ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Предмет, задачи психологии обучения.
- Соотношение понятий: «научение», «учение», «обучение»
- Процесс обучения как целостная система
- Междисциплинарный подход к учению (по И.Лингарту)
- Междисциплинарный подход к обучению
- Проблемы обучения и психического развития
- Движущие силы процесса обучения
- Основные линии психического развития в учебном процессе
- Движущие силы, факторы и условия психического развития
- Показатели уровня актуального развития
- Показатели зоны ближайшего развития
- Обучаемость. Факторы обучаемости.
Соотношение понятий:
«научение», «учение», «обучение»
а) А.
б) Н. Ф. Талызина 2
Процесс обучения как целостная система
Так схематически можно представить процесс обучения как целостную систему.Системообразующимипонятиями процесса обучения как системы выступают: цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащегося (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства обучения. Они включают: содержание учебного материала, метода обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения. Связь и взаимообусловленность средств обучения как переменным компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами зависят от цели обучения и его конечного результата.
Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является преподавание и учение 3.
Междисциплинарный подход к учению (по И.Лингарту)
Междисциплинарный подход к обучению
Проблемы обучения и психического развития
Движущие силы процесса обучения
Основные линии психического развития в учебном процессе
Движущие силы, факторы и условия психического развития
Показатели уровня актуального развития
Показатели зоны ближайшего развития
Обучаемость. Факторы обучаемости
Факторы обучаемости
1 См.: Макарова А. К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.
2 См.: Талызина Н. Ф.Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.
3 Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. С. 123.
Психологические основы обучения, учения, научения
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Лекция 14. Психологические основы обучения, учения, научения План: Характеристика понятий 2. Различия между научением, обучением и учением. М
Лекция 14. Психологическиеосновы обучения, учения,
научения
План:
Характеристика понятий
2. Различия между научением,
обучением и учением. Механизмы
научения.
3. Теории обучения.
Учебная деятельность – это процесс, в результате
которого человек приобретает новые или изменяет
существующие у него знания, умения и навыки,
совершенствует и развивает свои способности.
Обучение – предполагает совместную учебную
деятельность учащегося и учителя, характеризует
процесс передачи знаний, умений и навыков.
Учение – также относится к учебной деятельности, но
при использовании его в науке обращается внимание
на то, что именно в составе учебной деятельности
приходится на долю ученика.
Научение(краткий псих. словарь Конюхов) –
процесс приобретения знаний, навыков,
умений. Иногда научение понимается как
результат учения, однако отличается от учения как
приобретения опыта в деятельности.
Способствует приобретению любого опыта и
включает протекающее неосознанно уяснение
материала и его закрепление.
2. Виды научения
1.
Научение по механизму импринтинга, т.е.
быстрого, автоматического, почти
моментального приспособления организма к
конкретным условиям его жизни.
2. Условнорефлекторное (работы Павлова) возникновение новых форм поведения как
условных реакций на первоначально
нейтральный стимул, который раньше
специфической реакции не вызывал.
3. Оперантное — знания, умения и навыки
приобретаются по методу проб и ошибок.
4. Викарный — научение через прямое
наблюдение за поведением других людей, в
результате которого человек сразу
перенимает и усваивает наблюдаемые формы
поведения.
5. Вербальное научение — приобретение
человеком нового опыта через язык.
2. Различия между научением, обучением и
учением
1. Обучение от научения
Является организованным процессом, планомерно
и сознательно управляемым (научение может
происходить стихийно).
2. Учение также может выступать, как
организованный или неорганизованный процесс.
3. Научение может явиться побочным итогом
любой деятельности, а понятие учение,
обучение обычно связаны со специальной
учебной деятельностью.
4. Учение, обучение — почти всегда
сознательные процессы, а научение может
происходить на бессознательном уровне.
5. Разница между научением, обучением и
учением в том, что готовность к этим видам
присвоения информации у детей
обнаруживается в разные возрастные
периоды.
4. Механизмы научения.
1. Формирование ассоциаций — лежит в основе
установления временных связей между
отдельными знаниями или частями опыта.
2. Подражание — выступает в качестве основы
для формирования умений и навыков.
3. Различение и обобщение — связаны
преимущественно с формированием понятий.
4. Инсайт (догатка) — непосредственное
усмотрение человеком какой-либо новой
информации, или чего-то неизвестного в уже
известном, знакомом по прошлому опыту.
Является базой для развития интеллекта
ребенка.
5. Творчество.
Служит основой для создания новых знаний,
предметов, умений и навыков, не
представленных в виде готовых образцов для
подражания.
10. Теории обучения. Традиционное обучение — целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоми
Теории обучения.Традиционное обучение — целенаправленный
процесс формирования знаний, умений и
навыков посредством осмысления и запоминания
учебного материала.
В основе традиционного обучения лежит
ассоциативно-рефлекторная теория учения,
согласно которой психика человека обладает
способностью запечатлевать, сохранять и далее
воспроизводить связи между отдельными
событиями жизни, которые чем-то сходны или
различны.
11. Традиционная система обучения определяется совокупностью содержательных (отражают закономерности, связанные с отбором содержания образ
Традиционная система обучения определяетсясовокупностью содержательных (отражают
закономерности, связанные с
отбором содержания образования и его
совершенствования) и процессуальных
(организационно-методических) (отражают
закономерности социального, психологического
и педагогического характера) принципов.
(Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности и
обучение).
12. Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических
Проблемное обучение — способ организациидеятельности учащихся, основанный на
получении новых знаний посредством решения
теоретических и практических проблем,
проблемных задач в создающихся в силу этого
проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М.
Махмутов, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И.
Я. Лернер).
Этапы проблемного обучения:
— осознание проблемной ситуации;
— формулировка проблемы на основе анализа
ситуаций;
— решение проблемы, включающее выдвижение,
смену и проверку гипотез;
— проверка решения.
13. Программированное обучение — обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовател
Программированное обучение — обучение поспециально разработанной обучающей
программе, представляющей собой
упорядоченную последовательность задач,
посредством которых регламентируется
деятельность педагога и учащихся.
Принципы программированного обучения:
— последовательность;
— доступность;
— систематичность;
— самостоятельность.
14. Формы программированного обучения. • Линейное программирование. • Разветвленное программирование. • Смешанное программирование.
English Русский Правила
Что вам нужно знать о психологии обучения
Психология обучения охватывает ряд тем, посвященных тому, как люди учатся и как они взаимодействуют с окружающей средой, в которой они учатся.
Обычно определяется как относительно постоянное изменение поведения в результате опыта. И педагоги, и теоретики интересуются когнитивным развитием в обучении как способом понимания способов обучения, нейродивергенции и академических достижений. Образовательная нейробиология — это междисциплинарная область, выросшая из пространства, где сходятся когнитивная нейробиология, когнитивная нейробиология развития, образовательная теория и образовательная психология.
Почему бихевиоризм важен?
Психология обучения уходит своими корнями в бихевиоризм (или поведенческую психологию), который доминировал в психологии в первой половине двадцатого века.
Однако бихевиоризм измерял только наблюдаемое поведение, потому что считал область психологии экспериментальной и объективной наукой. Бихевиоризм не принимал во внимание внутренние познавательные и психические процессы, считая их слишком субъективными. Несмотря на свое значение и сегодня, появление гуманистической психологии, биологической психологии и когнитивной психологии во второй половине двадцатого века помогло развить наше понимание обучения за пределами бихевиоризма.
Кто самые влиятельные поведенческие психологи?
Психолог Джон Б. Уотсон (1878–1958) одним из первых в своей области начал изучать влияние человеческого обучения на человеческое поведение. Среди других бихевиористов, считающихся пионерами, — Б. Ф. Скиннер (1904–1990) и Иван Павлов (1849–1936), известные своими работами по классическому обучению собак. В исследовании, опубликованном в «Обзоре общей психологии» в 2002 году, Б. Ф. Скиннер фактически занял первое место как самый влиятельный психолог двадцатого века. Итак, бихевиоризм сыграл огромную роль в понимании человеческого поведения и в развитии психологической науки.
Джон Б. Уотсон предположил, что любое поведение возникает в результате процесса обучения. Эта теория и определила бихевиоризм. Три основных типа процесса обучения в бихевиоризме:
- Классическое обусловливание
Это нейтральный раздражитель, связанный с естественной реакцией. Наиболее известно это было продемонстрировано в эксперименте Павлова с собаками, которые сочетали запах еды (естественный раздражитель) со звуком колокольчика (ранее нейтральный раздражитель).
Павлов был русским физиологом, первоначально изучавшим процессы пищеварения у собак. Он отметил, что слюноотделение является рефлекторным, а не автоматическим физиологическим процессом. Он проверил это, заставив собак ассоциировать звон колокольчика с прибытием еды, и поэтому у собак выделялось слюноотделение независимо от того, приносили еду или нет.- Оперативное обусловливание
Это реакция, которую можно усилить или ослабить путем подкрепления или наказания. Первым изучил и определил этот вид обучения Эдвард Торндайк, а затем Б. Ф. Скиннер. По сути, этот метод обучения использует награды и наказания за поведение, что затем создает связь между поведением и последствиями, положительными или отрицательными.
Обучение через наблюдение
Это обучение через наблюдение и подражание другим. Теория социального научения была предложена Альбертом Бандурой (1925–2021), еще одним титаном психологических исследований, профессором психологии в Стэнфорде. Он известен экспериментом с куклой бобо, в котором дети имитировали действия других без прямого подкрепления. В конечном итоге это продемонстрировало, что дети имитировали агрессивное поведение, которое демонстрировал взрослый. Это также показало, что дети в эксперименте имитировали ненасильственное поведение, когда наблюдали за ним у взрослых. Хотя он считается важным экспериментом и ключевым в нашем понимании поведенческой психологии, он не лишен критических замечаний. К ним относятся, будут ли результаты обучения очевидны в реальном сценарии, а не в условиях эксперимента.
Какие существуют теории обучения в психологии?
Бихевиоризм — лишь одна из многих влиятельных теорий обучения, включая:
- Когнитивную психологию
- Конструктивизм
- Теория социального обучения
- Социально-конструктивизм
- Экспериментальное обучение
- Множественный интеллект
- Теория ситуативного обучения и сообщество практики
- Обучение или навыки 21 века
Психология того, как люди учатся, сложна. Различные ведущие психологические теории варьируются от бихевиористского подхода, который фокусируется на входных данных и подкреплениях, до теорий, связанных с неврологией и социальным познанием.
Неврология и социальное познание отдают приоритет пониманию архитектуры мозга и его организации при решении проблем. Между тем, социальный конструктивизм рассматривает наше взаимодействие с окружающей средой и с другими. Это включает в себя теорию социального развития Льва Выготского, в которой рассматривается важнейшая роль социального взаимодействия и культуры в когнитивном развитии. Другие теории включают теории, связанные с мотивацией, которые больше ориентированы на человека.
Еще одна часть понимания того, как мы учимся, — это теория атрибуции (часть социальной психологии). Именно так мы воспринимаем причины повседневных переживаний и считаем ли мы их внутренними или внешними. Точнее говоря, внешние переживания считаются неподконтрольными нам (другие люди или события), в то время как внутренние переживания считаются нашими собственными действиями.
Они влияют на нашу мотивацию и компетентность. Если мы виним себя за провал теста, потому что считаем, что мы просто недостаточно умны (а не недостаточно учимся), это повлияет на нашу мотивацию и, возможно, на способность прогрессировать в обучении. И наоборот, мы могли бы обвинить учителя в том, что он недостаточно объяснил что-то перед экзаменом. То, как мы воспринимаем события, в первую очередь связано с когнитивными искажениями. Теорию атрибуции можно рассматривать как редукционистскую, но она может помочь нам лучше понять мотивацию, целеустремленность и продуктивность.
Что такое заместительное обучение?
Викариозное обучение похоже на обучение через наблюдение, но важно отметить, что помимо простого наблюдения оно включает еще два этапа. Человек, который учится, должен понимать причину, по которой человек, за которым он наблюдает, достиг своей цели или не смог ее достичь. Они также должны иметь возможность визуализировать себя, успешно выполняющего ту же задачу. При замещающем обучении мы учимся на опыте других, слушая и видя, а не получая прямые практические инструкции. Такой способ обучения лучше запоминается и предполагает развитие эмпатии.
В своем исследовании теории социального научения Альберт Бандура определил, что учащимся легче наблюдать за выполнением задачи, понимать, почему она была успешной, и визуализировать, как они делают то же самое, если человек, за которым они наблюдают, похож на них. Такие факторы, как возраст, пол, внешний вид и акцент, важны для того, чтобы косвенное обучение оказало влияние.
Причина, по которой альтернативное обучение вышло на первый план, заключается в том, что оно очень актуально в электронном обучении и при цифровом обучении. Демонстрационные видеоролики — хороший пример замещающего обучения. Однако не все получают пользу от замещающего обучения, особенно те, кто борется с использованием своего воображения или с уверенностью в себе, поскольку им трудно представить, что они успешно завершают задачу. Бандура называет это самоэффективностью — верой человека в свою способность выполнять действия, необходимые для достижения определенных результатов. Это также связано с мотивацией.
Измените свой карьерный путь со степенью магистра психологии
100% онлайн-курс магистра психологии Университета Вулверхэмптона был специально разработан для студентов, которые могут не иметь степени бакалавра психологии. Поэтому, даже если у вас еще нет прочной основы знаний в области психологии, но вы хотите изменить свою карьеру или изучить возможности психологических исследований, степень магистра психологии может стать идеальным следующим шагом.
Узнайте больше об интересных областях, о которых вы узнаете, включая психологию обучения.
Науки об обучении и педагогическая психология | Педагогический колледж
Факультет программы обучения наук и педагогической психологии стремится предоставить финансовую помощь как можно большему количеству студентов. Основными источниками финансирования являются преподавательские и исследовательские ассистенты. Кроме того, студенты часто получают профессиональную работу в районе Айова-Сити. Мы призываем всех студентов консультироваться со своими консультантами перед приемом на работу. Как правило, финансовая помощь в виде стажировок для преподавателей и научных сотрудников предоставляется студентам не более двух лет работы над получением степени магистра и не более четырех лет работы над получением степени доктора философии. степень. Общую информацию о финансовой помощи для аспирантов можно найти на веб-сайте UI Graduate Admissions.
Научные и преподавательские ассистенты: Каждый год программа может поддерживать ряд студентов в качестве научных и преподавательских ассистентов. Как правило, научные сотрудники поддерживаются за счет средств, которые преподаватели получают за счет внешних грантов и контрактов. Таким образом, количество доступных научных ассистентов колеблется из года в год. Как правило, студенты, назначенные на эти должности ассистентов, участвуют в программе достаточно долго, чтобы приобрести навыки, позволяющие им внести свой вклад в исследовательскую программу. Обязанности ассистентов преподавателей варьируются от выставления оценок до полной ответственности (с соответствующим контролем и поддержкой) за преподавание раздела курса. Опять же, первокурсники редко обладают навыками и опытом, необходимыми для назначения ассистентами преподавателей. Студентам предлагается с помощью курсовой работы и другого опыта приобрести исследовательские и преподавательские навыки, которые дадут им право на назначение на эти должности ассистента. В большинстве лет выделяются некоторые фонды научных ассистентов или стипендий, особенно для поддержки первокурсников доктора философии. студенты.
Ассистентские программы при назначении на 25% времени или более дают право ассистенту студента и его или ее супругу на обучение в штате, которое значительно ниже, чем обучение за пределами штата. Компенсация ассистентам студентов также включает в себя план медицинского обслуживания и, в некоторых случаях для студентов с детьми в возрасте до 24 месяцев, скромный взнос на покрытие расходов по уходу за детьми.
Специальные ассистенты для выпускников открыты для аспирантов, получающих ученую степень, предлагаемую Педагогическим колледжем. Эти ассистенты назначаются на полставки (т. е. 20 часов). Во время стажировки студенты занимаются как индивидуальными, так и совместными исследовательскими проектами с консультантом факультета. Летняя поддержка в рамках этой программы недоступна. Заявление должно быть подано на специальном бланке, полученном по адресу:
Председатель Отборочной комиссии
334 Lindquist Center, The University of Iowa
Iowa City IA 52242-1529
Тел.: 339/335-6010
Крайний срок для заполненных заявок обычно приходится на февраль. Студенты должны подать эти заявления одновременно с подачей заявления о приеме в программу.
Каждый год программа поддерживает ряд студентов в качестве ассистентов исследователей и преподавателей. Как правило, научные сотрудники поддерживаются за счет средств, которые преподаватели получают за счет внешних грантов и контрактов.