Психология научного творчества: Психология творчества и творчество в психологии

Психология научного творчества

Интерес к психологии научного творчества — возможно, он возник одновременно с самой наукой, в те же незапамятные времена. Но в последние годы интерес растет особенно стремительно, появляется множество статей и книг, сформировалась даже особая область науки — науковедение. И подобно тому, как в сфере искусства существует специализация,— например, статьи о музыке пишут чаще всего не сами композиторы, а музыковеды,— о приемах и методах науки, ее организации, психологии творчества и т. п. пишут науковеды, люди, занимающиеся не научным исследованием, а исследованием самой науки.

Но, право, сколь интересным может быть рассказ о творчестве «из первых уст»! Особенно если рассказчик обладает необходимым для этого мастерством. Издательство «Знание» когда-то опубликовало тоненькую книжку под названием «Поиски истины». Читается она в один присест и главным образом не потому, что тоненькая.

Книжка эта — взгляд на науку изнутри, взгляд человека, занимающегося не наукой о науке, а самой наукой.

Ее автор, известный физик, академик А. Б. Мигдал делится с читателем своими мыслями о мотивах научного творчества, о силах, движущих людьми в поисках истины, о «цветах и терниях» на этом пути.

Бытует мнение, что учеными в их работе движет стремление сделать открытие. Между тем, считает ученый, открытие — только побочный продукт, который может появиться (но это совсем не обязательно) лишь в процессе глубокого и досконального изучения объектов исследования.

Стремление во что бы то ни стало сделать открытие часто приводит к подыскиванию спасительных аргументов, способных на первых порах подтвердить ваш результат. Однако потом, как правило, оказывается, что такие аргументы ничего кроме вреда не приносят. Хотя — вот причуды психологии творчества! — бывают просто необходимы на самом первом этапе работы.

И еще парадокс. Нельзя сделать научную работу без ясного понимания сути вопроса. Но ясное понимание приходит только в конце работы! Как же быть? Работать — советует автор. Совсем как в известной пословице: «Глаза боятся, а руки делают».

Желание сначала понять все до самого конца, а потом уж работать — очень часто, по мнению автора, причина неудач в науке. Неудач, которые преследовали даже физиков высочайшего класса, таких, например, как Паули или Эренфест. «Он постоянно страдал от того, что его способности критические опережали способности конструктивные»,— писал об Эренфесте Эйнштейн.

«Надо ли серьезному ученому гордиться тем, что он никогда не делал ошибочных работ?» — спрашивает Мигдал. Конечно, отсутствие ошибок свидетельствует о хорошей квалификации и научной добросовестности. Но и только. Станет ли хорошим горнолыжником человек, который никогда не падал? Ведь он попросту не доходил до пределов своих возможностей. Между тем порой именно научные работы, кажущиеся недостоверными, бывают самыми интересными и приводят к открытиям.

Автор: Ю. Слюсарев.

Схожі записи:

Психология научного творчества и методы его развития

      В ТРИЗ имеются свои методы  и приемы, основным из которых  считается вепольный анализ (ВЕщество  – ПОЛе). Веполь – это мини­мальная  модель технической системы, отражающая основные элементы, например, изделие,  воздействие инструмента и энергетическое поле (электромагнитное, тепловое, вибрационное, и т. п.).   Модель сложной системы сводится к сумме веполей, но для эффектив­ного использования ТРИЗ необходимы целостные универсальные знания на фундаментальном уровне, что не дается традиционным высшим техническим образованием. Наверное, это является основным пре­пятствием для массового внедрения ТРИЗ. Широта знаний на уровне понимания сущности позволяет быстро и комплексно оце­нить взаимосвязи и найти оптимальное решение, обеспечивающее существенное повышение эффекта по сравнению с решениями, найденными традиционным методам проб и ошибок без должного обоснования. Интересно, что этот эф­фективный метод может широко использоваться в других областях  деятельности. Например, ТРИЗ успешно применяется в процессе образования. 

    ТРИЗ  может рассматриваться как углубление функционально-физического анализа  систем. Максимальная эффективность  мо­жет быть достигнута там, где использование ТРИЗ носит не эпизо­дический характер, а охватывает весь цикл производства – от про­ектирования нового изделия до его модернизации. Такой подход реализуется в рамках системы функционально-стоимостного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Научно-технический  прогресс, требуя от психологической  науки высокого творческого накала, придает особую значимость двум ее исследовательским ориентациям. Обе  обусловлены тем, что в центр  современного производства — притом не только материального, но и духовного — перемещается диалог между человеком и компьютером. Социальная практика требует обратиться к психологическим проблемам компьютеризации учения, труда, общения. Но компьютер не может стать субъектом этих процессов. Им навсегда останется человек. С передачей ряда его информационных функций электронным устройствам возрастает роль непереводимых на формально-логический «микропроцессорный» язык компонентов его деятельности, порождающих новые культурные ценности, в том числе и сами эти технические устройства. В этой исторической ситуации психология творчества становится важнейшей темой научного творчества в самой психологии. Но это требует от нашей науки новых исследовательских программ, новых теоретических схем, интегрирующих в самой сердцевине психологического познания — его теоретических моделях и эмпирических орудиях — личностное, социальное и предметно-созидательное в общении человека с миром.

    Человеческая  мысль неустанно билась над разрешением  загадок творчества. Ряд из них  был раскрыт наукой. Но и сегодня, как отмечают все современные исследователи, в изучении эвристической деятельности в искусстве немало спорного и неясного. Ее загадки стремятся ныне раскрыть ученые самых разных специальностей: философы, психологи, социологи, эстетики, искусствоведы, педагоги, даже кибернетики и математики.

Все возрастающий интерес к проблемам творчества объясняется глубокими объективными факторами. О некоторых из них, вытекающих из самой природы эстетического восприятия, шла речь в этом реферате.

    Анализ литературы по этой теме показал, что общей теорией творчества наука пока не располагает. Сторонники этого направления проводят главным образом эмпирические наблюдения, пользуясь анкетным методом, внимательно изучают автобиографические записки и мемуары, используют метод «непринужденных бесед». Полученные данные подвергают статистической обработке, а затем дают практические рекомендации по организации труда.

    Существует  и другое направление в изучении творчества, не сулящего броских результатов  в близком будущем и нацеленное, прежде всего, на то, чтобы заполнить «теоретический вакуум»: раз общей теории творчества нет, необходимо ее создать. Сторонники этого направления не спешат с практическими рекомендациями и сосредоточивают усилия на разработке общетеоретических вопросов.

    При этом отмечается отчетливая закономерность: тенденция использовать для описания и объяснения творческого процесса научный аппарат из весьма далеких  областей науки. Так, специалисты-физики говорят о квантовой природе  мышления и видят в квантовой теории ключ к разгадке тайн творчества. Специалисты по общей семантике подчеркивают сходство и даже тождество понятий общей семантики и психологии мышления; они уверены, что термины общей семантики − наилучший язык для описания творческого процесса.

    Но  одно утверждение, всё-таки, бесспорно. Пусть даже нет общей теории творчества, всякого рода методики и рекомендации необходимы. Изобретения, даже самого высокого уровня можно и должно делать «по формулам». Многие из этих «формул» уже известны, их применению успешно обучают. В ближайшие десятилетия решение изобретательских задач превратится в точную науку о развитии технических систем.

    Бесспорно также и следующее утверждение, о тесном единении искусства и  науки. Причем имеется в виду наука  в широком смысле данного понятия: не только математика и физика, но также искусствоведение и эстетика. Из всего сказанного необходимо следует, что если современный художник не становится исследователем действительности, исследователем, вооруженным соответствующими знаниями и методологией, то он обрекает себя на неуклонно возрастающую творческую некоммуникабельность с окружающим миром. Тесный союз искусства и науки − при полной, разумеется, самостоятельности и равноправии обоих − это объективная закономерность развития современной культуры. Как и всякая закономерность, она пробивает себе дорогу в жизни через массу случайностей, отклонений, противодействий. Но все равно ей принадлежит будущее. 

 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список: 

    Учебные, методические и практические издания 

  1. Алексеев  Н.Г., Юдин Э. Г. О психологических  методах изучения творчества.- М., Наука, 2007
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио,2006 ,− Кибернетика.
  3. Братусь Б. С. О месте художественной литературы в построении научной психологии личности. — Вестник МГУ. Сер. Психология 2005, № 2.
  4. Грэйс Крайг Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2007.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 2005. — с.225.
  6. Изард К. психология эмоций. — СПб., 2005. -с.136.
  7. «Искусство и психоанализ», Л.С.Выготский, 2-ое репереиздание СПб., 2006. – с.572.
  8. Кедров Б. О творчестве в науке и технике: (Научно-популярные очерки для молодежи). – М.: Мол. Гвардия, 2008.
  9. «Об отношении аналитической психологии к поэзии» Карл Густав Юнг. 2005. – с.304.
  10. Логическое суждение. Руфулаев О.Н. К. — 2005 г.
  11. Логика — исскуство мышления. Тимирязев А. К.- К. 2008 г.
  12. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. – М.: АСТ, 2006.
  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА, – 2007.
  14. Философия. /Под ред. Ю.А. Харина. — Мн., 2006
  15. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,2006.
  16. Ярошевский М. Г. Структура научной деятельности. — Вопросы философии, 2006, № 11
  17. Ярошевский М. Г. Оппонентный круг и научное открытие. — Вопросы философии, 2006, № 10.
 
 
 

Интернет  ресурсы 

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
  2. Информационный портал http://www.psi.lib.ru/
  3. «Психология и литература» Карл Густав Юнг http://www.jungland.ru/node/1564
  4. «УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ», Марат Гафитулин

http://www. trizminsk.org/e/23201.htm

  1. Яндекс-словарь: энциклопедия эзотеризма. http://slovari.yandex.ru/

http://slovari.yandex.ru/dict/esoterism/article/eso/eso-0465.htm 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научное творчество как ограниченное стохастическое поведение: интеграция перспектив продукта, человека и процесса

. 2003 г., июль; 129 (4): 475-94.

doi: 10.1037/0033-2909.129.4.475.

Дин Кейт Саймонтон 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис 95616-8686, США. [email protected]
  • PMID: 12848217
  • DOI: 10. 1037/0033-2909.129.4.475

Дин Кейт Саймонтон. Психологический бык. 2003 июль

. 2003 г., июль; 129 (4): 475-94.

doi: 10.1037/0033-2909.129.4.475.

Автор

Дин Кейт Саймонтон 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис 95616-8686, США. [email protected]
  • PMID: 12848217
  • DOI: 10.1037/0033-2909.129.4.475

Абстрактный

Психологи в первую очередь исследовали научную креативность с двух противоположных точек зрения in vitro: корреляционные исследования творческой личности и экспериментальные исследования творческого процесса. Здесь то же самое явление исследуется с третьей точки зрения, in vivo, а именно, фактические творческие продукты, возникающие в результате индивидуальной научной карьеры и сообществ творческих ученых. Этот поведенческий анализ поддерживает вывод о том, что научное творчество представляет собой форму ограниченного стохастического поведения. То есть его можно точно смоделировать как квазислучайный комбинаторный процесс. Ключевые результаты как корреляционных, так и экспериментальных исследований подтверждают этот вывод. Автор завершает статью, утверждая, что все три точки зрения — в отношении продукта, человека и процесса — должны быть интегрированы в единый взгляд на научное творчество.

Похожие статьи

  • Метаанализ личности в научно-художественном творчестве.

    Фейст Г.Дж. Файст ГДж. Pers Soc Psychol Rev. 1998;2(4):290-309. doi: 10.1207/s15327957pspr0204_5. Pers Soc Psychol Rev. 1998. PMID: 15647135

  • КРЕАТИВНЫЕ УЧЕНЫЕ СЕГОДНЯ.

    КАМЕРЫ JA. ЧАМБЕРС Я. Наука. 1964 г., 11 сентября; 145 (3637): 1203-5. doi: 10.1126/наука.145.3637.1203. Наука. 1964. PMID: 14173414

  • Творчество здесь и сейчас: общая мера творчества на микроуровне.

    Куперс Э., Ван Дейк М., Леманн-Вермсер А. Куперс Э. и др. Фронт Псих. 2018 8 ноября; 9:2095. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02095. Электронная коллекция 2018. Фронт Псих. 2018. PMID: 30467486 Бесплатная статья ЧВК.

  • Количественная оценка креативности: могут ли меры охватывать весь спектр?

    Саймонтон Д.К. Саймонтон ДК. Диалоги Clin Neurosci. 2012 март; 14(1):100-4. doi: 10.31887/DCNS.2012.14.1/dsimonton. Диалоги Clin Neurosci. 2012. PMID: 22577309 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Влияние изменения норм на творчество в психологии.

