Психология манипулирования: Шапарь В.Б. — Психология манипулирования. Из марионетки в кукловоды читать онлайн

Шапарь В.Б. — Психология манипулирования. Из марионетки в кукловоды читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …83

В. Б. Шапарь

Психология манипулирования

ИЗ МАРИОНЕТКИ В КУКЛОВОДЫ

УДК 159.9

ББК 88.5

Ш23

ISBN 978-5-9910-2248-4

Никакая часть данного издания не может быть скопирована или воспроизведена в любой форме без письменного разрешения компьютерного сообщества пиратов.

Дизайнер обложки Евгений Ухов

© Книжный Клуб «Клуб Семенного Досуга», издание на русском языке, 2013

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2013

© ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», г. Белгород, 2013

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ И МАНИПУЛЯТОРА

Манипулятивные типы и причины манипуляции

Приемы и способы определения степени внушаемости

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛЮДЬМИ

Особенности начального этапа манипулирования

Манипулятивные тактики

Манипулятивные уловки и их нейтрализация

Навязывание своего мнения манипулируемому

ГЛАВА 3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Психофизиология перспективного контакта

Роль речи, интонации и особенностей лексики в манипуляции

Установление контакта путем манипулирования

ГЛАВА 4. ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Стили и приемы манипулятивного слушания

Стили и приемы манипулятивной критики

Механизмы избегания манипулятором конфликтогенов

Установление контакта при телефонном разговоре

ГЛАВА 5. ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ РАСПОЗНАВАНИЯ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Скрытое психологическое воздействие на клиентов туркомпаний

Психологические методы вербовки в закрытые клубы

Торговля людьми

Афера «Гербалайфа», или многоуровневый маркетинг

Виды мошенников

ГЛАВА 6. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Принципы защиты от манипулирования

Психотехнология активной и пассивной защиты

Заключение

Литература

Введение

Каждому ослу известно, что смысл жизни следует искать в морковке, висящей перед носом, а не в трудах Аристотеля.

А. Македонский

Многие из нас часто сталкиваются с ситуациями, в которых требуется воздействовать на другого человека. Руководители разного ранга, продавцы, менеджеры, воспитатели, врачи, родители считают, что воздействие на других является их прямой обязанностью. Однако не все умеют это делать. Многие пытаются воспользоваться самыми разными рекомендациями из смеси гипноза, НЛП (нейролингвистического программирования), суггестии, при этом не имея ни малейшего понятия о том, что это такое. Часто это осложняется также и тем, что они зачастую адресованы профессионалам — психологам или психотерапевтам и достаточно сложны для освоения. Нередко рекомендации по манипулированию людьми предлагаются популярными изданиями в настолько упрощенном виде, что при этом теряется сущность самих методик и они перестают работать.

Цель этой книги — рассказать о наиболее эффективных психотехнологиях воздействия на человека и продемонстрировать широкие возможности их практического применения во избежание возможных ошибок при их использовании.

В этой книге не будет гипноза, НЛП, трансактного1 анализа и подобных им вещей. Здесь будут показаны простые приемы манипулирования поведением людей, овладеть которыми может практически каждый желающий, для того чтобы достичь своей цели в решении как простых, так и сложных жизненных или профессиональных проблем.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ И МАНИПУЛЯТОРА

Манипулятивные типы и причины манипуляции

Трагедия нашей жизни в том, что современный человек в результате бесконечного манипулирования потерял всяческую возможность выражать себя прямо и творчески и низвел себя до уровня озабоченного автомата, который все свое время тратит на то, чтобы удержать прошлое и застраховать будущее. Да, он часто говорит о своих чувствах, но редко их испытывает. Он любит поговорить о своих тревогах, но признать их и попытаться от них избавиться не может.

Современный манипулятор не стоит на месте — он развивается и беспрестанно совершенствуется. Он тоже стремится постичь секреты человеческой природы, но с одной-единственной целью — чтобы лучше контролировать окружающих.

Более всего манипулятор боится, что кто-нибудь, пусть даже близкий и любимый человек, узнает о его истинных чувствах.

Очень распространенный тип манипулятора — человек, который навязывает собеседникам свой язык или использует выражения типа «Да, это, конечно, очень интересно», в то время как никакого интереса не испытывает. Хотите отрезвить завравшегося манипулятора? Поставьте его в неловкое положение. Скажите, например: «Я тебе не верю».

Еще один парадокс современного манипулятора в том, что он не использует и толики тех возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Он — озабоченный автомат, который ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и ошибки и поэтому будет бесконечно обвинять всех и каждого.

Разумеется, вы встречали человека, который цитирует Шекспира при каждом удобном случае. Он не читал ничего, кроме двух-трех сонетов, зато выучил их наизусть. Это очень характерно для манипулятора — поверхностная эрудиция, цель которой — произвести впечатление, поймать окружающих на свою удочку, после чего управлять ими. Он не изучает жизнь, а собирает коллекцию умных вещей, слов и изречений, чтобы с их помощью пускать пыль в глаза.

Остановимся на том, почему манипулятор сам страдает от своих манипуляций.

Механическая неискренняя деятельность превращает жизнь в нелюбимую работу. Манипулятор относится к своей деятельности как к поденной работе, которая ему до смерти надоела и от которой хорошо бы побыстрее избавиться. Он разучился наслаждаться жизнью — такой, как она есть, и переживать глубокие чувства. Манипулятор считает, что время веселья и удовольствия, учебы и развития закончилось, ушло вместе с детством и юностью и в зрелости его ждут одни проблемы и тяготы. Так что, достигая зрелости, он, по сути, переходит к растительному образу жизни, не пытаясь постичь цель и смысл своего существования.

Манипулятор очень любит управлять. Он не может без этого. Он раб этой своей потребности. Следующий парадокс манипулятора заключается вот в чем: чем больше он стремится управлять, тем сильнее в нем формируется потребность быть управляемым кем-то.

Манипуляторы обожают погружаться в мир психиатрии и психологии. Нахватавшись терминов и концепций, они, как правило, гордо удаляются в необъятный мир недовольства собой, где и пребывают до конца дней своих. Психологические концепции они используют для оправдания своего неудовлетворительного поведения. Манипулятор находит причину всех несчастий в своем прошлом, где с ним что-то делали не так. Он уже вышел из детского «Я не могу помочь тебе!», но уже прочно вошел во взрослое «Я не могу помочь тебе, потому что…» Далее может следовать что угодно, не зря же он читал психологическую литературу. Например: «Потому что я интроверт», «Потому что моя мать не любила меня», «Потому что я очень стеснителен». Потому что, потому что, потому что…

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 . ..83

📖 Психология манипулирования. Козлова В. А. Читать онлайн

В. Козлова

Правообладателям

Скачать:›fb2›rtf


Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.

Информационно-психологическое воздействие манипулятивного характера, осуществляемое в интересах человека или групп людей по отношению к другим, является специфической формой управления. Такая форма управления носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам. Латинская пословица гласит «предупрежден — значит вооружен». Знание манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия на человека — это первый шаг к формированию психологической защиты личности и собственной информационно-психологической безопасности.

Предназначено для преподавателей и студентов вузов всех гуманитарных специальностей, специалистов, менеджеров, руководителей компаний.


  • Введение
  • Глава 1. Сущность психологического манипулирования, его истоки
    • 1.1. Понятие «психологическое манипулирование»
    • 1.2. Психологическое манипулирование в различных культурно-исторических условиях
    • 1.3. Общая характеристика понятийного отображения проявлений манипулирования
    • Вопросы
  • Глава 2. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие
    • 2.1. Информация как инструмент манипулирования
    • 2.2. Манипулятивные технологии, направленные на преобразование информации
    • Вопросы
  • Глава 3. Приёмы и техники манипулирования
    • 3.1. Техники манипулирования
    • 3.2. Наиболее распространенные приемы манипулятора
    • 3.3. Принципы успешного манипулирования
    • Вопросы
  • Глава 4. Организация процесса манипулирования
    • 4.1. Подготовка к манипуляции
    • 4.2. Выбор объекта воздействия
    • 4.3. Установление контакта
    • 4.4. Управление процессом манипулирования
    • Вопросы
  • Глава 5. Защита от манипуляций
    • 5.1. Деструктивность манипулятивного воздействия
    • 5.2. Психологические признаки неискренности, наблюдаемые в процессе непосредственного общения
    • 5.3. Основные приёмы защиты от манипуляций
    • Вопросы

Читайте еще:

Мозг против лишнего весаАмен Дэниел

Глава 5. Принимать полезные для мозга натуральные пищевые добавки. Избавляйтесь от лишнего веса, улучшая настроение и интеллект

К этому моменту вы уже познакомились с базовыми шагами, ведущими к нормализации веса и к тому, чтобы стать счастливее и умнее. Однако не все люди одинаковы. В данном разделе я описываю пять различных типов переедания, лечебные мероприятия для каждого типа, а также то, как вести себя тем, кто.

..

Ошибки здоровьяЛеви Владимир

Глава 4. ПАДЕНИЕ ВВЕРХ. диалог с внутренним дирижером

Для человека, практикующего хатха-йогу, это не откровение: множество вариантов сочетания различных дыхательных техник с одновременными самовнушениями, помогающими положениями и движениями.

Американская сексуальная революцияСорокин Питирим

Глава IV. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ АНАРХИИ

Дальнейшее разрушение проявляется в сокращении размера семьи. Доля семей, состоящих из 6 и более членов, составляла 51,8 % в 1790 г., 32,8 % в 1900 г., 20,1 % в 1930 г., и всего лишь 15,7 % в 1940 году. Доля бездетных супружеских пар достигла сейчас 1520 %; семьи без детей и с одним ребенком…

Тренинг по фототерапииКопытин Александр

ГРАНИ МОЕГО «Я» / РОЛЕВАЯ КАРТА

Применение данной техники в групповом контексте способствует самораскрытию участников группы их сближению и обнаружению различий и общности опыта.

Я — лучшая! Пособие для начинающей эгоисткиЛузина Лада

Мечты сбываются!

Есть древняя восточная притча про крестьянина, купившего на базаре козу, и трех хитрецов, возжелавших отобрать ее. Не успел хозяин животного отойти от базара, его повстречал первый хитрец и спросил: «Куда вы несете вашу собаку?». «Это коза!» — возмутился крестьянин. На середине пути…

Искусство понимать себя и окружающихФилатова Екатерина

Приложения.

— Я же говорю ему это без всякого намерения уязвить или обидеть! — удивляется Ревизор. — Отчего такая реакция?

Бомбы в сахарной глазуриМедведева Ирина

Глава III. ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА НАРКОМАНОВ

Не беремся точно определить когда, но полвека-то уж точно здоровье стоит в ряду основных ценностей человеческой жизни. А в последние годы все уверенней претендует на место самой главной ценности. Раньше про здоровье любили порассуждать главным образом старики. Сейчас даже пятилетние дети…

Основы дефектологииВыготский Лев

Из выступлений, докладов и т.д.

Ни одна специальная система не может быть понята иначе, как на общем фоне социально-педагогических идей и отношений своего времени и в связи с ними. Школа определяет систему, а не наоборот. Отсюда следует, что и сущность реформы предопределена общим строем нашей школы и никак не может быть…

Советы олигарха. Как строить отношения состоятельному человеку — и с состоятельным человеком,  — и избежать разочарований. Золотой томКареев Сергей

4. Ресторан «Четыре сезона»

Однажды мы с любимой пошли в театр. Как и любой мужчина, я неумышленно сканировал всех самок. Ну а что здесь такого, это же автоматически. Тем более (как мне казалось), я это делал очень тактично и незаметно.

Возвращение к здоровью или как вылечить свое тело и душу без врачей и лекарств. Руководство по основам исцеленияКовалёв Сергей

Глава 7. Окружение, в котором мы болеем и выздоравливаем

⇒ Перечислите все стрессоры собственной жизни и определите, что из них вы будете (сможете) менять, а что — принимать.

Узнать характер человека по его подписи или практическая графологияНадж Айк

Надж АйкУзнать характер человека по его подписи или практическая графология

9. РАЗМАШИСТОСТЬ ПРИ НАПИСАНИИ БУКВ

Напротив, размашистую подпись имеют чаще «стратеги» (рис. 96) – те, кто мыслит глобально, комбинаторно, системно. В их числе – крупные руководители, общественные деятели.

Как люди растут. Основы духовного ростаКлауд Генри

— Так что мы обсуждаем сегодня?

С одной стороны, наше несовершенство отнюдь не указывает на отсутствие Духа в нашей жизни, но с другой стороны, если в жизни человека совершенно нет света и веры если не меняется направление, нет ни покаяния, ни любви то настала пора спросить, где же в этой жизни Дух. Либо Его голос был…

Психология в маркетинге: манипуляция или понимание?

Интерес к связи психологии и маркетинга растет. Но стоит ли нам об этом беспокоиться?

Использование социального доказательства, редкость, взаимность, неприятие потерь и так далее… Все это психологические уловки, к которым мы чувствительны, независимо от того, осознаем мы их или нет.

Но для чего они используются? Чтобы увеличить конверсию?

Разве это не ограничивает наши знания о важности и ценности психологии?

Может показаться, что превратить маркетинг в форму нейронауки — это ново и разумно, но когда прогресс в психологии и нейробиологии с точки зрения осознания является одной из самых захватывающих вещей в этом столетии, на самом деле это не кажется правильным. .

Я имею в виду — внимание компьютерщика — но открытие пластичности мозга поразило меня!

В любом случае, я отклоняюсь от темы… По мере того, как растет интерес к психологическому маркетингу, я начинаю видеть много чуши вокруг этих важных тем, потому что, как всегда, некоторые жадные маркетологи используют принципы, чтобы влиять на поведение, а не делать то, что действительно важно, то есть понимать поведение людей.

Что случилось со всеми этими предприятиями, которые думают, что собираются изменить поведение людей?? Им нужно прекратить путешествия эго и вернуться на землю.

Если вы стремитесь предоставить хороший CX, который поможет клиентам при развитии вашего бизнеса, то ваша первая забота не должна заключаться в том, как психология может помочь вам обмануть людей в ваших воронках.

Вместо этого вы должны сосредоточиться на том, кто ваш клиент и что вы можете сделать, чтобы помочь ему достичь того, чего он хочет, или решить его проблемы

Для нас важно сосредоточиться на психологии, которая может помочь вашему клиенту, а не увеличить ваши конверсии на другой целевой странице.

Я знаю, что второй вариант очень эффективно влияет на ваши ключевые показатели эффективности, но при таком подходе вы останетесь в неведении о том, что действительно важно для ваших клиентов. Я не говорю, что фокусироваться на результатах неправильно — я просто говорю, что в бизнесе есть нечто большее!

Итак, еще раз подумайте дважды о своих приоритетах.

Я слышу, как вы говорите: «Но Амели! Мы в деле! Нам нужен результат!»

Я знаю, но я считаю психологию мощным методом для создания результатов с большой разницей.

Давайте посмотрим, как это обычно работает:

Либо это: продукт -> психология -> влияние -> результаты

ИЛИ это: люди -> психология -> понимание -> результаты

Вы видите, где я Я иду отсюда…? Опять же, это переключение мышления 😉 .

Вам нужно выбрать свою сторону и начать действовать.

Начните задавать движение; переход.

Влияние не создаст незабываемого впечатления у клиентов.

То, что я вижу вокруг себя, больше похоже на методы кликбейта, чем на реальные методы понимания клиентов. Итак, пришло время изменить ситуацию и помочь вашему клиенту, а не увеличивать количество просмотров страниц.

Поскольку все начинается с людей, я хочу поделиться с вами основными желаниями, которые есть у всех нас, как у людей.

В следующий раз, когда вы будете общаться со своими клиентами, помните об этих эмоциональных мотиваторах, потому что они помогут вам понять людей по-новому, осмысленно.

Слово «подключиться» здесь ключевое.

Клиенты эмоционально связаны с брендом, когда он соответствует их желаниям и помогает им удовлетворить глубокие, часто неосознанные потребности.

И если мне уже удалось изменить ваше мнение о том, как можно использовать психологию в маркетинге, то я уже счастлив.

Вот список из 10 основных эмоциональных мотиваторов, определяющих поведение людей.

  • Выделитесь из толпы: создайте уникальную социальную идентичность; восприниматься как особенный.
  • Иметь уверенность в будущем: воспринимать будущее лучше, чем прошлое; иметь позитивную ментальную картину того, что должно произойти
  • Наслаждаться чувством благополучия: Чувствовать, что жизнь соответствует ожиданиям и что баланс достигнут; стремиться к безстрессовому состоянию без конфликтов и угроз
  • Ощутите свободу: Действуйте независимо, без обязательств и ограничений
  • Ощутите острые ощущения: Испытайте внутреннее, подавляющее удовольствие и волнение; участвовать в захватывающих, веселых мероприятиях
  • Почувствовать чувство принадлежности: иметь связь с людьми, с которыми они связаны или на которых стремятся быть похожими; чувствовать себя частью группы
  • защищать окружающую среду: поддерживать веру в то, что окружающая среда священна; принять меры, чтобы улучшить свое окружение
  • Будь тем, кем я хочу быть: реализовать стремление к самосовершенствованию; жить в соответствии со своим идеальным представлением о себе
  • Чувствовать себя в безопасности: Верить, что то, что у них есть сегодня, будет там и завтра; беззаботно добиваться целей и мечтать
  • Добиться успеха в жизни: чувствуют, что живут значимой жизнью; найти ценность, которая выходит за рамки финансовых или социально-экономических показателей

Вуаля!

Вы уже знали об этих драйверах?

Можете ли вы относиться к ним?

Мне бы хотелось узнать, что вы думаете об этом новом типе контента от меня.

Присоединяйтесь к беседе в Linkedin или Instagram.

Этот подкаст вдохновлен одним из моих еженедельных информационных бюллетеней, так что не стесняйтесь присоединиться, подписавшись прямо здесь. Это единственный информационный бюллетень CX, который поможет вам построить свою карьеру самым радикальным образом.

Манипуляция, контроль над разумом и подготовка… – Эклектичный лось

Опубликовано

03.04.2013 АвторEclectic Moose2 Комментарии

До сих пор в своих сообщениях я тратил большую часть своего времени на обсуждение того, как психология может принести нам пользу. В основном я сосредоточился на осознанности и понимании психоэволюционной основы человеческого поведения, чтобы мы могли выбирать свои действия. Как часть этого, я указал, что люди часто не контролируют свои действия, но часто думают, что контролируют. Например, большинство из нас верят, что у нас есть стабильное «я», которое не меняется во времени, и почти уверены, что можем предсказать, как мы будем действовать в будущем.

Но можем ли мы быть настолько уверены в том, как поведем себя, скажем, в чрезвычайной ситуации? Многим из нас хотелось бы верить, что в кризисной ситуации мы сможем сохранять спокойствие, вести за собой других, вести себя героически или, самое главное, поддерживать свои убеждения (например, в ненасилии). Будете ли вы по-прежнему «собой» во время зомби-апокалипсиса? А как насчет вашего морального кодекса? Сможете ли вы постоять за себя или противостоять приказам авторитетной фигуры? Я не уверен, что вы будете, и я скажу вам, почему.

Дело в том, что очень немногие из нас могут предсказать, как мы будем действовать в чрезвычайной ситуации. Во многом это связано с принципами, о которых я уже говорил (см. здесь): когда мы находимся под давлением, большинство из нас испытывают реакцию бегства или борьбы, которая развилась, чтобы помочь нам выжить в потенциально опасных столкновениях и, среди прочего, закрыться. при активации снижается много высших функций (т. е. более высокая мозговая активность физиологически затратна с точки зрения сахара в крови, поэтому организм сохраняет его). Это отличная система для выживания при нападении мастодонта, но в современном мире, где нам действительно нужно наше высшее функционирование, когда мы в состоянии стресса (и где у нас есть легкий доступ к сахару), это немного дерьмо. Другими словами, когда мы испытываем сильный стресс или находимся в реальной или воображаемой опасности, мы не мыслим ясно и не действуем ожидаемым образом.

Некоторые из вас, возможно, изучали психологию на первом курсе университета. Если да, то вы помните два классических психологических эксперимента 1960-х и 70-х годов. Первым было весьма спорное исследование Стэнли Милгрэма, посвященное послушанию. В этом исследовании добровольцам сказали, что они будут участвовать в обучающем исследовании. Они сидели за панелью с микрофоном, динамиком и циферблатом. Участникам сказали, что «ученик» (на самом деле актер) находится в другой комнате и что они должны будут задавать заранее подготовленные вопросы ему или ей, используя микрофон (слыша ответ в динамике). Если «ученик» давал неправильный ответ, доброволец должен был применить электрический шок, установив напряжение на циферблате. Циферблат был помечен от легкого до чрезвычайно болезненного и смертельного. Экспериментатор (который был одет в белый лабораторный халат) сказал добровольцам продолжать наносить «ученику» удары током с нарастающей силой, даже если они могли слышать, что ученик испытывает боль (включая симулированные крики). Если доброволец отказывался продолжать, ему или ей говорили продолжить по следующему сценарию:

  1. Пожалуйста  продолжайте .
  2. Эксперимент требует, чтобы вы продолжили .
  3. Совершенно необходимо, чтобы вы продолжали .
  4. У тебя нет другого выбора, ты должен  продолжать.

Вот что пугает: несмотря на сильнейший стресс, 65% добровольцев применили «фатальный» разряд, и даже те, кто настаивал на прекращении эксперимента, не просили проверить здоровье «ученика». Большинство из них утверждали, что никогда так себя не поведут, но не смогли противостоять «авторитетной фигуре». Милгрэм использовал свои открытия, чтобы попытаться объяснить послушание нацистских солдат во время Второй мировой войны.0003

Второе тревожное исследование, известное как эксперимент в Стэнфордской тюрьме и проведенное Филипом Зимбардо, укрепило представление о том, что людьми легко манипулировать, заставляя их вести себя пугающе. В этом исследовании группа студентов добровольно участвовала в моделировании тюрьмы. Подвал в университете был максимально реалистично изменен, чтобы выглядеть как тюрьма, а участникам случайным образом назначалась роль заключенного или охранника. Первоначально запланированный на две недели, эксперимент был закрыт всего через шесть дней из-за тревожного поведения «тюремных охранников», которые начали (без подсказки) вести себя садистски по отношению к заключенным. Как и в исследовании Милгрэма, участники считали, что будут действовать «морально», но обнаруживали, что действуют крайне непредсказуемо и неприятно в течение очень короткого периода времени.

Так родилась социальная психология. Другие экспериментаторы продемонстрировали, что мы соглашаемся с группой (идем вместе с ней), даже если мы знаем, что мы правы, а они ошибаются (групповое мышление); это сходит с рук (социальное безделье), часто ведет себя нехарактерно в толпе (деиндивидуализация), и им легко манипулировать, чтобы изменить наше мнение, когда предлагаются определенные условия (такие как авторитет, безопасность или комфорт). Самое страшное в этом исследовании — не только продемонстрированная легкость и быстрота изменений, но и сопровождающая их рационализация. Большинство людей спокойно рационализируют свое поведение постфактум, убеждая себя, что они действительно выбрали действие (и отказываясь признавать или даже верить, что ими манипулировали).

Становится страшнее. Ограничения нашего восприятия означают, что многое из того, что происходит, недоступно нам сознательно, особенно когда наше внимание направлено на что-то другое. Два классических исследования наглядно демонстрируют это явление. В одном из экспериментов экспериментаторы попросили участников посмотреть запись передачи баскетбольного мяча и отметить количество пасов игроков, одетых в белое. Во время видео прямо по экрану идет человек в костюме гориллы (см. здесь). Сосредоточившись на инструкциях (подсчете передач), большинство людей даже не видели гориллу и клялись вслепую, что ее там не было. В подобном эксперименте экспериментатор спрашивал у случайных людей указания (см. здесь), во время обмена между ними шли два других экспериментатора с дверью, и первоначальный экспериментатор поменялся на другого человека. Большую часть времени человек, дающий указания не заметил переключатель !

И становится еще страшнее. Не только грубое манипулирование, невнимательность и постфактум рационализация могут изменить наше поведение. Оказывается, мы можем использовать явление, называемое праймингом*, для изменения поведения людей без какого-либо сознательного осознания с их стороны. Например, прочтите следующее предложение: «дом был старый, он скрипел и стонал и, казалось, боролся со своим основанием». Скорее всего, если бы вы встали после прочтения, вы бы сделали это значительно медленнее. Вы были подготовлены к «старости». Вы также можете изменить свои предпочтения для голосования в зависимости от местоположения кабины для голосования. На самом деле, исследователи заявляют о всевозможных эффектах прайминга, предполагая, что нами можно манипулировать тонко и просто без каких-либо знаний с нашей стороны (и, конечно же, мы склонны утверждать, что любое результирующее поведение было нашим решением с самого начала).

Возможно, вас не удивит, что многие из этих принципов применялись снова и снова на протяжении всей истории. Вряд ли это теория заговора, она просто представляет человеческое желание доминировать над другими и манипулировать ими для достижения собственных целей. Каждый раз, когда вы видите особенно «эффективную» телевизионную рекламу (та, которая действительно вызывает у вас желание купить продукт), вы можете быть уверены, что вами манипулировали, используя эти принципы. Точно так же, когда люди действуют агрессивно, основываясь на своих убеждениях, есть большая вероятность, что ими манипулировали, используя комбинацию социальной обусловленности и меметического заражения (см. здесь и здесь).

В будущем все может стать еще страшнее. Уже существуют технологии , которые можно использовать для определения вашего психического состояния с помощью сканирования мозга и даже для того, чтобы буквально видеть (на экране) содержание ваших мыслей (эта технология только зарождается, но она будет совершенствоваться). У нас также есть способы имплантации поведения или вызывания аномальных психических состояний с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) или (что более пугающе) ультразвука. Вполне возможно, что в ближайшем будущем эти технологии станут более эффективными, избирательными и массовыми.

Итак, мы все облажались, верно? Ну да и нет. Да, в том смысле, что никто из нас не может предсказать, как мы будем действовать в сложных ситуациях, если у нас не будет возможности проверить себя (а большинство из нас не хотят или не хотят испытывать такой стресс). Да, в том, что многое из того, что нами манипулирует, происходит на уровне, далеком от сознательного внимания, и мы действительно хорошо умеем притворяться, что наши действия, даже те, которые совершенно «нехарактерны», были результатом нашего выбора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *