Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет)
1 ноябряМладший школьный возраст: в помощь педагогам
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности в каждый возрастной период: младенцы – непосредственно эмоциональное общение; раннее детство – манипулятивная деятельность; дошкольники – игровая деятельность; младшие школьники – учебная деятельность; подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни в среднем занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением социальных границ ребенка и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным человеком. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
Физиологические особенности развития в младшем школьном возрасте.
Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам).
Нервная система младших школьников неустойчива. Возбуждение и торможение нервной системы связано с ее малой подвижностью. Баланс между нервным возбуждением и торможением не сложился. Отсюда быстрая утомляемость, невозможность долго выполнять монотонную работу, младшие школьники быстро отвлекаются, не умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Также отмечается торопливость в действиях, неточность, неаккуратность.Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ.
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».
Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к бегу, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. С возраста 5-7 лет до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая скорость роста тела. Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.
Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках этой деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних — леность мысли, у других — отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих — повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.
Память и запоминание. Младшие школьники запоминают первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тесты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему. Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Общение. Обычно потребности младших школьников в общении, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. В первом классе взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя учительница). 3-4 класс — этап формирования детского коллектива (мы и наша учительница). Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам. Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем — четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).
Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению. Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Зачем ребёнку подростковый кризис?
Подростковый возраст, кризис подросткового возраста – как часто мы слышим эти слова, как много написано добрых советов как поступать в этот период учителю, родителю. Хочу представить вам статью Ковалевой Натальи Владимировны, психотерапевта, члена ECPP — the Europian Confederation of Psychoanalytical Psychotherapia (Вена, Австрия), члена правления Русского психоаналитического Общества детских и подростковых глубинных психотерапевтов (Москва, Россия), в которой она рассматривает наиболее важный, на мой взгляд, вопрос: Зачем ребёнку подростковый кризис?
Почему у подростков возникают депрессия или анорексия, признаки сексуальной ненормальности или насилие? Почему подросток лежит всё время, и его ничего не радует? Почему в семье, где ребёнку исполняется 11–12 лет, начинают происходить невероятные конфликты по поводу учёбы, краж, безделья, беспорядка и этот ад для родителей продолжается несколько лет? Ребёнка подменили?
Вовсе нет. Поздравляю! Ваш ребёнок ступил на дорогу взросления, которая, как ни странно, начинается с возврата в детство. Подростковый возраст — это фаза развития человека, в которой происходит трансформация личности на телесном и психическом уровнях. Это период перехода между детством и взрослостью считается нормальной кризисной ситуацией.
Подросток должен пройти несколько периодов переходного возраста и решить всего лишь 4 задачи:
- Отделение от родителей (сепарация) (Я) − (10–12 лет).
- Индивидуация (Кто я? Какой я?) − (12–14 лет).
- Образование новых связей (За кого я? Кто за меня?) − (14–17 лет).
- Интеграция новой целостности себя, выбор жизненного пути (С кем я? Кто со мной?Какова моя роль?) − (17–21 год).
Что происходит в раннем подростковом возрасте (10–11 лет)? Здесь две главные вещи: это тело и родители. В этот период подросток сталкивается с первыми проблемами: изменение скорости мышления, изменение почерка в худшую сторону, появление запаха от тела. Каждое утро нужно привыкать к «новым» габаритам тела и отражению лица в зеркале, к пальцам, к координации движений, к скорости мышления (которая почему-то начинает падать), а влечения и желания нарастают. Все эти изменения раздражают, пугают, а затем просто злят ребёнка. Подросток вынужден ежедневно учиться почувствовать границы своего тела, принимать «новое» тело и верить, что этот образ сегодня примут другие, что сегодня не скажут «Ты неуклюжий», «У тебя что руки-крюки?», «Ты что тупишь?», «Ты безобразно стал писать», «Ты что так воняешь?»…, что его поддержат и поймут.
Принятие образа тела долгий и внутрипсихически очень сложный процесс. Он длится от 11 до 21 года и течёт у каждого подростка индивидуально.
Одновременно с телесными изменениями начинается изменение отношений с окружающими и, прежде всего, страдают родители. Подросток буквально атакует родителей, сталкивает их с пьедестала. Родители перестают быть важными внутрипсихическими фигурами в жизни подростка. Как подростку можно психически отделиться от родителей? Инструментов для выбора у подростка немного. Самый привычный — агрессия.
Агрессия сразу даёт расстояние между людьми. Агрессия — лучший способ отделения от родителей. Есть разнообразные способы использовать агрессию: непослушание, восстание, байкот, противоправное поведение, проверка родителей «на вшивость», атака на требования, манипуляции, откровенное обесценивание, символическое «убийство» родителя (удаление из друзей в социальной сети, удаление из списка контактов телефона, сброс звонка и пр.).
При этом физически подросток ещё зависим от родителя, он не готов в полной самостоятельности. Поэтому агрессия периодически сменяется другим видом поведения − регрессия. Регрессия — это возврат к раннему возрасту (обычно период от рождения до 5–6 лет), где с ребёнком происходили хорошие события или была психотравма (к точкам фиксации). И тогда подросток вдруг становится беспомощным, чувствует себя одиноким, одолеваемым различными страхами и тревогами, горюющим о потере чего-либо и пр.. В такие моменты агрессия к родителям проявится так же, как это делает ребёнок 2–5 лет. Так чередуется у подростка, то агрессия, то регрессия. Родители на это поведение подростка чаще отвечают раздражением, страхами и тревогами.
Не забывайте, что сепарация − это нормально для подростка. Его задача в данном периоде — психически отделиться от родительских фигур, выделить своё «Я». Если сепарации не происходит, то подросток задержится на данной стадии, так и не научившись говорить «Я», «Я решил», «Я хочу», постоянно звонит родителям, живёт с родителями до преклонных лет, ничего не может самостоятельно решить и стыдится своего отделения от родителей. Если процесс отделения прошёл благополучно, то начинается процесс индивидуации (12–14 лет). Подросток теряет образ прежнего себя. Первым показателем этой стадии является потеря чувства времени.
Важная задача этого периода заключается в том, чтобы создать новую концепцию самого себя. Как писала Франсуаза Дольто «…ребёнок умирает, чтобы вновь родится взрослым». Изменения рождают в психике горевание о потере стабильного образа себя, горевание об окончании детства. Французский психоаналитик М. Лауфер определяет это период как период горевания о себе, о детстве. Здесь регрессия (как психическая защита) возникает чаще. В этот период активируются все психологические непроработанные травмы периода от 20-ой недели беременности до 6-летнего возраста. Эти травмы мешают подростку развиваться, учиться, налаживать отношения с собой и окружающими. В этот период подростку свойственно обращаться к фильмам ужасов, черепам, чёрным силуэтам людей и т.д. Подросток может буквально лежать, отвернувшись к стенке, или слушать безумно громкую музыку, прыгать с крыш гаражей, цепляться за трамваи во время движения…как будто подросток хочет заглушить в себе ту боль души, которая у него есть, и о которой ему не с кем поговорить. Во многих семьях обычно не принято проявлять эмоции, плакать, говорить о том, что на душе в силу неумения контейнировать родителями деструктивное и очень страшное. Ад в психике подростка очень перекликается с непроработанными подростковыми переживаниями у самих родителей. Столкнуться со своим внутренним миром родителю очень страшно, ведь там столько боли и своих травм, которые активирует подросток.
И здесь важно не просмотреть подростковую депрессию, особенность которой заключается в том, что подросток может смеяться, радоваться, очень бурно и активно чем-то заниматься. И как будто на ровном месте вдруг возникает суицид.
Нейрологические исследования доказали, что во время раннего и среднего периода подросткового возраста каждую секунду теряются примерно 30 тысяч синапсов головного мозга и образуются новые. Этим исследователи объясняют рассеянность, снижение концентрации внимания, нарушение памяти, сонливость, нежелание что-либо делать. Кроме того, головной мозг начинает вырабатывать гормоны. Но так как эта система ещё только включается, то не нужно ждать, что гормональная система работает как часы и выброс гормонов в кровь точна как у взрослого человека. Это постоянно меняющиеся показатели, которые подросток ощущает буквально всем телом. Это состояние постояннойдезориентированности. Так же начинается выработка окситоцина. Для всего живого на Земле — это базовый гормон любви. Соответственно, активируется страх потери любви, страх потери объекта. Корни этих страхов лежат далеко в раннем детстве. И если есть ранняя психотравма, то сила страхов у подростка в разы выше.
Представьте себе ваш дом, в который пришли строители и ежечасно кардинально полностью его меняют. Как бы вы себя чувствовали? Нет никакой стабильности, постоянно что-то меняется, атакуют желания и влечения, и это вызывает уже неподдельный страх за свои границы — страх исчезновения, страх смерти. Чтобы чувствовать себя живым, подросток станет экспериментировать с порезами себя. Увидеть текущую кровь — показатель «Я живой». Чтобы чувствовать себя живым, подросток может всячески будоражить весь дом, если родители безэмоциональны, холодны, предсказуемы, на лицах родителей нет мимики, а в семье нет событий. Будоражит школу, создавая события. События для подростка — показатель жизни. В этот период подросток может много часов проводить за компьютером. Это заменитель событий, который приносит радость, удовольствие победы, пусть и виртуальной.
Именно в период 12–14 лет «Я» подростка становится уязвимым и хрупким. Подросток начинает искать своё отражение не в глазах мамы и папы, а в глазах своих сверстников, внешнего окружения. Он ищет на вопрос «Кто Я?». Ответ: «Я парень», «Я девушка». Идёт принятие своей гендерной роли. У мальчиков и девочек это происходит по-разному. Девушка должна принять свою женственность, юноша свою мужественность. И этот процесс зависит от многих аспектов: наличие насилия со стороны мамы и папы, конкуренция с родителями, принятие ребёнка сыном или дочерью и многое другое.
Подросток, который испытывают сильное чувство ярости, отрицания, рвёт отношения с друзьями, употребляет алкоголь, находится в очень опасном состоянии. Но, в то же время, эта опасность, негативизация, даёт ему возможность почувствовать свою автономию, что он отличается от других, и в какой-то степени, научается чувствовать себя.
Вопрос «Какой Я?» очень важен для подростка в этот период 12–14 лет. Большинство ребят, с кем мне приходилось работать, задают один и тот же вопрос: «Как мне подстроиться, чтобы быть хорошим для мамы, для папы, для учителя, для друзей?». Нет ещё образа себя и единственный их выбор — подстроиться. На это уходит очень много психических сил и это не приносит удовольствия. Быть хорошим для всех. Возможно ли? И здесь подросток сталкивается с проблемой — роли. Подросток имеет в своём арсенале не очень много ролей, поэтому для него «театральным костюмом» выступает роль значимого объекта (актёра, спортсмена, героя боевика). Те, кто не прошёл эту стадию развития, во взрослом возрасте играют роли, страдают от «Я живу не свою жизнь», попадают в сценарии «Не будь собой», «Не будь близким», «Радуй других» и пр.
Расстройство поведения нередко служит способом защиты от аффективной зависимости, особенно когда зависимость воспринимается подростком как угроза его идентичности. Проблема не в плохом поведении, а проблема в тех тревогах и конфликтах, которые заставляют подростка так себя вести.
Прошедшие две первые стадии переходят на новый уровень — образование новых связей (14–17 лет). Здесь можно говорить о предпочтениях у подростков к той или иной деятельности, еде, людей. Парень уже практически определяется, какой тип девушек ему нравится, что радует, а что огорчает. В этот период подростки испытывают огромную потребность в обладании другим. Иметь друга целиком и полностью для себя. Если это девушка для юноши, то она единственная, на всю жизнь. Разрыв отношений воспринимается как полный крах, бессмысленность жизни и её конец. Чтобы сохранить связи подросток также прибегает к своему раннему опыту с мамой. Регрессия в ранний возраст активирует то же поведение, которое испытывает ребёнок от 1,5 до 3 лет, цепляясь за маму. Переживая страх расставания, подросток в этом периоде может буквально заваливать стол всем подряд: фантики, грязная посуда, игрушки, поломанные авторучки, старые тетради, а также в бельевом шкафу наблюдаются свалки вещей, грязное лежит вперемешку с чистым.
Для внимательного родителя — это «речь» подростка о его переживаниях. И если научиться расшифровывать этот язык, то можно бережно обсуждать с подростком то, что он переживает в данный момент.
В этот период у подростка продолжают меняться тело, убеждения, эмоции, привязанности. «Я» подростка откликается на принадлежность к какой-то группе сверстников. Игра «Кто круче» иногда принимает самые разные формы.
Задержавшиеся на этой стадии — это взрослые, которые соревнуются — у кого круче машина; у кого красивее женщина; «А наша команда круче вашей»; это ревнивцы и ревнивицы, боящиеся потерять свою пару; это манипуляторы, о которых описано в «Игры, в которые играют люди» у Э.Берна.
И, наконец, финишный период 17–21 года — интеграция нового образа себя, образование новой целостности.
Обычно, в этот период гормональная система работает чётче, «дозировка» гормонов почти не подводит. В этот период происходит переоценка всех ценностей, создание самоценности в собственных глазах. Это уже не ребёнок. Только кризисные ситуации могут вывести подростка из равновесия, дать регрессию. Тело меняется уже не так стремительно и его уже можно моделировать с помощью физических нагрузок. В этот период отмечаются пищевые нарушения. Проблема анорексии и булимии является, в основном, женской. Есть редкие случаи проявления и у юношей, и это более тяжёлые случаи.
И на данном этапе могут возникать страхи за будущее. Если 4–5 летний ребёнок играл «в маму» или «в папу», то сейчас это уже не игра, а реальность. В этот период подросток должен не только приручить, принять в себя женственность или мужественность, кроме того, подросток должен принять идею о том, что через какое-то время он станет родителем, должен представить себя в качестве родителя. И в этом случае подросток переживает настоящие эдиповы испытания. В нём идёт борьба «Я ребёнок» и «Я родитель».
В период интеграции подросток выбирает свой жизненный путь, будущую деятельность. В этот период важно «воскресить» ранние мечты и понять, цель ли это для достижения. В этот период подростку стыдно принимать похвалу родителей в виде «молодец», т.к. он уже не ребёнок. Возникает конфликт между приближением и отдалением. С одной стороны, подросток желает быть свободным, с другой, он желает, чтобы его контролировали и участвовали в его жизни.
На этой стадии закрепляются предпочтения в отношениях, в еде, в стиле одеваться, занятиях и пр.
Задержавшиеся на данной стадии взрослые задаются вопросом о достижении цели, не знают, чего же всё-таки хочется. Это «взрослые дети», которые конкурируют со своими детьми в семье, воспринимают свою жену как свою маму или мужа как папу. Это взрослые, которые увлечены развлечениями. Они чаще не чувствительны к потребностям своих детей, раздражаются при установке правил и границ. Это и категория инфантильных личностей.
Быть родителем подростка — очень нелёгкая задача. Дональд Винникотт писал «Задача родителей подростка — выжить». Очень трудно отдавать контроль над телом, эмоциями и деятельностью ребёнка самому ребёнку. Трудно перестать быть кому-то начальником. Родитель чувствует беспомощность, плохость, растерянность, злость, унижение… Каково чувствовать всё это? Это очень трудно вынести. Родитель тоже нуждается в психологической помощи, в контейнировании своих чувств кем-то третьим.
Особенность подросткового возраста в том, что бессознательно подросток активирует все психические травмы родителя, даже не осознаваемые или принимаемые до этого как незначительные события. Подросток проецирует вовне не эмоции, а большие фрагменты своей личности. И если родитель с непроработанными своими травмами, то он не может выдержать чувства подростка, контейнировать их и дать возможность подростку идти по стадиям развития.
Важно помнить, что ключ ко многим проблемам подросткового возраста в том, что за второе десятилетие жизни (от 11 до 21 года) индивид повторяет и расширяет те ощущения, те конфликты, которые были в первые пять лет жизни. Регресс на ранний детский возраст, даже на этап младенчества, даёт возможность человеку заново прорабатывать то, что не было проработано в детском возрасте и это способствует развитию Эго.
Лучшее, что можно предложить подростку и его семье — психотерапия и комплексная работа в рамках институциональной помощи, включающую нескольких специалистов: психотерапевта, нейропсихолога, психиатра, социального работника.
«Психологическая газета» 07.12.2016
Среднее и старшее детство – вопросы воспитания и семейного разнообразия
Марта Лалли; Сюзанна Валентайн-Френч; и Диана Лэнг
Среднее и позднее детство охватывает возраст между ранним детством и юностью, примерно от 6 до 11 лет. Дети получают больший контроль над движением своего тела, овладевая многими навыками крупной и мелкой моторики, которые ускользали от детей младшего возраста. Изменения в головном мозге в этом возрасте способствуют не только физическому развитию, но и способствуют большему мышлению и гибкости мышления. Школа становится большой частью среднего и позднего детства и расширяет их мир за пределы собственной семьи. Сверстники начинают занимать центральное место, часто вызывая изменения в отношениях между родителями и детьми. Принятие сверстников также влияет на восприятие детьми себя и может иметь последствия для эмоционального развития в последующие годы. [1]
Темпы роста в эти годы обычно замедляются. Как правило, ребенок набирает около 5-7 фунтов в год и растет примерно на 2-3 дюйма в год. [2] Они также склонны к похудению и увеличению мышечной силы и объема легких, что позволяет заниматься напряженной физической деятельностью в течение длительных периодов времени. Начало всплеска роста, которое происходит до полового созревания, у женщин начинается на два года раньше, чем у мужчин. Средний возраст начала скачка роста у девочек — девять лет, у мальчиков — одиннадцать. Дети этого возраста, как правило, оттачивают свои способности в выполнении как крупной моторики, например, езды на велосипеде, так и мелкой моторики, например, стрижки ногтей. По крупной моторике (с участием крупных мышц) мальчики обычно превосходят девочек, а по мелкой моторике (мелкие мышцы) девочки превосходят мальчиков. Эти улучшения двигательных навыков связаны с ростом мозга и опытом в этот период развития.
Два основных всплеска роста мозга происходят в среднем/позднем детстве. [3] В возрасте от 6 до 8 лет отмечаются значительные улучшения мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Затем в возрасте от 10 до 12 лет лобные доли становятся более развитыми, и очевидны улучшения в логике, планировании и памяти. [4] Дети среднего и позднего детства также лучше способны планировать, координировать деятельность, используя как левое, так и правое полушария мозга, и контролировать эмоциональные всплески. Внимание также улучшается по мере созревания префронтальной коры. [5]
Посмотрите, как доктор Дэн Сигел описывает развитие мозга подростков.
Детское ожирение
Сокращение участия в школьных занятиях физкультурой и юношескими видами спорта является лишь одним из многих факторов, которые привели к увеличению числа детей с избыточным весом или ожирением. Текущим показателем для определения избыточного веса является индекс массы тела (ИМТ) , который выражает отношение роста к весу. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), дети, чей ИМТ находится на уровне или выше 85-го процентиля для их возраста, считаются 9-летними.0030 избыточный вес , в то время как дети, находящиеся на уровне 95-го процентиля или выше, считаются страдающими ожирением . Избыточный вес и ожирение у детей связаны с различными медицинскими и когнитивными расстройствами, включая высокое кровяное давление, резистентность к инсулину, воспаление, депрессию и более низкую успеваемость. [6]
Избыточный вес также связан с нарушениями работы мозга, в том числе дефицитом исполнительных функций, рабочей памяти, умственной гибкости и принятия решений. [7] Дети, которые потребляли больше насыщенных жиров, хуже справлялись с заданиями на реляционную память, в то время как диета с высоким содержанием омега-3 жирных кислот способствовала развитию навыков реляционной памяти. [8] Используя исследования на животных Davidson et al. (2013) обнаружили, что большое количество обработанных сахаров и насыщенных жиров ослабляет гематоэнцефалический барьер, особенно в гиппокампе. [9] Это может сделать мозг более уязвимым для вредных веществ, которые могут нарушить его работу. Еще одним важным исполнительным навыком является контроль импульсов и отсрочка удовлетворения. Дети с избыточным весом проявляют меньший сдерживающий контроль, чем дети с нормальным весом, из-за чего им может быть труднее избегать нездоровой пищи. [10] В целом, избыточный вес в детстве увеличивает риск ухудшения когнитивных функций с возрастом. Посетите эту ссылку от CDC, чтобы узнать больше о детском избыточном весе и ожирении.
Еще одна проблема заключается в том, что сами дети не могут точно определить, есть ли у них избыточный вес. В американской выборке детей в возрасте 8-15 лет более 80% мальчиков с избыточным весом и 70% девочек с избыточным весом ошибочно воспринимали свой вес как нормальный. [11] Также было отмечено, что по мере того, как социально-экономический статус детей повышался, частота этих заблуждений уменьшалась. Оказалось, что семьи с большими ресурсами лучше осведомлены о том, что определяет здоровый вес.
Дети с избыточным весом, как правило, чаще отвергаются, высмеиваются, дразнятся и запугиваются другими, чем их сверстники. [12] Это, безусловно, может повредить их самооценке и популярности. Кроме того, дети, страдающие ожирением, подвержены риску возникновения ортопедических проблем, таких как травмы колена, и у них повышен риск сердечных заболеваний и инсульта во взрослом возрасте. Ребенку, страдающему ожирением, трудно стать взрослым, не страдающим ожирением. Кроме того, в последние годы резко возросло число случаев детского диабета.
Поведенческие вмешательства, в том числе обучение детей преодолению импульсивного поведения, исследуются, чтобы помочь детям достичь и поддерживать здоровый вес. [13] Было показано, что практика торможения усиливает способность сопротивляться нездоровой пище. Родители могут помочь своим детям лучше всего, когда они проявляют теплоту и поддержку, не прибегая к стыду или чувству вины. Родители также могут действовать как лобная доля ребенка, пока она не разовьется, помогая ему делать правильный выбор продуктов питания и хваля его усилия. [14] Исследования также показывают, что упражнения, особенно аэробные, могут помочь улучшить когнитивные функции у детей. [15] Родители должны проявлять осторожность, чтобы не делать акцент только на диете, чтобы избежать развития навязчивой идеи о диете, которая может привести к расстройствам пищевого поведения. Вместо этого наиболее полезно повысить уровень активности ребенка.
Вспомните из предыдущих глав, что дети в раннем детстве находятся на предоперационной стадии Пиаже, и на этой стадии дети учатся символически мыслить о мире. Когнитивные навыки продолжают расширяться в среднем и старшем детстве, поскольку мыслительные процессы становятся более логичными и организованными при работе с конкретной информацией. Дети в этом возрасте понимают такие понятия, как прошлое, настоящее и будущее, что дает им возможность планировать и работать для достижения целей. Кроме того, они могут обрабатывать сложные идеи, такие как сложение и вычитание и причинно-следственные связи.
Конкретная оперативная мысль
В возрасте от 7 до 11 лет дети находятся в том, что Пиаже назвал конкретной операционной стадией когнитивного развития. [16] Это включает в себя овладение использованием логики конкретными способами. Слово «конкретный» относится к тому, что осязаемо; то, что можно увидеть, потрогать или испытать непосредственно. Конкретно-операциональный ребенок способен использовать логические принципы при решении задач, связанных с физическим миром. Например, ребенок может понять принципы причины и следствия, размера и расстояния.
Ребенок может использовать логику для решения задач, связанных с его собственным непосредственным опытом, но ему трудно решать гипотетические задачи или рассматривать более абстрактные задачи. Ребенок использует Индуктивное Рассуждение, которое представляет собой логический процесс, в котором несколько посылок, которые считаются истинными, объединяются для получения конкретного вывода. Например, у ребенка есть один грубый друг, другой тоже грубый друг, и то же самое верно для третьего друга. Ребенок может сделать вывод, что друзья грубы. Мы увидим, что этот способ мышления имеет тенденцию меняться в подростковом возрасте, заменяясь дедуктивными рассуждениями. Теперь мы рассмотрим некоторые из основных способностей, которые демонстрирует конкретный ребенок.
Рисунок 2. Дети на этапе конкретной операции понимают, как классифицировать организмы- Классификация: По мере роста детского опыта и словарного запаса они строят схемы и могут организовывать объекты различными способами. Они также понимают иерархию классификации и могут распределять объекты по различным классам и подклассам.
- Идентичность: Одной из особенностей конкретного операционального мышления является понимание того, что объекты обладают качествами, которые не меняются, даже если объект каким-либо образом изменяется. Например, масса объекта не меняется при его перестановке. Кусок мела остается мелом, даже если его разломить пополам.
- Обратимость: Ребенок узнает, что некоторые вещи, которые были изменены, можно вернуть в исходное состояние. Воду можно заморозить, а затем оттаять, чтобы она снова стала жидкой. Но яйца нельзя разболтать. Арифметические операции также обратимы: 2 + 3 = 5 и 5 – 3 = 2.
Многие из этих когнитивных навыков включены в школьную программу через математические задачи и рабочие листы о том, какие ситуации являются обратимыми или необратимыми.
- Консервация: Помните пример из нашей последней главы о предоперационных детях, которые думали, что высокий стакан, наполненный 8 унциями воды, был «больше», чем короткая широкая чаша, наполненная 8 унциями воды? Конкретно-операциональные дети могут понять концепцию сохранения , означающую, что изменение одного качества (в данном примере высоты или уровня воды) может быть компенсировано изменением другого качества (ширины). Следовательно, в каждом сосуде одинаковое количество воды, хотя один выше и уже, а другой короче и шире.
- Децентрация: Бетонные оперативные дети больше не сосредотачиваются только на одном измерении любого объекта (например, на высоте стекла), а вместо этого учитывают изменения и в других измерениях (например, на ширине стекла). Это позволяет выполнить консервацию.
- Серийный номер: Упорядочивание элементов по количественному измерению, например, по длине или весу, методическим способом теперь демонстрируется конкретным операционным ребенком. Например, они могут методично расположить ряд разнокалиберных палочек по длине, в то время как дети помладше подходят к подобному заданию как попало.
Эти новые когнитивные навыки улучшают понимание ребенком физического мира, однако, согласно Пиаже, они все еще не могут мыслить абстрактно. Кроме того, они не мыслят систематическим научным образом. Например, на вопрос, какие переменные влияют на период, в течение которого маятник совершает полный оборот, и с учетом веса, который они могут прикрепить к нитям для проведения экспериментов, большинство детей младше 12 лет проводят предвзятые эксперименты, из которых нельзя сделать никаких выводов. [17]
Образование
Помните модель экологических систем, которую мы исследовали? Эта модель помогает нам понять человека, исследуя контекст, в котором он живет, а также прямое и косвенное влияние на его жизнь. Школа становится очень важным компонентом жизни детей в среднем и старшем детстве, а родители и культура вносят свой вклад в школьный опыт детей, как показано в модели экологических систем, посредством их взаимодействия со школой.
Участие родителей в школе
Родители и опекуны различаются по степени участия в школах своих детей. Учителя часто жалуются, что им трудно привлечь родителей/опекунов к участию в образовании их ребенка и разработать различные методы, чтобы держать родителей в курсе повседневного и общего прогресса. Например, от родителей может потребоваться каждый вечер подписывать карту поведения, чтобы вернуться в школу, или им может быть предоставлена информация о школьных мероприятиях через веб-сайты и информационные бюллетени. Есть и другие факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении участия родителей. Чтобы изучить их, сначала спросите себя, всех ли родителей, которые приходят в школу с заботой о своем ребенке, принимают одинаково?
Хорват (2004) обнаружил, что учителя стремятся к определенному типу участия со стороны определенных типов родителей. [18] В то время как учителя думали, что они открыты и нейтральны в своих ответах на участие родителей, в действительности учителя были наиболее восприимчивы к поддержке, похвале и согласию, исходившим от родителей, которые были наиболее схожи по расе и социальному классу с учителями. Родители, которые критиковали школу или ее политику, реже высказывались. Родители с более высоким уровнем дохода, профессиональным статусом и другими качествами, предпочитаемыми в обществе, имеют семейный капитал . Это форма силы, которую можно использовать для улучшения образования ребенка. Лицам, осуществляющим уход, не обладающим этими качествами, может быть труднее эффективно участвовать. Авторы предлагают учителям внимательно изучить свои предубеждения. Школы, возможно, также должны изучить свою способность более открыто вести диалог с родителями о школьной политике. Любые усилия по повышению эффективности участия родителей должны решать эти проблемы.
Эриксон: трудолюбие против неполноценности
Согласно Эриксону, дети среднего и старшего возраста очень заняты или трудолюбивы. [19] Они постоянно что-то делают, планируют, играют, собираются с друзьями и добиваются. Это очень активное время, и время, когда они получают представление о том, как они оцениваются по сравнению со сверстниками. Эриксон считал, что если эти трудолюбивые дети смогут добиться успеха в своих начинаниях, они обретут уверенность в себе для будущих задач. В противном случае чувство неполноценности может особенно преследовать в среднем и позднем детстве.
Запугивание
Согласно Stopbullying.gov, веб-сайту федерального правительства, управляемому Министерством здравоохранения и социальных служб США, Запугивание определяется как нежелательное агрессивное поведение среди детей школьного возраста, которое связано с реальным или предполагаемым дисбалансом власти. Кроме того, агрессивное поведение происходит более одного раза или может повториться. Существуют различные виды издевательств, в том числе словесные издевательства, когда говорят или пишут оскорбительные вещи, поддразнивают, обзывают, насмехаются, угрожают или делают неуместные комментарии сексуального характера. Социальное запугивание , также называемое травлей в отношениях, включает в себя распространение слухов, намеренное исключение кого-либо из группы или намеренное смущение. Физическая травля включает в себя причинение вреда телу или имуществу человека.
Более поздняя форма запугивания — Киберзапугивание, , в котором используются электронные технологии. Примеры киберзапугивания включают в себя отправку оскорбительных текстовых сообщений или электронных писем, создание поддельных профилей и размещение постыдных фотографий, видео или слухов на сайтах социальных сетей. Детям, подвергшимся киберзапугиванию, труднее избавиться от такого поведения, потому что оно может происходить в любое время дня и без присутствия других. Дополнительные проблемы, связанные с киберзапугиванием, включают то, что сообщения и изображения могут публиковаться анонимно, быстро распространяться и их трудно отследить или удалить. Дети, подвергшиеся кибербуллингу, с большей вероятностью будут подвергаться издевательствам лично, не захотят посещать школу, будут получать плохие оценки, употреблять алкоголь и наркотики, прогуливать школу, иметь более низкую самооценку и больше проблем со здоровьем. [20]
Запугивание может случиться с кем угодно, но некоторые учащиеся подвергаются повышенному риску стать жертвой издевательств, в том числе молодые лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры (ЛГБТ), лица с ограниченными возможностями и лица, находящиеся в социальной изоляции. Кроме того, те, кто воспринимается как другой, слабый, менее популярный, с избыточным весом или с низкой самооценкой, имеют более высокую вероятность стать жертвой издевательств.
Часто считается, что хулиганы имеют низкую самооценку, а затем запугивают других, чтобы чувствовать себя лучше. Хотя это может произойти, многие хулиганы на самом деле имеют высокий уровень самооценки. Они обладают значительной популярностью и социальной властью и имеют хорошие отношения со сверстниками. У них нет недостатка в самооценке, вместо этого им не хватает сочувствия к другим. Им нравится доминировать или отвечать за других.
К сожалению, большинство детей не дают знать взрослым, что над ними издеваются. Некоторые боятся возмездия со стороны хулигана, а другие слишком смущены, чтобы просить о помощи. Те, кто находится в социальной изоляции, могут не знать, к кому обратиться за помощью, или полагать, что никто не позаботится о них и не поможет им, если они попросят о помощи. Следовательно, родителям и учителям важно знать предупреждающие признаки, которые могут указывать на то, что над ребенком издеваются. К ним относятся необъяснимые травмы, потерянные или уничтоженные вещи, изменения в режиме питания или сна, ухудшение успеваемости в школе, нежелание ходить в школу, потеря друзей, снижение самооценки и/или саморазрушительное поведение.
- Эта глава адаптирована из Lifespan Development Марты Лалли и Сюзанны Валентайн-Френч, лицензия CC BY NC SA. https://courses.lumenlearning.com/suny-lifespandevelopment/ ↵
- Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2000). Диаграммы роста CDC за 2000 год для США: методы и разработка. Получено с http://www.cdc.gov/nchs/data/series/sr_11/sr11_246.pdf ↵
- Spreen, O., Rissser, A., & Edgell, D. (1995). Нейропсихология развития . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Штернберг, Р. Дж. (1985). Beyond IQ: триархическая теория человеческого интеллекта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ↵
- Ван дер Молен, М., и Моленаар, П. (1994). Когнитивная психофизиология: окно в когнитивное развитие и созревание мозга. В G. Dawson & K. Fischer (Eds.), Поведение человека и развивающийся мозг. Нью-Йорк: Гилфорд. ↵
- Маркант, Дж. К., и Томас, К. М. (2013). Постнатальное развитие мозга. В PD Zelazo (Ed.), Оксфордский справочник по психологии развития. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ↵
- Лу, С. (2016). Ожирение и растущий мозг. Монитор психологии, 47 (6), 40-43. ↵
- Лян, Дж., Мэтисон, Б., Кэй, В., и Бутель, К. (2014). Нейрокогнитивные корреляты ожирения и поведения, связанного с ожирением, у детей и подростков. International Journal of Obesity, 38 (4), 494-506 ↵
- Davidson, TL (2014). Возникают ли нарушения памяти и регуляции массы тела в детстве из-за дисфункции гиппокампа, вызванной диетой? Американский журнал клинического питания, 99 (5), 971-972. ↵
- Дэвидсон, Т.Л., Харгрейв, С.Л., Свитерс, С.Е., Сэмпл, Ч.Х., Фу, X., Кинзиг, К.П., и Чжэн, В. (2013). Взаимосвязь между диетой, ожирением и когнитивной функцией, зависящей от гиппокампа. Неврология, 253 , 110-122. ↵
- Лу, С. (2016). Ожирение и растущий мозг. Монитор психологии, 47 (6), 40-43. ↵
- Сарафрази, Н., Хьюз, Дж. П., и Борруд, Л. (2014). Восприятие статуса веса у детей и подростков в возрасте 8-15 лет в США, 2005-2012 гг. Краткий обзор данных NCHS, 158 , 1-8. ↵
- (Stopbullying.gov). ↵
- Лу, С. (2016). Ожирение и растущий мозг. Монитор психологии, 47 (6), 40-43. ↵
- Лян, Дж., Мэтисон, Б., Кэй, В., и Бутель, К. (2014). Нейрокогнитивные корреляты ожирения и поведения, связанного с ожирением, у детей и подростков. Международный журнал ожирения, 38 (4), 494-506 ↵
- Лу, С. (2016). Ожирение и растущий мозг. Монитор по психологии, 47 (6), 40-43. ↵
- Крейн, В. (2005). Теории развития (5-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон. ↵
- Инхельдер, Б., и Пиаже, Дж. (1958). Рост логического мышления от детства к юности. Нью-Йорк: Основные книги. Джеффи, С., и Хайд, Дж. С. (2000). Гендерные различия в моральной ориентации: метаанализ. Психологический бюллетень, 126 (5), 703-726. ↵
- Хорват, Э. М. (2004). Моменты социальной интеграции и исключения: раса, класс и культурный капитал в отношениях между семьей и школой. В А. Ларо (автор) и Дж. Х. Баллантайн и Дж. З. Спейд (ред.), Школы и общество: социологический подход к образованию (2-е изд., стр. 276-286). Белмонт, Калифорния: Уодсворт. ↵
- Эриксон, Э. (1982). Жизненный цикл завершен. Нью-Йорк: Нортон и компания. ↵
- (Stopbullying.gov) ↵
Каков возрастной предел для Санта-Клауса? – Детское здоровье
Поделиться:
По мере того, как ваш ребенок становится старше, вы можете задаться вопросом, когда самое подходящее время, чтобы задать вопрос о Санте. К счастью для родителей, большинство детей начинают узнавать правду медленно, так что к тому времени, когда вы говорите, ваш ребенок готов слушать.
«Это не однодневная смена мышления, — говорит Лаура Ламминен, доктор философии, детский психолог из организации Children’s Health℠, — и нет определенного возраста, в котором дети должны знать правду о Санта-Клаусе».
Доктор Ламминен говорит, что каждая семья и каждый ребенок в этой семье будут готовы говорить о Санте в разном возрасте. Зная своего ребенка и его традиции, вы сможете найти подходящее время для разговора.
Подходящий возраст для разговора с ребенком о Санте
На способность ребенка верить влияют различные факторы, в том числе:
- Семейные традиции и истории о Санте
- Когнитивное развитие ребенка
- Если ребенок встретил очень реалистичного Деда Мороза
- Что говорят другие дети в школе
Д-р Ламминен говорит, что у типично развивающихся детей в возрасте от 7 до 11 лет происходят большие изменения в мышлении. Младшие дети более изобретательны, но не очень логичны, поэтому им легко поверить в Санту. К 7 годам верить становится труднее.
«За это время у них развиваются конкретные рассуждения, и они постепенно начинают мыслить более логично и абстрактно», — говорит доктор Ламминен. «Они начинают задаваться вопросом, как олени летают и как Санта ест все эти печенья, не заболевая. Они начинают понимать, что Санта физически не может совершать все эти удивительные подвиги».
Как только ваш ребенок начнет задавать эти вопросы или спросит, настоящий ли Санта, возможно, самое время начать разговор с вашим ребенком.
Советы по объяснению Санта-Клауса
Когда вы почувствуете, что ваш ребенок готов, вы можете начать разговор о Санта-Клаусе, спросив ребенка, во что он верит. Ваш ребенок может удивить вас и сказать, что совсем не верит в Санту. Если они говорят, что верят, спросите их, почему и что делает Санту особенным. Ответы вашего ребенка могут помочь вам понять, как подойти к теме, и если вы считаете, что они готовы узнать всю информацию о Санте. Ребенку, который искренне верит, может потребоваться больше времени или более чувствительная беседа, чем ребенку, который уже настроен скептически.
Вы можете рассказать своему ребенку о происхождении Санты и истории Святого Николая. Вы можете сосредоточиться на духе щедрости во время праздников и на том, как ваш ребенок может помочь стать частью этого духа.
«Пока нет физического Санта-Клауса, мы можем жить и воплощать доброту и щедрость», — говорит доктор Ламминен. «Семьи могут помочь нуждающимся, стать волонтерами во время праздников или усыновить детей с ангельского дерева».
Если ваш ребенок расстроен, выслушайте и заверите его, что ваши праздничные традиции останутся прежними. Будьте чуткими и поймите, что изменения могут быть трудными.
Хранение секрета
Если ваш ребенок узнает, что Деда Мороза не существует, или если Санта никогда не был традицией, в которой вы участвовали, вы все равно можете обсудить, какое значение эта информация имеет для праздничных традиций других людей.
«Вы можете сказать им, что наша семья верит в это, но другие семьи верят в другое, и это важно уважать», — говорит доктор Ламминен.
Если вы хотите, чтобы старший ребенок сохранил магию Санты для младшего брата или сестры, подумайте о том, чтобы сделать его помощником Санты.