Предмет психологии личности
Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое.
В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено тем, что феномен личности очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории развития общества и его собственной жизни. Поэтому вопрос об эмпирической сфере изучения личности — как исходный вопрос любого познания — является сложным и дискуссионным.
В исследованиях по психологии личности изучается широкий спектр проявлений личности: мотивы её деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы ВНД, внешность, способности, нравственный облик, самосознание, потребности, влечения, черты характера, настроение, чувства, манера общения, ценностные ориентации, одаренность, интеллект, поступки, воля и т.
Таким образом, личность имеет самые различные проявления, и создание целостной картины из мозаик различных феноменов представляет трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированному существу человеку, не может быть квалифицирован как личность.
По этой причине психология личности как предмет оказалась расчлененной на психологию мотивации, эмоций, воли, индивидуальных различий. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности (деятельность — Леонтьев, отношения — Мясищев, установки — Узнадзе, влечения — Фрейд, мотивы и ценности Маслоу). Иными словами, позиция исследователя определяет выбор фактов, расцениваемых им как проявления личности, и методики исследования этих проявлений. От методологической установки ученого вообще зависит признание того, существует некоторое явление как научный факт или оно плод воображения самого исследователя.
В психологии личности разработана масса теоретических концепций. Одни имеют много общего, другие несовместимы.Тем не менее, существует необходимость определить хотя бы в общем направлении и чертах предмет психологии личности.
А.Г. Асмолов определяет содержание предмета психологии личности следующим образом:
- взаимодействие биологических и средовых факторов, направляющих ход личностного развития;
- психические процессы и механизмы, которые в течение всей жизни человека взаимодействуют с биологическими и социальными процессами, поддерживая непрерывное ощущение личной идентичности и индивидуальности;
- межиндивидуальные различия, т.е. поведенческие тенденции и черты, характеризующие человека и отличающие — его от других людей;
- внутриличностная согласованность, т. е. функционирование отдельных психических процессов как согласованных систем.
Предмет психологии личности — исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.
Додонов указывает, что психология личности изучает:
- как формируется человеческая индивидуальность в данных конкретных условиях, как в этих условиях духовная жизнь ребенка превращается в духовную жизнь взрослого человека,
- как происходит дальнейшее развитие личности вместе с изменением человека в обществе и развитием его общественной практики.
В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Отсюда личность рассматривается как саморегулирующаяся система, способная содействовать её развитию и совершенствованию.
Асмолов указывает, что область психологии личности включает:
- структуру личности, которая позволяет субъекту функционировать в качестве субъекта деятельности, а также формировать и поддерживать стабильное ощущение собственной идентичности;
- общие психические процессы, позволяющие человеку управлять личным и индивидуальным опытом;
- индивидуальные различия и индивидуальные качества, порождаемые этими процессами; способности к саморегулированию, к предвидению.
Несмотря на то, что существует множество концепций в психологии личности и теоретические разногласия авторов, многие исследователи придерживаются единых взглядов по ряду аспектов психологии личности относительно функционирования личности. Они представляют собой обобщенные теоретические допущения, из которых исходит большинство современных исследователей личности.
На основе этого можно выделить три общих принципа функционирования личности:
1. Личность — это сложная система психических структур и процессов, организованность которой — это результат синергического взаимодействия множества подсистем. Врожденные нейрофизиологические механизмы предопределяемы генетически. Но каким именно будет онтогенетическое развитие структур нервной системы, зависит не только от генетической программы, но и от внешнего воздействия на организм. Т.е. развитие подразумевает взаимодействие организма и среды.
Личность как субъект деятельности и как конструкция развивается и функционирует при постоянном взаимодействии со средой. Взаимодействие с социальным миром закладывает основу для становления человека как субъекта деятельности.
Личность характеризуется согласованностью и непрерывностью, которые можно в полной мере оценить лишь в том случае, если рассматривать человека как нечто целое и анализировать структуру личности на протяжении всего жизненного пути.
Таким образом, вследствие уникальности и многогранности такого понятия как личность, в психологии не существует единого подхода при изучении психологии личности.
При построении и изложении данного курса по психологии личности мы будем исходить из следующей логики. В настоящее время в научных теоретических и эмпирических исследованиях по психологии личности можно выделить два больших направления или блока.
Первое направление — изложение общетеоретических основ по проблеме психологии личности в целом, как общенаучной и общеметодологической проблеме.
Второе направление — рассмотрение природы человека с точки зрения подходов и взглядов различных исследователей.
Личность может быть определена как внутренний опыт человека и внутренние мотивы, лежащие в основе его поведения
Клонингер С.
Асмолов А.Г. в качестве отправной точки для изучения предмета психологии личности предлагает следующие основные направления построения предмета психологии личности.
Первое направление — это разведение понятий «индивид» и «личность». «Личность и индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Иначе говоря:
Второе направление — выделение схемы детерминации развития личности.
Третье направление — это выделение предметной деятельности как системообразующего основания личности.
что это за понятие, и что оно изучает
Личностная психология – это раздел психологии, изучающий личность человека, а также его индивидуальные процессы. Изучать человека, как личность, значит, как минимум, пытаться найти в нём уникальные качества, выявить индивидуальность и особенность. Это помогает найти себя в жизни, узнать о себе новое, помочь себе измениться или выявить сильные качества, которые помогут в жизни, станут ресурсами, но не только.
В этой статье:
Для чего необходимо изучать психологию личностиЭтапы становления личностиЗачем изучать личностную психологию
Новости СМИ2
Для чего необходимо изучать психологию личности
Фото автора SHVETS production: Pexels
Изучение личности, то есть своего «Я» – очень интересный процесс.
Как ты взаимодействуешь с окружением, с внешним миром – это один из показателей сформированных процессов, изучить который ты можешь при познании своей личности.
Личность – это совокупность особенностей человека: темперамент, способности, сформированные привычки, навыки, качества. Изучение личности поможет познать себя, определить свои особенности.
Если ты стремишься к автономии, то познание своего «Я» будет необходимой частью твоего становления. Самостоятельная личность несëт ответственность за себя, за свои поступки, за свою жизнь. Она чётко знает о своих потребностях и не ущемляет их, вне зависимости от внешних факторов.
Очень важно прислушиваться к себе, к своим чувствам и желаниям. Тогда потребности будут удовлетворяться, а не подавляться, будет меньше травмирующих факторов и стрессовых ситуаций.
Психология личности: характер
Этапы становления личности
Иногда, чтобы понять, откуда появились какие-то установки, мешающие полноценной жизни или даже страхи, нужно знать этапы становления личности.
Этапы формирования личности по Э. Эриксону:
- Оральная стадия. Первый год жизни.
Идёт развитие социального взаимодействия. Формируется доверие или недоверие к внешнему миру. От того, сколько заботы и внимания получает ребенок в первый год жизни, зависит его последующее доверительное отношение к миру, ну или наоборот. Малыш живёт потребностями, ему важно, чтобы они быстро и качественно удовлетворялись. Если этого не происходит, то в малыше начинает формироваться некая подозрительность, недоверчивость.
- Анальная стадия. Второй и третий год жизни.
Идёт развитие моторных и психических функций, а так формируется самостоятельность. В эти годы дети, словно исследователи, познают мир. Они пробуют что-то новое, трогают, хватают, открывают, карабкаются. Период «я сам» характеризуется отказом от помощи.
Детям важно всё делать самостоятельно. Если родители не предоставляют ребенку самостоятельно выполнять действия, торопят его, перехватывают инициативу, пытаются сделать всё за него, то ребенок подавляет в себе самостоятельность и вырастает нерешительным.
- От четырёх до пяти лет.
Эта стадия характеризуется безграничной фантазией ребёнка. Он сам планирует свою деятельность, организует игры. От того, насколько родители поддерживают идеи ребёнка, зависит развитие его предприимчивости. В худшем случае при подавление этих идей, ребёнок может испытывать чувства вины. Он начинает думать, что его действия неправильны, глупы, а его инициатива не нужна.
- Латентная фаза. От шести до одиннадцати лет.
Ребенок проявляет интерес к деталям, ему хочется узнать, как устроен мир. У него проявляется интерес к внешнему миру, он задаёт вопросы, изучает. Если родители в этот период поддерживают ребёнка, разрешая ему экспериментировать: строить, мастерить, готовить, пробовать новое, овладевать навыками, то у него формируется творческие навыки.
Напротив, те родители, которые не позволяют ребенку развивать навыки, называя это баловством, развивают в нём чувство неполноценности. Это сказывается и на общении со сверстниками, и на учебной деятельности. Дети, чувствующие себя неполноценными, сложнее осваиваются в коллективе и сформировывают навыки, им очень трудно идти к намеченной цели.
- Подростковый возраст.
Физическое развитие даёт резкий скачок, появляются новые потребности и интересы. Подростки формируют представление о семье, о ценностях. Они стремятся к идеалам, которые рисуют в своих же фантазиях. Часто фантазия и реальность пытаются стереть границы между собой. Подросток в этот период нетерпелив, поэтому старается преуспеть везде и сразу, требуя от жизни по максимуму. Он пытается понять кто он, зачем он здесь и в чём его роль.
На то как у него это выйдет, влияют пройденные им стадии, сформированность тех или иных качеств. Подросток может становиться самостоятельной личностью, если он сформировал необходимые навыки, в ином случае, он может стать зависимым от кого-то или причислить себя к какой-то уже сформированной группе.
Фото автора KoolShooters: Pexels- Зрелость.
На этой стадии устанавливаются связи с людьми, строятся отношения. Насколько успешно это выйдет, зависит от сформированности навыков и личностных качеств человека. На этой стадии люди учатся слышать не только себя, но и окружающих. Они учатся брать на себя новые обязательства, нести ответственность за себя и других.
В этот период могут появляться страхи, неудовлетворенность жизнью или отдельными её аспектами. Если у человека сформировалось недоверие к миру, чувство неполноценности, то он может избегать всяких контактов с людьми, стать остранëнным, чувствовать себя чужим.
- Старость.
Стадия, когда человек пытается внести какой-то вклад в эту жизнь, оставить за собой память. Он оглядывается назад, пытается осознать, что успел сделать, а чего так и не смог достичь. Появляется чувство удовлетворенности своей жизнью или наоборот. Может появиться страх смерти, страх не успеть что-либо сделать. На этой стадии человек либо принимает себя таким, либо отвергает это. В результате второго может произойти конфликт.
Зачем изучать личностную психологию
Психология личности очень интересный раздел психологии. Зная этапы становления, можно определить из-за чего возникает та или иная проблема, где её истоки, и как её можно устранить.
Фото автора Ike louie Natividad: PexelsПомимо сформированных или несформированных навыков взаимодействия с окружающим миром, изучение личностной психологии, даëт возможность познать себя, познакомиться со своим «Я».
Ведь в основе лежит темперамент, та часть личности, которая не поддаётся глобальным изменением. Зная о его особенностях, можно контролировать и корректировать процессы. Именно темперамент определяет особенности работы нервной системы, скорость её реагирования.
Изучая психологию личности, можно понять не только себя, но и близких людей. Мир как будто откроется с новой стороны, станут понятны действия и поступки окружающих тебя людей. Станет проще выстраивать отношения, принимать людей с их особенностями. Можно даже определить, почему они реагируют именно так в той или иной ситуации.
Также и с детьми. Зная об особенностях каждого этапа, можно приложить усилие, чтобы избавить ребëнка от проблем в будущем. Помочь ему вырасти гармоничной личностью, овладеть необходимыми навыками. Стать опорой и поддержкой, не перехватывать инициативу, а сопровождать на пути к новым открытиям.
Новое психологическое исследование предполагает, что люди лучше понимают свои личностные нарушения, чем считалось ранее
Расстройства личности: теория, исследования и лечение .Результаты показывают, что люди могут распознавать наличие и влияние патологических черт личности. Но результаты также указывают на то, что антагонистические характеристики могут быть особенно трудно воздействовать на психотерапевтическое лечение, потому что люди рассматривают такие черты как полезные.
Клиническая теория предполагает, что патологические черты личности имеют тенденцию быть эго-синтонными, то есть люди рассматривают эти черты как соответствующие их представлению о себе. Но некоторые работы показали, что люди понимают, что эти черты ненормальны и нарушают их функционирование.
«Долгое время считалось, что расстройства личности являются эго-синтонными и связаны с общим отсутствием понимания. И, тем не менее, некоторые из наших (и других лабораторий) недавних исследований показали, что эти предположения и наблюдения не обязательно верны», — объяснили авторы исследования Челси Э. Слип и Джошуа Д. Миллер, дипломированный психолог в Медицинском центре Цинциннати, штат Вирджиния. профессор Университета Джорджии соответственно.
«Например, самоотчеты людей о симптомах расстройства личности и патологических чертах личности (например, расторможенность, антагонизм) достаточно хорошо совпадают с отчетами информаторов (т. е. отчетами, предоставленными близкими людьми, такими как романтические партнеры, лучшие друзья, члены семьи) , даже для таких расстройств, как психопатия и нарциссизм, которые традиционно считались характерными для отсутствия понимания».
«Кроме того, люди с симптомами расстройства личности или повышенными патологическими чертами сообщают, что они а) не обязательно любят эти черты, б) понимают, что они вызывают у них ухудшение, и в) желают более низких уровней этих черт. Учитывая эти результаты, мы провели это исследование, чтобы воспроизвести некоторые из наших предыдущих работ и расширить их, изучив предполагаемые препятствия на пути к изменениям».
Новое исследование основано на данных, предоставленных 497 взрослыми из США. Около половины выборки соответствовали критериям наличия расстройства личности, измеренным с помощью теста Iowa Personality Disorder Screen.
Участники оценили степень, в которой пять доменов патологических черт описывают их собственную личность. Пять доменов включали: негативный аффект (характеризуется невротизмом и неуверенностью), отстраненность (характеризуется социальной изоляцией и неспособностью чувствовать удовольствие), антагонизм (характеризуется манипулятивностью, лживостью и напыщенностью), расторможенность (характеризуется безответственностью и импульсивностью), и психотизм (характеризующийся эксцентричностью и нарушением регуляции восприятия)
Они сообщили, вызывали ли эти области личности проблемы у них на работе/учебе, в социальных отношениях и с их физическим здоровьем. Затем участников попросили оценить свое восприятие преимуществ для каждой области и указать, заинтересованы ли они в изменении этого аспекта себя. Наконец, они были опрошены об их мотивации изменить свою личность и их восприятии барьеров на пути к изменению.
Исследователи обнаружили, что большинство участников не были заинтересованы в изменении своей личности. Однако люди с повышенными чертами расстройства личности были более заинтересованы в переменах, чем люди с более низким уровнем. Области патологических черт личности обычно воспринимались как вредные, а не полезные, и люди желали наибольшего изменения отстраненности и негативной аффективности.
Результаты показывают, что «среднестатистический человек лучше понимает свои черты и нарушения личности, чем считалось ранее», — сказали Слип и Миллер PsyPost. «Однако представляет особый интерес тот факт, что некоторые черты, такие как антагонизм и психотизм, связаны как с воспринимаемыми нарушениями, так и с пользой (например, антагонизм: отстаивание себя; психотизм: творческое мышление), что может привести к амбивалентности в отношении желания измениться. ”
Приблизительно 23% участников сообщили, что хотели бы повысить уровень своего антагонизма. Как объяснил один из участников, этот аспект их личности «иногда наносил ущерб личным отношениям», но «я работаю в среде с высокой конкуренцией, где агрессивность/высокое мнение о себе является неотъемлемой частью продвижения вперед и расширения границ. Желание агитировать или выступать на публике часто приводит к продвижению по службе или получению новых аккаунтов». Около 21% участников поддержали стремление к более высокому уровню психотизма.
Напротив, только 8% участников сообщили, что хотели бы повысить уровень своей негативной аффективности, и только 10% сообщили, что хотели бы повысить уровень своей отстраненности. «Некоторые черты считаются почти полностью ухудшающими», — говорят исследователи.
«Мы также обнаружили, что есть ряд тем, связанных с трудностями в изменении этих черт, включая предыдущие неудачи, отсутствие понимания того, как добиваться изменений, отсутствие мотивации или ощущение того, что изменения будут слишком сложно», — рассказали PsyPost Слип и Миллер. «Эти опасения вполне обоснованы, поскольку психологи все еще пытаются понять, как изменить личность, и даже в тех случаях, когда мы знаем, что некоторые изменения личности возможны, например, в терапии (например, Roberts et al. 2017), точные механизмы остаются неясными».
Но это исследование, как и все исследования, имеет некоторые ограничения.
«Понимание изменений личности — относительно новая область исследований, — сказали Слип и Миллер. «Необходима дополнительная работа, чтобы изучить, как может происходить произвольное изменение личности, как с точки зрения основных черт личности, так и более патологических черт личности или расстройств. Учитывая, что личность — общая и патологическая — связана со множеством важных жизненных областей (например, профессиональным и романтическим успехом, физическим и психологическим здоровьем), мы считаем, что это направление исследования имеет существенную ценность».
«В будущей работе будет важно выйти за рамки использования удобных образцов и изучения образцов с более высоким уровнем личностной патологии, а также использовать множество различных модальностей помимо самоотчетов (например, интервью, качественные интервью и сбор данных, и т. д.)»
Авторами исследования «Понимание стремления людей к изменениям, восприятия недостатков, преимуществ и барьеров изменения патологических черт личности» являются Челси Э. Слип, Дональд Р. Линам и Джошуа Д. Миллер.
Страница не найдена | Расширение Калифорнийского университета в Беркли
Из соображений безопасности и защиты вашей личной информации время сеанса истекает из-за периода бездействия в минутах и секундах. Нажмите «Продлить сеанс», чтобы продолжить. По соображениям безопасности и защиты вашей личной информации время сеанса истекло после периода бездействия. Вы будете перенаправлены на главную страницу.
В этом заявлении объясняется, как мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте. Информацию о том, какие типы личной информации будут собираться при посещении вами веб-сайта и как эта информация будет использоваться, см. в нашей Политике конфиденциальности.
Как мы используем файлы cookie
Все наши веб-страницы используют файлы cookie. Файл cookie — это небольшой файл из букв и цифр, который мы размещаем на вашем компьютере или мобильном устройстве, если вы согласны. Эти файлы cookie позволяют нам отличать вас от других пользователей нашего веб-сайта, что помогает нам обеспечить вам удобство при просмотре нашего веб-сайта и позволяет нам улучшать наш веб-сайт.
Мы используем файлы cookie и другие технологии для оптимизации работы вашего веб-сайта, а также для обеспечения коммуникаций и маркетинговых мероприятий, ориентированных на ваши конкретные потребности. Некоторая информация, которую мы собираем, может быть передана избранным партнерам, таким как Google, Meta/Facebook и другим. Просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности. Вы можете отозвать свое добровольное согласие на участие в отслеживаемом просмотре и целевом маркетинге, выбрав «Отключить все файлы cookie» ниже.
Типы файлов cookie, которые мы используем
Мы используем следующие типы файлов cookie:
- Строго необходимые файлы cookie — они необходимы для того, чтобы вы могли перемещаться по веб-сайтам и использовать их функции. Без этих файлов cookie запрашиваемые вами услуги, такие как вход в вашу учетную запись, не могут быть предоставлены.
- Производительные файлы cookie — эти файлы cookie собирают информацию о том, как посетители используют веб-сайт, например, какие страницы посетители посещают чаще всего. Мы используем эту информацию для улучшения наших веб-сайтов и помощи в расследовании проблем, поднятых посетителями. Эти файлы cookie не собирают информацию, которая идентифицирует посетителя.
- Функциональные файлы cookie — эти файлы cookie позволяют веб-сайту запоминать сделанный вами выбор и предоставлять более персонализированные функции. Например, функциональный файл cookie можно использовать для запоминания товаров, которые вы положили в корзину. Информация, которую собирают эти файлы cookie, может быть анонимной, и они не могут отслеживать ваши действия в Интернете на других веб-сайтах.
Большинство веб-браузеров позволяют управлять большинством файлов cookie через настройки браузера. Чтобы узнать больше о файлах cookie, в том числе о том, как узнать, какие файлы cookie были установлены, а также как управлять ими и удалять их, посетите https://www.allaboutcookies.org/.
Определенные файлы cookie, которые мы используем
В приведенном ниже списке указаны файлы cookie, которые мы используем, и поясняются цели, для которых они используются. Мы можем время от времени обновлять информацию, содержащуюся в этом разделе.
- JSESSIONID: этот файл cookie используется сервером приложений для идентификации уникального сеанса пользователя.
- registrarToken: этот файл cookie используется для запоминания товаров, которые вы добавили в корзину .
- языковой стандарт: этот файл cookie используется для запоминания ваших региональных и языковых настроек.
- cookieconsent_status: этот файл cookie используется для запоминания того, отклонили ли вы уже уведомление о согласии на использование файлов cookie.
- _ga_UA-########: Эти файлы cookie используются для сбора информации о том, как посетители используют наш сайт.