«Сознание может воздействовать на бессознательное?» — Яндекс Кью
Диана Онегина · ·
3,3 K
Гипнотерапевт, гипнолог, психолог
Гипноз, гипнокоррекция, психология, психосоматика… · 26 окт 2020 · classic-hypnos.ru
Отвечает
Денис Борисевич
Да, сознание и подсознание в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Простым примером воздействия сознания на подсознание является обучение новому навыку. Сначала человек пропускает его через сознание и многократное повторение, потом опыт закрепляется в условном рефлексе и навык автоматически (бессознательно) проявляется в человеке.
Психологическая помощь гипнозом https://classic-hypnos.ru +79602861163
Перейти на classic-hypnos.ru1 оценил·
1,0 K
Кирилл Капитонец
Математика
Аналитик по профессии, инженер-механик по образова. .. · 30 июл 2021
У меня нет сомнения, что сознание воздействует на подсознание причем не только на свое, но и на чужое. Сознание является тормозом и побуждением подсознания. Сознание накачивает подсознание образами и получает от него образы… Читать далее
Нет оценок ·
382
Комментировать ответ…Комментировать…
Сергей Шарков
Человек издавна живущий на планете Земля… · 5 сент 2021
Отвечая я буду говорить про «осознающее» и «бессознательное» в человеке (ниже объясню почему). Осознающее может при некоторых условиях воздействовать на бессознательное, но в основном одним методом, — замены бессознательного… Читать далее
2 оценили ·Комментировать ответ…Комментировать…
Ultramarine
Любимый кинотеатр — IMAX Планета кино · 1 июн 2018
Вообще то вопрос кажется простым, я бы его перефразировал для понимания того что вы хотели спросить. .. Возможно надо сначала договориться кто и как понимает термины Сознание и Бессознательное, а потом обсудить сам вопрос. Сознан… Читать далее
1 оценил·
376
Диана Онегина
1 июн 2018
Бессознательное — те психические процессы, которые не осознаются человеком. Например, автоматические действия… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Татьяна Белая
Врач хирург,и любитель антропологи путешествий и… · 1 июн 2018
Конечно можно, в обе стороны,например,человек перенёс операцию под общим наркозом,по сути сознание ничего не помнит уснул проснулся,бессознательное травму получило так,как было проведено вмешательство оперативное. В… Читать далее
1 оценил·
120
Комментировать ответ…Комментировать…
ХХХ УУУ
Интересы · 1 июн 2018
Однозначного ответа (т. е. объективного и всех устраивающего) на этот вопрос нет. Если вы считаете себя материалистом, то нет. Тут надо ещё уточнить, что вы имеете в виду под «бессознательным»? Мёртвую материю, или Фрейда? В… Читать далее
Нет оценок ·
Диана Онегина
1 июн 2018
Под бессознательным я понимаю ту часть человека, которая не осознается.
Комментировать ответ…Комментировать…Svetlana Stroganova
3 авг 2018
Взаимодействие между нашим сознанием и подсознанием Наше сознание и подсознание взаимодействуют друг с другом. Сознание — это окно для получения входных данных для подсознания. Оно получает информацию из окружающей среды через… Читать далее
Нет оценок ·
Сергеев Сергей
24 июл 2021
Хороший директор не идёт на поводу у акционеров, а формирует их поведение
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыт(Почему?)
Философско-социологический факультет ПГНИУ — ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
УДК 111. 7
DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-547-554
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Костарева Анастасия Александровна
аспирант, ассистент кафедры философии
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-9324-9934
Анализируется соотношение сознательного и бессознательного через определение их диалектического единства. Диалектика сознательного и бессознательного пронизывает все сферы человеческой деятельности, однако вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор недостаточно разработанным. Диалектика сознательного и бессознательного в содержании субъективной реальности важна для понимания многих феноменов общественного и индивидуального сознания, таких как формирование стереотипов, социальных установок, предубеждений, особенностей мифологического мышления, которое характерно не только для прошедших эпох, но и для современности.
Сознательное и бессознательное как выражения единства противоположных сторон субъективной реальности различаются характером реализации, конкретными формами существования и проявления. Главными дифференцирующими признаками сознательного и бессознательного являются отрефлексированность / неотрефлексированность, представленность / непредставленность в поле актуального внимания, вербальная / невербальная форма выражения, преобладание понятийного или образного, формализуемость / неформализуемость и другие. Обсуждается понятие общественного бессознательного, отличное от коллективного бессознательного. Общественное бессознательное можно рассматривать как продукт трансформации индивидуально-психического бессознательного. Оно представляет собой уже не только психологический феномен, а имеет ярко выраженную социально-историческую окраску. В проблеме общественного бессознательного индивид рассматривается как личность, т.е. как комплекс потребностей, интересов, установок, целей, социальных по содержанию.Ключевые слова: сознательное, бессознательное, диалектическое единство, общественное сознание, индивидуальное сознание.
Актуальность исследования бессознательного очевидна, это подтверждает, в частности, применение механизма манипулирования массовым сознанием, суть которого состоит «…в изучении и эксплуатации коллективных эмоций, настроений, инстинктов, образов и символов» [1, с. 98]. Вместе с тем определение содержания бессознательного позволяет избежать внутренних психологических противоречий, которые оказывают влияние на взаимосвязи социальных общностей, помогают развиваться процессу самосознания, что, как результат, служит залогом для формирования гармоничных отношений в социуме.
В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории. Намеки на наличие такой проблемы содержались еще в ранних формах фольклора, мифологии, религии. В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона о знании как припоминании, учению Аристотеля о разных частях души и др.
). Первым исследователем, придавшим проблематике бессознательного фундаментальное научное значение, стал К. Лейбниц. В его классификации к бессознательному относятся малые неосознаваемые восприятия в противовес осознанному восприятию (апперцепции). В немецкой философии XIX в. большое внимание данной проблеме уделяли такие философы, как И.Г. Фихте и Ф. Шеллинг. В их трактовке сфера бессознательного противопоставляется понятию «трансцендентальная субъективность» (у Фихте — «Я», у Шеллинга — «Абсолютное»). Они понимают бессознательную деятельность трансцендентального субъекта исключительно как «действие ради действия», однако связывают этот процесс с понятием практического разума либо с категорией интеллектуальной интуиции. А. Шопенгауэр, рассуждая о «действии ради действия», делает вывод о наличии абсолютно бессознательной воли, которая «не хочет ничего другого, как только хотеть». Согласно его выводам, сознание есть лишь «явление, сущность, являющаяся в нем, есть абсолютная бессознательность, “неразумие” воли».Во второй половине XIX в. трактовка понятия «бессознательное» существенно меняется после появления психоанализа. Принципиально важные результаты были получены Зигмундом Фрейдом, предложившим корректное психологическое определение бессознательного, соответствующий категориально-понятийный аппарат и методы познания. Фрейд установил некоторые элементы содержания, функционирования и регуляции бессознательного. Последователи психоанализа уже не противопоставляют бессознательное и сознательное, а обнаруживают его внутри структуры общественного сознания [2, с. 25].
В XX в. большой вклад в изучение вопроса соотношения сознательного и бессознательного вносит Мишель Фуко. По его мнению, в ключе современных воззрений противопоставляются историцизм и аналитика человеческого бытия. Процесс познания, по Фуко, включен в жизнь и общество, в язык, в историю, находит отражение в других формах общественной жизни, общественных типах и значениях бытия. Представления Фуко сводятся к тому, что соотношение когнитивного и исторического имплицитно включает проблему значимости бессознательного для сущности человека. Бессознательное в этом случае выступает двойником (тенью) сознательного. При этом сознательное идет рука об руку с бессознательным, развиваясь параллельно. По мнению Фуко, осознание бессознательного кроется в основании любой политики и этики в качестве личностно-человеческой и коллективно-человеческой деятельности.
Адепты франкфуртской школы переводят проблему бессознательного из метафизическсой и психологической области в сферу социальной философии. Так, в ранних работах Адорно в основные характеристики социума включено понятие «тотальность». В свою очередь, тотальность связана с рецепциями бессознательного в марксизме и коллективным бессознательным юнговской школы. Еще К.Г. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Если «комплексы» переживаний, по Фрейду, есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей [3, с. 169]. Ю. Хабермас, исследуя этот вопрос, анализирует аспекты сочетания ценностей с так называемыми детерминантами бессознательности, характерными для идеологии. Комментируя подход З. Фрейда к концепции бессознательного, Ю. Хабермас стремится расширить его: и сознательные, и бессознательные мотивы можно представить как интерпретируемые потребности. В случае если такие потребности приводятся в символическом смысле, они имеют герменевтическое значение. «Бессознательное обозначает скорее класс всех мотивационных принуждений, происхождение которых необходимо интерпретировать как социально несанкционированное и которые являются основанием причинных связей в ситуациях негативных и анормальных моделей поведения» [3, с. 80]. При этом бессознательные мотивы не характерны для действующего субъекта. Если такие действия обусловлены бессознательным и имеют объективную значимость, так как они интерпретируются, то в этом случае они обладают статусом причины, потому что в сознании субъекта им выделена доминирующая роль. Таким образом, если исследователь установит связь между бессознательным и сознательным, этот процесс будет определяться как анализ, а исследователь получит статус аналитика.
В русской философской школе проблема бессознательного начала исследоваться в начале XX в. Это касается в первую очередь представителей «нового религиозного сознания» (Н. Бердяев, В. Розанов, Д. Мережковский и их последователи). В этот период концепт бессознательного реализуется преимущественно в рамках метафизической традиции в противоположность психологическому или социологическому подходам. Русские философы рассматривали бессознательное в рамках вопроса о начале мира как хаоса.
В.В. Розанов рассуждает о «бессознательных инстинктах», лежащих в основе различных человеческих проявлений, причем не только примитивных, но и достаточно сложных. Так, он полагает, что любовь к своей земле и некоторое априорное отрицание всех иных земель и языков до знакомства с ними также коренится в инстинктах человека. «Только при позднейшей встрече с тем или иным фактом чужой жизни возникает отношение, основывающееся на разумности» [4, с. 380].
В советский период в области изучения бессознательного отечественная философия придерживается диалектико-материалистического направления, представленного такими отечественными мыслителями, как П.С. Автономова, А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Т.И. Бармашова И.Т. Бжалава, А.П. Бойко, Г.П. Велиев, Ф.Х. Гаджиев, П.Я. Гальперин, П.С. Гуревич, А.И. Дмитриев, Д.И. Дубровский, П.В. Симонов, А.Е. Шерозия, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.
Бессознательное с позиций диалектического материализма, современую форму которого автор рассматривает как научную философию, исследуется на основе представлений об отражении. Бессознательное — это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без прямого осознания [5, с. 95]. Выделяются два уровня бессознательного: психический и физиологический. По сути, с материалистических позиций о физиологических основах бессознательного писали еще И.М. Сеченов и И.П. Павлов
Так, И.М. Сеченов рассматривает бессознательное через темные, или смутные, ощущения. Ученый понимает их как ощущения, лишь частично или вовсе неосознаваемые. Он предвидел наличие «предощущений», ставших в более поздний период предметом специального экспериментального анализа. В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» он подчеркивал: «В прежние времена “психическим” было только сознательное, т.е. от цельного натурального процесса отрывалось начало, которое относилось учеными к элементарным психическим формам в область физиологии» [6, с. 208]. Далее Сеченов пишет, что переработка сырых впечатлений происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли [7, с. 392]. Ученый утверждает, что отсюда вытекает научная и философская неправомерность сведения психического только к сознательному.
И.П. Павлов отмечал, что «мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного» [8, с. 105]. Явление бессознательного ученый связывал с работой тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью. Всякое познание рождается на основе тесного взаимодействия двух зон психики: сознания и бессознательного [9, с. 200]. По Павлову, сознание связано с участком коры головного мозга, который обладает повышенной возбудимостью, бессознательное — с пониженной.
По мнению Л.С. Выготского, в психическом уровне бессознательного правомерно выделять 3 подуровня: 1. Неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших потребностей. 2. Более высокий уровень бессознательного — это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться и в сферу бессознательного и происходить автоматически и т.д. 3. Высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской мысли, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека [10, с. 300].
Бессознательное в подавляющем большинстве случаев выступает как индивидуально-психическое. Однако в философии существует и понятие общественного бессознательного. Многими исследователями подчеркивается актуальность специального изучения бессознательного в общественно-социальных процессах [3, с. 199]. Первым попытку описать общественное бессознательное предпринимает Э. Фромм. Он пишет, что бессознательное в принципе детерминируется обществом, причем происходит это двояким образом: общество подвергает своих членов иррациональным потрясениям и одновременно снабжает их различными фикциями, с помощью которых истина деформируется и оказывается в плену у мнимой рациональности. Фромм показывает, как общество влияет на бессознательное и формирует у человека ложные ценности и представления [11, с. 120].
Следует заметить, что проблематика общественного бессознательного нередко не рефлексируется учеными. Одной из причин игнорирования понятия бессознательного в общественной жизни является отождествление его с понятием стихийного. Не исключено, что такое представление связано с высказыванием В. И. Ленина: «…инстинктивность и есть “бессознательность” (стихийность), которой должны прийти на помощь социалисты…» [12, с. 44]. Однако в дальнейшем, в результате разработки теории стихийности, данное противоречие было снято. Так, И.И. Камынин писал, что сознательное и стихийное следует рассматривать как понятия, обозначающие явления, которые лежат в различных плоскостях. Исходя из этого, данные понятия не могут выступать сопряженными категориями, но они диалектически сочетаются с понятиями бессознательного и сознательного. Организованное образует диалектическое единство со стихийным, в свою очередь, бессознательное — с сознательным, являясь по сути противоположными сторонами субъективной реальности и выражая ее принципиально разные «срезы» [13, с. 50]. Это говорит в пользу реальности бессознательного в общественной жизни и о необходимости его рассмотрения как отдельной проблемы. Советская философия наряду с индивидуальным сознанием утверждала наличие общественного сознания. Индивидуальное бессознательное по такому же принципу можно соотнести с бессознательным общественным. Однако же если процесс признания индивидуального бессознательного сопровождается игнорированием общественного среза, то в этом случае исследователь фактически отступает от принципа диалектического единства противоположностей. Результатом оказывается отрицание целостности субъективной реальности в единстве ее противоположных сторон — сознательного и бессознательного [13, с. 125].
Из сказанного выше следует, что общественное бессознательное можно рассматривать как продукт трансформации индивидуально-психического бессознательного. Общественное бессознательное представляет собой уже не только психологический феномен, но имеет ярко выраженную социально-историческую окраску. Оно включает не индивидуальные содержания, а коллективные, т.е. такие, которые присущи не одному индивиду, а целой группе индивидов, более того, целому народу и даже человечеству [13, с. 150].
С позиции общественного бессознательного индивид — это личность, которая рассматривается сквозь призму культурно-исторического опыта, социокультурной детерминированности. Социально ориентированная личность является субъектом бессознательного в общественной сфере опосредованно. Носителями общественного бессознательного выступают социальные общности — нации, этнические общности, партии и т.п.
Общественное бессознательное в историческом процессе можно рассматривать как фактор, обеспечивающий активность субъекта, которая выражена в непроизвольной и прямой реакции на воздействие социальной действительности, в ряде случаев проявляющийся как недостаточная степень осознанности этого влияния на основные характеристики социума: функциональные, содержательные и поведенческие [13, с. 35]. В зависимости от субъектов социальной активности и в соответствии с определенным уровнем общественного сознания Т.И. Бармашова выделяет следующие случаи соотношения осознанности и неосознанности: 1) неосознанность преобладает на обыденном уровне, проявляется в теоретическом отражении формальной действительности; 2) осознанность фиксируется на уровне обыденного сознания, а неосознанность актуализируется на теоретическом уровне; 3) неосознанность отмечается на уровне обыденного сознания, осознанность проявляется на теоретическом уровне; 4) осознанность на уровне обыденного и теоретического сознания [13, с. 37].
Бессознательное проявляется во многих сферах человеческой деятельности. Большое значение имеет бессознательное в научном творчестве, проявляясь в первую очередь в интеллектуальной интуиции, благодаря которой были сделаны значимые научные открытия. Исследование этого вида бессознательного позволяет лучше организовать интеллектуальную деятельность, расширить возможности человеческого мышления, максимально использовать резервы человеческого мозга [13, с. 37].
В искусстве опорной точкой для изучения бессознательного становятся художественные произведения. Роль бессознательного в творчестве наиболее четко актуализирована в определении искусства как социального допущения бессознательного. Л.С. Выготский отмечает значимость этого явления как в процессе создания художественного произведения, так и в ходе его восприятия.
Проблема бессознательного в прикладном аспекте проявляется в сфере уголовно-правовых отношений. Общеизвестно, что в основе преступлений, которые совершаются в состоянии аффекта (эмоционального перевозбуждения), лежит неосознанная психическая установка. Учитывание бессознательного в уголовно-правовом деле, криминалистике способствует не только борьбе с преступностью, но и в значительной степени предупреждению, профилактике правонарушений [14, с. 34].
Исследование проблем осмысления бессознательного, а также его диалектического единства с сознательным актуально в первую очередь для изучения многообразных явлений психической и социальной действительности, а также для философии. Помимо других задач эта требует более тщательного анализа общей теории сознания [13, с. 100].
Философское определение бессознательного как совокупности психических состояний и процессов, которые происходят без прямого участия осознания, позволяет характеризовать его как составную часть субъективной реальности, как сторону диалектического единства с сознательным.
Сложность проблемы бессознательного состоит в отсутствии общепринятого представления об исследуемом объекте. Бессознательное представляют как уровень психической деятельности или как один из способов существования сознания. Однако на самом деле изучать бессознательное можно только через сопоставление с его противоположностью — сознанием. Целесообразно говорить о единой диалектической системе отношений «сознание – бессознательное» в содержании субъективной реальности [13, с. 86]. Сознание, едва возникнув, уже предполагало бессознательное как неизменного спутника.
Можно привести пример с «детьми джунглей», лишенными в раннем детстве в силу каких-то обстоятельств человеческого общества и выросшими среди животных. У них не реализовалась способность к мышлению, потому что только социализация позволяет раскрыться как сознательному, так и бессознательному.
Если рассматривать бессознательное в целом, то следует признать его принадлежность как к низшим уровням психического отражения человека, так и к ее высшей форме — сознанию. Сознание отличает специфический человеческий способ отражения действительности; предстает как идеальное, включающее в себя не только рефлексивные формы. Рассматривая бессознательное в данном контексте, можно выявить не только его различия с сознанием, но и согласованность их функционирования. В связи с этим бессознательное выступает «философской категорией и раскрывается в трех моментах: природе, общественном явлении и мышлении» [13, с. 167].
Субъективная реальность структурно проходит через все ипостаси психического и представляет собой диалектическое единство сознательного и бессознательного, которые, в свою очередь, являются ее противоположными сторонами.
По отношению к сознанию бессознательное выполняет функцию физиологической защиты сознания от перегрузок [13, с. 76]. Выражаться она может в двух формах: 1) инстинкт; 2) социально значимая защита, направленная на сохранение душевного равновесия. Впрочем, защитные функции различных форм бессознательного нельзя рассматривать как только физиологические, биологические или социально ориентированные. Они неразрывно связаны между собой, хотя сознательное, по-видимому, играет в этой интеграции определяющую роль. Рассмотрим эти две функции на примерах из художественной литературы.
В романе Дж. Лондона «Мартин Иден» показано, как защитная функция инстинкта обращается против героя и оказывает ему «медвежью услугу». Однако в этом случае в итоге разум одержал страшную победу над природной бессознательностью.
«А он все плыл и плыл, словно хотел доплыть до ближайшего берега, который был за сотни миль отсюда. Это был бессознательный инстинкт жизни. Мартин перестал плыть, но, как только вода стала заливать рот, он снова заработал руками. “Воля к жизни”, — подумал он и презрительно усмехнулся. Да, у него есть воля, и воля достаточно твердая, чтобы последним усилием пресечь свое бытие. …Погрузившись, он начал вдыхать воду, как больной вдыхает наркотическое средство, чтобы скорей забыться. Но когда вода хлынула в горло и стала душить его, он непроизвольно, инстинктивным усилием вынырнул на поверхность и снова увидел над собой яркие звезды. …Это был последний удар, который наносила ему жизнь» [15, с. 77].
