Психология наблюдение: Наблюдение как метод психологического исследования

📖 1.1. Роль наблюдения в развитии психологии, Глава 1. Наблюдение в психологии. Практикум по наблюдению и наблюдательности 2-е издание. Регуш . А. Страница 3. Читать онлайн pdf

В этой главе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Такое пояснение необходимо в связи с тем, что наблюдение не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования.

Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.

Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей. Дело это не было праздным, поскольку подобные знания оказывались чрезвычайно важны для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а иногда — для сохранения жизни. Вчитайтесь в пословицы, и вы поймете, сколь наблюдательны были наши предки: «Простота хуже воровства»,

«Встречают по одежке, провожают по уму», «Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет», «Несчастен тот, кто не в силах перенести несчастье», «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», «Не советуй угодное, советуй лучшее» и т. д.

Обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, также являются свидетельствами прекрасной наблюдательности, благодаря которой развивалась связь времен и поколений, выделялись устойчивые, особые группы людей, а в конечном счете складывались этносы. Соответствующая литература содержит достаточно таких свидетельств. В качестве примера приведем наблюдения древних греков, на основе которых они стали культивировать занятия «гимнасиями»:

У соседних с греками народов вызывали недоумение увлеченность, самозабвенность и даже самопожертвование, с которыми обитатели Эллады занимались физическими упражнениями. В диалоге грека Солона и скифа Анахарсиса грек дает такое объяснение: «Ты понимаешь, насколько хороши с оружием будут те, кто и нагой внушил бы ужас противнику, не обнаруживая ни дряблой белизны и тучности, ни бледности и худобы… Наши же юноши румяны и смуглы от горячего солнца, сильны и полны жара и мужества, и благодаря тому, что наслаждаются отменным здоровьем, они не худы до сухости и не тучны до полноты, но сложены вполне соразмерно. Ненужное и лишнее выходит из их тела вместе с потом…» (цит. по: Винничук Л. С. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М.: Высш. школа, 1988. – С. 386, 388).


Приведем другой пример, говорящий о том, что институт брака в Греции также складывался на основе многолетних наблюдений. В результате появились законы, обязывающие каждого мужчину вступать в брак:

Объяснялось это так: «Новые дети станут родителям утешением, а город наш получит от этого двойную пользу: не оскудеет число граждан и сохранится безопасность» (цит. по: Винничук Л. С. Указ. соч. – С. 140).


К донаучному периоду развития психологии относится использование людьми наблюдения для передачи из поколения к поколение способов и приемов деятельности. В период, когда отсутствовала письменность, и даже с ее развитием, одним из механизмов присвоения опыта остается подражание. Что оно в себя включает? «Смотри и делай, как я!» Если перевести этот призыв на язык психологии, то нужно вначале внимательно наблюдать, при этом запоминая содержание и последовательность действий, затем сохранить их в памяти, а когда показ закончится, воспроизвести. Успешность подражания зависит в первую очередь от того, насколько точно, правильно, до мельчайших деталей и подробностей человек разглядел все, что происходило. Яркие описания этого процесса находим в работе Э. Б. Тайлора «Первобытная культура»:

Способ изготовления каменных орудий теперь почти вполне ясен для археологов. Для них служат объектом наблюдения и подражания различные приемы, употребляемые для этого ныне существующими дикарями. Джон Эванс, например, успел воспроизвести самые тонкие образцы каменных орудий посредством ударов камня, нажима куском оленьего рога, распиливания пластинкой из кремня, сверления посредством палки и песка и трения о поверхность камня (Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989. – С. 61).


Множество фактов передачи опыта от старшего поколения младшему описано в исследованиях М. Мид (20). Наблюдая процесс воспитания на Самоа, на Новой Гвинее у горных арапешей, она почти везде находила примеры воспитания детей на основе подражания. Вот один из них:

На Новой Гвинее у народа манус, живущего в основном на воде, уже младенец большую часть времени проводит в каноэ с родителями. Основные моторные навыки, позволяющие ему жить на воде, он усваивает к трем годам; иногда, еще не умея говорить, он уже может управлять каноэ. Естественно, что основной способ обучения — подражание. Даже плаванию детей не учат, они «подражают здесь своим не намного более старшим братьям и сестрам и после барахтанья в воде по пояс начинают делать нужные движения сами. Уверенность движений на земле и в воде приходит почти одновременно» (Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – С. 181).


Психология, как известно, приобрела статус науки в XIX в. с развитием в ней эксперимента, обеспечивающего объективность, воспроизводимость фактов и дающего возможность устанавливать закономерности. Позже появились тесты, анкеты и другие методы.

Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, поскольку в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые — только благодаря наблюдению. В частности, в феноменологических исследованиях, где стоит цель выявить все многообразие признаков, присущих изучаемому феномену, очень часто единственным может стать метод наблюдения. Так были изучены застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и другие психические явления. Возникновению таких понятий, как «авторитарная личность», «успешный лидер», «стиль общения» и других, как правило, предшествовали многочисленные наблюдения за поведением людей.

Для примера можно привести исследование Л. И. Уманского (38), посвященное организаторским способностям. Автор идет через наблюдение к выделению различных признаков успешного/неуспешного организатора, затем к характеристике различных типов организаторских способностей и к их определению.

Благодаря обобщению фактов, собранных в наблюдении, психология существенно продвинулась в раскрытии сущности различных психических явлений. Кроме уже упоминавшихся можно перечислить ряд феноменов, в характеристику которых благодаря наблюдению внесен существенный вклад. Это эмпатия, ответственность, общительность, страх, стыд и др.

Психология bookap

Наблюдение является едва ли не единственным методом изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве. Именно результаты наблюдения позволили дать некоторые нормативные характеристики психического развития в этот период: движений и действий, моторной речи, средств общения и др. Приведем один из примеров, где полученные в наблюдении за моторной речью младенца данные обобщены и представляют собой некоторую нормативную характеристику развития (см. с. 11).

Наблюдение существенно дополняет информацию, получаемую с помощью других методов. Эти дополнения могут иметь характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т. п. Так, при изучении патологии развития важным является не только результат эксперимента или теста, но и поведение больного в процессе этих обследований.

Прикладная юридическая психология

Учебная литература по юридической психологии

 

ПРИКЛАДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Под ред. А.М.Столяренко.

М., 2001.

 


8.8. Психологическое наблюдение за группой

Психологическое наблюдение за группой. В практике деятельности работников правоохранительных органов наблюдение за психологическими особенностями группы людей позволяет решать разнообразные профессиональные задачи. Во-первых, психологическое наблюдение за группой правонарушителей и диагностика специфики ее психологии (выявление статусной и ролевой структур, оценки состояния внутригрупповых отношений, характера поведения лидера и т.

д.) создают благоприятные предпосылки для разобщения группы, предупреждения и пресечения преступлений. Во-вторых, наблюдение за социально-психологическими явлениями в группах работников органов правопорядка (следственно-оперативных группах, группах по задержанию вооруженных преступников, патрульно-постовых группах и др.) позволяет повысить эффективность совместной деятельности и руководства ими. В-третьих, проведение ряда профессиональных действий вообще невозможно без применения психологического наблюдения за группой. Например, проведение следователем очной ставки основывается на психологическом наблюдении за поведением по крайней мере двух людей, что позволяет сделать определенные выводы об их взаимоотношениях, взаимопонимании или противоречиях, социально-психологических качествах общающихся.

Психологическое наблюдение за группой представляет собой целенаправленное и организованное восприятие различных сторон ее психологии в процессе совместной деятельности и взаимодействия людей. Психологическое наблюдение может быть включенным и невключенным в зависимости от того, является наблюдатель членом группы или нет.

В психологическом наблюдении за группой доказала свою эффективность процедура стандартизованного (или контролируемого) наблюдения.

При стандартизованном психологическом наблюдении в отличие от нестандартизованного (или неконтролируемого, случайного) сбора фактов наблюдатель заранее определяет, какие элементы группового поведения имеют наибольшее значение для изучения, и сосредоточивает на них свое внимание.

Стандартизованное наблюдение осуществляется с помощью диагностических шкал, формализованных планов и программ наблюдения.

Формализованный план наблюдения за групповой деятельностью. В юридической психологии хорошо известна процедура контролируемого наблюдения за групповой деятельностью, предложенная американским психологом Р.Бейзлом. В результате многочисленных исследований он составил план наблюдения, в котором показаны все значимые признаки поведения членов группы при совместном решении задачи.

1

План наблюдения за поведением людей в группе

1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

2. Чувствует себя удобно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.

3. Соглашается, пассивно повинуется, понимает, уступает другим.

4. Советует, руководит, причем учитывает автономию других.

5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства или желания.

6. Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает.

7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.

8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.

9. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действий.

10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

И. Проявляет напряженность, раздражение, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.

Указанные в плане наблюдения признаки поведения членов группы говорят о следующем:

пп. 1,2,11,12 описывают сопровождающие процесс совместного принятия решения эмоции (пп. 1,2 — положительные и пп. 11,12 — отрицательные эмоции) и .соответствующие действия членов группы;

пп. 6, 7 характеризуют ориентировку членов группы в отношении общей задачи;

пп. 5, 8 оценивают ход выполнения совместной задачи членами группы;

пп. 4, 9 характеризуют качество внутригруппового контроля;

пп. 3, 10 раскрывают процесс принятия совместного решения, причем пп. 4, 5, 6 характеризуют предложения собственных решений, а пп. 7, 8, 9 — поиск решений у других членов группы.

Шкала оценки в процессе наблюдений межличностных отношений в группе.

В. Ньюстетгером предложена шкала оценки в процессе наблюдения характера проявлений взаимоотношений членов группы в диапазоне от сердечности до прямой враждебности. Шкала состоит из девяти пунктов (табл. 8.2).2

 

Таблица 8.2. Шкала оценки межличностных отношений в группе
  

Пункт

шкалы

Наблюдаемые показатели у членов группы

1

Физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т. д.)

2

Знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжать, приглашать, предпочитать, защищать)

3

Знаки товарищеского отношения (шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывание, приобщение)

4

Случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для ситуации, приветствия)

5

Почти нейтральное, но еще немного позитивное отношение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение небольших просьб, игнорирование, обиды)

6

Знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка доминировать без ссоры, ирония, критика)

7

Признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями и желаниями других (спор, возражения против правил поведения, первенство над другими)

8

Признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желания (обвинение, критика, ирония)

9

Признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку)

 

Шкала показателей групповых взаимоотношений и ее применение в процессе наблюдения. Разработанная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой шкала показателей групповых взаимоотношений представлена в табл. 8.3.3

Представленная шкала позволяет осуществлять наблюдение по таким критериям: характер взаимодействия; уровень взаимопонимания в группе; наличие одобрения или упреков; готовность к взаимопомощи. При подведении итогов наблюдения необходимо наблюдаемые признаки отменить, исходя из 5-балльной шкалы.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности психологического наблюдения за группой является использование различных приемов преодоления субъективизма в оценках и выводах наблюдателя.

Прием достижения целостного образа группы основывается на необходимости сбора как можно более полной и объективной информации о группе, что позволяет преодолеть тенденцию к категоричным, грубым оценкам специфики ее психологии только «в черно-белых» красках.

 

Таблица 8.3. Шкала показателей групповых взаимоотношений
  

Наблюдаемые показатели

Условные оценки

1.

Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимают друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи

2.

Взаимодействуют с незначительными рассогласованиями, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают друг другу при необходимости

4

3.

Взаимодействуют не согласованно, понимают друг друга с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимопомощи, оказывая ее лишь по просьбе

3

4.

Взаимодействуют формально, партнеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими советами, высказывают явное нежелание помогать друг другу

2

5.

Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказываются помочь друг другу

1

 

Прием критичности в оценке группы. Смысл его заключается в сбалансированности как положительных, так и отрицательных оценок. Тенденция к злоупотреблению положительными оценками, которая получила название «эффекта снисхождения», искажает истинную картину психологических явлений в группе. Кроме того, при наблюдении «эффекта ореола» следует учитывать действие характерного переноса на актуальную оценку групп предыдущих оценок (как отрицательных, так и положительных).

Прием избирательного подхода к оценке группы и преодоления распространенных стереотипов. Наблюдение за группой должно строиться с учетом имеющихся порой тенденций к усреднению оценок и использованию стереотипов, шаблонных выводов при диагностике группового поведения (например, при ведении наблюдения за группой правонарушителей). Каждая группа имеет свою психологию и обнаруживает особенности групповой деятельности.

Прием выводов и оценок, основанных на длительном наблюдении за группой. Иногда наблюдатель делает выводы о группе на основе первого впечатления о ней, а последующую информацию отбрасывает, считая ее случайной и поверхностной. Это обстоятельство приводит порой к неверным выводам о психологических особенностях группы. Практика показывает, что социально-психологические

явления в группе должны изучаться не только путем отдельного кратковременного наблюдения, а посредством достаточно длительной по времени фиксации наблюдаемых фактов.

Прием опоры в наблюдении на сознательно выделяемые признаки и показатели групповой психологии предъявляет серьезные требования к подготовке наблюдателя, отбору обоснованных показателей оценки группового поведения, свидетельствующих о специфике групповых социально-психологических явлений. Использование этого приема позволяет избежать большого числа логических ошибок, возникающих в силу констатации связей между некоторыми признаками группового поведения и реальной психологией группы, хотя на самом деле такая связь отсутствует или минимальна.
 

 


1 Ядов В.А. Социологическое исследование // Методология, программа, методы. — М.: Наука, 1972. — С. 114-115

2 Методы социальной психологии. / Под ред. проф. Е.С. Кузьмина и канд. психол. наук В.Е. Семенова. — Л.,1977. — С. 23-24.

3 Методики психодиагаостики в спорте: Учеб. пособие. / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов и др. — М., 1984. — С. 67-68.

 





НАВЕРХ

«La manie d’ecrire»: психология, самонаблюдение и история болезни

. Лето 2004 г .; 40 (3): 265–84.

doi: 10.1002/jhbs.20021.

Мэтт Т Рид 1

принадлежность

  • 1 Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, Чикаго, США.
  • PMID: 15237418
  • DOI: 10.1002/jhbs.20021

Мэтт Т Рид. J Hist Behav Sci. 2004 Лето.

. Лето 2004 г .; 40 (3): 265–84.

doi: 10.1002/jhbs. 20021.

Автор

Мэтт Т Рид 1

принадлежность

  • 1 Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, Чикаго, США.
  • PMID: 15237418
  • DOI: 10.1002/jhbs.20021

Абстрактный

В этом эссе рассматривается современный психиатрический кейс-стади как научный метод и как жанр письма о себе. Поскольку психологический дискурс стал привилегированным языком самости в fin de siècle, предпоследнее означающее самости стало обнаруживаться в сфере сексуальности, в конкретных контурах сексуального желания индивидуума. Инструментом расследования, используемым для раскрытия этих секретов личности, была история болезни. Эта статья касается влиятельного проекта сексуальных исследований, основанного на «автонаблюдениях» — автобиографических рассказах пациентов, — проведенном доктором Жоржем Сен-Полем, который публиковался под псевдонимом «Лауптс». В статье основное внимание уделяется центральной автобиографии его сборника, «roman d’un inverti» и связанной с ней сексологической литературе, чтобы показать, как этот акцент на историях пациентов в психиатрических произведениях породил новые повествовательные возможности как для врачей, так и для пациентов. Помещение историй пациентов в центр психиатрического исследования создало новые отношения между пациентом и врачом, наблюдением и диагнозом, субъектом и дискурсом. Инструменты психологического наблюдения одновременно ставили признание испытуемого в центр исследования и делали его более доступным для интерпретации неспециалистами. История расследования Лауптса не просто подтверждает авторитет подготовленного наблюдателя, а предполагает, что этот метод фактически санкционировал исследование другими.

Copyright 2004 Wiley Periodicals, Inc.

Похожие статьи

  • Сексуальная психопатия — die ärztliche Construktion der Sexual Perversionen zwischen 1869 und 1914.

    Клабунд П. Клабунд П. Мед Геш Геш. 1995; 13:107-30. Мед Геш Геш. 1995. PMID: 11609058 Немецкий.

  • Британские психиатрические работы девятнадцатого века о гомосексуализме до Хэвлока Эллиса: пропавшая история.

    Крозье И. Крозье И. J Hist Med Allied Sci. 2008 Январь; 63 (1): 65-102. дои: 10.1093/jhmas/jrm046. Epub 2008 9 января. J Hist Med Allied Sci. 2008. PMID: 18184695

  • Хэвлок Эллис, Эонизм и дискурс пациента; или написать книгу о сексе.

    Крозье И. Крозье И. Его психиатрия. 2000 г.; 11 июня (42, часть 2): 125–54. дои: 10.1177/0957154X0001104201. Его психиатрия. 2000. PMID: 11624659

  • Глава 33: история двигательных расстройств.

    Ланска DJ. Ланска диджей. Handb Clin Neurol. 2010;95:501-46. doi: 10.1016/S0072-9752(08)02133-7. Handb Clin Neurol. 2010. PMID: 19892136 Обзор.

  • Танец и сексуальность: много движений.

    Ханна Дж.Л. Ханна Дж.Л. Джей Секс Res. 2010 март; 47(2):212-41. дои: 10.1080/00224491003599744. Джей Секс Res. 2010. PMID: 20358462 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Личное имя как тема

«Наблюдение» как метод исследования – психология

Вам необходимо убедиться, что вы можете описывать, применять, сравнивать и оценивать следующие виды наблюдения:

  • скрытое и открытое
  • участник и неучастник
  • структурированные наблюдения и натуралистические наблюдения

Также необходимо понимать, что означают следующие термины:

  • сумма
  • выборка события и времени

наблюдение-Powerpoint-1 (2)

лист планировщика эссе по наблюдению

Vimeo: Повествование (всего 53 минуты я говорил через наблюдение в PowerPoint, вы могли бы сделать это в несколько частей, если это поможет;) извините, это было действительно длинный!)

Оценочный вопрос:

пересмотр-вопрос-1

hilarys-study-of-superstition (5)

Убедитесь, что вы понимаете все следующие термины:

подсчет; выборка события и времени; скрытый, явный, участник, неучастник; структурированные наблюдения; натуралистические наблюдения

Практические вопросы

  1. Морису нужно было провести наблюдение для своей курсовой работы уровня A. Он решил понаблюдать за языком тела в однополых и смешанных группах. На стенах общей комнаты шестиклассников он повесил таблички с указанием времени проведения обсервации. Морис сидел в углу гостиной и наблюдал за повседневным поведением. Этот тип наблюдения

A структурированный

B натуралистический

C тайный

D участник

2. Морис создал определения поведения, которое он искал, прежде чем приступить к наблюдению. Затем Морис попросил друга посмотреть вместе с ним телевизионную программу, используя эти определения. Когда Морис и его друг сравнили результаты, они обнаружили, что у них есть большие различия. Разница в баллах в основном связана с

Межоценочной надежностью

B валидность задачи

C обобщаемость

D объективность

3. Сильная сторона открытых наблюдений заключается в том, что…

участники A знают, что принимают участие в исследовании, поэтому могут дать согласие действовать естественно, чем если бы они были в скрытом наблюдении

C меньше шансов, что характеристики спроса повлияют на результаты

D наблюдатель уже является частью группы, поэтому лучше понимает изучаемое поведение

4. Одним из методов исследования, используемых в подходе к обучению, является метод наблюдения. Одним из видов наблюдения является открытое наблюдение.

я. Опишите метод открытого наблюдения. (3)

ii. Укажите, являются ли следующие четыре утверждения, относящиеся к оценке метода наблюдения, истинными или ложными. (4)

  • Данные могут быть неверными, так как поведение участников может измениться, если они узнают, что за ними наблюдают
  • Если наблюдатель является частью наблюдаемой группы, его данные более объективны, чем если бы он не был членом наблюдаемой группы
  • Структурированные наблюдения более достоверны, чем естественные наблюдения, поскольку они проводятся в контролируемой среде
  • Если два или более наблюдателя имеют одинаковые результаты, надежность низкая.

5. Укажите одну из сильных сторон использования временной выборки, а не выборки событий (2)

6. Сравните использование открытого и скрытого наблюдения (4)

7. Укажите одну сильную и одну слабую сторону включенного наблюдения (4)

Все материалы на этом сайте предназначены для исключительного использования преподавателями и студентами психологии. Любое несанкционированное копирование или размещение материалов с этого сайта является нарушением авторских прав и может привести к судебному преследованию против вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *