Психология народов вундта: Психология народов Вильгельма Вундта

Содержание

психология народов как первая форма социально-психологического знания. Этнопсихология

1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания

Как уже отмечалось, в России сторонники естественнонаучной и гуманитарной психологии вели между собой борьбу, в которой оказались победители и побежденные, но места для этнопсихологии среди других психологических дисциплин не нашлось. А в Германии обе ориентации пересеклись в творчестве одного исследователя – В. Вундта (1832-1920), создателя не только построенной по образцу физиологии экспериментальной психологии сознания, но и психологии пародов как одной из первых форм социально-психологического знания.

Первую этнопсихологическую статью Вундт напечатал в 1886 г., затем переработал ее в книгу, которая в переводе на русский язык была издана в 1912 г. под названием «Проблемы психологии народов». Последние двадцать лет своей жизни ученый полностью посвятил созданию десятитомной «Психологии народов». Предшественниками Вундта в создании новой науки были Лацарус и Штейнталь. Вначале его разногласия с последними были едва уловимы, но затем он серьезно отклонился от предложенного ими пути.

Во-первых, как мы помним, для Лацаруса и Штейнталя изучение народного духа сводится к изучению тех же психологических явлений, что и изучение составляющих народ индивидов. Вундт согласен с ними, что душа народа[10] вовсе не является бестелесной, независимо от индивидов пребывающей сущностью. Более того – она ничто вне последних. Но он последовательно проводит основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не сводятся к ним. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа им рассматриваются общие представления, чувства и стремления многих индивидов[11].

Из этого можно сделать только один вывод: психология народов для немецкого ученого – самостоятельная наука. Он подчеркивает, что она не только пользуется услугами индивидуальной психологии, но и сама оказывает помощь последней, предоставляя материал о духовной жизни индивидов и таким образом влияя на объяснение индивидуальных состояний сознания.

Во-вторых, Вундт стремится сузить программу изучения психологии народов, предложенную Лацарусом и Штейнталем. Хотя, по его утверждению, в реальных исследованиях невозможно полностью разграничить описание и объяснение, наука о душе народа призвана объяснять общие законы ее развития. А описывать психические свойства отдельных народов должна этнология, являющаяся для психологии народов вспомогательной дисциплиной. Кстати сказать, Штейнталь в своих поздних трудах согласился с точкой зрения Вундта по этому вопросу и отдал описательную психологическую этнологию на откуп этнографам.

B-третьих, по мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к _ ним. Так, искусство, науки и религия долгое время в истории человечества были связаны с мифологическим мышлением. Поэтому как предмет изучения они должны быть исключены из психологии народов. Правда, в своем многотомном труде Вундт не всегда последователен, например, довольно часто он рассматривает религию и искусство как часть психологии народов.

Но в ранних работах немецкого исследователя мы находим четкую структуру продуктов творческого духа народов:

? язык содержит общую форму живущих в душе народа пред ставлений и законы их связи;

? мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле как все первобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями.

? обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.

«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого. .. Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают» (Вундт, 1998, с. 226).

Ознакомившись с идеями Вундта, легко догадаться, что основным методом психологии народов он рассматривает анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, т.е. языка, мифов и обычаев, которые, по его мнению, представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам этот дух.

Вундт отмечает, что продукты духовной культуры изучаются и другими, в частности историческими, науками. Более того, психологические и исторические исследования идут рука об руку. Но психология народов – как наука объяснительная – анализирует их со стороны выражающихся в них общих законов духовного развития. Она стремится к тому, чтобы психологически объяснить законы, объективно проступающие в языке, мифах и обычаях. Если психолог изучает культ духов деревьев, существующий у германских и славянских народов, ему необходимо ответить на вопрос, какие психологические причины лежат в основе этого культа и связанных с ним представлений, и как психологически обоснованы изменения представлений с развитием культуры.

4.2 Вильгельм Вундт и экспериментальная психология

4.2 Вильгельм Вундт и экспериментальная психология Немецкое общество высоко ценило ученость и образованность, поэтому в университетах были введены гуманитарные и естественные науки. Приют им нашелся на факультетах философии (всего к началу XIX в. в университетах

Глава первая. Донаучная психология (первый этап )

Глава первая. Донаучная психология (первый этап) В сущности все, о чем следовало сказать в этом разделе, уже было так или иначе сказано в главе о мировоззрении – имеются в виду «религиозная» и «философская» психология, психотерапия. В широком смысле религиозная

2. Этапы развития социально-психологического знания

2.  Этапы развития социально-психологического знания Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов

9. Этапы социально-психологического исследования

9. Этапы социально-психологического исследования На первом этапе социально-психологического исследования необходимо выбрать тему исследования и четко её сформулировать. Далее необходимо составить программу и план работы, которые обычно базируются на какой-либо

56 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг.

ХХ в. Эта дискуссия была вызвана двумя важными обстоятельствами:1) возрастающими запросами

3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП

3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.Первый этап характеризуется как этап науки о душе.В данный период

4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ

4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении,

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности[66] .

А. А. Бодалев

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности[66]. А. А. Бодалев Попробуем ответить себе, кто же прав в возникшем споре о том, как понимать личность человека и в чем же заключаются главные детерминанты, которые определяют ее формирование и

Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры[84] . В. В. Знаков

Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры[84]. В. В. Знаков Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи. Однако вопрос о сходстве и различиях

История развития психологического знания и основные направления в психологии

История развития психологического знания и основные направления в психологии Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами. В то время психология называлась наукой о душе.Демокрит определял мир как движущуюся материю. По его

История развития психологического знания и основные направления в психологии

История развития психологического знания и основные направления в психологии Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами. В то время психология называлась наукой о душе.Демокрит определял мир как движущуюся материю. По его

История развития психологического знания и основные направления в психологии

История развития психологического знания и основные направления в психологии Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами.Демокрит определял мир как движущуюся материю: все вещи состоят из бесчисленного множества движущихся в

работы Штейнталья, Лацаруса и Вундта

Исследования психологии народов

Большой вклад в исследование вопросов психологии народов внесли немецкие мыслители X.

Штейнталь, М. Лацарус и В. Вундт. Психология народов была сформирована как направление именно этими первыми основоположниками.

Направление социальной психологии психология народов впервые стало рассматриваться Хейманом Штейнталем (1823–1899) и Морицом Лацарусом (1824–1903). Эти авторы создали работы, опубликовав их в созданном журнале «Психология народа и языкознание». Все работы, в первую очередь статья «Вводные рассуждения о психологии народов», «Мысли о народной психологии», отражали существование народного духа в качестве определенного духовного целого. Статья «Мысли о народной психологии», перевод которой на русский язык осуществил П. А. Гильтебрандт, вышла отдельным изданием. В ней содержалась мысль о том, что каждый народ обладает собственным особым складом мыслей и чувств, своей духовной физиономией, называемой «народностью». По этой причине «задача народной психологии» состояла в «познании духа народа таким образом, как познала индивидуальная психология дух индивидуума», а также в «открытии законов человеческого духа». Авторы концепции утверждали: «Любой человек испытывает на себе общественное влияние и по этой причине «опыт протекших столетий и тысячелетий вполне зависит от них в собственных мыслях, чувствах и воле». Здесь важно уяснить, «каким образом происходит соединение простейших первоначальных сил человеческого сознания и сложных сил и образов народного духа». Авторы заостряли внимание на том, что «вкупе с языком, мифами и религией элементы народного духа включены также в культ, народное творчество, письмо и искусства». Особо ими было отмечено, что «дух народа живет только в индивидуумах, не обладая особым от духа индивидуума бытием».

Замечание 1

Основной вывод, сформулированный Г. Штейнталем и М. Лацарусом, заключался в том, что в своем проявлении в духовном мире отдельных индивидов, дух народа способен формировать их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю.

