение и эскалация современного насильственного конфликта продолжают бросать вызов основам международного реагирования. Чтобы обеспечить размышления и сосредоточить внимание на предотвращении массовых злодеяний, проекты будут сосредоточены на доктрине «Ответственность по защите», актуальности теории справедливой войны и защите гражданского населения.
Природные ресурсы
При устранении некоторых коренных и инструментальных причин насильственных конфликтов в рамках проектов по этой теме будут проводиться важные для политики исследования водных ресурсов и изменения климата посредством сравнительных страновых исследований и местных тематических исследований. В рамках ряда инициатив мы изучим взаимосвязь между управлением водными ресурсами и предотвращением насильственных конфликтов, применяя многоуровневый подход к управлению. Исследование изменения климата выявит и устранит уязвимые места и вызовы для конкретных регионов с помощью подхода, учитывающего конфликты.
Учреждения и управление
Учреждения на международном, национальном и субнациональном уровнях формируют нашу способность предотвращать и реагировать на насильственные конфликты и другие формы кризисов. В проектах по этой теме будут рассмотрены отношения между формальными и неформальными организациями, влияние институциональной реформы в «постконфликтных» условиях и особая роль муниципалитетов в качестве первого ответного органа и «координатора» для широкого круга недовольств и напряженности.