8. Психология и психофизиология темперамента.
Темперамент — совокупность врожденных индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Древнейшее описание темпераметов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преоблапреобладает желчь («холе»), то человек будет холериком -желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный чеповек, с быстрой сменой настроения.
Свойства темперамента:
Сензитивность — возникновение чувствительности на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность; темп реакций— скорость протекания психических процессов; экстраверсия—интроверсия — преимущественная направленность активности личности либо вовне, либо внутрь; пластичность-ригидность — особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях. Виды ригидности: сенсорная, моторная, эмоциональная, памяти, мышления.
Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент можно подразделить на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный)- нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, проявляет резкость движений, вспыльчивость.
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)- обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Психические свойства: скорость психических реакций -высокая; экстраверт; пластичный; умеренная возбудимость; средняя сила эмоций; умеренная экспрессия эмоций; эмоционально устойчив.
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) -реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, слабое внешнее выражение эмоций; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Психические свойства: интроверт; ригидный; слабая возбудимость; пониженная экспрессия эмоций; эмоционально очень устойчив.
Меланхолик (слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны) обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика». Психические свойства: скорость психических реакций — средняя; интроверт; ригидный; высокая возбудимость; большая сила эмоций; повышенная экспрессия эмоций; эмоционально очень неустойчив.
В. Вундт. Темпераменты: Psychology OnLine.Net
В. Вундт. ТемпераментыДобавлено Psychology OnLine.Net
5.04.2012 (Правка )
Изображение отдельных аффектов и стремлений выходит из пределов этой книги2; в заключение мы скажем лишь об индивидуальных предрасположениях к душевным движениям или о темпераментах. Темперамент по отношению к стремлению и аффекту есть то же самое, что возбудимость по отношению к чувственному ощущению. Мы говорим о возбудимости как о постоянном свойстве и в то же время отличаем колебания возбудимости; точно так же и темперамент частью есть постоянное свойство, частью особенность, изменяющаяся от внешних и внутренних причин. Старое учение о четырех темпераментах, заимствованное психологией из медицинских теорий Галена, возникло из внимательного наблюдения индивидуальных особенностей людей3. Это различение и теперь еще не потеряло своего значения, хотя понятия, из которых явились термины «темпераменты сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический», давно уже оставлены. Выражения, употребляемые Кантом4, тоже напоминают старые Галеновские взгляды: легкокровный и тяжелокровный, горячекровный и хладнокровный. Различение темпераментов оправдывается тем, что аффекты и стремления в индивидуальном отношении представляют две противоположности: одна обусловливается силою душевных движений, другая — быстротою их смены. Холерик и меланхолик более склонны к сильным аффектам,; сангвиник и флегматик — к более слабым. Быстрая смена душевных движений характеризует сангвиника и холерика, медленная — меланхолика и флегматика5. Сущность темперамента, по моему мнению, скорее состоит в указанных мною моментах, чем в выставляемом Кантом отношении к чувству или к действиям. Другие индивидуальные особенности легко могут быть приведены в связи с рассмотренными выше двумя противоположностями.
Справедливо считается, что индивидуальными особенностями темперамента могут характеризоваться большие группы однородных существ. Так, мы видим, что отдельные человеческие расы, отдельные народы или жители известной области отличаются определенными характеристическими для них особенностями темперамента. Подобного рода отличия встречаются и у животных, более высоко развитых в умственном отношении. В некоторых порядках, семействах и родах животного царства индивидуальные особенности выражены несравненно резче, чем у человека6.
философия.lander.edu | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя страница по этике > Этика долга > Теория Юнга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Философия 302: Этика Психологические типы Юнга
Реферат: Юнговская теория психологические типы очерчены как прелюдия к развитию натуралистического этика.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проблемы | Эгоистические теории | Хорошо | Этика долга | Утилитаризм | Права | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. |
Темперамент и религиозная точка зрения – Ассоциация психологических наук – APS
Условия, способствующие приверженности формальной религии, многочисленны, и баланс между ними зависит от исторической эпохи, культуры, возраста и семейных верований. Таким образом, нет единого ответа на вопрос о том, что определяет религиозную приверженность, действительную во времени и в обществе. Однако можно обнаружить некоторые сопутствующие условия в пределах определенного искажения времени/культуры. Молодежь современной Америки создает свою философию в то время, когда нет единого мнения о смысле жизни и ее происхождении. Кроме того, политическая приверженность эгалитаризму сделала индивидуальные достижения настоятельно необходимыми, особенно среди среднего класса. Эта этика не позволяет белой христианской молодежи получить чувство добродетели, просто репетируя свою принадлежность к этим социальным категориям. Эта комбинация факторов, редко встречающаяся в истории, создает у многих подростков высокий уровень неуверенности. В результате молодые люди, обладающие предубеждениями темперамента, которые делают их уязвимыми для частых чувств напряжения и беспокойства, будут мотивированы на поиск действий или систем убеждений, которые могли бы приглушить их личную тревогу. Религиозная приверженность является одной из эффективных стратегий, поскольку она дает частичный ответ на значение повседневных обязанностей и убеждает каждого верующего в их существенной ценности, когда случаются разочарования, утраты или разочарования.
В нашей лаборатории изучались две отдельные группы детей с разным темпераментом (Каган, 1994; Каган и Снидман, 2004). Одна группа, называемая высокореактивной и включающая около 20 % здоровых белых представителей среднего класса, по-видимому, рождается с низким порогом возбудимости миндалевидного тела и его проекций. Эти дети демонстрируют экстремальный уровень двигательной активности и плача в ответ на незнакомые события в возрасте четырех месяцев, высокий уровень стресса и избегания незнакомых людей и объектов в возрасте одного и двух лет, и более других склонны к робости и социальной тревожности. в школьные годы. Дополнительная группа, называемая низкореактивной и составляющая около 40 процентов того же демографического профиля, демонстрирует минимальную двигательную активность и плач на незнакомые предметы в четыре месяца, низкий уровень страха на втором году жизни и общительный, спонтанный стиль поведения в школьные годы. (Каган, 1994; Каган и Снидман, 2004). Эти факты подразумевают, что при прочих равных условиях подростки с высокой реактивностью в младенчестве с большей вероятностью примут религиозное обязательство, чем подростки с низкой реактивностью. Эта интуиция побудила нас включить ряд вопросов о религии в наше недавнее интервью с этими участниками в их домах, когда им было от 15 до 16 лет. Молодежь спросили, считают ли они, что духовная сила вносит какой-либо вклад в жизнь, посещают ли они религиозные службы и насколько регулярно, приносит ли посещение им «хорошее самочувствие», регулярно ли они молятся и есть ли у них какой-либо опыт, который убедил их в этом. верить, что Бог может существовать. Они также сообщили о вероисповедании своих родителей и регулярности их посещения религиозных служб.
Каждый подросток классифицировался как религиозный, если он регулярно посещал религиозные службы, наделял некоторой силой духовную силу (даже если принимал обоснованность некоторых научных положений о происхождении вселенной и жизни) и регулярно молился. 33 процента были религиозны. Остальные две трети молодежи, отвечавшей этим критериям, были отнесены к нерелигиозным. Описанная здесь выборка состояла из 84 юношей (40 были высокореактивными в младенчестве, 20 девочек и 44 были низкореактивными, 22 девочки). Распространение семейных религий было одинаковым для обеих темпераментных групп; 42 процента семей были католиками, 35 процентов протестантами, 17 процентами евреев и 6 процентов отрицали какую-либо религию.
Результаты
Гипотеза, послужившая мотивом для исследования, подтвердилась, поскольку 47 процентов высокореактивной молодежи были классифицированы как религиозные по сравнению с 20 процентами низкореактивной молодежи (хи-квадрат (1) = 6,1, p < 0,05). Хотя религиозные подростки с большей вероятностью выросли в религиозных домах, не было существенной разницы в религиозной приверженности родителей между высокореактивными и низкореактивными. Однако 18 процентов высокореактивных, но не один низкореактивный, были более религиозны, чем их родители.
Интервьюер, женщина, не имевшая предварительных знаний о подростке, также задавала вопросы, касающиеся основных опасений каждого подростка. Половина высокореактивных сообщила о серьезной озабоченности незнакомыми ситуациями, особенно встречами с незнакомцами, толпой и незнанием будущего. Напротив, половина людей с низкой реактивностью назвали неудачу в школе, на спортивной площадке или на сцене в качестве основного источника беспокойства. Этот факт согласуется с нашим убеждением, что люди с высокой реактивностью особенно уязвимы для переживания неопределенности, когда происходят или ожидаются неожиданные события, и они не уверены, что смогут справиться с этим событием. Подобные переживания могут спровоцировать приступ депрессии. Важно отметить, что у шести подростков развилась депрессия, требующая психиатрической помощи. Ни один из шести не был религиозным, а четверо из шести были высокореактивными младенцами, отрицавшими какую-либо религиозную веру.
Наконец, мы собрали данные ЭЭГ примерно у двух третей этой выборки через несколько недель после домашнего интервью и четыре года назад. Одним из показателей было отношение мощности в бета-диапазоне к мощности в альфа-диапазоне, когда подросток спокойно сидел с открытыми глазами. Более высокие отношения подразумевают более высокий уровень коркового возбуждения; более низкие отношения подразумевают более низкое корковое возбуждение. Среди высокореактивных религиозные имели более низкие показатели, чем нерелигиозные (хи-квадрат (1) = 3,8, p<0,05). Этот результат означает, что религиозные люди с высокой реактивностью были менее опасливы в лабораторной ситуации.
Обсуждение
Есть как минимум два разных способа интерпретации этих данных. Вполне возможно, что религиозная приверженность смягчает более интенсивные уровни неуверенности, характерные для высокореактивной молодежи. С другой стороны, более 80 процентов религиозной молодежи жили в религиозных семьях, и вполне возможно, что эти дома обеспечивали более целостный и безопасный контекст для развития. Следовательно, эти подростки менее склонны впадать в депрессию или демонстрировать высокий уровень коркового возбуждения. Поскольку высокореактивный темперамент находится под частичным генетическим контролем, остается возможным, что один или оба родителя высокореактивной молодежи обладали одним и тем же предубеждением темперамента, и это состояние мотивировало религиозную приверженность одного или обоих родителей.