Сам вопрос влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир включенных в него людей, наравне с проблемой взаимодействия духовной жизни личности с обществом в целом, весьма актуален на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что все люди в своей деятельности и при общении с окружающими выступают как носители духовности собственной народности, выражая в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое ее психический склад и национальное самосознание. Потребность в глубоком осмыслении этой проблемы определила актуальность исследований и трудов этих мыслителей.

Теория Вундта

Иначе теорию психологии народов предложил рассматривать Вильгельм Вундт (Wundt), критически подошедший к теории М. Лацаруса и Г. Штейнталя. По его мнению эти авторы противопоставили психологию народов над индивидуальностью духовной субстанции индивидуальной психологии.

Психология народа Вундта содержала идею, что «душа народа всегда включает единичные души». Ее можно представить в форме «совокупного содержания душевных переживаний» людей, которые принадлежат к определенному народу и связаны постоянным «взаимодействием и взаимоотношениями». Созданная форма «общий дух» народа является «нечто неизмеримо большим, чем сумма индивидов», через сознание которых он находит свое проявление.

Один из аспектов психологии народов В. Вундт представил в виде изучения и исследования языка, мифов и обычаев народа. Он полагал, что данные области духовной жизни отличаются значимым для всех характером выраженных в них духовных процессов. Более полно они характеризуют «общий дух» и психический склад определенной народности. Автор считал, что «язык, мифы и обычаи являются не какими-либо фрагментами творческого народного духа, а сами проявляют этот дух народа». Вундт указывал, что проявление общего народного духа заключается, в первую очередь, в национальном самосознании, поскольку «нация представляет собой важнейший из концентрических кругов, где способна развиваться совместная духовная жизнь».

Замечание 2

В. Вундт всегда концентрировал свое внимание на взаимодействии «народного духа» и сознания отдельных людей, подчеркивая, что личности при выражении народного, включая национальное самосознание, сами в различной мере влияют на него. Это находит свое проявление в творчестве в разных сферах жизни общества.

Взгляды ученого на суть и проявление «народного духа», на его значение в общественной жизни изложены в большом количестве трудов. Их итогом становится «Психология народов» в 10 томах. Труд автора способствует пониманию большого количества сегодняшних проблем, включая те, которые касаются сущности и значения национального самосознания.

Сегодня не меньшее значение отдается его взглядам на суть и роль морали при решении проблем взаимоотношений общества и личности, включая межличностные отношения. Вундт связывал решение моральных проблем с решением вопросов индивидуальной и общественной психологии, включая психологию народов. Этика рассматривалась им как наука о нормах поведения индивидов, исходя из того, что формированию определенной социальной нормы, в первую очередь нравственной, должно предшествовать психологическое восприятие определенного социального факта. Поскольку рассматриваемый процесс является социально обусловленным, выступая как социально-психологический, он порождает общие переживания, восприятия и представления людей, взаимодействующих между собой. Их социально-психологические отношения к определенным явлениям жизни в обществе способны конституироваться в форме социальных норм.

Основной оценки социальных фактов, в соответствии с мнением В. Вундта, является воля человека, которой необходимо уделять значимую роль в его этической концепции. Автор полагал, что направленность человеческой воли формируется в их жизни субъективными и объективными обстоятельствами. Первые из них заключаются во внутреннем мире людей, их переживаниях и представлениях о тех или иных явлениях, вторые состоят в обстоятельства, исходящих из явлений в обществе и истории.

Принципы нравственности Вундта

Вторая работа Вундта называлась «Принципы нравственности». В ней нравственная воля характеризовалась в качестве «субстанциональной силы», которая сохранила себя в качестве некой целостности и проявлялась в качестве желания, хотения, направленности сознания на достижение желаемых результатов. Здесь воля выступала как интегрирующее свойство сознания, отражая его деятельную сущность. Воля индивидуальна, но может «принадлежать общей воле», так как есть общая направленность воли всех людей. В этом понимании для общей воли характерна реальность не в меньшей степени, чем для воли отдельных индивидов. Нравственная воля людей при этом должна концентрироваться на «общественном благосостоянии и прогрессе».

По достоинству необходимо оценить и труды в этнопсихологии, которые повлияли на глубокое понимание многих современных проблем, относящихся к психическому складу больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействию общественного и индивидуального сознаний, психологии и этике общения.

9 пионеров, которые помогли сформировать историю психологии

Профессия психолога насчитывает почти 150 лет. За это время многие психологи и другие специалисты внесли значительный вклад в эту область. И хотя большинство студентов, изучающих психологию, в первую очередь знают о психологах-экспериментаторах, другие виды психологов также оставили свой след в профессии.

Здесь мы пройдемся по некоторым из многих сотен исторических моментов в психологии.

Многие из первых и самых известных психологов были академиками, изучающими то, что мы сейчас называем экспериментальной психологией. Экспериментальная психология ориентирована на разработку и реализацию научных исследований посредством тщательно спланированных экспериментов по изучению человеческого поведения и разума. Это основа всех последующих психологических специальностей.

Психология, возможно, никогда не была бы той наукой, которой она является сегодня, если бы не немецкий ученый, врач и философ Вильгельм Вундт. Родился в 1832 г., в 1879 г. основал первую лабораторию психологии в Лейпцигском университете.. Вместе с множеством аспирантов Вундт провел многие из первых экспериментов с человеческим поведением, пытаясь разгадать тайны разума. Это знаменует собой официальное начало психологии как самостоятельной науки об индивидуальном человеческом поведении и разуме.

Его лаборатория добилась огромных успехов в производстве новых психологов, помогающих в расширении этой новой области. Согласно Википедии, некоторые из его наиболее известных американских учеников включают: Джеймса МакКина Кеттелла, первого профессора психологии в Соединенных Штатах; Дж. Стэнли Холл, отец детской и подростковой психологии, и Эдвард Брэдфорд Титченер, разработчик теории разума под названием 9.0011 структурализм.

К сожалению, из-за языковых различий некоторые работы Вундта были неправильно поняты, что привело к множеству неправильных представлений о его убеждениях и теориях. Некоторые из них были распространены его собственными учениками, особенно Титченером.

Уильям Джеймс получил степень доктора медицины в 1869 году в Гарварде, но никогда не занимался медициной. Вместо этого он преподавал в Гарварде, начиная с 1873 года сначала по физиологии, а затем предлагая первый курс «физиологической психологии» — первоначальное название психологии в США. Первая докторская степень по психологии была присуждена ученику Вундта Г. Стэнли Холлу в 1878 году в Гарварде. . В Гарварде также располагалась первая в стране психологическая лаборатория (изображение ниже).

Джеймс известен рядом теорий в психологии, включая теорию самости, теорию эмоций Джеймса-Ланге, прагматическую теорию истины и двухэтапную модель свободы воли. Его теория «я» предполагала, что люди делятся на две категории: «я» и «я». «Я» далее делится на материальное «я», социальное «я» и духовное «я», в то время как «я» Джеймс считал чистым эго — то, что мы сегодня могли бы думать о душе (или сознании).

Теория эмоций Джеймса-Ланге предполагает, что все эмоции — это просто реакция разума на какой-либо раздражитель в окружающей среде. Эта реакция создает физиологическое ощущение, которое мы, в свою очередь, называем эмоцией или чувством. Джеймс также внес значительный вклад в философию религии.

Эдвард Торндайк, уроженец Массачусетса, учился в Гарварде у Уильяма Джеймса. Он получил докторскую степень в Колумбийском университете в 1898 году, работая под руководством Джеймса МакКина Кеттелла, наиболее известного своими работами в области психометрии. Работа Торндайка была сосредоточена на развитии педагогической психологии — изучении того, как люди учатся, чтобы понять и разработать лучшие учебные материалы и методы обучения.

Несмотря на то, что Торндайка часто называют отцом педагогической психологии, он провел много времени в лаборатории. Он разработал эксперименты с животными, чтобы лучше понять, как они учатся. Самым известным из этих экспериментальных методов было использование коробок-головоломок. В базовой конструкции коробки-головоломки животное — Торндайк предпочитал кошек — помещается в нее, и ему нужно нажать на рычаг, чтобы открыть дверь, которая позволит им выйти из коробки.

Создав больше мемов о поп-психологии, чем любой другой человек в этом списке, Зигмунд Фрейд был австрийским врачом, получившим степень доктора медицины в 1881 году. В рамках учебы он шесть лет работал в физиологической лаборатории, изучая мозг человека и других млекопитающих, что, вероятно, способствовало его увлечению и изучению разума на протяжении всей жизни. Проработав несколько лет в венской больнице, он сменил направление и в 1886 году занялся частной практикой, специализируясь на уходе и лечении «нервных расстройств».

К концу 1890-х годов он называл свою работу «психоанализом» и начал публиковать статьи и книги о своей работе. По мере того, как все больше коллег читали его работы, у него начали появляться последователи. В начале 1900-х он начал встречаться со своими последователями, кульминацией которых стало собрание в 1908 году первого Международного психоаналитического конгресса. Альфред Адлер и Карл Юнг были известными исследователями оригинальных теорий Фрейда, но покинули его круг, поскольку их взгляды начали расходиться с собственными взглядами Фрейда.

Фрейд прожил блестящую жизнь в роли отца психоаналитической теории. Он и его семья бежали из Австрии в Лондон в 1938 году с подъемом нацистской партии и спасались от преследований. Он умер только через год от рака.

Б.Ф. Скиннер (Б.Ф. означает Берхус Фредерик) — американский психолог, наиболее известный своей работой над оперантным обусловливанием, формой модификации поведения, которая помогает объяснить и изменить поведение. Свою форму бихевиоризма он назвал «радикальным бихевиоризмом». Он получил докторскую степень в Гарварде в 1931, где он провел большую часть своей профессиональной карьеры.

Скиннер известен своим вниманием к надежным, воспроизводимым экспериментальным планам при изучении поведения. Для создания таких конструкций он создал ряд экспериментальных изобретений, в том числе камеру оперантного кондиционирования, более известную как «ящик Скиннера». Манипулируя либо рычагом, либо диском, животное в ящике (чаще всего крыса или голубь) могло получить награду. Это привело к созданию теорий об идеальном графике подкрепления вознаграждения. Его теории поощрения поведения привели к созданию символической экономики — форм модификации поведения, которые используются до сих пор (часто используются с детьми для работы по дому, но также и в психиатрических стационарах).

Учась у Уильяма Джеймса и Хьюго Мюнстерберга в Гарварде, Мэри Уитон Калкинс наиболее известна своими исследованиями и работами по самопсихологии, новой теории, основанной на других школах мысли, связанных с изучением личности. Имея большой интерес к экспериментам, она считала важным, чтобы любое подобное исследование самопсихологии также вылилось в научное исследование. Гарвард не присуждал ученые степени женщинам. Поэтому, несмотря на выполнение всех необходимых курсовых работ и требований для получения докторской степени по психологии, она так и не получила ее. (Она отказалась от эквивалентной докторской степени, предложенной Рэдклиффом, ассоциированным женским колледжем Гарварда, в 1902.)

В то время ее теории не всегда хорошо принимались сверстниками. В итоге за свою карьеру она опубликовала четыре книги и более сотни статей по психологии и философии. В 1905 году она была избрана президентом Американской психологической ассоциации и создала собственную психологическую лабораторию в США

Хотя в этом списке преобладают американцы, французский психолог Альфред Бине заслуживает упоминания. Он частично отвечает за тест IQ — тест, предназначенный для измерения общего интеллекта, отраженный в виде показателя коэффициента интеллекта (IQ).

Бине изучал юриспруденцию, а также физиологию, и после получения степени юриста в 1878 году он пошел работать в неврологическую клинику в Париже в 1880-х годах. Затем у него была долгая карьера исследователя и директора Сорбонны. За свою карьеру он опубликовал более 200 книг и статей на самые разные темы.

Работая со студентом-медиком Теодором Симоном в 1905 году, Бине разработал первую попытку объективного измерения интеллекта детей в возрасте от 3 до 13 лет. лучший способ обучать всех детей, независимо от их способностей. Когда он был привезен в США в 1916, он получил другое название, отражающее учреждение — Стэнфордский университет — психолога, поддерживающего тест, Льюиса Термана. Хотя он больше не использовался активно, он стал основой для современных тестов IQ, известных как шкалы интеллекта Векслера.

Как и многие люди, связанные с историей психологии, Иван Павлов был не психологом, а русским физиологом, который оставил священнический сан, чтобы заняться наукой. Он разработал теорию классического обусловливания, чтобы помочь объяснить поведение, продемонстрировав, что внешние раздражители могут иметь прямое влияние на поведенческую реакцию. Этот условный рефлекс, или реакция Павлова, является основным принципом поведенческой психологии. Он пришел к своей теории, экспериментируя с собаками и исследуя их упреждающее слюноотделение, когда им предлагалась еда в сочетании со звонком колокольчика. В конце концов вы могли вызвать слюноотделение, просто звоня в колокольчик, независимо от того, была ли еда.

В конце концов он получил Нобелевскую премию за свою работу.

Гарри Харлоу — американский психолог, который учился у Льюиса Термана в Стэнфордском университете и получил докторскую степень. в 1930 году. Он наиболее известен своими «исследованиями обезьян», потому что он изучал поведение обезьян в лабораторных условиях, когда работал в Университете Висконсин-Мэдисон. Его исследование показало, что детеныши обезьян нуждались не только в пропитании, но и в том, чтобы процветать. Чтобы процветать психологически и эмоционально, обезьяны нуждались в «контактном комфорте».

Это открытие подтвердило его веру в то, что человеческие младенцы нуждаются в таком же контакте со своими матерями, чтобы расти и развиваться. Эти результаты противоречили традиционным советам по воспитанию детей того времени, согласно которым родители должны избегать телесного контакта со своими детьми. Это был важный прорыв, который продолжает влиять на стиль воспитания и по сей день.

Изображения предоставлены: Wikimedia Commons, Библиотека Конгресса США и др.

Два ранних подхода: структурализм и функционализм

Начало современной психологии

На этой странице вы найдете информацию о зарождении научной области современной психологии. Вы познакомитесь с психологами Вильгельмом Вундтом и Уильямом Джеймсом, а также с психологическими подходами структурализма и функционализма.

Основные вопросы:

  1. Каковы были первые два подхода к психологии и как они были связаны?
  2. При чем здесь интроспекция и эволюционные принципы?

  • Структурализм

Вильгельм Вундт (1832-1920)

  . Философы задавали многие из вопросов, лежащих в основе современных психологических исследований, в частности, дискуссию о том, формируются ли поведение и личность в большей степени природа или воспитание восходит к грекам. Но философы не пытались ответить на эти вопросы систематическим или научным образом. Их теории нельзя было доказать правильными или ошибочными, потому что они основывались только на случайных наблюдениях.

     Психология как дисциплина стала действительно популярной, когда два человека решили взять принципы научных исследований и применить их к изучению человеческого поведения. Вильгельм Вундт   был немецким ученым, принявшим структуралиста  подход к психологии. Уильям Джеймс  был американцем, придерживавшимся функционалистского подхода. Мы подробнее рассмотрим обоих мужчин и их подходы, чтобы более глубоко понять основы психологии как науки.

      Лаборатория психологических исследований Вильгельма Вундта, основанная в 1879 году в Лейпциге, Германия, была первой в своем роде в мире. Таким образом, он быстро заслужил титул «отца психологии». В своей лаборатории он провел исследование, используя свой «структуралистский» подход, который стремился определить строительные блоки всех психологических переживаний. Другие науки были разбиты таким же образом и раньше; в химии была своя периодическая таблица элементов, а в физике были свои фундаментальные законы. Вундт стремился сделать то же самое и с психологией, устанавливая ряд фундаментальных соотношений (или структуры ), которые можно использовать для объяснения всего поведения .

       Вундт и его коллеги, как и студент Эдвард Титченер, использовали метод, называемый

самоанализом , чтобы узнать, что происходит в головах людей, когда они выполняют различные задачи. Вундта особенно интересовало, как люди обрабатывают сенсорные стимулы, и он первым провел различие между ощущением ( эффект стимула на одно из наших чувств) и ощущением .0065 восприятие  ( интерпретация стимула нашим мозгом). Он обнаружил это, поняв, что, когда он просил людей слушать звук и реагировать, как только они его услышали, они действовали намного быстрее, чем когда им нужно было также сказать, какой звук они услышали. Обработка и классификация звука заняли больше времени, чем его прослушивание, что указывает на то, что восприятие — это отдельный процесс, но связанный с ощущением. Это фундаментальное понятие психологии, которое Вундт смог открыть посредством самоанализа субъектов.

     Проблема самонаблюдения заключается в том, что описания людьми собственных чувств и реакций часто неверны. Допустим, такой психолог, как Вундт, пытался определить самый тихий звук, который может слышать человек. Сначала он воспроизводил звук, а затем спрашивал, слышат ли они его, полагаясь на их самоанализ, чтобы определить, насколько хорош их слух. Но если бы они ожидали, что услышат звук, они могли бы подумать , что они его слышали, даже если это было не так, и Вундт пришел бы к выводу, что люди могут слышать гораздо более тихие звуки, чем на самом деле. Люди ошибаются во всем; даже наши воспоминания полны неточностей и преувеличений. Таким образом, хотя самоанализ был ценен как попытка применить научный метод к изучению разума, некоторые его результаты страдали из-за нашей неспособности точно передать свои мысли и чувства.



Функтонализм

Уильям Джеймс (1842-1910)

a f унционалистский подход к решению некоторых из ранее упомянутых проблем со структурализмом. За свои усилия он стал известен как «отец американской психологии».

      Джеймс считал, что метод Вундта, пытающийся понять сложные психические процессы с помощью самоотчетов испытуемых, в конечном счете бесполезен. метод измерения   всегда меняет то, что пытаются измерить психологи. Джеймс, находящийся под сильным влиянием теории естественного отбора Чарльза Дарвина, вместо этого предпочитал задаваться вопросом , почему мы ведем себя так, а не иначе. Он хотел понять поведение с точки зрения его функции в нашей жизни; как это помогает нам или вредит нам и почему одни модели поведения более распространены, чем другие. Пока Дарвин отвечал на вопросы о физических свойствах — например, какие преимущества люди получили, эволюционировав, чтобы стоять прямо, — Джеймс ответил на вопросы о поведенческие особенности — например, почему люди испытывают ревность.

     Функционализм Джеймса дал начало современной области

  эволюционной психологии . В этой ветви рассматриваются различные поведенческие и личностные черты с точки зрения того, как они улучшают физическую форму. Эволюционная приспособленность относится к вероятности передачи генетического материала следующему поколению — вероятности того, что у человека будет много детей. Мужчина, который ведет себя ревниво, с большей вероятностью будет беспокоиться о том, чтобы защитить свою жену от заигрываний других мужчин, и, следовательно, у него больше шансов убедиться, что все дети, которые у нее есть, действительно его. Его ревность улучшает его физическую форму, потому что предотвращение того, чтобы его жена рожала детей от других мужчин, позволяет ему иметь с ней больше.

Краткий обзор

  • Вильгельм Вундт  и Уильям Джеймс  были одними из первых психологов, изучавших разум с научной точки зрения .
  • Вундт основал первую психологическую лабораторию для проведения своих структуралистских экспериментов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *