Формирование личности — Психологос
Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:
- Биологический организм и его врожденный опыт;
- Научение через сочетательные рефлексы;
- Человек научился сам;
- Человека научили другие люди.
В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.
Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили.
Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.
Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→
В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.
В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей. См.→
В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором — человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→
Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.
Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.
Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.
Первые ростки личности — это упрямство малыша «Я сам», следующие шаги — отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже — взросление, и на всем пути — развитие разума и воли.
Воля
Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли. Одно помогает другому. См.→
Материнская любовь и формирование личности
И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.→
Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. Психология личности в трудах отечественных психологов
Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. Психология личности в трудах отечественных психологовВикиЧтение
Психология личности в трудах отечественных психологовКуликов Лев
Содержание
Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Основные темы и понятия раздела
• Факторы формирования личности.
• Движущие силы развития личности.
• Культурно-историческая концепция развития личности.
• Субъект познания, общения и деятельности.
• Личностная зрелость.
• Нравственная зрелость.
• Уровни становления личности.
• Индивидуальность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.48. Формирование личности
48. Формирование личности Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.В числе первых оказываются внешние образцы взрослости. Подгонка своего внешнего
Формирование личности ребенка в общении[11]
Формирование личности ребенка в общении[11] В советской психологии уже давно утвердился тезис о том, что родовая способность человека быть личностью не является биологически фиксированной, а обусловлена социально–историческими отношениями, в которые вступает каждый
26.
Социальная установка личности, её формирование и изменение26. Социальная установка личности, её формирование и изменение Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.Признаки социальной установки:1) социальный характер
29. Общество и формирование преступной личности
29. Общество и формирование преступной личности Социальная среда, под которой понимают общество, оказывает решающее влияние на формирование личности любого человека, в том числе и личности социальных индивидов. Воздействие общества на человека происходит на двух
90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также
Формирование личности[36] . А. Н. Леонтьев
Формирование личности[36]. А. Н. Леонтьев Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребенок
Формирование личности и открытие «Я»
Формирование личности и открытие «Я» – Ты… кто… такая? – спросила Синяя Гусеница. – Сейчас, право, не знаю, сударыня, – отвечала Алиса. – Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась. Льюис Кэрролл Я в своем представлении –
2.5. Формирование зрелости личности
2.
Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка
Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В
Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности
Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом.
Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля иЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности
ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности Семейное воспитание, как основная функция семьи в отношении к ребенку, является системой, формирующей и прививающей нормативную, этическую, моральную, психическую базу воспитываемому ребенку.Семья на
4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра
4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра После того, как мы выявили или создали объединяющий центр, у нас появляется возможность построить вокруг него новую личность — органичную, внутренне согласованную и объединенную в одно целое.Это
Раздел 1 Формирование Предпринимателя Жизни
Миф о развитии личности на протяжении всей жизни
Немецкий термин для обозначения развития Entwicklung вызывает образ цветка, медленно раскрывающего свои лепестки. Этот процесс имеет начало и конец. В какой-то момент цветок полностью раскрывается. Точно так же человеческое развитие начинается с зачатия и обычно заканчивается, когда человек становится взрослым. Неудивительно, что психология развития изначально ориентировалась на первые два десятилетия жизни человека.
В какой-то момент психологи развития также начали изучать влияние возраста на конец жизни. Здесь основное внимание уделялось успешному старению в условиях биологического упадка. Представление о развитии в начале жизни и упадке в конце жизни согласуется с наблюдаемым в природе круговоротом жизни.
В отличие от круговой концепции жизни, некоторые психологи развития предполагают, что некоторые психологические процессы продолжают развиваться на протяжении всей взрослой жизни. Идея развития или роста на протяжении всей жизни наиболее логична для психологических процессов, зависящих от обучения. В течение жизни человек приобретает знания и навыки. Хотя практика или ее отсутствие могут повлиять на производительность, люди с большим опытом могут опираться на свой прошлый опыт.
Личностные психологи расходятся во взглядах на развитие личности. Некоторые предполагают, что личность похожа на многие другие биологические черты. Они развиваются в детстве, когда мозг устанавливает связи. Однако, когда этот процесс завершен, личность остается достаточно стабильной. Более того, новый опыт может по-прежнему изменять нейронные паттерны и личность, но эти изменения будут идиосинкразическими и различаться от человека к человеку. Эти теории не предсказывают равномерного усиления некоторых черт личности во взрослом возрасте.
Альтернативная точка зрения состоит в том, что мы можем различать незрелые и зрелые личности и что личность меняется в направлении полностью зрелой личности, сродни полностью распустившемуся цветку. Более того, этот процесс развития или созревания личности не заканчивается в конце детства. Скорее, это пожизненный процесс, который продолжается на протяжении всей взрослой жизни. Соответственно, по мере взросления личность становится более зрелой.
Что такое зрелая личность?
Понятие развития личности во взрослом возрасте подразумевает, что некоторые черты личности более зрелые, чем другие. В конце концов, процессы развития имеют конечную цель, а конечной целью является зрелое состояние бытия.
Однако трудно совместить концепции личности и развития, потому что индивидуальность подразумевает вариации у разных людей, точно так же, как у разных типов цветов есть вариации с точки зрения количества, формы и цвета лепестков. Должны ли мы сказать, что цветок с большим количеством лепестков — лучший цветок? Какая форма или цвет лучше отражали бы цветок? Ответ заключается в том, что оптимального цветения не существует. Все цветы созрели, когда полностью раскрылись, но это зрелое состояние может выглядеть по-разному для разных цветов.
Некоторые психологи личности на самом деле не решили эту проблему, а скорее использовали понятие развития личности как ярлык для любых изменений личности, независимо от направления. «Термин «развитие личности», используемый в этой статье, не имеет отношения к направлению
изменений. Это означает, что развитие личности не обязательно является положительным изменением вследствие функциональной адаптации, роста или созревания» (Specht et al., 2014, стр. 217). Хотя раздражает, что исследователи могут ложно использовать термин «развитие», когда они имеют в виду изменение, это освобождает исследователей от конкретизации эволюционной теории развития личности.
Однако другие более серьезно относятся к понятию зрелой личности (например, Hogan & Roberts, 2004, см. также Specht et al., 2014). Соответственно, «зрелый человек с точки зрения наблюдателя будет приятным (поддерживающим и теплым), эмоционально стабильным (последовательным и позитивным) и добросовестным (выполняющим обязательства и играющим по правилам)» (Hogan & Roberts, 2008, стр. 9). . Согласно этой концепции зрелой личности, целью развития личности является достижение низкого уровня невротизма и высокого уровня доброжелательности и добросовестности.
Еще одна проблема для теорий развития личности заключается в существовании вариаций зрелых черт во взрослом возрасте. Если покладистость, добросовестность и эмоциональная стабильность так полезны во взрослой жизни, непонятно, почему некоторые люди биологически предрасположены к низкому уровню этих качеств. Основное объяснение изменчивости признаков заключается в том, что существуют компромиссы и что ни одна из крайностей не является оптимальной. Например, излишняя добросовестность может привести к чрезмерно регулируемому поведению, которое не адаптируется к изменениям в жизни, а излишняя покладистость делает людей уязвимыми для эксплуатации. Напротив, теории развития подразумевают, что люди с высоким уровнем невротизма и низким уровнем покладистости или добросовестности не полностью развиты и должны были бы объяснить, почему некоторые люди достигают зрелости.
Процессы развития также обычно имеют определенное время для завершения процесса. Например, цветы распускаются в определенное время года, оптимальное для опыления. У людей половое развитие завершается к концу подросткового возраста, чтобы обеспечить возможность размножения. Итак, резонно спросить, почему развитие личности не должно также иметь нормальное время завершения. Если для того, чтобы взять на себя задачи взрослого, включая рождение детей и заботу о них, требуется зрелость, этот процесс должен быть завершен в раннем взрослом возрасте, чтобы эти черты полностью развились, когда они понадобятся. Поэтому было бы разумно предположить, что большая часть развития завершается к 20 годам или, по крайней мере, к 30 годам, как это предлагают Коста и Маккрей (ср. Specht et al., 2014). Непонятно, почему созревание все еще происходит в среднем или пожилом возрасте.
Одним из возможных объяснений позднего развития может быть задержка или «задержка» развития у некоторых людей. Возможно, некоторые факторы окружающей среды препятствуют нормальному процессу развития, но причинные силы сохраняются и все еще могут вызывать нормативные изменения позже во взрослом возрасте. Другая возможность состоит в том, что развитие личности запускается событиями окружающей среды. Возможно, рождение детей или вступление в брак — это жизненные события, которые запускают развитие личности точно так же, как уровень тестостерона у мужчин снижается, когда они вступают в длительные отношения и заводят детей.
Короче говоря, теория развития на протяжении всей жизни сталкивается с некоторыми теоретическими трудностями, и возможны альтернативные прогнозы личности во взрослом возрасте.
Эмпирические утверждения
Wrzus and Roberts (2017) утверждают, что доброжелательность, добросовестность и эмоциональная стабильность повышаются от юного до среднего возраста, цитируя Roberts et al. (2006), Робертс и Мрочек (2008) и Лукас и Доннеллан (2011). Они также предполагают, что эти изменения происходят одновременно с жизненными переходами, ссылаясь на Блейдорна (2012, 2015), Ле Доннеллана и Конгера (2014), Лоди Смита и Робертса (2012), Шпехта, Эглоффа и Шмукле (2011) и Циммермана и Найера. (2013). Причинная роль жизненных событий подразумевается утверждением, что средние уровни признаков снижаются в пожилом возрасте (Berg & Johansson, 2014; Kandler, Kornadt, Hagemeyer, & Neyer, 2015; Lucas & Donnellan, 2011; Mottus, Johnson, Starr). и Нейер, 2012). Сосредоточив внимание на опыте работы, Ассельманн и Шпехт (2020) предполагают, что добросовестность возрастает, когда люди выходят на работу, и снова снижается при выходе на пенсию.
В недавней обзорной статье Косты, МакКрэя и Локкенхоффа (2019) также предполагается, что невротизм снижается, а доброжелательность и добросовестность увеличиваются в течение взрослой жизни. Однако они также отмечают, что эти возрастные тенденции «скромны». Они предполагают, что черты меняются примерно на один Т-показатель за десятилетие, что представляет собой стандартизированную среднюю разницу менее 0,2 стандартных отклонения за десятилетие. Однако этот размер эффекта подразумевает, что изменения могут достигать 1 стандартного отклонения в возрасте от 20 до 70 лет9. 0003
Совсем недавно Graham et al. (2020) резюмировали литературу, утверждая, что «в период взросления и среднего возраста доброжелательность, добросовестность, открытость и экстраверсия имеют тенденцию к увеличению, а невротизм имеет тенденцию к уменьшению» (стр. 303). Однако, когда они провели комплексный анализ 16 лонгитюдных исследований, результаты оказались совсем другими. Самое главное, приятность не увеличилась. Комбинированный эффект был b = 0,02 с 95% ДИ, который включал ноль, b = от -0,02 до 0,07. Несмотря на отсутствие доказательств того, что уступчивость увеличивается с возрастом во взрослой жизни, авторы «предварительно предполагают, что уступчивость может увеличиваться с течением времени» (стр. 312).
Результаты для добросовестности еще более разрушительны для теории взросления. Здесь большинство наборов данных показывают снижение сознательности, а средний размер эффекта является статистически значимым, b = -0,05, 95% ДИ = от -0,09 до -,02. Однако размер эффекта невелик, что позволяет предположить отсутствие заметной возрастной тенденции в добросовестности.
Единственной чертой, которая показала предсказанную возрастную тенденцию, был невротизм, но размер эффекта снова был небольшим, а верхняя граница 95% ДИ была близка к нулю, b = -0,05, 95% ДИ = от -,09 до -,01.
Таким образом, недавние данные нескольких лонгитюдных исследований ставят под сомнение утверждение о том, что личность развивается во взрослом возрасте. Однако лонгитюдные исследования часто ограничиваются довольно короткими временными интервалами от нескольких лет до одного десятилетия. Если размеры эффекта за одно десятилетие невелики, его можно легко замаскировать артефактами метода (Costa et al., 2019). Хотя перекрестные исследования имеют свою собственную проблему, они имеют то преимущество, что гораздо легче охватить весь возрастной диапазон взрослой жизни. Ключевая проблема перекрестных исследований заключается в том, что возрастные эффекты можно спутать с когортными эффектами. Однако при наличии нескольких поперечных исследований, проведенных в разные годы, можно разделить когортные эффекты и возрастные эффекты. (Фосс и Виншип, 2019 г.).
Прогнозы модели
Модель зрелости также делает некоторые прогнозы возрастных тенденций для других конструкций. Один из прогнозов состоит в том, что благополучие должно повышаться по мере того, как личность становится более зрелой, поскольку многочисленные метаанализы показывают, что эмоциональная стабильность, доброжелательность и добросовестность предсказывают более высокое благополучие (Anglim et al., 2020). При этом фальсификация этого прогноза не делает модель зрелости недействительной. Возможно, что другие факторы снижают благополучие в среднем возрасте или что более высокая зрелость не приводит к более высокому благополучию. Однако, если модель зрелости правильно предсказывает влияние возраста на благополучие, это укрепит модель. Поэтому я проверил влияние возраста на благополучие и проверил, объясняются ли они развитием личности.
Статистический анализ
Фосс и Уиншип (2019) отметили, что «несмотря на существование сотен, если не тысяч статей и десятков книг, нет единого мнения о том, как адекватно анализировать данные о возрасте, периоде и когорте» ( стр. 468). Это относится и к исследованиям развития личности. Многие из этих исследований не принимают во внимание когортные эффекты или игнорируют несоответствия между поперечными и лонгитюдными результатами.
Фосс и Уиншип отмечают, что проблема идентификации возникает, когда эффекты когорты, периода и возраста являются линейными, но не в том случае, если тренды имеют различное распределение. Например, если возрастные эффекты нелинейны, можно различать линейные когортные эффекты, линейные эффекты периода и нелинейные возрастные эффекты. Поскольку ожидается, что взросление будет оказывать более сильное влияние в раннем взрослом возрасте, чем в среднем, и может фактически показать снижение в более старшем возрасте, вполне правдоподобно ожидать нелинейного возрастного эффекта. Таким образом, я изучил возрастные эффекты в Немецкой социально-экономической панели, используя статистическую модель, которая исследует нелинейные возрастные эффекты, контролируя линейные когортные и линейные эффекты периода.
Кроме того, я включил показатели семейного положения и рабочего статуса, чтобы проверить, объясняются ли эффекты возраста хотя бы частично этим жизненным опытом. Включение этих показателей также может помочь в идентификации модели (Fosse & Winship, 2019). Например, работа и брак имеют хорошо известные возрастные эффекты. Таким образом, любые возрастные эффекты на личность, опосредованные возрастом, легко отличить от когортных или периодических эффектов.
Измерение личности
Еще одним ограничением многих предыдущих исследований является использование суммы баллов в качестве меры личностных качеств. Хорошо известно, что на эти суммарные оценки влияют стили ответа (Anusic et al., 2009).). Более того, на суммарные баллы влияют конкретные элементы, которые были выбраны для измерения черт «большой пятерки», и конкретные элементы могут иметь свои возрастные эффекты (Costa et al., 2019; Terracciano, McCrae, Brant, & Costa, 2005). Используя подход со скрытыми переменными, можно скорректировать случайные и систематические ошибки измерения и влияние возраста на отдельные элементы. Поэтому я использовал модель измерения личности, которая корректирует склонность к согласию и ореолу (Anusic et al., 2009). Спецификацию модели и подробные результаты можно найти на OSF (https://osf.io/vpcfd/).
Модель, предполагающая только влияние возраста, не соответствовала данным, а также модель, которая также учитывала эффекты когорты и периода, chi2(df = 211) = 6651, CFI = 0,974, RMSEA = 0,021 по сравнению с chi2( df = 201) = 5866, CFI = 0,977, RMSEA = 0,020 соответственно. Это открытие показывает, что возрастные эффекты смешиваются с другими эффектами в моделях, которые не определяют влияние когорты или периода.
На рис. 1 показано влияние возраста на признаки Большой пятерки.
Результаты не поддерживают модель созревания. Самый противоречивый вывод — сильное негативное влияние возраста на приятность. Однако другие черты также не демонстрировали непрерывной тенденции на протяжении всей взрослой жизни. Добросовестность увеличивалась с 17 до 35 лет, но впоследствии оставалась неизменной, в то время как Открытость немного снижалась до 30 лет, а затем постоянно увеличивалась.
Чтобы проверить надежность этих результатов, я провел анализ чувствительности с различными элементами управления. Результаты для приятности показаны на рисунке 2.
Все модели показывают тенденцию к снижению, но размеры эффекта различаются. Отсутствие контроля, контроль либо когортных эффектов, либо временных эффектов приводит к уменьшению возрастной тенденции, но размер эффекта невелик, поскольку большинство показателей отклоняются менее чем на 0,2 стандартных отклонения от среднего (т. Е. Ноль). Однако контроль времени и когортных эффектов приводит к сильному уменьшению, наблюдаемому на рисунке 1. Контроль смещения гало дает лишь небольшую разницу. Возможно, что модель, которая корректирует когортные и временные эффекты, дает чрезмерную коррекцию, потому что трудно различить возрастные и временные эффекты. Однако ни один из этих результатов не согласуется с предсказаниями модели взросления о том, что покладистость увеличивается на протяжении взрослой жизни.
На рис. 3 более подробно рассматривается невротизм. В отличие от модели созревания, большинство моделей демонстрируют слабое усиление невротизма. Единственная модель, показывающая слабое снижение, контролирует только когортные эффекты. Одно из возможных объяснений этого вывода состоит в том, что трудно провести различие между нелинейным и линейным возрастными эффектами и что отрицательный временной эффект на самом деле является возрастным эффектом. Даже если бы это было правдой, размер эффекта возраста невелик.
Результаты для добросовестности наиболее согласуются с гипотезой созревания. Все модели показывают значительное увеличение в возрасте от 17 до 20 лет и по-прежнему значительное увеличение в возрасте от 20 до 35 лет. На этом этапе уровни добросовестности остаются довольно стабильными или снижаются в модели, учитывающей только когортные эффекты. Хотя эти результаты наиболее согласуются с моделью взросления, они не подтверждают предсказание непрерывного процесса на протяжении всей взрослой жизни. Увеличение ограничивается ранним взрослением и сильнее в начале взрослой жизни, что согласуется с биологическими моделями развития (Costa et al., 2019).).
Хотя это и не центральное место в модели взросления, я также исследовал влияние контроля на возрастные эффекты Экстраверсии и Открытости.
Экстраверсия показывает очень небольшое увеличение с течением времени в модели без элементов управления и модели, которая контролирует только эффекты периода (времени). Однако эта тенденция становится отрицательной в моделях, учитывающих когортные эффекты. Однако все размеры эффектов малы.
Открытость показывает разные результаты для моделей, которые учитывают когортные эффекты или нет. Без учета когортных эффектов открытость снижается. Однако с учетом когортных эффектов открытость остается относительно неизменной до 30 лет, а затем постепенно увеличивается. Эти результаты предполагают, что предыдущие поперечные исследования могли ошибочно интерпретировать когортные эффекты как возрастные эффекты и что открытость не снижается с возрастом.
Работа и брак как посредники
Психологи-личностные психологи сосредоточили внимание на двух теориях, объясняющих рост сознательности в раннем взрослом возрасте. Некоторые личностные психологи предполагают, что это отражает конечную стадию биологического процесса, который усиливает саморегуляцию в детстве и подростковом возрасте (Costa & McCrae, 2006; Costa et al., 2019). Предполагается, что этот процесс завершается к 30 годам. Настоящие результаты предполагают, что это может произойти немного позже, в возрасте 35 лет. Альтернативная теория заключается в том, что социальные роли влияют на личность (Roberts, Wood, & Smith, 2005). Ключевой прогноз теории социальных инвестиций заключается в том, что развитие личности происходит, когда взрослые берут на себя важные социальные роли, такие как работа на полную ставку, вступление в долгосрочные романтические отношения (брак) или воспитание детей.
SOEP позволяет проверить теорию социальных инвестиций, поскольку включает вопросы о работе и семейном положении. Большинство молодых людей начинают работать полный рабочий день в возрасте 20 лет, что позволяет предположить, что опыт работы может привести к повышению сознательности в этот период. В Германии брак заключается позже, когда людям за 30. Таким образом, брак представляет собой особенно интересную проверку теории социальных инвестиций, поскольку брак возникает, когда биологическое созревание в основном завершено.
На рис. 7 показано влияние возраста на рабочий статус. Возрастной эффект отчетливо виден для всех моделей и лишь в незначительной степени зависит от учета когортных или временных эффектов.
На рис. 8 показана цифра семейного положения с совместно проживающими участниками, которые считаются состоящими в браке. Цифра подтверждает, что большинство немцев вступают в длительные отношения в возрасте 30 лет.
Чтобы изучить вклад работы и брака в развитие добросовестности, я включил брак и работу в качестве предикторов добросовестности. В этой модели влияние возраста на добросовестность можно разложить на (а) влияние, опосредованное работой (возраст -> работа -> С), (б) влияние, опосредованное браком (возраст -> замужем -> С) и влияние возраста, опосредованное неизмеряемыми переменными (например, биологическими процессами). Результаты аналогичны для различных моделей, и я представляю результаты для модели, учитывающей когортные и временные эффекты.
Результаты не показывают влияния брака; то есть размер эффекта косвенного эффекта близок к нулю, но и работа, и неизмеренные медиаторы вносят свой вклад в общий возрастной эффект. Неизмеренные медиаторы производят ступенчатое увеличение в начале 20-х годов. Этот вывод согласуется с гипотезой биологического созревания. Более того, неизмеряемые медиаторы вызывают постепенное снижение в течение жизни с неожиданным всплеском в конце. Эта траектория может быть признаком когнитивного снижения. Эффект работы возрастает гораздо более постепенно и согласуется с теорией социальной роли. Соответственно, снижение сознательности после 55 лет связано с выходом на пенсию. Негативное влияние выхода на пенсию на сознательность поднимает некоторые интересные теоретические вопросы об определении личности. Действительно ли выход на пенсию меняет личность или просто меняет ситуационные факторы, влияющие на сознательное поведение? Чтобы разделить эти гипотезы, было бы важно изучить поведение вне работы, но мера черты, которая использовалась в этом исследовании, не дает информации о согласованности поведения в разных ситуациях.
Ключевым выводом является то, что данные согласуются с двумя теориями, которые часто рассматриваются как взаимоисключающие и конкурирующие гипотезы. Настоящие результаты показывают, что биологические процессы и социальные роли способствуют развитию сознательности в раннем взрослом возрасте. Однако нет никаких доказательств того, что этот процесс продолжается в среднем или позднем взрослом возрасте, и ролевые эффекты, как правило, исчезают, как только люди выходят на пенсию.
Развитие личности и благополучие
Один взгляд на личность предполагает, что изменчивость личности — это нормально, и что ни одна черта личности не лучше другой. Напротив, модель взросления предполагает, что некоторые черты более желательны, хотя бы потому, что они способствуют выполнению ролей во взрослой жизни, таких как работа или поддержание отношений (McCrea & Costa, 1991). Соответственно, более зрелые особи должны иметь более высокое благосостояние. Хотя мета-анализы предполагают, что это так, они часто не контролируют предвзятость оценок. Если принять во внимание предвзятость оценок, положительные эффекты доброжелательности и добросовестности не всегда обнаруживаются и невелики (Schimmack, Schupp, & Wagner, 2008; Schimmack & Kim, 2020).
Еще одна проблема теории взросления заключается в том, что благополучие имеет тенденцию к снижению от раннего к среднему взрослому возрасту, когда взросление должно приносить пользу. Однако возможно, что это ухудшение самочувствия объясняется другими факторами, а взросление смягчает эти негативные эффекты. Чтобы проверить эту гипотезу, я добавил в модель удовлетворенность жизнью и исследовал медиаторы влияния возраста на удовлетворенность жизнью.
Проверка прямой связи черт личности и удовлетворенности жизнью подтвердила, что на оценки удовлетворенности жизнью наиболее сильно влияет невротизм, b = -0,37, se = 0,01. Стили ответов также оказали заметное влияние; гало b = 0,15, se = 0,01, согласие, b = 0,19, сэ = 0,01. Влияние остальных черт Большой пятерки было слабым: E b = 0,078, se = 0,01, A = 0,07, se = 0,01, C = 0,02, se = 0,005, O = 0,07, se = . 01. Слабое влияние добросовестности делает маловероятным, что влияние возраста на добросовестность влияет на влияние возраста на удовлетворенность жизнью.
На следующем рисунке показано влияние возраста на удовлетворенность жизнью. Общий эффект довольно плоский и показывает только увеличение в 60-х годах.
За наиболее стабильным уровнем удовлетворенности жизнью скрываются две противоположные тенденции. По мере того, как люди выходят на рынок труда и вступают в брак, удовлетворенность жизнью на самом деле возрастает. Положительная траектория работы меняется на противоположную, когда люди выходят на пенсию, в то время как положительный эффект брака сохраняется. Однако положительные эффекты работы и брака сводятся на нет необъяснимыми факторами, снижающими благополучие до 50 лет, когда наблюдается отскок. Нейротизм не является существенным медиатором, поскольку возраст не оказывает заметного влияния на невротизм. Сознательность не является заметным посредником, потому что она не предсказывает удовлетворенность жизнью.
Основной вывод из этих открытий заключается в том, что достижение основных вех взрослой жизни связано с повышением благополучия, но эти положительные эффекты не объясняются развитием личности.
Обсуждение
Повествовательные обзоры утверждают, что личность неуклонно развивается на протяжении взрослой жизни. Например, в только что опубликованном обзоре литературы Робертс и Юн утверждают, что «приятность, добросовестность и эмоциональная стабильность неуклонно возрастают в среднем возрасте» (стр. 10). Робертс и Юн также утверждают, что «формирование серьезных партнерских отношений связано с уменьшением невротизма и повышением добросовестности» (стр. 11). Проблема с этими общими и расплывчатыми утверждениями заключается в том, что они игнорируют несоответствия между поперечными и продольными анализами (Lucas & Donnellan, 2011), несоответствиями между популяциями (Graham et al., 2020) и размерами эффекта (Costa et al., 2019).).
Настоящие результаты бросают вызов этой упрощенной истории развития личности. Во-первых, только добросовестность демонстрирует заметное увеличение от позднего подросткового до среднего возраста, и большая часть изменений происходит в раннем взрослом возрасте до 35 лет. Во-вторых, формирование долгосрочных отношений не повлияло на невротизм или добросовестность. Участие в рабочей силе действительно повысило сознательность, но эти достижения были потеряны, когда пожилые люди вышли на пенсию. Если бы добросовестность была признаком зрелости, то непонятно, почему она уменьшалась бы после того, как была приобретена. Короче говоря, история развития на протяжении всей жизни не основана на научных фактах.
Понятие развития личности проблематично и с теоретической точки зрения. Это означает, что некоторые черты личности лучше, более зрелые, чем другие. Это привело к призывам к вмешательству, чтобы помочь людям стать более зрелыми (Bleidorn et al., 2019). Однако это предложение навязывает ценности и неявно обесценивает людей с неправильными чертами. Альтернативная точка зрения рассматривает личность как вариацию без оценочного суждения. Соответственно, может быть оправдано помогать людям изменить свою личность, если они хотят изменить свою личность, точно так же, как изменение пола теперь считается личным выбором без навязывания людям гендерных норм. Однако было бы неправильно подвергать людей программам, направленным на изменение их личности, точно так же, как сейчас считается неправильным подвергать людей вмешательствам, направленным на их сексуальную ориентацию. Даже если люди хотят измениться, неясно, насколько личность может быть изменена. Таким образом, еще одна цель должна заключаться в том, чтобы помочь людям с различными личностными чертами чувствовать себя хорошо и жить полноценной жизнью, которая позволяет им выражать свою подлинную индивидуальность. Довольно слабая взаимосвязь между многими личностными чертами и благополучием предполагает, что высокое благополучие возможно при самых разных личностях. Основным исключением является невротизм, оказывающий сильное негативное влияние на самочувствие. Однако вопрос здесь в том, насколько эти отношения обусловлены расстройствами настроения, а не нормальными личностными вариациями. Эффект также может быть смягчен социальными факторами, которые вызывают стресс и тревогу.
В заключение, понятию развития личности не хватает четких теоретических основ и эмпирической поддержки. Хотя на протяжении жизни происходят некоторые относительно небольшие изменения среднего уровня личности, они относительно незначительны по сравнению с большими стабильными различиями в личностных чертах у разных людей. Вместо того, чтобы рассматривать эту изменчивость как застывшую форму развития, ее следует прославлять как разнообразие, обогащающее жизнь каждого.
Конфликт интересов : Мои взгляды могут быть предвзятыми из-за моей (незрелой) личности (высокая N, низкая A, низкая C).
П.С. Я попросил Брента У. Робертса дать комментарий, но он отказался от этой возможности. Пожалуйста, поделитесь своими комментариями в разделе комментариев.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Что такое психология личности?
Диплом об окончании средней школы/GED Some CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree
Желаемая степеньDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate
Интересующая программаВсе программыПрикладной анализ поведенияДетская/подростковая психологияКлиническая психологияПсихология консультированияПсихология развитияСудебная/уголовная психологияПромышленная/организационная психологияПсихология брака и семьиКонсультации по психическому здоровьюШкольное консультированиеСоциальная работаКонсультирование по вопросам злоупотребления психоактивными веществами/зависимости
90 002 Рекламный контентПсихология личности — это академическая дисциплина, которая занимается научным изучением моделей и вариаций личности. . Эта уникальная отрасль психологии опирается на теории социальной, когнитивной, поведенческой и даже эволюционной психологии.
Что такое психология личности?
Эта отрасль психологии изучает то, как личность развивается внутри психики и под влиянием общества. Психологи личности стремятся составить всеобъемлющую картину личности, сравнивая различия и сходства между людьми.
Понятие личности относится к совокупности индивидуальных ценностей, чувств, мыслей и поведения, проявляемых с течением времени. Однако многие крупные отрасли психологии имеют свои собственные исключительные теории о том, что такое личность и как формируется личность.
Каковы основные теории личности?
С исторической точки зрения Фрейд и его коллеги-психоаналитики верили в теорию психодинамики, которая утверждала, что личность формируется посредством преобразования психической энергии в поведение. Фрейд также считал, что личность делится на три части: Ид, Эго и Супер-Эго.
Однако бихевиористы были категорически против этих абстрактных представлений о личности человека в реальном мире. Бихевиористы считали, что личность — это внутренние, механические реакции человека и последующая обусловленность раздражителями окружающей среды.
Современные исследования личности начали меняться, когда Альберт Бандура и другие специалисты по социальной когнитивной психологии представили целостный взгляд на формирование личности. Их теории исследуют, как воспоминания, эмоции, когнитивные обоснования и взаимодействие с окружающей средой влияют на личность. Современное изучение личности также находится под сильным влиянием передовых областей генетики, эволюции и биопсихологии.
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Как проверяется личность?
На самом деле существует только два типа личностных тестов: объективные и проективные.
Объективные тесты основаны на предположении, что личность поддается когнитивной оценке и самоизмерению с помощью углубленных опросников. Объективные личностные тесты имеют тенденцию быть более обоснованными с научной точки зрения, поскольку тесты можно статистически анализировать с помощью стандартных экспериментальных процедур.
С другой стороны, проективные тесты основаны на предположении, что личность не поддается когнитивной оценке. Следовательно, его можно проанализировать только путем измерения того, как люди реагируют на неоднозначные стимулы, такие как тесты на чернильные пятна. Хотя эти проективные тесты раскрывают очень важную информацию о человеке, их научная достоверность ограничена.
Какое образование требуется?
Изучение личности — это раздел психологии. Поэтому учащиеся обычно получают обычную степень в области психологии, которая закладывает основу для понимания черт характера и поведения. Курсы базовой психологии также изучают различные личные и социальные обстоятельства, которые формируют личность человека.
Студенты, желающие специализироваться на изучении личности, обычно проходят углубленную сертификацию или магистерскую программу, охватывающую социальную, ненормальную и межкультурную психологию. Эти программы также будут изучать человеческое развитие, теории личности и психологические показатели и оценки.