Психология музыкального исполнительства: Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных

Содержание

Основные направления современной музыкальной психологии.

Бодрова Людмила Владимировна

2 года назад

Музыкальное восприятие.

В качестве основных направлений современной психологии музыкальной деятельности (музыкальной психологии) выделяют:

1. Психологию музыкального творчества.

2. Психологию музыкально-исполнительской деятельности.

3. Психологию музыкальных способностей.

4. Психологию музыкального образования.

5. Психологию музыкальной пропаганды и музыкально-критической деятельности.

6. Музыкальную психотерапию и психологию функциональной музыки.

Можно выделить и другие направления: к примеру, психология музыкального восприятия рассматривается как часть психологии музыкального образования, поскольку восприятие является одним из музыкально-познавательных процессов; но музыкальное восприятие представляет собой область настолько широкую, что логичным будет и его рассмотрение в качестве отдельного направления.

В. И. Петрушин выделяет в самостоятельное направление социологические исследования в области музыки, хотя нам представляется, что эта отрасль, несомненно, важная, в настоящее время недостаточно развита и может рассматриваться как часть психологии музыкальной пропаганды и музыкально-критической деятельности. Можно считать самостоятельным направлением изучение индивидуально-психологических свойств личности в процессе музыкальной деятельности. Этот материал также может входить в психологию музыкального творчества и психологию музыкального образования.

В последнее время активно ведутся исследования музыкального сознания общества и личности, а также психологии музыкального бессознательного.

Кратко охарактеризуем названные направления.

Психология музыкального творчества является одновременно отраслью психологии творчества, изучающей закономерности продуктивного художественно-образного мышления, воображения, фантазии. Природа композиторского творчества, которую пытается разгадать психология музыкального творчества, пока еще остается неясной, во многом потому, что обладатели композиторского таланта в силу особенностей преобладающего у них невербального образного мышления не систематизируют свои поиски и находки, не пытаются зафиксировать закономерности рождения музыкальных образов.

Те же музыканты, которые обладают склонностями к научному анализу, как правило, сами композиторами не являются и в тайны композиторского мышления проникнуть не могут; тем более не в состоянии сделать этого психологи-немузыканты.

Тем не менее, изучение с позиций достижений современной психологии биографий и особенностей личности великих композиторов, истории создания ими сочинений помогают приоткрыть завесу тайны над процессом создания музыки, сделать полезные выводы для осуществления музыкально-исполнительской деятельности – более демократичной разновидности музыкального творчества, а также содержат полезную развивающую информацию для музыкального образования. Психология музыкально-исполнительской деятельности изучает широкий спектр вопросов, связанных с подготовкой к творческой передаче композиторского замысла и ее реализацией. Сюда входит часть психологии музыкальных способностей (профессиональные способности), психофизические основы формирования исполнительской техники, механизмы достижения оптимального концертного состояния и преодоления эстрадного волнения.

Предметом изучения психологии музыкально-исполнительской деятельности должны стать также те аспекты психологии музыкального творчества, которые освещают творческие проявления интерпретатора, являющегося одновременно и выразителем воли композитора, и творцом новой художественной реальности.

Музыкально-познавательные процессы представляют собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. Общая психология называет в качестве основных познавательных процессов ощущение, восприятие, мышление и воображение. Они же применительно к музыке являют собой музыкально-познавательные процессы, поскольку на их основе осуществляется познание музыки в широком смысле.

Первичным и простейшим процессом является ощущение – психический процесс, возникающий в результате непосредственного воздействия источника ощущения на органы чувств. В музыкально-познавательной деятельности наиболее важны слуховые, кинестетические, тактильные и ритмические ощущения.

На основе комплекса ощущений возникает восприятие как процесс, характеризующийся, во-первых, целостностью, во-вторых – опорой на предшествующий опыт (апперцепционностью), в-третьих – константностью.

В философии и психологии восприятие трактуется как сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения восприятие включает обнаружение объекта в поле восприятия, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, формирование образа воспринимаемого.

В общепсихологическом понимании восприятия выделяют тенденцию прегнантности, в соответствии с которой объединение разрозненных свойств воспринимаемого в сознании происходит таким образом, что возникшее целое так или иначе отличается по форме от других возможных объединений.

Музыкальное восприятие – процесс чрезвычайно сложный и многоаспектный. Он включает объединение в сознании воспринимающего огромного количества различных элементов, принадлежащих к разным уровням, системам и качественно своеобразных.

Основная литература

  • Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с.
  • Петрушин В. А. Музыкальная психология / В. А. Петрушин. – М.: Москва, Юрайт, 2017. – 38 с.
  • Торопова А. Л. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. Л. Торопова. – Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. — 200 с.
  • Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии. Учебное пособие. / Е. Н. Федорович, Е. В. Тихонова. — М.: Директ-медиа, 2014. — 279 с.

Психологические характеристики структуры музыкального мышления

Введение (Introduction). Вот уже многие десятилетия музыкально-художественное развитие в подготовке музыкантов является важнейшей задачей музыкальной педагогики. Его ведущая роль в общем процессе воспитания пианистов, скрипачей, вокалистов и т.д., с впечатляющим единодушием отмечается как выдающимися музыкантами-исполнителями, так и педагогами-практиками, теоретиками исполнительства, методистами.

При этом под музыкально-художественным развитием понимаются множество различных качеств, так или иначе имеющих отношение к этому феномену.

В практике музыкальной педагогики музыкальное развитие в большей степени осуществляется на эмпирической основе. Она, бесспорно, постоянно обогащается за счет распространения опыта других преподавателей, применения приемов и способов художественного развития, описанных выдающимися музыкантами. Что же касается научного освещения этой значимой для музыкального обучения проблемы, то здесь результаты не так однозначны. Синкретичность представлений о музыкально-художественном развитии не позволяет дать научную оценку этого действительно емкого понятия, и, соответственно, искать эффективные методы осуществления этой деятельности. Становится очевидным, что в узких рамках музыкально-педагогической практики решить эту проблему не удастся. Необходима серьезная методологическая база, с помощью которой можно провести объективный анализ процессов, связанных с развитием музыкального мышления.

Ею являются труды психологов (Л. Выготский, К. Изард, Е. Ильин, С. Рубинштейн, Б. Теплов и др.), исследующих процессы мышления человека, выявляющих психологические характеристики и закономерности мыслительной деятельности. Учитывая актуальную потребность музыкальной педагогики в поиске эффективных методов воспитания музыканта и на основе трудов психологов, необходимо выявить сущностные психологические характеристики музыкального мышления и структурные компоненты его формирующие. Это и является целью данной статьи.

Основная часть (Main Part). Начинать научное осмысление феномена музыкального развития необходимо с определения тех главных свойств, которые составляют его сущность. Таковым является музыкальное мышление. В музыкальной педагогике этот термин употребляется весьма редко и не обладает однозначным толкованием. Часто он заменяется понятием «внутренний слух». Вместе с тем, введение в научный аппарат исследователей «музыкального мышления» открывает возможность «вписаться» в систему научных представлений, разрабатываемых психологами, что дает серьезную методологическую базу, для изучения многих сторон этого важнейшего свойства личности для музыканта любой специальности.

Кроме того, эти научные изыскания, бесспорно, станут научным фундаментом для поиска эффективных методов обучения, основанных не только на опыте предыдущих поколений, но и на достижениях смежных наук.

Музыкальное мышление – сложное многосоставное явление. В его осмыслении необходимы ориентиры, которые будут направлять исследовательскую мысль в научном поиске. Таковыми могут являться системные качества мышления, которые  в своей совокупности его составляют. Само же определение системных свойств музыкального мышления предполагает выявление содержательной характеристики, при том, что дефицита в дефинициях музыкального мышления нет. Вместе с тем, по справедливому замечанию К.В. Тарасовой, «сложность, многокомпонентность музыкального мышления и является, по-видимому, причиной того, что до сих пор ни в музыковедении, ни в психологии и педагогике нет единого термина для его обозначения…» (Тарасова, 2003: 217). На наш взгляд, это связано с тем, что каждый теоретик во главу угла ставит те его свойства, которые соответствуют предмету исследования.

Так Б.В. Асафьев увязывал музыкальное мышление со своей интонационной теорией (Асафьев, 1971). Д.С. Лихачев полагал, что музыкальное мышление – суть творческого мышления (Лихачев, 1999). Музыкальное мышление рассматривалось учеными в социальном, культурологическом, музыковедческом, музыкально-психологическом и других аспектах.

Положительным результатом такого широкого изучения музыкального мышления являются полученные знания о различных его гранях. Отрицательным – возникающие противоречия из-за придания некоторым его свойствам расширительного характера, когда по части явления судят о музыкальном мышлении в целом. Рассмотрим дефиницию музыкального мышления
Е.Е. Ткачевой. Под музыкальным мышлением она понимает «активное, логически осмысленное восприятие художественно-звуковой реальности, проявляющейся в продуктивной творческой деятельности, раскрывающей личность-значимый смысл музыки и являющейся средством общения между музыкальным произведением и слушателем» (Ткачева, 2008: 305). В этой дефиниции под мышлением подразумевается «специфически» организованное восприятие, что провоцирует серьезные полемические настроения, так как восприятие в психологии никак не равно мышлению. Но даже с большими оговорками, очевидно, что в данном случае музыкальное мышление оценивается с позиции слушателя, ибо в его основе «осмысленное восприятие». Но будет ли это справедливо в отношении композитора? Ведь его деятельность далеко не ограничивается лишь восприятием.

В одном из учебных пособий по музыкальной психологии читаем: «Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства» (Кадыров, 2005). А если произведение «не понимается», а исполняется, то это происходит вне музыкального мышления? А если оно направляется не на осознание своеобразия музыкальной культуры, то это уже не музыкальное мышление?

«В отечественной культурологии и музыковедении – резюмирует Е. Е. Ткачева, − музыкальное мышление рассматривается как продуктивное творческое мышление, отражающее различные виды человеческой деятельности…» (Ткачева, 2008: 335). Означает ли сказанное, что не творческого музыкального мышления не бывает? А как можно охарактеризовать музыкальное мышление артистов оркестра, хорового коллектива, опирающихся в своей работе на репродуктивные процессы?

Чтобы избежать подобных противоречий, дефиниция музыкального мышления должна быть достаточно обобщенной и охватывать все его стороны. Но именно это условие часто не выполняется. Возьмём, к примеру, определение Ю.В. Шмалько: «Музыкальное мышление – психический процесс художественного отражения действительности в интонировании» (Шмалько, 2008). Между тем, характеризовать мышление по его одной из функций, а здесь упоминается «отражение» действительности», не совсем, на наш взгляд, корректно. Ведь «мышление предстает как системная организация психических механизмов человека для познания и преобразования себя и мира» (Sradzhev, 2019). Таким образом, если мышление человека не только отражает, но и способствует преобразованию действительности, то и музыкальное обладает этим же свойством. Именно потому оно и связано с творчеством. Упустив эту «деталь», сложно будет доказать наличие музыкального мышления у композиторов.

С другой стороны, в определении должны присутствовать сущностные свойства, характеризующие именно музыкальное мышление. «Музыкальное мышление, − утверждает Е.Е. Ткачева, − является психической функцией, с помощью которой человек взаимодействует с художественно-звуковой реальностью музыкального искусства» (Ткачева, 2008). Конечно, «взаимодействие с художественно-звуковой реальностью» обеспечивается музыкальным мышлением в любой музыкальной деятельности. Но что является основой такого взаимодействия?

Кроме того, совершенно очевидно, что высказанное Е.Е. Ткачевой предположение относится скорее не к мышлению, а лишь к одной из его функций. Причем, в нем нет свойства, составляющего сущностное отличие музыкального мышления от других психических процессов, в том числе и от мышления в его общем плане.

Между тем, это свойство упоминается в различных исследованиях. Но нужно понимать, что музыкальное мышление не изолированное явление в психической организации человека. Оно, естественно, составляет один из многих его видов. Но, подчиняясь закономерностям, оно имеет и отличительные черты. По справедливому утверждению Г.Б. Елистратовой: «Особенность музыкального мышления обусловлена интонационной природой, образностью, семантикой музыкального языка и музыкальной деятельностью» (Елистратова, 2002: 4). Отметим важнейшую для нас особенность. Она связана с образностью.

Действительно, мышление музыканта – это, прежде всего, мышление звуковыми образами. Далеко не случайно, во все времена, деятельность музыканта связывалась с тонкостью и богатством его слуха. «Можно с определённостью сказать, − пишет Л.Г. Ушакова, − что музыкальное мышление начинается с оперирования музыкальными образами» (Ушакова, 2012: 58). Именно с их помощью передается содержание музыкальных произведений, воздействующее на чувственную сферу человека и дарящее богатство эмоциональных переживаний. Отберите у музыканта музыкально-слуховые образы, и музыкальное мышление исчезнет. Способность образно-ассоциативных представлений М.М. Берлянчик рассматривает «как основу развития художественного мышления скрипача (Берлянчик, 2000: 58).

Само музыкальное мышление является разновидностью широко известного образного мышления. Если в абстрактно-логическом мышлении активно используются понятия, то образное мышление опирается на образы-представления. Как утверждают психологи, они, в процессе мышления порождаются памятью или воображением. Вот эти особенности и должны отражаться в дефиниции музыкального мышления. Кроме того, нужно отметить еще одну принципиальную особенность. О ней писал применительно к «внутреннему слуху» Б.М. Теплов: «Внутренний слух мы должны, следовательно, определить не просто как «способность представлять себе музыкальные звуки», а как способность произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями» (Теплов, 1947: 232). То есть, мало представлять музыкальные звуки, нужно уметь произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. А для этого нужны соответствующие психические механизмы. Учитывая данные обстоятельства, можно заключить, что под музыкальным мышлением подразумевается система психических механизмов, оперирующая музыкально-слуховыми представлениями для осуществления музыкальной деятельности.

Но образное мышление не отдельный самостоятельный вид, протекающий параллельно с другими мыслительными процессами. Описывая сочинение музыкального произведения, А.Н. Сохор утверждает: «Композитор пользуется всеми тремя видами мышления, которые различаются в психологии. Во-первых, в случае сочинения за роялем или с помощью другого музыкального инструмента он оперирует реальными «звуковыми предметами»… Психология называет такое мышлением предметно-инструментальным (или практическим). Во-вторых, он мыслит (оперируя в уме) представлениями о звуках… Это – образное мышление. В-третьих, он мыслит понятиями, отбирая и осмысливая с их помощью полученные звучания… Это – абстрактно-логическое мышление» (Сохор, 1974: 61-62). Если мы возьмем не композиторскую, а музыкальную деятельность, то и там музыкальное мышление обеспечивает различные ее стороны. М.С. Каган упоминает о единстве трех основных видов, определяющих художественную деятельность – это отражение, созидание и коммуникация (Каган, 1970: 57). Именно эти качества присущи и музыкальному мышлению.

Между тем, оно включено в мышление человека как функциональная часть и детерминировано многими его свойствами. Прежде всего, нужно отметить музыкально-слуховые представления. Именно они складываются в музыкально-слуховые образы. Последние, составляя основу музыкального мышления, испытывают сильнейшее воздействие и определяются, в свою очередь, эмоциональными и интеллектуальными факторами. Они придают образной сфере индивидуальный оттенок, отражающий специфические свойства мышления каждого человека. У композитора, исполнителя в рамках музыкального искусства нет возможности воздействовать на слушателя иным способом как через звучание, через слух. Эмоции ощущают и композиторы, озвучивая свое произведение в звуках музыкального инструмента или через образные слуховые представления. Все это свидетельствует о системной важности именно музыкально-слуховых образов в музыкальном мышлении. Что же касается эмоциональных и интеллектуальных факторов, то они составляют не отдельные виды мышления, а определяют специфические свойства образной сферы. Это не означает, что музыканты не пользуются или не обладают абстрактно-логическим мышлением. Оно, бесспорно, функционально помогает решать определенные задачи, стоящие перед человеком. Его главным составляющим являются понятия, суждения, различные логические конструкции. Но когда речь идет о музыкальном мышлении, то главным его звеном является музыкально-слуховой образ. «Специфической особенностью музыкальной информации является то, что эмоционально-образный компонент ее содержания существенно превалирует над абстрактно-логическим, − пишет Ю.А. Цагарелли. − Это, в конечном итоге, и обуславливает то, что образный компонент музыкального мышления имеет в его структуре в среднем больший вес, чем логический» (Цагарелли, 2008: 107-108).

Предельно схематично музыкальное мышление можно представить в следующем виде (рисунок):

Развитие музыкального мышления сложный и многотрудный процесс. Он охватывает совершенствование эмоциональной, абстрактно-логической и слухо-образной составляющих мышления человека. Понятно, что их значимость для музыканта неодинакова. Специфика его деятельности такова, что абстрактно-логический компонент занимает менее значимое положение, чем, скажем, эмоциональная и образная сферы. Тем не менее, игнорировать его было бы большой ошибкой. И далеко не случайно в обучении музыкантов серьезное внимание привлечено к тем дисциплинам, которые формируют интеллектуальную основу музыкального мышления. Особенно усиливается роль интеллектуального фактора в наше время, о чем пишет Л.Г. Ушакова и Ю.А. Цагарелли, ссылаясь на работы Ф. Зальцева и И. Пясковского (Ушакова, 2012; Цагарелли, 2008: 108).

Вместе с тем, было бы опрометчиво сводить этот фактор только к осмыслению строения и содержания музыкального произведения. «Логика формы, темповых соотношений, динамических и агогических кульминаций, самой структуры музыкального произведения неразрывно взаимосвязана с внутренней логикой его содержания и в единстве с эмоционально-образным аспектом музыки и составляет саму его сущность» − совершенно справедливо пишет Ю.А. Цагарелли (Цагарелли, 2008: 108). Но что детерминирует саму «логику» содержания музыкального произведения?

Среди многих обстоятельств, определяющих его содержание, присутствует и интеллектуальный фактор. Но он не сводится к теоретическому или исполнительскому анализу музыкального произведения. Он отражает личность самого музыканта, его мышление, в том числе и музыкальное мышление. В литературе описан хрестоматийный пример влияния творчества одного музыканта-исполнителя на другого. Потрясенный игрой Н. Паганини, пианист Ф. Лист открыл для себя новые горизонты исполнительского творчества. И после упорной работы над собой превратился в выдающегося артиста. Как он это сделал? «Уже 14 дней мой ум и мои пальцы работают как двое каторжников, − писал Ф. Лист. – Гомер, Библия, Платон, Локк, Байрон, Гюго, Ламартин, Шатобриан, Бетховен, Бах, Гуммель, Моцарт, Вебер – все вокруг меня. Я изучаю их, я думаю о них, я проглатываю их с быстротой огня. Кроме того, я играю по 4-5 часов в день упражнения (терции, секты октавы, тремоло, репетиции, каденции и т.д.). Ах! Если я не сойду с ума, то ты найдешь во мне опять художника!» (Мильштейн, 1971: 163). Лист известен не только как композитор. Ранее, слава к нему пришла, как к пианисту-виртуозу. Но можно с большой степенью вероятности предположить, что в то время, а это был век виртуозов, таким был не только он. Тем не менее, величайшим, непревзойденным пианистом стал именно Ф. Лист. Не в том ли секрет феноменального успеха, что он занимался не только фортепианной техникой, но, прежде всего, своим интеллектуальным и музыкально-художественным развитием?

Эмоционально-чувственная сфера в психологии не рассматривается как часть мышления. Вместе с тем, ее связь с мышлением представляется более чем близкой. Еще Л.С. Выготский в свое время писал: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движением мысли в ту или другую сторону» (Выготский, 1956: 54).

Еще более тесную связь эмоций и мышления отмечал С.Л. Рубинштейн. «Речь …идет не о том только, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, − пишет психолог, − а о том, что само мышление как реальный психический процесс, уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единство эмоционального и интеллектуального» (Рубинштейн, 1973: 97-98).

Но если мы рассматриваем эти процессы в аспекте музыкальной деятельности, то роль эмоциональной сферы еще более возрастает. Чувства и эмоции составляют сущностную сторону музыки. Композитор, музыкант-исполнитель в своем творчестве обращаются к чувствам человека. И не случайно, описанием сильнейших эмоциональных переживаний, возникших у слушателей на концертах, полнится вся музыкальная литература. Музыка не только обращена к человеку. Она воздействует на него, духовно обогащает и изменяет. «Эмоция – писал К.Э. Изард, − это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» (Изард, 2009: 27).

Сами эмоции обладают многими свойствами. Это доминантность, динамичность, универсальность, пластичность и т.д. Остановимся на определяющих возможность их влияния на слушателей: это заразительность и перенос. Даже в быту «человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним» (Ильин, 2011: 81). Насколько же сила воздействия увеличивается с помощью специально организованной деятельности, к примеру, на концертах. Композитор, через исполнителя, передает слушателям пленительный мир своих чувств и страстей. Воспринятые звуковые образы и порожденные ими эмоции становятся личностным переживанием, вносящим свой вклад в формирование духовного мира человека. В дальнейшем, эти эмоции могут быть перенесены на другие объекты и на различные жизненные ситуации.

Вместе с тем, для того, чтобы увлечь слушателей, исполнитель сам должен обладать богатой эмоциональной сферой. Это многократно подчеркивалось теоретиками искусства. Но весь парадокс в том, что единодушное признание важности эмоционально-чувственной сферы сочетается с серьезным отставанием методов ее развития. Этому есть свои причины.

Практика подготовки музыканта однозначно показала чрезвычайную сложность и малую результативность эмоционального развития. В свое время К.С. Станиславский говорил, что из трех психических сфер – ума, воли и чувств, воспитание чувств выделяется своей сложностью. Интеллектуальное развитие, подвластное воле, протекает значительно результативнее и легче, чем эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к нему» (Ильин, 2011: 148). Сказанное в полной мере справедливо и для музыкантов. Каждый педагог в своем классе мог неоднократно убедиться в правоте Станиславского. Можно сколько угодно долго «объяснять» божественную трогательность подснежника, символа пробуждающейся жизни, буйство осенних красок в природе, поражающих воображение художественной личности, чувствующей «пышное природы увядание». Но если человек не обладает богатой эмоциональной сферой, то, быть может, он «оценит» красоту, но не почувствует душевного волнения, естественно возникающего от соприкосновения с ней. Принципиально изменить ситуацию здесь, скорее всего, вряд ли удастся. Качественных результатов в эмоциональном развитии добиться едва ли возможно. Это, конечно, не означает, что совершенствование эмоциональной сферы музыканта, как и человека в целом, занятие − бесполезное.

Эмоциональная сфера в ограниченном природой диапазоне весьма успешно может и должна развиваться. Упорная работа в этом направлении способна актуализировать скрытые возможности эмоциональных проявлений, в той или иной мере имеющихся у каждого человека. Постоянное апеллирование к эмоциям и чувствам, включение их в различные виды деятельности, работа над совершенствованием гибкости в переходах от одного состояния к другому, над устойчивым управлением, активное привлечение сознания к оценкам эмоций и чувств, конечно, поможет развить эмоциональную сферу в той мере, которая отпущена природой каждому субъекту.

Эмоциональное развитие предполагает совершенствование чувственной сферы человека. При этом необходимо учитывать, что психологи, классифицируя различные эмоциональные состояния, упоминают чувства. Не вступая в полемику о соотношении эмоций и чувств, отметим важные для музыкального воспитания «эстетические чувства». Они «представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве» (Маклаков, 2010: 397). Развернутое описание эстетических чувств дает Е.П. Ильин. Выделяя чувства нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические, он убедительно описал эстетические чувства, с которыми имеют дело музыканты: «Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусств или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоций удовольствия до эстетического восторга» (Ильин, 2011: 311-312).

Добавим также, что эмоциональные проявления, чувства являются живительным источником, питающим творческий процесс, делающим его личностно значимым не только для самого музыканта, но и для благодарных поклонников их искусства.

Заключение (Conclusions). Абстрактно-логическое мышление и эмоционально-чувственная сфера как важнейшие психологические характеристики в структуре музыкального мышления не могут функционировать в музыкальном искусстве самостоятельно. У музыкантов они проявляются только через образы слуховой сферы. Музыкально-слуховые представления с неотвратимой закономерностью испытывают воздействие «интеллекта» и «эмоций», придающих им индивидуальные качества. Но поскольку «оценить» это воздействие можно только через свойства самих слуховых представлений, то именно слуховая сфера находится в самом центре музыкального обучения.

Развитие образно-слуховой сферы – это сложная многоаспектная деятельность, охватывающая по времени не только годы обучения, но и всю профессиональную жизнь композитора или исполнителя. Музыкант «мыслит» слуховыми образами. Причем, эти представления, отражающее даже одно и то же музыкальное произведение, несут неповторимый отпечаток его личности, эмоциональной сферы. Это происходит потому, что психические процессы, составляющие мышление, образуют множество различных сочетаний, определяющих его свойства. Каковы эти свойства и насколько они соответствуют различным видам музыкальной деятельности, во многом определит направление творческого развития музыканта.

Психология музыкального исполнительства | Психология музыки: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Psychology of Music: A Very Short IntroductionVery Short IntroductionsMusic PsychologyBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Psychology of Music: A Very Short IntroductionVery Short IntroductionsMusic PsychologyBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Маргулис, Элизабет Хельмут, «Психология музыкального исполнения», Психология музыки: очень краткое введение , очень короткие введения (

New York

, 2018; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 ноября 2018 г. ), https: //doi.org/10.1093/actrade/9780190640156.003.0005, по состоянию на 18 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Psychology of Music: A Very Short IntroductionVery Short IntroductionsMusic PsychologyBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Psychology of Music: A Very Short IntroductionVery Short IntroductionsMusic PsychologyBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Исполнители занимают особое место в современной западной музыкальной культуре. Поскольку два человека могут давать совершенно разные ответы, играя одни и те же ноты, ясно, что нотация не может отразить некоторые из наиболее важных аспектов музыкального общения. Каковы эти размеры? Что нужно, чтобы приобрести такой же опыт манипулирования ими, которым обладают первоклассные исполнители? Как слушатели воспринимают и реагируют на них? «Психология музыкального исполнения» пытается понять эту выразительную силу. Он рассматривает выразительность в исполнении, а также его механику, то, как практика формирует исполнение, реакцию слушателя на выбор исполнителя, а также процессы творчества и импровизации.

Ключевые слова: ассоциативный тест, креативность, дорсолатеральная префронтальная кора, импровизация, эффект МакГерка, перформанс, психология музыкального ассоциативного теста, креативность, дорсолатеральная префронтальная кора, импровизация, эффект МакГурка, перформанс, психологический музыкальный ассоциативный тест, креативность, дорсолатеральная префронтальная кора, импровизация, МакГерк эффект, исполнение, психология музыки

Предмет

Музыкальная психология

Серии

Очень краткое введение

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Наука и психология музыкального исполнения: творческие стратегии преподавания и обучения

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Парнкатт, Ричард и Гэри Макферсон (редакторы), Наука и психология музыкального исполнения: творческие стратегии преподавания и обучения (

Нью-Йорк

, 2002; онлайн-издание, Oxford Academic, 3 октября 2011 г. ), https:/ /doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195138108.001.0001, по состоянию на 15 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНаука и психология музыкального исполнения: творческие стратегии преподавания и обученияМузыкальное познаниеМузыкальное образование и педагогикаТеория и анализ музыкиКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНаука и психология музыкального исполнения: творческие стратегии преподавания и обученияМузыкальное познаниеМузыкальное образование и педагогикаТеория и анализ музыкиКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Abstract

Преподаватели музыки и практикующие музыканты не смогли извлечь столько пользы, сколько могли бы, из исследований музыкальной психологии за последние два десятилетия. В этой книге авторы предлагают улучшить ситуацию, описывая новые подходы, основанные на недавних психологических исследованиях, к преподаванию музыки, обучению музыке и созданию музыки на всех уровнях образования. Каждая глава представляет собой сотрудничество музыкального психолога и музыкального педагога. Статьи начинаются с описания музыкально-психологических проблем, которые, вероятно, незнакомы музыкантам и музыкальным педагогам. Затем они предлагают стратегии обучения и материалы, вдохновленные выводами психологов. Двадцать одна статья книги охватывает широкие вопросы «развивающегося музыканта», «поднавыков музыкального исполнения» и «инструментов и ансамблей».

Ключевые слова: музыкальные педагоги, музыканты, музыкальная психология, музыкальный психолог, стратегии обучения, музыкальное исполнительство

Предмет

Музыкальное познаниеМузыкальное образование и педагогикаМузыкальная теория и анализ

Содержание

  • Передний вопрос

    • Страница авторского права
    • Благодарности
    • Расширять Введение
      • Часть I Развивающийся музыкант

        • Расширять 1 Музыкальный потенциал
          • Расширять 2 Влияние окружающей среды
            • Расширять 3 Мотивация
              • Расширять 4 Тревога производительности
                • Расширять 5 Мозговые механизмы
                  • Расширять 6 Музыкальная медицина
                    • Часть 2 Поднавыки музыкального исполнения

                      • Расширять 7 От звука к знаку
                        • Расширять 8 Импровизация
                          • Расширять 9 чтение с листа
                            • Расширять 10 Упражняться
                              • Расширять 11 Память
                                • Расширять 12 Интонация
                                  • Расширять 13 Структурная коммуникация
                                    • Расширять 14 Эмоциональное общение
                                      • Расширять 15 Движение тела
                                        • Часть 3 Инструменты и ансамбли

                                          • Расширять 16 Сольный голос
                                            • Расширять 17 Хор
                                              • Расширять 18 Фортепиано
                                                • Расширять 19 Струнные инструменты
                                                  • Расширять 20 Духовые инструменты
                                                    • Расширять 21 Репетиция и дирижирование
                                                      • Конечная Материя

                                                        • Авторы
                                                        • Индекс

                                                      Войти

                                                      Получить помощь с доступом

                                                      Помощь с доступом

                                                      Доступ в учреждения

                                                      Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                                                      Доступ на основе IP

                                                      Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                                                      Войдите через свое учреждение

                                                      Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                                                      1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                                                      2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                                                      3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                                      4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                                      Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                                                      Войти с помощью читательского билета

                                                      Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                                                      Члены общества

                                                      Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                                                      Войти через сайт сообщества

                                                      Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                                                      1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                                                      2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                                      3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                                      Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                                                      Вход через личный кабинет

                                                      Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

                                                      Личный кабинет

                                                      Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                                                      Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                                                      Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                                                      Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                                                      • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *