Психология народов это: Психология народов

Содержание

Психология народов | это… Что такое Психология народов?

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии.

Содержание

  • 1 История этнической психологии
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Внешние ссылки

История этнической психологии

Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем. 

Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания.

В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.

В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни [источник не указан 918 дней]. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20-х гг. XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.

Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.

Задавшись вопросом о природе социальности, психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и социального сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание её затруднительно, возможно лишь описание его проявлений.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.). Одной из областей науки, связанной с этнопсихологией, является транскультуральная психиатрия, изучающая психические расстройства в контексте различных культур и этносов[1].

Примечания

  1. Kleinman AM (January 1977). «Depression, somatization and the «new cross-cultural psychiatry»».
    Soc Sci Med
    11 (1): 3–10. DOI:10.1016/0037-7856(77)90138-X. PMID 887955.

Литература

  • Вундт В. Введение в психологию. — М., 1912.
  • Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4
  • Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М., 1974.
  • Павленко В.Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология. — М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. — 483 с. с. — ISBN 5-87317-215-3
  • Крысько В.Г. Этническая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с. — ISBN 5-7695-0949-X
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: ИП РАН, Академический Проект, 2000. — 320 с. — ISBN 5-201-02323-1, ISBN 5-88687-071-7
  • Налчаджян А.А. Этнопсихология. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 381 с. — ISBN 5-94723-911-6
  • Нежурина-Кузничная Н.Ю. Популярная этнопсихология. — Мн.: Харвест, 2004. — 384 с. — ISBN 985-13-1963-5
  • Этническая психология. Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с. — ISBN 5-9268-0211-3
  • Этнопсихологический словарь. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 343 с. — ISBN 5-89502-058-5
  • Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. — Д.: Сталкер, 1997. — 400 с. — ISBN 966-7104-89-3
  • Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.  — М.: Ключ-С, 1999. — 224 с. — ISBN 5-93136-003-4

Внешние ссылки

  • Этнопсихология // Большой Энциклопедический словарь
  • Этнические исследования в психологии Московский дом национальностей
  • Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

это, автор и создатели теории

Содержание

  • Особенности направления
  • Эффект толпы
  • Становление и развитие направления
  • Какие методы исследования применяются при изучении народов?
  • С какими проблемами сталкиваются психологи при изучении разных народов?
  • Полезное видео

Психология народов — социально-психологическая теория, которая появилась в 19 веке на территории Германии. Это отдельное направление психологической науки, которое называется этнопсихологией. Эта ветвь имеет множество особенностей.

Особенности направления

Психология народов было основана немецким философом М. Лацарусом, языковедом Г. Штейнталем. Их теория заключалась в том, что души людей объединяются в обществе, разделяются народным духом. Этот самый дух обуславливается языковыми особенностями, нравами, обычаями, религией, искусством, учреждениями.

Эффект толпы

Впервые идею групповой психологии начал изучать, развивать теоретик из Франции Гюстав Лебон (годы жизни с 1841 по 1931). Благодаря ему появились такие термины, как толпа, масса людей, которые собрались в одном месте. У них должен быть лидер, который воодушевляет их следовать за собой. Гюстав выделил два вида толпы:

  1. Однородная — к ним относятся секты, касты, классы.
  2. Разнородная — сюда относятся уличные компании, собрания парламента и др.

По мнению Лебона, масса людей, управляемая одним лидером, является агрессивной, бессознательной силой. Индивиды, которые собрались под одним началом, перестают здраво оценивать личное мнение, превозносят общие интересы. Постепенно личность становится объектом толпы, который подвергается прямому воздействию лидера.

Вторым создателем теории народной психологии был социолог из Франции Габриель Тард (годы жизни 1843-1904). Он рассматривал толпу как объединение людей, стремившихся передать свои желания через коллективное мнение. Тард говорил, что сознание является постулатом механики.

Становление и развитие направления

Впервые обозначение «этническая психология» появился во 2 половине 19 века. Его предложили Лацарус и Штейнталь, которые опубликовали несколько работ в популярном в то время журнале «Психология народов и языкознание». Они сделали попытку обосновать это понятия, выделить задачи для развития нового направления психологической науки. Их теория основывалась на психологическом мышлении, созданном И. Гербартом. По мнению Лацаруса и Штейнталя, любые проявления социальной жизни являются формой эманации народного духа.

Дальнейшее развитие психологии народов мира заключается в трудах В. Вундта (годы жизни с 1832 по 1893). Он раскритиковал точку зрения Лацаруса, Штейнталя. Он говорил о том, что психология народов никак не зависит от индивидуальных особенностей психики индивидуумов. Проще говоря — законы психологии народов не зависят от отдельных личностей.

В России этнопсихологию изучал лингвист А. А. Потебни, Г. Шпет. Последний же на выступлении в 20-х годах 20 века критиковал Вундта, Лацаруса, Штейнталя. Шпет пытался продвинусь свое понимание, сформированное на феноменологии Э. Гуссерля.

В 20-ом веке психология народов разделилось на две группы:

  • этнологическую;
  • сравнительно-культурную.

Период с 1980 по 1990 годы стал знаковым для философского обоснования психологии народов. В этот период времени вышел первый учебник от Г. М. Андреева.

Какие методы исследования применяются при изучении народов?

Спустя множество исследований, которые проводили психологи из разных стран, было выделено три направления этнопсихологии:

  1. Релятивизм — акцентирование различий между культурами народов.
  2. Универсализм — исследования базовых психологический процессов, без отрицания серьезного влияния культуры на их изменение.
  3. Абсолютизм — направление, игнорирующее различия между культурами.

С какими проблемами сталкиваются психологи при изучении разных народов?

Сейчас неизвестно, может ли быть общий набор черт характера, определяющий личность, который можно сделать всеобщим, применять для обоснования поведения разных людей в любых культурах.

Полезное видео

В видео представлен краткий обзор книги «Психология народов и масс» Гюстава Лебона.

Рейтинг автора

Написано статей

Об авторе

Психология всего — Серия книг

Просмотреть все Серия книг

СЕРИЯ КНИГ



О серии

Люди очарованы психологией и тем, что движет людьми. Почему мы думаем и ведем себя именно так? Мы все встречали кабинетных психологов, утверждающих, что у них есть ответы, и людей, которые спрашивают, могут ли психологи сказать, о чем они думают. Психология всего — это серия книг, развенчивающих популярные мифы и псевдонауку, связанные с некоторыми из самых важных вопросов жизни.

Сериал исследует скрытые психологические факторы, которые движут нами, от наших подсознательных желаний и антипатий до наших естественных социальных инстинктов. Увлекательные, информативные и всегда интригующие, каждая книга написана экспертом в этой области, исследуя, как знания, основанные на исследованиях, соотносятся с народной мудростью, и показывая, как психология может действительно обогатить наше понимание современной жизни.

Применение психологической линзы к целому ряду тем и современных проблем — от секса до моды и теорий заговора — Психология всего заставит взглянуть на все по-новому.

  • Названия серии
  • Авторы

39 названий серий

На странице

122448

Сортировка

Дата публикацииЗаголовок (по возрастанию)Заголовок (по убыванию)


Включить предстоящие заголовки

Дисплей

Психология путешествий

Первое издание

Ожидается

Автор: Эндрю Стивенсон
02 мая 2023 г.

Почему мы путешествуем? Полезен ли отдых для нашего здоровья? Какие социальные и психологические факторы заставляют нас двигаться? «Психология путешествий» представляет собой эклектичное введение в широкий спектр путешествий: от поездок на работу до отпуска и учебы за границей. Путешествие — это почти универсальный …

Психология консультирования

1-е издание

Готовится к публикации

Автор: Мари Персиваль
4 апреля 2023 г.

Что такое консультирование и чем оно может помочь? Работает ли консультирование? Чем консультирование отличается от разговора с семьей и друзьями о моих проблемах? Психология консультирования объясняет различные подходы к терапии и то, как они используются на практике, давая информацию о том, что …

Психология демократии

1-е издание

By Darren G. Lilleker, Billur Aslan Ozgul
09 сентября 2021

Что такое демократия? Почему мы формируем демократические системы? Может ли демократия выжить в эпоху недоверия и поляризации? Психология демократии объясняет психологические основы того, почему люди занимаются политикой и участвуют в ней. Освещение влияния политических кампаний и …

Психология комедии

1-е издание

Автор: G Нил Мартин
18 августа 2021 г.

Что заставляет нас смеяться? Почему комедия так важна? Как комедия влияет на наше поведение? «Психология комедии» дает уникальное представление о роли смеха и юмора в нашей жизни. От механики комедии и того, что делает хорошую шутку, до пользы смеха для здоровья, книга углубляется в …

Психология искусства

1-е издание

By George Mather
8 октября 2020 г.

Почему нам нравится искусство? Что вдохновляет нас на создание художественных произведений? Как наука о мозге может помочь нам понять наши вкусы в искусстве? «Психология искусства» представляет собой эклектичное введение в мириады способов, которыми психология может помочь нам понять и оценить творческую деятельность. Изучение того, как мы…

Психология принадлежности

1-е издание

Автор: Келли-Энн Аллен
8 октября 2020 г.

Может ли чувство принадлежности повысить удовлетворенность жизнью? Почему мы иногда чувствуем себя одинокими? Как мы можем поддерживать прочные человеческие связи? Психология принадлежности исследует, почему чувство принадлежности так важно на протяжении всей нашей жизни, от детства до старости, независимо от культуры, расы или …

Психология сновидений

1-е издание

Автор: Джози Малиновски
8 октября 2020 г.

Почему мы мечтаем? Какая связь между нашими мечтами и нашим психическим здоровьем? Можем ли мы научить себя видеть осознанные сны? Психология сновидений углубляется в последние 100 лет исследований сновидений, чтобы дать пищу для размышлений введение в то, что происходит в нашем уме, когда мы спим. Выглядит…

Психология упражнений

1-е издание

Автор: Джозефин Перри
8 октября 2020 г.

Зачем нам заниматься спортом? Когда мы должны тренироваться? Почему мы не тренируемся? Психология упражнений отделяет факты от вымысла, углубляясь в ключевые теории, идеи и влияние жизненных этапов на то, когда, почему и как мы тренируемся. В нем рассматриваются барьеры и мотивы для занятий спортом у детей, …

Психология интеллекта

1-е издание

Автор: Соня Фальк
8 октября 2020 г.

Что нас восхищает в интеллекте? Как интеллект влияет на нашу повседневную жизнь? Почему мы иногда боимся интеллекта? Человеческий интеллект является жизненно важным ресурсом, однако его изучение пронизано пренебрежением и неправильными представлениями. Психология интеллекта помогает разобраться в противоречивых …

Психология предрассудков

1-е издание

Автор: Ричард Гросс
8 октября 2020 г.

Почему у нас вырабатывается крайняя позиция по отношению к другим? Может ли наша личность способствовать нашим предубеждениям? Как уменьшить предрассудки и дискриминацию? Психология предрассудков исследует различные формы предрассудков и дискриминации, от расистских шуток до геноцида. Он рассматривает, что может вызвать наши …

Психология религии

1-е издание

By Vassilis Saroglou
08 октября 2020 г.

Влияет ли религия положительно на благополучие? Что ведет к фундаментализму? Делают ли религиозные убеждения нас более нравственными? Психология религии исследует часто противоречивые представления людей о религии и религиозных верованиях, духовности, фундаментализме и атеизме. В книге рассматриваются…

Психология терроризма

1-е издание

Автор: Нил Шортленд
8 октября 2020 г.

Что такое терроризм? Можно ли кого-то радикализировать? Как мы можем реагировать на террористические акты? Психология терроризма пытается объяснить, почему одни акты насилия считаются терроризмом, а другие нет, и почему некоторые люди могут быть более восприимчивы к радикальному террористическому поведению. …

1-12 из 39

Потребность нравиться: психология нравиться людям

Зачем сильному нужно угождать и как его приручить

Когда вы в последний раз говорили кому-то Нет, я не могу вам помочь с этим или У меня другое мнение ? Может показаться рискованным и эмоционально уязвимым устанавливать ограничения или отстаивать свои потребности или мнения (особенно если мы знаем, что они отличаются от других людей).

Конечно, это нормально — хотеть быть любимым и принятым, но для некоторых из нас потребность угодить настолько сильна, что мы должны пожертвовать своей идентичностью, нашими потребностями и желаниями, чтобы быть принятыми.

Наша потребность нравиться на самом деле больше потребность принадлежать. И наша потребность принадлежать, вероятно, была записана в нашей ДНК миллионы лет назад. Чтобы выжить, доисторический человек должен был формировать группы или племена, которые предлагали защиту от хищников, объединяли ресурсы и совместную работу. Итак, если вы не были приняты группой, существовала высокая вероятность того, что вы умрете от голода или будете съедены саблезубым тигром.

И хотя жить в одиночестве в современном обществе намного проще, это не очень удобно. Большинство из нас хотят принадлежать и формировать прочные связи с другими людьми. И нам очень больно, когда нас отвергают или критикуют другие. Мы боимся одиночества и того, что быть одиноким означает быть неадекватным или непривлекательным. Итак, мы идем на крайние меры, чтобы угодить другим, чтобы избежать отказа или отказа, чтобы избежать одиночества.

Меня учили, что важно заботиться о других и быть вежливым, и вас, вероятно, тоже учили. Что в этом плохого? Разве не так мы должны воспитывать наших детей? Ну, короткий ответ Да, конечно! Но, как и в большинстве случаев, дьявол кроется в деталях. Можно переборщить с вежливостью и заботливостью. Иногда мы называем это синдромом хорошей девочки, когда потребность угодить выходит из-под контроля, и мы становимся самоотверженными мучениками вместо уравновешенных взрослых.

Вопросы для размышления: Какой опыт превратил вас в человека, угождающего людям? Что способствовало вашему страху отказа, покинутости, конфликта или критики?

Да, мы должны думать о других людях. Мы должны заботиться об их чувствах и потребностях. Однако мы не должны только заботиться о других и преуменьшать или подавлять собственные чувства и потребности.

Вы так же важны, как и все остальные. И тем не менее, многие из нас ведут себя так, будто ничего не значат, если вообще имеют. Мы больше заботимся о других, чем о себе. Опять же, это может звучать как ценность, которую вы усвоили в детстве, но она не является устойчивой. Вы не сможете оставаться здоровым, терпеливым, добрым, энергичным, заботливым человеком, если будете постоянно отдавать, но никогда не пополнять свои потребности.

Это подводит нас к другой распространенной проблеме: мы не думаем, что у нас должны быть какие-то потребности, или ведем себя так, будто нам ничего не нужно. Мы хотим быть легкими в общении, не требующими особого ухода и приятными. Опять же, приятность — желательное качество, но нереалистично думать, что ваши потребности, идеи, интересы и ценности будут постоянно совпадать с потребностями других людей. Иногда у нас будут конфликты с другими, и это нормально. Здоровые отношения могут терпеть разногласия и разрешать конфликты.

У каждого есть потребности. Они варьируются от базовых (еда, вода, одежда, кров, сон) до более сложных (принадлежность, связь, понимание, физическая привязанность, умственная стимуляция, духовное просветление и т. д.). Когда мы не удовлетворяем свои собственные потребности (и просим других помочь нам удовлетворить наши потребности), мы физически истощены и больны, раздражительны и обижены, обескуражены или безнадежны.

Вопросы для размышления: Какие ваши потребности часто остаются неудовлетворенными? Что вы чувствуете, когда не заботитесь о себе или не выражаете свое мнение и желания? Почему вы недооцениваете свои потребности и идеи? Что происходит, когда вы делаете это?

Что приходит вам в голову, когда вы думаете о том, чтобы высказать свое мнение, попросить то, что вам нужно, или установить границы?

Возможно, ваш внутренний голос звучит примерно так:

Они рассердятся?

Они меня возненавидят.

Я ужасный человек.

Я знаю, что я им не нравлюсь.

Они будут думать, что я сложный.

Что со мной не так?

Эти типы мыслей являются предположениями, если быть точнее, негативными предположениями, и они способствуют приятному для людей поведению.

Большую часть времени мы на самом деле не знаем, что другие люди думают о нас. У нас могут быть некоторые идеи, учитывая их поведение, но помните, что даже наши наблюдения фильтруются нашими предположениями и предвзятостью, поэтому они не совсем точны. Учтите, что ваши предположения могут быть ошибочными.

Конечно, некоторым людям не нравятся ни вы, ни ваше поведение. Это неизбежно. Мы не можем контролировать то, что другие думают о нас. Все, что мы можем сделать, это попытаться жить по-настоящему так, чтобы мы чувствовали себя хорошо в своем выборе и поступках. Когда вам нравится то, что вы делаете, вас не так сильно волнует, одобряют ли это другие. Это потому, что ваша потребность во внешнем одобрении коренится в вашей собственной неуверенности. Вы хотите, чтобы другие одобряли ваши действия, потому что они не соответствуют вашим ценностям и/или вашим потребностям. Например, если мне нужно отдохнуть, потому что я заболеваю, и я скажу коллеге, что не смогу завтра заменить ее смену, я, вероятно, не буду расстраиваться из-за этого. Мне не нужно ее одобрение, потому что я знаю, что делаю то, что мне нужно (отдыхаю).

Вопросы для размышления: Что мешает вам быть напористым? Как вы можете терпеть боль от того, что кто-то злится на вас или не любит вас? Как вы можете утешить себя? Что вы можете сказать себе, чтобы напомнить себе, что не соглашаться — это нормально, а удовлетворение собственных потребностей — это здорово?

Когда мы работаем над преодолением проблемы, связанной с угождением людям, нам необходимо найти баланс между удовлетворением других (удовлетворением их потребностей) и удовлетворением себя (удовлетворением собственных потребностей). Мы можем сделать это следующим образом:

  • Признавая, что ваши потребности имеют такое же значение, как и потребности всех остальных критикуют или не любят
  • Развитие или установление отношений с людьми, которые принимают вас такими, какие вы есть
  • Лучшее познание себя (знание того, что вам нравится, что вам нужно, каковы ваши цели) ваши убеждения и интересы)
  • Быть настойчивым
  • Устанавливать границы без чувства вины (помнить, что границы добры и полезны)
  • Принятие того, что не всем вы нравитесь или не все всегда будете счастливы с вами
  • Поддержание компромисса в отношениях и ограничение времени с берущими, которые не отвечают взаимностью
  • Признание того, что вы не можете контролировать то, что о вас думают другие

Вопросы для размышления: Как вы можете сбалансировать свои потребности и потребности других людей? Как вы можете просить то, что вам нужно? Как вы можете выразить свое мнение и идеи более честно? Как улучшится ваше здоровье и отношения, если вы будете лучше заботиться о себе?

2020 Шэрон Мартин, LCSW.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *