Психология направленность личности: Направленность личности — Психологос

📖 49. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 50. Читать онлайн

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.


Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности.

Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Мотивы и мотивация обеспечивают в основном активизацию и направленность поведения человека.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или не осознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Следует отметить, что когда говорят о иерархии человеческих потребностей, то чаще всего вспоминают классификацию, предложенную А. Маслоу. Согласно концепции А. Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину (рис. 16).


Рис. 16. Структура иерархии потребностей по А. Маслоу

В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.

Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, обретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Шилова Н.И. Проблема психологического конструкта целевой направленности личности

УДК 159.923

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА

ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Шилова Н. И.

В данной статье рассматривается понятие целевой направленности личности через определённую иерархию целей человека, мотивационное наполнение, которое отображает личную позицию. Показано влияние данной позиции на достижение перспективных целей, преимущественно в ситуациях будущего времени. Определены компоненты и формы выражения целевой направленности личности. Выделены четыре позиции: рациогуманистическая, альтруистическая, рациональная и эгоцентрическая. Составлен терминологический аппарат для качественного понимания исследуемого понятия. Разработан психологический конструкт целевой направленности личности.

Ключевые слова: целевая направленность, личность, мотивация, цели, целеустремлённость, целеполагание, волевое усилие, эмоциональное отношение.

 

THE PROBLEM OF THE PSYCHOLOGICAL CONSTRUCT

OF THE PERSONALITY’S GOAL ORIENTATION

Shilova N.I.

The article considers the concept of the personality’s goal orientation through a certain hierarchy of human goals and motivational content that reflects a personal position. The influence of this position on the achievement of long-term goals is shown mainly in future time situations. The components and forms of expression of the personality’s goal orientation are defined. Four positions are singled out: rationalistic, altruistic, rational and egocentric. The terminological apparatus for qualitative comprehension of the investigated concept is made. A psychological construct of the personality’s target orientation has been developed in the article. 

Keywords: goal orientation, personality, motivation, goals, purposefulness, goal-setting, strong-willed effort, emotional attitude.

 

Проблема развития гармоничной современной личности является предметом пристального внимания психологических исследований. Необходимо оказывать помощь в раскрытии таких моральных качеств, как гуманизм, принципиальность, верность долгу, трудолюбие, целеустремленность. Только при их наличии у человека возможен личностный рост, адаптация в современных условиях жизни, налаживание коммуникативных связей с окружающими.

Среди этого многообразия личностных качеств, особую роль играет целевая направленность. Это объясняется тем, что она, будучи интегративным образованием, определяет направленность личности, ее мировоззрение, идеалы и ценности.

В отечественной психологии в изучении целевой направленности личности возникло несколько научных школ и направлений: теория потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн [12], А.Н. Леонтьев [6]). Вопрос о соотношении целей и мотивов затрагивали А.К. Тихомиров [14], Н.А. Бернштейн [3], Б.Ф. Ломов [7]. На проблеме целеполагания останавливались Н.Ф. Наумова [10], А.Ф. Коган [5].

Цель статьи – исследовать подходы к изучению проблемы целевой направленности личности и на основе полученных данных составить теоретическую модель данного феномена.

Направленность личности неразрывно связана с целями, ради которых она действует, ее мотивами и субъективным отношением к разным сторонам действительности. Целевая направленность личности – это качественный признак направленности как таковой. Данное понятие имеет свою структуру и рассматривается в контексте двух измерений: психологически индивидуального (направленность, самосознание, характер, психофизиологические качества), деятельностного (потребностно-мотивационные, информационно-познавательные, целеобразующие компоненты). Содержательная структура целевой направленности личности перекликается с многомерной концепцией личности О.П. Санниковой (формально-динамический, содержательно-личностный, социально императивный уровни) [13, с. 7] и психологической структурой личности В.В. Рыбалка [11, с. 88], который выделяет три измерения: социально-психолого-индивидуальное (вертикальное), деятельностное (горизонтальное) и генетическое (возрастное) измерение.

Содержательные составляющие целевой направленности рассматривает А.А. Фурман в многосферной структуре аксиосферы как предмета психологического познания личности. Он выделяет четыре компонента (подсферы): потребностно-мотивационный, деятельностно-оперативный, ценностно-смысловой, ценностно-ориентационный [15, с. 149].

Потребностно-мотивационные компоненты деятельностного измерения целевой направленности личности исполняют роль вектора-пути в развитии данного явления. А.А. Фурман определяет их как сложную систему взаимосвязанных компонентов, которые находятся в иерархической соподчиненности и составляют потребности, интересы, влечения, цели, установки, идеалы [15, с. 149].

Теория мотивации А. Маслоу [9] охватывает содержание потребностей, их иерархическое положение относительно друг друга, показывает их связь с мотивационной сферой человека, побуждения ее, таким образом, к деятельности. А. Маслоу определяет ведущую роль мотивации в целеустремленности действия, ведь именно она является основой для организации устойчивой деятельности, направленной на достижение определенной цели. Автор утверждает, что есть нормальные условия жизни в цивилизованном мире, эти условия очень тесно связаны с базовыми потребностями, которые и представляют собой самые цели. Такие базовые потребности он объединил в так называемую пирамиду [9, с. 126].

А. Маслоу провел анализ проблемы соотношения мотивации и целей. В этом он отмечает, что удовлетворение потребностей человека настолько является значимым для нее, что кроме целей она уже ничего не видит. Удовлетворение этих потребностей составляет конечную цель любой деятельности личности. Поэтому, для выявления мотивации, следует обращать внимание на первоисточник деятельности человека – его желания и потребности. Автор отмечает социальную обусловленность проблемы, ведь путь, который избирается для достижения цели, определяется культурными особенностями человека.

Существует еще одна составляющая соотношения мотивов и целей – их совпадение, точнее, трансформация действия в деятельность (механизм сдвига мотива на цель, второй вариант – механизм преобразования цели в мотив), иначе – осознание мотивов, их подъем, что характерно для зрелых личностей. На эту проблему указывал в XIX в. В. Вундт в работе «Механизм гетерогонии целей». Он отмечал, что разнородность приходит извне, а механизм, приводящий к осознанию мотив, включает в себя отображение прошлых событий.

О.К. Тихомиров [14] продолжал рассматривать проблему целеполагания с позиции взаимосвязи целей и мотивов. Согласно его концепции образ будущего результата не может стать целью сам по себе. Это возможно только при условии его связи с мотивом деятельности человека. При этом в зависимости от мотивов, цель имеет разный личностный смысл. Исследователь допускает различное отношение одной и той же цели в различных мотивах. В случае их разной направленности имеет место целеполагание в конфликтной ситуации. На основе потребностей человека возникают цели. О. К. Тихомиров классифицировал их следующим образом: гностические, коммуникативные, связанные с удовлетворением естественных потребностей и т.д. [14, с. 82]. Началом формирования целей ученый считает сам факт встречи мотивов и установок с препятствиями. О.К. Тихомиров отмечает сложные взаимоотношения между целью и установками, ведь они замещаются целями, определяют избирательность по отношению к возможным целям и могут стать 

Н.А. Бернштейн [3] рассматривал цель в контексте задач. Чтобы сформулировать задачу, необходимо создать образ того, что надо достичь. Автор связывает достижения цели с ситуационными процессами и разграничивает их во времени. Он рассматривает цель как модель необходимого будущего и отмечает, что мозг должен конструировать ситуацию будущего. Этот процесс должен происходить подобно тому, как мозг формирует отражение реального внешнего мира [3, с. 95]. Такой осознанный образ будущего может стать основанием для формулирования задачи.

Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном [12] и А.Н. Леонтьевым [6] раскрывает не только структуру и содержание психологической деятельности, но и ее связь с потребностями человека, она объясняет, каким образом определенная деятельность связана с целями, которые ставит перед собой личность.

С. Л. Рубинштейн в качестве структуры деятельности личности построил следующую цепь: движение – действие – деятельность. Связывая цели и деятельность личности, Сергей Леонидович отмечал осознание и целеустремленность человеческой деятельности. Именно в деятельности личность реализует свои цели. С.Л. Рубинштейн также связывает деятельность человека с целями и мотивами. В своей теории деятельности он указывает, что каждое действие состоит из цели и мотива, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Однако автор отрицает совпадение мотива и цели как составляющих действия, объясняя это тем, что цель – это образ желаемого результата, на который направлено действие человека, а мотив – это то, что побуждает достигать данную цель, и вызывает действие. По этой теории действие состоит из нескольких частных действий, или операций [12, с. 26].

Подход А.Н. Леонтьева [6] подобен структурам деятельности С.Л. Рубинштейна, но имеет некоторые отличия. В своей структуре деятельности личности Алексей Николаевич выделяет две цепи: деятельность – действие – операция и мотив – цель – условие. В состав мотивов деятельности человека, которые выделил С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев добавляет жизненные цели.

А.Н. Леонтьевым вводится понятие «мотив-цель» [6, с. 61], который является ведущим элементом основы личности. Итак, согласно его теории, существуют мотивы-стимулы (мотивы, побуждающие, порой остроэмоциональные, но лишенные смыслообразующих функций) и мотивы-цели (побуждают деятельность, но при этом добавляют ей личностный смысл) [6, с. 61].

Первичным и характерным для деятельности личности, по мнению А.Н. Леонтьева, является несовпадение мотивов и целей. Однако их совпадение является вторичным явлением, которое означает, что цель не требует внешней побудительной силы и является самостоятельной единицей, или произошло осознание мотивов и превращение их в мотивы-цели. В своем сознании, личность отделяет мотивы от целей. Ведь цели А.Н. Леонтьев определяет сознательными, а мотивы – преимущественно бессознательными. Таким образом, ставится вопрос возникновения мотивов. Основа этой концепции состоит в том, что через некоторое время воздействия движущего мотива на цель, она приобретает собственной побудительной силы и становится мотивом [6, с. 62].

В теоретическом плане значительный вклад в решение вопросов целей и мотивации внес Б.Ф. Ломов [7]. Он утверждает, что источником любой деятельности является наличие у нее определенных мотивов, поэтому свою деятельность человек направляет на достижение поставленной цели. Направлением движения в данном процессе выступает понятие мотив-цель, которое является центральным звеном в структуре деятельности личности и организует всю систему психических процессов и состояний человека, которые включаются в эту деятельность. Изменения в перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других психических процессах, а также их взаимоотношениях в структуре развития деятельности личности преимущественно зависят от основной составляющей – мотива-цели [7, с. 98]. Подобный процесс наблюдается в изменениях работоспособности и эмоциональных состояниях. Б.Ф. Ломов выделяет жизненные цели и цели конкретной деятельности, первоосновой из которых является именно жизненные цели [7, с. 98].

В состав компонентов деятельностного измерения целевой направленности следует отнести психологическую готовность личности к деятельности, которая в данной статье рассматривается как сложная индивидуальная особенность, содержащая четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, операционно-процессуальный, эмоционально-волевую готовность. Ситуационная готовность к деятельности характеризуется системой психических состояний личности и проявляется в экстремальных условиях, она зависит от типа нервной системы человека, индивидуально-типологических особенностей. 

Для дальнейшего полного определения специфики концепта целевой направленности личности следует рассмотреть ее содержательный формат как основу для обоснования данной проблемы. Говорится о таком понятийном ряде: целеполагание – целеустремленность – целевая направленность.

При исследовании проблемы целеполагания в психологии было выделено несколько подходов. Концепция О.К. Тихомирова является ключевой в данном вопросе – в центре ставится вопрос исследования процессов целеполагания. Согласно этому подходу в процессе жизнедеятельности человека формируется образ необходимого результата действий, который осознается и принимается за основу для практических и физических действий. Исследователь выделяет девять механизмов целеполагания. В результате осознания и связи с мотивом результата действия он становится целью; на этапе подготовки практического действия происходит перестройка неосознанных предположений, когда они становятся целью; в случае недостижения намеченного результата цели меняются; через связывание цели с целью возникает усвоения поставленной цели; из нескольких целей для человека характерно выделение одной доминирующей; трансформация мотива в мотив-цель; постановка промежуточных целей для частичного удовлетворения собственных потребностей и организации целостной деятельности по достижению конечной цели; переход от предшествующих окончательных целей; структурирования целей в иерархическую последовательность [14, с. 84].

А.Ф. Коган разбил эти механизмы целеполагания на две группы: к первой относятся механизмы формирования жизненных целей, ко второй – планирование достижения промежуточного результата [5, с. 104].

О.К. Тихомиров разделяет цели на внутренние (те, которые относятся самой личностью) и внешние (те, которые определяются извне). В данном подходе является предположение о наличии у человека автогенерирующей умственной деятельности, которая проявляется при решении интеллектуальных задач [14, с. 87]. По этому поводу у А.Ф. Когана [5] другое мнение, он не соглашается со своим предшественником и выдвигает сомнения в правдивости данной гипотезы, ведь сам механизм образования целей полностью не раскрыт. Однако автор признает применение данного аспекта при составлении методологии экспериментального исследования, когда субъект изучается в процессе его участия в интеллектуальных задачах разной сложности [5, с. 104]. А.Ф. Коган продолжает свою мысль тем, что проведенные эксперименты по данному подходу имеют весьма ограниченный характер. Исследователь определяет ряд обстоятельств, которые этому способствуют. Рассматриваются только мыслительные задачи алгоритмического типа; основное внимание уделяется лишь алгоритму решения интеллектуальных задач, обусловленных представлениям конечной цели; условия задач не имеют неизвестного компонента, который избегает варианта осуществления акта психологического выбора; особенности внешних и внутренних условий ситуации не рассматриваются в достаточной мере [5, с. 105].

Таким образом, методологическая концепция О.К. Тихомирова не может решать задачи экспериментального исследования, которое заключается в определении конкретной цели, а также определении механизмов целеполагания [14, с. 87].

Н.Ф. Наумова рассматривает цели в контексте целеполагания и формулирует общие принципы выбора целей личностью. Автор данного подхода характеризует цели как вариативные, их выбор должен быть парадоксальным (за основу надо брать логическую несовместимость крайних позиций выбора), они отличаются своей неопределенностью (в момент выбора, хотя бы один из элементов определения цели неопределенный), свободным структурированием и интерпретацией выбора, при этом личность характеризуется устойчивостью (принятие в процессе выбора волевого решения, вызванного принципиальной неоптимизированностью выбора) [10, с. 23].

С.Д. Максименко называет целеполагание центральным содержательным компонентом в структуре деятельности, а процесс определения цели – основным механизмом целеполагания. При осуществлении анализа мотивов деятельности, отмечается следующее – постановка субъектом задачи, основанной на предыдущих усвоенных знаниях, стимулирует к постановке новых целей и задач благодаря механизмам целеполагания, содержащие регуляторную основу построения новых действий [8, с. 49]. Автор связывает развитие личности, с одной стороны, с ситуациями, а с другой – с целеполаганием. Он отмечает, что понимание прошлых событий и будущего развития невозможно без социальной ситуации или понимание ее как одной из факторов. Никто не может существовать без планирования своих достижений, обдумывания будущих жизненных ситуаций и событий с окружающими людьми. Итак, целью прогнозирования С.Д. Максименко определяет целеполагание [8, с. 49].

К.А. Абульханова-Славская [1, с. 20] отмечает, что умение ставить цели, а именно – подчинять свое поведение и организовывать жизнь для достижения поставленной цели свидетельствует о высоком уровне развития личности. В данной концепции отводится большая роль будущему времени в реализации целей человека, проблема целевой направленности рассматривается в контексте личностной перспективы. Личностная перспектива определяется не только как способность человека видеть себя и свои действия в будущем, но и ощущение готовности к нему в настоящее время. Она выступает в роли установки на будущее и определяет степень готовности к преодолению трудностей на пути к будущему, несмотря на неопределенность и другие сложные обстоятельства для личности [1, с. 20].

Первым исследователем, который специально рассмотрел вопрос именно целевой направленности личности, является Я.В. Васильев [4]. Ярослав Васильевич впервые определил структуру и очертил предметное поле целевой направленности личности. Автор данной концепции отмечает, что единицей психической деятельности является ситуация. В результате такого подхода был обнаружен пространственно-временной континуум, благодаря которому в структуру деятельности был введен недостаточный компонент. Этот компонент остался незамеченным как ведущими учредителями теории деятельности, так и их преемниками. Этот компонент – предмет потребности. Именно данный предмет выступает как объект целевой направленности личности, объединяющий предметное содержание и динамические напряжения по его достижению. 

Я.В. Васильевым была разработана оригинальная «Методика исследования целевой направленности личности» [4, с. 162], которая позволила определить уровневую структуру психической деятельности, а также определить приоритет ситуаций будущего по отношению к ситуациям настоящего и прошедшего времени. Ярославом Васильевичем были обнаружены черты личности, которые отвечают за постановку близких, средних и дальних целей. Удаленность целей по Я.В. Васильеву вызвана позициями личности: эгоцентрической, рациональной и альтруистической [4, с. 162].

Данное положение о позиции личности следует дополнить четвертой составляющей – рациогуманистической, которая определяется Г.А. Баллом [2] как идея современного гуманизма. В мировоззренческом плане рациогуманизм признает интеллектуальную культуру одним из важнейших достижений человечества, а в аспекте человекознания требует максимального использования этих знаний в его гармоничном взаимодействии с другими составляющими культуры, прежде всего, для расширения знаний о человеке и их гуманистически ориентированного практического применения [2, с. 65]. Рациогуманистическая позиция содержит дальние цели, предполагает саморефлексию и является высшим проявлением саморазвития личности. 

Целевая направленность определяется, прежде всего, постановкой ясной цели. При этом имеется в виду не только осознание того, чего следует достичь, но и умение предвидеть способы достижения цели. Другой особенностью является умение человека подчинять все свои поступки, действия и помыслы выбранной цели. Третьей особенностью является неуклонное, устойчивое стремление достигать поставленных целей. Это стремление проявляется в умении длительное время сохранять цели и организовать свое поведение для ее осуществления.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил составить теоретическую модель психологического конструкта целевой направленности личности (см. рисунок), которая содержит основные компоненты и формы проявления, в силу которых она занимает важное место в жизни человека.

Таким образом, обобщение исследований по проблеме целевой направленности личности представителей различных концепций позволяет нам определить ее основной терминологический аппарат, который образует основу для понимания понятия целевая направленность:

Целеобразование – самостоятельная постановка целей субъектом, их принятие и удержание в течение длительного времени.

Целеполагание – центральная фаза управления собственной деятельностью, предполагает постановку генеральной цели и совокупности целей, в соответствии со стратегическими установками, интересами и жизненными задачами человека.

Целеустремленность – волевая черта личности, характеризующая деятельность человека, направленная на достижение результата, и выражается через вектор-путь цели.

Целевая направленность – качественная характеристика направленности личности при определении жизненно важных целей, которая определяется готовностью человека к достижению желаемого результата.

Психологический конструкт целевой направленности личности

Целевая направленность личности представляет собой определенную иерархию целей человека, которая имеет мотивационное наполнение, отражающее личностную позицию, и направлена на достижение перспективных целей, преимущественно в ситуациях будущего времени. Ориентация на будущее время в целевой направленности личности заложена по определению цели как образа или модели необходимого будущего. Выделено четыре вида позиций целевой направленности личности: эгоцентрическая, рациональная, альтруистическая, рациогуманистическая.

 

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: Психология формирования и развития личности / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1981. – С. 19-44. 

2. Балл Г.О. До обґрунтування раціогуманістичного підходу у психології / Г.О. Балл // Психологія і суспільство. – 2004. – №4. – С. 60-74.

3. Бернштейн Н.А. От рефлекса к модели будущего / Н.А. Бернштейн // Вопросы психологии: издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. – 2002. – № 2. – С. 94-98. 

4. Васильев Я.В. Футурреальная психология личности: Монография / Я.В. Васильев. – Николаев: Изд-во «Илион», 2007. – 519 с.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1984. – 252 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с. 

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

8. Максименко С.Д. Генеза здійснення особистості / С.Д. Максименко. – К.: Видавництво «КММ», 2006 . – 255 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 325 с.

10. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М.: Наука, 1988. – 199 с.

11. Рибалка В.В. Формула особистості і персонологічне мислення / В.В. Рибалка // Психологія та суспільство. – 2013. – №4. – С. 88-100.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

13. Саннікова О. П. Макроструктура особистості: психологічний опис / О.П. Саннікова // Наука і освіта. – 2013. – №7. – С. 7-13.

14. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека / О.К. Тихомиров. – М.: МГУ, 1969. – 304 с.

15. Фурман А.А. Ціннісно-орієнтаційні чинники особистісного розвитку студентів-психологів / А.А. Фурман // Психологія і суспільство. – 2009. – № 3. – С. 148-158.

 

Сведения об авторе: 

Шилова Нина Игоревна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Черноморского национального университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the author:

Shylova Nina Ihorivna – Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of Psychology Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).

E-mail: [email protected].

Психотерапевтическая ориентация и личность терапевта

Психотерапевтическая ориентация теперь обычно рассматривается как отдельный набор навыков и знаний, которые можно выбрать из метафорического набора инструментов и применять по желанию. Как и общий хирург, эклектичный психотерапевт, как говорят, может выбирать из множества техник и проводить наиболее эффективное лечение для данного пациента, независимо от личных характеристик терапевта. Я утверждаю, что это утверждение ложно, а именно потому, что оно не признает, что психотерапевтические ориентации вытекают из личности терапевта и не могут считаться отличными от нее.

Источник: ArtsyBee/Pixabay

Десятилетия назад, в середине 20-го века, было общепризнано, что психотерапевт (который, скорее всего, был психиатром) имеет определенный терапевтический стиль и более или менее применяет его ко всем его пациенты. Если он чувствовал, что не может помочь конкретному пациенту, он направлял пациента к специалисту по другому терапевтическому подходу, который мог бы с большей вероятностью помочь пациенту.

Например, если психоаналитик обнаружил, что пациент с депрессией вряд ли получит пользу от психодинамического лечения, он направил пациента к психофармакологу, поддерживающему психотерапевту или к обоим. Психотерапевтическая ориентация считалась специфичной для конкретного терапевта; его нельзя было выбрать по желанию, как если бы он был выбран из набора инструментов.

Во второй половине 20 века и в 21 веке возникла другая идея. Эта идея состоит в том, что терапевт должен стараться адаптировать свой стиль к каждому конкретному пациенту, выбирать из ряда подходов, в которых он считает себя компетентным, и применять техники этого подхода в работе с пациентом. Таким образом, в течение 8-часового рабочего дня терапевт может сказать, что он практикует когнитивную терапию утром, межличностную терапию после обеда и психоаналитическую терапию ближе к вечеру.

Появление этого «эклектичного» подхода отражает идею о том, что психотерапевтическая ориентация не имеет никакого отношения к практикующему ее человеку; это просто навык, которому нужно учиться и применять, как изучают алгебру и используют ее для решения полиномиальных уравнений. Попытки «психотерапевтической интеграции» рассматривают психотерапевтическую ориентацию аналогичным образом, хотя эти попытки направлены на создание единого, унифицированного психотерапевтического подхода, который может применяться любым терапевтом, независимо от личных характеристик терапевта. Я вижу эти идеи как отражение непонимания взаимосвязи между психотерапевтической ориентацией и личностью терапевта.

Почему я говорю, что психотерапевтическая ориентация не может быть отделена от личности терапевта? Причина в том, что различные психотерапевтические направления основаны на различных этических системах и философиях, и терапевты, которые ценят определенные этические философии, обнаружат, что они естественным образом склонны практиковать определенные психотерапевтические методы, соответствующие их собственным морально-этическим убеждениям. Утверждать, что психотерапевтическая ориентация может быть принята по желанию — независимо от собственных убеждений и личности терапевта — значит игнорировать эту основную предпосылку.

Директивная и недирективная терапия

Несмотря на то, что недостатка в специфических психотерапиях нет — действительно, кажется, что новые разрабатываются каждые несколько месяцев — можно утверждать, что существует два основных подхода к терапии: директива и ненаправленная терапия. -директива. В директивной терапии, такой как когнитивно-поведенческая терапия, терапевт играет активную роль в обучении пациента новым навыкам, техникам или стратегиям. В некоторых формах директивной терапии терапевт может давать советы.

В недирективной терапии, такой как психоаналитическая терапия, терапевт стремится не напрямую влиять на поведение пациента, а скорее помочь ему прийти к лучшему пониманию себя и того, что его беспокоит. Сас (1965) провел аналогичное различие между типами терапии, а Ланг (1973) позже описал эти различия как фундаментальные для понимания теории психотерапии.

Психотерапевтическая ориентация вытекает из личности

Я утверждаю, что ориентация психотерапевта вытекает непосредственно из личности терапевта и не может считаться отличной от нее. В этом отношении психотерапевт значительно отличается от физика, который может применять широкий спектр теорий, и от общего хирурга, который владеет множеством методов.

Действительно, история психотерапии полна примеров того, как терапевты культивировали техники, наиболее подходящие для их индивидуальной психологии. Фрейд, например, отказался от гипноза, потому что понял, что его личность плохо подходит для авторитарно-навязчивой роли гипнотизера. Он продолжал развивать психоанализ и метод свободных ассоциаций не только потому, что чувствовал, что это более эффективная техника, но и потому, что она более естественно сочеталась с его личностью.

Когда Салливан представил свой собственный вариант психоаналитической терапии, это отражало его потребность в близости в психотерапевтических отношениях; он был более одиноким человеком, чем Фрейд. И когда Альберт Эллис ввел рационально-эмоциональную терапию, это тоже отразилось на его собственной личности, которая была гораздо более прямолинейной и конфронтационной, чем у многих его коллег-психоаналитиков.

Это означает, что различия между описанными выше двумя типами терапии — директивной и недирективной — представляют собой различия между двумя типами человек , которые практикуют эти методы лечения, а не только различия между стилями или техниками. Хотя моя цель здесь не в том, чтобы подробно описать личностные различия между этими двумя типами терапевтов (а лишь в том, чтобы указать, что такие различия существуют), кажется возможным, что директивный терапевт больше нуждается в структуре и, возможно, в контроле, в то время как недирективный терапевт больше руководствуется своими интроспективными качествами и потребностью в понимании.

Разветвления для обучения и лечения

Если верно, что теоретическая ориентация терапевта вытекает из его личности и не может рассматриваться отдельно от нее, то это имело бы значительные последствия для обучения психотерапевтов и лечения пациентов. Что касается обучения и образования, молодой терапевт должен очень тщательно изучить различные методы терапии, чтобы определить, какой из них кажется наиболее аутентичным.

Конечно, личный анализ или психотерапия — хорошее место для начала, хотя интроспективная работа не должна заканчиваться на этом. Стажер должен погрузиться в литературу, уделяя особое внимание философским принципам, лежащим в основе каждого теоретического направления. Он должен посмотреть на свою жизнь и увидеть, как он проживает ее по отношению к другим и к самому себе. Только тогда он сможет выбрать подлинный терапевтический подход.

Когда дело доходит до лечения, терапевту было бы мудро ограничиться работой с пациентами, с которыми, по его мнению, он может быть наиболее аутентичным, поскольку только тогда, когда терапевт аутентичен, он может быть эффективным. Важно отметить, что такие решения о том, кого лечить, а кого не лечить, не должны приниматься исключительно на основании диагноза, поскольку личностные характеристики пациентов с данным психическим расстройством могут быть такими же разнообразными, как и личностные характеристики людей в общей популяции. . Я утверждаю, что терапевт должен носить только одну шляпу в консультационном кабинете, и если он чувствует, что другой терапевтический подход, вероятно, будет более полезен для конкретного пациента, то ему не следует надевать другую шляпу, а направлять пациента соответствующим образом. .

Заключение

В этом посте я утверждал, что психотерапевтическая ориентация является отражением того, кем является терапевт как личность, и что ее не следует рассматривать как нечто, что можно просто принять или применить по желанию. Следовательно, я также утверждал, что «эклектичный» терапевт — это миф. Поскольку у терапевта-эклектика может быть только одна подлинная теоретическая ориентация, с моей точки зрения, было бы мудро направлять плохо подходящих пациентов к другим терапевтам, а не пытаться применять терапию, которая противоречит его личности. Такие идеи имеют большое значение как для обучения психотерапевтов, так и для лечения пациентов.

Чтобы найти терапевта, посетите справочник Psychology Today Therapy.

Большая пятерка личностных черт и позитивная ориентация у взрослых польских больных рассеянным склерозом: роль смысла жизни

. 2022 29 апреля; 19 (9): 5426.

дои: 10.3390/ijerph29095426.

Малгожата Щесняк 1 , Анджей Потемковский 1 , Вальдемар Брола 2 , Здислав Кроплевски 1 , Роман Рышард Шалаховский 1 , Марек Зак 2 , Мацей Вильский 3 , Петр Соболевский 2 , Халина Бартосик-Псуек 4 , Катажина Капица-Топчевская 5 , Джоанна Тарасюк 5 , Агата Чарновская 5

, Алина Кулаковская 5 , Беата Закшевска-Пневска 6 , Катажина Кубицка-Бончик 7 , Наталья Моравец 7 , Моника Адамчик-Сова 7 , Адам Стемпень 8 , Яцек Заборски 9 , Анна Ратайчак 10 , Марчин Ратайчак 11

Принадлежности

  • 1 Институт психологии Щецинского университета, 71-017 Щецин, Польша.
  • 2 Collegium Medicum, Университет Яна Кохановского, 25-317 Кельце, Польша.
  • 3 Кафедра адаптированной физической активности, Познаньский университет физического воспитания, 61-871 Познань, Польша.
  • 4 Кафедра неврологии, Институт медицинских наук, Медицинский колледж Жешувского университета, 35-959 Жешув, Польша.
  • 5 Кафедра неврологии Белостокского медицинского университета, 15-276 Белосток, Польша.
  • 6 Кафедра неврологии Варшавского медицинского университета, 02-097 Варшава, Польша.
  • 7
    Кафедра неврологии, Факультет медицинских наук в Забже, Медицинский университет Силезии, 40-055 Катовице, Польша.
  • 8 Кафедра неврологии, Военный медицинский институт, 01-755 Варшава, Польша.
  • 9 Отделение неврологии и неврологической реабилитации и отделение инсульта, Специализированная больница в Мендзылесье, 04-749 Варшава, Польша.
  • 10 Аспирантура, Поморский медицинский университет, 70-204 Щецин, Польша.
  • 11 Центр клинических испытаний для пациентов с рассеянным склерозом, 70-111 Щецин, Польша.
  • PMID: 35564821
  • PMCID: PMC9099940
  • DOI: 10. 3390/Jerph29095426

Бесплатная статья ЧВК

Малгожата Щесняк и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2022 29 апреля; 19 (9): 5426.

дои: 10.3390/ijerph29095426.

Авторы

Малгожата Щесняк 1 , Анджей Потемковский 1 , Вальдемар Брола 2 , Здислав Кроплевски 1 , Роман Рышард Шалаховский 1 , Марек Зак 2 , Мацей Вильский 3 , Петр Соболевский 2 , Халина Бартосик-Псуек 4 , Катажина Капица-Топчевская 5 , Джоанна Тарасюк 5 , Агата Чарновская 5 , Алина Кулаковская 5 , Беата Закшевска-Пневска

6 , Катажина Кубицка-Бончик 7 , Наталья Моравец 7 , Моника Адамчик-Сова 7 , Адам Стемпень 8 , Яцек Заборски 9 , Анна Ратайчак 10 , Марчин Ратайчак 11

Принадлежности

  • 1 Институт психологии Щецинского университета, 71-017 Щецин, Польша.
  • 2 Collegium Medicum, Университет Яна Кохановского, 25-317 Кельце, Польша.
  • 3 Кафедра адаптированной физической активности, Познаньский университет физического воспитания, 61-871 Познань, Польша.
  • 4 Кафедра неврологии, Институт медицинских наук, Медицинский колледж Жешувского университета, 35-959 Жешув, Польша.
  • 5 Кафедра неврологии Белостокского медицинского университета, 15-276 Белосток, Польша.
  • 6 Кафедра неврологии Варшавского медицинского университета, 02-097 Варшава, Польша.
  • 7 Кафедра неврологии, Факультет медицинских наук в Забже, Медицинский университет Силезии, 40-055 Катовице, Польша.
  • 8 Кафедра неврологии, Военный медицинский институт, 01-755 Варшава, Польша.
  • 9 Отделение неврологии и неврологической реабилитации и отделение инсульта, Специализированная больница в Мендзылесье, 04-749Варшава, Польша.
  • 10 Аспирантура, Поморский медицинский университет, 70-204 Щецин, Польша.
  • 11 Центр клинических исследований для пациентов с рассеянным склерозом, 70-111 Щецин, Польша.
  • PMID:
    35564821
  • PMCID: PMC9099940
  • DOI: 10. 3390/Jerph29095426

Абстрактный

Научные достижения, касающиеся прямой связи между чертами личности и позитивной ориентацией у больных рассеянным склерозом, не объясняют роль потенциальных медиаторов. На самом деле, некоторые исследователи утверждают, что связь между чертами и положительными качествами гораздо сложнее, чем кажется. По этой причине мы предприняли попытку проанализировать косвенную связь между вышеуказанными переменными, в том числе смыслом жизни как посредником. Всего в исследовании приняли участие 618 пациентов с МС. Были использованы пятифакторный опросник NEO, шкала позитивной ориентации и опросник смысла жизни. Результаты показали, что позитивная ориентация/наличие смысла/поиск смысла положительно коррелирует с экстраверсией, открытостью опыту, доброжелательностью и добросовестностью и отрицательно связана с невротизмом. Более того, смысл жизни в обоих ее измерениях выступал посредником в 9из 10 моделей.

Можно предположить, что склонность к установлению межличностных отношений (экстраверсия), к активному воображению (открытость), внушению доверия окружающим (покладистость), к взятию на себя ответственности (сознательность) может влиять на положительное отношение человека к себе и окружающему миру. (позитивная ориентация), когда у людей есть смысл жизни и когда они его ищут.

Ключевые слова: Взрослые; большая пятерка черт; смысл жизни; рассеянный склероз; позитивная направленность; наличие жизни; поиск смысла.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Похожие статьи

  • Большая пятерка черт личности и благодарность: роль эмоционального интеллекта.

    Щесняк М., Родзень В., Малиновска А., Кроплевски З. Щесняк М. и соавт. Psychol Res Behav Manag. 2020 11 ноября; 13: 977-988. doi: 10.2147/PRBM.S268643. Электронная коллекция 2020. Psychol Res Behav Manag. 2020. PMID: 33204190 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальная тревожность и черты личности «Большой пятерки»: интерактивные отношения доверия и открытости.

    Каплан СК, Левинсон К.А., Родебо Т.Л., Менатти А., Уикс Дж.В. Каплан С.К. и др. Cogn Behav Ther. 2015;44(3):212-22. дои: 10.1080/16506073.2015.1008032. Epub 2015 23 февраля. Cogn Behav Ther. 2015. PMID: 25705989

  • Взаимосвязь пятифакторной модели личностных черт и отношения к самоконтролю у больных сахарным диабетом 2 типа.

    Ли ЗМ, Гао М, Чен XY, Сунь XY. Ли ЗМ и др. Пекин Да Сюэ Сюэ Бао И Сюэ Бан. 2020 18 июня; 52 (3): 506-513. doi: 10.19723/j.issn.1671-167X.2020.03.017. Пекин Да Сюэ Сюэ Бао И Сюэ Бан. 2020. PMID: 32541985 Бесплатная статья ЧВК. Китайский язык.

  • Как личностные черты влияют на функциональные результаты у пациентов с рассеянным склерозом: предварительный обзор малоизученной темы.

    Маджио М.Г., Куццола М.Ф., Лателла Д., Импеллиццери Ф., Тодаро А., Рао Г., Манули А., Калабро Р.С. Маджио М.Г. и соавт. Мульт Склер Релят Расстройство. 2020 ноябрь;46:102560. doi: 10.1016/j.msard.2020.102560. Epub 2020 7 октября. Мульт Склер Релят Расстройство. 2020. PMID: 33049463 Обзор.

  • Связи между гранями и аспектами личности Большой пятерки и аффективными расстройствами: систематический обзор и синтез лучших доказательств.

    Ka L, R E, K W, G J, Lje B. Ка Л и др. J Аффективное расстройство. 2021 1 июня; 288: 175-188. doi: 10.1016/j.jad.2021.03.061. Epub 2021 26 марта. J Аффективное расстройство. 2021. PMID: 33

8 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Нерешительность в отношении вакцины против COVID-19 среди итальянцев с рассеянным склерозом.

    Пройетти Ф., Ланди Д., Понзано М., Кола Г., Ди Мауро Г., Маталуни Г., Николетти К.Г., Курсио Г., Марфия Г.А. Проетти Ф. и др. Неврология наук. 2023 март; 44(3):803-808. doi: 10.1007/s10072-022-06559-x. Epub 2022 26 декабря. Неврология наук. 2023. PMID: 36567409Бесплатная статья ЧВК.

  • Предварительная проверка польской версии Комплексной шкалы интеллектуального смирения (CIHS).

    Кроплевски З., Крумрей-Манкузо Э.Ю., Белецка Г., Щесняк М. Кроплевски З. и соавт. Psychol Res Behav Manag. 2022 13 декабря; 15: 3627-3638. doi: 10.2147/PRBM.S380470. Электронная коллекция 2022. Psychol Res Behav Manag. 2022. PMID: 36536873 Бесплатная статья ЧВК.

Рекомендации

    1. Деннисон Л., Мосс-Моррис Р., Силбер Э., Галеа И., Чалдер Т. Когнитивные и поведенческие корреляты различных областей психологической адаптации при рассеянном склерозе на ранней стадии. Дж. Психосом. Рез. 2010;69:351–361. doi: 10.1016/j.jpsychores.2010.04.009. — DOI — пабмед
    1. Тан-Кристанто С. , Киропулос Л.А. Устойчивость, самоэффективность, стили преодоления трудностей, а также симптомы депрессии и тревоги у пациентов с недавно диагностированным рассеянным склерозом. Психол. Здоровье Мед. 2015;6:635–645. дои: 10.1080/13548506.2014.999810. — DOI — пабмед
    1. Heinonen T., Castrén E., Luukkaala T., Mäkinen K., Ruutiainen J., Kuusisto H. Уровень выхода на пенсию по причине рассеянного склероза снизился с 1995 г. — ретроспективное исследование в финской центральной больнице. Мульт. Склер. Относ. Беспорядок. 2020;45:102360. doi: 10.1016/j.msard.2020.102360. — DOI — пабмед
    1. Виссер Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *