39. Связь мышления и речи.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т.е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.
Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным…
РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли. Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции. Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи.Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь — не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга. В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т.
е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, прийти к осознанию ее объективированного значения.
Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической — синтаксической и стилистической — структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.
Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления; 3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно — трудовой практики.
Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаЗаключительная глава книги Выготского «Мышление и речь: Пособие для чтения»
. 2018 март; 54(2):101-116.
дои: 10.1002/jhbs.21893. Epub 2018 26 марта.
Рене ван дер Веер 1 2 , Екатерина Завершнева 3
Принадлежности
- 1 Департамент образования Лейденского университета, Лейден, 2311, Нидерланды.
- 2 Школа психологии Университета Магалланес, Пунта-Аренас, 01855, Чили.
- 3 Кафедра психологии, Московский медико-стоматологический университет, Москва, 127473, Россия.
- PMID: 29577308
- PMCID: PMC6084348
- DOI: 10.1002/jhbs.21893
Бесплатная статья ЧВК
Рене ван дер Вир и др. J Hist Behav Sci. 2018 март
Бесплатная статья ЧВК
. 2018 март; 54(2):101-116.
дои: 10.1002/jhbs.21893. Epub 2018 26 марта.
Авторы
Рене ван дер Веер 1 2 , Екатерина Завершнева 3
Принадлежности
- 1 Департамент образования Лейденского университета, Лейден, 2311, Нидерланды.
- 2 Школа психологии Университета Магалланес, Пунта-Аренас, 01855, Чили.
- 3 Кафедра психологии Московского медико-стоматологического университета, Москва, 127473, Россия.
- PMID: 29577308
- PMCID: PMC6084348
- DOI: 10. 1002/jhbs.21893
Абстрактный
Седьмая и последняя глава книги Выготского «Мышление и речь» (1934) обычно считается его последним словом в психологии. Это длинная глава со сложной аргументативной структурой, в которой Выготский излагает свой взгляд на отношения между мышлением и речью. Биографы Выготского заявляют, что эта глава была продиктована в последние месяцы жизни Выготского, когда его здоровье быстро ухудшалось. Хотя эта глава известна, ее структура никогда не анализировалась в деталях. В настоящей статье мы раскрываем его риторическую структуру и показываем, как Выготский опирался на многие до сих пор нераскрытые источники, чтобы убедить читателя в своей точке зрения.
Ключевые слова: Выготский; авторство; эгоцентрическая речь; внутренняя речь; лингвистика.
© 2018 Wiley Periodicals, Inc.
Похожие статьи
Выготский по-русски: что еще нужно сделать.
ван дер Веер Р, Ясницкий А. ван дер Вир Р. и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2011 декабрь; 45 (4): 475-93. doi: 10.1007/s12124-011-9172-9. Integr Psychol Behav Sci. 2011. PMID: 21626141 Бесплатная статья ЧВК.
Кризис Выготского: Аргумент, контекст, актуальность.
Хайман Л. Хайман Л. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012 июнь;43(2):473-82. doi: 10.1016/j.shpsc.2011.11.007. Epub 2011 23 ноября. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012. PMID: 22520196
В Москву с любовью: частичная реконструкция поездки Выготского в Лондон.
ван дер Веер Р, Завершнева Е. ван дер Вир Р. и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2011 декабрь; 45 (4): 458-74. doi: 10.1007/s12124-011-9173-8. Integr Psychol Behav Sci. 2011. PMID: 21626140 Бесплатная статья ЧВК.
(Повторно) представляя мысль Выготского: от исторического обзора до современной психологии.
Васильева О, Балясникова Н. Васильева О и др. Фронт Псих. 2019 7 августа; 10:1515. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01515. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 31447717 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Что такое высшие психологические функции?
Тоомела А. Тоомела А. Integr Psychol Behav Sci. 2016 март; 50(1):91-121. doi: 10.1007/s12124-015-9328-0. Integr Psychol Behav Sci. 2016. PMID: 26403987 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Будагов, Р. А. (1988). Портреты языковедов XIX-XXVV: Из истории лингвистических учений. Москва: Наука.
- Фет, А.А. (1844/1979). Стихотворения. Москва: Художественная литература.
- Фейербах, Л. (1986). Принципы философии будущего. Индианаполис: издательство Hackett.
- Гольдштейн, К. (1933). Анализ афазии и изучение сущности языка.