Наблюдение и наблюдательность
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании
которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой
преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью
личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет
наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель
организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля
деятельности.
Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить
явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические
изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное
от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать
предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в
единый процесс умственной деятельности.
В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного
внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.
Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с
особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении
будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя.
Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная
выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.
Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах
восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с
постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный
план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого
явления, избежать случайности, стихийности восприятия.
Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него
определенных знаний, умений, владение методикой работы.
Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности
предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым
делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими
процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной
психической деятельности и как метода познания действительности является базой
развития наблюдательности как свойства личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Наблюдение и наблюдательность
От 250 руб
Контрольная работа
Наблюдение и наблюдательность
От 250 руб
Курсовая работа
Наблюдение и наблюдательность
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — Страница 4 из 4
01.04.2020 Андрей 0
Стандартный
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка…
Аналогичную картину мы имеем и при решении тактических задач на местности. Когда курсантам была предложена задача разведать местность, то получены были следующие данные:
№ по пор. | Что должно учитываться при разведке | Данные испытуемых первой группы | Данные испытуемых второй группы |
1 | Высота № 2…………… | 100% | 61,5% |
2 | Населенный пункт………… | 100% | 61,5% |
3 | Отдельные дома…………. | 85% | 61,5% |
4 | Границы рощи «Сосновая»…….. | 85% | 22,8% |
5 | Учет и оценка места ………. | 85% | 7,6 % |
6 | Учет мест, удобных для организации засады и нападения ………. | 85% | 0 |
7 | Места, удобные для скрытого продвижения ……………. . | 85% | 0 |
Мы видим, что при отсутствии уменья наблюдать остаются незамеченными такие даже важные, с точки зрения тактики, объекты, как мосты, места для открытого продвижения войск, места для организации засады и нападения и т. п.
Слабое уменье подмечать явления, отсутствие плана в наблюдении приводят, как мы видим, к тому, что люди многого не замечают в обстановке, у них выпадает нередко из поля внимания существенное, главное, мелочи же фиксируются. Естественно поэтому, что курсанты со слабым развитием наблюдательности хуже, как правило, решают тактические задачи. Отсюда становится ясным, что развитие наблюдательности должно пользоваться самым пристальным вниманием офицеров, которым вверена подготовка военных кадров.
Наблюдательность развивается в процессе совершения конкретных видов деятельности и неизбежно приобретает черты специфичности под влиянием специфики совершаемой деятельности. Это значит, что наблюдательность, необходимая военным людям, должна развиваться в процессе решения тактических задач разного рода.
В процессе развития наблюдательности нельзя полагаться на самотек. Мы видели выше, что правильные приемы наблюдения опираются на уменье наблюдать, планировать свою деятельность, отправляясь от стоящей перед курсантами задачи. Уменье же планировать свою деятельность дается не легко. Этому надо учить. Задача командования в связи с этим заключается не в том только, чтобы правильно организовать систему соответствующих задач и проявить к обучающимся необходимую требовательность. Это все дает должный эффект в том лишь случае, если процесс формирования наблюдательности будет сопровождаться соответствующими объяснениями и показом, как это нужно делать и чем обусловлены такие именно приемы действий.
В процессе упражнения наблюдательность можно развить до весьма широких пределов. Высшей степенью развития наблюдательности можно считать такое ее развитие, когда она становится неотъемлемой стороной личности человека и сопровождает собой все виды его деятельности.
Наблюдательный человек тем именно и характеризуется, что он ничего не упустит, все своевременно подметит и сделает соответствующие выводы. Такой именно наблюдательностью должны обладать солдаты и офицеры Советской Армии. Особенно же развитым это качество личности должно быть у разведчиков, одна из специфических черт деятельности которых заключается в том, чтобы уметь воспользоваться моментом и схватить все, что нужно для решения стоящей перед ними задачи.Страницы статьи: 1 2 3 4
Самонаблюдение в психологии | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/psychology/view/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-479
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
- Поделись этим
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Показать резюме. методов, связанных с описанием умственной деятельности первого порядка (например, самоанализом) и отчетами от первого лица, были частью исследовательских процедур психологии с момента зарождения дисциплины. Это остается неотъемлемым, хотя и оспариваемым, инструментом, который психологи могут использовать практически во всех областях. В таких областях, как феноменология, исследование памяти, психологическая оценка и этнография, среди прочего, самонаблюдение использовалось для доступа к информации, которую нелегко получить с помощью альтернативных методов. Другие названия интроспективных методов включают самоотчет, ретроспективу, внутреннее восприятие и саморефлексию.
Ключевые слова
- SelfServation
- Интроспекция
- Сознание
- Методы исследований
- Ретроспекция
- Самоурекция
Субъекты
- ИСТОРИЯ И СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЯ
. Другие дисциплины
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье
Логин
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.
Подписка
Доступ к полному контенту требует подписки
Методы наблюдения – annabelpsychology
Опубликовано от annabel987
Наблюдение — это метод проведения исследований в психологии, который можно разделить на три категории: контролируемое наблюдение, естественное наблюдение и включенное наблюдение. Наблюдения, как правило, дешевы и требуют немного ресурсов и материалов, но могут занять много времени в зависимости от того, что вы наблюдаете. Наблюдения также можно рассматривать как явные (участники знают о том, что их изучают и дали свое разрешение) или скрытые (исследователь скрывает от участников свою настоящую личность, выступая также в качестве участника).
Контролируемые наблюдения обычно проводятся открыто, поскольку исследователь объясняет группе цель исследования, поэтому участники знают, что за ними наблюдают. Обычно это проводится в психологических лабораториях. Исследователь отвечает за такие факторы, как, где происходит наблюдение, когда, с кем и при каких обстоятельствах. Участники случайным образом распределяются по каждой независимой группе переменных, и исследователь обычно избегает любого прямого контакта с участниками, но все же может наблюдать через двустороннее окно (например, «Эксперимент с куклой Бобо», Бандура, 19 лет).62. Его выводы также подтверждают его теорию социального научения (1977)). Преимущества контролируемых наблюдений заключаются в том, что они упрощают проверку надежности, поскольку другие исследователи могут легко воспроизвести их, используя тот же график наблюдения. Кроме того, полученные количественные данные легче и быстрее анализировать и отнимать меньше времени, чем анализ данных, полученных в результате естественных наблюдений. Их также относительно быстро проводить, поэтому большое количество наблюдений может быть проведено за короткое время, и, таким образом, большая выборка может использоваться для представления и обобщения большой совокупности. Недостатком является отсутствие достоверности контролируемых наблюдений из-за эффекта Хоторна (участники изменяют свое поведение в ответ на осознание того, что за ними наблюдают).
Естественные наблюдения включают изучение спонтанного поведения участников в естественной среде. Преимущество заключается в том, что данные, собранные в ходе натуралистических наблюдений, можно использовать для генерации новых идей. Данные также имеют большую экологическую достоверность, потому что субъекты находятся в своей естественной среде, а поведение может быть намного более искренним. Их поведение и реакции на вещи воспринимаются как неуправляемые, в отличие от многих других типов методов исследования (например, контролируемых наблюдений), при которых субъект осознает, что его исследуют. Недостатки заключаются в том, что другим исследователям может быть сложно повторить исследование точно так же, как оно проводилось ранее, из-за переменных, которые нельзя контролировать, что делает этот тип наблюдения менее надежным. Кроме того, наблюдения проводятся в микромасштабе и могут быть предвзятыми с точки зрения таких факторов, как пол, возраст и т. д., что означает, что результаты не могут быть обобщены.
Наблюдение с участием может быть открытым или скрытым и похоже на естественное наблюдение, но исследователь становится активным членом группы участников, чтобы получить более четкое представление. Леон Фестингер (1956) провел такое наблюдение, в ходе которого он стал членом религиозного апокалиптического культа, верившего в приближение конца света, и изучил реакцию членов, когда пророчество не сбылось. Преимущества такого наблюдения в том, что исследователю предоставляются возможности просмотра или участия в незапланированных событиях. Также улучшается качество сбора и интерпретации данных, что облегчает разработку новых исследовательских вопросов или гипотез. Недостатки заключаются в том, что может быть сложно записывать результаты в частном порядке или иметь на это время, особенно при скрытых наблюдениях, когда исследователю придется вспоминать события по памяти с возможностью забыть детали и неправильно процитировать.