В случае, когда герой романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Нехлюдов пытается помочь Катюше Масловой, в судьбе которой в свое время сыграл неблаговидную роль, ему искренне кажется, что он делает это исключительно ради нее. В действительности он делал это преимущественно для себя: для него эта помощь была средством спасения своей личности, самоочищения, искупления вины, духовного воскресения. В известной степени здесь присутствует и неподдельное участие в судьбе Масловой, но складывается впечатление, что неосознанные побуждения героя имеют в основном эгоцентрическую направленность. Не столько Нехлюдов должен был сыграть роль помощника для Масловой, сколько она для него. Эти истинные мотивы, скорее всего, не осознаются героем, в качестве объяснительных мотивов он выдвигает те, которые возвышают его личность в собственных глазах, сглаживают конфликт между реальным и предполагаемым «Я» [16, с. 359].
Диалектическому взаимодействию сознательного и бессознательного подвержены все структурные элементы: мировоззрение, самосознание, система ценностных ориентаций, моральных, эстетических норм и многие другие. Так, в моральной сфере характер выбора предпочтительных нравственных ценностей не всегда осознается их носителем, по крайней мере, до конца, что и было продемонстрировано на примере произведения Л. Н. Толстого.
Имея единую функциональную заданность, но будучи противоположными взаимопредполагающими сторонами субъективной реальности, сознательное и бессознательное отличаются как характером функционирования, так и конкретными формами существования и проявления, а значит, и наиболее существенными признаками. Среди них формализуемость / неформализуемость, отрефлексированность / неотрефлексированность, вербальная / невербальная форма выражения [13, с. 70]. При этом в диалектике отношений сознательного и бессознательного есть взаимопереходы. Взаимодействие сознательного и бессознательного может быть разнообразным, оно может носить характер вытеснения, но также и быть в состоянии гармонии.
В заключение можно сделать следующие выводы:
- Сознательное и бессознательное представляют собой диалектическое единство противоположных сторон субъективной реальности как единого, хотя и противоречивого целого.
- С позиции научной философии идеалистические и дуалистические направления односторонне интерпретируют субъективную реальность, понимая бессознательное как обособленную сущность. Отчуждая чувственное, они интерпретируют разум как источник трансцендентальной реальности. В такой трактовке бессознательное предстает как темная сторона человеческой натуры, как непознаваемое, не подлежащее научной репрезентации.
- С позиций идеалистических и дуалистических концепций бессознательное имеет лишь однонаправленную функциональную заданность, которая заключается в защите сознания от перегрузок; с позиции научной философии это односторонний подход, который не учитывает все функции бессознательного.
- Сознательное и бессознательное как выражения диалектического единства противоположных сторон субъективной реальности различаются характером реализации, конкретными формами существования и проявления.
- Бессознательное обеспечивает формирование широкого поля возможностей для творческой реализации человеческой личности.
- Сознание, «питая» и в значительной степени формируя бессознательное, в какой-то мере способно его контролировать, а также определять общую стратегию человеческого мышления и человеческой деятельности, т. е. с позиций научной философии проявления бессознательного, будучи вписанными в жизнь человека как материального социального существа, не имеют совершенно автономного характера.
Список литературы
- Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985. 399 с.
- Fromm E. Discovery of the social unconscious. Oxford: Oxford University Press, 2010. 500 p.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2009. 608 c.
- Розанов В.В. Темный лик. Метафизика христианства // Религия и культура. М.: Правда, 1990. С. 372–582.
- Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Либроком, 2000. 469 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. I: Физиология и психология. М.: АН СССР, 1952. 774 с.
- Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.: АН СССР, 1951. Т. 3, кн. 1. 394 с.
- Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: АН СССР, 1949. 476 с.
- Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. М.: АСТ, 2009. 416 с.
- Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2012. 126с.
- ЛенинВ.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. М.: Эксмо, 2009. Т. 18. 525 с.
- Бармашова Т.И. Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования: дис. … д-ра филос. наук. Красноярск, 2006. 378 с.
- Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. 2000. № 10. С. 33–36.
- Лондон Д. Мартин Иден. М.: АСТ, 2003. 364 с.
- Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь // Религия и культура. М.: Правда, 1990. С. 355–368.
Получено 07.11.2016
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Костарева А. А. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в научной философии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 547–554. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-547-554
Сознательное и бессознательное эмоциональное обучение в миндалевидном теле человека
Аннотация
Если испытуемому показать сердитое лицо в качестве целевого визуального стимула менее чем на сорок миллисекунд, а затем сразу же показать невыразительную маску, эти субъекты сообщают, что видели маску, но не цель. Однако цель в маске с аверсивным кондиционированием может вызывать у субъектов эмоциональную реакцию без сознательного восприятия 1 , 2 . Здесь мы изучаем механизм этого бессознательно опосредованного эмоционального научения. Мы измерили активность нейронов у добровольцев, которым показывали два сердитых лица, одно из которых, благодаря предварительному классическому обусловливанию, было связано со вспышкой белого шума. В половине испытаний осознание испытуемыми сердитых лиц было предотвращено за счет обратной маскировки нейтральным лицом. В правой, но не в левой миндалевидном теле вызывался значительный нервный ответ на замаскированные представления условно-сердитого лица. Демонстрация одного и того же лица без маски вызывала повышенную нейронную активность в левой, но не в правой миндалине. Наши результаты показывают, что, во-первых, миндалевидное тело человека может различать стимулы исключительно на основе их приобретенного поведенческого значения, а во-вторых, эта реакция латерализована в соответствии с уровнем осознания субъектами стимулов.
Это предварительный просмотр содержимого подписки, доступ через ваше учреждение
Соответствующие статьи
Статьи открытого доступа со ссылками на эту статью.
У молодых женщин связь между жестоким обращением в детстве и подсознательной обработкой аверсивных сигналов смягчается импульсивностью.
- П. С. Регьер
- , Л. Синко
- … А. Р. Чайлдресс
BMC Психиатрия Открытый доступ 02 марта 2022 г.
Быстрая обработка испуганных лиц зависит от правой миндалины: данные людей, перенесших одностороннюю височную лобэктомию
- Дэвид Фраморандо
- , Элеонора Мозес
- … Алан Дж. Пенья
Научные отчеты Открытый доступ 11 января 2021 г.
Влияние эмоционального содержания на распознавание псевдослов
- Симоне Сульпицио
- , Элеонора Пеннуччи
- и Ремо Джоб
Психологические исследования Открытый доступ 18 декабря 2020 г.
Варианты доступа
Подписка на журнал
Получить полный доступ к журналу на 1 год
199,00 €
всего 3,90 € за выпуск
Подписаться
Расчет налогов будет завершен во время оформления заказа.
Купить статью
Получите ограниченный по времени или полный доступ к статье на ReadCube.
32,00 $
Купить
Все цены указаны без учета стоимости.
Рис. 1: Параметры стимула и план эксперимента. Рисунок 2: Реакция на презентацию лиц в масках. Рисунок 3: Реакция на демонстрацию лиц без масок.Ссылки
Эстевес Ф., Димберг У. и Оман А. Автоматически вызываемый страх: условные реакции проводимости кожи на замаскированное выражение лица. Познан. Эмоция 9 , 99–108 (1994).
Google Scholar
Охман, А. и Соарес, Дж. Дж. Ф. «Бессознательная тревога»: фобические реакции на маскированные стимулы. Дж. Ненормальный. Психол. 103 , 231–240 (1994).
Артикул КАС Google Scholar
Weiskrantz, L. Поведенческие изменения, связанные с удалением миндалевидного комплекса у обезьян. Дж. Комп. Физиол. Психол. 49 , 381–391 (1956).
Артикул КАС Google Scholar
Капп, Б.С., Паско, Дж.П. и Бикслер, Массачусетс, в нейропсихологии памяти (ред. Баттерс, Н. и Сквайр, Л.Р.) 473–488 (Гилфорд, Нью-Йорк, 1984).
Google Scholar
Дэвис, М. в Миндалевидное тело: нейробиологические аспекты эмоций, памяти и умственной дисфункции (изд. Aggleton, JP) 255–306 (Wiley-Liss, New York, 1992).
Google Scholar
Леду, Дж. Э. Эмоциональный мозг (Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1996).
Google Scholar
Бечара, А. и др. . Двойная диссоциация условного и декларативного знания относительно миндалевидного тела и гиппокампа у людей. Наука 269 , 1115–1118 (1995).
Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google Scholar
ЛаБар, К. С., Леду, Дж. Э., Спенсер, Д. Д. и Фелпс, Э. А. Нарушение кондиционирования страха после односторонней височной лобэктомии. J. Neurosci. 15 , 6846–6855 (1995).
Артикул КАС Google Scholar
Бабинский Р. и др. . Возможный вклад миндалевидного тела в память. Поведение. Нейрол. 6 , 167–170 (1993).
Артикул КАС Google Scholar
Адольф Р., Кэхилл Л., Скалл Р. и Бабинский Р. Нарушение декларативной памяти на эмоциональный материал после двустороннего повреждения миндалевидного тела у людей. Learning Memory 4 , 291–300 (1997).
Артикул КАС Google Scholar
Фрид И., Макдональд К. А. и Уилсон К. Л. Активность отдельных нейронов в гиппокампе и миндалевидном теле при распознавании лиц и объектов. Нейрон 18 , 875–887 (1997).
Артикул Google Scholar
Уэлен, П. Дж. и др. . Маскированные представления эмоциональных выражений лица модулируют активность миндалевидного тела без явного знания. J. Neurosci. 18 , 411–418 (1998).
Артикул КАС Google Scholar
Леонард, С. М., Роллс, Э. Т., Уилсон, Ф. А. и Бейлис, Г. К. Нейроны миндалевидного тела обезьяны с реакцией, селективной в отношении лиц. Поведение. Мозг Res. 15 , 159–176 (1985).
Артикул КАС Google Scholar
Кэхилл, Л. и др. . Активность миндалевидного тела при кодировании коррелировала с долговременным свободным воспроизведением эмоциональной информации. Проц. Натл акад. науч. США 93 , 8016–8021 (1996).
Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google Scholar
ДеКоски, С. Т., Хейлман, К. М., Бауэрс, Д. и Валенштейн, Э. Распознавание и различение эмоциональных лиц и изображений. Брэйн Ланг. 9 , 206–214 (1980).
Артикул КАС Google Scholar
Газзанига, М. С. и Смайли, К. С. Распознавание лиц и асимметрия мозга: ключи к основным механизмам. Энн. Нейрол. 13 , 536–540 (1983).
Артикул КАС Google Scholar
Гур, Р. К., Сколник, Б. Э. и Гурр, Р. Э. Влияние задач эмоциональной дискриминации на мозговой кровоток: региональная активация и ее связь с производительностью. Познание мозга. 25 , 271–286 (1994).
Артикул КАС Google Scholar
Ladavas, E., Cimatti, D., Del Pesce, M. & Tuozzi, G. Эмоциональная оценка с осознанной идентификацией стимулов и без нее: данные пациента с расщепленным мозгом. Познан. Эмоция 7 , 95–114 (1993).
Артикул Google Scholar
Клингер, М. Р. и Гринвальд, А. Г. Бессознательное формирование ассоциативных суждений. Дж. Экспл. Псих. Учиться. Мем. Познан. 21 , 569–581 (1995).
Артикул КАС Google Scholar
Хугдал, К. и др. . Мозговые механизмы в классическом кондиционировании человека: ПЭТ-исследование кровотока. Нейроотчет 6 , 1723–1728 (1995).
Артикул КАС Google Scholar
Моррис, Дж. С., Фристон, К. Дж. и Долан, Р. Дж. Нейронные реакции на заметные визуальные стимулы. проц. Р. Соц. Лонд. B 264 , 769–775 (1997).
Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google Scholar
Янг А. В., Ньюкомб Ф., де Хаан Э. Х. Ф., Смолл М. и Хей Д. К. Восприятие лица после черепно-мозговой травмы. Избирательные нарушения, влияющие на идентичность и самовыражение. Мозг 116 , 941–959 (1993).
Артикул Google Scholar
Стоун, В. С., Нисенсон, Л., Элиассен, Дж. К. и Газзанига, М. С. Репрезентация эмоциональных выражений лица в левом полушарии. Нейропсихология. 34 , 23–29 (1995).
Артикул Google Scholar
Моррис, Дж. С. и др. . Дифференциальный нейронный ответ миндалевидного тела человека на испуганные и счастливые выражения лица. Природа 383 , 812–815 (1996).
Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google Scholar
Breiter, H.C. и др. . Реакция и привыкание миндалевидного тела человека во время визуальной обработки выражения лица. Нейрон 17 , 875–887 (1996).
Артикул КАС Google Scholar
Газзанига, М. С. в Когнитивные нейронауки (изд. Газзанига, М.С.) 1049–1061 (MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1995).
Google Scholar
Фристон, К. Дж. и др. . Статистические параметрические карты в функциональной визуализации: общий линейный подход. Гул. Карта мозга. 2 , 189–210 (1995).
Артикул Google Scholar
Фристон, К. Дж. и др. . Пространственная регистрация и нормализация изображений. Гул. Карта мозга. 3 , 165–189 (1995).
Артикул Google Scholar
Уорсли, К.Дж., Марретт, П., Нилин, А.С., Фристон, К.Дж. и Эванс, А.С. Единый статистический подход для определения значимых сигналов на изображениях церебральной активации. Гул. Карта мозга. 4 , 58–73 (1996).
Артикул КАС Google Scholar
Экман, П. и Фризен, В. В. Изображения лицевого воздействия (Consulting Psychologists Press, Пало-Альто, 1976).
Google Scholar
Ссылка на скачивание
Информация о авторе
Авторы и принадлежности
Кафедра когнитивной неврологии Wellcom Отделение психиатрии и психологии, Каролинская больница, S-17176, Стокгольм, Швеция
A. öhman
Медицинская школа больниц Королевского и университетского колледжа, Rowland Hill Street, NW3 2DF, Лондон, Великобритания
R. J. Dolan
Авторы
- J. S. Morris999999999999999999999999999999999999999999.
- Дж. также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
- A. Öhman
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия
- R. J. Dolan
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Права и разрешения
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
Эта статья цитируется
У молодых женщин связь между жестоким обращением в детстве и подсознательной обработкой аверсивных сигналов смягчается импульсивностью.
- P. S. Regier
- L. Sinko
- A. R. Childress
BMC Психиатрия (2022)
Об автоматическом характере угрозы: физиологические и оценочные реакции на угрозы выживанию вне сознательного восприятия
- Дэвид С. Марч
- Лоуэлл Гертнер
- Майкл А. Олсон
Эмоциональная наука (2022)
Требует ли восприятие перцептивного опыта?
- Дэвид Джон Беннетт
Обзор философии и психологии (2022)
Быстрая обработка испуганных лиц зависит от правой миндалины: данные людей, перенесших одностороннюю височную лобэктомию
- Дэвид Фраморандо
- Элеонора Мозес
- Алан Дж. Пенья
Научные отчеты (2021)
Влияние эмоционального содержания на распознавание псевдослов
- Симоне Сульпицио
- Элеонора Пеннуччи
- Ремо Джоб
Психологические исследования (2021)
Комментарии
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь соблюдать наши Условия и Правила сообщества. Если вы обнаружите что-то оскорбительное или не соответствующее нашим условиям или правилам, отметьте это как неприемлемое.
Сознание: причины, симптомы и диагностика
Что такое помутнение сознания?
Основными характеристиками сознания являются бдительность и ориентированность на место и время. Бдительность означает, что вы способны адекватно реагировать на людей и вещи вокруг вас. Быть ориентированным на место и время означает, что вы знаете, кто вы, где находитесь, где живете и который сейчас час.
Когда сознание ослаблено, ваша способность бодрствовать, осознавать и ориентироваться ухудшается. Нарушение сознания может потребовать неотложной медицинской помощи.
Мозг в конечном счете отвечает за поддержание сознания. Ваш мозг требует определенного количества кислорода и глюкозы, чтобы функционировать должным образом.
Многие вещества, которые вы потребляете, могут влиять на химические процессы в вашем мозгу. Эти вещества могут помочь сохранить или снизить сознание. Например, кофеин является стимулятором, а это означает, что он повышает уровень активности мозга. Кофеин можно найти во многих продуктах и напитках, которые вы употребляете каждый день, например, в кофе, газированных напитках и шоколаде. С другой стороны, обезболивающие и транквилизаторы вызывают сонливость. Этот побочный эффект представляет собой форму нарушения сознания.
Болезни, повреждающие клетки мозга, также могут вызывать нарушения сознания. Кома – наиболее тяжелая степень нарушения сознания.
Symptoms that may be associated with decreased consciousness include:
- seizures
- loss of bowel or bladder function
- poor balance
- falling
- difficulty walking
- fainting
- lightheadedness
- irregular heartbeat
- rapid pulse
- low blood pressure
- sweating
- fever
- weakness in the face, arms, or legs
Levels of impaired consciousness include:
- confusion
- disorientation
- delirium
- lethargy
- stupor
- coma
Замешательство
Замешательство характеризуется отсутствием ясного мышления и может привести к принятию неверных решений.
Дезориентация
Дезориентация — это неспособность понять, как вы относитесь к людям, местам, объектам и времени. Первая стадия дезориентации обычно связана с осознанием вашего текущего окружения 9.0009
(например, почему вы в больнице). Следующий этап – дезориентация во времени (годы, месяцы, дни). За этим следует дезориентация в отношении места, что означает, что вы можете не знать, где находитесь.
Потеря кратковременной памяти следует за дезориентацией относительно места. Самая крайняя форма дезориентации — это когда вы теряете память о том, кто вы есть.
Бред
Если вы в бреду, ваши мысли спутаны и нелогичны. Бредовые люди часто дезориентированы. Их эмоциональные реакции варьируются от страха до гнева. Люди, находящиеся в бреду, также часто бывают сильно возбуждены.
Летаргия
Летаргия — это состояние пониженного сознания, напоминающее сонливость. Если вы вялый, вы можете не реагировать на такие стимуляторы, как звук будильника или присутствие огня.
Ступор
Ступор — это более глубокий уровень нарушения сознания, при котором вам очень сложно реагировать на любые раздражители, кроме боли.
Кома
Кома — глубочайшая степень нарушения сознания. Если вы находитесь в коме, вы не можете реагировать ни на какие раздражители, даже на боль.
Обычные причины снижения сознания включают:
- Препараты
- Алкоголь
- Злоупотребление психоактивными веществами
- Определенные препараты
- Эпилепсия
- Низкий крови. снижение сознания включают:
- кровоизлияние в мозг
- слабоумие, такое как болезнь Альцгеймера
- черепно-мозговая травма
- опухоль головного мозга
- болезнь сердца
- тепловой удар
- болезнь печени
- уремия или терминальная стадия почечной недостаточности
- шок
Диагностика и лечение помутнения сознания начинается с сбора полного анамнеза и физикального обследования, которое включает подробное неврологическое обследование . Ваш врач захочет узнать о любых ваших медицинских проблемах, таких как диабет, эпилепсия или депрессия. Они спросят о любых лекарствах, которые вы принимаете, таких как инсулин или противосудорожные препараты. Они также спросят, злоупотребляли ли вы запрещенными наркотиками, лекарствами, отпускаемыми по рецепту, или алкоголем.
В дополнение к вашему полному анамнезу и медицинскому осмотру врач может назначить следующие анализы:
- Общий анализ крови (CBC) . Этот анализ крови показывает, есть ли у вас низкий уровень гемоглобина, что указывает на анемию. Повышенное количество лейкоцитов (WBC) указывает на инфекции, такие как менингит или пневмония.
- Токсикологический анализ . В этом тесте используется образец крови или мочи для определения наличия и уровней лекарств, запрещенных наркотиков и ядов в организме.
- Электролитная панель . Эти анализы крови измеряют уровни натрия, калия, хлорида и бикарбоната.
- Функциональные пробы печени . Эти тесты определяют состояние вашей печени путем измерения уровня белков, ферментов печени или билирубина в крови.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) . В этом исследовании для оценки мозговой активности используются электроды на голове.
- Электрокардиограмма (ЭКГ) . Это исследование измеряет электрическую активность вашего сердца (например, частоту сердечных сокращений и ритм).
- Рентген грудной клетки . Врачи используют этот визуализирующий тест для оценки состояния сердца и легких.
- КТ головы . Компьютерная томография использует компьютеры и вращающиеся рентгеновские лучи для получения изображений головного мозга с высоким разрешением. Врачи используют эти изображения, чтобы найти аномалии.
- МРТ головы .