    Вай Дж., Халперн Д.Ф. Вай Дж. и др. Перспектива Psychol Sci. 2018 июль; 13 (4): 466-472. дои: 10.1177/1745691618773326. Перспектива Psychol Sci. 2018. PMID: 29961414 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Роль познания в нечестном поведении.

    Муньос Гарсия А., Хиль-Гомес де Лиано Б., Паскуаль-Эзама Д. Муньос Гарсия А. и др. наук о мозге. 2023 24 февраля; 13 (3): 394. doi: 10.3390/brainsci13030394. наук о мозге. 2023. PMID: 36979204 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Проблемы и понимание творческой практики в профессиональной спортивной подготовке.

    Антонини Филипп Р., Биасутти М., ван дер Шифф Д., Скьявио А. Антонини Филипп Р. и др. ПЛОС Один. 2023 22 февраля; 18 (2): e0279702. doi: 10.1371/journal.pone.0279702. Электронная коллекция 2023. ПЛОС Один. 2023. PMID: 36812226 Бесплатная статья ЧВК.

  • Количество и качество в научной продуктивности: наклонная воронка становится байесовской.

    Фортманн Б., Дюма Д. Фортманн Б. и соавт. Дж Интел. 2022 ноябрь 1;10(4):95. doi: 10.3390/jintelligence10040095. Дж Интел. 2022. PMID: 36412775 Бесплатная статья ЧВК.

  • Угроза со стороны сверстников: влияние голосовой поддержки лидеров на мотивацию сотрудников к самосовершенствованию.

    Лю П., Ли Д., Чжан С. Лю П. и др. Фронт Псих. 2022 13 окт;13:724130. doi: 10.3389/fpsyg.2022.724130. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36312159Бесплатная статья ЧВК.

  • В поисках посредников лидерского поведения к Командному Креативу в Командных Стартапах.

    Антонио Т., Индрианто АТЛ, Падмавиджайя Л. Антонио Т. и др. Фронт Псих. 2022 3 октября; 13:951603. doi: 10.3389/fpsyg.2022.951603. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36267075 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Установление связей: психолог исследует нейронауку творчества

Исследования

Роджер Бити, доцент психологии, на переднем плане и участник демонстрируют использование исследовательского МРТ-сканера в Центре визуализации социальных, жизненных и технических наук в Университетском парке. Бити использует функциональную МРТ для изучения активности мозга во время творчества. Предоставлено: Патрик Мэнселл / Penn State. Креатив Коммонс

1 декабря 2020 г.

Автор: Дэвид Паккиоли

Есть ли что-нибудь более загадочное — или человеческое — чем творческий порыв? Какой бы ни была область деятельности: музыка, искусство, наука, бизнес… Чем объясняется вдохновенный всплеск инноваций? Искра, которая вспыхивает и освещает путь к чему-то совершенно новому?

Роджер Бити заинтересовался этим вопросом, будучи студентом, в классе, который изучал психологию гения. Джазовый пианист-любитель, он уже хорошо разбирался в импровизации. Но «это был первый раз, когда я понял, что креативность можно изучать с научной точки зрения», — вспоминает он. Изучение тематических исследований Пикассо и «Битлз» по их гигантским следам помогло понять, почему одни люди более креативны, чем другие.

Роджер Бити, джазовый пианист-любитель, играет на клавишных в своей лаборатории пьесу Майлза Дэвиса. Предоставлено: Патрик Мэнселл / Penn State. Creative Commons

Существует несколько когнитивных процессов. Память имеет решающее значение, говорит Бити, в настоящее время доцент психологии в Университете штата Пенсильвания.

«Память — это то, что мы уже знаем. Творчество предполагает выход за пределы того, что мы знаем, но если мы ничего не знаем, мы не можем создать ничего нового», — сказал Бити.

Что действительно имеет значение, по его словам, так это организация памяти, то есть то, как мозг человека каталогизирует разрозненные концепции и опыт, чтобы облегчить установление связей. Это способность, которая различается у разных людей.

Также важна способность концентрироваться, сужать свое внимание на поставленной задаче. Но внимание должно быть сбалансировано со спонтанностью, сказал Бити. «Творческие люди, как правило, открыты новому опыту и видят вещи по-новому».

Эти и другие процессы играют свою роль. Но насколько каждый из них способствует творчеству человека? Происходит ли что-то заметно иное в голове новатора? Как творчество происходит в мозгу?

Связано по-другому

Нейронаука творчества — это новая область, которая привлекает исследователей из нескольких дисциплин, но это может показаться странным сочетанием. Как исправить такую ​​эфемерную вещь, как творчество? Как привязать бабочку новой идеи к области нейронов и физиологии?

Во-первых, сказал Бити, вы должны договориться об определении. Исследователи в этой области обычно признают, что для того, чтобы считаться творческой, идея должна быть одновременно новой и полезной.

«Одной новизны недостаточно, — сказал он, — даже если «полезность» в такой области, как абстрактное искусство, не так очевидна». Творчество — это, по сути, решение проблемы, даже если это проблема, о существовании которой никто не знал.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

В рамках теста на творческие способности, проведенного в лаборатории психолога Роджера Бити, участникам была дана эта подсказка, и им было предложено завершить рисунок тем, что пришло им в голову. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на творческий тест, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

В рамках теста на творческие способности, проведенного в лаборатории психолога Роджера Бити, участникам дали эту подсказку и попросили завершить рисунок тем, что пришло им в голову. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на творческий тест, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Чтобы измерить творческие способности людей, исследователи используют различные тесты. Один требует дать участнику исследования пары случайно выбранных слов — скажем, «обувь» и «дверь» или «гребная лодка» и «попугай» — и попросить их оценить, насколько тесно эти слова связаны друг с другом.

«Люди более творческие способны видеть связи между вещами, которые могут показаться несвязанными, — объяснила Бити.

В другом тесте на «дивергентное мышление» участников просят найти новые способы использования обычных предметов, таких как носок или кирпич. Один творческий человек, сообщил Бити, предложил использовать носок в качестве системы фильтрации воды.

Все становится по-настоящему интересным, когда люди выполняют эти задачи, в то время как исследователи наблюдают за активностью их мозга с помощью функционального МРТ-сканирования, которое обеспечивает изображение кровотока в различных частях мозга в режиме реального времени.

В исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) в 2018 году, Бити и его коллеги попросили 163 человека выполнить задачу альтернативного использования, находясь в сканере. Отмечая области, которые загорались в мозгу участников, указывая на активность, они рассчитали связи между этими областями. Таким образом, для каждого человека они смогли создать карту связности, которая может быть связана с выполнением поставленной задачи — по сути, карту творческого мышления.

Следующий шаг оказался еще более показательным. Исследователи поместили образцы мозговой связи людей, чьи ответы на тест были сочтены наиболее творческими, в компьютерную модель, а затем пригласили новую группу участников для прохождения теста. Они обнаружили, что просто сравнивая модели связей нового человека с моделью, они могут предсказать, какой будет оценка креативности этого человека.

Фрагмент рисунка из статьи Роджера Бити PNAS показывает функциональные сети мозга, связанные с высокой способностью к творческому мышлению. Красные линии на мозге представляют связи, предсказывающие показатели креативности, а точки представляют области мозга: чем больше точка, тем больше предсказательных связей. Области сетей по умолчанию, исполнительного контроля и значимости обозначены в этой более крупной сети более крупными точками. Прочность связей между этими тремя областями предсказывала способность людей думать о творческом использовании тестовых объектов. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

В конце концов, сказал Бити, исследование выявило три основные сети в мозгу, которые участвуют в творческом мышлении. Первая, называемая сетью по умолчанию, — это область, которая активируется, когда человек расслабляется, мечтает, не думая ни о чем конкретном.

«Это место для спонтанных идей», — сказала Бити. «Это также сильно связано с памятью».

Вторая сеть является противоположностью по умолчанию, сетью исполнительного контроля. «Она участвует в концентрации нашего внимания на выполнении сложных задач», — сказал он.

«Дело в том, что эти две сети обычно не работают вместе», — добавил он. «Если ваш ум блуждает, вам не нужно сфокусированное внимание, а когда вы сосредоточены, вы не хотите, чтобы спонтанные мысли проскальзывали внутрь. Это своего рода антагонистические отношения».

Однако, чтобы творить, нужно научиться ладить друг с другом. Именно взаимодействие между ними и создает волшебство: повторяющийся процесс между генерацией идеи и оценкой. Вот тут-то и появляется третий игрок, сеть заметности, выступающая в роли своего рода переключателя между ними.

Все три сети, по словам Бити, становятся активными во время творческого задания. Степень креативности человека зависит от силы связей между ними.

Можно ли научить творчеству?

Заманчиво сделать вывод, что мозг творческих людей просто устроен иначе. Тогда возникает вопрос: эта проводка закреплена навсегда? Может ли он быть изменчивым? Можно ли улучшить творческие способности человека? Когда исследование PNAS было опубликовано, Бити сказал: «Это было первое, что люди хотели знать».

Популярность творческих мастерских для лидеров бизнеса и начинающих художников, казалось бы, предполагает, что творческий потенциал можно развить или, по крайней мере, раскрыть. Но можно ли на самом деле укрепить эти мозговые связи? Это открытый вопрос, и теперь у Бити и его коллег есть финансирование NSF, чтобы попытаться ответить на него.

Контекстом их нового исследования является STEM-образование. В частности, исследователи изучат, можно ли развивать научное творчество у студентов колледжей. Их план состоит в том, чтобы сканировать мозг поступающих первокурсников, а затем снова сканировать через определенные промежутки времени после того, как участники прошли обучение в областях STEM, проверяя, укрепляются ли связи с течением времени. «Но сначала мы должны придумать хороший тест на научную креативность», — сказал Битти.

Возникает другой вопрос: отличается ли научное творчество от художественного? Отличается ли какой-либо из них от обычного решения проблем? Существуют ли отдельные вкусы творчества?

— Есть некоторые общие черты, — сказал Бити. «Гибкость мышления, способность устанавливать связи», включая способность проводить аналогии, предмет, который он исследовал в аспирантуре. «Тогда вам нужно пройти обучение по предметной области, 10 000 часов, о которых говорят люди». Увы, владение предметом, хотя и необходимое условие творчества, не является гарантией.

Он предполагает, что проверка специфически научной креативности может включать в себя такие вещи, как генерация гипотез.

«Способность придумывать хорошие исследовательские вопросы, план эксперимента, — сказал Бити. — Чего-то такого, что я хотел бы улучшить в себе, если честно».

После того, как он и его коллеги пройдут тест, которым они будут довольны, и если они увидят изменения в подключении с течением времени, исследователи планируют сосредоточить свое внимание на способах повышения научного творчества в классах K-12.

Люди и машины

Это амбициозная программа, учитывая трудности, связанные с изучением чего-то столь неуловимого.

Одной из проблем является явная неуклюжесть попытки запечатлеть творческий процесс: лежание в гудящем аппарате МРТ не очень способствует написанию стихов или сочинению музыки. Чтобы обойти это, Бити и другие исследователи оснастили клавиатуры и планшеты для рисования неметаллическими компонентами, чтобы сделать их совместимыми с МРТ. Он признает, что даже с этими улучшениями творчество не всегда происходит по требованию.

Подходящий для МРТ блокнот для рисования и стилус позволяют участникам создавать изображения во время сканирования их мозга для выявления областей активности. Предоставлено: Патрик Мэнселл / Penn State. Creative Commons

Существует также сложность доказательства причинно-следственной связи. «Шаблоны связи, которые мы изучаем, взаимосвязаны, но мы не знаем, существует ли причинно-следственная связь», — пояснил Бити. В этом может помочь сочетание фМРТ с методом, называемым транскраниальной электрической стимуляцией: стимулируя мозг очень слабыми токами через кожу головы, он и его команда могут напрямую вызывать повышенную активность нейронов в определенных областях мозга, а затем измерять влияние на производительность.

Еще одной проблемой является субъективность людей-тестировщиков, выставляющих оценки креативности. «Это не то же самое, что определять, дал ли кто-то правильный ответ на тесте памяти», — сказал Бити. «Люди сильно различаются в том, что они считают творческим».

Обучение помогает стандартизировать подсчет очков. Но Бити также полагается на методы машинного обучения, такие как латентный семантический анализ — алгоритм, который находит шаблоны употребления слов в блоках текста и присваивает вероятность возникновения необычных пар. «К счастью, оказывается, что значения, которые вы получаете в результате анализа текстов, довольно хорошо коррелируют с человеческими чтениями», — сказал он.

Фактически, машинное обучение и искусственный интеллект быстро проникают в науку о творчестве, добавил он. Некоторые из его коллег работают над агентами совместного творчества, компьютерными программами, которые работают с партнерами-людьми, чтобы придумать новые идеи. Другие изучают генеративно-состязательные сети, или GAN, в которых мощные кластеры компьютеров, известные как нейронные сети, противопоставляются друг другу, имитируя творческий процесс генерации и оценки идей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *