Психология наука будущего: Конференция молодых ученых “Психология – наука будущего” – Институт психологии РАН

Содержание

Психология — наука будущего | Мир Психологии

1 Адаптация детей мигрантов на примере СПб ГБУ СО социальный приют для детей «Транзит» Варфоломеева Е.А.

Одной из наиболее ярких особенностей ситуации в современной России являются миграционные процессы. Они охватывают и «втягивают» в свою орбиту все социальные слои и группы населения, различные сферы жизнедеятельности человека.

2 Активация базальных ядер при различных типах вознаграждения: метаанализ фМРТ исследований Арсалиду М., Виджайараджах С., Шараев М.Г.

Возможность получить вознаграждение – важный источник мотивации для всех биологических видов.

Как животные, так и люди адаптируют свое поведение с целью получить вознаграждение.

3 Амбивалентные переживания как референт сложной и дифференцированной эмоциональной сферы Адмакина Т.А.

Нередко в сфере искусства можно найти произведения, которые стимулируют реципиента на сложные, неоднозначные эмоции, вызывающие амбивалентную реакцию. Под амбивалентностью эмоционального переживания понимается двойственность, противоречивость (о чувствах, впечатлениях), равная ценность двух и более эмоциональных переживаний.

4 Биологическая обратная связь как психофизиологический метод воздействия при тревожно-депрессивных состояниях
Артемьева Е. Н., Соловьев А.Г.

Число лиц, страдающих тревожно-депрессивными расстройствами, растет с каждым годом, что связано с многочисленными факторами, включая характер профессиональной деятельности с постоянным напряжением внимания и психоэмоциональной напряженностью, перманентным пребыванием в состоянии стресса из-за регулярных переживаний и т.д.

5 Вариабельность сердечного ритма при решении лингвистических задач, актуализирующих индивидуальный опыт разного возраста Бахчина А.В., Парина И.С.

Вариабельность сердечного ритма (ВСР), как изменчивость последовательных интервалов между соседними сокращениями сердца, отражает характер кортико-висцеральных соотношений, выстраиваемых для эффективной организации поведения на уровне целого организма (Laborde et al. , 2017).

6 Вегетативное обеспечение чтения обычных текстов и текстов с искажениями Демарева В.А., Кушина Н.В., Перевизник О.С., Полевая А.В.

Работы де Гроота об особенностях кратковременной памяти у шахматистов середины XX в. положили начало активному исследованию связи между восприятием и абстракцией в психологии. Предложенная им модель CHREST (Chunk Hierarchy REtrieval STructures) актуальна и по сей день и может быть применена к новым исследованиям.

7 Взаимосвязь между стилем вождения автомобиля и реакциями на провокацию агрессии женщин-водителей Астрейко Н.С.

Под стилем вождения автомобиля следует понимать совокупность устоявшихся способов действий водителя на дороге во время движения, обусловленных рядом личностных и ситуационных факторов, определяющих уровень безопасности (аварийности) на дороге.

8 Взаимосвязь установок студентов по отношению к Интернету со стратегиями сетевой активности
Богуславская Д.Г.

Виртуальность проявила себя всему человечеству с особой силой и в новом качестве: компьютерной и интернет-реальности. До сих пор она вызывает интерес во всех проявлениях, а в определенной степени и опасность.

9 Влияние комплекса средовых факторов на уровень тревожности школьников средней школы г. Москвы Даначева М.Н.

Проживание и обучение учащихся школ столичного мегаполиса проходит в разных экологических и социальных условиях (Глебов, 2014).

10
Возрастные особенности смысложизненной сферы во взаимосвязи с личностными характеристиками в период молодости
Бурова М.Е., Карпова Э.Б.

Проблема смысла жизни разрабатывалась в отечественной психологии личности, главным образом, в рамках деятельностного подхода. Под категорией «личностный смысл» понимаются: смыслообразующие мотивы, побуждающие человека к деятельности…

11 Диагностика эмоциональных нарушений и копинг-стратегий у больных рассеянным склерозом Бочек Ю.В.

Изучение рассеянного склероза сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся разделов клинической неврологии и актуальным направлением для врачей-неврологов, психиатров и клинических психологов (Завалишин и др.

, 2011).

12 Идентификация жертв буллинга в контексте поливиктимизации Волкова И.В.

Оценка распространенности буллинга в российских школах затруднена тем, что существующие инструменты оценивания часто представляют собой самооценочные опросники, основная проблема которых – искажение ответов в силу особенностей самооценки отвечающего и воздействия эффекта социальной желательности.

13 Идеологии межгрупповых отношений и предубеждения россиян в отношении чеченцев, белорусов, узбеков и китайцев
Григорьев Д.С., Дубов И.Г.

В связи с возрастанием этнического многообразия в отдельных странах все большее обсуждение получают идеологии межгрупповых отношений. Данные идеологии представляют собой систему убеждений относительно того, каким образом человеку возможно успешно адаптироваться к культурно гетерогенной среде, исходя из различных принципов социальной категоризации.

14 Измерение понимания подростками поэтического текста Миронова К.В.

Поэтический текст является объектом пристального внимания исследователей из разных областей знания: не только филологии, но и философии, психологии, культурологии. Д.А. Леонтьев, называя поэзию «уникальным психологическим феноменом», подчеркивает необходимость междисциплинарного подхода к ее изучению.

15 Изучение саморазвития детей младшего школьного возраста городской и сельской школ Ахтямова Г. С.

Проблема саморазвития детей постоянно находится под пристальным вниманием педагогов и психологов на протяжении многих лет. Ведь важно, чтобы будущее поколение умело самостоятельно принимать решение, мыслить, применять на практике полученные знания, стремилось к развитию собственных способностей, достигало определенных целей и умело находить выход из любой ситуации.

16 Индивидуальный биографический тренинг как средство оптимизации смысловой и осознанной саморегуляции карьеры личности Гижук Т.В.

В предыдущих работах нами обоснована возможность модификации биографического тренинга, разработанного А.А. Кроником и Р.А. Ахмеровым, для оптимизации осознанной и смысловой саморегуляции личности.

17 Исследование особенностей чувственного восприятия у обучающихся предподросткового и подросткового возрастов Высоцкая Е.
А.

Актуальность выбора темы исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, знание особенностей полимодального восприятия учащимися позволит активно использовать все модальности перцепции в переработке и воспроизведении учебного материала. Во-вторых, активизация полимодальности восприятия способствует развитию всей познавательной сферы личности обучающегося.

18 Исследование психологических аспектов грудного вскармливания недоношенных детей Андреева Ю.В.

По данным ВОЗ, грудное молоко является самым естественным видом питания ребенка первого года жизни. Этот эволюционно сложившийся способ кормления нельзя заменить никакими современными технологиями и искусственными адаптированными смесями.

19 Исследование эффективности восприятия и запоминания технологической информации в разных информационных средах с учетом психофизиологических характеристик пользователей Варнавский А. Н.

Использование различных информационных сред в образовательном процессе диктует необходимость проведения исследований, направленных на учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемых, и выбора наиболее оптимальной среды для обучения с учетом таких особенностей.

20 К вопросу о влиянии ситуации на креативность в социальном взаимодействии старших школьников Антропова М.Ю., Мешкова Н.В.

Интерес к влиянию ситуации на креативность возник в 70-х годах прошлого века при обнаружении влияния вознаграждения на креативность детей (Hennessey, 2003). За рубежом основной массив исследований сфокусирован на предметной и вербальной креативности в ситуациях оценивания, соревнования, ожидания вознаграждения…

21 Когнитивный контроль в тесте «рисунок–рисунок» Аллахвердов М.В., Львова О.В.

Интерференционный тест «Рисунок–рисунок» появился как модификация теста Струпа в 1989 (Glaser, Glaser, 1989). В его основе лежит идея классического теста – наличие задачи реагировать на один стимул, и мешающее ему задание игнорировать другой стимул.

22 Личностно-психологические факторы прокрастинации у студентов Бециашвили В.В.

Студенческий возраст – период активного развития личности, профессионального самоопределения. Препятствием для гармоничного личностного и профессионального роста может стать прокрастинация – склонность откладывать на потом выполнение сложных, непривлекательных задач или принятие решений.

23 Личностные особенности мужчин и женщин, психологически готовых и не готовых к браку Белановская М.Л.

На современном этапе развития общества семейные взаимоотношения претерпевают глубинные изменения, испытывая влияние различных факторов, обусловленных трансформацией социальной среды (Лисовский, 2003; Олифирович, 2017).

24 Определение уровня семейной тревожности родителей в условиях гематологического заболевания ребенка Абдулганиева С.А., Мирзабеков М.Ч.

Заболеваемость гематологическими болезнями (в том числе лейкозами, различными формами рака и наследственными болезнями) во всем мире, в том числе в России, имеет тенденцию к увеличению.

25 Особенности вербализации при экспликации профессионального опыта Грязнова Е.А., Мехтиханова Н.Н.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме экспликации знаний, профессионального опыта. Чем компетентнее становятся субъекты деятельности, тем они менее способны вербализовать те знания, которые используют в их профессиональной деятельности.

26 Особенности жизнестойкости в подростковом возрасте Александрова Н.А.

Подростковый возраст – особый период развития личности, в котором формируются основы сознательного и осознанного поведения, формируются социальные установки, нравственные ориентиры, Временная перспектива. В этом возрасте происходит остропротекающий переход от детства к взрослости.

27 Особенности когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности в академической успеваемости младших школьников Будрина Е.Г., Кузнецова М.А.

В когнитивной психологии в последние годы активно исследуется такое перспективное направление как когнитивные стили. Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.

28 Особенности мировосприятия лиц, переживающих внезапную утрату Бурина Е. А.

В психологической литературе вряд ли можно найти четкое определение понятия мировосприятия. Многие ученые касались изучения данной проблематики, в частности, эту тему развивали В. Франкл, И. Ялом, Р. Мэй, Э. Фромм, С. Гроф, Р. Янофф-Бульман и др.

29 Особенности мотивации воспитателей ДОУ как одна из составляющих удовлетворенности сотрудников своей профессиональной деятельностью Гильмутдинова Л.Р.

Педагогическая деятельность на сегодняшний день становится предметом научных исследований ученых многих наук, в том числе и психологических.

30 Особенности наблюдаемого поведения детей в возрасте 5-8 лет с опытом и без опыта институционализации Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р.Ж.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению замещающих семей. Все больше детей переводятся из сиротских учреждений в приемные семьи, семьи усыновителей, опекунов, возвращаются к биологическим родителям.

31 Особенности организации концепта «работа» как фрагмент индивидуальной картины мира в период ранней взрослости Волкова Е.В., Тен Е.А.

Цель работы состоит в изучении соотношений организации концепта «работа» и ментальных ресурсов на этапе ранней взрослости.

32 Особенности организации концептов «ресурсы», «резерв» и «потенциал» у юношей и девушек Волкова Н. Э.

Термины «ресурсы», «резерв» и «потенциал» широко представлены в современном русскоязычном культурном сознании. Данные понятия не только принадлежат к интернациональной лексике, но также вошли в лексико-семантическую систему русского языка на базе иноязычного источника.

33 Особенности понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний Акбирова Р.Р.

В настоящее время в психологии возрастает количество исследований, посвященных изучению содержательных особенностей субъективного отображения психической реальности, раскрытию структурно-функциональной организации внутреннего мира человека. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования метальных репрезентаций.

34 Особенности смысложизненных ориентаций у студентов Богатырева М. Б.

Представление человека о смысле жизни складываются в процессе его деятельности и зависит от многих внешних факторов, таких как, социальное положение человека в обществе, его образ жизни, мировосприятие. Так, например, человек проживая в благоприятной атмосфере, может видеть смысл своего бытия в достижении гармонии и обретении счастья.

35 Особенности эмпатии у педагогов детских дошкольных учреждений Абакумова С.Ю.

эмпатия является одним из важных компонентов профессиональных способностей педагога, она, подобно красной нити, проходит через все другие компоненты его деятельности.

36 Отношение к смерти у детей дошкольного возраста Андреева-Ко-Сен-Дин М. А.

Психологический опыт ребенка выстраивается из ряда экзистенциальных вопросов, и одна из тем, с которой ребенок сталкивается в свой дошкольный период, – это тема смерти. Актуальность проблемы отношения детей к смерти носит всеобщий характер в разные периоды жизни человека.

37 Перспективы семейной жизни молодых супругов в контексте планирования рождения ребенка Афонина А.В., Ипполитова Е.А.

Актуальность исследования перспектив семейной жизни молодых супругов обусловлена изменениями социальной ситуации, затрагивающей сферу семейных отношений, трансформацией ценностей и целей в сферах семьи и брака.

38 Перцептивные стратегии студентов и профессионалов области химии при анализе трехмерных молекул веществ Ишмуратова Ю. А.

Одной из главных особенностей профессиональной деятельности специалистов в области химии является кодирование и декодирование графически представленной информации в связи с тем, что большинство химических процессов недоступны для непосредственного наблюдения.

39 Предикторы выбора стратегии поведения в межкультурном конфликте Батхина А.А.

Современное общество во многих странах переживает глубинные социокультурные изменения. Такие процессы, как глобализация, вынужденная и добровольная миграция, развитие международных отношений, приводят к увеличению частоты межкультурных контактов.

40 Проблема идентичности у студентов Гиголаева Д. В.

Формирование идентичности в рамках многонационального государства всегда представляло собой проблему.

41 Психические состояния любви и влюбленности: понятийная и ассоциативная репрезентация Алексеева Е.М., Сингатуллова А.А.

Актуальным в настоящее время является изучение репрезентаций психических явлений, прежде всего, эмоций и психических состояний. Ввиду того что состояния как психическое явление являются индивидуальным и субъективным феноменом психики, необходимо целостное изучение и описание содержания и структуры репрезентаций психических состояний.

42 Психологический контекст личностной саморегуляции девиантных подростков Даниелян А. А.

В наши дни социально-экономические, культурныe условия деятельности человека, быстрый ритм жизни подвергают формирование личности подростка к возрастающим информационным и эмоциональным нагрyзкам, напряжениям.

43 Психологическое наследие А.А. Потебни Бобылев Е.Л.

Александр Афанасьевич Потебня (1835–1891) – выдающийся ученый России и Украины. Он родился в семье мелкого дворянина. Учился в классической гимназии, затем в Харьковском университете на историко-филологическом факультете. После его окончания преподавал литературу в харьковской гимназии.

44 Психотравмирующие ситуации в жизни хоккеистов высокой квалификации и способы их преодоления (на основе биографического анализа) Волкова М. Г.

Наше исследование посвящено изучению психотравмирующих ситуаций в профессиональном хоккее, и для этого есть ряд оснований.

45 Психофизиологические закономерности решения моральных дилемм «свой–чужой» у детей 4–11 лет и взрослых Видинеева М.А., Созинова И.М.

В любом обществе большую проблему представляют конфликтные межгрупповые отношения, которые играют значительную роль в проявлениях национализма, расизма, этноцентризма и пр. В основе межгрупповых отношений лежит разделение окружающих на «своих» и «чужих».

46 Различия в представлении об успехе у современных девушек и юношей Бухаленкова Д. А.

В подростковом возрасте происходит активное построение образа мира, выстраивание системы ценностных ориентаций через усвоение общественных ценностей и норм, на основе которых происходит личностное самоопределение подростка. При этом одной из активно транслируемых современным обществом ценностей является успех.

47 Распознавание базовых эмоций детьми дошкольного возраста Бутолина Е.А., Лебедева Е.И.

Распознавание эмоций рассматривается как необходимая способность для понимания ментального мира других людей, поскольку в ситуации взаимодействия мы имеем дело с субъектом переживания и оцениванием его состояния по внешним проявлениям, которыми могут являться улыбка, нахмуренные брови и другие признаки.

48 Рисковое сексуальное поведение и формирование личности в подростковом возрасте Алёхин А. Н., Антонова Т.Д.

Подростковый период психического онтогенеза характеризуется актуализацией биологических, психофизиологических и собственно психологических процессов, которые опосредованы, в том числе, средой, в которой осуществляется психическое развитие и формирование личности.

49 Роль подсказки взглядом в формировании имплицитных стереотипов Грязнова А.А., Морошкина Н.В.

В экспериментах С. Типпера и его коллег (Bayliss, Tipper, 2006; Bayliss et al., 2007; Kirkham et al., 2016), на которых базируется наше исследование, был получен эффект влияния неверной подсказки взглядом на снижение уровня доверия к подсказывавшим лицам.

50 Роль речи в психологическом здоровье детей дошкольного возраста Виленская Г. А., Лебедева Е.И.

Истоки проблематики психологического здоровья можно найти в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Рождерс, Г. Олпорт). Именно в рамках этой парадигмы были созданы психологические модели здоровой личности, существенно обогатившие представление о психологической норме.

Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва читать онлайн бесплатно

Здесь есть возможность читать онлайн «Коллектив авторов: Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва» — ознакомительный отрывок электронной книги совершенно бесплатно, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2015, ISBN: 978-5-9270-0309-9, категория: psy_social / psy_generic / Прочая научная литература / psy_generic / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Психология – наука будущего.

Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Сборник включает в себя статьи, подготовленные к VI Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Материалы отражают широту научных интересов молодых исследователей России и стран ближнего зарубежья. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Коллектив авторов: другие книги автора


Кто написал Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уважаемые правообладатели!

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.

Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Сбросить

Интервал:

Закладка:

Сделать

1234567. ..83

Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва

Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко

Предисловие

Конференция молодых ученых «Психология – наука будущего», организуемая Институтом психологии РАН и факультетом психологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), проводится 19–20 ноября 2015 г. в шестой раз.

Можно смело говорить, что конференция молодых ученых стала уже традиционной. Конференции молодых ученых, проводимые Институтом психологии и ГАУГН, имеют характерные особенности. Во-первых, это высокий научный уровень, который обеспечивается ведущими учеными (докторами наук Института психологии РАН и преподавателями ГАУГН), выступающими руководителями секций, что позволяет молодым специалистам получить квалифицированную обратную связь, обсудить собственные научные исследования. Во-вторых, на каждой конференции проходит научный лекторий. За пять лет лекции прочли такие известные российские ученые, как А.  Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, Ю. И. Александров, Н. Е. Харламенкова. В этом году с лекциями выступят Д. В. Ушаков и В. В. Знаков. Каждый год программа конференции дополняется новыми мастер-классами и круглыми столами, которые позволяют детально обсудить фундаментальные и научно-практические вопросы современной психологии. В этом году проводится мастер-класс И. И. Знаменской (редактора «Психологического журнала»), посвященный подготовке научной публикации по психологии. Е. И. Лебедева (старший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук) познакомит с методами оценки модели психического у детей. Круглый стол под руководством доктора психологических наук, профессора Н. Е. Харламенковой и доктора психологических наук, профессора И. О. Александрова будет посвящен актуальнейшей проблеме современной психологии – естественно-научным и гуманитарным методам в психологии.

Свидетельством высокого научного уровня является и то, что более 50 работ, представленных в данном сборнике материалов конференции, поддержаны грантами российских фондов.

Кроме того, все поступающие на конференцию статьи проходят экспертный отбор. В этом году вопрос экспертной оценки и отбора стоял особенно остро из-за ограничений объема сборника, что связано с публикацией материалов конференции в виде статей, а не тезисов. Критерием отбора статей служило изложение уже проведенного самостоятельного и завершенного исследования. Однако в сборник были включены и исследовательские программы, проблемно-ориентированные литературные обзоры, ставящие новые исследовательские задачи. Для авторов таких поисковых работ обратная связь на подготовительном этапе работы особенно важна, поскольку позволяет скорректировать будущие исследования.

Второй заметной особенностью данной конференции является широкий региональный охват. Статьи для участия в конференции прислали буквально изо всех областей России и ближайшего зарубежья. Хотелось бы отметить, что более половины участников (около 100 человек), приславших свои материалы, намерены очно в ней участвовать. Кроме традиционных крупных научных центров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Томск, Ростов-на-Дону, представлены работы и из многих региональных университетов и вузов: Архангельска, Таганрога, Комсомольска-на-Амуре, Вологды, Смоленска, Тольятти, Курска, Саратова, Волгограда, Ульяновска, Иркутска, Владикавказа, Набережных Челнов, Омска, Магнитогорска, Ессентуков, Нальчика, Новополоцка, Кирова, Шуи, Владивостока. Всего более 40 городов России. Из ближнего зарубежья традиционно направляются работы высокого научного уровня из разных городов Белоруссии и Украины, кроме того, в этом году присланы работы из Баку (Азербайджан) и Ташкента (Узбекистан).

Разнообразен и круг тем, затронутых в материалах конференции: методология психологии, общая психология, история психологии; психофизиология; психология труда и инженерная психология; социальная психология; психология развития; психология творчества; психология личности, психодиагностика; клиническая психология.

Третья особенность конференции – ее максимальная открытость. Каждый год у нас появляются новые партнеры. В 2008 г. к организации конференции присоединился Московский педагогический государственный университет. С 2009 г. активное участие в конференции принимают молодые ученые из Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. В 2011 г. были установлены партнерские отношения с интернет-порталом «Ломоносов». Создан и поддерживается сайт конференции http://psy-future. ru, а число участников группы конференции в социальной сети Вконтакте (http://vk.com/psy_future) увеличивается с каждым годом. Широкое оповещение молодых специалистов позволяет привлечь к участию в конференциях научные кадры всей нашей страны и ближнего зарубежья.

Читать дальше

1234567…83

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Сбросить

Интервал:

Закладка:

Сделать

Похожие книги на «Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.


Коллектив авторов

Сборник статей

Коллектив авторов

Коллектив авторов

Коллектив авторов

Коллектив авторов

Творчество: наука, искусство, жизнь. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева, ИП РАН, 24-25 сентября 2015 г.

Обсуждение, отзывы о книге «Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Как мысли о будущем делают жизнь более осмысленной

Осознанность сейчас в моде, и на то есть веские причины. Сосредоточение внимания на моменте может улучшить наше самочувствие, развить сострадание и помочь нашим отношениям. Как насчет того, чтобы выйти за пределы настоящего момента? Да, мысли о будущем могут вызвать тревогу, но все больше исследований показывают, что они также могут сделать нашу жизнь более значимой.

Не только люди обладают некоторой способностью предвидеть будущее, процесс, который ученые называют «прогнозированием». В конце концов, ваша собака приходит в восторг, когда видит, что вы держите поводок, потому что ожидает скорой прогулки; ваша кошка может проявлять такое же волнение при звуке открываемой банки. Есть даже доказательства того, что некоторые животные, такие как бонобо и вороны, могут выбирать и сохранять инструменты, которые они планируют использовать в будущем.

Но уникальные преимущества разведки для людей не ограничиваются преимуществами других животных. Мы не только фантазируем о своем следующем отпуске или решаем, что лучше — подняться по лестнице или подняться на лифте, — наша перспектива может заглянуть далеко в будущее: мы можем откладывать деньги на образование наших детей или планировать выход на пенсию через десятилетия. Мы можем делать прогнозы о собственном будущем, основываясь на том, что мы узнали об опыте других людей и даже от персонажей книг и фильмов. И мы можем рассмотреть несколько направлений, в которых может развиваться наше будущее.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Именно эта замечательная способность моделировать наше возможное будущее делает поиск особенным. Точно так же, как разведка золота может буквально сделать вас богатым, исследования показывают, что разведка вашего будущего может обогатить вашу жизнь по крайней мере четырьмя способами.

1. Помогает нам принимать более взвешенные решения

Возможно, одна из самых фундаментальных и важных функций прогнозирования заключается в том, что оно помогает нам решить, как действовать: размышления о том, что, вероятно, ждет нас в будущем, помогает нам решить, какой курс выбрать в настоящем -и сейчас. В нескольких исследованиях изучалось, как мысли о будущем влияют на принятие нами решений.

Исследователей особенно интересовала психология, управляющая нашим процессом выбора между получением чего-то сейчас или получением чего-то более ценного позже. Как правило, люди склонны выбирать более мелкие, но более немедленные вознаграждения, а не более крупные вознаграждения, которых им приходится ждать, — явление, известное как «дисконтирование с задержкой».

Но они не всегда предпочитают краткосрочное вознаграждение долгосрочной выгоде. Например, исследования показали, что сегодняшняя связь с возможным будущим событием может противодействовать дисконтированию задержек. В одном исследовании, проведенном в Соединенном Королевстве, участникам было предложено либо живо представить себе, как они тратят 35 фунтов стерлингов в пабе через 180 дней, либо просто оценить, сколько, по их мнению, можно было купить за 35 фунтов. Участники первого условия продемонстрировали повышенную готовность ждать большего вознаграждения в будущем, чем участники последнего условия. Другими словами, визуализация конкретного возможного будущего противодействовала эффекту дисконтирования отсрочки.

Другое исследование показало, что участники, которые чувствовали себя ближе к себе в будущем, были более склонны ждать большей награды, чем те, кто ожидал перемен; то же самое было верно, когда их попросили принять решение от имени вымышленного персонажа, который, как они знали, должен был пройти через событие, которое изменит жизнь (например, обращение в религию или возвращение домой с войны).

Хотя это исследование интересно само по себе, оно может иметь важные личные последствия. Если бы людей можно было заставить чувствовать более непосредственную связь с их окончательным выходом на пенсию (и последующим падением дохода), они могли бы быть более мотивированы к принятию взвешенных решений.

На самом деле, один эксперимент показал, что манипулирование тем, как люди думают о времени до выхода на пенсию (в днях, а не в годах), заставляло их планировать начать откладывать на пенсию раньше, потому что сдвиг во временной перспективе заставил участников чувствовать себя более связанными с их будущие я. Исследование 2014 года показало, что просмотр реалистичных компьютерных изображений того, как они могут выглядеть в будущем, уменьшил их дисконтирование будущих вознаграждений и заставил их вносить больший вклад в гипотетический пенсионный счет.

2. Мотивирует нас на достижение наших целей (если мы делаем это правильно)

Перспектива имеет еще одно важное применение: она мотивирует нас на достижение наших целей. Но отношения здесь непростые. Работа психолога Габриэле Эттинген и ее коллег показывает, что то, помогают ли размышления о будущем нам на самом деле достигать наших целей, зависит от того, как мы думаем о будущем.

На самом деле исследования показали, что позитивное мышление о нашем будущем может иметь неприятные последствия. Чем больше люди позитивно фантазируют об успешном достижении своих целей, тем меньше усилий они на самом деле прикладывают для их реализации. Например, в одном исследовании люди, которые больше фантазировали об успешном похудении, на самом деле похудели меньше. Другое исследование показало, что студенты, которые фантазировали о своем переходе в профессиональную карьеру, были менее успешны в поиске работы, а студенты, которые больше мечтали о своей любви, с меньшей вероятностью завязывали отношения со своим возлюбленным.

Важно отметить, что оба этих исследования обнаружили противоположный эффект наличия положительных ожиданий («оценка желаемого будущего как вероятного»). Люди, которые ожидали похудеть, с большей вероятностью действительно похудели; студенты, которые ожидали, что найдут работу, с большей вероятностью ее найдут; и студенты, которые ожидали вступить в отношения со своим возлюбленным, с большей вероятностью действительно это сделали.

Вполне логично, что наличие позитивных ожиданий — по сути, оптимизма — может повысить нашу способность достигать целей, но почему на самом деле могут быть фантазии о будущем уменьшить шанс достижения того, что мы хотим? Потому что, как пишут Эттинген и Клаус Мишель Райнингер, позитивные фантазии «заставляют людей мысленно наслаждаться желаемым будущим здесь и сейчас и, таким образом, ограничивают инвестиции и будущий успех».

Но часто наши цели исходят из наших фантазий. Мы хотим преуспеть в работе, найти мистера или миссис Правильного или пробежать марафон. Как нам превратить эти фантазии в поведение, которое может помочь нам достичь наших целей? Исследования показывают, что, хотя оптимизм важен, также полезно провести контраст между нашими фантазиями и нашей текущей реальностью, что позволяет нам увидеть барьеры, которые необходимо преодолеть.

Например, в одном исследовании студентов просили мысленно сопоставить свои позитивные фантазии о пользе от программы профессиональной подготовки с аспектами программы, которые могут помешать их прогрессу. Это размышление заставило студентов, которые ожидали, что преуспеют в программе, взять на себя больше обязательств, а тех, кто ожидал плохого результата, — меньше, что снова указывает на важность оптимистичных ожиданий для успеха. Но мысленное противопоставление также было ключевым: позитивные ожидания не повышали заинтересованность участников, которым не было поручено сравнить свою нынешнюю ситуацию со своими будущими желаниями.

Результаты более позднего исследования показывают, что эффективность мысленного противопоставления обусловлена ​​«активизацией» — это означает, что, когда люди возлагают большие надежды на успех в чем-либо, рассмотрение того, что может помешать достижению их целей, дает им энергию для попытки преодолеть эти барьеры. Другими словами, это помогает немного напрячься.

Умственное противопоставление, особенно когда оно используется в сочетании с «намерениями реализации» — составление планов, помогающих преодолевать потенциальные барьеры, — помогает людям достичь своих целей. Для описания этого процесса Эттинген и его коллеги используют аббревиатуру WOOP: Wish, Outcome, Obstacle, Plan. В исследованиях вмешательства типа WOOP помогли людям избавиться от вредной привычки перекусывать, больше заниматься спортом и улучшить успеваемость.

Таким образом, исследования показывают, что мысли о будущем могут мотивировать нас предпринять шаги, необходимые для достижения наших целей, но только если мы принимаем во внимание препятствия.

3. Улучшает психологическое самочувствие

Помимо того, что помогает нам принимать решения и достигать наших целей, существуют свидетельства того, что перспектива может улучшить психологическое здоровье в целом. Это может даже помочь людям, которые борются с депрессией, и тем, кто восстанавливается после травмы.

Действительно, некоторые исследователи связывают плохую перспективу с некоторыми психологическими расстройствами, такими как депрессия.

«Мы рассматриваем ошибочное проспективное мышление как основной процесс, лежащий в основе депрессии», — пишут психологи Мартин Селигман и Энн Мари Рёпке в книге Homo Prospectus . В частности, они отмечают, что люди с депрессией представляют себе возможное будущее более негативным, чем люди без депрессии. Более того, люди с депрессией склонны переоценивать риск и иметь более пессимистичные представления о будущем.

  • Подробнее о постановке целей

    Узнай, как улучшить достижение своих целей.

    Откройте для себя четыре стадии изменения.

    Узнайте, как создать правильную среду для изменения своих привычек.

    Как выбрать цели, которые заставят вас ожить.

Возможно, поэтому исследования показывают, что борьба с негативными представлениями о будущем может быть полезной. Некоторые методы, используемые в когнитивно-поведенческой терапии, например, включают в себя коррекцию того, как люди думают о будущем, а некоторые исследования показали, что когнитивно-поведенческая терапия может улучшить перспективы. Существует 10-недельная программа под названием «Терапия, направленная в будущее», которая побуждает участников тратить меньше времени на размышления о прошлом или текущих трудностях. Вместо этого их просят уделять больше времени размышлениям о том, чего они хотят от будущего, одновременно развивая навыки для достижения этих будущих целей. Нерандомизированное пилотное исследование показало, что у пациентов с большим депрессивным расстройством, прошедших это вмешательство, наблюдалось значительное улучшение депрессии, тревоги и качества жизни по сравнению с пациентами, прошедшими стандартную когнитивно-поведенческую терапию.

Исследование, проведенное в 2018 году, предполагает, что для людей, восстанавливающихся после травмы, оптимистично писать о будущем — вмешательство, называемое перспективным письмом, — может стимулировать посттравматический рост (то есть положительный психологический рост после травматического жизненного события). В этом исследовании взрослые, которые недавно пережили травму, были случайным образом распределены в группу предполагаемого вмешательства в письмо, контрольную группу фактического письма или контрольную группу без письма. На протяжении всего исследования те, кто входил в группу потенциальных писателей, показали большее улучшение в опросах, измеряющих аспекты посттравматического роста, включая качество отношений, смысл жизни, удовлетворенность жизнью, благодарность и религиозность-духовность. Две другие группы не показали такого же прогресса.

Есть еще одна техника, которая может помочь каждому улучшить свое психологическое здоровье: «упреждающее смакование». Потратив время на то, чтобы смоделировать положительный опыт заранее и насладиться им — будь то предстоящая еда, визит к друзьям или отпуск, — вы сможете дважды извлечь выгоду из этого опыта. Одно исследование, проведенное в 2018 году, показало, что возможность насладиться предстоящим опытом на самом деле увеличивает удовольствие людей как во время развертывания опыта, так и при его воспоминании позже.

Один из способов вовлечься в упреждающее смакование, предложенный Роепке и Селигманом в недавней обзорной статье, состоит в том, чтобы изменить упражнение благодарности «три хороших вещи». Вместо того, чтобы писать три хороших вещи, которые произошли сегодня, вы можете написать три хороших вещи, которые, как вы ожидаете, произойдут завтра, и что вы можете сделать, чтобы повысить вероятность того, что эти вещи действительно произойдут. Для людей, которые борются, они предлагают также записать три метода, которые можно использовать, чтобы смягчить разочарование, если хорошие вещи на самом деле не случаются. Это могут быть стратегии преодоления трудностей (упражнения, общение с другом и т. д.) или альтернативные стратегии, позволяющие сделать что-то хорошее (например, если друг отменил обед, вы можете предложить пообедать на следующей неделе).

4. Делает нас более добрыми и щедрыми

То, как мы думаем о будущем, влияет не только на нашу жизнь. Это также может повлиять на то, как мы относимся к другим людям.

В частности, представление о том, что вы помогаете кому-то в будущем, может повысить вероятность того, что вы действительно это сделаете. Например, исследование 2018 года показало, что участники сообщали о большей готовности помогать другим людям, нуждающимся в помощи (например, человеку, который был заперт в своем доме или потерял свою собаку), если ранее их просили представить помощь человеку в беде. аналогичный сценарий. Люди, которых просили более ярко представить сценарий оказания помощи, представляя событие, происходящее в знакомом месте, были еще более готовы помочь. Один эксперимент даже показал, что люди, которые воображали, что помогают, на самом деле давали больше денег нуждающимся, когда им предоставлялась такая возможность.

Другое исследование показало, что, когда люди более широко думают о будущих последствиях помощи другим, они могут почувствовать вдохновение вести себя более просоциально. В ходе одного эксперимента исследователи попросили людей, которые вызвались добровольцами для оказания помощи пострадавшим от урагана «Катрина», представить себе значение и последствия своей поездки или конкретно подумать о том, как они будут помогать. Те, кто представлял себе последствия помощи, предсказывали, что их ждет более полезная поездка, чем те, кто конкретно думал о своих действиях. Второй эксперимент повторил это открытие: люди предсказывали, что давать деньги кому-то, кого они никогда не встречали, будет более полезным, когда их просили подумать о более абстрактном значении и последствиях их действий (например, как это решение согласуется с прошлым их жизни). и будущий опыт), чем когда их просили рассмотреть более конкретную перспективу.

Может ли этот эффект абстрактного против конкретного иметь последствия в реальном мире? Исследователи думают так:

Мы считаем, что наши результаты предполагают вмешательство, которое можно использовать для побуждения и поддержания просоциального поведения. В той мере, в какой люди избегают или прекращают просоциальные действия из-за конкретных затрат, предложение людям абстрактно интерпретировать эти действия может помочь им упорствовать в просоциальных действиях, которые имеют устойчивые личные и социальные выгоды.

Хотя исследователям еще многое предстоит узнать о разведке, вам не нужно ждать их опубликованных исследований. Вы можете попробовать свои собственные эксперименты прямо сейчас, чтобы увидеть, поможет ли перспектива жить более щедрой, счастливой и более значимой жизнью.

 

Будущее науки о мозге

Если руководствоваться прошлым, захватывающее будущее нейронауки уже наступило, но большинство из нас просто еще не заметило этого.

С предыдущими научными прорывами, которые улучшили условия жизни человека, такими как открытие того, что бактерии вызывают инфекционные заболевания (что привело к созданию антисептиков и антибиотиков) и открытием того, что кремниевые интегральные схемы можно производить недорого (подпитывая цифровую революцию), ключевые открытия были сделаны десятилетиями. прежде чем кто-либо, не говоря уже о ведущих ученых, осознал всю их важность.

Игнац Земмельвейс обнаружил, что «трупные частицы» (бактерии) вызывают болезни в 1848 году, более чем за 20 лет до того, как были приняты антисептические методы борьбы с инфекциями. Разработка интегральных схем и дополнительных металлов на кремнии (КМОП) в 1958 и 1963 годах, соответственно, произошла задолго до того, как эти открытия сделали возможным закон Мура (производительность цифровых схем удваивается каждые 18 месяцев), персональные компьютеры, мобильные телефоны и Всемирную паутину.

Я считаю, что разработки, сравнимые с предыдущими основополагающими научными прорывами, уже произошли в нейробиологии, но большая часть мира еще не осознала этого по ряду причин, главная из которых заключается в том, что некоторые из этих революционных достижений на самом деле не связаны с нейробиологией. вообще, но в таких областях, как вычислительная математика и искусственный интеллект (ИИ).

Большие достижения в области неврологии

Прежде чем описывать «не-нейробиологические» достижения, которые продвигают нейробиологию в захватывающее будущее, позвольте мне сосредоточиться на недавних ключевых прорывах, которые являются в области нейробиологии. Ян Стивенсен и Конрад Кординг из Северо-Западного университета показали в статье 2011 года в Nature Neuroscience , что нейробиологи удвоили количество отдельных нейронов, которые могут быть одновременно зарегистрированы каждые семь лет с 19 лет.50, создав «закон Мура» нейронауки, который привел нас от изучения одного нейрона к почти тысяче нейронов одновременно. Такие методы, как оптогенетическая запись, массивы электродов из углеродных нанотрубок и вводимые массивы наноэлектродов из серебряной сетки, теперь позволяют нейробиологам одновременно слушать и стимулировать огромное количество популяций нейронов.

Помимо терапевтической ценности таких массовых возможностей записи и стимуляции для лечения таких заболеваний, как эпилепсия и болезнь Паркинсона, возможность чтения и записи больших популяций нейронов открыла возможность прямого взаимодействия мозга с компьютерами.

Мигель Николелис из Университета Дьюка уже проделал это на обезьянах, используя ряд электродов, имплантированных в моторную кору, для считывания и интерпретации нейронных разрядов в больших популяциях нейронов, так что обезьяна с имплантатами Николелис может точно управлять искусственным роботом. вооружайтесь, «думая» в одиночку.

Это ошеломляющее достижение иллюстрирует исключительную важность «не-нейробиологических» достижений для самой нейронауки: Николелис не смог бы разобраться в огромном потоке данных, вытекающих из мозга его обезьяны, без помощи высокопроизводительных компьютеров и машинного обучения. алгоритмы (разновидность искусственного интеллекта), которые научились интерпретировать сложные схемы возбуждения больших популяций нейронов, «научившихся» управлять манипулятором робота.

Иными словами, нейробиологи настолько хорошо изучили мозг с помощью методов микрозаписи, что нейробиологи сами по себе не могут надеяться понять ошеломляющую сложность того, что они открыли.

Введение в вычислительную математику и искусственный интеллект

К счастью для нейронауки, математики, специалисты по обработке и анализу данных и программисты борются со своими собственными проблемами «информационной перегрузки», справляясь с экспоненциальным увеличением объема, разнообразия и скорости цифровых данных. порождена революцией в цифровых технологиях.

Google, например, ежесекундно поглощает невообразимые объемы данных, которые они должны как-то «монетизировать» (зарабатывать на этом деньги, потому что их услуги в основном «бесплатны»), точно ориентируясь на цифровую рекламу. Google может сделать это только с помощью массивных систем облачных вычислений, использующих сложные математические алгоритмы и алгоритмы искусственного интеллекта, которые быстро распознают закономерности (например, какие люди, которые ищут товар «А», вероятно, купят товар «Б») и действуют на основе этих данных, чтобы показывать рекламу в режиме реального времени. (Когда вы вводите запрос Google, вы получаете на боковых панелях другую рекламу, чем я, потому что ваше вероятное покупательское поведение отличается от моего.)

Такого рода цифровое чтение мыслей с помощью анализа эзотерических паттернов — именно то, что нужно нейробиологам, таким как Николелис, как для интерпретации паттернов активности в больших популяциях нейронов, так и для связи с теми же самыми нейронами.

Одна из ветвей ИИ, называемая «когнитивными вычислениями», особенно обещает распространить работу Николелис на людей (предоставив людям возможность управлять роботами с помощью своего разума или помочь парализованным людям снова ходить с помощью роботизированных протезов). Когнитивные вычисления, которые выходят далеко за рамки простого распознавания образов, обеспечивают глубокое понимание лежащих в основе вызывает сложных паттернов вместо простого распознавания того, что паттерны существуют.

В то время как современные системы машинного обучения могут определить с помощью грубой статистики, какие люди, выполняющие поиск в Google, будут реагировать на различные целевые рекламные акции, эти системы ИИ не знают, почему существует связь между поисковым поведением Google и покупательское поведение, только то, что существует полезная корреляция.

Но с помощью эзотерической математики, такой как модели высших измерений, описанные исследователями Принстонского университета Ли, Бастианом, Уэлшем и Рабитцем в статье 2015 года в журнале Journal of Physical Chemistry , специалисты по когнитивным вычислениям получают глубокое понимание причинно-следственных взаимосвязей между большим количеством переменных (таких как паттерны возбуждения тысяч различных нейронов), чтобы понять глубокий смысл сложных паттернов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *