Пути разрешения конфликтных ситуаций в государственных организациях (Шакирова Д.М.1, Миниханова А.Р.1, Козлова Е.А.1, Хабибуллина Э.Т.1, Баранова В.С.1, Агзамова А.Т.11 Казанский Государственный Энергетический Университет, Россия, Казань) / Лидерство и менеджмент / № 3, 2022
Цитировать:
Шакирова Д.М., Миниханова А.Р., Козлова Е.А., Хабибуллина Э.Т., Баранова В.С., Агзамова А.Т. Пути разрешения конфликтных ситуаций в государственных организациях // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 3. – С. 891-902. – doi: 10.18334/lim.9.3.114916.
Аннотация:
Проблема разрешения конфликтов в организации особенно актуальна на сегодняшний день. На крупных предприятиях, где работают тысячи людей, неизбежны случаи недопонимания и споров. Особенно во время социальной трансформации, усложнения организационных структур и отношений в организациях. Переход из одного состояния в другой, новаторские и передовые процессы всегда довольно трудны и существенно влияют на эмоциальное состояние человека. Поэтому важно своевременно обнаруживать и пресекать конфликтные ситуации для устранения высокого социально-психологического состояния в коллективе. В данной статье раскрывается смысл понятия «конфликт», выявляются его положительные и отрицательные стороны в организациях. Определяются пути конструктивных выходов из них, объясняются различные способы эффективного управления конфликтом. В реальной жизни порой не так просто установить истинную причину конфликта и не всегда с лёгкостью удается найти оптимальное решение, чтобы его погасить. Именно для таких случаев полезно знать стили поведения в конфликте, которые могут использовать конкурирующие стороны. Конфликты распространены во всех организациях, некоторые из них могут быть полезны, а другие нести за собой негативные последствия. Люди часто растут и учатся на конфликтах, если же они не являются дисфункциональными. Задача менеджера состоит в том, чтобы выбрать стратегию разрешения, подходящую для ситуации и вовлеченных людей. Все наши рассуждения будут подкреплены результатами опроса, которое прошло среди работников одной из казанских организаций.
Ключевые слова: конфликт, конкурирующие стороны, стили поведения, управление, менеджер, организация, метод К. Томаса
Введение
Конфликты существуют с древнейших времен, так как возникают в процессе взаимодействия людей. Каждый человек имеет право на свое личное мнение, и часто бывает, что оно отличается от других [3, с. 118] (Borzieva, 2021, р. 118).
Актуальность темы «Пути разрешения конфликтных ситуаций в организациях» превалирует на сегодняшний день. Путь становления хороших и доверительных отношений в рабочей среде тернист и труден, в нем всегда имеют, имели и будут иметь место конфликты, которые являются реальным и объективным проявлением противоречий, постоянно существующих в жизни людей.
Цель работы – исследовать поведение работников в конфликте, выявить преобладающие стратегии поведения на предприятии во время производственного процесса и определить наиболее эффективный метод управления.
Научная новизна статьи определяется ее целью и задачами, заключающимися в следующем: путем эмпирического исследования показаны природа конфликта в организации, его объективные и субъективные основания, что после позволило нам разработать рекомендации по руководству управлением конфликтами в организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что конструктивное управление конфликтом – это форма разрешения конфликта, которая устраняет те недостатки и просчеты в социально-организационной деятельности, вызвавшие его.
Для оценки правильности выбора стратегии поведения работников использовался метод анкетирования, был проведен опрос с последующим анализом.
Основная часть
Термин «конфликт» происходит от латинского «conflictus» (столкновение). Согласно Чарльзу Дарвину, биологические принципы «борьбы за существование» и «выживания наиболее приспособленных» являются причиной конфликтов. Зигмунд Фрейд и другие психологи придерживаются мнения, что врожденный инстинкт агрессии у человека является основной причиной конфликта. Современная психологическая наука определяет конфликт как столкновение взглядов, убеждений, мнений двух или более оппонентов. Участники спора могут обладать противоречивой информацией, иметь разные подходы к решению того или иного вопроса.
Под конфликтом в организации понимают иерархию межличностных отношений, а именно разногласия, появившиеся на фоне различающихся мнений и взглядов при недостатке ресурсов, которые являлись в данной ситуации необходимыми потребностями. Такой диссонанс всегда требует рационального разрешения [2, 7] (Zaichenko, 2022; Todorova, Goh, Weingart, 2022).
Перейдем к последствиям конфликтных ситуаций. Общее предположение состоит в том, что конфликт имеет тенденцию негативно влиять как на отдельных лиц, так и на организацию в целом [6, 10] (Ronquillo, Ellis, Toney-Butler, 2021; Turesky, Smith, Turesky, 2020).
Конфликтные ситуации могут не только влиять на работоспособность человека, но и приводить к психосоматическим расстройствам, наносящим ущерб здоровью человека [8] (Joo, Yoon, Galbraith, 2022). Так, конфликт приводит к определенному дезадаптированному поведению у людей, пытающихся справиться с ним.
В напряженных конфликтных ситуациях помимо психологических и поведенческих последствий конфликт также оказывает физиологическое влияние на человека [4] (Zhavoronkova, 2020). Так, в рабочей среде возникают следующие индивидуальные последствия работников:
— неудовлетворенность работой;
— апатия или безразличие к работе;
— стресс и выгорание;
— саботаж на рабочем месте;
— текучесть кадров;
— замкнутость и сопротивление изменениям;
— снижение обмена информацией и т.д.
Конфликты могут быть положительными. Прогресс и развитие цивилизации, которого мы достигли, до сих пор обусловлены конфликтом между природой и человеком. Конфликт высвобождает энергию, которая может привести к положительным, конструктивным результатам – на всех уровнях человеческой деятельности, при этом имея мотивационную ценность. Они побуждают или заряжают человека энергией для решения ситуации. Вместе с тем успешный выход из конфликта повышает уверенность в себе, неудачные же попытки делают человека более реалистичным и находчивым в поиске лучших альтернатив.
Исследователи в области психологии выделяют пять основных моделей поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, игнорирование, соперничество и адаптация [1, 6] (Kotova, Maltseva, Pronina, Stets, 2021; Ronquillo, Ellis, Toney-Butler, 2021). Рассмотрим подробнее каждый стиль поведения.
1. Сотрудничество – самая сложная поведенческая модель, но и самая эффективная. Его цель – поиск решения, отвечающего интересам и потребностям всех сторон конфликта, стремление к достижению беспроигрышных вариантов. Для этого учитывается вклад каждого и выслушиваются все предложенные варианты. Обсуждения ведутся спокойно и без негативных эмоций. В разговоре для достижения результата используются доказательства, аргументы и убеждения. Этот стиль основан на взаимном уважении и тем самым помогает поддерживать долгосрочные отношения. Отсутствие хотя бы одного фактора делает данную модель поведения неэффективной. К преимуществам можно отнести то, что стороны конфликта довольны результатом, но такая модель занимает много времени. Сроки или производство могут быть отложены до тех пор, пока не будет найдено решение, что может занять много времени, в зависимости от вовлеченных сторон, и может привести к убыткам.
2. Компромисс – менее конструктивная форма поведения в конфликте. Стиль все же имеет место, особенно когда необходимо быстро разрядить накопившуюся напряженность и урегулировать споры. Компромисс напоминает «сотрудничество», но выполнен на поверхностном уровне. В чем-то каждый уступает друг другу. Поэтому в результате компромисса частично удовлетворяются интересы сторон. Этот стиль стремится найти золотую середину, где обе стороны наступают на некоторые аспекты своих желаний, чтобы можно было согласовать решение. Данная модель известна как проигрыш-проигрыш, поскольку обеим сторонам придется отказаться от чего-то, чтобы прийти к соглашению по более серьезному вопросу. Компромисс может вызвать негодование, особенно если его слишком часто используют в качестве тактики разрешения конфликта, поэтому используйте его с осторожностью и экономно. Компромисс может подготовить почву для будущего сотрудничества, в котором обе стороны будут чувствовать себя услышанными. Менеджеры часто прибегают к такой модели как к облегчающему соглашению, однако полагаясь на эту технику, они уничтожают доброжелательность своих сотрудников и в будущем будут рассматриваться как неспособные к сотрудничеству.
3. Игнорирование характеризуется сознательным или неосознанным уклонением каким-либо образом от выяснения отношений. Человек, выбравший такую стратегию, старается не попадать в неприятные ситуации. Если они возникают, он просто уклоняется от обсуждения спорных решений. Некоторые люди довольно хорошо используют эту модель неосознанно, и это вполне оправданный ход. Игнорирование – это не всегда уход от ответственности или бегство от проблемы. В некоторых случаях эта задержка может быть подходящим решением. Это может быть эффективным стилем разрешения конфликтов, если есть шанс, что период обдумывания будет полезен или вам нужно больше времени, чтобы рассмотреть вашу позицию по самому конфликту. Однако избегание не должно заменять правильное разрешение. Откладывание конфликта на неопределенный срок может привести к большему количеству конфликтов в будущем. Если менеджер чрезмерно использует уклонение, они могут показаться некомпетентными, так как сотрудники будут думать, что он неспособен справиться с разногласиями.
4. Соперничество характерно для большинства людей. Эта модель поведения в конфликтных ситуациях отказывается идти на компромисс и не предполагает уступки другим взглядам или желаниям. Одна сторона твердо стоит на том, что она считает верным решением вопроса и не отступает, пока не добьется своего. Ценятся только свои интересы, потребности других людей не учитываются, а мнения и аргументы просто игнорируются. Соперничающая сторона всячески пытается заставить принять свою точку зрения. Участников конфликта, представляющих оппонента, принятое решение часто не устраивает, и они могут саботировать его или отказаться от отношений. Поэтому соперничество малоэффективно и редко результативно. И в большинстве случаев решения принимаются неверные, потому что чужое мнение не учитывается. Менеджеры, использующие этот стиль, показывают, что они сильны и не отступят от своих принципов. Споры решаются быстро, так как нет места для каких-либо разногласий или дискуссий. Однако менеджеры будут рассматриваться как авторитарные личности. Разрешение конфликтов путем подавления любого инакомыслия не приведет к счастливым, продуктивным сотрудникам. На эту модель не следует сильно полагаться.
5. Адаптация – эта стратегия, которая характеризуется отказом от борьбы и собственной позиции. Ситуацию смягчает уступчивость оппонента, который считает, что лучше сохранить отношения, чем ссориться и добиваться правоты. При такой модели поведения конфликт забывается, но рано или поздно он даст о себе знать. В каких случаях лучше идти на уступки? Когда потребности другого человека кажутся более важными, а его переживания в связи с этим очень сильны. Предмет разногласий не является значимым, когда в приоритете стоит поддержание хороших отношений, а не отстаивание своего мнения. Возникает ощущение, что не хватает шансов убедить собеседника в своей правоте. Этот стиль склонен к кооперативности со стороны лиц, принимающих решения, но может привести и к негодованию. Менеджеры могут создать репутацию спокойного человека, и сотрудники будут знать, что они могут высказывать свое мнение о проблемах без репрессий. Но недостатком менеджера является то, что если он использует стиль слишком часто, сотрудники считают его слабым. Использование этой техники не решит никаких проблем значимым образом.
Методы исследования
Существует множество методов управления и изучения конфликтов. Это эксперименты, методы описания и анализа конкретных случаев, интервью, опросы, разного рода экспертизы, анкетирование, изучение документов, комплексное исследование и наблюдение.
Для изучения межличностного конфликта в группах чаще всего используется традиционный метод социометрии (как правило, в виде опроса) – «Модульный подход к диагностике межличностных конфликтов» А.Я. Ансупова. Опрос включает в себя то, что каждый член коллектива оценивает свое отношение к себе и другим, квалификацию и ответственность каждого работника, качество выполнения им своих должностных обязанностей. Это оценивается по двум шкалам: от -5 до +5 и от 0 до 10 баллов. Например, один из вопросов звучал так: «Сравните важность каждого члена команды с интересами организации и с вашими личными интересами по шкале от 0 до 10». В итоге были выявлены наиболее конфликтные личности коллектива, а также многие другие связывающие характеристики.
Другой распространенной методикой, предназначенной для изучения моделей поведения в конфликтных ситуациях, является тест фрустрации Ф. Розенцвейга. Он состоит из 24 схематических контурных рисунков, на которых два или более человека ведут незаконченный разговор. Испытуемые должны были ответить на заявления людей на фотографиях, которые содержали явные или подразумеваемые обвинения против них. Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
Еще один из известных – это опросник К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». Испытуемому предъявляется 30 пар суждений, каждое из которых отражало поведенческую стратегию. Он выбирает одно из двух суждений, основанных на принципах «обычно я веду себя так» или «я, вероятно, буду вести себя так». Результаты показывают, в какой степени будет выражена каждая модель поведения при конфликте: конкуренция, адаптация, компромисс, избегание и сотрудничество. Это один из самых распространенных методов диагностики поведения человека в конфликтных ситуациях, и одной из причин этого является его доказанная валидность и надежность.
Также существует анкета Ершова А.А., с помощью которой выявляются стратегии поведения руководителей в конфликтных ситуациях, связанных с подчиненными. Ершов выделяет четыре ценностные ориентации, которые реализуются в конфликтных ситуациях: ориентация на работу и ее эффективность, ориентация на себя, ориентация на личностную перспективу и опыт, ориентация на коллегу и авторитет руководства, ориентация на служебное подчинение, ориентация на права и обязанности. Метод состоит из двенадцати конфликтных ситуаций, для которых предлагается четыре решения, которые, в свою очередь, соответствуют четырем направлениям.
Исследование проводилось 18 марта 2022 года в Госалкогольинспекции Республики Татарстан (контролирующий орган исполнительной власти). Общее количество сотрудников в организации – 110. В число респондентов входили 90 работников в возрасте 20–59 лет с различным уровнем образования и продолжительностью как общего стажа, так и стажа работы в организации.
Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап включает тестирование по методу К. Томаса (каждый сотрудник организации получает анкету с инструкцией и лист ответов). Второй этап – обработка полученной информации с помощью ключа метода (подсчет количества совпадений с ключом, затем перевод всего в проценты). Третий этап включал опрос, состоящий из 25 открытых и закрытых вопросов. На четвертом этапе на основе обработанных данных создаются таблицы и графики. На заключительном этапе делается вывод о преобладающей стратегии поведения у работников. Определяется наиболее эффективный метод управления.
Результаты исследования и их анализ
Было проведено эмпирическое исследование, и полученные результаты представлены ниже.
Таблица 1
Количество человек, набравших наибольшее количество баллов по каждой из стратегий
|
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Кол-во человек |
12 |
19 |
21 |
21 |
17 |
% рабочих |
14% |
21% |
24% |
23% |
19% |
Источник: составлено авторами.
Рисунок 1. Количество человек, набравших наибольшее количество баллов по каждой из стратегий, %
Источник: составлено авторами.
Из полученных результатов видно, что работники прибегают ко всем пяти стилям поведения в конфликтных ситуациях в разном процентном соотношении. Наиболее ярко выражены такие стратегии, как компромисс, избегание и сотрудничество (рис. 1). Опрошенные склонны откладывать все дела и конфликты на потом либо же готовы пойти на уступки, получив что-либо взамен.
В анкете присутствовал вопрос о том, как часто возникают конфликты в организации. По мнению большинства (48%), они происходят иногда, как видно из рисунка 2. При этом всего 5% работников считают, что конфликтные ситуации в их организации встречаются очень часто.
Рисунок 2. Как часто возникают конфликты в организации?
Источник: составлено авторами.
Интересно подметить, что 62% определенно считают себя конфликтной личностью (рис. 3).
Рисунок 3. Считаете ли Вы себя конфликтной личностью?
Источник: составлено авторами.
Работникам в одном из пунктов опроса был задан вопрос о наиболее частых причинах конфликтов в производственной деятельности. Как показывают результаты (рис. 4), преимущественно разногласия возникают из-за несправедливой оплаты труда – 60%. На втором месте по причине неправильной организации деятельности – 24%.
Рисунок 4. Причины возникновения конфликтов
Источник: составлено авторами.
Кроме того, работники могли написать или высказать свои варианты причин, которые встречались в их организации. На появление очагов напряженности в коллективе повлияли несправедливое распределение привилегий, чувство зависти у работников друг к другу и превышение полномочий руководителями. В качестве причины возникновения конфликтов была также названа борьба за должность.
Можно сделать выводы, что производственные конфликты возникают по причинам разногласий относительно процессов производства. Могут зарождаться между сотрудниками разных квалификаций или разных социальных категорий. Также трудовые конфликты чаще всего возникают на материальной почве.
Заключение
Возникший конфликт не следует избегать и притворяться, будто ничего не произошло. Со временем напряженность будет нарастать, и конфликтная ситуация будет только усугубляться. Следует разобраться с этими неудобными вопросами как можно скорее, прежде чем проблемы и плохие чувства войдут в повседневную работу. Появление противоречий и разногласий между двумя сотрудниками или же группами сотрудников свидетельствует о том, что пришло время улучшить межведомственную коммуникацию. Разрешение конфликтов требует достаточного количества времени. Каждая конкурирующая сторона должна услышать друг друга. Не нужно монополизировать разговор или контролировать тему, необходимо сосредоточиться на проблеме. Поиск согласия демонстрирует готовность искать точки соприкосновения и строить отношения вокруг этих элементов доверия. Если вы занимаете руководящую должность, иногда может потребоваться посредничество в конфликте на работе.
Данные тестирования и анкетирования позволяют сформулировать следующие советы по управлению и разрешению конфликтов на рабочем месте:
1. Выясните, что является источником конфликта.
2. Найдите безопасное и уединенное место для разговора.
3. Слушайте активно, и пусть каждый скажет свое слово.
4. Исследуйте ситуацию.
5. Определите пути достижения общей цели.
6. Согласуйте наилучшее решение и определите обязанности каждой стороны в разрешении.
7. Оцените текущее состояние дел и определите превентивные стратегии на будущее.
Таким образом, можно резюмировать, что существуют разные модели поведения в конфликтной ситуации, однако наиболее правильной и универсальной не существует. Необходимо адекватно оценивать ситуацию и общаться с оппонентом в зависимости от нее. Вышеизложенные рекомендации позволят усовершенствовать процесс взаимовыгодного сотрудничества организации и сотрудника при выполнении поставленных целей и задач.
1. Котова О.В., Мальцева С.М., Пронина Е.Р., Стец А.В. О методах разрешения конфликтных ситуаций в организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 2(35). – c. 207. – doi: 10.26140/anie-2021-1002-0037.
2. Заиченко Я. В Исследование уровня конфликтности в отделе управления персоналом // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. Москва, 2022. – c. 40-46.– doi: 10.34755/IROK.2022. 61.81.008.
3. Борзиева З.М. Конфликт, виды конфликта и этапы его развития // Молодой ученый. – 2021. – № 5(347). – c. 118-119.
4. Жаворонкова Т.А. Конфликтология как наука в жизни и органах государственных учреждений // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 6(110). – c. 45.
5. Шичиях Р.А., Коваленко Л.В. К вопросу об эффективности управления трудовыми конфликтами в современных организациях // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 1(42). – c. 296-301. – doi: 10.24412/2304-6139-2021-10927.
6. Ronquillo Y., Ellis V.L., Toney-Butler T.J. Conflict Management. Ncbi.nlm.nih.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470432.
7. Todorova G., Goh K.T., Weingart L.R. The effects of conflict type and conflict expression intensity on conflict management // International Journal of Conflict Management. – 2022. – № 1. – p. 245-272. – doi: 10.1108/IJCMA-03-2021-0042.
8. Joo B.-K.(B)., Yoon S.K., Galbraith D. The effects of organizational trust and empowering leadership on group conflict: psychological safety as a mediator // Organization Management Journal. – 2022. – doi: 10.1108/OMJ-07-2021-1308.
9. Caputo A., Kargina M., Pellegrini M.M. Conflict in virtual teams: a bibliometric analysis, systematic review, and research agenda // International Journal of Conflict Management. – 2022. – doi: 10.1108/IJCMA-07-2021-0117.
10. Turesky E.F., Smith C.D., Turesky T.K A call to action for virtual team leaders: practitioner perspectives on trust, conflict and the need for organizational support // Organization Management Journal. – 2020. – p. 185-206. – doi: 10.1108/OMJ-09-2019-0798.
Конфликты…понятие…типы…причины…пути разрешения | Интерактивный портал службы занятости населения Мурманской области
На заметку безработному гражданину…
понятие…типы…причины… пути разрешения…
(часть 2)
Вашему вниманию предлагаются выдержки из книги Дэвида Майерса “Социальная психология”, где рассматриваются эффективные способы разрешения различных конфликтных ситуаций.
Конфликт считается завершенным, если участники добились своих целей, ради которых они вступали в конфликт!
В конфликтологии различают четыре подхода к разрешению конфликтов, из которых первые три вида являются неприемлемыми для специалиста центра занятости, так как он обязан психологически поддержать безработного, при беседе создать доброжелательную атмосферу. Социальный работник своим поведением должен внушать уверенность клиенту в том, что возможности трудоустройства существуют.
Формы разрешения конфликтов.
Конфликтующая сторона добивается своей цели за счет проигрыша второй стороны. Конфликт рассматривается одной стороной как полнейшее поражение второй стороны. Целью победившей стороны является полнейшее поражение противника, нанесение ему ущерба, наказание за то, что он вступил в борьбу с конфликтующей стороной.
Данная форма выхода из конфликта опасна тем, что она предусматривает через некоторое время возобновление конфликта. В социальных конфликтах данная форма проявляется наиболее жестоко в преследовании инакомыслящих, в терроризме, в геноциде против целых народов. Часто под лозунгом “борьба за справедливость” скрывается агрессивность, грубость, стремление принести страдания второй стороне.
Участник конфликта настроен на поражение. В своей противоположной стороне видит сильного врага, борьба с которым обречена на поражение. Такую позицию часто занимают люди с пониженной самооценкой, неуверенные в своих силах. Свою слабость они маскируют под словами: “Не хочу ссориться из-за пустяков, я человек, который не любит выяснения отношений”.
Для победившей стороны такое разрешение конфликта приносит удовольствие. Проигравшая сторона может сублимировать свой проигрыш в конфликте на другие отношения с данным противником, и мстить в завуалированной уродливой форме. Иногда установка “проигрыш-выигрыш” может служить отвлечением внимания противника для выигрыша в более значительном, чем в первом случае.
Данный подход предполагает, что обе стороны окажутся в проигрыше. Действует по принципу: “Пусть я погибну, но и он тоже погибнет”. Чаще всего такое поведение наблюдается при деструктивных конфликтах, когда само существование конфликтной ситуации невыгодно для двух сторон. Также такой подход наблюдается, когда обе стороны решили прекратить между собой общение и конфликт является поводом для расставания. “Проигрыш-проигрыш” может также использоваться, когда человек обижен действиями другого и сознательно хочет ему отомстить.
При данном подходе конфликтующая сторона стремится к разрешению конфликта на выгодных условиях для себя и своего противника. Такой стиль поведения предполагает сотрудничество двух сторон.
Способность быть сотрудничающим партнером – это главное и определяющее в психологическом облике социального работника. Готовность и умение откликнуться на просьбу клиента. Поддержать его, внимательно выслушать и побудить к ответной положительной продуктивной деятельности по разрешению конфликта.
Способы разрешения конфликтов.
Существует несколько способов разрешения конфликтов, к ним относятся переговоры, медиация, обращение в суд и т.д. Ниже рассмотрены наиболее простые методы урегулирования конфликтных ситуаций. Наиболее эффективно разрешение конфликтных ситуаций происходит на основе знания и соблюдения законодательных и нормативных документов.
Переговоры
Различают прямые переговоры (между самими участниками ситуации) и переговоры с участием третьей стороны. Третьей стороной могут являться руководитель – в силу наличия у него власти, особых полномочий или непререкаемого авторитета – или нейтральное лицо, например, психолог.
Участники конфликта в процессе переговоров должны учитывать, что они являются не противниками, а партнерами, которым необходимо сотрудничать для принятия совместного решения. Для этого
:
- Цель переговоров для участников не желание победить другою сторону, а найти совместное решение, которое устраивает обе стороны.
- При ведении переговоров возникают несогласие другой стороны, но это не означает, что оппонент относится к другой стороне враждебно. Также важно разграничивать жесткость к решению поставленной задачи и уступчивость по отношению к партнеру, как к личности.
- Важно добиться совместного разрешения вопроса независимо то того, доверяют ли стороны конфликта друг другу.
- Необходимо учитывать интересы другой стороны. Быть гибкими и лояльными в отношении принятия решения.
- Просчитать все плюсы и минусы принятого решения.
- Всегда иметь в запасе альтернативные варианты урегулирования проблемы.
- Важно соблюдение правил и норм ведения переговоров.
Тактика ведения переговоров разработана рядом авторов.
Урегулирование конфликта с участием третьей стороны можно проводить по следующей схеме:
- Подготовка переговоров:
- встреча с каждой стороной
- предварительная оценка конфликта по следующей схеме:
а) состав конфликтующих сторон и других участников (сочувствующие, подстрекатели, консультанты, невинные жертвы).
б) зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавшей разногласие.
в) представление о ситуации каждым участником.
г) мотивы (в том числе осознанные и неосознанные, рациональные и иррациональные).
д) действия конфликтующих сторон – как результат одновременно неосуществимых мотивов и целей, наличия разногласий.
- разработка повестки дня переговоров
- проверка готовности участников к переговорам.
- Ведение переговоров:
- обсуждение повестки дня переговоров
- принятие соглашения по процедурным вопросам
- поочередное слушание каждой стороны
- вычленение интересов, проблем, предложений
- раздельное слушание сторон
- расчленение проблемы
- подведение к первому предложению
- выдвижение альтернатив
- работа с эмоциональной стороной конфликта
- поиск подходов к соглашению, формулирование предложений
- выработка уступок
- Завершение переговоров.
- Выработка соглашения и проверка его на реальность, принятие и подписание.
- Принятие мер по предотвращению конфликтной ситуации “после конфликта”.
Переговорные стили
Данный стиль переговоров идентичен соперничеству. Если вы используете жесткий стиль, то вы постоянно требуете свое, не идете на компромисс, психологически давите на своего партнера, не проявляете внимание к его интересам. Т.е. вы добиваетесь результата “выигрыш-проигрыш”. Опасность данного стиля поведения состоит в том, что если ваш оппонент будет придерживаться такой же позиции, как и вы, то вы придете к результату “проигрыш-проигрыш”, который является самым неудачным подходом. Применение данного стиля поведения ведет к полному разрушению отношений между людьми и возможно лишь при условии абсолютной уверенности специалиста в его результативности.
При данном стиле поведения вы стараетесь приспособиться к интересам другого человека. Такое поведение предполагает, что налаживание добрых отношений с вашим оппонентом важнее, чем отстаивание своих интересов. Вы заинтересованы другим человеком и идете ему навстречу. Результат переговоров можно выразить формулой “проигрыш-выигрыш”. Но если другая сторона имеет такую же позицию, как и вы, то результат переговоров может быть “выигрыш-выигрыш”.
Данный стиль близок к стратегии компромисса. Вы стремитесь в переговорах добиться своей цели, при этом уступая минимум. Здесь важно, чтобы оппонент согласился на ваши уступки и необходимо, чтобы вы соглашались на условия вашего партнера. Результат подобных переговоров может быть “выигрыш-проигрыш”, если вам удастся отстоять свои позиции, но также может быть “проигрыш-выигрыш”, если ваш оппонент сможет добиться своей цели. При таком стиле поведения результат может быть “выигрыш-выигрыш”, если вы пойдете со своим оппонентом друг другу навстречу, и ваше обоюдное решение конфликта вас устроит. Одним из вариантов исхода конфликта может быть “проигрыш-проигрыш”, если вы обнаружите, что ваше совместное решение конфликта никому не подходит. “Проигрыш-выигрыш” – может быть намеренно использован, если результат переговоров имеет второстепенное значение и преследуются иные цели.
Если вы используете данный стиль поведения, то вы ставите своей целью удовлетворение интересов обеих сторон в максимальной степени. При этом важно учитывать, что и ваш партнер согласен с вашим видением разрешение конфликтной ситуации.
Сотруднический стиль идентичен подходу “выигрыш-выигрыш” – при котором максимально учитываются интересы обеих сторон.
Удачи Вам, друзья! Пусть взаимопонимание с любым партнёром по общению станет основой для решения Вами самых сложных проблем!
Разрешение конфликтов: процесс, стратегии и навыки
Конфликт является частью любой рабочей среды. Проблема не в том, что конфликт существует, но наличие эффективной стратегии разрешения конфликта, если он начинает влиять на бизнес, имеет решающее значение для любого менеджера. В то время как конфликт может быть творческим топливом, которое помогает командам конкурировать и работать более продуктивно, без надлежащего управления конфликтом он может легко взорваться и поставить все в тупик.
Разрешение конфликтов лучше всего решать с помощью фактов, а не эмоций. Если вы имеете дело с членом команды, который расстроен чем-то, что произошло в проекте, выслушайте его жалобы и либо поддержите их, либо покажите им ошибочность их действий с помощью данных. ProjectManager — это удостоенное наград программное обеспечение для управления проектами, которое может генерировать отчеты с подробным описанием всего: от общего состояния до рабочей нагрузки, расписаний и многого другого. Отчеты предоставляют оперативные данные, которые можно фильтровать, чтобы сосредоточиться на том, что вам нужно, и легко делиться ими, чтобы обеспечить основанный на фактах путь преодоления конфликтов и их разрешения. Начните бесплатно работать с ProjectManager уже сегодня.
ProjectManager имеет отчеты данных в режиме реального времени, помогающие разрешать конфликты. Узнать большеТеперь давайте рассмотрим различные стили управления конфликтами и стратегии разрешения конфликтов, которые вы можете попробовать в своей организации.
Что такое разрешение конфликтов?
Разрешение конфликтов можно просто определить как процесс, которому организации и команды следуют для разрешения споров или конфликтов интересов, которые могут возникнуть между членами команды. Руководители групп обычно отвечают за проведение этого процесса и поиск наилучшего плана действий, который находит компромисс для обеих сторон.
5 стилей управления конфликтами
Большинство профессионалов в области управления персоналом и бизнеса используют пять стилей управления конфликтами, предложенных в модели разрешения конфликтов Томаса-Килманна. Это помогает им лучше понять, как управлять различными типами конфликтных ситуаций. Эти пять стилей управления конфликтами имеют разные уровни настойчивости и сотрудничества. В модели разрешения конфликтов Томаса-Килмана напористость определяется как степень, в которой вы пытаетесь удовлетворить свои собственные интересы, а готовность к сотрудничеству — это степень, в которой вы пытаетесь удовлетворить интересы других.
Вместительный
Приспосабливаясь к конфликту, это наиболее совместный подход, который включает в себя отказ от своих опасений и удовлетворение другой стороны, чтобы избежать конфликта. Это может быть хорошим подходом, когда вы сталкиваетесь с малоприоритетными конфликтами на рабочем месте.
Избегание
Этот стиль разрешения конфликтов говорит сам за себя; она состоит в том, чтобы избегать любого конфликта. Хотя это может показаться слишком пассивным, избегание конфликтов может быть лучшим выбором в определенных ситуациях на рабочем месте.
Сотрудничество
Этот стиль конфликта состоит в том, чтобы рассматривать свои проблемы и интересы другой стороны как равные. Это означает, что при разрешении конфликта вы будете анализировать интересы друг друга, чтобы найти взаимовыгодное решение. Это более совместный подход, чем компромиссное решение конфликта, которое является более напористым, хотя и находит точки соприкосновения.
Конкуренция
На рабочем месте бывают случаи, когда лучшей альтернативой разрешению конфликта является конструктивное противостояние другой стороне. Этот стиль управления конфликтами очень напорист и лучше всего подходит для лиц, занимающих руководящие должности в проекте, поскольку они имеют право решать, какой курс действий является наилучшим.
Компрометация
Этот стиль представляет собой идеальный баланс между напористостью и готовностью к сотрудничеству. Он заключается в поиске золотой середины, которая рассматривается как решение, приемлемое для обеих сторон, но не полностью удовлетворяющее ни одну из них. Этот стиль часто используется, когда есть сильный конфликт, который необходимо разрешить, и эта золотая середина является единственным жизнеспособным выбором.
Чтобы применять эти стили управления конфликтами, менеджеры и бизнес-лидеры должны развивать определенные навыки для поддержки своих команд.
Получите бесплатно
Шаблон организационной схемы
Используйте этот бесплатный шаблон организационной диаграммы для Excel, чтобы лучше управлять своими проектами.
Навыки разрешения конфликтов
Чтобы разрешить конфликт, вы должны развить следующие навыки:
- Эмоциональный интеллект: Как посредник в конфликте, вы всегда должны сохранять спокойствие и помогать другим справляться с их эмоциями.
- Лидерские качества: Хороший лидер понимает, как мотивировать свою команду и создать атмосферу сотрудничества.
- Навыки общения: Эффективное общение с вашей командой помогает предотвратить конфликт и облегчает процесс разрешения конфликта.
- Навыки межличностного общения: Как руководитель группы вы должны знать, как вы взаимодействуете с другими, и подавать пример.
- Планирование проекта: Чем лучше вы планируете свои проекты, тем легче каждому в команде будет понять свою роль, что снижает вероятность конфликта.
- Управление ресурсами: Эффективное распределение ресурсов помогает всем выполнять свою работу. Недостаточное распределение приводит к выгоранию и другим проблемам, которые могут вызвать конфликты в вашей команде.
Процесс разрешения конфликтов
Не существует единого процесса разрешения конфликтов, который работал бы для всех организаций или команд. Однако большинство организаций следуют аналогичному процессу. Вот шесть простых шагов по разрешению конфликтов, которым вы можете следовать в качестве посредника при разрешении конфликта:
Определите первопричину конфликта
Прежде всего, важно понять, в чем конфликт, а затем найти основные причины проблемы. При разрешении конфликтов между членами команды важно услышать, что стороны говорят об инциденте. Вы можете использовать методы анализа первопричин для более сложных конфликтов, которые включают множество причин и способствующих факторов.
Определите опасения обеих сторон
После того, как вы поняли общую природу конфликта и его основные причины, вам необходимо понять, чего хотят противоборствующие стороны от этого процесса разрешения конфликта, который будет заключаться в поиске решения, приемлемого обеими сторонами.
Определение барьеров разрешения конфликтов
Прежде чем найти решение, найдите время, чтобы определить барьеры, которые могут замедлить процесс разрешения конфликта, и попытайтесь их устранить.
Выберите стиль разрешения конфликтов
Примите во внимание предыдущие шаги, чтобы выбрать стиль разрешения конфликтов, наиболее подходящий для вашего конкретного случая. В некоторых случаях вам может понадобиться сказать кому-то, что он не прав, найти частично удовлетворительную золотую середину или разработать беспроигрышное решение, которое удовлетворит обе стороны. Этот анализ следует проводить в каждом конкретном случае.
Найдите решение проблемы
После внедрения стиля управления конфликтами у вас должно быть жизнеспособное решение, разрешающее конфликт. Прежде чем внедрять какие-либо решения, убедитесь, что участники конфликта согласны с решением и привержены ему.
Проверить, сохраняется ли конфликт
Процесс разрешения конфликта не должен завершаться после того, как вы разрешите конфликт, найдя решение. Очень важно, чтобы вы связались с командой, чтобы убедиться, что конфликт был успешно разрешен.
10 стратегий разрешения конфликтов
Вот 10 практических стратегий разрешения конфликтов, которые вы можете использовать для предотвращения, контроля и разрешения конфликтов.
1. Определите приемлемое поведение
Прежде чем возникнет какой-либо намек на конфликт, вы можете уменьшить или даже устранить потенциальные проблемы, установив стандарт поведения на рабочем месте. Если вы дадите команде возможность определить, что уместно, а что нет, они это сделают.
Однако вы, как менеджер, обязаны задавать тон. Вы можете сделать это, написав конкретные должностные инструкции, создав основу для проведения обсуждений, отметив иерархию и кто за что отвечает, определив надлежащую деловую практику, выбрав инструменты управления проектами, помогая в создании команды и развитии лидерства, и т. д. Чем больше вы устанавливаете руководящих принципов, тем лучше команда может им следовать.
2. Не игнорируйте конфликты
В зависимости от типа человека и руководителя, вы можете реагировать на конфликт в рабочей области несколькими способами. Во-первых, вы можете проигнорировать это и позволить участникам решить это между собой. Это не всегда худший подход. Команды должны знать, как сотрудничать, и разрешение конфликтов — один из инструментов, которые им понадобятся для этого.
Однако, если вы избегаете конфликтов, потому что они вас беспокоят или потому что вы не хотите сделать кому-то выговор, то это ошибка. Конечно, это ваша работа как менеджера, чтобы решать такие вопросы. У вас есть власть, и вы должны действовать, когда это требуется. Если этого не сделать, конфликт только даст опору, на которой он может перейти к конфронтации, которая еще хуже повлияет на бизнес.
3. Выберите нейтральное место
Одним из первых шагов по устранению любого конфликта является изменение среды. Люди разгорячены, и этот гнев часто привязан к месту. Звучит странно, но удаление людей из комнаты, в которой они дерутся, поможет взглянуть на конфликт в перспективе.
Затем, чтобы разрешить конфликт, вам нужно вывести расстроенных людей в нейтральное место. Нейтральное пространство сначала сведет все на уровень, на котором может состояться конструктивный разговор. Во-вторых, предложив встречу в кофейне или в любом другом месте за пределами офиса, где по сути нет динамики власти, вы с большей вероятностью создадите комфортную атмосферу, в которой сможете продуктивно разобраться с тем, что вызвало проблему.
4. Начните с комплимента
После того, как вы оторвались от места, где возник конфликт, вы можете решить проблему. Но не стоит сразу переходить к разговору с обвинительным тоном. Ваша работа заключается в том, чтобы выслушать все стороны и принять исполнительное решение, основанное на фактах и потребностях выполняемой работы. Поэтому, чтобы человеку было достаточно комфортно говорить, начните с комплимента. Вы хотите показать, что здесь нет ни плохого, ни хорошего парня. Вы атакуете проблему, а не человека.
5. Не делайте поспешных выводов
Причины любого конфликта часто сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы быть справедливым в своем отношении ко всем сторонам, рекомендуется ничего не заключать при зачете. Даже если вы считаете, что конфликт очевиден, дайте каждому возможность поделиться своей точкой зрения. Почувствуйте вовлеченную историю. Вы не хотите ничего предполагать ни о ком. Соберите факты, а затем взвесьте их с мудростью судьи.
6. Думайте оппортунистически, а не карательно
В то время как некоторые конфликты требуют последствий, большинство из них просто разжигаются страстными людьми, подходящими к ситуации с разных точек зрения. Правда в том, что когда возникают конфликты, появляется и возможность учить или учиться. Будучи менеджером, вы рассматриваете эти конфликты как средство решения того, что ранее скрывало проблемы в динамике команды.
7. Предлагайте рекомендации, а не решения
Еще одна вещь, о которой следует помнить, когда вы разрешаете конфликты в своей рабочей силе, — это не прыгать, чтобы просто исправить ошибку. Это означает, что может быть очевидная причина конфликта и столь же очевидный способ вернуть людей на ту же страницу и продуктивно работать.
Вы ведете группу, не принимая ничьей стороны в их спорах. Лучше всего, если вы сможете заставить команду работать вместе для разрешения конфликта. Это означает, что вам потребуется больше времени, чтобы привести их к выводу, который вы видите, но они слишком эмоционально вовлечены, чтобы это заметить.
8. Предоставьте конструктивную критику
В любом конфликте есть множество подходов, один из которых более критичен, чем другой. Но иногда что-то явно не так, и критика — единственный действенный способ справиться с этим. Как бы то ни было, люди, которых вы критикуете, — это те же самые люди, с которыми вы будете работать завтра, на следующей неделе и так далее. Итак, как же критиковать, не озлобляя, чтобы при этом эффективно руководить?
Вот тут-то и появляется конструктивная критика. Это подход, который позволяет вам решить проблему и возложить вину, а также поддержать хорошую работу, которая была проделана. Вы предлагаете руководство, чтобы проблема могла быть устранена. Теперь у команды есть инструменты, чтобы избежать повторения этого, и никто не обижается.
9. Не запугивайте
Как менеджер вы обладаете властью. Не злоупотребляйте этим. Может показаться, что это простое исправление, чтобы навязать правильный курс, но это не долгосрочная перспектива. Команда никогда ничему из этого не учится, кроме как бояться вас, а это значит, что они не доверятся вам, когда что-то пойдет не так, оставив вас в неведении до тех пор, пока проблема, возможно, не будет исправлена. Итак, найдите время, чтобы проработать разрешение конфликта таким образом, чтобы он не возник снова на следующий день.
10. Действовать решительно
Помните, что вам нужно потратить время на разрешение конфликтов, чтобы сделать это правильно. Но как только вы прошли через этот процесс, пришло время действовать, и вы должны сделать это решительно.
Не ждите решения и не оставляйте команду медлить. Это создает плохой прецедент с точки зрения вашего лидерства. Вы оставляете пустоту наверху, которая будет заполнена идеями, отличными от ваших собственных, и вы можете потерять авторитет, который вам нужен. Так что, когда вы примете решение, действуйте в соответствии с ним. Некоторым это может не понравиться, но они, по крайней мере, будут знать, где вы находитесь.
Как ProjectManager может помочь в разрешении конфликтов
Конфликты возникают в проекте, когда люди работают друг против друга. Чтобы все были на одной странице и работали вместе, попробуйте ProjectManager, отмеченное наградами программное обеспечение для управления проектами, которое помогает командам управлять работой в Интернете без конфликтов.
С ProjectManager каждый точно знает, что он должен сделать, чтобы внести свой вклад. Менеджеры могут назначать задачи, а члены команды могут видеть все назначенные им задачи в одном месте. Больше не нужно перекладывать ответственность или прятаться за потерянными электронными письмами. Здесь работа и роли четко определены.
Так как ProjectManager помогает командам лучше сотрудничать, легко давать обратную связь и создавать ощущение понимания и ожиданий. Это помогает предотвратить возможный конфликт. Члены команды могут оставлять комментарии к задачам, прикреплять файлы и оставаться на связи друг с другом. Если кого-то нужно привлечь к разговору, просто отметьте его, и он тоже сможет оставить отзыв. Командная работа никогда не была проще.
Наконец, конфликт может возникнуть всякий раз, когда что-то идет не по плану. Наше программное обеспечение для управления проектами предоставляет инструменты для удобного планирования, выполнения и отслеживания проектов. Если вы достигаете своих целей, нет необходимости в конфликте! Счастливая команда — успешная команда. Узнайте, как ProjectManager может помочь вашей команде уже сегодня.
Если вы не уверены, какой инструмент управления проектами подходит вам и вашей команде, у ProjectManager есть решение. В нашем онлайн-программном обеспечении есть панель мониторинга в режиме реального времени, которая поможет вам точно следить за ходом выполнения, и онлайн-диаграммы Ганта, чтобы сделать планирование прозрачным, информируя всех о том, какие у них задачи и когда они должны быть выполнены. Узнайте, как он может устранить конфликты из вашей рабочей жизни, воспользовавшись бесплатной 30-дневной пробной версией сегодня!
8 Способы разрешения конфликтов между сотрудниками на работе
По данным одного исследования, конфликты на рабочем месте, если их не остановить, обходятся дорого — в размере 359 миллиардов долларов. Споры между сотрудниками могут привести к прерыванию операций, снижению производительности и моральному духу сотрудников — все это влияет на итоговую прибыль организации.
Лидерство в бизнесе и управление человеческими ресурсами играют ключевую роль в том, чтобы этого не произошло. Эти руководители отвечают за реализацию и обеспечение соблюдения стратегий разрешения конфликтов в компании, а также, при необходимости, выступают посредниками в спорах на рабочем месте.
Если вы стремитесь стать лидером в своей организации или уже занимаетесь им, то, скорее всего, вам придется тушить пожары и избегать конфликтов между враждующими сотрудниками. Фактически, исследование Американской ассоциации менеджмента (АМА) показало, что менеджеры тратят 24% своего времени на разрешение конфликтов. Это непростая задача, но с правильными инструментами и образованием вы сможете справиться с ней.
Следуйте этому руководству, чтобы получить восемь советов, которые помогут вам справиться с конфликтами сотрудников на работе.
Чтобы выявить конфликт на ранней стадии, менеджеры должны создать среду открытого общения, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, обращаясь к руководству со своими проблемами. Один из способов облегчить это — реализовать политику открытых дверей. Эта политика должна побуждать сотрудников обращаться к руководству по любому важному вопросу, не опасаясь последствий. Он включает в себя активное слушание, задавание вопросов и использование командной работы. Благодаря этому сотрудники с большей вероятностью обратятся в случае возникновения проблемы, что может помочь предотвратить конфликты или предотвратить их дальнейшую эскалацию.
При разрешении конфликта на рабочем месте важно понимать природу и первопричину конфликта. Это вопрос недопонимания, неверно истолкованных деталей, несоответствия личностей или конкуренции между сотрудниками? Или это что-то более серьезное, например, домогательства или дискриминация? Если последнее, то это проблема Комиссии по равным возможностям при трудоустройстве (EEOC), и ваша компания уже должна иметь политики и процедуры для ее решения. Если нет, то это должно быть немедленным приоритетом.
Конфликт на рабочем месте может произойти по разным причинам, и, честно говоря, конфликт неизбежен. Важно добраться до сути проблемы и определить уровень серьезности, чтобы вы могли решить, как лучше всего решить ее и не допустить, чтобы она превратилась в постоянную проблему.
Может возникнуть соблазн вмешаться, когда возникает офисная драма для разрешения конфликта, но бывают случаи, когда лучше позволить сотрудникам урегулировать конфликты самостоятельно. В конце концов, последнее, чего вы хотите, — это чувствовать, что вы контролируете каждую офисную ссору на микроуровне. Предоставление им возможности работать вместе для разрешения конфликта может помочь всем его участникам.
Когда вы видите, что сотрудники участвуют в таких вещах, как дружеские разногласия или легкие политические шутки, не забывайте наблюдать и оценивать. Если разногласия не обостряются, эти ситуации могут быть возможностью для сотрудников найти точки соприкосновения или участвовать в конструктивных разговорах. Иногда слишком раннее вмешательство может привести к эскалации ситуации, потому что сотрудники могли счесть это несущественным. Однако, если вы считаете, что конфликт может обостриться или подняться до такого уровня, что кому-то будет некомфортно, пришло время действовать.
Как уже упоминалось, некоторые конфликты на рабочем месте могут (и должны) разрешаться между вовлеченными сотрудниками. Споры обязательно произойдут, но ваша работа — наблюдать и решать, следует ли вам действовать.
Так как же узнать, что пора вмешаться?
Вот некоторые ситуации, когда необходимо действовать:
- Если дружеские подшучивания перерастают в издевательства
- Когда речь становится откровенной, угрожающей или агрессивной
- При наличии заявлений о дискриминации или домогательствах
- Когда конфликт снижает производительность команды или угрожает моральному духу команды
- Если дразнящий разговор становится оскорбительным или неуважительным
Конечно, вы всегда должны рассматривать любые жалобы персонала, доведенные до вашего сведения. Убедитесь, что ваши сотрудники чувствуют себя увиденными и услышанными, независимо от серьезности ситуации.
Важно, чтобы все, кто участвует в конфликте, могли беспрепятственно представить свою точку зрения. Ваша роль заключается в том, чтобы активно слушать, сохранять нейтралитет и сосредоточиться на учетной записи каждого человека. Цель здесь состоит в том, чтобы сотрудники действительно слушали друг друга, чтобы они лучше понимали, откуда исходит противоположная сторона. Часто сотрудники будут более склонны прийти к мирному решению, как только они почувствуют, что их признали и услышали. Вы можете информировать других сотрудников о ситуациях, когда вы внимательно слушаете при разрешении конфликта.
Когда вы имеете дело с конфликтом на рабочем месте, вы хотите убедиться, что вы отслеживаете все разговоры, дисциплинарные собрания и т. Д. Обязательно включите факты из любого инцидента, связанного с сотрудником, а также решение, с которым согласилась каждая сторона. . Это поможет вам отслеживать поведение с течением времени и выявлять сотрудников, которые могут быть токсичными для вашей рабочей среды. Также важно фиксировать инциденты на случай, если какой-либо сотрудник попытается подать на вас в суд.
Хотя это может показаться здравым смыслом, руководство для сотрудников должно быть первым ориентиром при разрешении конфликтов в офисе. Это руководство должно служить руководством, которое поможет вам разобраться в спорах и определить, какие дисциплинарные меры следует предпринять, если это необходимо. Правила в вашем руководстве должны устанавливать четкие стандарты в отношении того, что считается неприемлемым поведением на рабочем месте. Они должны оставлять мало места для интерпретации, чтобы исключить путаницу в отношении того, что ожидается.
Как руководителю вашей организации очень важно, чтобы ваши сотрудники были осведомлены о политике компании и понимали, что они несут ответственность за свои действия и придерживаются тех же стандартов, что и все в команде, независимо от их должности или должности. Сотрудники должны быть хорошо осведомлены о том, что в случае несоблюдения руководящих принципов будут приняты дисциплинарные меры.
Как руководитель ваша роль в разрешении конфликтов на рабочем месте заключается в том, чтобы помочь сотрудникам прояснить их потребности и направить их к справедливому решению, приемлемому для обеих сторон. При возникновении споров обязательно решайте их сразу же; однако не торопитесь, когда дело доходит до выработки решения.
Если на рабочем месте возникает конфликт, выполните следующие действия:
- Разберитесь с конфликтом. Поощряйте открытое обсуждение между сотрудниками, участвующими в споре. Попросите обе стороны заявить о своих интересах и о том, что их волнует.
- Найдите общий язык. Часто после того, как сотрудники обсудили свои проблемы, они понимают, что на самом деле работают для достижения одной и той же цели — просто у них разные мнения о том, как ее достичь. Как только вы поможете им определить общую цель, будет намного легче работать над решением.
- Решения мозгового штурма. Соберите несколько идей для разрешения конфликта и обсудите все возможные варианты в позитивном ключе. Помните, что ни одна идея не является плохой идеей. Обсудите плюсы и минусы каждого решения, ища беспроигрышные сценарии, в которых обе стороны могут прийти к согласию.
- Согласуйте план действий. После того, как вы наметили возможные решения, дайте сотрудникам возможность прийти к соглашению о том, как лучше двигаться вперед. Если они не могут этого сделать, направьте их к варианту, который они оба могут принять.
- Продолжение. Придя к решению, может быть полезно связаться с участвующими сотрудниками через несколько дней или недель, чтобы убедиться в отсутствии дополнительных проблем. Если необходимо внести коррективы или изменения, они должны быть реализованы быстро.
Хотя лучше всего, чтобы споры на рабочем месте оставались между руководством и вовлеченными сотрудниками, существуют определенные ситуации (например, конфликт между сотрудником и руководством), когда в дело должны вмешаться человеческие ресурсы. Вот несколько сценариев, в которых должны участвовать человеческие ресурсы:
- Сотрудники угрожают уйти из-за конфликта.
- Конфликты влияют на мораль сотрудников.
- Разногласия становятся личными или неуважительными.
- Споры мешают работе или угрожают успеху компании.
Помощь со стороны также следует принимать во внимание, когда речь идет о потенциальных юридических проблемах. Вот некоторые ситуации, когда может потребоваться помощь посредника, арбитра или адвоката:
- Заявления о домогательствах или дискриминации
- Конфликты становятся оскорбительными или угрожающими
- Если у отдела кадров нет ресурсов для помощи в разрешении конфликтов
- Когда спор становится повторяющимся шаблоном
- Если задействовано несколько сотрудников, окружающая среда становится токсичной
Разрешение конфликтов на работе — одна из самых сложных обязанностей менеджера или специалиста по кадрам.