Психология личности понятие личности: определение, структура и основные теории развития.

Личность. Понятие личности.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство — неповторимость — называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально — философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе.

Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно — практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека — процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие.

В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам — опыт разнообразной деятельности и т. д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно — формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон — социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой — влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во — первых

: умственное воспитание.

Во — вторых: физическое воспитание.

В — третьих: техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре.

Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему — всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение — является аналогом учению.

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

ВЫВОД

Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому — то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью -субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Индивид и личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от» детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка).

Далее, «…личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [1].

Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи).

Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.

Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность.

Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».

Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида.

Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект).

В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение).

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность и индивидуальность. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека [2]. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как «вписывается» этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный. Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей.

Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». А.С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает» [3].

Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся.


1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 385.

2 Развернутому рассмотрению психологических черт индивидуальности посвящена часть IV.

3 Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. V. — С. 363.





НАВЕРХ

Что такое психология личности? – Лучший магистр психологии

Психология личности – это очень широкая область психологических исследований, включающая наблюдение за концепцией личности и ее различиями между людьми. Эта область психологии рассматривает общий психологический состав людей, психологические различия между людьми и сходства, обнаруженные в человеческой природе. Поскольку это такое открытое поле со многими динамиками, давайте попробуем разбить тему, чтобы ее лучше понять.

SNHU

Избранная программа: онлайн-программы бакалавриата и магистратуры по психологии с возможностью сосредоточиться на зависимостях, прикладной психологии, развитии детей и подростков, судебной психологии, психическом здоровье, социальной психологии или психологии ввода-вывода.

Запросить информацию

Университет Гранд-Каньон

Рекомендуемая программа: Степени психологии и консультирование

Запросить информацию

Purdue University Global

Рекомендуемая программа: Магистр психологии

Запросить информацию

Университет Уолдена

Рекомендованная программа: Онлайн-магистр психологии

Запросить информацию

Университет Капелла

Рекомендованная программа: Онлайн-программы включают степень бакалавра психологии, а также программы магистратуры, докторантуры и психологии более десяток специальных направлений.

Запросить информацию

Liberty University

Избранная программа: Магистр гуманитарных наук в области пастырского консультирования

Запросить информацию

Определение личности

Личность — настолько сложное понятие, что в психологии действительно не существует единого определения. В общем, личность — это уникальный набор характеристик человека, которые влияют на его убеждения, мотивацию, эмоции, поведение и даже на окружающую среду. Личность также может относиться к укоренившимся образцам мыслей, поведения и мотиваторов, которые развиваются на протяжении всего их жизненного цикла, чтобы влиять на то, как они воспринимают окружающий мир, а также на их убеждения, самовосприятие и отношение. Изучение личности в отношении психологии проводилось на протяжении многих лет с помощью многочисленных теорий. Эти теории формируют взгляды отдельных практиков и исследователей на психологию личности и влияют на них. В то время как одна конкретная теория может направлять практику эксперта, большинство профессионалов-психологов объединяют теории, чтобы понять личность и помочь людям двигаться к психологическому благополучию.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Теории личности

Существует множество психологических теорий личности, однако все они подпадают под общие рамки типов теорий. Эти типы включают теории черт, теории типов, психоаналитические теории, бихевиористские теории и гуманистические теории. Есть и другие, но эти самые распространенные.

Теории черт сосредотачиваются на психологических чертах, которые обычно остаются стабильными во времени. Эти черты представляют собой индивидуальные модели понимания и взаимодействия с окружающим миром. Черты различны для всех людей, и они, как правило, влияют на поведение человека. Теории типов анализируют тип личности или то, как люди классифицируются. Теория типов имеет тенденцию рассматривать личность на основе абсолютов, а не в той или иной степени на континууме, как это делает теория черт.

Психоаналитическая теория была основана Зигмундом Фрейдом. Эти теории личности объясняют человеческое поведение посредством взаимодействия между различными компонентами личности. Психоаналитические теории наблюдают и анализируют психологический конфликт и его разрешение. Бихевиористская теория, с другой стороны, смотрит на человека со стороны и исследует, как внешние события и взаимодействия влияют на поведение.

В социальных когнитивных теориях поведение определяется ожиданиями или познаниями. Эти познания связаны с ожиданиями и убеждениями человека об окружающем мире, особенно о людях в его жизни. Эти теории делают акцент на когнитивных процессах мышления или суждения. Гуманистические теории вращаются вокруг идеи о том, что у людей есть свобода воли. Эти теоретики считают, что субъективный характер опыта каждого человека влияет на его поведение и зависит от того, как человек придет к своим собственным выводам относительно этого поведения.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Это обзор многочисленных подходов к психологии личности. Если вы рассматриваете специализацию в области психологии, стоит понять психологию личности, поскольку это увлекательная область исследования, которая может быть практически применима к различным областям, отраслям и карьере.

Цели психологии личности

Фундер определяет личность с точки зрения психологической триады. Он сказал, что личность — это «характерные модели мышления, эмоций и поведения человека, а также психологические механизмы — скрытые или нет — стоящие за этими моделями». Стремление понять личность — это, по сути, попытка понять человека в целом. Фундер признает, что цель психологии личности — понять человека сразу в целом — настолько колоссальная задача, что практически невыполнима. Поскольку задача настолько непосильна, психологи личности подошли к ней с разных точек зрения, которые Фундер называет 9.0067 основные подходы . Каждый подход задает отдельный вопрос и фокусируется на ограниченной части личности.

Подход черт задает вопрос, чем люди отличаются друг от друга, и разработал способы измерения этих различий. Исторически сложилось так, что психологи, разрабатывавшие показатели черт характера, не интересовались большими теориями личности, такими как теория Фрейда. Таким образом, подход, основанный на чертах, существовал десятилетиями, в основном оторванный от более теоретических подходов, связанных только с измерением личности.

Биологический подход ставит вопрос о том, как биологические структуры, такие как гены, нейротрансмиттеры, гормоны и определенные области мозга, влияют на личность. Этот подход также изучает, как эти структуры развивались на протяжении истории человечества. Биологический подход в последнее время значительно продвинулся вперед благодаря новым технологиям изучения мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография ( фМРТ ), и достижениям в области молекулярной генетики, которые привели к идентификации всех примерно 25 000 генов в ДНК человека.

Психоаналитический подход задает вопрос о том, как бессознательное — часть нашего разума, которую мы не осознаем — влияет на наши мысли, чувства и поведение. Фрейд утверждал, что бессознательное в первую очередь ответственно за все, что мы делаем. Если это правда, то большую часть времени мы не осознаем истинных причин нашего поведения. Это приводит к пессимистическому мнению о том, что свобода воли — это иллюзия и что у нас мало сознательного контроля над своей жизнью, вывод, который европейские психологи, кажется, принимают больше, чем американские психологи. Возможно, за этот пессимизм частично ответственна гораздо более длинная история этнических конфликтов и войн в Европе.

Феноменологический подход задает вопрос о том, как сознательный выбор влияет на нашу жизнь. В отличие от психоаналитического подхода, феноменологический подход предполагает, что мы обычно осознаем причины, по которым делаем то, что делаем. Гордон Олпорт, пожалуй, самый влиятельный американский личностный психолог, однажды сказал: «Если вы хотите что-то узнать о человеке, почему бы сначала не спросить его?» Психологи, использующие феноменологический подход, считают, что люди могут делать свободный выбор, и это приводит к оптимистическому мнению, что у нас есть творческий контроль, чтобы со временем сделать нашу жизнь более удовлетворительной и значимой. Возможно, американцы более склонны к такому подходу, чем европейцы, потому что Америка традиционно рассматривается как страна возможностей, где каждый может осуществить американскую мечту.

Подход к обучению и когнитивным процессам ставит вопрос о том, как взаимодействие с окружающей средой влияет на нашу личность. Этот подход, как и феноменологический, касается изменений личности, особенно изменений, которые происходят, когда мы меняем способ интерпретации событий. Этот подход также очень популярен в Америке.

Фундер отмечает, что многие психологи, работающие с одним из этих подходов, считают свой подход превосходящим другие. В частности, те, кто придерживается психоаналитического подхода, считают, что бессознательные влияния более многочисленны и важны, чем сознательные влияния, в то время как сторонники феноменологического подхода считают, что верно обратное. Психологи, которые изучают устойчивые черты личности, часто конфликтуют с психологами обучения, которые изучают, как окружающая среда меняет людей. Но Фундер считает, что этот конфликт — иллюзия, потому что каждый подход ставит разные вопросы и фокусируется на разных аспектах личности. Это напоминает историю о слепых и слоне.

Когда в город приехал цирк, пятеро слепых, которые слышали о слонах, но никогда не были рядом с одним из них, присоединились к горожанам, которые роились вокруг одного из слонов, чтобы узнать, на что это похоже. После того, как слепые коснулись части слона, они вернулись в дом, где жил один из них, чтобы поговорить об этом. Человек, потрогавший ухо, сказал: «Слон похож на грубый кожаный веер». — Нет, — сказал второй, ощупавший ствол. «Это как длинный шланг». Остальные в свою очередь не согласились. «Это похоже на могучую колонну», — сказал человек, ощупавший ногу. «Похоже на огромную стену», — сказал человек, который ощупал бок слона. «Это похоже на длинную острую саблю», — сказал главный, который почувствовал бивень

Эта история должна послужить предостережением для тех, кто считает, что один базовый подход позволяет увидеть личность более точно, чем другие. Возможно, правда в том, что каждый подход — это другой способ увидеть часть целого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *